В современном церковном календаре многие праздники имеют более чем полуторатысячелетнюю давность, а некоторые, как воскресный день и день Святой Пасхи, восходят к первым дням христианства. В религиозном сознании они обычно представляются днями молитвенного воспоминания священных событий из жизни Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, прославления угодников Божиих, и в переживании этих событий нужно видеть главный смысл церковных праздников. Имея в виду осветить историю установления и значение в древней Церкви одного из великих праздников – праздника Рождества Христова, необходимо сказать, что христианская письменность I и II веков не дает никаких указаний на празднование в то время Рождества Христова. И тогда как во второй половине II века у христиан, кроме воскресного дня и праздника Пасхи, существовали уже праздники Пятидесятницы и Богоявления, день Рождества Христова был как будто забыт. Чем можно объяснить забвение дня, столь славного и важного для спасения человечества? Не подлежит сомнению, что Сама Пресвятая Дева Мария помнила ту святую ночь, когда Она родила Спасителя мира. Помнил ее и праведный Иосиф. Знали этот день также родственники Христа по плоти. Но за пределы фамильного круга этих лиц сведения о дне рождения Христа Спасителя не выходили. Даже евангелист Лука, написавший свое благовестие, как он сам говорит, «по тщательном исследовании всего сначала» ( Лк.1:1, 3 ) и пользовавшийся сообщениями очевидцев и служителей Слова ( Лк.1:2 ), не уточняет этого дня, хотя ему, как видно из его Евангелия, были хорошо известны многие хронологические данные, связанные с этим событием. Так, он сообщает, что благовещение Пресвятой Деве Марии было в шестой месяц после зачатия Иоанна Предтечи ( Лк.1:24, 26 ), что Пресвятая Дева посетила после этого праведную Елисавету и пробыла у нее около трех месяцев ( Лк.1:56 ), что Иисус Христос в восьмой день по рождении был обрезан ( Лк.2:21 ), а по исполнении дней очищения был принесен во храм ( Лк.2:22 ). Но дня рождения Христа, вокруг которого образуются все эти даты, он не упоминает. Не называет его даже тогда, когда описывает само событие Рождества Христова, хотя сообщает такие подробности, как то, что событие имело место во время переписи и что эта перепись была первой в правление Сирией Квириния ( Лк.2:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Олег Стеняев Проповедь на праздник Крещения Господня " loading="" decoding="" title=""/> Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшнее Евангельское чтение за Божественной Литургией Евангелие от Марка, первая глава, с 1го по 8ой стих, но, так как завтрашний день многие работают, мы завершим сегодняшнюю проповедь также Евангелием от Матфея 3 -я глава с 13-ого стиха и ниже. Евангелие от Марка начинается словами: “Начало Евангелия Иисуса Христа”. Сразу возникает вопрос: Почему, если говорится, что это начало Евангелия Иисуса Христа, не говорится о Рождестве Христовом, так как в других Евангелиях? Потому что само слово Евангелие означает ПРОПОВЕДЬ. Иными словами Марк как бы пишет: Начало радостной проповеди Иисуса Христа, а где это происходило — на Иордане, когда и произошло явление Христа народу. А то же Евангелие от Матфея начинается словами: “Родословие Иисуса Христа”. “Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: Вот я посылаю Ангела моего пред лицем твоим, который приготовит путь твой пред тобою, глас Вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези ему”. Ангелом называется сам Иоанн Креститель, который являлся по матери родственником Иисуса Христа и изображается с ангельскими крыльями православной традиции так, как стремительно выполнял то служение, которое поручил ему Бог и вел поистине не человеческий, а ангельский образ жизни, живя в пустыне. Поэтому далее, как объяснение: “явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для обращения грехов и выходили к нему вся страна иудейская и иерусалимляне и крестилися все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед”. Поистине это было ангельское житие Его пребывание в пустыне. Но здесь не может не смутить нас то, что проповедь произносится в пустыне. Это все равно, что если священник оставит храм и рано-рано утром пойдет на перекресток и там, осенив себя крестным знамением будет проповедовать.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-na-p...

Часть первая. Главы I-X Глава I Мф.1:1 .  Книга родства Иисуса Христа... Родословие Иисуса Христа... Под родством ( γενεσις ) здесь Иоанн Златоуст разумеет рождение, потому что слово γενεσις в общем смысле значит и рождение. А некоторые говорят, что как Христос, сверхъестественно родившийся от Девы, возобновил естественное рождение, так и евангелист возобновил естественное название рождения, называя им родство. Имя Иисус – еврейское и значит «Спаситель». «Той бо спасет, говорит (Ангел), люди Своя от грех их» ( Мф.1:21 ). А чтобы ты, при слове, обозначающем различное, не вводился в заблуждение, когда слышишь: Иисус, – так как был и другой Иисус – Навин, – то евангелист не сказал только: «Иисуса», но «Иисуса Христа», различая Этого от того. Но кто-нибудь может быть приведен в сомнение тем, что эта книга содержит не одно только рождение Иисуса Христа, но вообще Его жизнь и Домостроительство. Это сомнение мы разрешаем тем, что рождение есть глава всего Домостроительства и жизни, начало и корень нашего спасения. Возбуждает в нас великое удивление и стоит выше всякой надежды и ожидания то, что Бог становится человеком; когда же это совершилось, то все последующее идет естественно и само собою. Итак, от этой важнейшей части вся книга названа книгою родства. Таким же образом и Моисей первую свою книгу назвал книгою бытия неба и земли ( Быт.2:4 ), хотя она говорит не только о небе и земле, но и о всех творениях. Или: так как Христос родился и сверхъестественно, именно без семени и от Девы, – и по естеству, именно родился от Девы и питался сосцами, то посему евангелист сказал «родства» ( Мф.1:1 ), разумея то, что было сверхъестественно, а ниже говорит: «Иисус Христово рождество сице бе» ( Мф.1:18 ), открывая то, что было естественно. А некоторые говорили, что «родство» Иисуса – это сошествие Его в мире, именно каким образом Он явился. Мф.1:1 .  Сына Давидова, Сына Авраамля. Сына Давидова, Сына Авраамова. Сыном Давида евангелист называет Христа, а сыном Авраама – самого Давида, возводя умы слушателей к воспоминанию обетований. Некогда Бог обещал Аврааму и Давиду, что из семени их родится Христос, и так как слушателями, как мы выше сказали, были иудеи, то они знали эти обетования. Прежде евангелист поставил Давида, потому что он был у всех на устах, как великий пророк, как весьма славный царь и, притом, не слишком давно умерший. Авраам же хотя и был знаменит, как патриарх, но так как умер давно, не был в таком почтении. Хотя Бог дал обетование и тому и другому, но о том, как о древнем, молчали, а это, как новейшее, носилось у всех на устах. Посему и говорили: «не от семени ли Давидова» «и от Вифлеемския веси, идеже бе Давид, Христос приидет» ( Ин.7:42 ). Итак, никто не называл Его сыном Авраама, а все, сыном Давида. Посему начиная с того, что было известнее, восходит к тому, что было древнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Неделя святых праотец Дорогие братья и сестры! Как всегда, за две недели до Рождества Христова мы совершаем память святых праотец, т.е. всех ветхозаветных праведников, которые жили в мире до Христа. В Библии «мир» обозначается словом ОЛАМ, что можно перевести как «век». Библейский мир – это временная протяженность от мгновения творения и до последнего дня. Мир – это история. И центральным событием этого мира является Рождество Господа Иисуса Христа, к празднованию которого мы теперь приближаемся. Вся мировая история делится Рождеством на две эпохи: «До» и «После», до Рождества Христова и после Него. Нам выпало жить во вторую из них. Мы ведем счет наших лет от Рождества Христова. Рождество отмечает конец каждого года и начало следующего. Каждый первый день недельного богослужебного цикла посвящен Воскресению Спасителя. А наши годовые праздники возвращают нас к евангельским событиям, которые произошли две тысячи лет назад. И благодаря церковному календарю мы живем в присутствии этих историй, можем соотносить с ними нашу жизнь, и, более того, молитвенно литургически соприкасаться с ними. Мы живем в мире, где есть Евангелие. Нам посчастливилось (и быть может это самое большое наше счастье, о чем мы, конечно, редко задумываемся) родиться в мире, где есть Книга, в которой мы можем прочитать: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин. 14:6 ), «Я пришел, для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» ( Ин. 10:10 ), «Кто Мною войдет, тот спасется» ( Ин. 10:8 ), «Мое учение – не Мое, но пославшего Меня Отца» ( Ин. 7:16 ), «Видевший Меня – видел Отца» ( Ин. 14:9 ). У нас есть Книга, в которой нам поведана вся полнота откровения о Боге: все, что Бог хотел нам сказать, открыть о Себе, записано в Евангелии. Но этого не было у тех, кто жил до Рождества. Представим себе на секунду мир без Евангелия. Что остается? Остаются ожидания, надежды, постоянный поиск, вопрошания, но нет последнего слова. Нет тех слов, на которых может упокоиться дух человека, слов конечной истины. Из всех ветхозаветных праотец только Симеон Богоприимец, который дожил до Рождества и держал Младенца-Христа на своих руках, мог сказать Богу, что ныне Ты отпускаешь меня с миром, потому что я собственными глазами видел Твою спасительную истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Скачать epub pdf Родословие Иисуса Христа (Мф. 1:1–17) Евангелист Ветхого Завета, славный пророк Исайя, возвещая о страданиях грядущего в мир Христа, с благоговением размышляет: Кто сей грядущий Спаситель мира? Откуда и куда Он нисходит? И, пораженный мыслью о Его Божественном достоинстве, пророк восклицает: но род Его кто изъяснит? ( Ис. 53:8 ). Кто изъяснит нам, земнородным, Его предвечное рождение от Бога Отца? Оно непостижимо не только для ума человеческого, но и ангельского. И вот, сей Бог , неприступный, неизреченный, непостижимый и равный Отцу, пришел к нам на землю, не возгнушался родиться от Жены, иметь предками Давида и Авраама. Предвечный Бог рождается как человек, становится во всем, кроме греха, подобным, сродным нам Человеком, и первый евангелист Нового Завета апостол Матфей, раскрывая перед нами написанное им Евангелие, благовествует нам, что его книга есть РОДОСЛОВИЕ ИИСУСА ХРИСТА, есть свиток, в котором записаны предки по плоти, вся жизнь и деяния обетованного Мессии – СЫНА ДАВИДОВА, СЫНА АВРААМОВА. Подобно тому, как ветхозаветный бытописатель Моисей, начиная историю падшего человечества, сообщает: Вот родословие Адама ( Быт. 5:1 ), и апостол Матфей, начиная историю восстановления падшего человека, говорит: Родословие Иисуса Христа. От первого, перстного человека пошло расстройство, но вот – новый Человек, новый Адам, Господь с неба ( 1Кор. 15:47 ), Начальник нового поколения людей, рождаемых духовно и составляющих народ святой... Древнее прошло и все стало ново... Какая радость для земнородных уже в одном этом наименовании книги – Родословие Иисуса Христа! О каком родословии говоришь ты, апостол Христов? Кто и кому сроден? Бог , Творец неба и земли, преискренне приобщился нашей плоти и крови и не возгнушался назвать подобных нам людей Своими предками, а нас – братьями Своими. Это ли не радость? Это ли не благовестие? Но эта благая весть особенно была радостна для уверовавших Иудеев: они знали, что Давиду и Аврааму было обещано Богом рождение от их семени Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Частоозерье. Церковь Рождества Христова (новая). Карта и ближайшие объекты В 2001 году в селе Частоозерском была зарегистрирована православная община, открылся Христо-Рождественский приход Курганской и Шадринской епархии. В том же году администрацией Частоозерского района прихожанам был передан в бессрочную аренду старый дом, в котором до этого размещался магазин. В 2002 году здание было переоборудовано под молебный дом, где до января 2010 года проводились богослужения. 14 сентября 2007 года при большом стечении народа состоялась торжественная закладка нового здания храма. Освящал место под закладку и закладной камень с мощами священномученика Аркадия Гаряева Преосвященный Михаил, епископ Курганский и Шадринский. Проект двухэтажной церкви в византийском стиле был составлен екатеринбургским архитектором Константином Ефремовым. Строительные работы начались 7 мая 2008 года, к концу лета был устроен фундамент, начата кладка стен. В 2009 году были полностью выстроены стены двухпридельного храма и завершена внутренняя отделка нижнего придела, в котором был устроен крестильный храм в честь Крещения Господня с купелью. Освящение его великим архиерейским чином было совершено 21 января 2010 года Высокопреосвященнейшим Константином, архиепископом Курганским и Шадринским, который возглавил и первую в новом храме Божественную литургию. Для церковной колокольни в 2010 году были приобретены одиннадцать колоколов, которые освятил 7 августа этого года архиепископ Константин. К ноябрю 2010 года на здании были установлены купола и золоченые кресты. В 2011 году началась отделка внутренних помещений верхнего Христо-Рождественского придела. Был установлен каменный иконостас. Чин великого освящения Христо-Рождественского храма совершил 15 января 2012 года архиепископ Курганский и Шадринский Константин. Источник: сайт Курганской епархии Почитание праздника Рождества Христова на Руси отражалось и в храмовом строительстве. Первой церковью, выстроенной в Курганском уезде в честь Рождества Христа Спасителя, был деревянный храм слободы Царево Городище, только в 1782 г. получившей статус уездного города с именем Курган. Храм этот был возведен в 1-й половине XVIII в. и сгорел в 1763 г. На его месте к концу столетия прихожане соорудили каменный Троицкий собор с тремя престолами, один из которых в память о прежней церкви был посвящен празднику Рождества Господа нашего Иисуса Христа. По этому приделу и сам собор до начала XIX в. именовался Христо-Рождественским. Троицкая церковь до наших дней не сохранилась, она была взорвана в 1957 г.

http://sobory.ru/article/?object=25092

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Прочитав эту статью, вы узнаете про Рождество Иоанна Крестителя, его благочестивое житие и усекновение главы святого Пророка. Рождество Иоанна Предтечи — Крестителя Иисуса Христа Архиепископ Аверкий Таушев, www.days.ru Пророк Иоанн Креститель — после Девы Марии самый чтимый святой. В честь его установлены следующие праздники: 6 октября — зачатие, 7 июля — рождество, 11 сентября — усекновение главы, 20 января — Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта — первое и второе обретение его главы, 7 июня — третье обретение его главы, 25 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину (по новому стилю). Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах. Священники были разделены Давидом на 24 чреды, причем во главе одной из них был поставлен Авия. к этой чреде причислялся Захария. Жена его Елисавета происходила также из священнического рода. Хотя оба они отличались истинной праведностью, но были бездетны, а это считалось у Иудеев Божиим наказанием за грехи. Каждая чреда проходила свое служение в храме дважды в год по одной седмице, причем священники жребием распределяли между собой обязанности.

http://pravmir.ru/prorok-predtecha-i-kre...

Рождественский цикл Рождественский пост Период подготовки к Рождеству Христову, называемый Рождественским постом, начинается 15/28 ноября, за сорок дней до Рождества Христова. Точную дату появления Рождественского поста установить невозможно. На Западе первые упоминания о посте перед Рождеством относятся к V-VI векам. На Востоке сорокадневный Рождественский пост упоминается в IX веке (хотя в это время его продолжительность была еще предметом разногласий). Одной из особенностей богослужения в период Рождественского поста является то, что в некоторые дни (19, 26 и 29 ноября, 1, 2, 3, 8, 14, 16, 18 и 19 декабря) оно по своему покаянному характеру должно напоминать великопостное богослужение: в эти дни Устав предписывает читать молитву преподобного Ефрема Сирина с поклонами. Кроме того, период Рождественского поста характеризуется обилием памятей ветхозаветных праведников и пророков как провозвестников Рождества Спасителя. В течение поста совершается память пророков Авдия, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Даниила и трех отроков – Анании, Азарии и Мисаила. Рождественская тематика вводится в литургические тексты постепенно. По воскресеньям и праздникам, выпадающим на Рождественский пост, начиная с Введения во храм Пресвятой Богородицы, на утренях в качестве катавасий поются ирмосы рождественского канона «Христос раждается, славите». За шесть дней до Рождества на вечерне после стихир на «Господи, воззвах» поется стихира «Вертепе, благоукрасися, Агница бо грядет чревоносящи Христа». Предпразднство Рождества начинается за 5 дней до праздника: в эти дни рождественская тематика в богослужебных текстах становится доминирующей. Последние два воскресенья перед Рождеством носят названия «Недели святых праотец» и «Недели святых отец»: они посвящены воспоминанию о ветхозаветных праведниках, которые своим духовным и нравственным подвигом подготовили мир к пришествию Спасителя. В Неделю святых отец за литургией читается начало Евангелия от Матфея, содержащее родословную Иисуса Христа. Евангелист Матфей не случайно начинает свое повествование о Рождестве Христовом с перечисления предков Спасителя. Тем самым он показывает, что Иисус Христос был настоящим и полноценным человеком, представителем Своего народа. Он был плоть от плоти еврейского народа и вместе с тем совершенным Богом. Имена ветхозаветных праведников перечисляются в Евангелии также потому, что все они жили верой в грядущего Спасителя. Об этом говорится в словах апостола Павла, читаемых в Неделю святых отец: Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие... Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования... Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака... ( Евр. 11:8–9, 17 ). Вся жизнь праотцев, о которых упоминается в Евангелии, была пронизана верой в Бога и ожиданием Спасителя: именно в этом заключается смысл чтения родословной Иисуса Христа в воскресенье, предшествующее Рождеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Христианские праздники. Всестороннее освещение каждого из великих праздников со всем его богослужением. Книга 4 Рождество Христово Источник Содержание Событие Рождества Христова Почему при Рождестве Христовом явилась звезда? Вифлеем Внутренняя сторона события Подготовление к празднику. Пост и предпразднство. Пост Служба Рождеству Христову Литургия Антифоны Задостойник Службы попразднства История праздника     Вечнаго бо Твоего царствия безначальное, Рождеством Твоим обновимся. Тем Тебе приносим и мы паче именнаго даннословия, православнаго богатство богословия.     ЕЖЕ 1 ) ПО ПЛОТИ 2 ) РОЖДЕСТВО 3 ) ГОСПОДА БОГА 4 ) И СПАСА НАШЕГО 5 ) ИИСУСА ХРИСТА 6 ) 1 Замена греческого члена. 2 κατ (по, в отношении) σρκα. Необходимая добавка в виду предвечного рождения от Отца. 3 γννησες – рождение, произведение. 4 Усиление понятия «Господа» и точнейшее определение его. 5 Субъективное определение после предыдущего объективного. 6 Имя после предыдущих титулов. – Как видим, в самом названии праздника со всею точностью указана его сущность. Название это выработалось постепенно. Древнейшим названием Р. X., когда оно соединено было с Богоявлением §(см. «История праздника»), было ττιφν( ε) " α (Явление) или θεοφν( ε) ιο (Богоявление), также εορτ τν If ωτν (праздник Светов) или просто τ φτα (Светы). По отделении от Богоявления праздник постепенно получил название „Рождества», что по-греч. иногда выражалось τ γενθλια («относящееся к рождению») или γνναι («происхождение»; поэт, сл., в прозе поздн.; так названо P.X. в Синайском каноне IX-X в.). Постепенно вводились и другия слова в название праздника: то он называется просто: «Христа Рождество» (тот же памятник); то «св. Рождество Господа вашего Иисуса Христа» (Евергетидский устав XI в.); то «Господа нашего Иисуса Христа по плоти рождество от всенепорочной Владычицы вашей Богородицы Марии» (Устав св. Софии Kohcmahm.IX в.); то «по плоти спасительное рождество великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (Студийский славянский устав); в греческих богослуж. книгах разница с нашим названием союз «и» между «Господа и Бога». У других восточных христиан P. X. называется: у армян: «Епифания» (празднуется с Крещением 6 янв.); у несториан и сирийских монофизитов: «Рождество Господа нашего во плоти»; у коптов: «Рождество Господа нашего Иисуса Христа». (Nilles, Kalendarium manuale utriusque ecclesiae II, 559–661. 700). У латинян: Nativitas Domini(«Poждecmbo Господа»). По-французски P. Х. – Noel (испорч. Natalis, день рождения), по-английски – Christmas («Христова обедня»), по-немецки «Weihnachten» («Священные ночи»).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010