В год 6625 (1117). Привел Владимир Мстислава из Новгорода, и дал ему отец Белгород, а в Новгороде сел Мстиславич, сын его, внук Владимиров. В том же году ходил Владимир на Ярослава к Владимиру с Давыдом и Ольговичами, и Володарем и Васильком, и осадили они его во Владимире, и стояли дней шестьдесят, и заключили мир с Ярославом. Ярослав же покорился и ударил челом дяде своему Владимиру, Владимир же дал наказ ему обо всем, повелев ему приходить к себе, «когда тя позову». И так мирно разошлись восвояси. Тогда же приходили половцы к болгарам, и выслал им князь болгарский питье с отравой, и, выпив, Аепа и другие князья половецкие все умерли. В том же году скончался Лазарь, епископ переяславский, сентября 6-го. В том же году пришли беловежцы на Русь. В тот же год взял Владимир за Андрея внучку Тугорканову. В тот же год тряслась земля 26 сентября. В том же году Владимир вывел Глеба из Минска. И церковь заложил на Альте мученикам. Владимир же послал сына Романа во Владимир княжить. В том же году умер царь Алексей, и воцарился сын его Иоанн. ПОВСТЬ ВРЕМЕННЫХЪ ЛТ ЧЕРНОРИЗЦА ФЕДОСЬЕВА МАНАСТЫРЯ ПЕЧЕРЬСКАГО, 204 ОТКУДУ ЕСТЬ ПОШЛА РУСКАЯ ЗЕМЛЯ И ХТО В НЕЙ ПОЧАЛЪ ПРВЕ КНЯЖИТИ, И ОТКУДУ РУСКАЯ ЗЕМЛЯ СТАЛА ЕСТЬ Се начнемь повсть сию. По потоп бо 3-е сынове Ноеви роздлиша земьлю: Симъ, Хамъ, Афетъ. Яся въстокъ Симови: 205 Перьсида, Ватрь, доже и до Иньдикия в долготу, и в широту и до Нирокуриа, якоже рещи от въстока доже и до полуднья, и Сурия, и Мидиа по Ефратъ рку, и Вавилонъ, Кордуна, асуриан, Месопотамиа, Аравиа Старйшая, Елумаисъ, Индия, Аравия Силная, Кулии, Комагины, Финикия вся. Хамови же яся полуденья часть: Егупетъ, Ефиопья, прилежащия къ Индомъ, другая же Ефиопья, из неяже исходить рка ефиопьскаа Чермьна, текущия на въстокъ, Фива, Луви, прилежащи доже до Куриния, Мармариа, сурит, Ливуи другая, Нумидия, Масурия, Мавритания, противу сущи Гадир. Сущимъ же къ встоком имать Киликию, Памфилию, Писидию, Мосию, Лукаонию, Фругию, Камалию, Ликию, Карию, Лудию, Масию другую, Троаду, Солиду, 206 Вифунию, Старую Фругию. И островы пакы имать: Сарданию, Критъ, Купръ, и рку Гиону, зовемую Нилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В древней Руси, за отсутствием теоретического воспитания, княжичей весьма рано старались направить на путь практической деятельности. На это указывает, между прочим, и только что помянутый обряд постриг, после которого княжич считался как бы уже принадлежащим к семье ратных людей. Княжичей, когда они были ещё отроками, посылали на княжение, брали в походы и т. д. Но в таких случаях к ним назначались руководители из бояр. Так было и с Ярославом Всеволодовичем. В 1201 году августа 3 (по другим – 10), когда Ярославу было лет 7, Всеволод Юрьевич назначил его князем в Южном Переяславле. Здесь он сидел до 1206 года. В 1203 году, зимой, он ходил на половцев вместе с киевским князем Рюриком и Романом Галицким, а в 1206 году принимал участие в делах Галича Червенского. В 1205 году скончался (убит в сражении с поляками) Роман Мстиславич Галицкий, и галичане, хотя и неохотно, присягнули пятилетнему сыну его Даниилу. Рюрик Ростиславич, насильно постриженный отцом Даниила в монахи, вышел из монастыря, занял киевский стол и, соединившись с князьями черниговскими, пошёл на Галич. Но, благодаря королю венгерскому Андрею, союзные войска были прогнаны. В 1206 году Рюрик, Всеволод Святославич Чермный, князь Черниговский, Мстислав Смоленскиий, с поляками, берендеями и половцами, возобновили поход на Галич. Андрей Венгерский успел-было уговорить граждан взять к себе князем Ярослава Всеволодовича, который и «гнал» из Переяславля в Галич, – но союзные князья, занявши город, из которого вдова Романа бежала в наследственный свой Владимире-Волынский удел, на общем совете положили отдать Галич Владимиру Игоревичу, князю Северскому. Ярослав ни с чем возвратился с дороги в свой Переяславль, но и отсюда вскоре был выгнан Всеволодом Чермным. В южной Руси продолжались смуты, этими смутами пользовались половцы, безнаказанно опустошая землю. Не видя защиты в своих князьях, южно-русский народ возлагал надежды только на великого князя Владимира. Действительно, в 1207 году, великий князь выступил в поход, на берегу Оки к нему пристали князья муромские и рязанские.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В числе князей, которых много переменилось при 40-летнем святительстве архиепископа Илии-Иоанна, был святой Мстислав, сын блаженного великого князя Ростислава и внук святого Мстислава Великого. Еще в молодости он заслужил у современников прозвание Храброго, не только по личному мужеству в битвах, но и по особенному благородству характера, по которому он всегда вступался за правого против виноватых и за слабого против сильных. Руководствуясь древним обычаем, по которому киевский престол должен был принадлежать старшему в роде, он вместе с братьями посадил на киевское княжение дядю своего Владимира Мстиславича, против воли Андрея Боголюбского. Привыкнув, как пишут современные летописцы, от ранней юности не бояться никого, кроме Бога Единого, храбрый князь не побоялся стотысячной рати Боголюбского. С малочисленной, но смелой дружиной он заперся в Вышгороде, рубился на вылазках днем и ночью и выдержал девятинедельную осаду. Между тем в стане осаждающих не было ни усердия, ни согласия: одни князья тяготились самовластием Андрея, другие опасались коварства Ольговичей, некоторые тайно доброжелательствовали Мстиславу и его братьям. Наконец, когда один из князей, подручных Андрею, Ярослав Луцкий, открыто перешел на сторону осажденных, несметные полчища осаждающих взволновались и ночью в беспорядке обратились в бегство, стараясь переправиться на другой берег Днепра. При свете утренней зари Мстислав стоял на стене Вышгорода. Он смотрел с изумлением, как войско многочисленное, как бы гонимое сверхъестественной силой, бросалось с крутого берега в глубину Днепра, поднял руки к небу и восхвалил заступников Вышгорода, святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Мгновенно вскочил на коня храбрый князь и спешил довершить поражение врагов, завладел станом неприятельским и множеством плененных, которых отпустил без выкупа. Посадив в Киеве старшего брата своего Романа, он отдал ему и Смоленск. Себе храбрый князь не искал никакого удела: он был везде, куда звала его правда и слава. С того времени Мстислав Ростиславич считался храбрейшим из всех храбрых князей. Вскоре новгородцы прислали звать его к себе на княжение, но он колебался, говоря, что не хочет расстаться с добрыми братьями и своею отчиной – Смоленском. «А Великий Новгород разве не твоя отчина? – возразил посадник, – иди князь, поклонись святой Софии, послужи ей верой и правдой, как служили дед твой и прадед». Мстислав согласился, потому что добрая душа его, как пишут современные летописцы, «всегда рвалась на дела великие».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Во второй половине XII в. в Киеве появляется архимандрития. Печерский игумен получил титул архимандрита, который стал присваиваться настоятелю важнейшего монастыря в городе, обладавшему определенными правами и вне своего монастыря. Этот греческий титул обозначал в Константинопольской и других восточных церквах настоятеля, стоявшего во главе объединения нескольких монастырей и надзиравшего за ними. Его назначение или утверждение принадлежало патриарху . Однако в Киеве появление архимандритий было связано с местными политическими событиями, когда Печерский монастырь сумел стать «княжеским» . В 1169 г. печерский игумен упоминается еще без титула архимандрита , а в 1171 г. (ошибочно 1174 г. в Ипатьевской летописи ) при встрече нового князя Романа Ростиславича он его имеет . Таким образом, появление архимандритий в Киеве произошло при игумене печер-ском Поликарпе, который был тесно связан с киевскими князьями, особенно с Ростиславом Мстиславичем . Вместе с тем Поликарп вступил в серьезный конфликт с митрополитом — греком Константином, который наложил на него, руководителя крупнейшего и авторитетнейшего киевского монастыря, запрет за то, что тот защищал традиционную практику ослабления постов в дни церковных праздников . Учитывая опору киевских монастырей на княжескую власть и этот конфликт, получение Поликарпом титула архимандрита, скорее всего, может быть связано не с митрополичьей инициативой, а с княжеской. Это время после смерти Ростислава (1168), включающее захват Киева войсками Андрея Боголюбского и княжение Глеба Юрьевича и затем Владимира Мстиславича. А. В. Поппэ предполагает, что титул архимандрита Поликарпу дал патриарх Константинополя, которым был тогда Лука Хрисо-верг. Этот титул мог привезти в Киев новый митрополит Михаил II, назначенный вместо вызывавшего раздражение своей деятельностью митрополита Константина II . Однако, как и архиеписко-пия на Руси, архимандрития, насколько можно судить по сохранившимся источникам, являлась институтом, порожденным внутренней жизнью древнерусского города, и не была связана с какими-либо правами, в которых могла бы быть заинтересована патриархия или митрополия. Наоборот, архимандритию в Киеве можно рассматривать, скорее всего, как институт, противопоставленный митрополиту и связанный с княжеской властью, не говоря уже о Новгороде, где архимандрития конкурировала с местной архиепископией на вече. Нет сведений и о том, что Печерский монастырь в это время получает название лавры, как предполагает исследователь .

http://sedmitza.ru/lib/text/438150/

Вот чему и как учились наши предки. Всюду от школы ожидаются плоды. Нужно ли говорить, что дали школы нашим предкам? Из них выходили люди образованные. Таковых мы видим и среди князей, и среди епископов и иноков. Вот, например, известные питомцы наших древних школ: св. страстотерпцы Борис и Глеб, столь любившие «книжное почитанье», мудрый Ярослав, знаток греческого языка, переводчик книг на славянский язык, автор «Русской Правды», отец Илларион, священник села Берестова, а потом русский митрополит, просвещенный и научно образованный составитель известного слова «О законе и благодати». Дети Ярослава все были образованы. Об одном из них, например, свидетельствует Владимир Мономах в своем поучении детям, он говорит об отце: «отец мой, дома седя, изумеяше пять язык». Изучить пять языков, сидя дома, это уже показывает человека, не мало просвещенного. Образованные люди заботились и об образовании детей. И среди внуков и правнуков Ярослава встречаются имена образованных князей: Ярослава Осмомысла, Романа Мстиславича Смоленского, Константина Всеволодовича Владимирского и др. А на епископских кафедрах – кто не слышал о Кирилле Туровском , Симоне Владимирском, Серапионе и др.? В честных обителях известны: монах Иаков, преподобный Феодосий, Нестор-летописец, Григорий-творец канонов и др. Но что особенно важно – это характер образования. Мудрецом в древности называли того, у кого жизнь не расходилась со знанием. Так и наши предки образование ценили и по жизни. Образованный должен показывать благочестие, и чем выше его образование, тем глубже благочестие. Недобродетельный и порочный не мог считаться образованным. Это-то и есть дорогая черта образования наших предков. Умели они устроить школу такую, которая вместе «со словесами книжнаго разума учила благонравию и правде, и любве, и зачалу премудрости – страху Божию, и чистоте, и смиренномудрию». И в том, и в другом отношении получались желанные плоды. В лице поименованных пред нами являются люди образованные и вместе благочестивейшие христиане и святые мужи. Школа развила их ум и воспитала нравственно. Честь и слава нашим предкам! Но судьбы Божии неисповедимы. Разразилась над святой Русью грозная туча татарского разгрома. С огнем и мечем прошли по ней дикие полчища. Многое, многое дорогое для сердца разрушили, уничтожили они. А наши школы, и без того поредевшие вследствие княжеских усобиц, совсем пришли в упадок и, к великому сожалению, весьма надолго.  

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Говоря о паникадилах в храме св. Софии, архиеп. Антоний упоминает о множестве златых яблоков. Это чтение возбуждает сомнение в верности его. Если обратимся к остальным спискам, то вместо указанного слова найдем другие, которые нас не могут вполне удовлетворить: «косков златых множество» – Сп. Общества Древ. Письм. и «купков множество зиатых» – Сп. Копенгагенский. В нашем списке находим вполне правильное чтение: а кобоков златых множество 30 . Таким образом, кобъкъ, также как и предыдущее дън, как слова старинные, переписчиками или были пропущены совсем или же заменены однозначащими более новыми или, наконец, не поняты и заменены другими, похожими по составу звуков, но иного значение и неудачно. Венец Константина Великого в нашем списке немного описан. В списке, изданном П. Савваитовым 31 , не находим описания совсем: «под котапезмою повешен Костянтинов венец со драгим каменьем и с женчюгом чинен, и у него повешен крест». В нашем списке дается более точное определение времени совершения того чуда, которое имело место во время пребывания архиеп. Антония в Царьграде в 1200-м году, а именно, в известном до сих пор списке нет отмеченных слов: «в лето 6708-е, при моем животе, месяца мaia, на память святаго царя Костянтина и матери его Елены, в 21, в день недельный по заутрении». Далее говорится в нашем списке о том, что посольство вел. кн. Романа Мстиславича было прислано ко царю Алексею, и что посольство это приехало, а не пришло, как читается в изданном списке 32 . Описывая правую сторону главного олтаря, архиеп. Антоний говорит: «и на той же стороне поставлена икона велика святыи Борис и Глеб». Вслед за этой фразой следует другая, которая в чтении изданного списка не имеет смысла: и ту имеют писцы» 33 . Это неправильное чтение вполне исправляется нашим списком, где вся фраза имеет и смысл и значение: «и ту иконы меняют писци». Припомним, что и в памятниках и в современном языке слово менять, говоря об иконах, означает покупать и продавать 34 . Опять таки, это старинное слово переписчиком изданного списка было заменено другим, более ему понятным, но лишающим смысла всю фразу. Таким образом, из нашего списка мы видим, что во времена Антония, у правого олтаря во храме св. Софии иконописцы продавали иконы. Это известие весьма важное.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yaci...

Греко-Российская Церковь , сперва благоденствующая, а после от политических обстоятельств страждущая, всегда держалась восточной, от коей приняла своё учение, и, подчинённая Константинопольским патриархам, всегда получала от них своих митрополитов и нужные по правилам веры и церковному благочинию разрешения и распоряжения. Она не имела причин жаловаться на свою оным патриархам подчинённость и, став в шестнадцатом веке независимою по плачевному состоянию восточной Церкви, сохранила с нею древнее по вере и христианской любви единение. Иоанн, Киевский митрополит, писал к папе Александру III увещание обратиться к благочестию прежних времён и вступить в союз с Греческой Церковью. Владимир Рюрикович, по повествованию Длугоша, изгнал из Киева всех доминиканских монахов, опасаясь от них вреда православию. Известны следствия папских посольств к победоносным Роману Мстиславичу Галицкому и Александру Невскому: оба их обличили, правоту своего исповедания доказали и без всякого успеха отпустили. Известен мужественный ответ Романа, когда один из послов ласкал надеждою наделить его городами и сделать великим королём посредством меча Петрова: «Такой ли у папы? – сказал, показывая на свой меч – доколе ношу его при бедре, не имею нужды в ином, и кровью покупаю города, следуя примеру наших дедов, возвеличивших землю русскую». Вот какое было до половины тринадцатого столетия соединение России с папами! Однако же меч Петров редко тогда ненаказанно был презираем – он уже не означал меч слова Божия, а силу западных государей, направляемую по произволу пап. Они посредством крестоносцев приобретали значительные области на востоке и искореняли угрожающие их власти внутренние ереси, а посредством Ливонских рыцарей и королей венгерского, польского, шведского, теснили наше отечество. Угнетённая татарским игом Россия не могла против иностранных притязаний достаточно защитить ни своей веры, ни своего достояния. Поляки и Венгерцы, угнетая южную Россию, вводили туда и Римское исповедание; меченосцы исполняли свой долг со стороны Полоцка, Пскова и Новгорода; король шведский Магнус с оружием в руках вызывал Новгородское духовенство на богословские прения о вере. Наконец, папа дождался торжества видеть в Данииле Галицком русского князя с ним соединённого – ежели можно назвать торжеством соединение, всем народом отверженное и едва только именем по политическим обстоятельствам существовавшее.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Д. Р. был один раз помолвлен и дважды женат. Невестой Д. Р. стала, вероятно в 1206 г., дочь венг. кор. Андраша II Елизавета Тюрингская . Помолвка была расторгнута ок. 1214 г. Ок. июля 1219 г. Д. Р. женился на Анне, дочери Мстислава Мстиславича Удатного. У супругов родилось по меньшей мере 10 детей, из к-рых 6 дожили до взрослого возраста: Лев, Роман, Переяслава (не все исследователи признают ее дочерью Д. Р.), Анастасия (?), София (?) и Шварн. (Упом. также дочь Д. Р. Саломея, супруга поморского кн. Святополка; в др. источниках она называется сестрой Д. Р.) Очевидно, между 1246 и 1248 гг., возможно в 1242-1245 гг., Д. Р. женился во 2-й раз на неизвестной по имени дочери Довспрунка, племяннице Литовского вел. кн. Миндовга. Не исключено, что от этого брака у Д. Р. родился сын Мстислав. Д. Р. активно использовал брачные союзы как важнейшую составную часть внешней политики. Мероприятия, связанные с браком Льва с венг. принцессой, организация 3 браков Романа, женитьба Шварна на дочери Миндовга, выдача дочерей замуж за правителей крупных княжеств (одна из галицких княжон была замужем за вел. кн. Андреем Ярославичем, другая - за Земовитом I Конрадовичем, третья - за представителем тюрингского рода Шварцбургов), организация брака Анастасии, дочери Александра Всеволодовича, с Болеславом Мазовецким - все это свидетельствует о большом значении, к-рое Д. Р. придавал матримониальной политике. Согласно Галицко-Волынской летописи, Д. Р. умер в 1264 г. Польск. источники ошибочно относят это событие к 1266 г., Густынская летопись - к 1262 г. Д. Р. был похоронен в ц. Пресв. Богородицы в Холме, которая была одной из главных усыпальниц его рода. В некрологе летописец хвалит Д. Р. за создание мн. городов и строительство и украшение церквей. Ист.: ПСРЛ. Т. 2; Т. 3; Т. 40 (по указ.); Rocznik Traski//MPH. T. 2 (по указ.); Rocznik malopolski (kodeks Szamotulskiego)//Ibid. T. 3 (по указ.); Rocznik Krasiskich do r. 1351//Ibid. T. 3 (по указ.); Chronici Hungarici compositio saeculi XIV//Scriptores rerum Hungaricarum. Bdpst., 1937. Т. 1 (по указ.); Ioannis Dlugossii Annales, seu Cronicae incliti Regni Poloniae. Varsaviae, 1973. Lib. 5/6; 1975. Lib. 7/8 (по указ.); Большакова C. A. Папские послания галицкому князю как ист. источник//ДГСССР, 1975. М., 1976. C. 122-129; «Великая хроника» о Польше, Руси и их соседях XI-XIII вв. М., 1987 (по указ.); Nowy kodeks dyplomatyczny Mazowsza. Wroclaw, 1989. Cz. 2: Dokumenty z lat 1248-1355; Плано Карпини Дж. , дель. История Монгалов. Рубрук Г. , де. Путешествие в вост. страны. Книга Марко Поло/Вступ. ст., коммент.: М. Б. Горнунг. М., 1997. С. 68-69, 83-84; Щавелева Н. И. Др. Русь в «Польской истории» Яна Длугоша: (Кн. 1-6). М., 2004; Купчинський О. А. Акти та документи Галицько-Волинського khязibcmba XIII - 1-й пол. XIV ст. Льbib, 2004 (по указ.).

http://pravenc.ru/text/171312.html

Епарх. Вед., 1891 г., стр. 501). Все это вселяет в местном населении благочестивую уверенность, что Господь может явить через молитвы почивших новые и великие Свои милости. 7. Краткий список Смоленских Иерархов Христианство утвердилось в Смоленске вскоре после крещеня Руси, а потому вскоре же возникла и мысль об учреждении здесь епископской кафедры, так как Смоленск издавна был городом многолюдным и средоточным. В древней летописи под 1101 годом (6609) говорится: «Володимер (Мономах) заложи церковь у Смоленске святе Богородице камяну епископью» (Собр. Р. Летоп. 117 стр.). Первым епископом Смоленским положительно называется Мануил Грек, «певец гораздый», иже бо пришел (в 1133 году) из Грек сам третий к Боголюбиву князю Мстиславу» (Ипат. Лет. стр. 1). При содействии Мануила в 1151 г. составлена была Ростиславом Мстиславичем, князем Смоленским, грамота, по которой на содержание епископа и клира назначено: доход с прощенников (получивших помилование) десятина деньгами села: Дросенское, Ясенское, в Погоновичах и Сверчковых Луках, с невольными людьми, озера с сеножатями, суд церковный с пенями. «Сдумавши с людьми своими», князь назначил епископу место жительства в древнем городе и отвел ему «огород с капустником на горе». (См. у Писарева стр. 12 и в описании Смол. епархии стр 19). В грамоте этой говорится, что прежде в Смоленске епископии не было, и если кто приложит опять сию епископию к Переяславской, то князь отъимет свое, и клятва будет на нем. Епископ Мануил освящал соборную церковь в Смоленске, и в 1158 г. устроил торжественную встречу князю Ростиславу, за что тоже был награжден им. Епископ Константин в 1180 г. встречал князя Давида, и потом погребал князя Романа Ростиславича в храме Богородицы. Епископ Меркурий кончил жизнь свою в Киеве, где и почивают мощи его в пещерах, покрытые епископскою мантиею. Он считается пятым епископом Смоленским по рукописному списку, хранящемуся в Смоленском историко-археологическом музее, хотя Строевым считается 8, а в Супрал. синодике и синодал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Епископия в Перемышле упоминается впервые в сообщении Новгородской I летописи о переводе в Перемышль в 1220 г. бывшего новгородского архиепископа Антония, который вернулся в Новгород затем в 1225/26 г. Епископ перемышльский (без имени) назван также в известии 1241 г. Поппэ связывает учреждение перемышльской кафедры с занятием Галичского стола Мстиславом Мстиславичем и помещением на кафедру епископа Антония, с которым князь находился в дружеских отношениях еще по Новгороду . Однако причина отделения церковного управления Перемышля от существовавшей тогда уже Галичской епископии в этом случае остается загадочной. Скорее нужно было бы видеть в назначении на перемышльскую кафедру близкого князю человека желание Мстислава теснее связать со столицей этот город, который был отделен в церковном отношении, однако, раньше. Когда же это было? В конце XI — первой половине XII в. Перемышль наряду со Звенигородом, Теребовлем и Галичем был центром одного из четырех самостоятельных западнорусских княжеств, причем, по мнению И. П. Крипякевича, он был важнейшим городом в этом регионе. После смерти Рюрика Ростиславича (1094) Володарь Ростиславич объединил Звенигород с Перемышлем, и это объединение сохранилось и при его сыне Ростиславе (ум. 1128). Около 1119г. Володарь построил в Перемышле собор Иоанна Предтечи, в котором и был похоронен (1125) . В 1141 —1144 гг. Владимирко Володаревич создал объединенное Галичское княжество, включившее и Перемышль, и другие города, которое просуществовало до 1205 г., когда после смерти Романа Мстиславича галичскими городами овладели сыновья Евфросинии Ярославны и Игоря Новгород-Северского, внуки Ярослава Осмомысла. В Перемышле сидели Владимирко и Святослав Игоревичи. Город имел административное, военное и торговое значение, являясь центром торговли на путях в Венгрию и Польшу . Политические условия в Галичской земле в 1210-х годах определялись не только внутренней борьбой княжеских линий и боярства за Галич и другие города земли, но и внешнеполитическим участием польских и венгерских владетелей, что не создавало условий для возникновения в это время епископской кафедры в Перемышле.

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010