Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНГЕЛ ВЕЛИКОГО СОВЕТА ИИСУС ХРИСТОС особый тип изображения Господа Иисуса Христа в облике крылатого ангела, юным, с крещатым нимбом, основанный на христологическом толковании мессианского пророчества из Книги пророка Исаии в переводе LXX: «                            (греч. Μεγλης βουλς γγελος - Ангел (провозвестник) Великого Совета)                      » (Ис 9. 5-6, в нумерации LXX). Именование Иисуса Христа А. В. С. в святоотеческой экзегезе связывается с текстом Кол 1. 26-28 и Еф 3. 6-12: «Велика Совета Ангел - Тот, Кто соделал известным великий совет, сокровенный от веков и не явленный иным родам» ( Василий Великий, свт. Т. 2. С. 258), Возвестивший людям тайну домостроительства спасения. Ангел Великого Совета Иисус Христос. Фреска ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония). 1295 г. Ангел Великого Совета Иисус Христос. Фреска ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония). 1295 г. Текст 9-й гл. Книги пророка Исаии входит в цикл 15 библейских песен . В палестинском Часослове, являющемся основой служб суточного круга как в Студийском, так и в используемом ныне Иерусалимском уставе, эта песнь - составная часть великого повечерия (Часослов. С. 181-184), к-рое поется, в частности, накануне праздников, раскрывающих догмат Боговоплощения - Благовещения Пресв. Богородицы, Рождества Христова и Богоявления. Кроме того, в последованиях Царских часов и вечерни Рождества Христова текст Ис 9. 5-6 является одной из паримий (Минея (СТ). Декабрь. Л. 203об., 210об.-211; см. Желтов. С. 87-89). Образы пророчества также используются в гимнографии - напр., в ирмосе 5-й песни канона прп. Космы Маиумского на Рождество Христово «                        » (Минея (СТ). Декабрь. Л. 215об.), седальне 7-го гласа воскресной утрени по 2-м стихословии «        » (Октоих. Т. 2. С. 331). Помимо мессианского пророчества Исаии существуют 2 иконографических источника, повлиявших на сложение этого изобразительного типа: образ Господа Иисуса Христа в виде ангела (композиции «София Премудрость Божия» , «Троица Ветхозаветная» ) и традиция иллюстрировать те места Слова на св.

http://pravenc.ru/text/115048.html

Скачать epub pdf Лекция десятая. Что чудесного сделал Промысл в пользу христианства Обозрение наше мы разделим на три части: сначала покажем, что чудесного сделано Промыслом для христианства прежде его появления; затем – что сделано при его появлении; наконец – что после его появления. 1. Прежде нежели родился Иисус Христос, Промысл уже делал чудеса в пользу христианства – чудеса разительные: я разумею чудеса народа Иудейского и его священных книг, в которых содержатся пророчества, прямо относящиеся к христианской религии. Не будем касаться пророчеств порознь, ибо каждое из них может быть подвержено бесчисленным спорам. Положим в основание то, чего никто опровергнуть не может. Бесспорно, что за пятьсот лет до Рождества Христова книги еврейские существовали; для нашей цели этого основания уже и довольно. Значит, за пятьсот лет до Рождества Христова было в народе Иудейском ожидание необыкновенного человека, который должен будет произвести значительные перемены в целой нации. Спрашивается: кто мог дать такое предсказание? Оно состояло не в общих только выражениях, дающих разуметь, что придет Мессия, но в определении некоторых частных подробностей, относящихся к лицу ожидаемого Мессии. Таким образом, – смотря с этой точки зрения на все собрание священных книг еврейских, то есть, находя в них предсказания о пришествии Мессии, и из истории Иудейского народа видя, что он постоянно верил сему предсказанию, – нельзя не прийти к той мысли, что его приготовление, весьма полезное для христианской религии, могло быть сделано только Богом. И в этом общем виде доказательство Божественности христианской религии, заимствуемое из пророчеств древних, всегда удержит свою силу. 2. Что сделал Промысл в пользу христианства при его явлении? – Обратимся к делам Иисуса Христа и апостолов. Иисусу Христу усвояются в Евангелии многие чудеса и пророчества. Начнем с последних. 1) Важнейшее пророчество Иисуса Христа состоит в предсказании о судьбе Своей Церкви. Во время земной Своей жизни Иисус Христос был беден, терпел отовсюду гонения, и, однако ж, предсказал, что Церковь , Им устроенная, распространится по всему миру и будет продолжать свое существование до конца мира. Не сбудься сие пророчество, Его почли бы необдуманным самохвалом. Но с одной стороны опыт, постоянно оправдывающий сие пророчество, с другой – характер Иисуса Христа заставляют признать в нем такое предсказание, которое проистекло из полной уверенности, что оно сбудется. Откуда же эта уверенность? Кто открыл Иисусу Христу, что религия, Им преподанная, и Церковь , Им основанная, – в начале своем не более, как горчичное семя, – возрастет впоследствии в многоветвистое древо и покроет всю землю сенью своею? ( Мф.13:31–32 ). Если поставить себя мысленно в те обстоятельства, когда Иисус Христос говорил сие ученикам Своим, то иначе нельзя изъяснить такого предсказания, как из Дара Божественного предведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Слово на день Рождества Христова. Святителя Илии Минятия, Кефалонитского В Своем Божественном Откровении Иоанн Богослов видел Седящего на престоле высоком и вознесенном великого Бога, державшего в Своей деснице книгу, по истине чудную, исписанную внутри и снаружи и запечатанную семью печатями; и, говорит св. Иоанн, никтоже можете ни на небеси, ни на земли, ниже под землею, разгнути книгу, ниже зрети ю (Апокал. 5:3). Открыть ее и разрешить печати на ней мог только Лев от колена Иудина, корень Давидов, Единородный Сын и Слово, Который, став плотью и вселившись в нас, открыл сокровенное, изъяснил неизреченное. Разрешил первую печать, – и люди тотчас познали Единого Бога; разрешил вторую, – и познали Бога Триипостасного; разрешил третью, – и познали Бога, Отца Сыновни и Изводителя Святого Духа; разрешил четвертую, – и познали Бога, Творца всего; разрешил пятую, – и познали Бога соделавшегося человеком; разрешил шестую, – и познали Бога, плотью пострадавшего, умершего и воскресшего; разрешил седьмую, – и познали Бога Судию, ублажающего Судию, ублажающего праведных и карающего грешных. Таким образом, сия запечатанная книга Седяшего на престоле стала книгою родства Иисуса Христа, книгою – откровением таинств и исполнением обетований. Учение Святого Духа, воспитание к богопознанию, любомудрие веры, наука вечно блаженной жизни, – вот «книга родства Иисуса Христа». Эту книгу, содержащую одну и единственную мысль, именно о рождестве Иисуса Христа, я хочу, благочестивые слушатели, ныне прочесть с вами и объяснить по возможности образ, каким, – и цель, с которой Бог стал человеком. Это – для того, чтобы в одном мы познали беспредельную премудрость Божию и всемогущество, а в другом – беспредельную благость и любовь Божию. Великое таинство домостроительства о воплощении, как наиболее высокое, благородное и совершенное дело творческой Божественной премудрости и силы, было предуставлено и предусмотрено раньше всего другого всеведущим умом Божиим. Бог, прежде чем предопределил творение ангелов, или человеков, или какой-либо другой твари, в предвечном совете уже предопределил воплощение Божественного Слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Часть 1. Начало земной жизни Господа Иисуса Христа Пролог. Ин. 1:1–18 Все Евангелисты начинают с разных исторических моментов. Матфей – с родословия и с рождества по плоти Господа Иисуса Христа. Марк – с выхода на проповедь Иоанна Крестителя. Лука – с благовещения Захарии. А Иоанн Богослов в первых семнадцати строках охватывает всю Священную историю. И начинает он с предвечного рождения Сына Божия: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». «Слово», это одно из имен Сына Божия. «Оно было в начале у Бога», в самом начале, прежде сотворения мира. И когда Бог Отец творил мир, Он творил все через Него, через Бога Сына. Таким образом, «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». С тех пор, как все «начало быть», и до Рождества Христова, прошло пять с половиной тысячелетий. Что случилось за это время? Первые люди, Адам и Ева, жили в раю, но согрешили, нарушили Божью заповедь, предали Бога, отпали от Него, и из-за этого в мире появилась смерть. От первых людей размножился человеческий род, и умножился на земле грех. Произошел всемирный потоп, после которого уцелел только праведный Ной с женою, и трое его сыновей, Сим, Хам и Иафет, с женами. Из потомства Сима Бог избрал праведного Авраама, испытав его верность. Аврааму было обещано, что от него произойдет великий народ, в недрах которого родится Спаситель всего мира. Как знак завета Бога с Авраамом и его потомством, было установлено обрезание. Авраам родил Исаака, Исаак – Иакова, Иаков (он же Израиль) – двенадцать сыновей, от которых и пошел тот самый знаменитый еврейский народ, называемый до поры до времени «Богоизбранным». Потом евреи переселились в Египет. Потом Моисей со многими чудесами вывел их из Египта, чтобы ввести в «обетованную», то есть в обещанную Богом богатую и изобильную землю. Путь туда продолжался сорок лет. За это время Бог через Моисея дал народу довольно пространный Закон, в основе которого – известные десять заповедей. Также дано было повеление построить походный храм, так называемую «скинию собрания». Назначено было, кто должен быть священником; предписано, как приносить жертвы, какую пищу считать чистой, какую нечистой. Были установлены праздники, важнейший из которых Пасха, в воспоминание исхода из египетского рабства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПРИШЕСТВИЕ В МИР ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА 1. ПРЕДИСЛОВИЕ ЕВАНГЕЛИЯ: ЕГО ДОСТОВЕРНОСТЬ И ЦЕЛЬ ( Лук. 1:1–4 ; Иоан. 20:31 ) Предисловием ко всему Четвероевангелию можно считать 1–4 стихи I главы Евангелия от Луки, в которых св. Евангелист говорит о «тщательном исследовании им всего» сообщаемого им и указывает цель написания Евангелия: знать твердое основание христианского учения. К этой цели св. Иоанн Богослов в 31 ст. 20-ой главы своего Евангелия еще добавляет: «дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». Как видно из этого предисловия св. Луки, он взялся за написание своего Евангелия потому, что появилось уже много сочинений подобного рода, не достаточно авторитетных и удовлетворительных по своему содержанию, и он счел своим долгом для утверждения в вере некоего «державного Феофила», а заодно с ним, конечно, и всех вообще христиан, написать повествование о жизни Господа Иисуса Христа, тщательно проверяя все данные со слов «очевидцев и служителей Слова». Так как сам он был, по-видимому, лишь одним из 70-ти учеников Христовых, и потому не мог быть очевидцем всех событий, а тем более не мог быть очевидцем таких событий, как Рождество Иоанна Крестителя, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, то он несомненно значительную часть содержания своего Евангелия сообщает со слов очевидцев, т.е. на основании предания (вот где выступает вся важность предания, столь решительно отвергаемого протестантами и сектантами!). При этом совершенно несомненным представляется, что первой и главной очевидицей наиболее ранних событий евангельской истории была Пресвятая Дева Мария, о которой св. Лука недаром дважды замечает, что Она хранила воспоминания обо всех этих событиях, слагая их в сердце Своем (см. Лк. 2:19, 51 ). Не может быть сомнений, что преимущество Евангелия от Луки перед всеми существовавшими до него многими другими записями, указываемое им в том, что он писал только после тщательной проверки фактов и в строгой последовательности («по порядку») принадлежит и трем другим нашим Евангелиям, ибо два из них – от Матфея и от Иоанна – написаны самими очевидцами и служителями Слова – ближайшими учениками Господа из числа 12-ти, а третье – от Марка – написано со слов тоже ближайшего ученика Господа и несомненного очевидца и близкого участника евангельских событий св. Апостола Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

И абие наутрие (немедленно поутру) совет сотвориша (составили совещание), потому что, по расчету совета в Синедрионе, медлить было нельзя; так как это было утро пятницы, кануна еврейской Пасхи, и с вечера этого дня, по закону, нужно было начинать семидневное празднование Пасхи. Ночью на пятницу Иисус Христос был взят в саду Гефсиманском и представлен на суд Синедриона в доме первосвященника Каиафы. Здесь осудили Господа на смерть, и здесь на дворе в темнице, при насмешках слуг архиерейских, Он проводил остальную часть ночи. Синедрион тем более спешил, что опасался, что в течение недели народ мог возмутиться и освободить Господа из-под стражи ( Мк.14:2 ). А между тем, по Божественным планам, в сей день долженствовал пострадать Христос-Спаситель мира, прообразом которого был агнец пасхальный. Составили совещание (совет сотвориша). Это – новое, после ночного, собрание Синедриона, для того, чтобы уже привести в исполнение постановленное в первом ночном, определение относительно Иисуса Христа ( Мк.14:53–64 ). По Евангелию св. Луки, Синедрион на этом совещании не спрашивал Иисуса Христа о том, Сын ли Он Божий, а о том, Он ли Христос? чтобы выдать Его Пилату, как народного возмутителя против власти Кесаря. На что Иисус Христос отвечал: если скажу вам это, не поверите; если же и спрошу вас о том, что могло бы вывести вас из ослепления, вы не будете отвечать Мне и, не отпустите Меня ( Лк.22:67–68 ). „Нужно полагать, пишет Иннокентий Херсон., что благомыслящие члены Синедриона или не были при настоящем решительном осуждении Господа, или вынуждены были молчать. Их честный голос только повредил бы им, ничего не сделав в пользу невинно осужденного. Касательно Иосифа Аримафейского прямо замечается в Евангелии от Луки ( Лк.23:51 ), что он не участвовал в настоящем преступном совете и беззаконном деле Синедриона“. Предали (предаша) Пилату. С тех пор, как Иудеи подпали под власть римского царя, у Синедриона отнято было право наказывать преступников смертью без утверждения римского правителя ( Ин.18:31 ). Когда судили Иисуса Христа, тогда у Иудеев правителем был Понтий, по прозванию Пилат. Он получил правление (прокураторство или игеменство) от Римского императора Тиверия в 26 г. после Рождества Христова. Прокураторы жили в Кесарии ( Деян.23:23 ), но на праздник Пасхи переселялись в Иерусалим, по случаю большого собрания народа. У еванг. Матфея тут повествуется о погибели Иуды предателя. Но это св. Марк опускает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Очередная беседа цикла, посвященного толкованию Евангелия от Матфея, объясняет слова, которыми открыто было Ангелом Господним Иосифу о приходе в мир Спасителя. Мы публикуем этот материал на Страстной неделе. Близится Крестная Жертва, и полезно еще раз вспомнить, каким было Пришествие Иисуса Христа в этот мир – Его Рождество, в котором явлено было преодоление Божественным человеческого физического естества – как прообраз грядущего преодоления смерти. Мы продолжаем изучение Евангелия от Матфея. Рассмотрев Родословие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа , переходим к описанию самого Рождества и событий, с ним связанных. Они изложены в 1-й главе Евангелия от Матфея, стихи 18–25-й. Читаем: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго» (Мф. 1: 18). Прежде всего, обратим внимание на некую двойственность повествования. В начале главы говорится: «Родословие Иисуса Христа…» (Мф.1: 1), то есть о Рождестве в общем смысле, и лишь потом в частном. Сам о Себе Сын Божий однажды сказал: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8: 58). Словами «Я есмь» Сын Божий свидетельствует о Себе Самом именно как о Предвечносущем. То есть Он именно сошел на Землю и воплотился как Богочеловек «нас ради человек и нашего ради спасения». Святитель Иоанн Златоуст: «Пусть стыдятся те, кто старается постигнуть сверхъестественное рождение!» Потрясенный этой тайной, Златоуст восклицает: «Итак, не простирайся далее, не требуй ничего больше сказанного и не спрашивай: каким образом Дух произвел Младенца от Девы? Если при естественном действии невозможно объяснить этот способ устроения, то как мы сможем объяснить его, когда чудодействовал Дух? Чтобы ты не беспокоил евангелиста и не утруждал его частыми вопросами об этом, он, назвав Совершившего это чудо (то есть Духа Святаго. – прот. О.С .), освободил себя [от всего]. Ничего больше не знаю, говорит он, а знаю только, что совершившееся совершилось силою Духа Святого. Пусть стыдятся те, кто старается постигнуть сверхъестественное рождение! Если никто не может изъяснить то рождение, которому есть тысячи свидетелей, которое предвозвещено за столько веков, которое было видимо и осязаемо, то до какой степени безумны те, кто с любопытством исследует и старается постигнуть неизреченное рождение? Ни Гавриил, ни Матфей не могли сказать ничего более, кроме того, что [Родившееся] есть от Духа; но как и каким образом [родилось] от Духа, этого никто из них не объяснил, потому что было невозможно» .

http://pravoslavie.ru/92819.html

12) Профессор М. М, Тареев. Жизнь и учение Христа. Часть первая. Философия евангельской истории (Жизнь Иисуса Христа – Слава Божия). Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1903. В XI главе названного труда, носящей заглавие: «Воскресение Христа», профессор разбирая различные взгляды, получившие известность в ученой и публицистической (отчасти) литературе на существенное значение воскресения Господа Иисуса Христа, 1192 излагает в общих существенных чертах и то воззрение по этому предмету, которое он называет безусловно и «прямо ложным” 1193 и согласно которому «Христос восстал из гроба к продолжению телесно-чувственной жизни, хотя и окруженный сиянием Божественной славы». 1194 Этот вопрос «в последнее время” «в литературе поставлен в связь с более общим вопросом об отношении современности к христианству, духа к плоти, святости к культуре”. 1195 «Стремясь к примирению современности с христианством и защищая святость плоти, надеются найти оправдание этого воззрения в евангельских фактах рождества Христова, Его преображение и (особенно) воскресения». 1196 Представителем такого воззрения, хотя еще и не доведенного до крайних выводов, был, по автору, в шестидесятых годах истекшего столетия, архимандрит Феодор Бухарев, взгляды которого вкратце и приводятся. 1197 Особенность рассуждения этого духовного публициста – «в установлении прямого соотношения между воскресшим телом Господа и душевной телесностью нашей земной жизни. 1198 В настоящее время по пути, проложенному Бухаревым, пошли еще дальше. «Ныне светские писатели нам уже говорят о святой плоти, о святом сладострастии, опираясь с той же решительностью на факты рождества Христова, Его преображения и воскресения”. 1199 Профессор здесь прежде и более всего имеет в виду Д. С. Мережковского, из которого и приводится довольно длинная выдержка. 1200 «В противоположность приведенным рассуждениям” проф. Тареев ставит своей целью «указать на неосновательность плотских выводов из истины воскресения Христова». 1201 Сущность его собственных выводов сводится к тому, что «Христос Иисус воскрес духовно». 1202 «Духовность воскресшего Христа есть именно божественная духовность. Божественный дух есть начало совершенно противоположное началу человеческому, душевно-личному, что в Св. Писании называется плотью... В качестве такого, противоположного душевно-личному, человеческому, плотскому, началу открылся дух и в воскресении Христа, откроется и в нашем грядущем воскресении по образу воскресения Христова. 1203 Наше будущее «духовное тело” «не будет иметь в себе ничего материального, если только этому слову придать реальное значение, – наша жизнь за гробом не будет иметь материального содержания”. 1204

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010