Святейший Патриарх Алексий являлся председателем Патриаршей Синодальной Библейской комиссии, главным редактором «Православной энциклопедии» и председателем Наблюдательного и Церковно-научного советов по изданию «Православной энциклопедии», председателем Попечительского совета Российского благотворительного фонда примирения и согласия, возглавлял Попечительский совет Национального военного фонда. За годы своего архиерейского служения в сане митрополита и Патриарха Алексий II посетил многие епархии Русской Православной Церкви и страны мира, был участником множества церковных событий. В церковной и светской печати в России и за рубежом опубликовано несколько сотен его статей, выступлений и работ на богословские, церковно-исторические, миротворческие и другие темы. Святейший Патриарх Алексий возглавлял Архиерейские Соборы 1992, 1994, 1997, 2000, 2004 и 2008 годов, неизменно председательствовал на заседаниях Священного Синода. Большое внимание Святейший Патриарх Алексий уделял подготовке кадров священнослужителей для Русской Православной Церкви, религиозному образованию мирян и духовно-нравственному воспитанию юного поколения. С этой целью по благословению Его Святейшества открываются духовные семинарии, духовные училища, церковноприходские школы; создаются структуры для развития религиозного образования и катехизации. В 1995 году устроение церковной жизни позволило подойти к воссозданию миссионерской структуры. Его Святейшество уделял большое внимание установлению в России новых взаимоотношений между государством и Церковью. При этом он убежденно придерживался принципа разделения между миссией Церкви и функциями государства, невмешательства во внутренние дела друг друга. В то же время он считал, что душеспасительное служение Церкви и служение государства обществу требуют обоюдно свободного взаимодействия между церковными, государственными и общественными институтами. После многолетних гонений и ограничений Церкви была возвращена возможность проводить не только катехизаторскую, религиозно-образовательную и воспитательную деятельность в обществе, но и осуществлять благотворительность по отношению к малоимущим и служение милосердия в больницах, домах престарелых и местах заключения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245130...

б) учреждается институт гражданских браков; в) управления кладбищ всех исповеданий не имеют права чинить каких-либо препятствий к организации на территории кладбищ гражданских похорон; г) допускается сожжение трупов. 5. В внесении денежных и натуральных повинностей священно-церковнослужители всех исповеданий, как равно и монашествующие лица, уравниваются со всеми гражданами Российской Республики. 6. Священно-церковнослужители всех исповеданий, как равно и монашествующие лица, возраст коих подходит к призванным годам, привлекаются к несению воинской повинности, отбывать которую могут в нестроевых ротах (санитарами, писарями, телефонистами и пр.) 7. Все кредиты на содержание установлений церкви и ее духовенства немедленно закрываются. 8. К 15 января 1918 года всеми церквами всех исповеданий на предмет секуляризации «небесных» капиталов должны быть представлены: а) сводка всего имеющегося на 1 января 1918 года в наличности и в процентных бумагах церковного и причтового капиталов; б) подробная сводка прихода и расхода церковных сумм за 1917 год; в) данные о количестве состоящей при храмах пахотной, луговой и усадебной земель. 9. Митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты и протоиереи немедленно возвращают золото, серебро, бриллианты и другие драгоценности своих митр, клобуков, панагий, посохов и крестов в народную казну, опустевшую в годину величайших потрясений. 10. Всему духовенству рекомендуется свои рясы носить лишь в храмах, при исполнении служебных обязанностей. На улицах же, площадях и вообще в собраниях граждан Российской Республики рекомендуется появляться в общегражданском платье. 11. 7 января 1918 года повсеместно в Российской Республике вводится григорианский календарь. Набросанная схема практических мероприятий по вопросу об отделении церкви от государства и школы от церкви настолько сжата и настолько примитивна, насколько этого требуют небольшие размеры газетной статьи. Она, конечно, далеко не исчерпывает всех возможных шагов в этой области, как равно и не предрешает необходимых деталей. Это – лишь канва, по которой должно ткаться дело строительства свободной совести в свободном государстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 107. Подлинник. 460. Телеграмма председателю Государственной думы Родзянко духовенства Медыньского уезда Калужской губернии 20 марта 1917 г. Духовенство Медыньского уезда приветствует вас и Временное правительство, моля Бога о мирном проведении новых начал русской жизни. Ожидаем и для Православной церкви лучшего будущего. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 110. Подлинник. 461. Телеграмма председателю Государственной думы Родзянко эзельского духовенства Рижской епархии 20 марта 1917 г. Эзельское 731 православное духовенство Рижской епархии с радостью приветствует освобождение Православной Церкви от цезарепапизма, выражает свое полное доверие Временному Российскому правительству. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 112. Подлинник. 462. Телеграмма председателю Государственной думы Родзянко собрания духовенства г. Шуи Владимирской губернии и его уезда 21 марта 1917 г. Духовенство города Шуи и уезда в общем собрании своем выражает вам, как первому гражданину освобожденной вашими усилиями России свои искренние привет и пожелание довершить начатое дело благоустроения на новых началах дорогой Родины. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 115. Подлинник. 463. Телеграммы собрания духовенства Орловского 732 уезда Вятской губернии 21 марта 1917 г. Исполнительному комитету Государственной думы и Совету рабочих и солдатских депутатов: Приветствуем виновников и строителей новой свободной России и верим, что наша великая родина, освобожденная вашей энергией, пойдет по пути прогресса, культуры, счастья. Признательное вам духовенство Орловского уезда Вятской губернии употребит все свои силы к укреплению нового строя и завоеванной вами свободы. Собрание духовенства Орловского уезда. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 122. Подлинник; Слово и жизнь. Вятка, 1917. 31. С. 3. Обер-прокурору Св. синода: В лице Вашем приветствуем представителя народной власти, друга церкви и неустанного борца за свободу ее и права малых [людей] в ней. Зовите на помощь себе новых людей, так как от ставленников старого режима нам не дождаться широких церковных реформ. Новая эра настала для раскрепощенной православной церкви. Прошла пора, когда забитое духовенство, под давлением старой власти и князей церкви, 733 или рабски молчало, или говорило только то, что нужно было им. Бог Вам в помощь!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он добавил, что не исключает и возможности расширения часов преподавания. Участники дискуссии приняли решение о том, что с целью развития курса ОРКСЭ будет создана совместная рабочая группа представителей Русской Православной Церкви и Минобрнауки, которая к следующему заседанию подготовит конкретные предложения. Оценивая проблемы свободного выбора модулей в рамках ОРКСЭ в некоторых регионах России, Д.В. Ливанов подчеркнул недопустимость ограничения свободы выбора модулей ОРКСЭ. По его мнению, один из основных принципов курса — добровольность его выбора. «Ни региональные, ни муниципальные власти не должны диктовать этот выбор и тем более оказывать давление на родителей при выборе», — сказал министр, добавив, что в этом вопросе пока ещк есть ряд недоработок. Участники совещания также обсудили предложения, направленные на развитие взаимодействия Минобрнауки и Русской Православной Церкви в области разработки учебно-методических пособий для обучения и тестирования трудовых мигрантов русскому языку, истории и культуре России, а также вопрос о совершенствовании механизмов распределения бюджетных мест в вузах по направлению подготовки «теология». По этим проблемам также намечены пути конкретного взаимодействия. Следующее заседание решено провести в ноябре 2014 года. В совещании приняли участие первый заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Н. Третьяк, директор Департамента государственной политики в сфере общего образования А. Зырянова, директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодкжи А. Страдзе, начальник отдела Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки С. Ермакова, председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин , заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации (ОРОиК) игумен Митрофан (Шкурин) , руководитель Информационно-аналитической службы ОРОиК иеромонах Геннадий (Войтишко), заведующий сектором основ православной культуры ОРОиК диакон Герман Демидов, главный юрисконсульт ОРОиК Е. Зайчикова, исполнительный секретарь межведомственной группы по преподаванию теологии в вузах иеромонах Родион (Ларионов), сотрудник Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества М. Паршин, разработчик программы бакалавриата по профилю «Культура конфессий» Е. Ивахненко.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3684780...

Состоялось расширенное заседание Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта 4 февраля 2019 г. 17:32 31 января 2019 года в конференц-зале Храма Христа Спасителя в Москве состоялось расширенное заседание Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта . Заседание возглавил председатель комиссии епископ Североморский и Умбский Митрофан . Во встрече приняли участие заместитель председателя протоиерей Андрей Алексеев, ответственный секретарь Д.И. Петровский, члены комиссии, почетные члены комиссии и приглашенные лица. В начале встречи владыка Митрофан обратился к собравшимся со вступительным словом, в котором рассказал об актуальности создания комиссии, важных задачах в области спорта, стоящих перед Русской Православной Церковью, и о перспективах, которые открывает начатое направление деятельности. Затем протоиерей Андрей Алексеев зачитал приветственное слово почетного члена комиссии, первого заместителя председателя Государственной Думы ФС РФ А.Д. Жукова. Далее последовали выступления членов комиссии. Депутат Государственной Думы, президент Федерации хоккея России В.А. Третьяк отметил важность объединения усилий Церкви и спортивного сообщества в деле привлечения молодых людей к занятиям спортом и воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, в том числе, опираясь на авторитет выдающихся спортсменов. Депутат, заслуженный мастер спорта России С.С. Журова поделилась соображениями о том, что Церкви следует заботиться не только о духовном просвещении спортсменов, но и о пропаганде среди верующихздорового образа жизни и важности физических нагрузок. Министерство спорта Российской Федерации на заседании представлял А.Ю. Баранов. В своем докладе он обратил внимание на необходимость встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с министром спорта П.А. Колобковым для подписания Соглашения между Русской Православной Церковью и ведомством. А.Ю. Баранов рассказал о реализации совместного «пилотного» проекта Министерства спорта и Псковской епархии по созданию молодежного духовно-спортивного центра в Пскове. Этот опыт может быть распространен и на другие епархии Русской Православной Церкви. Затем члены комиссии обсудили предложенные поправки к тексту Положения о комиссии. В завершение состоялось свободное общение, в ходе которого присутствующие имели возможность поделиться своим опытом, обсудить актуальные вопросы и выступить с предложениями о дальнейшей деятельности. Патриаршая комиссия по вопросам физической культуры и спорта /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5367906.ht...

Главный православный капеллан Войска Польского высоко оценил работу священнослужителей Русской Православной Церкви в Вооруженных силах 16 марта 2010 г. 17:18 15 марта в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями состоялась встреча с верховным ординарием войска Польского архиепископом Гайновским Мироном. Архиепископ Мирон высоко оценил процесс возрождения в России института военного духовенства. «Мы с радостью смотрим на то, как происходит возрождение института военного духовенства в российских Вооруженных силах. Священники Русской Православной Церкви трудятся в армии на добровольной основе уже много лет. За это время они приобрели необходимый опыт. И сейчас, когда они займут штатные должности в структуре Министерства обороны, этот опыт станет для них хорошим подспорьем», — заявил владыка Мирон. Верховный ординарий Войска Польского обратил внимание на отличия в самом процессе введения полковых священников в Польше и России. «Структура капелланской службы существовала в Польше вплоть до второй мировой войны и была восстановлена в 1991 году одним из первых решений нового парламента, свободного от советских идеологем. Таким образом, институт капелланства отсутствовал у нас только в течение 50 лет. Да и то, несмотря на исключение капелланов из правового поля, католические священники продолжали негласно работать в армии. Возрождение капелланства в 1991 году произошло стремительно, структура была выстроена в самые кратчайшие сроки, а в 1994 году в Войске Польском, помимо католических, появились и наши православные капелланы, которые сразу же включились в работу», — рассказал архиепископ. Напротив, в России, где традиция военного священства была прервана в 1917 году, а первые шаги по восстановлению военного духовенства начались только 15 лет назад, все обстоит гораздо сложнее. До сих пор религиозным организациям, чтобы окончательно войти в армейскую структуру, приходится преодолевать серьезные препятствия, посетовал владыка Мирон.

http://patriarchia.ru/db/text/1115008.ht...

Архиепископ Кондрусевич утверждает, что никогда не стремился обращать православных в католицизм 24 октября 2007 г. 16:03 Глава католической архиепархии в Москве Тадеуш Кондрусевич заявляет, что за 16 лет своего служения в России он никогда не стремился проводить политику прозелитизма — миссионерства среди верующих других конфессий, однако всегда уважал свободный выбор людей. «Прозелитизм противоречит как моим внутренним представлениям, так и учению Римско-Католической Церкви», — сказал на пресс-конференции в среду в Москве Т. Кондрусевич, с 10 ноября по решению Ватикана начинающий свое служение в Белоруссии. В то же время, по его словам, «человеку необходимо оставить свободную волю», волю выбора вероисповедания. «Россия для меня всегда была прежде всего православной страной, и именно на Русской Православной Церкви лежит основная ответственность за ее духовное возрождение», — подчеркнул католический архиепископ. Он отметил, что отношения католиков с Православной Церковью в России за последние годы не всегда были простыми. Тем не менее многие проблемы удалось решить, в том числе благодаря деятельности созданной в Москве православно-католической комиссии. Архиепископ в очередной раз подчеркнул, что перед лицом современных вызовов безверия в обществе православным и католикам необходимо объединять усилия и вместе защищать традиционные христианские ценности. Т. Кондрусевич отказался оценивать свой перевод в Минск в категориях повышения или понижения, подчеркнув, что подобные кадровые рокировки типичны для Католической Церкви, а каждый епископ при хиротонии прежде всего «дает обет послушания папе». «Я солдат. Мне сказали — я уезжаю. Мне было дано два месяца на переезд», — заявил Т. Кондрусевич. По данным главы архиепархии Божией Матери в Москве, сегодня в России проживает 600 тыс.католиков, хотя некоторые, как отметил Т.Кондрусевич, говорят об 1% населения, что составляет примерно 1,5 млн. человек. Сегодня в России официально зарегистрировано 230 католических приходов, и примерно 30 прочих организаций типа образовательных учреждений, благотворительных офисов, СМИ. Примерно 30% католических приходов до сих пор не имеют собственных храмов, и это, по словам Т.Кондрусевича, остается серьезной проблемой. В России, по его данным, несут пастырское служение около 300 священников из 22 стран мира. Т.Кондрусевич напомнил, что с 1918 по 1999 годы в России не было рукоположено ни одного католического священника, поэтому подавляющее большинство служащего духовенства составляют иностранцы. Открытая в 1993 году в Санкт-Петербурге католическая семинария за годы своей работы успела выпустить 45 священников. Он сообщил также, что католические благотворительные организации ежегодно затрачивают на благотворительность в российских регионах около 3 млн. евро. Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/312862.htm...

Весьма примечательно, что в данном законе вопрос о взаимоотношениях Церкви и государства, вообще, и вопрос об отделении Церкви от государства, в частности, даже не упоминался, хотя некоторые члены Временного правительства являлись сторонниками принципа отделения Церкви от государства. Таким образом, закон о свободе совести указывал на отсутствие у Временного правительства намерения как-либо существенно изменить сложившиеся в предшествующие века отношения между Российским государством и Русской Православной Церковью до созыва Учредительного Собрания. Закон о свободе совести в целом не вызвал резкой критики как со стороны членов Святейшего Синода, так и со стороны других представителей церковной иерархии. Однако признание за российскими гражданами православного вероисповедования права с четырнадцатилетнего возраста менять вероисповедание или признавать себя не принадлежащими ни к какой вере было категорически отвергнуто. Впоследствии именно это положение закона о свободе совести наряду с постановлением Временного правительства от 20 июня 1917 г. об объединении всех учебных заведений, в том числе и церковно-приходских школ, в ведомстве Министерства народного просвещения и о переводе их имущества на смету этого министерства стали предметом дискуссии между представителями Церкви и Временного правительства. «Пробил час общественной свободы Руси…» Столь деятельное и в перспективе плодотворное, хотя и не лишенное определенных проблем развитие отношений между Русской Православной Церковью и Временным правительством происходило на фоне все больше охватывавшего страну разгула массового насилия, главным источником которого оказывалась разлагавшаяся армия, а последовательным вдохновителем которого выступала большевистская партия. Все более осознававший надвигавшуюся на Россию катастрофу Святейший Синод 22 июля 1917 г. принял послание к чадам Церкви и гражданам России «о чрезвычайных обстоятельствах переживаемого времени». «…Пробил час общественной свободы Руси… И расцвела надежда на то, что Русь, сбросив с себя сковывавшие ее политические цепи, обратит всю мощь свою на освобождение свое от немецкого ига, и весь разум свой – на мирное внутреннее развитие и устроение государства и общего народного блага.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Для того, чтобы умножить число принимающих Святое Крещение, отнюдь не употреблять ... ни принуждений, ни угроз, ни подарков, ни обещаний (льгот и прочее), ни каких-либо суетных обольщений, но всегда действовать с апостольской искренностью» с. 174]. Следует из содержания. «…святитель Иннокентий, опровергая мнение чиновника Резанова о том, что крещение индейцев было вызвано исключительно подарками и льготами, говорил о слишком ничтожном значении этих льгот для туземного населения. Кроме того, все эти льготы, поощрения исходили, как правило, не от Русской Церкви, а от государственной власти, которая преследовала при этом свои политические интересы» Свободно-волевая. «К сподоблению Святого Крещения инородцев приступать не ранее, как они будут научены … предметам веры и закона, и когда они сами изъявят на то свое согласие» с. 174]. Следует из содержания. Церковно-просветительская, духовно-воспитательная, свободно-волевая. «… при всяком удобном случае старайся представлять им [всем народам, живущим в Российской империи – С.А.М.] превосходство нашего правительства в сравнении с другими, его бескорыстное об них попечение, заботливость и прочее» с. 174]. Воспитание патриотизма и любови к Отечеству. Культурно-историческая и духовно-воспитательная. «… старайся заслужить о себе хорошее мнение и уважение как инородцев, так и живущих там европейцев. Доброе мнение заставляет уважать, а кого не уважают, того и не слушают» с. 174]. Следует из содержания. Косвенное влияние может оказываться и через третьих лиц, положительно высказывающихся о миссии и миссионере. Личностная. «С первого свидания с инородцами старайся снискать их доверенность и благорасположение, но не подарками или ласкательством, а рассудительностию, готовностию на всякую помощь, добрыми и благоразумными советами и искренностию» с. 175]. Следует из содержания. Личностная и благотворительно-социальная. «От новообращающихся и новообращенных ни под каким видом не требовать никаких вкладов или приношений для церкви или на какие-либо другие богоугодные дела, но и не отвергать и добродушно принимать приношения от тех, которые сами и по своей воле будут предлагать что-либо. Но только с тем, что при принятии всякого приношения объяснять приносящим намерение и цель таковых приношений, дабы не поселить в них мысли, что Бог , подобно их духам, требует приношений, или что они суть жертва очистительная или умилостивительная и прочее» с. 175–176].

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/kirill...

Традиционная христология «нехалкидонитов» с точки зрения свв. отцов и Вселенских Соборов Православной Церкви Источник Предисловие Работа священника Олега Давыденкова посвящена проблеме объединения Православных Церквей с Церквами, называемыми монофизитскими. Эти Церкви находятся в африканских и азиатских странах: Армении, Египте, Индии, Сирии, Судане, Эфиопии и других, а также в рассеянии по всему миру. Верующие этих Ориентальных Церквей уже долгие века живут под властью иноверцев или в иноверном окружении. Россия издавна чувствовала человеческую и христианскую солидарность с ними и помогала этим христианским народам в борьбе за выживание. Не без помощи России Эфиопия осталась единственной свободной страной в порабощенной Африке. А присоединение к Российской Империи части Армении позволило армянам перейти от забот о выживании к церковному возрождению, к высвобождению своей традиции от сильнейшего католического влияния, которое шло через армян-униатов. Происходило не только знакомство, но и сближение с ориентальными христианами, которое уже начало приносить благие плоды. Православные богословы констатировали близость во многом и вероучения, и церковной жизни в Православии и в отделившихся от него много веков назад Церковных общинах Востока. Но о соединении могла идти речь только в случае признания восточными братьями православного вероучения в полном объеме. Успешно присоединились к Православной Церкви закавказские несториане. В.В. Болотов , которого многие современные экуменисты считают своим предшественником, составил специально для этих несториан исповедание веры, и они присоединились к Православной Церкви не на основании компромисса, но полностью приняв православное вероучение. Едва не вошли в церковное общение эфиопы: этому помешали Великая война и революция. Несколько десятилетий назад, уже в эпоху экуменизма, по инициативе покойного эфиопского Императора Хайле-Селассие начались переговоры, сперва неофициальные, а затем – официальных представителей Православных и Ориентальных («монофизитских») Церквей, и эти переговоры, в условиях стремительно изменяющегося современного мира, привели в самые последние голы к соглашению о вероучительном единстве. Теперь, по смыслу этих соглашений, остается сделать лишь практические шаги (снятие анафем Вселенских Соборов, новая редакция Богослужебных книг и т. д.) для вступления в евхаристическое общение.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010