по включению учебного предмета «Православная культура» в школьный учебный план с учетом законных интересов последователей других религий и нерелигиозной части общества. Руководством Минобрнауки России не выполнены рекомендации по данной теме наиболее представительного института гражданского общества — Общественной палаты РФ. В частности, не внесены предложения по закреплению в федеральном законодательстве порядка изучения религий в государственной и муниципальной школе на религиозной мировоззренческой основе с участием религиозных организаций. После ликвидации регионального и школьного компонентов в стандарте общего образования в некоторые регионы (Калининградская область и др.) Минобрнауки России в экспериментальном порядке уже направлены учебные планы, не предусматривающие возможности преподавания курсов православной культуры в начальной школе, что подрывает работу регионов по удовлетворению образовательных потребностей граждан. В то же время на встрече с архиереями Русской Православной Церкви по случаю 90-летия восстановления патриаршества 19 ноября 2007 г. президент Российской Федерации В.В. Путин указал, что при соблюдении принципа добровольности сложившаяся в муниципальных школах «практика преподавания основ конфессиональных культур — православной, мусульманской и других… имеет право на существование». Таким образом, преподавание православной культуры должно быть сохранено там, где оно уже ведется, и в дальнейшем должно найти свое достойное место в государственных стандартах общего образования нового поколения. Для разрешения сложившейся ситуации необходимо незамедлительно обеспечить нормативноправовую базу для сохранения и развития имеющейся практики преподавания курсов православной культуры. Министерству образования и науки РФ направить в регионы письмо с определенными указаниями, что преподавание курсов православной культуры может свободно развиваться в соответствии с запросами общества, а в перспективе учебный предмет «Православная культура», с учетом принятых на калужской конференции принципиальных решений, будет включен в новое учебное планирование, вводимое с 2009-2010 учебного года.

http://patriarchia.ru/db/text/359284.htm...

поиск:   разделы   рассылка Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации Епархии РПЦ Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации (наименование епархии) Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) ___ (наименование органа управления образованием субъекта Российской Федерации), действующий на основе Положения ___, утвержденного ___, в лице руководителя ___ и централизованная религиозная организация (наименование епархии) ____ епархии Русской православной церкви (Московский патриархат) в лице Епархиального архиерея, именуемые далее " Стороны " , основываясь на: – положениях Конвенции " О правах ребенка " ; – конституционных гарантиях прав и свобод человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ; – конституционных принципах светского характера Российского государства, отделения религиозных объединений от государства и их равенства перед законом; – принципах государственной политики в области образования, свободы совести и вероисповедания, закрепленных в Законе Российской Федерации " Об образовании " , Федеральных законах " О высшем и послевузовском профессиональном образовании " , " О свободе совести и о религиозных объединениях " ; заключили настоящее соглашение о сотрудничестве в целях формирования у обучающихся целостного мировоззрения, представления о православной культуре, как о важнейшей составляющей российской и мировой культуры, развития духовно-нравственного просвещения и культурно-педагогических традиций в системе образования. Статья 1. Предметом настоящего Соглашения является сотрудничество Сторон в области образования, духовно-нравственного просвещения обучающихся, развития системы образования в субъекте Российской Федерации. Указанное сотрудничество включает: – сотрудничество в решении вопросов обеспечения прав граждан на свободное и добровольное приобщение их детей к ценностям и традициям православной культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях с учетом законных интересов и прав представителей других религиозных организаций и нерелигиозной части общества;

http://religare.ru/2_44799.html

12. Добровольный выход из православия допускается не ранее достижения возраста, установленного для вступления в брак. Прежде достижения этого возраста дети могут оставить православие только по желанию родителей, и притом лишь в случае оставления православия самими родителями; от детей, достигших 9-летнего возраста, требуется их согласие. 13. Государственное законодательство относительно условий заключения брака лиц православного исповедания устанавливается сообразно с нормами церковного права. 14. Церковное венчание по православному чину признается законною формой заключения брака. 15. Церковно-судебные решения по делам о разводе и о при­знании совершенного Церковью брака незаконным или недействи­тельным признаются в силе судебных решений. 16. Юридические условия и последствия смешанных браков, если один из брачующихся принадлежит к Православной Церкви, определяются согласно с законодательством последней. 17. Церковные метрические книги ведутся согласно государственным законам и имеют значение актов гражданского состояния. 18. Учреждаемые Православною Церковью низшие, средние и высшие школы, как специально богословские, так и общеобразовательные, пользуются в Государстве всеми правами правительственных учебных заведений на общем основании. 19. Во всех светских государственных и частных школах воспитание православных детей должно соответствовать духу Православной Церкви: преподавание Закона Божия для православных учащихся обязательно как в низших и средних, так и в высших учебных заведениях; содержание законоучительских должностей в государственных школах принимается на счет казны. 20. Удовлетворение религиозных нужд членов Православной Церкви, состоящих в армии и флоте, должно быть обеспечено заботой Государства: каждая воинская часть должна иметь православное духовенство. 21. Священнослужители, монашествующие и штатные псаломщики свободны от воинской и других личных натуральных повинностей. Служащие в учреждениях церковных пользуются правами государственной службы. 22. Имущество, принадлежащее установлениям Православной Церкви, не подлежит конфискации или отобранию, а самые установления не могут быть упраздняемы без согласия церковной власти.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

б) определение правового положения тюремных священнослужителей в местах принудительного содержания, их прав и обязанностей; в) определение правового положения религиозных зданий (тюремных храмов) и помещений (молитвенных комнат) на территориях учреждений ФСИН РФ, предназначенных для совершения богослужений и духовно-пастырского окормления заключенных, гарантирующего их прямое предназначение. г) создание учебных центров по подготовке священнослужителей (тюремных капелланов) для тюремного служения, которые будут готовить клириков Русской Православной Церкви к специфическому тюремному служению. I Возрождение института тюремного духовенства В деле возрождения института тюремного духовенства мы намерены опираться, прежде всего, на дореволюционный опыт Русской Православной Церкви. Однако для нас также важен современный опыт деятельности тюремных капелланских структур зарубежных стран. В местах лишения (ограничения) свободы несут послушание более тысячи священнослужителей Русской Православной Церкви, большинство из которых бывают в местах лишения свободы лишь эпизодически и в свободное от основных приходских обязанностей время. С весны 2010 года Федеральная служба исполнения наказания Российской Федерации запустила пилотный проект по включению священнослужителей в деятельность исправительных учреждений на штатной основе, реализация которого началась в 16-ти исправительных учреждениях: УФСИН России по Республике Мордовия (4), Камчатскому краю (3), Вологодской (5) и Саратовской (4) областям. Этот пилотный проект по воссозданию института тюремного духовенства открыл новую страницу во взаимодействии Русской Православной Церкви и ФСИН РФ. II Финансирование института тюремных капелланов Учреждение института тюремных капелланов требует решения вопросов финансирования. С одной стороны — финансового обеспечения тюремных священнослужителей, храмы которых расположены в непосредственной близости от учреждений УИС и, как правило, в силу удаленности от районных селений бедны. С другой стороны — финансового обеспечения жизнеспособности самих тюремных храмов, возведенных на режимной территории и не имеющих собственного дохода на содержание.

http://patriarchia.ru/db/text/1492496.ht...

Осознание этой истины побудило церковное руководство в начале XX в. выступить за отказ от религиозных гонений и пересмотр отношений Церкви с государством. Тем не менее возможность примирения различных точек зрения по вопросу о веротерпимости (и в частности, перестройка отношений с инославием и иноверием) в относительно мирной обстановке была к этому времени в значительной степени упущена. Нарождавшееся в России секулярное (т. н. «гражданское») общество, равно как и задачи внутренней миссии, требовали наиболее гибких и многообразных форм пастырской деятельности. Однако укреплённая курсом на «опростительство» и архиерейским произволом 50 инертность и несамостоятельность клира в условиях подъема общественного недовольства, социального брожения и роста атеистических настроений (особенно в радикальных кругах российской интеллигенции) вместе с разрушением народной религиозности представляла серьёзную опасность для авторитета православной Церкви. В эпоху Победоносцева церковное начальство пыталось достичь пастырского пробуждения самым разными средствами, но политика светской и духовной власти не сломила общей пассивности духовенства. Определённая часть его, как это видно из источников, оставалась безразличной к вопросу о церковных преобразованиях даже в то время, когда тема эта свободно и остро дебатировалась в церковной и светской печати. «Я и раньше думал, – писал в 1905 году в своём письме в редакцию „Русского дела“ епископ Новомиргородский Димитрий, – (...) что единственное спасение России от надвигающихся на неё бед заключается в даровании св. православной русской церкви свободы от владычества чиновников-бюрократов. (...) Не сознает ещё, или плохо сознает эту истину только среднее сельское, приходское духовенство, воспитанное по семинарским учебникам, в которых, согласно Духовному Регламенту, доказывается, что при нынешнем синодальном управлении в русской церкви больше соборности, чем было при патриархах и всероссийских митрополитах. Поэтому предстоит труд ещё много и много раз разъяснять духовенству ту истину, что современное управление в православной русской церкви не всегда согласуется с церковными канонами и что положение её под властью чиновников крайне ненормально, а потому необходима коренная церковная реформа (...)» 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Москве пройдет презентация книги Наталии Нарочницкой «Русский код развития» Москва, 15 ноября 2012 г. 16 ноября в 18.00 в «Новом книжном» на Сухаревской пройдет встреча с известным политиком, ученым, православным идеологом и общественным деятелем Наталией Алексеевной Нарочницкой, на которой она представит свою новую книгу «Русский код развития». Эта книга посвящена самым острым политическим, историческим, международным проблемам. Когда выйдет из упадка русский народ? Как сохранить суверенитет России как великой державы на мировой арене? Где ждать следующих взрывов «арабской весны»? Огромная эрудиция, глубокие знания, как и четкая, взвешенная патриотическая позиция, делают книгу Наталии Нарочницкой интересной для всех тех, кому небезразлична судьба России и ее будущее. Наталия Нарочницкая – яркий оратор, признанный эксперт, а также опытный полемист по международным и философским вопросам, свободно дискутирующая на английском и немецком языках. Наталия Нарочницкая представит свою новую книгу и ответит на читателей вопросы 16-ого ноября в 18:00 в магазине «Новый Книжный» по адресу м. Сухаревская, Мал. Сухаревская пл., д.12, ТЦ «Садовая Галерея». Н.А. Нарочницкая – Родилась 23 декабря 1948 в Москве . Окончила с отличием МГИМО, специалист по США, Германии и общим проблемам и тенденциям международных отношений, владеет английским, немецким, французским и испанским языками. В 2003 году, Наталия Алексеевна была избрана депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва. С 2007 года Н.А. Нарочницкая – создатель и президент некоммерческой организации «Фонд изучения исторической перспективы». В 2008 году Н.А. Нарочницкая возглавила Европейский институт демократии и сотрудничества. С 2009 года Н.А. Нарочницкая — член Комиссия при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. Также с 2009 года является членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Деятельность Н.А. Нарочницкой отмечена высокими наградами Православной Церкви: Орденом Св. Равноапостольной Ольги 3-й степени Русской Православной Церкви, Орденом Св. Великомученицы Варвары Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. 5 октября 2011 года согласно приказу Министра внутренних дел Российской Федерации, Н.А. Нарочницкая вошла в состав Общественного совета при МВД России. 15 ноября 2012 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/57466.html

Резолюция конференции «Православная культура в современной школе: практика, проблемы, перспективы» 2 февраля 2008 г. 15:20 30 и 31 января 2008 года в рамках XVI Международных Рождественских образовательных чтений состоялась конференция «Православная культура в современной школе: практика, проблемы, перспективы», собравшая более 400 участников из многих регионов России. На пленарном заседании и на 5 секциях, организованных в рамках конференции, выступили более 60 представителей учреждений системы образования, Русской Православной Церкви, научных центров.   Обсуждались вопросы правового регулирования, методологии, теории, организации и обеспечения преподавания курсов православной культуры в образовательных учреждениях; обеспечения введения учебного предмета «Православная культура» в учебный план в рамках новой образовательной области «Духовно-нравственная культура» с 2009 г.; оценки результатов образования; содержания, методик и организации подготовки учителей православной культуры; изучения православной культуры в базовом социально-гуманитарном образовании и воспитании школьников; межрегионального сотрудничества по теме; обеспечения законных интересов граждан на свободное и добровольное приобщение детей к духовнонравственной культуре Православия в российской школе, защиты права на воспитание детей в процессе получения ими общего образования (сохранение культурной идентичности, недопущение навязывания атеистических взглядов под видом научного знания, обязательного секулярного курса по истории религий вместо ОПК и др.). По итогам состоявшихся обсуждений определены актуальные задачи на 2008 год: Участники конференции приняли следующие решения: Поддерживая решения, принятые на конференции Минобрнауки и РПЦ «Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся», состоявшейся 20-21 декабря 2007 г. в г. Калуге, участники конференции выражают серьезные опасения, что они не будут реализованы. В Российской академии образования так и не начата работа с предложениями Русской Православной Церкви от 2006 г.

http://patriarchia.ru/db/text/359284.htm...

Он добавил, что не исключает и возможности расширения часов преподавания. Участники дискуссии приняли решение о том, что с целью развития курса ОРКСЭ будет создана совместная рабочая группа представителей Русской Православной Церкви и Минобрнауки, которая к следующему заседанию подготовит конкретные предложения. Оценивая проблемы свободного выбора модулей в рамках ОРКСЭ в некоторых регионах России, Д.В. Ливанов подчеркнул недопустимость ограничения свободы выбора модулей ОРКСЭ. По его мнению, один из основных принципов курса — добровольность его выбора. «Ни региональные, ни муниципальные власти не должны диктовать этот выбор и тем более оказывать давление на родителей при выборе», — сказал министр, добавив, что в этом вопросе пока ещк есть ряд недоработок. Участники совещания также обсудили предложения, направленные на развитие взаимодействия Минобрнауки и Русской Православной Церкви в области разработки учебно-методических пособий для обучения и тестирования трудовых мигрантов русскому языку, истории и культуре России, а также вопрос о совершенствовании механизмов распределения бюджетных мест в вузах по направлению подготовки «теология». По этим проблемам также намечены пути конкретного взаимодействия. Следующее заседание решено провести в ноябре 2014 года. В совещании приняли участие председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин , первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации Н. Третьяк, директор Департамента государственной политики в сфере общего образования А. Зырянова, директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи А. Страдзе, начальник отдела Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки С. Ермакова, заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации (ОРОиК) игумен Митрофан (Шкурин) , руководитель информационно-аналитической службы ОРОиК иеромонах Геннадий (Войтишко), заведующий сектором основ православной культуры ОРОиК диакон Герман Демидов, руководитель службы региональных связей Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества М. Паршин, главный юрисконсульт ОРОиК Е. Зайчикова, исполнительный секретарь межведомственной группы по преподаванию теологии в вузах иеромонах Родион (Ларионов), разработчик программы бакалавриата по профилю «Культура конфессий» Е. Ивахненко, специалист Службы региональных связей Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества П. Лебедев.

http://patriarchia.ru/db/text/3684752.ht...

241. Из постановления собрания духовенства г. Саратова 20 марта 1917 г. а). Единодушно приветствовать новый политический строй с горячим пожеланием ему быть действительным выражением принципов истинного народоправства, как главнейшего залога осуществления новых правовых начал в жизни свободной Родины и свободной, утверждающейся на канонах и началах соборности, Церкви. б). Всеми возможными мерами способствовать укреплению в народном сознании необходимости и благотворности нового политического строя, провозглашенного Временным народным правительством, и имеющего в окончательной форме определиться в решении Учредительного собрания, и призывать паству к мирной и спокойной работе. в). Братски приветствовать представителей в собрании духовенства от вышепоименованных общественных организаций, 466 с сердечным пожеланием им успеха в их созидательной исторической работе на благо и счастье свободной великой Родины. Саратовские епарх. ведомости. Саратов, 1917. 12. б/о. С. 406407. 242. Из резолюции собрания духовенства 1-го Крестецкого благочиннического округа Новгородской епархии 20 марта 1917 г. Духовенство 1 Крестецкого округа Новгородской епархии, собравшееся на ст[анции] Окуловка, Новгородской] ж[елезной] д[ороги], в количестве 14 священников, 1 диакона и 9 псаломщиков, единогласно постановило – приветствовать Временное Правительство в лице г[осподи-на] Обер-Прокурора Свят[ейшего] Синода и вместе с тем высказать полную готовность служить родине и на новом пути ее Государственной жизни, содействуя Временному Правительству во всех его делах и начинаниях, клонящихся ко благу отечества и Свят[ой] православной церкви, о чем и послать господину] Обер-прокурору Св[ятейшего] Синода немедленно телеграмму. Прежде всего духовенство не может не высказать своего удивления и огорчения по поводу того, что первосвятители православной церкви, хорошо знавшие о нестроениях в церкви, дошедших ныне до последнего предела, и о вмешательстве в дела церкви и Государства таких темных личностей как пресловутый Григорий Распутин, не только сами преступно и позорно молчали, не только не возвышали своего голоса против безобразий, но преследовали и тех из духовенства, кои имели благородство и мужество о том говорить...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2 Концепция возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. – Изд. Рабочей группы по планированию возрождения православной миссии на канонической территории Русской Православной Церкви, 1995. В тексте все ссылки на этот документ даны курсивом. 3 Далее в тексте – БПДС (с м/н). 4 Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. – Изд. Миссионерского отдела Московского Патриархата Русской Православной Церкви, 2007. В тексте все ссылки на этот документ даны жирным курсивом. 5 Здесь речь не идет о специальных миссионерских «программах» или «поручениях», которые требуют особого контроля и руководства уполномоченных на это лиц. 6 Как отмечают ученые, например, Е. М. Верещагин в книге «История возникновения древнего общеславянского литературного языка», первым переводом Библии, ориентировавшимся на «народный», т. е. разговорный, бытовой язык народа, был лютеровский перевод, ставший, таким образом, первым шагом на пути секуляризации в протестантской традиции; о языке для перевода Св. Писания, по мнению Лютера, «надо спрашивать хозяйку в доме и простого человека на рынке, им нужно смотреть в рот, а уж потом переводить». 7 Стиль – заостренная металлическая палочка для письма на вощеной дощечке. 8 Выписка из закона: Гл. 1, ст. 3, п. 1: «В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»; п. 6: «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются».

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010