После посещения сербского храма глава делегации Русской Православной Церкви и сопровождающие его лица посетили Апостольскую нунциатуру и встретились с Апостольским нунцием в Словении архиепископом Жан-Мари Спишем. Затем гости прибыли во дворец Люблянских католических архиепископов, где состоялась беседа с председателем епископской конференции Словении архиепископом Любляны Станиславом Зоре. Перед началом встречи архиепископ Станислав Зоре тепло приветствовал владыку Силуана и провел краткую экскурсию по католическому кафедральному собору святителя Николая Чудотворца. 26 июля представители Русской Церкви посетили цистерцианский монастырь в Стичне, расположенный недалеко от Любляны. Это самая древняя и единственная действующая обитель монахов-цистерцианцев на территории современной Словении, первое упоминание о которой относится к 1132 году. В монастыре прошла межхристианская встреча, посвященная миротворческой роли христианских Церквей и перспективе академических контактов. В мероприятии приняли участие митрополит Загребско-Люблянский Порфирий (Сербская Православная Церковь), епископ Цельский Станислав Липовшек (Римско-Католическая Церкви в Словении), приор Аббатства ордена цистерцианцев Стична патер Николай Арацки, епископ Геза Фило (Евангелическая Церковь Словении), директор Католического института молодежи священник Матеуш Мехле, делегация богословского факультета университета Любляны во главе с деканом профессором Робертом Петковшеком, представители общества «Словения-Россия» и другие. Вечером делегация отправилась в город Краньска Гора, где состоялся совместный концерт смешанного хора Санкт-Петербургской духовной академии и местного хора городского культурного общества «Эхо». По окончании выступления члены делегации присутствовали на мемориальной мессе в храме Успения Пресвятой Богородицы. 27 июля у Русской часовни святого равноапостольного князя Владимира под перевалом Вршич состоялась торжественная мемориальная церемония. Мероприятие посетили представители словенских властей: Президент Словении Борут Пахор, премьер-министр страны Марьян Шарец, почетный покровитель торжественных мероприятий председатель Государственного собрания Словении Деян Жидан, мэр города Краньска Гора Янез Хроват и другие. Делегацию Российской Федерации возглавил председатель российской части Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К.Ю. Носков. На мероприятии также присутствовали Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Словении Д.Г. Завгаев, посол Словении в России Бранко Раковец, Апостольский нунций в Словении архиепископ Жан-Мари Спиш, епископ Цельский Станислав Липовшек, председатель общества «Словения-Россия» Саша Гержина, исполнительный директор фонда «Русский мир» В.В. Кочин, руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы С.Е. Черемин и другие высокие гости.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5479735...

Пн Положення про курсах для Церкви 13 липня 2015 р. 21:49 Документ принят на заседании Высшего Церковного Совета 29 апреля 2015 года и утвержден Священным Синодом 13 июля 2015 года ( журнал ). Архиерейский Собор 2013 года, констатировав расширение практики получения насельниками и насельницами монашеских обителей богословского образования, постановил продолжить работу в данной сфере и поручил Синодальному отделу по монастырям и монашеству при взаимодействии с Учебным комитетом Русской Православной Церкви «разработать и представить на рассмотрение Священного Синода систему получения монашествующими богословского образования не только в ставропигиальных, но и в епархиальных монастырях с учетом их возможностей» (см. пункт 26 Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 5 февраля 2013 года). Во исполнение данного постановления Архиерейского Собора 2013 года разработано данное Положение. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение о создании и организации образовательных курсов для монашествующих Русской Православной Церкви (далее — Положение) определяет порядок создания и деятельности образовательных курсов для монашествующих и готовящихся к постригу в ставропигиальных и епархиальных монастырях Русской Православной Церкви (далее — образовательные курсы). 1.2. Образовательные курсы могут быть созданы в качестве структурного подразделения без образования юридического лица: 1) духовных образовательных организаций (семинария, академия); 2) образовательных организаций высшего образования (Российский православный университет, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет); 3) иных образовательных организаций, учредителями которых являются централизованные религиозные организации Русской Православной Церкви. 1.3. Образовательные курсы обеспечивают процесс получения базового богословского образования послушниками и монашествующими Русской Православной Церкви (далее — учащиеся) в соответствии с внутренними установлениями Русской Православной Церкви и действующим государственным законодательством.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4221697...

Закрыть itemscope itemtype="" > Духовное образование: не реформы, а развитие Беседа с председателем Синодального Учебного комитета Русской Православной Церкви 04.03.2019 1130 Время на чтение 22 минут Анатолий Степанов: Сегодня в связи с ростом епархий, приходов, семинарий усложняется система духовного образования Русской Православной Церкви. Создана вот не так давно Общецерковная аспирантура. Что сегодня входит в ведение Учебного комитета РПЦ, который Вы возглавляете? Отец Максим: Учебному комитету Русской Православной Церкви подведомственны все высшие духовные учебные заведения. Непосредственно подведомственны на территории России и консультативно-рекомендательно на территории других государств, входящих в область канонической ответственности Русской Церкви, за исключением Украины , где есть свой Учебный комитет. По понятным обстоятельствам сегодня жизнь Украинской Церкви определяется своими внутренними решениями. Хотя, конечно, есть стремление идти в одном направлении. В России сегодня 39 высших духовных учебных заведений - семинарий и Академий (духовных академийна территории России две - Московская и Санкт-Петербургская). Есть еще Таврическая семинария в Симферополе, но она в церковном отношении подчинена Учебному Комитету Украинской Православной Церкви. Хотя, конечно, мы работаем вместе, потому что им необходимо находиться в сфере российского законодательства, - и тут они не справились бы без Учебного комитета Русской Православной Церкви.Кстати, о Таврической семинарии, - когда мы ее в первый раз посетили с ознакомительным визитом, заметили, как нахождение на территории близлежащего государства тормозило образовательные процессы. Но с Божией помощью, выровняется и крымская духовная школа. Кроме семинарий и академий у нас есть Свято-Тихоновский университет, Российский православный университет, который с конца прошлого года решением Святейшего Патриарха подчинен Учебному комитету, и Новосибирский православный институт. Зоной ответственности Учебного комитета являются также в значительной мере Центры по подготовке приходских специалистов, которые сейчас созданы в разных епархиях в количестве почти четырех десятков. Центры занимаются подготовкой молодежных, социальных работников, катехизаторов и миссионеров. По конкретным профилям с ними работают другие Синодальные отделы - Миссионерский, Молодежный, Социальный, но богословская, вероучительная составляющая вся была прописана и контролируется Учебным комитетом. С недавнего времени существуют также Курсы повышения квалификации духовенства, которые организуют и проводят епархии, но программы, сроки, преподавательский состав и прочее согласовывается с Учебным комитетом.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/05/...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Христианская антропология «Сложная духовно-социальная обстановка в русском обществе и Русской Церкви, а также острая дискуссия между православием и другими конфессиями, между Церковью и сектами, шаманством и «целителями» заставляют нас безотлагательно вводить православно-антропологический опыт в духовные школы, в практику Церкви и социальное служение Ее чад. Православная антропология опирается на догматику Церкви, святоотеческий опыт, богословские и научные труды православных авторов. Также немаловажное значение имеет опыт психологии, философии, психиатрии и других наук. Настоящая рукопись является расширенным конспектом лекций, которые читается автором с 1996 года в Православном университете студентам III-V курсов философско-богословского и библейско-патрологического факультетов, а также факультета психологии. Автор сознает, что несовершенство материала затрудняет понимание основной проблематики курса, и просит снисхождения у читателя. Однако острая церковная и социальная необходимость такого курса толкает автора к изданию первого выпуска этого курса. Для усиления мысли, свойственной православию, и для сравнения мы пользовались трудами русских философов, которые, однако, не всегда близки к православной мысли, и трудами западных мыслителей, как католических, так и светских. Это не означает, что данный труд входит в критику неправославной антропологии — для этого потребуется отдельная работа.» Православная антропология Лоргус Андрей Содержание Предисловие Часть I. Введение в православную антропологию Глава 2. Методология православной антропологии Часть II. Природа человека Глава 4. Тело и плоть человека Глава 5. Душа Глава 6. Душа и тело Глава 7. Дух человека Глава 8. Образ Божий Глава 9. Первозданный человек Примечания Список цитируемой литературы Предисловие Православная антропология как богословская дисциплина уже несколько лет преподается в Российском Православном Университете святого апостола Иоанна Богослова. Она является, на взгляд автора, необходимейшей дисциплиной в подготовке священников, преподавателей, богословов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

Протоиерей Максим Козлов. Фото Михаила Еремина ЖМП 4 апрель 2021 /  26 апреля 2021 г. 17:19 Протоиерей Максим Козлов: «Мы можем научить и организовать, но человек сам должен идти к той цели, ради которой существует семинария» Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов в интервью «Журналу Московской Патриархии» дает свою оценку современному состоянию духовного образования в Русской Церкви, обозначает те главные задачи, которые сегодня ставит перед собой Учебный комитет, рассказывает о системе рейтинга семинарий и делится своими соображениями о возможностях финансирования региональных духовных школ.  PDF-bepcuя. Большинство учащихся — вчерашние школьники — Ваше Высокопреподобие, на протяжении большей части своей жизни вы так или иначе связаны с духовным образованием — многие годы преподавали в МДА и Сретенской семинарии , а в последнее время возглавляете Учебный комитет. Как вы оцениваете современное состояние духовного образования в Русской Церкви? — Начнем с простого, посмотрим на количественные показатели. В системе духовного образо­вания на территории Российской Федерации сейчас действует Общецерковная аспирантура и докторантура , три академии, тридцать восемь семинарий, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет  и Российский православный университет. Это главные вузы, которые и являются фундаментом духовного образования. За рубежом действует одна духовная академия (Минская) и семь духовных семинарий (без учета учебных заведений Украинской Православной Церкви ). Но надо учесть и ассоциированные учреждения — центры подготовки приходских специалистов, которых на сегодня сорок один. Также Учебным комитетом курируются и курсы повышения квалификации духовенства, они есть во всех митрополиях и во многих епархиях. Всего в системе высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви ­обучается 9341 человек, из них в духовных школах России — 8225 человек. Преимущественно это, конечно, юноши, готовящиеся к священническому служению. Но также на регентских и иконописных факультетах учится немалое количество девушек 1 .

http://e-vestnik.ru/db/protoierey_maksim...

  разделы   рассылка  распечатать Ирина Стовбыра " Без развития теологии мы не сможем ни ОРКСЭ преподавать, ни нравственность воспитывать " Выездное заседание Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций прошло в МДА Источник:  Благовест-инфо Выездное заседание Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций состоялось 5 июля в Московской духовной академии. Тема заседания – духовное воспитание в России как основа нравственного возрождения страны. В мероприятии, кроме депутатов – председателя Комитета и его заместителей, представлявших все четыре фракции парламента, приняли участие председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев; ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев), сотрудники аппарата Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций. Вел заседание председатель Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (фракция ЛДПР). Он выделил три основных вопроса: расширение преподавания с 1 сентября 2012 года курса " Основы религиозной культуры и светской этики " (ОРКСЭ) в общеобразовательной школе, положение негосударственных православных школ, теологическое образование в высшей школе. Архиепископ Верейский Евгений, приветствуя гостей, рассказал, что буквально накануне он участвовал в заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, где также обсуждалась тема ОРКСЭ – нового предмета, который прошел апробацию и с 1 сентября будет преподаваться всем четвероклассникам. Депутат-единоросс Сергей Попов, первый заместитель председателя Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций, назвал " неординарным " выездное заседание Комитета Госдумы в стенах МДА и выразил радость, что президентский совет поддержал решение правительства по введению нового школьного предмета.

http://religare.ru/2_95672.html

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл принял участие в церемонии закрытия VII олимпиады школьников по Основам православной культуры 10 марта 2015 г. 15:29 10 марта 2015 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в церемонии закрытия VII Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры. В торжественном мероприятии участвовали председатель  Синодального отдела религиозного образования и катехизации   митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , председатель  Учебного комитета  Русской Православной Церкви  архиепископ Верейский Евгений , ректор  Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета   протоиерей Владимир Воробьев , ректор  Российского православного университета   игумен Петр (Еремеев) . В зале также присутствовали заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ С.В. Железняк, заместитель министра образования и науки РФ В.Ш. Каганов, министр образования Московской области М.Б. Захарова, председатель Совета директоров финансовой корпорации «Уралсиб», учредитель фонда просвещения «Мета» Н.А. Цветков, председатель правления фонда просвещения «Мета» В.А. Сигаева, председатель Попечительского совета Благотворительного фонда святителя Василия Великого К.В. Малофеев и другие. В 2014-2015 учебном году в трех турах олимпиады по ОПК приняли участие более 600 тысяч учащихся десяти тысяч школ из 83 регионов России и семи зарубежных стран. После демонстрации видеоролика о наиболее значимых моментах Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культуры Предстоятель Русской Православной Церкви обратился со словом к победителям, участникам, организаторам и гостям мероприятия: «Уважаемые участники этого замечательного торжественного собрания! Хотел бы всех вас сердечно приветствовать. Душа радуется, когда видишь и слышишь о больших достижениях в развитии нашего олимпийского движения. Действительно, в 40 раз примерно увеличилось количество участников олимпиады с 2008 года. И речь идет не только о том, что все больше детей и больше школ принимают участие в этом замечательном делании. Но самое главное то, что участие в олимпиаде создает интерес к наиважнейшим темам, связанным с историческим бытием нашего Отечества, в рамках олимпиады развивается целостное восприятие нашей истории.

http://patriarchia.ru/db/text/4011302.ht...

«В Русской Православной Церкви Заграницей меня всегда восхищала ее верность литургическим и аскетическим духовным традициям русского православия» Источник Скачать epub pdf Вниманию читателей предлагается интервью с митрополитом Каллистом (Уэром) , в котором он подробно рассказывает о своем переходе из англиканства в православие, излагает свой взгляд на РПЦЗ и на Московский Патриархат. Диакон Андрей Псарев: Ваше Преосвященство! Когда состоялась Ваша первая встреча с РПЦЗ? Можно начать рассказ с того времени, когда Вы нашли русскую эмигрантскую церковь в Лондоне? Митрополит Каллист (Уэр) : Да, давайте вернемся к этому времени. Я впервые вошел в русскую церковь св. Филиппа на Букингем Пэлэс Роуд в 1952 году, когда мне было семнадцать лет. Я тогда еще учился в школе («в школе» в английском смысле, то есть я еще не поступил в университет). Это был мой последний год в Вестминстерской школе в Лондоне, а через год я уже поступил в Оксфордский университет. Я описал то впечатление, которое произвело на меня Всенощное бдение, в одной из статей, которая была напечатана в моей книге «Внутреннее царство» – может быть, она у Вас есть. Если у Вас ее нет, я могу подарить Вам экземпляр. Итак, церковь на Букингем Пэлэс Роуд принадлежала Англиканской Церкви. В 1924 году ее передали во временное использование православным: после того, как была закрыта часовня в русском посольстве, которая была единственным местом, где русские могли совершать богослужения. Но когда Великобритания признала Советский Союз, здание посольства Российской Империи пришлось освободить, поэтому Англиканская Церковь предложила церковь в центральной части Лондона. Это предложение было сделано просто русской общине, которая в то время была еще единой в юрисдикционном смысле. Затем, в 1926 году, произошел раскол между последователями митрополита Евлогия в Париже (позже, в 1931 году, они перешли в юрисдикцию Константинополя) и теми, кто последовал за членами Карловацкого синода. Договоренности между двумя группами были интересными: в одно воскресенье церковь использовала Карловацкая группа, а в следующее – последователи митрополита Евлогия. Так они и чередовались между собой по воскресеньям. У них были специальные договоренности относительно того, кто будет использовать церковь во время Страстной Седмицы и великих праздников. Так продолжалось приблизительно до 1945 года, когда «евлогианский» приход перешел в юрисдикцию Московского Патриархата. Как я понимаю, делить церковь стало сложнее, потому что между русскими из Парижа и Зарубежной Церковью не было тесного общения, хотя они и признавали друг друга в некотором смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/v-...

В числе участников заседания — управляющий делами Украинс кой Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварский Антоний, руководитель Административного секретариата Московской Патриархаии епископ Солнечногорский Сергий, епископ Бобруйский и Быховский Серафим, председатель Синодального отдела Украинской Православной Церкви по делам молодежи епископ Обуховский Иона, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, главный редактор Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев, заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин), руководитель Патриаршей службы протокола протоиерей Андрей Милкин, секретарь Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви протоиерей Николай Данилевич, руководитель Службы протокольного обеспечения мероприятий Московской Патриархии протоиерей Александр Абрамов, секретарь Минского епархиального управления протоиерей Николай Коржич, секретарь Витебской епархии протоиерей Владимир Резанович, проректор Московской духовной академии протоиерей Александр Задорнов, клирик Всехсвятского храма в Минске протоиерей Николай Суханович, секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, секретарь ОВЦС по делам дальнего зарубежья протоиерей Сергий Звонарев, заведующий сектором протокола ОВЦС священник Димитрий Чернобай, руководитель Художественно-производственного предприятия «Софрино» Е.А. Пархаев, заведующий кафедрой организации работы с молодежью и миссионерского служения Российского православного университета В.Ю. Квятковский, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета В.А. Шмелев, специалист Управления делами Московской Патриархии А.С. Брильков, специалист Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям Д.А. Монахов, сотрудник Синодального информационного отдела М.Е. Коровина, сотрудник ОВЦС Н.В. Заходякина.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/02/12/so...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Одухотворенный, умный, талантливый, человечный» От коронавируса скончался руководитель Духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Лев Семенов 31.05.2021 1806 Сегодня на семьдесят шестом году жизни отошел ко Господу руководитель Духовно-просветительского центра ПСТГУ, клирик Николо-Кузнецкого храма, кандидат исторических наук, доцент, протоиерей Лев Семенов, сообщает сайт ПСТГУ . Причина смерти – коронавирус, отмечает сайт Фома . Отец Лев окончил историко-филологический факультет Казанского государственного университета по специальности «История», начал свою преподавательскую деятельность в 1972 году в КГУ, а затем 21 год преподавал в Тверском государственном университете. В 1982 году успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук. В 2000 году был рукоположен в сан диакона, а в 2002 году — в сан иерея архиепископом Тверским и Кашинским Виктором (Олейником). С 2005 года отец Лев работал в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, а с 2011 года был штатным клириком храма святителя Николая в Кузнецах. «С 2009 в течение 5 лет протоиерей Лев Семенов был деканом факультета дополнительного образования. Он был неизменно внимателен к коллегам и учащимся. Его лекции по истории Церкви всегда были интересными и содержательными. Отец Лев был эрудирован во всех областях: прекрасно вел и студенческие конференции, и научные собрания. Работать рядом с отцом Львом было легко и радостно!» — вспоминает декан факультета дополнительного образования Неля Леонидовна Иванова. С 2012 года отец Лев был руководителем Духовно-просветительского центра ПСТГУ. Он также являлся членом Кандидатского диссертационного совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, членом Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Совета при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями, председателем Комитета Ассамблеи народов России по взаимодействию с религиозными объединениями, членом Совета Российской ассоциации защиты религиозной свободы (РАРС), председателем Совета РОО «Лицом к лицу: содействие диалогу религий и культур», председателем Православной ассоциации культурных инициатив, членом Правления Общества дружбы и культурных связей с Грецией и Кипром «Филия», председателем клуба дружбы с Грецией и Кипром «ПСТГУ-Греция-Кипр», действительным членом Императорского Православного Палестинского Общества, членом Экспертной комиссии Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/31/od...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010