В мероприятии приняли участие: председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры, председатель Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах митрополит Волоколамский Иларион ; митрополит Казанский и Татарстанский Феофан ; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий ; митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф ; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий ; митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт ; председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений ; заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Наталия Наумова; главный советник Управления по внутренней политике Президента Российской Федерации Андрей Третьяков; директор Департамента управления делами Министерства образования и науки Российской Федерации Вероника Кравчук; ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий; ректор Национального исследовательского ядерного университета МИФИ Михаил Стриханов; ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков; ректор Северо-Кавказского федерального университета Алина Левитская; ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев ; ректор Нижегородского государственного педагогического университета Александр Федоров; ректор Кубанского государственного университета Михаил Астапов; ректор Московского государственного лингвистического университета Ирина Краева; ректор Русской христианской гуманитарной академии Дмитрий Богатырев; ректор Поволжского православного института имени святителя Алексия, митрополита Московского, протоиерей Димитрий Лескин; ректор Московского технологического института Григорий Бубнов; ректор Российского исламского университета Центрального управления мусульман России Артур хазрат Сулейманов; ректор Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева Ольга Пилипенко; и.о. ректора Гуманитарного института (г. Москва) Марина Быкова; председатель Экспертного совета Высшей аттестационной комиссии по теологии Ефим Пивовар; заместитель председателя Экспертного совета Высшей ат­тес­та­ци­он­ной комиссии по теологии Леонид Кацис.

http://patriarchia.ru/db/text/5133294.ht...

Университет создается как учреждение высшего профессионального религиозного образования Русской Православной Церкви и будет реализовывать как церковные, так и светские стандарты образования. Местом нахождения нового университета Патриарх Кирилл определил храмовый комплекс во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова под Вязом – патриаршее подворье в Китай-городе (на Новой площади). Ректором нового патриаршего университета назначен ректор Православного института святого Иоанна Богослова игумен Петр (Еремеев). Указом в 2011 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл учредил Российский православный университет – первый в России церковный университет. Университет создается как учреждение высшего профессионального религиозного образования Русской Православной Церкви и будет реализовывать как церковные, так и светские стандарты образования. Местом нахождения нового университета Патриарх Кирилл определил храмовый комплекс во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова под Вязом – патриаршее подворье в Китай-городе (на Новой площади). Ректором нового патриаршего университета назначен ректор Православного института святого Иоанна Богослова игумен Петр (Еремеев). «Российский православный университет призван реализовывать модель опережающего развития, гибко выстаивая свою деятельность с учетом отечественных и мировых тенденций в науке и образовании. К подготовительной работе по запуску проекта привлечен широкий круг специалистов, убежденных в необходимости создания новой, открытой образовательной площадки для обеспечения синтеза богословского знания и современной науки, готовых решать задачу актуализации православного вероучения, нравственного послания Церкви современному обществу и человеку», — отмечает игумен Петр. По словам ректора, в составе университета свою деятельность продолжит и ныне действующий Православный институт святого Иоанна Богослова, чей «статус, потенциал, и имеющиеся ресурсы обеспечат широту реализации в университете образовательных и научных планов». Наряду с институтом святого Иоанна Богослова в состав университета в будущем войдут специально созданные профильные учебные подразделения.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-uchred...

Среди участников конференции: кандидат филологических наук, диакон Владимир Василик («Генезис русской идентичности в X-XIII вв.»); доктор экономических наук, профессор Института европейских исследований, Координатор Союза русских общин Европы по Латвии Александр Гапоненко; протоиерей, кандидат богословия отец Георгий Городенцев («Современные проблемы русской идентичности в свете Православия»); кандидат философских наук, доцент Луганско го государственного университета внутренних дел им. Э.Дидоренко Виталий Даренский («Новороссия: восстановление исторической памяти»); секретарь Союза писателей России Василий Дворцов («Литературный процесс как процесс национального самоосознания»); кандидат исторических наук Максим Емельянов-Лукьянчиков («Русская цивилизация глазами леонтьевоведа»); доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета радио и телевидения Александр Казин («Константин Леонтьев и наши дни»); доктор исторических наук, профессор Харьковского национального университета им. В.Н.Каразина Александр Каплин (« " Можно надолго уничтожить Россию, нельзя уничтожить Русь " : " Мужицкий архиерей " Антоний (Храповицкий) в назидание потомкам»); настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии иерей Сергий Карамышев («Русская идентичность в XXI веке»); доктор философских наук, профессор, академик РАО, член Союза писателей России Александр Корольков («Провидческие идеи К.Н.Леонтьева о среднем европейце и национальном своеобразии»); доктор политических наук, руководитель Центра евроатлантических исследований Дипломатической академии МИД России, профессор РГГУ Анастасия Митрофанова («Россия в борьбе геополитических центров силы»); доктор философских наук, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова и Государственной академии славянской культуры, академик РАЕН и Всемирной экологической академии Валерий Расторгуев («Цивилизация и современность: прозрения Константина Леонтьева»); писатель, директор Центра этно-конфессиональных исследований Владимир Семенко («Гражданская нация или империя? Поиск русского пути»); доктор психологических наук, директор НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского университета Валентин Семенов («Российская полиментальность и русская идентичность»); кандидат философских наук, доцент, директор Центра этно-социальных исследований Таврического национального университета им. В.И.Вернадского Анатолий Филатов («Культура глобализации»); кандидат филологических наук, преподаватель Старорусского филиала Санкт-Петербургского университета сервиса и экономики Сергей Шараков («Платонические мотивы в историософии К.Н.Леонтьева: к проблеме формы»); клирик храма Святителя Николая в Хамовниках, кандидат педагогических наук иерей Александр Шумский («Русскость как условие возрождения России») и другие.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/09/23/ru...

Состоялось Общее собрание Научно-образовательной теологической ассоциации 15 мая 2021 г. 10:47 13 мая 2021 года в Москве в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия состоялось Общее отчетно-выборное собрание членов Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА), которое возглавил президент ассоциации, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, председатель Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах митрополит Волоколамский Иларион . В президиуме заседания присутствовали председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов, референт Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике, ответственный секретарь Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации А.В. Третьяков, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства науки и высшего образования России Т.В. Рябко, ректор НИЯУ «МИФИ» М.Н. Стриханов. В условиях соблюдения требований Роспотребнадзора по профилактике распространения коронавирусной инфекции Общее собрание проходило в очно-дистанционном режиме. В зале заседания и по видео-конференц-связи в Общем собрании приняли участие ректоры и представители ректоров 65 вузов — членов НОТА. Личное участие в работе Общего собрания приняли ректоры-соучредители ассоциации: ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничий, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации В.А. Мау, ректор Московского педагогического государственного университета А.В. Лубков, ректор Московского архитектурного института (государственной академии) Д.О. Швидковский. В работе Общего собрания также приняли участие ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Я.И.

http://patriarchia.ru/db/text/5809467.ht...

М.В.Бахтин, П.Б.Клевцов Об авторах Бахтин Максим Вячеславович Бахтин Максим Вячеславович кандидат философских наук декан факультета духовной культуры Московского гуманитарного института повышения квалификации и переподготовки кадров. доцент кафедры социальной антропологии Российского государственного социального университета. М.В. Бахтин родился в 1974 году в г. Пензе. Окончил исторический факультет Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского (1996 г.), аспирантуру кафедры философии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) (2001 г.), Московскую духовную семинарию (2005 г.) С 1996 г. преподает историю философии, философскую антропологию, социальную антропологию, этику, религиоведение, историю русской религиозной философии. Клевцов Павел Борисович Клевцов П.Б. родился в 1976 г. в Санкт-Петербурге В 1998 г. окончил исторический факультет, а в 2002 г. – аспирантуру кафедры философии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Кандидат философских наук. С 2002 года преподает философию в Санкт-Петербургском государственном университете культуры. Введение 1. Религиозная потребность человека и современный мир Вот как западный философ-экзистенциалист Альбер Камю описывает типичную духовную ситуацию современного человека: «Подъем, трамвай, четыре часа в конторе или на заводе, обед; трамвай, четыре часа работы, ужин, сон; понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, все в том же ритме вот путь, по которому легко идти день за днем. Но однажды встает вопрос «зачем? " » (Камю А. Миф и о Сизифе; Бунтарь. – Минск: «Попурри», 2000 – 544 с. С.25–26). Вопрос «зачем?», вопрос о смысле жизни оказывается в центре духовной жизни человека, когда бы он ни жил в XXI веке или в XXI веке до Рождества Христова. От этого вопроса можно убежать, наполнив свою жизнь более или менее содержательной суетой удовольствиями, карьерой, властью, женщинами, наукой и т.д. Но можно встать к нему лицом, признать его наличие и даже ответить на него. Религия и есть такой ответ. Этот ответ подразумевает выход за пределы обыденного, обычного, универсального опыта. Религия появляется там, где человек верит в «невозможное», в то, что окружающие считают «полным бредом», в то, во что большая часть человечества со своим «здравым смыслом» не верит и, возможно, не поверит никогда. Однако именно вера и только вера дает полный ответ на духовную потребность человека в обретении смысла жизни, истинной жизни. Христос говорит: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся». И эта правда Сам Бог . Бог есть Правда, Истина, а мир и человек – в силу своей греховности (хотя и неизначальной) есть «неправда» («Не надейтесь на князи, на сыны человеческия в них же нет спасения»). И человеку вполне естественно стремиться из неправды к Правде, из неистинной лживой жизни к истинной, настоящей. Отличие религии от науки, философии и массовой культуры

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

В Католическом университете Милана состоялась презентация книги Святейшего Патриарха Кирилла «Свобода и ответственность» на итальянском языке 19 мая 2010 г. 10:46 17 мая 2010 года в Католическом университете Милана состоялась презентация итальянского перевода книги Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Свобода и ответственность». Презентацию возглавил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . В президиуме также заседали ректор университета профессор Лоренцо Орнаги, архиепископ Миланский кардинал Диониджи Теттаманци, профессор Римского Университета Адриано Роккуччи. В зале присутствовали также посол Российской Федерации в Ватикане Н.И. Садчиков, генеральный консул Российской Федерации в Милане А.В. Парамонов, представители православного и католического духовенства Милана, члены профессорской корпорации университета, представители общественности и студенты. В приветственном слове к участникам презентации ректор университета Лоренцо Орнаги выделил общие темы, являющиеся предметом пастырской заботы Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Бенедикта XVI . В частности, профессор Орнаги подчеркнул актуальность темы свободы и ответственности в контексте современного плюрализма мнений. «Еще в бытность председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Святейший Патриарх Кирилл активно поднимал темы нравственности и свободы на международной арене. Это обусловлено как личной судьбой Патриарха, так и трагической историей всего русского народа, который пережил семидесятилетнюю эпоху атеизма, всячески подавлявшего свободу и достоинство человека», — сказал ректор. По его мнению, «сегодня Россия переживает период рассвета Православия, когда прокладываются новые пути сотрудничества государства и Церкви и шире — общества и религии». В свою очередь кардинал Теттаманци подчеркнул, что в настоящее время Католическая и Православная Церкви являются союзниками в отстаивании христианских ценностей перед лицом воинствующего секуляризма. По его мнению, «стремление к единству не может носить церковно-политического характера и должно осуществляться действием Святого Духа в атмосфере любви и мира».

http://patriarchia.ru/db/text/1161546.ht...

игум. Иоанн (Рубин) Резолюция научно-практической конференции «Неопятидесятничество: протестантизм или оккультное сектантское движение?» Конференция проведена 15–16 октября 2013 г. Николо-Угрешской православной духовной семинарией (далее НУПДС) по благословению Председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископа Верейского Евгения при поддержке Администрации города Дзержинского Московской области. С приветствием к участникам конференции обратился Председатель Миссионерского отдела Русской Православной Церкви митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. В конференции приняли участие богословы (теологи), философы, историки,филологи, религиоведы, юристы, культурологи, педагоги, психологи, журналисты, учащиеся духовных образовательных организаций и государственных вузов, представители органов государственной власти и местного самоуправления, члены общественных организаций, эксперты по проблеме сектантства, члены экспертных советов по проведению государственной религиоведческой экспертизы, а также лица (граждане), пострадавшие от деятельности деструктивных культов. Всего – 228 представителей Москвы, Московской, Белгородской, Курской областей Российской Федерации, в том числе: • духовенство Русской Православной Церкви, сотрудники синодальных отделов, епархиальных миссионерских отделов и комиссий Московской, Белгородской, Курской епархий; • преподаватели и студенты Московской православной духовной академии (далее МПДА), Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (далее ПСТГУ), Российского православного университета святого Иоанна Богослова (далее РПУ), Московского государственного лингвистического университета (далее МГЛУ), Академии управления МВД Российской Федерации, Белгородского государственного университета (далее БГУ), духовных семинарий: Николо-Угрешской, Белгородской, Курской, Сретенской, Николо-Перервинской; • сотрудники Душепопечительского центра реабилитации пострадавших от псевдорелигиозных организаций и оккультизма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского (далее Центр св. Иоанна Кронштадтского ), Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского , Московского общественного Комитета по спасению молодежи от деструктивных культов, Белгородской РОО содействия развитию демократии и решению социальных проблем «Скорая Молодежная Помощь»;

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/neopjati...

Закрыть itemscope itemtype="" > Экклезиаст — вопрос. Евангелие — ответ 12.01.2012 780 Время на чтение 17 минут Кто из нас не слышал и не повторял этих выражений: «суета сует, всё суета», «вернуться на круги своя», «время собирать камни», «нет ничего нового под солнцем»... Многие знают, что это из книги Экклезиаста; что книга Экклезиаста (Екклесиаста), или Проповедника, входит в Библию. Тем, кто прочитал, эта книга в большинстве случаев нравится- меланхолической поэтичностью в сочетании с яркой, неожиданной образностью. Иные недоумевают: что в этой книге христианского, почему Церковь принимает ее как одну из священных книг? Совсем небольшую- по сравнению с другими ветхозаветными текстами- книгу Экклезиаста (по-еврейски Когелета) изучали и комментировали святые отцы Церкви, ей посвящены многие тома исследований позднейшего времени. А мы будем говорить о ней с протоиереем Геннадием ФАСТОМ, настоятелем храма во имя святых равноапостольных Константина и Елены в Абакане (столице Республики Хакасия), библеистом, автором многих книг о Ветхом Завете, в том числе и недавно изданного «Толкования на книгу Экклезиаст». Протоиерей Геннадий Фаст родился в 1954 г. в Новосибирской области, в глубоко верующей лютеранской семье ссыльных российских немцев, и был назван Генрихом. После исключения из Карагандинского государственного университета за религиозные убеждения учился на физическом факультете Томского университета, затем работал на кафедре теоретической физики. Еще не окончив университета, пришел к Православию и крестился с именем Геннадий. После изгнания из Томского университета стал священником. Служил в Туве, в Кемеровской области, в Красноярском крае. Долгие годы был настоятелем старинного Успенского храма в Енисейске. Воспитал десятки сибирских священников. Был и остается одним из самых ярких и известных православных миссионеров современности. Библеист, автор целого ряда книг, получивших широкое распространение. В настоящее время - настоятель храма во имя святых равноапостольных Константина и Елены в Абакане.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

свящ. Иакинф Дестивель Материалы по истории церкви. Книга 41 (серия основана в 1991 г.)   Главный редактор серии: кандидат исторических наук, кандидат богословия священник Илья СОЛОВЬЕВ   Редакционная коллегия тома: профессор Эрих БРИНЕР (Институт «Вера во втором мире», Швейцария) протоиерей Сергий ИЛЬИН (Берлинская епархия Русской Православной Церкви Московского Патриархата) кандидат исторических наук Модест Алексеевич КОЛЕРОВ Наталия Александровна КРИВОШЕЕВА (Православный Свято–Тихоновский гуманитарный университет, Москва) профессор протоиерей Георгий МИТРОФАНОВ (Санкт–Петербургская духовная академия и семинария) Валентин Арсеньевич НИКИТИН (Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата) кандидат исторических наук Александр Юрьевич ПОЛУНОВ (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова) профессор Дмитрий Владимирович ПОСПЕЛОВСКИЙ (университет Западного Онтарио, Канада) доктор исторических наук, профессор Сергей Львович ФИРСОВ (Петербургский государственный университет) кандидат искусствоведения, доцент, протоиерей Валентин ЧАПЛИН (Общество любителей церковной истории, Москва) профессор Дмитрий Михайлович ШАХОВСКОЙ (Свято-Сергиевский Православный Богословский институт, Париж) профессор Гюнтер ШУЛЬЦ (Евангелический богословский факультет Мюнстерского университета, Германия) Все права на текст книги сохранены за автором. © Священник Иакинф Дестивель – текст, 2008. Оригинал–макет, оформление – Общество любителей церковной истории, 2008.   От издательства «Свершилась воля Божия. Россия вступила на новый путь государственной жизни». Этими словами начиналось известное послание Св. Синода «К верным чадам Православной Российской Церкви», датированное 9 марта 1917 года. По сути дела, именно в этих начальных словах послания Российская Православная Церковь через Высший орган ее управления дала нравственную оценку событиям, совершившимся 2 марта 1917 года. После отречения императора Николая II от престола и перемены формы государственного правления в России, Церковь сосредоточила свои силы на созыве так долго ожидавшегося Всероссийского Поместного Собора. Именно этому Собору, провозгласившему неизменное следование принципу соборности на всех уровнях церковного управления, суждено было стать важнейшим событием церковной жизни 20 столетия. Остается лишь сожалеть, что работа Собора, проходившая под сильным давлением политических обстоятельств времени, так и не была завершена, а многие соборные решения не были воплощены в жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Экклезиаст — вопрос. Евангелие — ответ Кто из нас не слышал и не повторял этих выражений: «суета сует, всё суета», «вернуться на круги своя», «время собирать камни», «нет ничего нового под солнцем»… Многие знают, что это из книги Экклезиаста. 12 января, 2012 Кто из нас не слышал и не повторял этих выражений: «суета сует, всё суета», «вернуться на круги своя», «время собирать камни», «нет ничего нового под солнцем»… Многие знают, что это из книги Экклезиаста. Кто из нас не слышал и не повторял этих выражений: «суета сует, всё суета», «вернуться на круги своя», «время собирать камни», «нет ничего нового под солнцем»… Многие знают, что это из книги Экклезиаста; что книга Экклезиаста (Екклесиаста), или Проповедника, входит в Библию. Тем, кто прочитал, эта книга в большинстве случаев нравится— меланхолической поэтичностью в сочетании с яркой, неожиданной образностью. Иные недоумевают: что в этой книге христианского, почему Церковь принимает ее как одну из священных книг? Экклезиаст Совсем небольшую— по сравнению с другими ветхозаветными текстами— книгу Экклезиаста (по-еврейски Когелета) изучали и комментировали святые отцы Церкви, ей посвящены многие тома исследований позднейшего времени. А мы будем говорить о ней с протоиереем Геннадием ФАСТОМ, настоятелем храма во имя святых равноапостольных Константина и Елены в Абакане (столице Республики Хакасия), библеистом, автором многих книг о Ветхом Завете, в том числе и недавно изданного «Толкования на книгу Экклезиаст». Протоиерей Геннадий Фаст родился в 1954 г. в Новосибирской области, в глубоко верующей лютеранской семье ссыльных российских немцев, и был назван Генрихом. После исключения из Карагандинского государственного университета за религиозные убеждения учился на физическом факультете Томского университета, затем работал на кафедре теоретической физики. Еще не окончив университета, пришел к Православию и крестился с именем Геннадий. После изгнания из Томского университета стал священником. Служил в Туве, в Кемеровской области, в Красноярском крае. Долгие годы был настоятелем старинного Успенского храма в Енисейске. Воспитал десятки сибирских священников. Был и остается одним из самых ярких и известных православных миссионеров современности. Библеист, автор целого ряда книг, получивших широкое распространение. В настоящее время — настоятель храма во имя святых равноапостольных Константина и Елены в Абакане.

http://pravmir.ru/ekkleziast-vopros-evan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010