Не менее значимы вопросы подготовки пособий и учителей. Тут тоже, возможно, придется отстаивать, так сказать, «чистоту эксперимента». Мы уже столкнулись с различными толкованиями сущности поручения Президента. Например, ввести вместо четко отдельных учебных предметов смешанный курс с частично раздельным, а частично общим его изучением всеми школьниками. Или вдруг появляется информация о сокращении числа учебных часов на ведение этих экспериментальных курсов наполовину, с 35 до 17, что сделало бы их преподавание в школе вообще эфемерным. Могут быть попытки передать подготовку учебных пособий по православной культуре, «нерелигиозным религиоведам». Или разрабатывать и вести программы повышения квалификации учителей без участия конфессий. Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви отстаивает чёткую позицию, согласно которой все образовательные материалы по православной культуре должны разрабатываться и рецензироваться в Церкви, делаться с участием церковных учреждений, включая материалы для внесения в новый Стандарт общего образования. Проблемы могут возникать и в регионах в том случае, если епархии не удастся наладить работу, взаимодействие по проекту с местным департаментом или министерством образования. Если предполагаемым взаимодействием не будут активно заниматься на епархиальном уровне, то найдутся желающие сделать нашу работу за нас, но при этом качество этой работы для граждан и их детей не будет гарантировано. Как представляется, снять подобные опасения и угрозы в отношении цели проекта поможет правильная постановка его задач и чёткое понимание их всеми участниками. Согласно нашему пониманию, главная задача проекта располагается в плоскости развития системы образования. Дело в том, что современный опыт изучения религиозных культур в регионах ориентирован в основном только на преподающиеся в конкретном регионе учебные курсы. Например, либо православной, либо исламской культуры или нерелигиозной этики. В Белгородской или Курской области — православной культуры, в Чеченской или Ингушской республиках — ислама, в Москве или Нижегородской области — курсов по истории религий на безальтернативной основе. То есть этот опыт, как правило, не предусматривает многообразия, возможности свободного выбора учебных предметов духовно-нравственного содержания семьей, учителем, школой, а иногда и вообще не предусматривает возможность отказа от его изучения.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» протоиерей Лев Махно Кредо православной гимназии – свободный выбор, раскрытие Богом данных дарований " decoding="" title="" data-ll-status="" > протоиерей Лев Махно Кредо православной гимназии – свободный выбор, раскрытие Богом данных дарований В Избранное ( 3  голоса:  5.0 из  5) Пока вокруг системы образования продолжаются дебаты, дети незаметно вырастают. Им необходимо учиться здесь и сейчас, а не ждать, пока разумные взрослые изобретут заново «велосипед» отечественной педагогики, давно изобретенный и, кстати, признанный в мире одним из совершенных. Где получить качественное светское образование и доброе воспитание в традициях православной культуры? Очевидно, в православной гимназии. Тульскую православную классическую гимназию считают одним из лучших учебных заведений России. Именно так охарактеризовал ее председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Конечно, это заслуга педагогов и ее создателя митрофорного протоиерея Льва МАХНО, Почётного работника общего образования России, Отличника народного образования и обладателя других многочисленных светских и церковных наград. Наша беседа с ректором ТПКГ – об уникальном опыте создания и развития учебного заведения, о его приоритетах в образовании и воспитании. – Отец Лев, в прошлом году гимназия отмечала 25-летие. Почетный гость юбилейных мероприятий владыка Меркурий, обращаясь к Вам перед губернатором, учителями, гимназистами, подчеркнул значимость трудов и передал Вам Патриаршую грамоту в знак благодарности Русской Православной Церкви и лично Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Что значит для Вас такая оценка? – Несомненно, она очень важна. Владыка Меркурий засвидетельствовал, что находится под большим впечатлением от увиденного. А увидел он не только уровень нашей школы, но и уважительное отношение к ней в регионе. Гимназия состоялась – Господь так рассудил. Стоит отметить, что признание нашей работы случалось и раньше – так, в 2000 году Президент Российской Федерации Владимир Путин, вручая мне награду, во всеуслышание назвал ТПКГ одной из первых гимназий России.

http://azbyka.ru/deti/kredo-pravoslavnoj...

Участники Рождественских чтений просят Минобрнауки активизировать работу по вопросу о преподавании ОПК в школе Москва, 19 февраля 2009 г. Участники XVII Рождественских образовательных чтений считают недостаточными усилия Минобрнауки и Российской академии образования по внедрению " Основ православной культуры " в школах, передает ИНТЕРФАКС . " Не прекращаются попытки подменить преподавание учебного предмета " Православная культура " на добровольной основе обязательным секулярным курсом по истории религий под разными названиями, что категорически неприемлемо для православных христиан " , - говорится в документе, принятом по итогам круглого стола на тему стандартов общего образования, который прошел в рамках Рождественских чтений. Авторы документа обеспокоены тем, что проект Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения " в настоящее время не учитывает интересы православного сообщества, последователей Русской Православной Церкви в сфере обучения и воспитания детей в российской общеобразовательной школе " . К недоработкам они относят и то, что в Российской академии образования до сих пор не организована работа на основе включения в новое поколение госстандартов общего среднего образования предмета " Православная культура " в составе новой образовательной области учебного плана " Духовно-нравственная культура " . В документе напоминается, что циркулярным письмом ныне почившего патриарха Алексия II от 26 марта 2008 года было инициировано церковно-общественное обсуждение проекта нового федерального госстандарта. По мнению участников Рождественских чтений, данный госстандарт должен решать задачу " свободного и добровольного приобщения детей к истории и культуре православия " , " полноценного и компетентного представления истории, культуры и современного положения православного христианства, Русской православной церкви в содержании общего социально-гуманитарного образования " . Авторы документа выступили за создание во всех епархиях постоянно действующих церковно-общественных комиссий (советов, групп и др.) для содействия в вопросе " свободного и добровольного приобщения детей к духовным и нравственным ценностям православия в российской школе " .

http://pravoslavie.ru/29354.html

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей встретился с представителем монашеской общины Бозе 30 апреля 2010 г. 15:02 29 апреля 2010 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялась встреча заместителя председателя ОВЦС игумена Филиппа (Рябых) с братом Адальберто Майнарди, насельником монашеской общины в Бозе (Италия), и профессором из Болоньи Альберто Меллони. Во встрече принял участие исполняющий обязанности секретаря ОВЦС по межхристианским отношениям священник Димитрий Сизоненко. В начале беседы брат Адальберто от имени всей общины и ее основателя брата Энцо Бьянки передал приветствие и глубокую признательность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и председателю Отдела внешних церковных связей митрополиту Волоколамскому Илариону за поддержку и многолетнее сотрудничество в организации международных симпозиумов на актуальные темы православной духовной традиции, которые проходят ежегодно в Бозе, начиная с 1993 года. В очередном, восемнадцатом, коллоквиуме примет участие представительная делегация Русской Православной Церкви, которую возглавит наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност . В рамках темы «Общение и уединение» речь пойдет не только о монашеской традиции, но и о важных составляющих духовной жизни современного человека. Делегация Русской Православной Церкви примет активное участие в обсуждении этой темы в рамках круглого стола и свободного общения с другими участниками и гостями коллоквиума. Профессор Альберто Меллони проинформировал о работе возглавляемого им Института религиоведческих исследований Болоньи. В частности, речь шла об академическом издании документов Вселенских и Поместных Соборов. Отдельный том будет посвящен деяниям и определениям Поместных Соборов Русской Православной Церкви. Профессор Меллони выразил надежду на участие российских историков и богословов в этом проекте. В ответ игумен Филипп рассказал о деятельности Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» и подарил недавно изданные документы последних Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви. В заключение он поблагодарил гостей за визит и выразил надежду на дальнейшее развитие плодотворного сотрудничества с монашеской общиной Бозе и Институтом религиоведческих исследований Болоньи. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1149781.ht...

Сайт СПбПДА: ЖУРНАЛ «ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ» ВКЛЮЧЕН В СИСТЕМУ РОССИЙСКОГО ИНДЕКСА НАУЧНОГО ЦИТИРОВАНИЯ (РИНЦ) ноября 2013 Научно-богословский журнал Санкт-Петербургской православной духовной академии " Христианское чтение " включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ). На данный момент в системе размещена информация о 8 номерах журнала за 2011-2012 гг. со свободным доступом к статьям журнала до 2011 г. включительно. Информация о номерах за предшествующие годы продолжает размещаться. Научно-богословский журнал Санкт-Петербургской православной духовной академии " Христианское чтение " включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ). На данный момент в системе размещена информация о 8 номерах журнала за 2011-2012 гг. со свободным доступом к статьям журнала до 2011 г. включительно. Информация о номерах за предшествующие годы продолжает размещаться.  Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) - это национальная информационно-аналитическая система, аккумулирующая информацию о цитировании публикаций из более 4000 российских журналов. Она предназначена не только для оперативного обеспечения научных исследований актуальной справочно-библиографической информацией, но является также и мощным инструментом, позволяющим осуществлять оценку результативности и эффективности деятельности научно-исследовательских организаций, ученых и уровень научных журналов.  Значительно более полный электронный архив номеров журнала за 1868-1917 и 2009-2012 гг. в формате pdf доступен по адресу http://christian-reading.info. Архив позволяет осуществлять поиск материалов по номерам журнала и по именам авторов. Текст: Редакция журнала " Христианское чтение " Фото: скриншот страницы РИНЦ с информацией о журнале " Христианское чтение " Поделиться 11 апреля 2024 3 апреля 2024 2 апреля 2024 1 апреля 2024 19 марта 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Состоялось заседание рабочей группы Министерства образования и науки Российской Федерации и Русской Православной Церкви 9 июля 2014 г. 13:22 Заседание рабочей группы по выработке подходов, направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, исторических и культурных традициях мировых религий, состоялось 7 июля 2014 года в Министерстве образования и науки Российской Федерации. Участники встречи рассмотрели перспективы развития сотрудничества Министерства и Русской Православной Церкви в 2014-2015 учебном году, вопросы реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 2013-2014 учебном году, обеспечение свободного, добровольного, информированного выбора родителями школьников модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях и состояние реализации экспериментальной основной образовательной программы бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» для подготовки молодых учителей к преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики». В ходе состоявшегося обмена мнениями председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий особо подчеркнул необходимость дальнейшего развития ОРКСЭ и выстраивания межпредметных связей с этим курсом: «Мы не можем говорить о преподавании курса ОРКСЭ без контекста преподавания истории, литературы, искусств, словесности, русского языка и других гуманитарных дисциплин. Этот курс должен дополнять все остальные, внося духовно-нравственную константу в образовательный процесс», — сказал иерарх в своем выступлении . Министр образованияи и науки Д.В. Ливанов выразил понимание позиции Русской Православной Церкви по вопросам воспитания и преподавания духовно-нравственных дисциплин. «Направление этого развития нам нужно обсуждать и дальше, двигаясь по пути повышения педагогической эффективности этого курса. Сюда легко ложатся все темы, связанные с подготовкой и переподготовкой учителей и с разработкой системы, когда разные курсы работают на одну единую педагогическую задачу, дополняя друг друга», — сказал министр образования.

http://patriarchia.ru/db/text/3684752.ht...

Право не исповедовать религии и свободно распространять соответствующие взгляды не может считаться тождественным праву вести пропаганду воинствующего атеизма в стиле советской эпохи, ибо такая пропаганда запрещена ч. 2 ст. 29: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». Говоря о запрете пропаганды религиозного превосходства, законодатель не имел в виду запрет на утверждение абсолютной истины вероучения своей религии, ибо такое убеждение составляет основание почти всякой религиозности, и подобная интерпретация соответствующего положения означала бы косвенный запрет на публичное выражение религиозных взглядов и распространение большинства религиозных вероучений. Статус Русской Православной Церкви в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях». Принятие этого Закона сопровождалось острой дискуссией в печати. Его окончательная редакция встретила поддержку со стороны Священноначалия Русской Православной Церкви, православного духовенства и церковного народа. Данный документ положительно оценили и представители других традиционных в России конфессий. В Законе 1997 г. в основном повторяются нормы предыдущего Закона, но в его преамбуле содержится отсутствовавшее в Законе 1990 г. положение, в котором признается особая роль Православной Церкви, а также некоторых других вероисповеданий в истории России. Преамбула гласит: «Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный закон».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

В то же время не заключенные под стражу лица, имеющие возможность свободно посещать храм и духовно окормляться у приходских священнослужителей, не должны быть лишены пастырско-душепопечительной заботы Церкви. К их числу относятся люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации в связи с уголовным преследованием: субъекты досудебных разбирательств, подростки, имеющие проблемы с законом, члены семей и дети лиц, содержащихся под стражей, освободившиеся заключенные, осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы, и прочие. Обустройство и деятельность социально-адаптационных центров таковых лиц не имеют принципиальных отличий от существующих церковных институтов социальной помощи. Обеспечение деятельности Церкви при решении вопросов социальной адаптации правонарушителей в равной степени является общей прерогативой всех синодальных и епархиальных отделов Русской Православной Церкви (по тюремному служению, по связям с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, социальному служению и благотворительности, молодежным отделом и др.), сотрудничающих с соответствующими государственными учреждениями и общественными организациями, задействованными в работе с указанными группами риска. Организация миссии Церкви по духовно-пастырскому окормлению участников уголовно-исполнительного и пробационного процессов требует дифференциации прерогатив подразделений Русской Православной Церкви с учетом различия функций государственных структур, обеспечивающих социализацию заключенных в учреждениях УИС, и лиц, находящихся на свободе под юрисдикцией органов внутренних дел и региональных властей, хотя это одни и те же люди на разных стадиях своего реадаптационного процесса. 1 — Настоящий документ разработан применительно к законодательству Российской Федерации и существующей в ней системе исполнения наказаний. При его использовании в других странах СНГ, в странах Балтии и других странах должно учитываться местное законодательство и существующую в каждой из этих стран систему исполнения наказаний.

http://patriarchia.ru/db/text/2843078.ht...

Стандарт православного компонента общего образования представляет концептуальные параметры восполнения духовно-нравственной составляющей общего среднего образования, православного обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях Русской Православной Церкви, иных образовательных организациях. Стандарт православного компонента общего образования разработан на основе православного вероучения и христианской антропологии, с учетом педагогических целей и традиций, воспитательных идеалов и ценностей, существующих в странах, духовно окормляемых Русской Православной Церковью. Основы систематического обучения на Руси были заложены со времен принятия христианства. Первая летописная книга «Повесть временных лет» свидетельствует, что первые училища в Киеве и Новгороде были созданы Крестителем Руси, святым равноапостольным князем Владимиром. За более чем тысячелетний период православная педагогика накопила многоценный опыт в деле образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. В середине XVIII века, составляя регламент обучения и правила поведения воспитанников первых гимназий в России, М. В. Ломоносов фактически сформировал православный компонент гимназического обучения. Научно-педагогические принципы нравственно-развивающего обучения в 60-е годы XIX века были сформулированы великим русским педагогом К. Д. Ушинским , полагавшим веру христианскую и русские православные культурно-исторические традиции залогом правильного воспитания школьников как свободных и ответственных граждан России. В первые послереволюционные годы (1918–1920) православный компонент образования был изъят из системы общего образования Декретом об отделении Церкви от государства и школы от Церкви (январь 1918 г.). Со знаменательного празднования 1000-летия Крещения Руси (1988 г.) началось возрождение общеобразовательной деятельности Русской Православной Церкви. При православных приходах стали открываться первые воскресные школы. Новый закон «Об образовании» 1992 г. в Российской Федерации предоставил зарегистрированным религиозным организациям право на создание дошкольных и общеобразовательных учреждений, что положило начало их формированию при приходах, епархиях Русской Православной Церкви, православных братствах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

Творящим же, или глаголющим православной Нашей восточной Вере и церковным преданиям противное, Нашего царствия всякого чина иностранным и иноверным людям, здесь живущим, за достоверным свидетельством блюстителя училищ и учителей, давая из во оном веру, Нашим Царским повелением запрещать и смирять, и достойным городским судом таковых, как хулителей Нашей восточной святой Веры и церковных преданий целость терзателей, без всякого помилования судить; дабы всякому было ведомо Наше Царское крепкое в православной Нашей, Вере и в преданиях церковных утверждение, и о защите той присное, усердное, крепкое промышление, никто же, никогда никоим-либо образом восхотел оной делом и словом противен быть, и укоризну каковую той приносить. Тринадцатое Из разных вер и ересей к Нашей православной восточной Вере приходящих, и её приемлющих, всех вписать в книги, и отдать блюстителю училищ с учителями, дабы они в хранении Нашей православный Веры и церковных преданий наблюдали; и кто из них как житие своё в ней препровождает, и крепко ли и цело оную и церковные предания содержит, известие имели. Если же кто из новопросвещённых не цело хранящим православную Нашу веру и церковные предания явится; и такового в дальние наши грады, на Терек и в Сибирь ссылать. Если же кто явится в держании своей прежней веры или ереси, из которой пришёл к православной Вере, а Нашей Веры в хулении; и таковой да сожжётся без всякого милосердия. Четырнадцатое И о сем их блюстителю с учителями заботиться крепко, чтобы всякого чина Духовным и мирским людям волшебных, и чародейных, и гадательных, и всяких, от Церкви возбраняемых богохульных и богоненавистных книг и писаний у себя никому весьма не держать, и по оным не действовать, и иных тому не учить. А у них же таковые книги или писания ныне суть, и оным таковые книги и писания сожигать, и никаких бы волхвований и чародеяний и гаданий впредь не держать. Также и неучёным людям свободных учений никому Польских и Латинских, и Немецких, и Лютерских, и Кальвинских, и прочих еретических книг у себя в доме не держать, в их за неимением довольного рассуждения и ради в Вере Нашей сомнения не читать, и нигде никому из оных еретических книг, и их восточной Нашей православной Вере, и церковным преданиям противных толкований, состязаний не иметь.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010