Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Высшее управление Русской Православной Церкви в период 1917-1988 гг. Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Поместный Собор 1917-1918 гг. Поместный Собор Российской Православной Церкви, состоявшийся в 1917-1918 гг., явился событием эпохального значения. Упразднив канонически ущербную и окончательно изжившую себя синодальную систему церковного управления и восстановив Патриаршество, он проложил рубеж между двумя периодами русской церковной истории. Поместный собор хронологически совпал с революционными преобразованиями, с крушением Российской Империи. Политическая структура старого государства рухнула, а Церковь Христова, руководимая благодатию Святого Духа, не только сохранила свой Богозданный строй, но и на Соборе, ставшем актом ее самоопределения в новых исторических условиях, сумела очиститься от наносного шлака, выправить деформации, которые она претерпела в синодальный период, и тем самым обнаружила свою неотмирную природу. Деяния Собора совершались в революционное время, когда стремительно менялся облик страны. Совершенно устраниться от общественной жизни Собор не мог и не хотел. Хотя в своей реакции на происходящие события некоторые члены Собора, главным образом из мирян, обнаружили политическую наивность, в целом, однако, Поместный Собор сумел воздержаться от поверхностных оценок и «своим соборным разумом (вопреки отдельным репликам) избрал путь просвещения светом Евангельских истин всей христианской жизни, проявив заботу о том, чтобы частные вопросы и политические интересы не заслонили абсолютных нравственных ценностей.» Для участия в Деяниях Собора были призваны Святейший Синод и Предсоборный Совет в полном составе, все епархиальные архиереи, а также по выборам от каждой епархии по два клирика и по три мирянина, протопресвитеры Успенского Собора и военного духовенства, наместники четырех Лавр, настоятели Соловецкого и Валаамского монастырей, Саровской и Оптиной пустыни, представители монашествующих, единоверцев, Духовных Академий, воинов действующей Армии, представители Академии наук, университетов, Государственного Совета и Государственной Думы. Всего на Собор было избрано и назначено по должности 564 церковных деятеля: 80 архиереев, 129 пресвитеров, 10 диаконов и 26 псаломщиков из белого духовенства, 20 монахов (архимандритов, игуменов и иеромонахов) и 299 мирян.

http://sedmitza.ru/lib/text/432416/

  разделы   рассылка  распечатать Распоряжение Святейшего Патриарха Кирилла об образовании Редакционного совета по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу " Основы православной культуры " для средней школы [ Патриарх : документы ] Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 29 июня 2009 года образованы Редакционный совет и Редакционная коллегия по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу " Основы православной культуры " для средней школы. 1. Образовать Редакционный совет по написанию учебника и методических материалов по учебному курсу " Основы православной культуры " для средней школы в следующем составе: 1. епископ Зарайский Меркурий, председатель Отдела религиозного образования и катехизации; 2. протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургский духовной академии; 3. протоиерей Виктор Потапов, настоятель Иоанно-Предтеченского собора Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии Русской Зарубежной Церкви; 4. протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; 5. архимандрит Иона (Черепанов), наместник Ионинского монастыря г. Киева; 6. иеромонах Димитрий (Першин), руководитель просветительских программ Всероссийского православного молодежного движения, руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи; 7. протодиакон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии – секретарь Редакционного совета; 8. Беглов Алексей Львович, научный сотрудник Института всеобщей истории Российской академии наук – по согласованию; 9. Вяземский Юрий Павлович – профессор, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры Московского государственного института международных отношений (университета) – по согласованию; 10. Гайденко Пиама Павловна, член-корреспондент Российской академии наук, заведующая сектором философских проблем истории науки Института философии Российской академии наук – по согласованию;

http://religare.ru/2_66583.html

В Санкт-Петербурге состоялось очередное заседание рабочей группы «Церкви в Европе» российско-германского Форума гражданских обществ «Петербургский диалог» 6 апреля 2017 г. 13:51 4-5 апреля 2017 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная встреча рабочей группы «Церкви в Европе» российско-германского Форума гражданских обществ «Петербургский диалог». Заседание было посвящено теме «Религиозное и нравственное воспитание и образование в современных обществах России и Германии». В мероприятии приняли участие представители Русской Православной Церкви. В их числе — заместитель председателя Отдела внешних церковных связей , сопредседатель рабочей группы «Церкви в Европе» архимандрит Филарет (Булеков) , секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарев, секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), первый заместитель председателя Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии священник Илия Макаров, заведующий Службой коммуникации ОВЦС священник Илия Косых, руководитель Информационной службы Синодального отдела религиозного образования и катехизации  иеромонах Геннадий (Войтишко), клирик Феодоровского собора Санкт-Петербурга протоиерей Димитрий Сизоненко, заведующий сектором Основ православной культуры Синодального отдела религиозного образования и катехизации диакон Герман Демидов, специалист по экспертно-аккредитационной деятельности Синодального отдела религиозного образования и катехизации Е.Г. Балашова, сотрудник Секретариата ОВЦС по делам дальнего зарубежья инок Ярослав (Очканов). На встрече также присутствовали архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви России Дитрих Брауэр и директор московской гимназии «Эллада» во имя святых Кирилла и Мефодия В.А. Сидоров. С немецкой церковной стороны участниками заседания стали: сопредседатель рабочей группы «Церкви в Европе», директор Института экуменики д-р Йоханнес Ольдеманн; предстоятель Евангелической церкви Анхальта, член Форума «Петербургский диалог» Иоахим Либиг; профессор кафедры религиозной педагогики и катехизиса факультета католической теологии Рурского Университета г.

http://patriarchia.ru/db/text/4852278.ht...

Как правильно подготовиться и провести Пасху О Страстной седмице, о суевериях, связанных со Страстной неделей, о том, где освятить куличи, если в местном храме не протолкнуться, о делах милосердия на Пасху, о том, где и какие продукты можно покупать, чтобы пасхальное пиршество не привело на больничную койку — прот. максим Козлов, Владимир Легойда и Н. Раева рассказали на пресс-конференции в «Российской газете». 31 марта, 2010 О Страстной седмице, о суевериях, связанных со Страстной неделей, о том, где освятить куличи, если в местном храме не протолкнуться, о делах милосердия на Пасху, о том, где и какие продукты можно покупать, чтобы пасхальное пиршество не привело на больничную койку — прот. максим Козлов, Владимир Легойда и Н. Раева рассказали на пресс-конференции в «Российской газете». 30 марта в пресс-центре « Российской газеты » состоялась пресс-конференция на тему: «Страстная неделя. Как правильно подготовиться и провести Пасху». В конференции приняли участие: Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма святой мученицы Татианы Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова; Владимир Романович Легойда, председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата. Надежда Руслановна Раева, начальник отдела надзора за питанием отдела ТУФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Протоиерей Максим Козлов рассказал о том, как проходит Страстная седмица — Начавшаяся неделя называется на языке православной традиции Великой или Страстной. Страстная неделя, имея в виду славянский смысл этого прилагательного, на русский точнее всего переводится как страдательная, неделя страдания. Это страсть не в смысле страсти увлечения, а страсть в смысле претерпевания, страдания, мучения, того, что произошло с Господом нашим Иисусом Христом именно в канун Пасхи почти 2000 лет назад. В богослужении Православной церкви каждый из этих дней выделен особо, но в целом их можно разбить на несколько циклов. Первые три дня (понедельник, вторник или среда)  мы день за днем идем почти по часам земной жизни Господа Иисуса Христа, при этом выделено несколько ключевых моментов. Вчера речь шла об иссушении смоковницы, дерева, к которому Христос подошел, увидел, что оно не приносит плодов и предрек ему , что оно засохнет. Толкователи этого места, святые отцы, говорят, что это было очень важное действие. Христос показывал окружающим его людям, что Он как Сын Божий может не только добродетельствовать, но может и наказывать. Но при этом, будучи человеколюбцем, для наказания избрал не человека, что мог бы сделать, а бездушное творение — дерево.

http://pravmir.ru/kak-pravilno-podgotovi...

Работа посвящена одному из виднейших исследователей истории Византии профессору Ф.А. Терновскому . В украинских землях Российской империи во второй половине XIX в. византинистика оформилась как важное направление исторической науки. Авторы приходят к выводу о том, что Ф.А. Терновский был одним из ведущих специалистов в своей области, а его труды сохраняют актуальность и сегодня. Научная судьба киевского профессора оказалась достаточно трагической. Ныне настает время для более объективной оценки. Ключевые слова: византинистика, хроника, сочинение, церковь , диссертация, исследование. С.Б. Сорочан 1 , С.И. Лиман 2 В отечественной византинистике второй половины XIX в. особое место принадлежит Филиппу Алексеевичу Терновскому . Крупный специалист в области византийского источниковедения и восточно-православной Церкви, он, тем не менее, не сумел создать собственную историческую школу в Киеве, где активно преподавал сразу в нескольких, в том числе высших, учебных заведениях, а давление на него со стороны светских и синодальных властей в период контрреформ до сих пор оставляет больше вопросов, чем ответов насчёт действительных причин опалы и последующей кончины историка. В биографической, мемориальной и юбилейной литературе, которая увидела свет в конце XIX – начале XX вв., внимание авторов сосредотачивалось практически целиком на жизненном пути Ф.А Терновского 3 . Исключением служит небольшой юбилейный очерк М.П. Истомина с кратким анализом его основных трудов 4 . Несмотря на репутацию «жертвы старого режима», Ф.А. Терновский редко удостаивался внимания в советской историографии, в которой, по известным причинам, не приветствовались авторы работ церковно-исторической направленности. Даже в обширном историографическом исследовании Г.Л. Курбатова Ф.А. Терновский лишь упомянут как один из издателей «Афонских актов» 5 . В постсоветское время интерес к творчеству Ф.А. Терновского заметно возрос. Однако его основные труды кратко рассматриваются лишь в контексте изучения отдельных проблем: истории медиевистики в Украине в конце XIX – начале XX вв. 6 , истории изучения в украинских землях Российской империи в конце XIX – начале XX вв. различных проблем средневековой православной Церкви 7 , истории византинистики в Киевском университете 8 и Киевской духовной академии 9 , истории изучения в украинских землях Российской империи в 1804 – первой половине 1880-х гг. правления императора Юстиниана I 10 . Данный историографический экскурс свидетельствует о недостаточной изученности научной деятельности Ф.А. Терновского как историка-византиниста. Таким образом, цель данной статьи – на максимально исчерпывающем материале показать вклад киевского профессора Ф.А. Терновского в изучение различных проблем истории Византии и попытаться найти объяснение истинной причине его столь стремительно оборвавшейся научной карьеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Церковно-общественный форум «Единением и любовью спасемся», посвященный 625-летию победы на Куликовом поле (4–5 октября 2005 г., г. Москва) - Программа 28 сентября 2005 г. 16:02 Председатель Форума: Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II Учредитель Церковно-общественного Форума: Московская Патриархия Русской Православной Церкви при содействии:  Полномочного представителя  Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном округе;  Мэрии Москвы;  Правительства Московской области;  Общероссийского общественного объединения «Деловая Россия»;  Всероссийского кинофестиваля «Семья России» Цель Форума.  Сохранение исторической памяти нашего народа. Задачи Форума.  Оценка исторической роли Куликовской битвы в становлении Российской государственности.  Осмысление роли Русской Православной Церкви в победе на Куликовом поле.  Освещение значения Православия в деле патриотического воспитания, любви к Родине и защиты Отечества.  Патриотическое и духовно-нравственное  воспитание общества на примере героического прошлого России. ПРОГРАММА Церковно-общественного Форума «Единением и любовью спасемся» (4 октября 2005 г., вторник, г. Москва) Форум начинается с работы пяти конференций. 9.00–9.30 — регистрация участников 9.30–9.50 — молебен 10.00–11.30 — первое заседание 11.30–12.00 — кофе-брейк 12.00–14.00  — второе заседание 14.00–15.00 — обед 15.00–17.00 — третье заседание 17.00–17.30 — закрытие конференций  и подведение итогов 1-я конференция — «Эпоха Куликовской битвы: Русская Православная Церковь и становление российской государственности». Председатель — архиепископ Верейский ЕВГЕНИЙ. Место проведения — конференц-зал гостиницы «Университетская» (Мичуринский проспект, 8/29). Доклады: 1. Архиепископ Самарский и Сызранский СЕРГИЙ — «Победа 1945 года родилась на Куликовом поле». 2. Архиепископ Ярославский и Ростовский КИРИЛЛ — «Историческая память и патриотическое воспитание сегодня». 3. епископ Брянский и Севский ФЕОФИЛАКТ — «Православная церковь как хранительница памяти о Куликовской битве»

http://patriarchia.ru/db/text/50785.html

В Москве открылись Рождественские чтения Москва, 26 января 2004 г. 25 января в Государственном Кремлевском дворце Патриарх Алексий возглавил церемонию открытия XII Международных Рождественских образовательных чтений, сообщает «Седмица.Ru». Участников Чтений также приветствовали министр юстиции РФ Юрий Чайка, министр здравоохранения РФ Юрий Шевченко, сопредседатель блока " Родина " Сергей Глазьев. Телеграммы в адрес форума направили Председатель Государственной Думы Борис Грызлов и губернатор Московской области Борис Громов. В церемонии приняли участие митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Волгоградский и Камышинский Герман, Воронежский и Борисоглебский Сергий. Рождественские чтения 2004 года посвящены теме «Подвиг новомучеников и исповедников Российских и духовное возрождение Отечества». Форум проводит Отдел религиозного образования и катехизации при участии Синодальных отделов и учебных заведений Русской Церкви, Синодальной комиссии по канонизации святых и Церковно-научного центра «Православная энциклопедия», Министерства образования РФ, Российской Академии образования, Российской Академии наук, Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Национального фонда «Русская школа», Российского земского движения и других организаций. Открывая чтения, Патриарх Алексий обратился к присутствующим с первосвятительским словом. «Нынешние Рождественские чтения уже двенадцатые. Каждый год на этом форуме мы обсуждаем широчайший круг вопросов, связанных с религиозным образованием и другими сторонами жизни Церкви. Однако почти всегда одна из тем была ведущей: в средоточии нашего внимания оказывались наука, культура, русская школа, проблемы воспитания. Ныне чтения посвящены значению подвига святых новомучеников и исповедников Российских для нашей жизни и судеб Отечества», - сказал предстоячтель Русской Церкви. «Соборное прославление новомучеников и исповедников Российских в 2000 году явилось воистину промыслительным и исторически востребованным деянием. Оно становится духовной основой возрождения нашей Церкви и нашего народа», - отметил также Патриарх.

http://pravoslavie.ru/8757.html

Во что верит российский студент? Социологические опросы в среде молодежи в последнее время не редкость. Из них мы можем почерпнуть немало любопытной информации – начиная с политических взглядов юношества и заканчивая их сексуальной ориентацией. А вот опросы по религиозной тематике проводятся куда реже – и причем зачастую по весьма примитивной методике. Между тем вопрос о том, во что верит сегодня российский студент, малоинтересным не назовешь. Не назовешь его и риторическим. Если не в столь отдаленном прошлом атеизм, казалось, господствовал, то сегодня каждый студент имеет возможность выбрать религию по себе. Уличных проповедников у стен вузов встретить можно чуть ли не в любое время дня и ночи: хочешь — присоединяйся к мунитам, хочешь – иди в Московскую церковь Христа (МЦХ), хочешь – жуй прасад с кришнаитами... Внутрь вузов их сейчас, правда, почти не пускают; а вот лекциями православных священников в университетских аудиториях уже мало кого удивишь. На тех, кто учится в Московском университете, это религиозное окружение давит куда сильнее. Не секрет, что многие из сект уделяют вербовке новых членов в МГУ особое внимание (раньше была особенно заметна МЦХ, а в последние годы их сменили муниты: вряд ли вам удастся найти хоть одного студента непервокурсника, к которому они не успели пристать со своими вопросами). Впрочем, Русская Православная Церковь тоже не обделяет университет своим вниманием: это и визиты иерархов, и богословские конференции, и спецкурс Андрея Кураева на философском факультете (куда, нередко создавая аншлаг, ходят и биологи, и математики, и историки). Свой социологический опрос мы провели среди студентов двух факультетов МГУ – исторического и филологического. Опрос проводился методом собеседования, количество опрошенных – 159 человек. Безусловно, экстраполировать на все российское студенчество его результаты было бы совсем неправомерно, но, тем не менее, они могут сказать о многом. Как правило, в подобных опросах респонденту предлагается выбрать свое вероисповедание из довольно узкого списка: атеист, православный, мусульманин, иудей, представитель другой конфессии.

http://pravoslavie.ru/359.html

Закрыть Патриотизм, справедливость и свобода В первый день работы XXV Всемирного русского народного собора обсудили идеологию Российского государства 11:35 28.11.2023 251 Время на чтение 4 минуты Фото: Синодальный отдел религиозного образования Центральным событием первого дня работы юбилейного XXV Всемирного Русского Народного Собора стала его идеологическая секция. Около 30 экспертов высказались на тему, на официальном уровне десятилетиями фактически закрытой: о том, что России жизненно нужна суверенная идеология, сообщает Царьград. Ректор Российского православного университета Святого Иоанна Богослова, замглавы ВРНС профессор Александр Щипков отметил, что ни одна страна не может и суток прожить без идеологии: «Если бы не было идеологии в России, мы не могли бы начать СВО. Невозможно начинать военные действия в отсутствие идеологии. Провалились бы мы моментально. Поэтому если кому интересно, то можно изменения в идеологии проследить по речам Владимира Путина за последнюю четверть века. Поэтому, на мой взгляд, нам не столько нужно изобретать идеологию, сколько понять то идеологическое пространство, в котором мы сегодня находимся, и попробовать его описать». К соборной идеологической деятельности в 2023 году активно подключился Александр Харичев , начальник президентского Управления по обеспечению деятельности Государственного совета России. Представитель государственной власти, в своём выступлении на соборной идеологической секции очень точно определивший сегодняшнюю ситуативность возрождения государственной идеологии: «Страна находится в состоянии мобилизации против давления, которое на неё оказывается. Мы боремся за политический, экономический, технологический суверенитет. Подавляющее большинство граждан понимает эту ситуацию. И основной тренд – это сплочение вокруг национального лидера... Второй тренд – ориентация на семейные ценности: 68% граждан России считают ключевой ценностью крепкую семью... И третий тренд – патриотический настрой. Мы фиксируем в обществе рост числа патриотов. Они считают, что любят свою страну, не собираются уезжать и тратят свои силы на то, чтобы страна развивалась и процветала».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/28/pa...

Итоговый документ конференции «Церковь и культура. Куликовская битва и историко-культурное наследие Российского народа» 6 октября 2005 г. 10:49 4 сентября 2005 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в рамках церковно-общественного форума «Единением и любовью спасемся», посвященного 625-летию победы в Куликовской битве, в конференц-зале гостиницы «Даниловская» состоялась конференция «Церковь и культура. Куликовская Битва и историко-культурное наследие Российского народа».  В работе конференции приняли участие более 200 участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Ставрополя, Саратова, Нижнего Новгорода, Ярославля, Армавира и других городов, представляющие епископат, духовенство и мирян Русской Православной Церкви, Духовные Школы, академическую науку и культурную общественность (в том числе, ведущие научные и учебные центры России — Московский государственный университет, Институт русской литературы РАН), студенческую молодежь. Для ведения конференции был избран президиум в составе: Епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан — председатель; епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий ; епископ Саратовский и Вольский Лонгин ; протоиерей Владимир Воробьев; доктор филологических наук Г.М. Прохоров (Институт русской литературы РАН). В ходе конференции было представлено около 20 докладов и сообщений, затрагивающих актуальные темы взаимоотношений Церкви и культуры в современной России с учетом тысячелетнего исторического опыта нашего Отечества, как православной державы. В докладе Епископа Ставропольского и Владикавказского Феофана «Глобализация и духовные ценности» были затронуты проблемы духовной жизни общества, такие как: вопросы национальной идентичности в условиях глобализации, необходимость углубленного исследования культурного наследия России, использование новых информационных технологий. Природа этих и многих других проблем связана с теми вызовами, которые несет всему миру и, в том числе России, идеология глобализма. Епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий в своем докладе раскрыл сложную природу взаимоотношений Церкви и культуры в историческом развитии. С момента Крещения Руси Православная Церковь являлась источником развития русской культуры. И именно на путях Православия русская культура стала одним из заметных мировых явлений. Однако в XX веке проявилась тенденция противопоставления Церкви и культуры, попытки разделить их. И эти тенденции сохранились, несмотря на многие позитивные перемены последних лет. Возрождение и укрепление государства и общества, народа возможно только на путях обращения к традициям русской святости.

http://patriarchia.ru/db/text/52121.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010