Бывшим священникам Г.С. Петрову и А.В. Архипову 669 : Собрание духовенства и мирян Челябинского викариатства выражает вам свое сочувствие по поводу понесенных лишений за вашу честную проповедь Евангельских истин и искренне желает видеть Вас снова в своей среде, как служителя великим заветам Христа, если к тому не встречается препятствий канонического характера. Оренбургский церк.-обществ. вестник. Оренбург, 1917. 10. С. 3. 377. Телеграмма председателю Совета министров князю Г.Е. Львову Владикавказского епархиального съезда духовенства и мирян 28 апреля 1917 г. Съезд духовенства и выборные представители от прихожан всей Владикавказской епархии рад уже наступившей свободной эре дорогой Родины, приветствует в лице вашем Временное правительство, выражает твердую надежду, что оно, облеченное доверием народа, доведет борьбу с внешним врагом до победного конца и укрепит свободную отныне жизнь всех народов России на общее благо Отечества. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 172. Л. 41. Подлинник. 378. Телеграмма Временному правительству Воронежского епархиального собрания духовенства и мирян 29 апреля 1917 г. Избранное на началах свободы и равенства Епархиальное собрание представителей от духовенства и мирян Православной воронежской Церкви, одушевленное желанием созидания Свободной Церкви в Свободном Государстве на началах подлинной любви, подлинного братства, подлинной соборности, искренно – от глубины души приветствует Временное правительство и дает твердое и ненарушимое обещание от лица всех членов Воронежской церкви уничтожить следы векового подчинения церкви самодержавному строю и отдать все свои силы на служение Церкви Христовой, свободной Родине и Вам, облеченным народным доверием. Для верного и скорейшего достижения свободы Церкви мы находим неотложно-необходимым немедленно приступить к созыву всероссийского Поместного Собора, полного, всецерковного – из епископов, представителей клира и мирян. ГАРФ. Ф. 1779. 1917. Оп. 2. Д. 124. Л. 7. Подлинник. 379. Телеграмма председателю Временного правительства Г.Е. Львову Чрезвычайного съезда духовенства и мирян Смоленской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Меркурий: «Свободный выбор изучения религиозной культуры в школе не может быть поставлен под сомнение» Глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви высказался по поводу инициативы радикально изменить преподавание курса ОРКСЭ в школе 16.04.2014 459 Время на чтение 4 минуты В российских школах закончился процесс выбора модуля ОРКСЭ на будущий учебный год. Одновременно с этим в СМИ вновь стала появляться информация об изменении формы преподавания комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Ее суть в том, чтобы вместо одного из шести модулей по выбору семьи школьника (введенных и прошедших апробацию) создать некую объединенную дисциплину, которая будет изучать «ценностное единство четырех основных религий», поскольку, как считают авторы инициативы, «...возможность выбирать отдельные модули для углубленного изучения одной религии усиливает тенденцию этно-территориального обособления, что может привести к ухудшению межнациональных отношений в субъектах РФ, этнической и религиозной нетерпимости». Как оценивают подобные идеи в Русской Православной Церкви? Об этом в интервью «Православному образованию» рассказал Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. - Такого рода высказывания - не новы, они звучат с самого начала преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики». Позиция Церкви по данному вопросу неоднократно выражалась Святейшим Патриархом. И эта позиция не корректируется. Обсуждать это просто не имеет смысла. Процесс обсуждения целесообразности курса уже давно пройден. Сегодня перед нами стоят вопросы не осмысления курса, а качества преподавания этого предмета. Если уровень преподавания курса будет низким, то родители его просто не выберут для своих детей. Это будет никому не интересно, и ничего из задуманного не реализуется. Поэтому главная задача сейчас сделать курс интересным, наполнить его содержанием, которое соответствует возрасту ребенка, методике преподавания. Курс должен быть актуальным: не просто рассказывать об истории религии, но и быть важным с точки зрения повседневной жизни. Люди, которые заинтересованы по-настоящему в духовно-нравственном воспитании детей, сегодня обсуждают именно эти проблемы. Нужно готовить учителей, нужно создавать новые учебники - вот что актуально сегодня.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

В школах Ленинградской области будут преподавать курс по основам Православия Москва, 13 августа 2009 г. Соглашение о сотрудничестве подписано 12 августа между отделом религиозного образования Санкт-Петербургской и Ладожской епархии и комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области, сообщает Патриархия.ru . Это первый подобный документ, готовившийся задолго до принятого недавно президентом России решения о проведении эксперимента по преподаванию предмета «Основы православной культуры» в российских школах. Документ отвечает требованиям Конституции, законам РФ «Об образовании», «О свободе совести и о религиозных объединениях» и будет способствовать реализации предстоящего эксперимента. Стороны констатируют «свободное и добровольное приобщение детей к ценностям и традициям православной культуры». Преподавать курс дополнительного образования будут только желающим учащимся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Епархиальный отдел будет содействовать повышению квалификации педагогов, даст рекомендации желающими преподавать данный предмет. Соглашение предусматривает сотрудничество в экспертизе учебников и образовательных материалов, в проведении научно-практических и просветительских конкурсов, конференций для учащихся и педагогов, в том числе на базе религиозных организаций Русской Православной Церкви в Санкт-Петербурге и области. Стороны планируют исследовать запросы жителей области на изучение их детьми предметов по православной культуре и культуре других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Исследование станет своеобразным барометром для родителей: желают ли они хранить традиционные семейные ценности, противостоять все более распространяющимся среди детей и подростков социальным отклонениям наркомании, алкоголизму, половой распущенности, преступности, экстремизму, бродяжничеству. Библиотеки Ленобласти будут пополняться книгами, наглядными пособиями и материалами по духовно-нравственной тематике.

http://pravoslavie.ru/31560.html

Закрыть Наша паства в Туркменистане обретает чувство причастности к единому православному миру 14.07.2011 402 Время на чтение 8 минут В интервью порталу Патриархия.ru епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт , управляющий приходами Патриаршего благочиния Русской Православной Церкви в Туркменистане , рассказывает о жизни православной общины в этой среднеазиатской республике, а также о задачах, стоящих перед вновь созданной Пятигорской епархией . Часть 1. Туркменистан - Уже более двух лет Вы несете послушание управляющего Патриаршими приходами в Туркменистане. Недавно Вы совершили очередную - Пасхальную - поездку в эту страну. Что за прошедшее время изменилось, и какие цели стоят сегодня перед Русской Православной Церковью в Туркмении? - Говоря о произошедших переменах, хотелось бы отметить, что самая главная из них - это укрепление духа соборности у местной паствы Русской Православной Церкви. Появление новых границ после распада СССР осложнило бывшее прежде более простым общение людей - покинувших республику и оставшихся жить в Туркменистане. В силу исторических перемен прежние соседи оказались жителями и гражданами различных государств, и отсутствие былого общения, конечно, болезненно сказывается на людях. Мои посещения страны, совершение здесь богослужений, возможность передать благословение Святейшего Патриарха и добрые пожелания от единоверцев из России стали для живущих в Туркмении православных людей очень важным и значимым свидетельством причастности к единому, огромному православному миру. Это чувство принадлежности к великой православной семье выражается, в частности, в обилии молящихся на богослужениях; оно заметно также и в ходе встреч с православными верующими. Я совершенно свободно передвигаюсь по стране, посещаю селения и города, в том числе и те, где пока нет православных храмов, но где мы уже планируем организовать общины. Во время этих путешествий по стране удается прикоснуться и к истории, как это было в Кушке, где сохранился поклонный крест, установленный здесь сто лет назад. В ознаменование 300-летнего юбилея Дома Романовых было воздвигнуто четыре таких креста - на западной, северной, восточной и южной окраинах Российской империи, но сохранился лишь крест в Кушке. В память о почивших защитниках Отечества у креста был совершен молебен , за которым молились люди, приехавшие из разных городов Туркменистана.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/7...

По окончании в 1878 году четырехлетнего курса обучения в Санкт-Петербургской духовной академии А.П. Лопухин был оставлен при церковно-историческом отделении для подготовки к магистерской степени. 7 июня 1879 года его как человека, превосходно владевшего английским языком, назначили на место псаломщика при православной русской посольской церкви в Нью-Йорке на трехлетний срок . Свое пребывание в США А.П. Лопухин посвятил изучению светской и религиозной жизни североамериканского общества. Он регулярно публиковал материалы на эту тему в российских журналах " Церковный вестник " , " Православное обозрение " , " Странник " , " Берег " и др. Целый ряд статей был им опубликован и в периодическом издании Русской православной церкви в Нью-Йорке " TIF Oriental Church Magazine (Журнал восточной церкви) " . Свою магистерскую диссертацию А.П. Лопухин посвятил состоянию римско-католической церковной организации в США. В 1881 году эта работа была успешно защищена им в Санкт-Петербургской духовной академии. 5 октября того же года Санкт-Петербургский митрополит Исидор утвердил А.П. Лопухина в степени магистра богословия. В 1881 году текст магистерской диссертации Лопухина вышел в свет в виде отдельной книги . Тогда же были опубликованы и две другие его книги, написанные во время пребывания в США и посвященные религиозной жизни американского общества: " Религии в Америке " и " Жизнь за океаном. Очерки религиозной, общественно-экономической и политической жизни в Соединенных штатах Америки " . Кроме того, в 1882 году А.П. Лопухин напечатал книгу " Библия и научные открытия на памятниках древнего Египта " . После того, как в июне 1882 года истек трехлетний срок службы А.П. Лопухина при Русской православной церкви в Нью-Йорке, руководство Санкт-Петербургской духовной академии постаралось закрепить его в штате данного учебного заведения. Свободной кафедры здесь в то время не оказалось, и Александру Павловичу было предложено занять должность секретаря Совета и Правления академии. 30 октября 1882 года он был утвержден митрополитом Сидором в указанной должности. Спустя год в связи с уходом в отставку профессора И.Т. Осинина в Санкт-Петербургской духовной академии освободилась кафедра сравнительного богословия. 31 октября 1883 года А.П. Лопухин был избран Советом академии на должность доцента по названной кафедре, 2 ноября митрополит Исидор утвердил его в этой должности.

http://predanie.ru/book/219933-zakonodat...

Помимо общих вопросов о совершенствовании духовного образования участники совещания обсудили тему взаимодействия со светской системой высшего и среднего образования, в связи с процессом открытия во многих российских вузах теологических факультетов, отделений и кафедр. Было принято решение об активизации участия представителей духовных школ в Координационном совете Министерства образования Российской Федерации и Русской Православной Церкви. 6.2 Научно-практические конференции и семинары. С 2001 года Учебный комитет ежегодно проводит в Московской духовной академии научно-практическую конференцию студентов и молодых ученых богословских учебных заведений Русской Православной Церкви. Цель конференции – рассмотрение проблем и вопросов, стоящих перед православным образованием и наукой, в контексте повышения уровня преподавания, активизации взаимоотношений между Церковью и обществом, религией и культурой, богословием и светской наукой, поиска новых форм богословского образования и развития сотрудничества между церковными и светскими учебными заведениями. Первая конференция, проведенная 9-10 октября 2001 г. , была посвящена теме «Богословское образование и наука в XXI веке» . В центре внимания второй конференции, состоявшейся 9-11 октября 2002 г . под названием «Реформа системы духовного образования Русской Православной Церкви», были актуальные вопросы реформирования богословского образования. Темой третьей конференции, проходившей 9-10 октября 2003 г. в домовой церкви святой мученицы Татианы Московского Государственного Университета, стало «Служение Церкви в современном мире» . Ежегодные конференции, организуемые Учебным комитетом Русской Православной Церкви, стали традиционными встречами молодых богословов и ученых, где в ходе открытых и свободных дискуссий идет обмен мнениями о насущных вопросах современности и о проблемах, стоящих сегодня перед нашей Церковью и обществом. Под эгидой Учебного комитета Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт в дни зимних каникул продолжал проводить ежегодную Богословскую конференцию – в межсоборный период были проведены соответственно XI, XII, XIII и XIV конференции. Работа конференций не ограничена тематически и проходит в секциях, организуемых факультетами института. Богословская конференция ежегодно собирает ведущих богословов, историков Церкви и специалистов в других областях церковной науки из России, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья, и в настоящее время по широте охвата поднимаемых тем и количеству участников является одним из самых представительных научно-богословских форумов России.

http://sedmitza.ru/lib/text/429565/

Омские епарх. ведомости. Омск, 1917. 21. Часть неофиц. С. 38. JV» 134. Из статьи епископа Переславского Иннокентия (Фигуровского) «Духовное ослепление» 291 12 мая 1917 г. Решается величайшей важности вопрос: быть ли Руси Православной или языческой, а наши пастыри на страницах газет заявляют, что для православной Церкви якобы совершенно безразлично, кто и как будет управлять русским православным народом, какие выработаны будут основные законы и в какую форму отольется в будущем государственная жизнь России; а некоторые из пастырей советуют даже совсем не касаться этих вопросов. Что это значит? Сознательная ли измена Христу или полное непонимание жизненных задач Христовой Церкви? Или, быть может, и у наших пастырей головы вскружили объявленные свободы? Но ведь должно же быть известно, что истинная свобода только там, где есть Дух Господень. Поэтому не всякому духу следует верить, а испытывать духов, от Бога ли суть; и всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, во плоти пришедшего – не от Бога. А таковы именно глашатаи объявленных свобод. Разумею представителей партии народной свободы. 292 Провозглашенные ими свободы писаны вовсе не про нас, а против нас, чтобы свободно распоряжаться Божиим достоянием, безнаказанно грабить церкви и монастыри и совращать народ к измене Христу и Отечеству. Как бы русские пастыри ни ухаживали за новыми всероссийскими самодержцами, выдающими себя за представителей всего народа, который их не знает, они ничего от них не получат кроме презрения, пока не отрекутся от Христа и Его Церкви. Конечно, для Церкви Христовой безразлично, будет ли в России Монархия или Республика, но для нее в высокой степени не безразлично, будет ли Российская Держава Православной или языческой, будут ли ее законы проникнуты духом Христовой Любви или языческим духом братоненавистничества, и будет ли православный народ у себя дома в почете или в гонении. Пастыри Русской Церкви первые волком взвоют, когда у церквей будут отнимать земли и капиталы, публично поносить Христа, из школ изгонять Закон Божий, не допускать православных граждан на государственную службу и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: Наша паства в Туркменистане обретает чувство причастности к единому православному миру 4 июля 2011 г. 11:00 В интервью порталу Патриархия.ru  епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт , управляющий приходами Патриаршего благочиния Русской Православной Церкви в Туркменистане , рассказывает о жизни православной общины в этой среднеазиатской республике, а также о задачах, стоящих перед вновь созданной Пятигорской епархией . Часть 1. Туркменистан — Уже более двух лет Вы несете послушание управляющего Патриаршими приходами в Туркменистане. Недавно Вы совершили очередную — Пасхальную — поездку в эту страну. Что за прошедшее время изменилось, и какие цели стоят сегодня перед Русской Православной Церковью в Туркмении? — Говоря о произошедших переменах, хотелось бы отметить, что самая главная из них — это укрепление духа соборности у местной паствы Русской Православной Церкви. Появление новых границ после распада СССР осложнило бывшее прежде более простым общение людей — покинувших республику и оставшихся жить в Туркменистане. В силу исторических перемен прежние соседи оказались жителями и гражданами различных государств, и отсутствие былого общения, конечно, болезненно сказывается на людях. Мои посещения страны, совершение здесь богослужений, возможность передать благословение Святейшего Патриарха и добрые пожелания от единоверцев из России стали для живущих в Туркмении православных людей очень важным и значимым свидетельством причастности к единому, огромному православному миру. Это чувство принадлежности к великой православной семье выражается, в частности, в обилии молящихся на богослужениях; оно заметно также и в ходе встреч с православными верующими. Я совершенно свободно передвигаюсь по стране, посещаю селения и города, в том числе и те, где пока нет православных храмов, но где мы уже планируем организовать общины. Во время этих путешествий по стране удается прикоснуться и к истории, как это было в Кушке, где сохранился поклонный крест, установленный здесь сто лет назад. В ознаменование 300-летнего юбилея Дома Романовых было воздвигнуто четыре таких креста — на западной, северной, восточной и южной окраинах Российской империи, но сохранился лишь крест в Кушке. В память о почивших защитниках Отечества у креста был совершен молебен , за которым молились люди, приехавшие из разных городов Туркменистана.

http://patriarchia.ru/db/text/1553625.ht...

К глубокому сожалению, несмотря на наличие в местах лишения (ограничения) свободы около пятисот построенных тюремных храмов, большинство из них не имеют постоянных тюремных священнослужителей. Священники бывают в местах лишения свободы лишь эпизодически и в свободное от основных приходских обязанностей время. Конечно, возрождение тюремного духовенства требует значительных усилий государства и уголовно-исполнительной системы (УИС), однако основная тяжесть будет лежать на плечах Русской Православной Церкви, поэтому всем епархиальным архиереям крайне важно уже сейчас озаботиться подбором кандидатов для служения на штатной основе в местах лишения (ограничения) свободы с 2011 года. В дальнейшем должны появиться учебные центры, которые будут готовить клириков Русской Православной Церкви к специфическому тюремному служению. До этого времени в число священников, направляемых для духовного окормления заключенных, должны войти как клирики, уже имеющие опыт служения в местах лишения (ограничения) свободы, так и молодые священнослужители, имеющие богословское образование, годные к служению в тюремных условиях. Образовательные программы учебных центров по подготовке капелланов для тюремного служения должны иметь три основных направления: С весны 2010 года Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации запустила пилотный проект по включению священнослужителей в деятельность исправительных учреждений на штатной основе, реализация которого началась в 16-ти исправительных учреждениях: УФСИН России по Республике Мордовия (4), Камчатскому краю (3), Вологодской (5) и Саратовской (4) областям. Этот пилотный проект был приведен в действие в указанных регионах силами и средствами уголовно-исполнительной системы с участием духовенства, несущего по благословению Преосвященных архиереев священнослужение в местах лишения свободы. Данный проект воссоздания института тюремного духовенства открыл новую страницу во взаимодействии Русской Православной Церкви и ФСИН РФ. Однако именно в этом направлении сотрудничества уже давно назрела необходимость более углубленного диалога между представителями Русской Православной Церкви и ФСИН РФ. Несмотря на то, что этот проект уже внедряется на практике в четырех субъектах Российской Федерации, остаются нерешенными два важных вопроса:

http://patriarchia.ru/db/text/1314910.ht...

Председательствует В. Познер. [Слушали: III.] Об отделе низших школ. Тов. Галкин указывает, что работа пока идет без точных принципиальных оснований, а до известной степени по усмотрению, то следует постановить: 1) о передаче низших и средних учебных заведений городским и земским самоуправлениям, что принципиально было решено и раньше; 2) чтобы все ассигновки Синода и др. учреждений на церковно-приходские школы перешли в ведение земств и чтобы к ранее изданному закону о переходе церковно-приходских школ земствам было добавлено, что переходят также их земли, библиотеки и пр. [...] [Постановили: III.] [...] 247 3) Поручить тов. Галкину выработать проект декрета о переходе имущества церковно-приходских школ (считая землю, библиотеки пр.) в собственность земств. ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 19. Д. 3. Л. 18–20 об. Копия. Опубл.: Культура, наука и образование... С. 62–65. I.31. Статья из газеты «Утро России» о проекте Декрета по отделению церкви от государства 6 (19) декабря 1917 г. Проект отделения церкви от государства В Совет народных комиссаров поступил проект Декрета об отделении церкви от государства. Сущность этого декрета может быть сведена к следующим основным положениям: 1. Религия провозглашается частным делом совести каждого человека. 2. Религиозные церковные обшины объявляются частными союзами, совершенно свободно управляющими своими делами. 3. Преподавание Закона Божия в высшей, средней и низшей школах признается необязательным. 4. Метрикация рождений, браков и смертей из ведения конфессиональных церквей передается особым органам государственной власти: а) провозглашается действующим в пределах Российской Республики особое вневероисповедное состояние; б) учреждается институт гражданских браков (декрет об этом последует в первую очередь); в) управления кладбищ не имеют права чинить каких-либо препятствий так называемым «гражданским похоронам»; г) допускается сожжение трупов. 5. Духовные лица всех исповеданий уравниваются в своих правах со всеми гражданами Российской республики. Они несут одинаковую со всеми денежную и натуральную повинность, и, в частности, те из них, возраст которых подходит к срокам призывных годов, привлекаются к отбыванию воинской повинности в нестроевых ротах, в звании санитаров, писарей, телефонистов и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010