Посылка эта очень вероятна, как месть Всеволода черниговским князьям за изгнание сына его Ярослава из Переяславля Южного. Так же грозен был Всеволод и другим соседним князьям смоленским: под 1206 годом находим в летописи известие, что смоленский епископ Михаил вместе с игуменом Отроча монастыря приезжали во Владимир упрашивать Всеволода, чтоб простил их князя Мстислава Романовича за союз с Ольговичами. Новгороду Великому при Всеволоде также начинала было грозить перемена в его старом быте. Мы оставили Новгород в то время, когда вопреки воле Боголюбского и Ростиславичей жители его приняли к себе в князья сына Мстислава Изяславича, знаменитого Романа, вследствие чего должны были готовиться к опасной борьбе с могущественным князем суздальским. В 1169 году Данислав Лазутинич, тот самый, которй успел провести Романа в Новгород, отправился на Северную Двину за данью с 400 человек дружины; Андрей послал семитысячный отряд войска перехватить его, но Данислав обратил в бегство суздальцев, убивши у них 1300 человек, а своих потерявши только 15. После этого Лазутинич отступил, как видно, боясь идти дальше, но потом спустя несколько времени двинулся опять вперед и благополучно взял всю дань, да еще на суздальских подданных другую. Андрей, однако, недолго сносил торжество новгородцев; выгнавши отца из Киева, он послал сильную рать выгонять сына из Новгорода: это было зимою 1169 года; войско повели сын Андреев, Мстислав, да воевода Борис Жирославич, была тут вся дружина и все полки ростовские и суздальские, к ним присоединились князья смоленские – Роман и Мстислав Ростиславичи, потом князья рязанские и муромские, войску, по свидетельству летописца, и числа не было. После страшного опустошения Новгородской волости оно подошло к городу, но жители его затворились с своим молодым князем Романом, с посадником Якуном и бились крепко; четыре приступа не удались; в последний из них, продолжавшийся целый день, князь Мстислав въехал было уже в ворота городские и убил несколько человек, но был принужден возвратиться к своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

1170 Поход войск св. блгв. кн. Андрея Боголюбского на Новгород («битва новгородцев с суздальцами») 1160-е гг. Обретение мощей Ростовских святителей Леонтия и Исаии 1176–1212 Владимиро-суздальский кн. Всеволод Юрьевич Большое Гнездо 1160-е гг. Попытка св. блгв. кн. Андрея Боголюбского создать самостоятельную митрополию во Владимире на Клязьме отвергнута Константинопольским патриархом Лукою Хрисовергом 1176–1194 Киевский кн. Святослав Всеволодович (с небольшим перерывом) 1174 Мученическая смерть св. блгв. кн. Андрея Боголюбского 1181–1194 Совместное управление («дуумвират») Киевской землей Святославом Всеволодовичем и Рюриком Ростиславичем после 1185 г. Создание «Слова о полку Игореве» 1186 Восстановление Болгарского царства со столицей в Тырнове 1199 /1200 Завершение в Киевском Выдубицком монастыре работы над Киевской летописью 1195–1201,1205–1210 Киевский кн. Рюрик Ростиславич (с перерывами) ок. 1200 г. Учреждение Рязанской епископии путем отделения от епископии Черниговской 1205 Гибель кн. Романа Мстиславича во время похода на Польшу и распад Галицко-Волынского княжества ок. 1200 г. Паломничество Добрыни Ядрейковича (будущего Новгородского архиепископа свт. Антония) к святыням Цареграда 1212–1237 Владимиро-суздальский кн. Юрий Всеволодович ок.1214 г. Учреждение Владимиро-Суздальской епископии путем отделения от епископии Ростовской 1214–1223 Киевский кн. Мстислав Романович Старый 1214–1218 Попытка венгерского королевича Кальмана закрепиться в захваченном Галиче ок. 1219 г. Учреждение Перемышльской епископии путем отделения от епископии Владимиро-Волынской 2070 1223 Поражение русско-половецкого войска монголе-татарами на р. Калке 1220-е гг. Создание Патерика Киево-Печерского монастыря трудами Владимиро-Суздальского епископа Симона и печерского монаха Поликарпа 1223–1238 Киевский кн. Владимир Рюрикович 1233 Изгнание из Киева доминиканских проповедников киевским кн. Владимиром Рюриковичем 1237–1238 Опустошение монголо-татарами Рязанской и Владимиро-Суздальской земель, разорение Рязани, Коломны, Москвы, Владимира, Суздаля, Переяславля Залесского, Торжка и др. городов

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

140 Никита Хониат. История. Царствование Исаака Ангела. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/Xoniat/2_1.htm 145 Повесть о взятии Царьграда крестоносцами в 1204 г./Подг. текста, пер. и примеч. О. В. Творогова//Изборник (Сб. произведений литературы Др. Руси). М.: Худ. лит., 1969 С. 280–289. 146 Реснянский С.И. «Москва – Третий Рим» как архетип русского православного сознания//Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. 2019. 3. С. 43–48. 147 Книга Паломник: Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиепископа Новгородского в 1200 г./Под ред. X. М. Лопарева//Православный палестинский сб. 1899. Вып. 51. С. 1 –39, 71 –94. 148 Царевская Т.Ю. О Царьградских реликвиях Антония Новгородского//Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. М., 2000. С. 69–70. 149 Васильев А.А. Латинское владычество на Востоке. Эпоха Никейской и Латинской империй (1204 –1261). 1923. Пг.: ACADEMIA, 1923. 76 с. 150 Багдасарян В.Э. «Второй Рим против Третьего Рима»: исторический генезис конфликта Константинопольского патриархата и Русской православной Церкви//Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. 2019. 3. С. 17–31. 151 Майоров А.В. Из истории внешней политики Галицко-Волынской Руси времён Романа Мстиславича//Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2008. 4 (34). С. 88–90. 152 Васильев А.А. Латинское владычество на Востоке. Эпоха Никейской и Латинской империй (1204–1261). 1923. Пг.: ACADEMIA, 1923. 76 с. 153 Карпов С.П. Латинская Романия. СПб.: Алетейя, 2000. 256 с.; Wolff R. Studies in the Latin Empire of Constantinople. Variorum, 1976. 412 р. 154 Wolff R. Baldwin of Flanders and Hainaut, First Latin Emperor of Constantinople: His Life, Death, and Resurrection, 1172–1225//Speculum (Medieval Academy of America). Т. 27 (3) (July 1952). Р. 281–322. 155 Соколов Н.П. Венецианская доля в византийском «наследстве»//Византийский временник: Изд. АН СССР. 1953. Т. 6. С. 182. 159 Geanakoplos D.J. Greco-Latin Relations on the Eve of the Byzantine Restoration: The Battle of Pelagonia–1259//Dumbarton Oaks Papers. 1953. 7. Р. 99–141.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

17 У святого Михаила было пять сыновей: Роман княжил в Брянске, Симеон в Глухове, Мстислав в Карачеве, Юрий в Торусе; старший из них, Ростислав, зять короля Белы, остался в Венгрии. От сыновей его, Белы и Михаила, произошли герцоги Маховские и Боснийские. – Особенно подражал в благочестии великому родителю князь Роман Брянский, а еще более внук – князь Олег-Леонтий Романович. Он уступил княжество Черниговское брату, а сам решился, в одежде инока, с именем Василия, служить Господу, построил Петропавловский монастырь близ Брянска и там скончался строгим подвижником в конце XIII века. В древнем синодике Елецком поминаются имена потомков святого Михаила: князя Димитрия Мстиславича Черниговского и князя Иоанна Романовича Путивльского, «страстотерпца и чудотворца» – убиенных от татар за православную веру; князя Романа Новосильского и князя Иоанна Титовича Козельского, «приимших ангельский образ» (Русские Святые. Сентябрь, стр. 121). 18 От святого Михаила Черниговского произошли князья Борятинские, Волконские, Горчаковы, Долгорукие, Елецкие, Звенигородские, Кольцовы-Мосальские, Оболенские, Одоевские и Щербатовы. 19 Александр Невский был женат два раза: первая супруга его Александра – дочь Полоцкого князя Брячислава, и вторая – княгиня Васса погребены подле прежней могилы его, в Рождественском монастыре. Там же погребена и дочь его, княжна Евдокия. 21 Благоговейное уважение к памяти святого Александра Невского особенно оправдалось при великом князе Димитрии Донском. Перед началом битвы с Мамаем, ночью в храме, где была могила Александра, загорелись свечи, и два старца, выйдя из алтаря, подошли к гробу его и сказали: «Александре! возстани и спаси правнука твоего Димитрия, одолеваемаго иноплеменными». Александр встал и удалился. Благочестивый инок-причетник, видевший и слышавший все это, сказал о чуде начальникам обители; они нашли нетленные мощи витязя Невского и поставили их открыто в раке. Вслед затем последовали исцеления больных (Степенная книга, I, стр. 374, 375). В 1724 году император Петр I перевез из Владимира мощи святого Александра на берега Невы, в сооруженный им Александро-Невский монастырь и установил праздновать память его, кроме древнего праздника 23 ноября, еще 30 августа, в день заключения мира со Швецией. Святые мощи почивают в раке, сооруженной императрицей Елисаветой в 1753 году из первого серебра, добытого в ее царствование.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

268 ...дду своему Мономаху...– Владимир Всеволодович Мономах (1053–1125), великий князь киевский с 1113 г., сын Всеволода Ярославича (прозван Мономахом по имени деда со стороны матери – Константина Мономаха). 269 ...изгнавшю Отрока во обезы, за Желзная врата, Сърчанови же...– Владимир Мономах очистил от половцев территорию вплоть до Северного Кавказа. Отрок и Сырчан – половецкие князья. Обезы (абазинцы) – северо-кавказский народ, родственный черкесам. Железные Ворота – г. Дербент. 270 ...пилъ золотом шоломомъ Донъ...– Образ, символизирующий победу: воины пьют воду из реки, протекающей в завоеванной земле, пользуясь шлемами как ковшами. Эпический масштаб подчеркивается беспредложной формой «Дон» – пил Дон, а не воду из Дона. Возможно, что с этим как-то связан и другой образ: упоминание далее о Кончаке, который вычерпал реку Сулу – так изображена его богатырская сила и могущество. 271 ...оставъшю у Сырьчана единому гудьцю же Ореви, пасла и во обезы, река...– Гудец – музыкант, гусляр. В древности был обычай посылать посла не с грамотой, а с речью. Поручение, выученное наизусть, гонец передавал адресату слово в слово, то есть говорил от имени пославшего его князя. Этот обычай сложился еще в дописьменный период, но был широко распространен на Руси и в последующие века. См.: Лихачев Д. С. Русский посольский обычай XI–XIII вв.– В кн.: Лихачев Д. С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986, с. 140–153. 274 ...велику мятежю воставшю... оставившима же ся двима сынома его: единъ 4 лт, а другии дву лтъ.– После смерти великого князя Романа Мстиславича остались два малолетних сына – Даниил и Василько Романовичи (главные герои Галицко-Волынской летописи). Их малолетство было причиной мятежа, то есть борьбы за галицко-волынское княжение между другими претендентами. Даниил Романович (1201–1264) возведен на галицкий престол боярами в 1211 г., затем свергнут с него. В 1221 г. стал княжить на Волыни. В 1238 г. занял Галич, а Волынь передал брату Васильку. Даниил Романович вел упорную борьбу за объединенне галицких и волынских земель, преодолевая сопротивление бояр, внешнюю агрессию и опасности, связанные с татарским нашествием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

382 Богу же изволившю... во Холмъ.– Этот отрывок принадлежит перу епископа Иоанна, продолжившего работу митрополита Кирилла над Галицкой летописью. Он использовал материал своего предшественника и дополнил его своим; таким образом вся повесть о епископах, находящаяся на стыке сводов Кирилла и Иоанна, содержит два слоя обработки материала, и «швы» очень заметны. Сразу же бросается в глаза противоречие в тоне рассказа с предыдущим отрывком о епископах – Кирилл отзывается о Иоасафе: «Асаф блаженный, преподобный». Иоанн пишет: «Асаф Вугровский, иже скочи». В рассказе об епископах об Иоасафе говорится дважды, и как будто речь идет о двух разных людях. Холмъ – урочище, а затем город в Волынской земле, столица Галицко-Волынского княжества при Данииле Романовиче (ныне г. Хелм в Польше). Иванъ пискупъ – Иоанн, епископ холмский с 1260 г., назначен на место епископа Иоасафа. Составитель Холмского свода. 384 ...моавитяне...– племя, происходящее, по Библии, от Моава, сына Лота, и жившее на восток от Иордана и Мертвого моря. Этим библейским именем древнерусские книжники обычно называют татар. 385 ...Юръгий Кончакович...– Юрий Кончакович – половецкий князь, сын знаменитого Кончака, убит в 6732 (1224) г. (на его дочери был женат великий князь Всеволод Юрьевич). 386 ...Мьстиславъ Романовичь в Киев, а Мьстиславъ в Козельск и Чернигов, а Мьстиславъ Мьстиславичь в Галич...– Мстислав Романович – великий князь смоленский (с 1198 г.), киевский (с 1212 г.), сын Романа Ростиславича, участвовал в битве при Калке; захваченный в плен, был убит татарами вместе с другими пленными князьями. Мстислав Святославич – князь черниговский, сын Святослава Всеволодовича, убит в битве при Калке. Мстислав Мстиславич Удалой – см. выше. 387 Юрья же князя великого Суждальского...– Юрий Всеволодович – великий князь владимирский и суздальский, сын великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, один из сильнейших и влиятельнейших русских князей, активный политик и удачливый полководец. Погиб в битве с татарами на р. Сити 3 марта 1238 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

426 Василии, князь минский (в летописях «меньскый»), сын неизвестного отца, по мнению Карамзина, прямой потомок Изяслава, князя полоцкого 918), сына св. Владимира 54) и Рогнеды 164).– Именуется летописно однажды, как посол Гедимина, великого князя литовского, отправленный в Новгород, для заключения мира с Новгородцами и Немцами, в 1326 г. Никаких других сведений о нем нет. 427. Василий Александрович 427. Василий Александрович, князь брянский (по летописи дебрянский), один (неизвестно, который по старшинству) из трех (так по однем родословным и Карамзину; по другим же родословным и г. Соловьеву – из двух) сыновей Александра Глебовича, князя смоленского 234), от брака с неизвестной. – О времени и месте его рождения сведений нет; выгнан из Брянска своим дядей, Святославом Глебовичем, князем смоленским ), в 1309 г.; с помощью Татар отвоевал Брянск у дяди, тут же убитого, и явившись, с Татарами, к Карачеву, убил тамошнего князя Святослава Мстиславича ), в 1310 г.: потерял отца, в Смоленске, в 1313 г.; ум. в Брянске, в 1314 г. – Никаких других сведений о нем нет. – Примечание. Князя этого летопись Никоновская считает сыном Александра Глебовича и «братаничем» (сыном брата, племянником) Святослава Глебовича; но Карамзин, обвиняя летопись Никоновскую – по замечанию, г. Соловьева, «голословно» – в смешении разных князей, полагает, что Василий «мог быть» внуком Романа Михайловича, князя брянского ). Родословные дают Василию Александровичу сына Ивана 803), что ещё больше спутывает исследователя. 428. Василий Александрович 428. Василий Александрович, князь новгородский, старший из четырех сыновей св. Александра Ярославича Невского, в иночестве Алексея, великого князя Владимирского и всей Руси 12), от брака с Александрой Брячиславовной, княжой полоцкой 7). – Род. в Новгороде около 1240 г.; гостил у родных матери в Витебске, откуда взят отцом в 1245 г,; предводительствовал Новгородцами, разбившими Литву у Торопца, в 1253 г.; изгнанный крамольными Новгородцами, убежал в Торжок, но вокняжен снова отцом в Новгороде, в 1255 г,; вследствие прибытия татарских численников в Новгород, удалился во Псков, но там схвачен отцом и отправлен в землю суздальскую, в 1257 г.; ум., неизвестно где, в 1271 г. Место погребения тела его не указывается. Потомства не оставил. 429. Василий Александрович

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Андрею дали знать, что брат его Глеб умер в Киеве насильственною смертию и указали убийц: Григория Хотовича, бывшего, как мы видели, тысяцким у Глеба, потом какого-то Степанца и Олексу Святославича; Андрей мог легко поверить извету, зная, как не терпели Юрьевичей на юге, и потому прислал сказать Ростиславичам: «Выдайте мне Григория Хотовича, Степанца и Олексу Святославича – это враги всем нам, они уморили брата моего Глеба». Ростиславичи, считая, как видно, донос на бояр неосновательным, не послушались Андрея, но только отпустили от себя Григория Хотовича. Тогда Андрей послал сказать Роману: «Не ходишь в моей воле с братьями своими, так ступай вон из Киева, Давыд – из Вышгорода, Мстислав – из Белгорода; ступайте все в Смоленск и делитесь там, как хотите». Сильно обиделись Ростиславичи, что Андрей гонит их из русской земли и отдает Киев брату своему, Михаилу; старший из них, Роман, не хотел противиться и выехал в Смоленск, но остальные братья не выезжали из своих волостей; боясь, как видно, их, и Михаил не ехал из Торческа в Киев, а послал туда младшего брата Всеволода с племянником Ярополком Ростиславичем. Уже пять недель сидел Всеволод в Киеве, когда Ростиславичи – Рюрик, Давыд и Мстислав – послали сказать Андрею: «Брат! Мы назвали тебя отцом себе, крест тебе целовали и стоим в крестном целовании, хотим тебе добра, но вот теперь брата нашего, Романа, ты вывел из Киева и нам путь кажешь из Русской земли без нашей вины: так пусть рассудит нас Бог и сила крестная». Не получивши на это никакого ответа, Ростиславичи, сговорившись, въехали тайно ночью в Киев, схватили Всеволода Юрьевича, племянника его Ярополка, всех бояр их и посадили в Киеве брата своего Рюрика. Потом отправились они к Торческу на Михаила: тот держался шесть дней, а на седьмой помирился с Ростиславичами, обещал быть с ними заодно против Андрея и Святослава черниговского, за что Ростиславичи обещали добыть ему к Торческу Переяславль, где сидел молодой племянник его, Владимир, сын покойного Глеба; брат Михаилов, Всеволод, был выпущен из плена, но племянник Ярополк удержан и брат его, Мстислав, выгнан из своей волости Треполя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Более конкретные данные о местонахождении Копырева конца и его размерах дает археологический материал. На северо-запад от «города Ярослава» обнаружен древнерус. культурный слой практически по всей площади совр. Кудрявца (район улиц Вознесенский спуск и Кудрявская, Нестеровского и Кияновского переулков) и его обширной периферии. Кроме керамики, стеклянных браслетов, шиферных пряслиц, железных ножей, монетных кладов здесь открыты остатки жилищ XI-XIII вв. и фундаменты каменных соборов этого же времени. Картографирование древнерус. материалов дает представление о том, что это был густонаселенный район К., его общая площадь достигала 40 га. Начинался Копырев конец сразу за Жидовскими воротами, шел вдоль Кудрявских склонов в направлении Глубочицкого спуска, включая мыс вдоль Воздвиженского спуска, а также район ул. Обсерваторной. Копырев конец был укреплен земляными валами. Летопись под 1202 г. в рассказе о том, как киевляне впустили в город кн. Романа Мстиславича, упоминает название ворот в системе этих укреплений: «...отвориша ему кияне ворота Подольская в Копыреве конци» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 417). Следы валов и рвов фиксировались археологически (Боровский, А. А. Козловский, М. М. Иевлев) ( Толочко. 1970; Козловський. 2013). На территории Копырева конца выявлены 4 каменные постройки. Остатки храма были найдены еще в 70-х гг. XIX в. на углу Вознесенского спуска и Кияновского пер. В результате исследований открыт пол из поливных плиток, прослежена техника кладки. Собор датируется кон. XI в.: очевидно, его можно связывать с летописным мон-рем св. Симеона, основанным кн. Святославом Ярославичем ( Каргер. 1961). На Вознесенском спуске, ниже Художественного ин-та, Лашкарёв в 1878 г. открыл остатки древнерусского храма XII в.; в 1947 г. его повторно исследовал Каргер. Фундамент еще одного храма, 2-й пол. XI в. (Там же), к-рый был украшен фресковой росписью, поливными плитками, шиферными плитами, обнаружен перед фасадом Художественного института. Вероятно, один из этих храмов следует атрибутировать как летописную ц.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

В Борисоглебском соборе в Рязани погребения в каменных гробах под полом располагались в нартексе и вдоль северной стены наоса, имелись также погребения в деревянных гробах и даже плинфяная гробница под полом. Особая группа из трех каменных гробов под полом была открыта в юго-западном углу храма, в нартексе (рис. 5). Здесь помещался точно такой же придел с полукруглой апсидкой, выступающей в наос, как в Успенском соборе Елецкого монастыря в Чернигове 1325 . В этом помещении А. Л. Монгайт видел сразу усыпальницу и крещальню, но мы предполагаем, что это был именно особый придел-усыпальница. В некоторых случаях (церкви Петра и Павла в Смоленске и Спаса на Нередице) придел внизу отсутствует, но остается придел на хорах над захоронениями в аркосолиях в юго-западном углу 1326 . Как видим, приделы в нартексах тоже чаще всего располагались в южной части, хотя есть придел и в северной части нартекса. Погребения в выделенных приделах Отдельную группу составляют памятники, в которых погребения совершались в небольших приделах, примыкавших по сторонам к основному объему храма, чаще всего – в восточной части. Есть основания думать, что именно они назывались «божницами» или «гробницами». В сообщении 1109 г. о смерти Евпраксии, дочери князя Всеволода Ярославича, погребенной у южных дверей собора Киево-Печерского монастыря, рассказывается о возведении над гробом особого придела или часовни: «и вчиниша над нею божницю» 1327 . Фрагменты стен этого придела Трех Святителей и погребение княгини были обнаружены во время недавних исследований у юго-западного угла Успенского собора 1328 . В недостоверном сообщении позднего «Помянника» Иосифа Тризны говорится о погребении черниговского князя Давида Святославича в Стефановском приделе Успенского собора Киево-Печерского монастыря 1329 , но, как было сказано выше, князь был похоронен в самом Чернигове. Однако сообщение «Помянника» свидетельствует все же о наличии каких-то княжеских погребений в приделе у северной стены монастырского собора. Волынский князь Мстислав Данилович в 1291 г. создал в не названом по имени монастыре во Владимире-Волынском придел Иоакима и Анны над гробом своей бабки, жены князя Романа Мстиславича: «вложи емоу Бог во сердце мьсль благоу созда гробницу камену над гробом бабы своей Романовой в монастыре вь стго. И свеща ю во имя праведникоу Акима и Аньны и службу в ней створи» 1330 . Такую же закрытую на ключ княжескую усыпальницу-«гробницу» мы видим в описании поездки киевского князя Святослава Всеволодовича в Вышгород в церковь Бориса и Глеба (1194 г.), где был похоронен его отец: «И влез во церковь со слезами облобыза святую раку (святых князей Бориса и Глеба. – В. С). И по сем же приде ко отни гробоници и хоте внити по обычаю попови же отшедшю с ключем Святослав же не дождав и еха не любоваше во оуме своем, яко не поклонися отню гробу» 1331 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010