212. Аграфена (Агриппина) Ростиславовна, жена Игоря Глебовича, князя рязанского 910). дочь неизвестного отца (не Ростислава ли Михаила Мстиславича, великого князя киевского, 67?). О ней имеются только следующия сведения: родив в браке с князем Игорем, сыновей: Романа ), Ингваря 933) и Юрия (Георгия, ), князей рязанских, она овдовела в 1195 г., а при взятии Рязани и Пронска Татарами Батыя, погибла, с сыном Юрием и его женой, в декабре 1237 г. 213. Аграфена (Агриппина) Ростиславовна 213. Аграфена (Агриппина) Ростиславовна, сокращенно Грифина , младшая из двух дочерей Ростислава Михаиловича, русского князя сербской Мачвы ), от брака с Анной Беловной, королевной венгерской 354), жена Лешка II Черного, короля польского. – Родилась в Белграде, дунайской резиденции своего отца (сына св. Михаила Всеволодовича, князя черниговского, 138), около 1250 г.; выдана за Лешка II, в 1265 г.; объявив мужа своего неспособным к чадородию, ушла в монастырь, в 1271 г.; по примирении с мужем, объявлена наследницей престола, в 1275 г.; овдовев, передала право престолонаследия Вячеславу, королевичу чешскому (богемскому), сыну её сестры Кунигунды ), в 1289 г, – Никаких дальнейших известий о ней нет. 214. Адель или Адиль 214. Адель или Адиль . – Так именует летопись Иоакимовская одну из шести жен св. Владимира I Святославича равноапостольного 54) по бракостарейшинству четвертую, мать Мстислава, князя тмутараканского ), и Станислава, князя смоленского ) Владимировичей, ту самую, которая в летописи называется глухо «чехиней (богемной) другой» и слывет матерью не только двух вышеозначенных князей, но и третьего, Святослава Владимировича, князя древлянского ), родившегося, по летописи Иоакимовской, от Мальфриды ). также «чехини», быть может, первой, которою, вопреки летописи Лаврентьеве кой, не могла быть мать Вышеслава новгородского 596), старшего Владимировича, по самому своему имени, Олава 150), очевидно, не «чехиня». 215. Александра 215. Александра, жена Симеона Дмитриевича, князя суздальского ). – Летописи сообщают о ней только два известия: что она, быв под стражей в Москве, бежала в землю Мордовскую, но, схваченная там, в селе Чибирцах, воинами московскими, доставлена снова в Москву, в 1401 г.; а по усмирении мужа её Василием Дмитриевичем, вел. кн. Московским 45), удалилась с мужем в Вятку, где и овдовела к 1402 г.; имела единственного сына Василия, удельн. кн. шуйского 495). 216. Александра Александровна

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Более ста лет храм находился в большом запустении и осквернении: в нем были размещены хранилища сена, зерна и дров, а в упор в храм был построен хлев для скота. И только широкое празднование юбилея 900-летия Крещения Руси и основания Владимир-Волынской епархии обратило внимание поклонников старины на эту древнюю святыню. Для изучения древней достопримечательности были приглашены ведущие специалисты-археологи Российской империи - В.Б. Антонович, А.В. Прахов и А.И. Левицкий. Тогда же было создано Свято-Владимирское братство, которое имело целью восстановление Успенского собора в его первозданном византийском стиле. Автором проекта реставрации был Г. Котов. В 1900 году отреставрированный Мстислава храм был вновь освящен. На церемонии, которая стала всенародным праздником, присутствовали члены Королевского Дома. Поздравительную телеграмму прислал император Николай II. В течение XX века Богоматерь чудесным образом оберегала свой храм от закрытия и осквернения. Долгое время храм был приходским. Однако решением Священного Синода Украинской Православной Церкви 3 мая 1996 была восстановлена Владимир-Волынская епархия, и Успенский собор снова стал кафедральным. Опять, после стольких веков, Мстислава храм стал духовным центром Волынской земли. Величественно возвышается он над древним Владимиром. По материалам официального сайта Владимир-Волынской и Ковельской епархии Успенский собор во Владимире-Волынском - единственный памятник древнерусского зодчества, дошедший до наших дней. Расположенный на холме рядом с древними городскими валами. Вместе с епископским домом и колокольней составляет своеобразный комплекс так называемого " замочка " - укрепленной резиденции волынских епископов. Построенный по желанию кн. Владимира, а позднее великого Киевского князя Мстислава Изяславича приднепровскими мастерами. Его конструкции, техника кладки и архитектурных форм близки к архитектуре Кирилловской церкви в Киеве и других зданий этого типа. Это единственный памятник архитектуры домонгольского периода, сохранившийся на территории Волыни. В его стенах принимали княжество 17 князей Украины-Руси. Именно Успенский собор указывается как одно из возможных мест захоронения отца Даниила Галицкого - одного из самых храбрых русских князей, который объединил Волынь и Галичину, Романа Мстиславича. Посетив Мстиславов храм, можно утолить не только духовную жажду, рядом в парке " Славянский " вот уже более 1000 лет бьет животворный целебный источник.

http://sobory.ru/article/?object=08955

В кон. XII в. либо в связи с опасностью обвала берега, либо для защиты от днепровских вод было решено укрепить береговую линию, соорудив стену ниже Михайловского собора. Вел. кн. Киевский Рюрик Ростиславич пригласил для этого архит. Петра Милонега (предположительно построившего ц. св. Параскевы Пятницы в Чернигове и др. храмы). 24 сент. 1199 г. состоялось освящение укрепления. В торжествах по этому поводу участвовали члены великокняжеской семьи и княжеский двор (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 708-711). В том же году выдубицкий игум. Моисей составил пространную торжественную похвалу Рюрику Ростиславичу, считающуюся выдающимся памятником древнерус. риторики. Она вошла в киевский летописный свод 1200 г., предположительно составленный Моисеем (Там же. Стб. 712-715; Бегунов. 1974; Творогов О. В. Моисей//СККДР. Вып. 1. С. 257-258). «Стена Милонега» простояла неск. веков. В 1204 г. вел. кн. Рюрик Ростиславич был насильно пострижен в монахи в К. В. м. по приказу галицко-волынского кн. Романа Мстиславича (зятя Рюрика), но в 1205 г. князь-инок оставил монашество и вернулся к политической деятельности. К. В. м. продолжил существовать и после падения Киева под ударом монголо-татар. Последнее летописное упоминание обители относится к 1245 г.: 26 окт. в К. В. м. на пути в Орду молился вел. кн. Галицкий и Волынский Даниил Романович . Даниил привез из Киева в Холм «чуднии» иконы, в т. ч. образ арх. Михаила (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 844). Во время раскопок 1972 г. в нартексе у юж. стены Михайловского собора был обнаружен шиферный саркофаг с надписью-граффити XIII (?) в.: «Господи помози рабу своему (Га)ворилови» (см.: Высоцкий С. А. Киевские граффити XI-XVII вв. К., 1985. С. 48-49), однако неизвестно, кто именно в нем погребен (на стенках представлены птица, зверь с повернутой назад головой, схематические человеческие изображения). Киевский Выдубицкий во имя арх. Михаила муж. мон-рь. Фотография. 2013 г. Киевский Выдубицкий во имя арх. Михаила муж. мон-рь. Фотография. 2013 г. Существование К. В. м. в XIV-XV вв.

http://pravenc.ru/text/1684561.html

Дальнейшее усиление Галича имело место при единственном сыне и преемнике Владимирка Володаревича Ярославе Владимировиче Осмомысле (1153-1187), названном в «Слове о полку Игореве» (2-я пол. 80-х гг. XII в.) одним из наиболее могущественных князей Др. Руси, к-рый, с одной стороны, «подпирает» своими полками «горы Угорскыи» (Карпаты), а с другой - «затворил Дунаю ворота» и «рядит» «суды (древнерус. обозначение административно-гос. власти.- А. Н.) до Дуная». По-видимому, в княжение Ярослава, в 1156/57 г., была учреждена Галицкая епархия (др. возможной датировкой является 1-я пол. 40-х гг. XII в.). Длительный политический кризис, в к-рый Галицкая земля вступила после смерти Ярослава Владимировича, был обусловлен причинами как собственно династического (оба сына Ярослава, Владимир и Олег, оказались политически мало дееспособны), так и общеполитического порядка. Среди последних были факторы и внутренние - экономическая и, как следствие, политическая сила галицкого боярства, различные группировки к-рого старались так или иначе влиять на перемены на княжеском столе; и внешние - вмешательство в галицкие дела со стороны Венгрии, Польши, князей различных древнерус. земель (Волыни, Киева, Чернигова, Смоленска). Попытка владимиро-волынского кн. Романа Мстиславича , следуя призыву одной из группировок галицкого боярства, уже в 1188 г., через год после смерти Ярослава, сместить Владимира Ярославича и занять галицкий стол не удалась, т. к. бежавший в Венгрию Владимир навел на Галич венг. кор. Белу III. Король, заняв Галич, Владимиру его, однако, не вернул, а посадил на галицком столе своего сына Андраша, к-рый также пользовался поддержкой какой-то части галицких бояр. Др. часть боярства призвала на стол кн. Ростислава Иоанновича (сына Иоанна Берладника), пребывавшего на службе у смоленского кн. Давыда Ростиславича . Но Ростислав потерпел поражение от венгров, был ими схвачен и отравлен. В 1189 г. Владимир бежал из заключения в Венгрии и при поддержке герм. имп. Фридриха I Барбароссы, с военной помощью краковского кн. Казимира II вернул себе Галич, в к-ром удерживался до конца жизни, до 1198/99 г., благодаря решительной поддержке владимиро-суздальского кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо, своего дяди по матери, и союзу с киевским кн. Рюриком Ростиславичем. Галицко-Волынское княжество

http://pravenc.ru/text/161541.html

Замечательнейшим памятником высокой степени духовного просвещения и гражданственности на Волыни во 2-й половине XII века служит величественный кафедральный собор в честь Успения Божией Матери во Владимире-Волынском, сооруженный князем Мстиславом Изяславичем, одним из даровитейших и выдающихся потомков Владимира Мономаха , которые начали княжить на Волыни с 1117 года. Сын талантливого и предприимчивого великого князя Изяслава Мстиславича, наследовавший все лучшие его качества, князь Волынский Мстислав Изяславыч, впоследствии в. к. Киевский, почти вырос на Волыни, с юных лет проливал за нее кровь и был самым деятельным помощником отцу в защите своей «отчины». Призванный на великое княжение в Киев, он лично управлял Владимиро-Волынскою областью; в Луцке сидел его брат Ярослав, в Бужске другой брат, Ярополк, в западной Волыни его сыновья, а старшего сына его Романа выпросили себе в князья Новгородцы. В его руках были сосредоточены силы Киева, всей Волыни, Брестской области и Новгорода. Этот доблестный князь пользовался особою любовью народа, был грозою для кочевников-соседей, заботился об умиротворении страны, о безопасности торговых сношений с Грецией. Ипатьевская летопись о нем замечает, что он «всим сердцем хотяше добра Русской земли». К сожалению, он недолго жил, скончавшись 40 лет от роду, 19 августа 1170 г., в своей отчине Владимире-Волынском. «И спрятавше тело его с честью великою и пеньи гласохвальными и положиша тело его в святей Богородици, в епископьи; юже бе сам созда во Володимери» (Ипат. лет.). Год построения храма с точностью неизвестен, но время его сооружения приблизительно определяется следующими летописными свидетельствами. За десять лет до смерти храмоздателя, под 1160 г., в Никоновской летописи сообщается: «того же лета князь Мстислав Изяславичъ подписа святую церковь в Володимери Волынском и украси ю дивно святыми и драгими иконами, и книгами, и вещьми мпогими и чюдними, и священными сосуды златыми и сребряными, с бисером и с камением драгим». В этом сообщении речь идет, очевидно, о росписке стен только что построенного храма священными изображениями и о внутренней отделке храма, не имевшего еще достаточно ни святых икон, ни утвари. Самое построение храма, внутренняя отделка которого могла потребовать не одного, а нескольких, двух-трех лет, должно отнести года на три ранее 1160 г., т. е. на 1157 год, что совпадает с первыми годами княжения Мстислава во Владимире-Волынском (с 1156 г.) 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/v...

П. П. Толочко высказал предположение о том, что поп Симеон являлся летописцем Ростислава Он отождествил попа Симеона с игуменом Андреевского монастыря, названного в летописи таким же именем и упоминаемого под 1170 г. в рассказе о смерти и похоронах Владимира Андреевича Дорогобужского. С этим предположением имеет смысл согласиться. В рассказе 1170 г. одно из главных действующих лиц – Давыд Ростиславич, что делает вероятным предположение о продолжении летописной деятельности Симеона: духовное лицо, связанное с отцом-родоначальником могущественного клана Ростиславичей, скорее всего, не мог быть равнодушен к жизни и деятельности его потомков. Однако в Ипатьевской летописи этого периода есть еще одно упоминание некоего Симеона – уже в качестве смоленского епископа – под 1197 г. в рассказе о преставлении Давыда Ростиславича. Священнослужитель, столь близкий к родоначальнику Ростиславичей, вполне мог оказаться на епископской кафедре Смоленска. Рассказ о его заслугах в строительстве храма архангела Михаила, украшении последнего иконами в золоте, жемчуге и драгоценных каменьях имеет некоторые аналогии в подобном же сюжете относительно кончины Романа Ростиславича, который создал и украсил церковь св. Иоанна Богослова. Но ни в одном из рассказов о смерти и похоронах Ростиславичей нет столь подробного рассказа о набожности члена княжеского дома («самъ бо сяковъ обычае иметь по вся дни ходя ко церкви святаго архистратига Божия В летописном повествовании говорится о стремлении и осуществлении этого стремления Давыда постричься в мнишеский чин (его примеру последовала и его супруга), его посещении уже в крайней немощи и болезни монастыря Бориса и Глеба, передается его последняя молитва. Ясно, что составитель этого текста – тот же Симеон – был свидетелем последних дней и находился с ним рядом до самой кончины. Но относительно того же XII в. мы располагаем и рассказами о фактах несогласий и даже противостояний представителей светской и церковной властей. Так, после отъезда в Царьград митрополита Михаила киевский князь Изяслав Мстиславич в 1147 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/9929649/

Несколько лет после этого летописи ничего не сообщают о Мстиславе Трепольском, пока, в 1197 г. Рюрик Ростиславич не послал его к Владимиру Галицкому за подмогой против своего врага Романа Волынского. Вместе с галичанами Мстислав Мстиславич разорял окрестности города Перемиля в романовой волости. В 1203 г. Мстислав Мстиславич участвовал в победоносном зимнем походе великого князя Романа Киевского, Галицкого и волынского на половцев, подробности которого, к сожалению, остаются неизвестными. В том же году трепольский князь женился на дочери половецкого хана Котяна. 1207 год застает Мстислава уже в столице Поросья Торческе. Падение Рюрика Ростиславича означало крутые перемены и для него самого. Войско черниговских Ольговичей во главе с Веволодом Чермным осадило город. Надежды удержаться было мало, но Мстислав хорошо подготовился к осаде и решил бороться. По сообщению В.Н. Татищева Мстиславич, ободрив войско, он устроил успешную вылазку, перебив многих неприятелей и отступив обратно в крепость лишь из-за угрозы оказаться отрезанным от ворот. Вероятно, Мстислав решил действовать по примеру отца, сумевшего выдержать, в свое время, беспримерную осаду Вышгорода против огромного войска Андрея Боголюбского, истребляя на вылазках цвет его дружины, однако вышло иначе. Черниговцы применили " тактику выжженной земли " , принявшись беспощадно разорять окрестности Торческа. Храбрый, но человечный князь этого зрелища вынести не смог и предложил Всеволоду сдать город, если тот прекратит зверства и даст ему гарантии беспрепятственного ухода. Тот с удовольствием согласился и Мстислав Мстиславич покинул Южную Русь, вернувшись на Смоленщину, в свой Торопец. Этот небольшой и откровенно бедный удел занимал уникальное положение, контролируя истоки Западной Двины, Ловати, Волги и Днепра. Отсюда было недалеко до киевского Юга, но еще ближе к псковскому и полоцкому Западу, новгородскому Северу и суздальскому Востоку. Торопецкий князь мог выступать посредником в их спорах, влиять на политику этих государственных образований. Недалеко отсюда было и до продолжавшей свое усиление Литвы.

http://ruskline.ru/analitika/2006/12/29/...

Страшный Галицкий князь был жесток не только к своим подданным. Узнав, что его тесть и наследник умершего Святослава Киевского, князь Рюрик Ростиславич, замышляет с Олеговичами отнять у него Галич, Роман собрал свое войско раньше их, явился в Киев, покорил всех, и его тесть с женой и их дочерью, супругой Романа, очень не любимой им, были насильно пострижены и заключены в один из Киевских монастырей. Роман Мстиславич, поступив так жестоко со своей бедной супругой, женился на другой. Воюя беспрестанно с соседними народами и беспрестанно побеждая их, он так прославился своими завоеваниями, что Волынские историки называют его великим и даже самодержцем всей Руси. Может быть, стараясь загладить преступления своей молодости раскаянием и добрыми делами, он так же, как и святой Владимир, заслужил бы подлинно это название великого, но его жизнь и счастье не были так продолжительны, и в 1205 году он был убит в сражении с Поляками. Его молодая супруга, оставшись вдовой с двумя маленькими сыновьями, терпела много горя. Старшему из них, Даниилу, наследнику Романа, было только четыре, младшему — Васильку два года. Князья южной России и особенно постриженный князь Киевский, Рюрик, спешили воспользоваться смертью Романа Мстиславича и явились в Галич. С другой стороны туда шли Поляки. Испуганная княгиня с обоими сыновьями бежала в наследную область своего супруга, Владимир-Волынский, но и там пробыла недолго. Князья Северские, сыновья Игоря, известного неудачным походом на Половцев, ставшие, с общего согласия Олеговичей, государями Галицкими, требовали от Владимирцев, чтобы они выдали им маленьких сыновей Романа — или столица их будет разрушена. Народ хотел умертвить посла, привезшего это известие, и просил княгиню надеяться на его защиту; но нежная мать, страшась одной мысли потерять своих милых детей, не решилась остаться вблизи врагов и ночью бежала из дворца вместе с обоими сыновьями, а также с дядькой старшего, боярином Мирославом, и кормилицей младшего. С ними был также и священник, вероятно, духовник княгини, отец Юрий. Подойдя к городским воротам, несчастные беглецы нашли их уже запертыми и вынуждены были пролезть сквозь небольшое отверстие развалившейся стены.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

В княжение Св. Владимира (973-1015) произошло воссоединение местностей по среднему и верхнему течению р. Днестра и р. Буга с княжеством Киевским; в то же время указанная страна стала именоваться " Червонной Русью " 3 . С присоединением Червонной Руси к Киевскому княжеству славяне, в ней обитавшие, приняли православие и тамошние церкви были подчинены Киевскому митрополиту.. После Владимира Святого и в славное княжение Ярослава Мудрого (1028-1054). Червонная Русь была нераздельна с княжеством Киевским, но при потомках названного князя началось ее обособление. Три внука Ярослава - Рюрик, Володарь и Василько Ростиславичи - получили в удел Галицию, причем западная ее часть с Перемышлем досталась Рюрику, средняя с Звенигородом - Володарю и южная с Теребовлем - Василько. Сын Володаря, Владимирко, впоследствии объединил (1134) в своих руках все три удела, сделал г. Галич своей столицею и таким образом явился основателем княжества Галицкого. Князю Владимирко наследовал Ярослав (1152-1187), прозванный Осмомыслом; в его княжение Галиция достигла значительного процветания. По смерти этого мудрого князя в Галиции начались смуты и непорядки, виновниками которых были бояре, желавшие играть роль и иметь влияние на управление страной. Сравнительно лучшее время настало, когда Галицкое княжество досталось внуку Киевского князя Изяслава Мстиславича - Роману. Роман Мстиславич был храбрый и воинственный князь 4 , объединивший под своей властью Галицию и Волынь... Киев, утративший тогда былую славу, признал его своим князем... В 1205 г. князь Роман неожиданно умер во время похода против поляков, и в Галицко-Волынском княжестве тотчас же начались смуты. Дело в том, что после князя Романа остались малолетние дети... Власть над страной приняла вдова.., но она решительно не могла справиться с боярством... Начались интриги, непорядки и смуты, вызвавшие вмешательство Венгрии в дела Галиции 5 .. В 1215 г. последовало соглашение, чтобы Даниил (1205-1264), сын Романа, был князем Владимирским, а Коломан, сын венгерского короля, князем Галицким (а вслед за ним, добавим, приспело и католическое духовенство). Но Коломану недолго пришлось быть в Галиче, на него напал князь Мстислав Новгородский, изгнал его и посадил на его место Андрея. Однако последний не имел здесь ни силы, ни влияния, и был вскоре изгнан вышеупомянутым Даниилом Романовичем, объявившим себя князем Галицким. Князь Даниил Романович отличался большим умом и хитростью и достиг значительного могущества. В 1235 г. он из политических соображений признал верховенство Венгрии» 6 .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

Заметьте, милые читатели, как Бог всегда наказывает людей гордых и слишком надеющихся на себя! Георгий и Ярослав пришли на Липецкое поле, думая непременно победить своих неприятелей, и вместо этого были побеждены сами! Новгородцы и полки Константина под начальством героя Мстислава показали редкую храбрость. Неприятели вскоре побежали от них и на каждом шагу оставляли мертвых: победители гнались за ними, не щадя никого. Ярослав ушел в свой Переяславский удел и в гневе умертвил там многих Новгородских купцов, а Георгий прискакал во Владимир. Напрасно умолял он Владимирцев защитить его: спустя два дня пришел к ним Мстислав, и все покорились ему и Константину. Георгий, выезжая из столицы, с горестью жаловался на Ярослава и винил его во всех своих несчастьях. Но доброму Константину горестно было видеть в изгнании брата: через несколько месяцев он призвал его к себе и, чувствуя, что стал слаб здоровьем, объявил его своим наследником. Между тем, храбрый Мстислав во второй раз простился с Новгородцами. Хотите ли послушать, как говорили тогда Новгородские князья со своими подданными на их вече? Вот некоторые слова Мстислава: «Клянусь святой Софии, гробу отца моего и вам, добрые Новгородцы! Чужие народы владеют знаменитым Галицким княжеством: я хочу изгнать их. Но вас не забуду и желаю, чтобы мои кости лежали у святой Софии, там, где покоится мой родитель!». Он точно исполнил свое намерение и вскоре по приезде в Галич развеял, как пыль, многочисленных врагов этой несчастной земли. Главными из них были Венгры и Поляки, которые, убив самым жестоким образом Игоревичей, посадили на престол их двух соединенных браком детей: Коломана, сына короля Венгерского, и Соломею, дочь короля Польского. Таким образом, Венгры и Поляки уже полностью завладели наследством детей Романа Мстиславича, короновали Коломана и Соломею как короля и королеву Галицких, и их бояре управляли, как хотели, государственными делами. Своевольство их дошло, наконец, до того, что они хотели изменить и Греческую веру Галичан на Латинскую, уже выгнали наших священников и принуждали всех Русских стать католиками. Вот это притеснение нашей православной веры заставило Мстислава Храброго поспешить на помощь к бедному Галицкому народу.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010