Каждый год 12 (25) января в церкви торжественно служили молебен с акафистом святой мученице Татиане — небесной покровительнице Московского Университета. После обедни все шли в актовый зал, где проходила официальная церемония. Только потом уже начиналась студенческая вольница, шутки, банкеты и все прочее, о чем так подробно рассказывают ныне средства массовой информации в канун Татьянина дня. Электронный проект «Православие» Татьянин день 25 января Православная Церковь празднует память святой мученицы Татианы. Однако, это не только день Ангела всех сестер, дочерей, внучек наших, которые носят это святое имя. День памяти мученицы Татианы для Отечества нашего имеет особое значение. 12 января (25 января по новому стилю) 1724 года Петром Великим была основана Российская Академия Наук в Санкт-Петербурге. А через год при Академии открылся Санкт-Петербургский Академический Университет. Деятельность этих первых российских «кузниц» научных кадров протекала при активном участии Л.В.Ломоносова, которого самого метко называли «первым русским университетом», и графа И.И.Шувалова, известного мецената, покровителя наук и искусств. Отношения этих двух разных людей знали разные периоды, но в одном великий ученый и умелый царедворец были едины: оба считали необходимым открытие в России второго Университета — Московского. 12 января (25 по новому стилю) 1755 года граф И.И.Шувалов подал прошение об учреждении нового учебного заведения именно в Москве. В сущности Императрица Елизавета Петровна уже приняла решение об этом предыдущего 1754 года. Однако, будущий куратор Московского Университета, граф Шувалов, подал прошение Императрице уже после утверждения проекта в Сенате и именно в день памяти святой мученицы Татианы. Иван Иванович помнил и то, что в этот день было совершено Петром Великим (а Императрица Елизавета Петровна всячески подчеркивала свое желание следовать путем отца), и то, что этот день является именинами его матери, Татианы Шуваловой. Императрица Елизавета Петровна подписала Указ об основании Московского Университета «для общей Отечеству славы», дабы «возрастала в нашей пространной Империи всякое полезное знание». Так дважды в российской истории была закреплена связь нашей отечественной науки с днем памяти святой мученицы Татианы. И неудивительно, что когда встал вопрос о устроении в Московском Университет своей домовой церкви, этот храм был освящен во имя этой святой мученицы.

http://pravmir.ru/den-muchenicy-tatiany-...

Как тропировать молитву «Господи, помилуй», почему запретили петь псалмы без тропарей и непростая история Трисвятого В Общецерковной аспирантуре состоялся цикл лекций византолога и музыковеда профессора Оксфордского университета Димитрия Кономоса. Предлагаем читателям «Правмира» текст четвертой лекции и её видеозапись. Профессор Димитрий Кономос – известный византолог и музыковед. Родился в 1947 г. в Сиднее (Австралия) в греческой семье. Получил докторскую степень по средневековому музыковедению в Оксфордском университете. После окончания университета профессор Кономос читал лекции по истории музыки и экологии гимнографии в разных университетах мира. Опубликовал большое количество книг и статей по византийскому и славянскому распевам, гимнографии, литургии, православию, окружающей среде и мифологии (российской и африканской). На данный момент Димитрий Кономос является внештатным профессором в университетах Оксфорда, Лондона и Ганновера. В 1995 г. был избран президентом Всемирной федерации православной молодежи «Синдесмос». Является руководителем секции охраны окружающей среды во Всемирном Совете Церквей. В 2000-х гг. был консультантом британской королевской семьи по вопросам Православия. В настоящее время проводит исследования по связям между древней еврейской духовной музыкой, раннехристианскими музыкальными традициями, диалектами и латинской литургической музыкой. Является прихожанином и певчим в храме в честь Святителя Николая Чудотворца в Оксфорде (Московский Патриархат). Тема нашей сегодняшней лекции – гимнография. Сегодня мы будем говорить не столько о музыке, сколько о словах. Рождение тропаря Во время богослужения мы используем краткие церковные песнопения под названием тропарь. Однако тропари первоначально были предназначены для пения как антифоны или рефрены после стихов псалма. Фактически 59-й канон Лаодикийского собора (360–381 гг.) запретил использование самодеятельных песнопений из-за боязни проникновения еретических учений. В каноне говорится: «Не подобает в Церкви читать псалмы, не освященные, или книги, не определенные правилом, но только книги, в правилах означенные – книги Нового и Ветхого Завета».

http://pravmir.ru/professor-konomos-zach...

Митрополит Сурожский Антоний (в миру Андрей Борисович Блум) родился 19 июня 1914 г. в Лозанне в семье российского дипломата. Мать — сестра композитора А. Н. Скрябина. Раннее детство митрополита Антония прошло в Персии, где его отец был консулом. После революции в России семья оказалась в эмиграции и после нескольких лет скитаний по Европе в 1923 г. осела во Франции. Детство и юность митрополита Антония были отмечены тяжкими лишениями и страданиями, присущими эмиграции, и твердой решимостью, разделяемой близкими митрополита Антония, жить для России. В возрасте четырнадцати лет он обратился ко Христу и пришел в Церковь. С 1931 г. прислуживал в храме Трехсвятительского подворья, единственного тогда храма Московской Патриархии в Париже, и с тех пор всегда хранил каноническую верность Русской Патриаршей Церкви. В 1939 г. окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны. Перед уходом на фронт хирургом французской армии, 10 сентября 1939 г., тайно принес монашеские обеты, в 1943 г. архимандритом Афанасием (Нечаевым) пострижен в монахи с именем Антоний. Во время немецкой оккупации — врач в антифашистском подполье. В 1948 г. рукоположен в иеромонаха и послан в Англию духовным руководителем Православно-англиканского Содружества св. Албания и прп. Сергия. В 1956 г. стал настоятелем храма Успения Божией Матери и всех святых в Лондоне и остается им до сего дня. В 1957 г. хиротонисан во епископа Сергиевского. С 1962 г. — архиепископ, правящий архиерей созданной на Британских островах Сурожской епархии. С 1966 г. — митрополит, в 1966—1974 гг. — экзарх Патриарха Московского в Западной Европе. В 1974 г. по собственному желанию освобожден от обязанностей экзарха. С тех пор продолжает окормлять непрерывно растущую паству своей епархии, а также посредством книг, радио- и телебесед проповедует Евангелие во всем мире. Имеет многие награды Русской Православной Церкви, братских православных Церквей, Англиканской Церкви. Почетный доктор богословия Абердинского университета (1973 г., Великобритания) «за проповедь Слова Божьего и обновление духовной жизни в стране» и Московской духовной академии (1983 г.) «за совокупность научно-богословских и пастырских трудов», а также Кембриджского университета (1996 г.) и Киевской духовной академии (2000 г.).

http://predanie.ru/book/70302-trudy-1/

Мониторинг СМИ Ясли Христовы Патриарх Кирилл призвал начинать православное образование с детского сада 26.01.2010 11:46 День покровительницы российских школяров святой Татьяны, который сами «господа студиозусы» вчера отметили традиционно -- медовухой и катанием на коньках, Русская православная церковь встретила в духе времени: высшее духовенство проявило особый интерес к проблемам высшей школы. В понедельник в Кремле Патриарх Московский и всея Руси Кирилл открыл Международные Рождественские образовательные чтения, темой которых на сей раз стали «Практический опыт и перспективы церковно-государственного сотрудничества в области образования». А накануне глава РПЦ совершил торжественную литургию в домовой церкви Московского университета -- храме во имя святой мученицы Татианы. По завершении богослужения ректор МГУ Виктор Садовничий от имени возглавляемого им Российского союза ректоров заявил о намерении университетского сообщества заключить некий договор с Московской патриархией. Университетская церковь явно не была рассчитана на большое количество паствы. Преподаватели, студенты, и верующие, не имеющие отношения к приходу церкви св. Татьяны, но пришедшие на литургию, которую вел патриарх, заполнили не только сам храм, но и ведущие к нему лестницы. Иерей Владимир Вигилянский, глава пресс-службы Московской патриархии и один из трех священников, постоянно служащих в храме св. Татьяны, пояснил, что 25 января 2010 года совпали две памятные даты: 15 лет со дня возобновления богослужений в домовой церкви МГУ и 255-летие самого университета. Вероятно, именно поэтому храм почтили вниманием высшие иерархи церкви. Патриарху сослужили глава Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион, ректор Московской духовной академии и глава учебного комитета Священного синода архиепископ Верейский Евгений и руководители высших духовных школ РПЦ. В литургии участвовал и представитель Грузинской православной церкви. Приглашение на торжества митрополита Ахалкалакского Николая (Пачуашвили) многими было расценено как дипломатический шаг, учитывая, что после войны России с Грузией лишь церкви двух стран не разорвали отношений. Во время богослужения было произведено и служебное повышение -- патриарх объявил о возведении заместителя главы Отдела внешних церковных связей иеромонаха Филиппа (Рябых) в сан игумена.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

На конференции выступили: Реснянский Сергей Иванович – д октор исторических наук, профессор кафедры истории России Государственного университета просвещения, профессор кафедры истории России Российского университета дружбы народов. Член Императорского Православного Палестинского Общества; Дворцов Василий Владимирович – писатель, публицист, лауреат международных и всероссийских премий, действительный член Академии Российской словесности ; Шамбаров Валерий Евгеньевич – историк, член Союза писателей России; Болотин Леонид Евгеньевич – историк-источниковед, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело»; Протодиакон Владимир (Василик) – д октор исторических наук, кандидат филологических наук, директор Центра исторической психологии при кафедре истории славянских и балканских стран Института истории СпбГУ; Х алецкий Валентин Николаевич – писатель, председатель Антинацистского Международного комитета ; Кривоносов Михаил Михайлович – меценат, председатель Общественной палаты г. Александрова, член Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе Владимирской области; Игумен Кирилл (Сахаров) – настоятель московского храма святителя Николая на Берсеневке, публицист, член Союза писателей России; Тимченко Сергей Владимирович – главный редактор журнала «Славянка», член Союза писателей России; Гойкович Ранко – переводчик, публицист, председатель «Русского собрания в Сербии», генеральный секретарь «Общесербского славянского движения» (г. Белград, Сербия) ; Петин Павел Геннадиевич – кандидат исторических наук, научный руководитель Информационно-исследовательской службы «Царское Дело», научный сотрудник Русского Издательского Центра имени Святителя Василия Великого; Цветинович Саво – Председатель общества сербско-русской дружбы «Завет» (Республика Сербская); Камшилов Валерий Васильевич – Председатель Совета атаманов России, член Совета Международного фонда славянской письменности и культуры, бывший д епутат Касимовской городской думы Рязанской области, участник боев в Приднестровье, Абхазии, Боснии и Герцеговине; Молчанов Олег Иванович – Академик Российской Академии Художеств, Заслуженный художник России, скульптор; Степанов Анатолий Дмитриевич – историк, главный редактор информационно-аналитической службы «Русская народная линия», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России. Было зачитано также полученное в адрес конференции приветственное письмо Архимандрита Мефодия – Игумена Хиландарского монастыря Святой горы Афон.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/03/oc...

О том, как у христиан возникла потребность в музыке на литургии, и когда церковный хор стал использовать ноты В Общецерковной аспирантуре состоялся цикл лекций византолога и музыковеда профессора Оксфордского университета Димитрия Кономоса. Предлагаем читателям «Правмира» текст первой лекции и её видеозапись. Профессор Димитрий Кономос – известный византолог и музыковед. Родился в 1947 г. в Сиднее (Австралия) в греческой семье. Получил докторскую степень по средневековому музыковедению в Оксфордском университете. После окончания университета профессор Кономос читал лекции по истории музыки и экологии гимнографии в разных университетах мира. Опубликовал большое количество книг и статей по византийскому и славянскому распевам, гимнографии, литургии, православию, окружающей среде и мифологии (российской и африканской). На данный момент Димитрий Кономос является внештатным профессором в университетах Оксфорда, Лондона и Ганновера. В 1995 г. был избран президентом Всемирной федерации православной молодежи «Синдесмос». Является руководителем секции охраны окружающей среды во Всемирном Совете Церквей. В 2000-х гг. был консультантом британской королевской семьи по вопросам Православия. В настоящее время проводит исследования по связям между древней еврейской духовной музыкой, раннехристианскими музыкальными традициями, диалектами и латинской литургической музыкой. Является прихожанином и певчим в храме в честь Святителя Николая Чудотворца в Оксфорде (Московский Патриархат). Тема нашей лекции – раннехристианское и византийское церковное пение. Ранний византийский период – IV–IX век, средний византийский период – IX–XV век, и, начиная с XV века – поствизантийский период. У многих вызывает удивление, когда я в своих лекциях говорю о том, что раннехристианская церковная музыка не была древней практикой, в то время, что люди не пели в церкви так, как мы привыкли. Когда я говорю об этом, я не имею в виду стиль музыки, ее звучание, аранжировку или какие-то другие акустические качества, я лишь обозначаю тот факт, что в то время, когда христиане начинали прославлять Господа, богослужения не сопровождались музыкой. Музыка появилась в церкви в результате большой уступки в сторону церковных властей. Она была принята во всем мире, и полностью одобрена лишь к V веку. Простота древнего богослужения на Святой земле

http://pravmir.ru/professor-dimitriy-kon...

О том, как церковная музыка стала выполнять функции иконы, раскрывая перед слушателем богословские истины В Общецерковной аспирантуре состоялся цикл лекций византолога и музыковеда профессора Оксфордского университета Димитрия Кономоса. Предлагаем читателям «Правмира» текст шестой лекции и её видеозапись. Профессор Димитрий Кономос – известный византолог и музыковед. Родился в 1947 году в Сиднее (Австралия) в греческой семье. Получил докторскую степень по средневековому музыковедению в Оксфордском университете. После окончания университета профессор Кономос читал лекции по истории музыки и экологии гимнографии в разных университетах мира. Опубликовал большое количество книг и статей по византийскому и славянскому распевам, гимнографии, литургии, православию, окружающей среде и мифологии (российской и африканской). На данный момент Димитрий Кономос является внештатным профессором в университетах Оксфорда, Лондона и Ганновера. В 1995 году был избран президентом Всемирной федерации православной молодежи «Синдесмос». Является руководителем секции охраны окружающей среды во Всемирном Совете Церквей. В 2000-х годах был консультантом британской королевской семьи по вопросам православия. В настоящее время проводит исследования по связям между древней еврейской духовной музыкой, раннехристианскими музыкальными традициями, диалектами и латинской литургической музыкой. Является прихожанином и певчим в храме в честь Святителя Николая Чудотворца в Оксфорде (Московский патриархат). В нашей сегодняшней теме мне бы хотелось сочетать две ассоциации – звук и образ. Музыка по самой своей природе является искусством, основанным на звуке, в ней нет постоянства, в ней возможны вариации и постоянные интерпретации. В отличие от пластических искусств, музыка не существует независимо от исполнителя и, надо полагать, слушателя. Ее исполнение подчиняется ряду факторов. Вследствие этого музыкальное творчество является одной из самых изменчивых художественных сил, и развитие музыки на христианском Востоке предоставляет нам уникальные примеры того, как человек может себя выразить в этой звуковой форме искусства.

http://pravmir.ru/professor-dimitriy-kon...

Понять Армению: О христианстве, протестах в Ереване и том, ради чего стоит выходить на митинг Об истории и буднях русского Православия в Армении. 22 июля, 2015 Об истории и буднях русского Православия в Армении. События в Армении только что переполняли российские новостные ленты. Поэтому, когда Москву посетил настоятель Покровского храма в Ереване доцент кафедры математической кибернетики факультета прикладной математики и информатики Российско-Армянского Университета протоиерей Арсений Григорянц мы не могли не встретиться, чтобы поговорить. Получившийся разговор – очень важный взгляд свидетеля на многие старые и новые вопросы. Армения – страна с многовековой историей христианства, однако правда ли, что принципиальных различий между доктриной РПЦ и ААЦ нет? Как решал для себя сложные проблемы догматики студент ереванского мехмата в 1990-х? Почему национальность и вера для армян часто – одно, и каких привилегий не имеет РПЦ в стране, где она не считается традиционной церковью? Каковы подлинные истоки протестов на проспекте Баграмяна и каких законов стоит реально опасаться. Рассказывает протоиерей Арсений Григорянц. Когда математикам «разрешили веру» В начале 90-х мы – молодые студенты математического факультета Ереванского государственного университета – начали интересоваться духовной жизнью. Вначале это было в рамках общего подъема интереса ко всему духовному без разбора, так как в стране снова «разрешили веру». Но потом, после определенного поиска «в стране далече» — где-то в дебрях теософии, индуизма, буддизма и прочее, — мы пришли в Армянскую церковь, крестились, начали читать духовную литературу и ходить на службы. Поскольку все мы были русскоязычными, читали, в основном, литературу на русском языке. Конечно, нас сразу же стал интересовать вопрос о разделении между Армянской церковью и семьей Православных церквей, и мы начали читать книги армянских историков опять же в русском переводе. Одной из таких книг была «История страны Алуанк» Мовсеса Каланкатуаци, армянского историка VII века. Он был ревностным сторонником армянской веры и выбора Армянской церкви и описывал как раз период напряжения в спорах, приведших к разделению.

http://pravmir.ru/protoierey-arseniy-gri...

Приветствуя высокого гостя, Патриарх Кирилл подчеркнул, что «духовная и историческая связь между двумя странами существовала на протяжении многих столетий». Святейший Патриарх также отметил, что сегодня количество российских туристов и паломников, желающих посетить Черногорию, неуклонно растет. В ответном слове Президент Черногории поблагодарил Предстоятеля Русской Православной Церкви за теплый прием и подчеркнул, что основой добрых отношений между двумя странами является единая вера — православие. 26 февраля в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял делегацию Богословского факультета Бухарестского университета во главе с деканом протоиереем Стефаном Букиу. Богословский факультет Бухарестского университета стал лауреатом премии Международного фонда единства православных народов «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов» за 2008 год. В своем слове Святейший Патриарх Кирилл отметил, что богословский факультет является основным образовательным центром в Бухарестском университете, выпускающим высококвалифицированных специалистов, со многими из которых представители Русской Церкви встречаются на различных межправославных конференциях. Предстоятель также подчеркнул, что Русская Православная Церковь заинтересована в развитии отношений между богословскими учреждениями Русской и Румынской Церквей. 26 февраля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Синодальную библиотеку и комплекс бывшего Андреевского монастыря. Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился святыням храма Воскресения Христова — чтимому списку Казанской иконы Божией Матери и образу святого Андрея Стратилата. Патриарха сопровождали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, архиепископ Истринский Арсений, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин, директор Синодальной библиотеки протоиерей Борис Даниленко. У входа в читальные залы Святейший Патриарх Кирилл открыл и окропил святой водой доску с новым наименованием Синодальной библиотеки, которой по решению Священного Синода присвоено имя Святейшего Патриарха Алексия II.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Протоиерей Артемий Владимиров о сообщающихся сосудах духа, жизни цезарей и шестом чувстве (+Видео) Дети удивительно остро воспринимают мир, для них ничего нет в мире банального, привычного. Поэтому у них такие глазки — с искорками, с лучиками. Они очень глубоко если не размышляют, то чувствуют. Почему и говорят: ‘устами младенца истина глаголет’. 5 сентября, 2013 Дети удивительно остро воспринимают мир, для них ничего нет в мире банального, привычного. Поэтому у них такие глазки — с искорками, с лучиками. Они очень глубоко если не размышляют, то чувствуют. Почему и говорят: ‘устами младенца истина глаголет’. Протоиерей Артемий Владимиров встретился со студентами и преподавателями Российского православного университета имени святого Иоанна Богослова Предваряя наше общение, кратко расскажу о себе. Я выпускник филологического факультета Московского университета, который дал нашей Матери Церкви многих священников. Немного раньше меня его закончил наш замечательный патролог протоиерей Валентин Асмус. Я учился вместе с отцом Максимом Козловым, с которым мы впоследствии преподавали в Московских духовных семинарии и академии. Мое призвание — это гуманитарные дисциплины, языки, словесность, ораторское искусство. Став священником в юбилейный 1988 год, я не порывал с педагогикой и до сих пор преподаю в средних и высших учебных заведениях, в нескольких московских школах и  гимназиях. Имею за плечами опыт более чем двадцати пяти лет священства и в настоящее время являюсь духовником возрожденной Алексеевской женской обители, которая располагается в Красном Селе, сравнительно недалеко отсюда, близ метро Красносельская. Сама обитель восходит к четырнадцатому столетию, к святителю Алексию, митрополиту Московскому. Начинала она свою историю с Остоженки, где сейчас возрожден Зачатьевский женский монастырь. Для меня приоритетными являются темы, связанные со Священным Писанием и нравственным богословием. Конечно, приходской священник, имея возможность в течение нескольких десятков лет созерцать судьбы человеческие, всматривается в сердца и подрастающего поколения, и тех, кто преполовил свою жизнь, поэтому мне близка семейная тематика. По опыту миссионерскому (а так сложилось, что по благословению Святейшего Патриарха мне много приходится трудиться в городах и губерниях России), я знаю, что преимущественно волнует сердца нашей молодежи. Конечно же — дружба и любовь, как не ошибиться в выборе жизненного пути, как исправить уже содеянные ошибки.

http://pravmir.ru/protoierej-artemij-vla...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010