Господские праздники Рождество Христово (25 декабря) История праздника Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах праздник Рождества Христова праздновался 6 января, был известен под именем Богоявления и вначале относился собственно к Крещению Спасителя. Основная и первоначальная цель установления праздника – воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия. Но была и другая причина и цель установления праздника. Несколько раньше, чем в Православной Церкви, празднование Крещения ввели у себя еретики-гностики (евиониты, докеты, василидиане), потому что они придавали самое большое значение в жизни Спасителя Его Крещению. Так, евиониты учили, что Иисус был сын Иосифа и Пресвятой Девы Марии и что Христос соединился с Ним при Крещении; докеты признавали во Христе человеческую природу только призрачной; наконец, василидиане не признавали воплощения и учили, что «Бог послал свой Ум, первое истечение Божества, и он, как голубь, сошел во Иордане на Иисуса, Который до того был простой человек, доступный греху» ( Климент Александрийский ). Но ничто так не увлекало христиан в ересь (особенно в гностицизм), как богослужение гностиков, полное гармонических и красивых песен. Нужно было этому гностическому празднику противопоставить свой, такой же... И вот Православная Церковь установила торжественный праздник Крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая ту мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ, как Единый от Троицы, Сын Божий во плоти. Чтобы подорвать лжеумствования гностиков относительно Крещения Христова, Церковь стала присоединять к воспоминанию Крещения воспоминание и Рождества Христова. И, таким образом, в IV веке по всему Востоку Крещение и Рождество праздновались в один день, а именно 6 января, под общим названием Богоявления. Первоначальным основанием для празднования Рождества Христова 6 января (как и Крещения) служило не историческое соответствие этого числа с днем рождения Господа Иисуса Христа, который и в древности в точности не был известен, а таинственное понимание соотношения между первым и Вторым Адамом , между виновником греха и смерти и Начальником жизни и спасения. Второй Адам – Христос, по таинственному созерцанию древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам – в шестой, которому соответствовало 6 января, первого месяца года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя 7 января, 2014. Новостная служба Пусть Господь, родившийся в вифлеемской пещере, прикоснется к каждому из нас силой Своей благодати, дабы мы могли обрести радостный мир в этой жизни и спасение в жизни вечной. В ночь с 6 на 7 января 2014 года, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы Рождественские богослужения — великое повечерие, утреню и Божественную литургию. 7 января, ПРАВМИР. Перед началом богослужений Святейший Владыка с амвона обратился к пастве со словом, посвященным празднику Рождества и принесению в Русскую Православную Церковь Даров волхвов — одной из немногих реликвий, связанных с земной жизнью Спасителя. Приняв святыню, под пение хором тропаря Рождеству Христову Святейший Патриарх Кирилл прошел на середину храма и поставил ковчег с Дарами волхвов на уготованном месте. За Рождественскими богослужениями Его Святейшеству сослужили: архиепископ Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Подольский Тихон, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; схиархимандрит Илий (Ноздрин); архимандрит Парфений (Мурелатос), настоятель монастыря святого Павла на Святой Горе Афон; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; насельники афонской обители святого Павла в священном сане; клирики Храма Христа Спасителя и духовенство Москвы. Среди молившихся за ночным богослужением в Храме Христа Спасителя был председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев с супругой. За богослужением пел хор кафедрального соборного Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).

http://pravmir.ru/v-prazdnik-rozhdestva-...

Общественное служение Иисуса Христа после крещения и искушения Его в пустыне до первой Пасхи О наружном виде Иисуса Христа «Христианское чтение», 1838 Евангелисты, описывая жизнь Иисуса Христа, касаются иногда самых частных ее обстоятельств, но ничего ясного не говорят о наружном виде и лице Его. И неудивительно: они так были проникнуты мыслью, что их Учитель есть Мессия и Бог, что не обращали внимания на человеческий Его вид, когда писали Евангелия. Но если евангелисты ничего не сказали нам о внешнем виде и чертах лица Иисусова, то неужели первенствующие христиане, не имевшие счастья видеть Христа лицом к лицу, не имели любопытства знать от очевидцев, какой вид имел Тот, в Которого они, не видя, веруют и Которого, не видя, любят всей душою? Согласно ли это с настроением души любящей? Нет, и должно допустить, что первые христиане, не видевшие Господа, со всею заботливостью расспрашивали апостолов и прочих очевидцев о лице и всем виде Его, а сии, без сомнения, со всею готовностью и подробностью отвечали на их вопросы; ибо любовь любит говорить о Возлюбленном, и таким образом предание, переходя из уст в уста, могло сохранить если не полный или совершенный в целом, то более или менее близкий к истине очерк и лица Христова, по крайней мере, в главных чертах Его. А есть ли хотя бы предания? Есть. В письме, приписываемом святому Иоанну Дамаскину , богослову и писателю VIII века, к Феофилу императору, о святых и честных иконах, пишется, между прочим, что святой равноапостольный царь Константин повелел в церквах начертать живыми красками рождество Спасителя в городе Вифлееме, поклонение пастырей, приветствие и дары волхвов, течение звезды, праведного Симеона Богоприимца, Иоанна, преподающего крещение, неслыханные и Божественные чудеса, славное и животворящее воскресение, наконец, и чудеса, соделанные апостолами. Потом, сказав, что Единородный, Слово Божие и Бог наш, соделавшись человеком от Святой Девы и Богородицы Марии, непреложно и неизменно, вместе с плотию и кровию имел душу разумную, был ростом в три почти локтя, носил дебелую плоть, имел вид, подобный нашему, очень многими чертами походил на Матерь Свою и представлял в Себе образ Адама, писатель присовокупляет, что тот же император Константин позаботился изобразить Христа в таком виде, в каком Он представлен древними историками: рост высокий, брови нахмуренные, нос правильный, волосы кудрявые, стан несколько согбенный, вид благообразный, борода черная, лицо пшеничного цвета, подобно как у Матери, персты долгие, голос звучный, речь сладкая, весьма приветливый, кроткий, великодушный, терпеливый; в таких черта представляется Богочеловеческий вид Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Архив Пн В праздник Рождества Христова Святейший Патриарх Кирилл посетил Научно-практический центр медицинской помощи детям Департамента здравоохранения г. Москвы 7 января 2012 г. 22:42 7 января 2012 года, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Научно-практический центр медицинской помощи детям Департамента здравоохранения г. Москвы. У главного входа в медицинское учреждение Его Святейшество встречали: первый заместитель руководителя Департамента здравоохранения г. Москвы Н.Ф. Плавунов; директор центра А.Г. Притыко; благочинный храмов Михайловского округа г. Москвы протоиерей Георгий Студенов; ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев ; председатель Комиссии по социальному служению при Епархиальном совете г. Москвы священник Михаил Потокин; куратор центра священник Михаил Колюпанов; представители муниципальной власти. В главном холле медцентра Предстоятель обратился со словом к юным пациентам, их родителям и медикам: «Праздник Рождества Христова приближает нас к Господу. Люди испытывают особые чувства — сегодня в храме это было особенно заметно. Просветленные, радостные лица и у пожилых, и у молодых, и детей, потому что Господь являет нам знаки Своего присутствия. Он дает нам Свою благодать, которую мы ощущаем не разумом, а сердцем. Вне зависимости от того, в каком мы состоянии — здоровы, или не очень здоровы, или больны, — Господь присутствует в нашей жизни, и каждого ведет своим путем. Вот для того чтобы опираться на помощь Божию, нужно чувствовать, что ты в контакте с Ним. Чтобы замкнуть контакт в электрической цепи, что нужно сделать? Выключатель включить. Точно так же и в наших отношениях с Богом: для того чтобы цепь замкнулась, мы выключатель должны включить. Этим выключателем является наша вера. Когда вера сильная, то и связь с Богом прочная: тогда Он слышит нашу молитву и в самых трудных обстоятельствах протягивает руку помощи». Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил отделения нейроонкологии и нейрохирургии, а также палаты паллиативного отделения. Предстоятель лично поздравил и благословил детей, вручил им подарки и обратился со словами утешения к родителям.

http://patriarchia.ru/db/text/1930985.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Чин Пассии Каждое великопостное воскресенье вечером (а в некоторых храмах — по пятницам) положено служить чин пассии — особое Богослужение о крестных страданиях Иисуса Христа. Во время этой службы, когда перед нашим мысленным взором возникают гнусные и страшные образы богоубийц, первосвященников, книжников и старейшин иудейских, становится страшно. Следует всей душой отвернуться от самого гнусного и самого невыносимого для сердца человеческого окаянного предательства Господа Иисуса Его собственным учеником. Как это ужасно! Как это потрясающе! Апостол предает на смерть своего Господа. Безусловно, друзья, вы не раз задумывались над тем, почему Христос, всезнающий Бог, избрал Иуду в число Своих двенадцати Апостолов? Евангелие открывает нам, что Христос знал, что это за человек, что он предаст Его. Но это было необходимо. Такова была воля Божия. За тысячу лет до Рождества Христова в 68 Псалме Пророк Давид предсказал об Иуде: «…да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем» и «…достоинство его да приимет другой…» ( Деян.1:20 ), а в другом псалме от лица Иисуса Давид говорит: «Даже человек… который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» ( Пс. 40:10 ). Еще в предвечном совете Живоначальной Троицы было предопределено все свершившееся в жизни Спасителя. Изумляющее своей любовью Божественное решение! Любовь, да, любовь к погибающему роду человеческому заранее предрешила, что второе лицо Живоначальной Троицы — Иисус сойдет на землю, Своей проповедью и страданиями на Кресте спасет погибающий род человеческий. И все это предвестили за сотни и тысячи лет святые пророки. Пророк Исаия за 700 лет до Рождества Христова с изумительными подробностями описал голгофские страдания Иисуса. Создается впечатление, будто он сам присутствовал при совершившихся садистских делах римских воинов и иудейских первосвященников. Итак! Предательство Иуды, как и все на земле дела Христовы, было предопределено у Господа еще до сотворения мира. Потрясающие слова о предателе произнес Спаситель на Тайной Вечере: «…истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня …но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было этому человеку не родиться…» ( Мф.26:21-24 ), так страшен грех его.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

поиск:   разделы   рассылка Рождественское послание Преосвященнейшего Феофилакта, епископа Смоленского и Вяземского, клиру, монашествующим и мирянам Смоленской епархии Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас со светлым праздником Рождества Христова и Новолетием! Рождество Господа и Спасителя Иисуса Христа явилось для всего человечества светлым и радостным событием, исполнившим божественное обетование о спасении. Богомладенец, пришедший на землю, по слову Своего Предтечи Иоанна, как Агнец Божий, взял на себя грехи всего мира (Ин. 1:29) и через это даровал каждому из нас возможность соединиться с Творцом и войти в Его благодатное Царство. Совершая праздник Рождества Христова, мы прославляем воплощение Сына Божия, разрушившего возникшее вследствие грехопадения средостение между Богом и человеком. Своим рождением Спаситель совершил обновление всех нас – мы более не мертвы духовно, но живы всеукрепляющей благодатию Божией, соделавшей нас во Христе новым творением. Это великое чудо совершает любовь рождшегося ныне Господа Иисуса Христа, победившего Своим смирением и кротостью гордость и злобу века сего. Пришествие в мир Спасителя сделало для нас возможным таинственный переход от смерти к жизни, от тьмы к свету, от земли к небу. И этот переход открывается для нас уже в нынешней – временной жизни, если мы в своем земном странствовании через молитву и смиренное принятие воли Божией, через дела милосердия и служения ближним стремимся к соединению со Христом. Свидетельство Божественного Откровения о том, что " Бог есть любовь " (1 Ин. 4:8) – это величайший дар воплотившегося Сына Божия всему человеческому роду. Любовь Божия преображает, очищает и освящает всё вокруг нас. И все мы, исполняя заповедь Спасителя о жертвенном и самоотверженном отношении к людям, можем приобщиться этой Божественной любви, способной изменить нашу жизнь к лучшему. Праздник Рождества Христова каждый раз с новой силой возгревает в нас веру, надежду и любовь. Ведь Боговоплощение – это " великая благочестия тайна " (1 Тим. 3:16), открывшая нам путь к торжеству добра и правды. Принимая Христа, мы становимся причастниками Его благодати, силы, истины и любви.

http://religare.ru/2_82378.html

Рождественское послание Святейшего Патриарха Румынского Даниила Благодать, милость и мир вам от Господа Христа, и от нас отеческое благословение! Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума… Тропарь Рождества Христова Преподобные и благочестивые отцы, возлюбленные о Господе братья и сестры! Евангелие вечерни праздника Рождества Христова (см.: Лк. 2: 1–20) говорит нам, что весть о Рождестве Христа, возвещенная ангелом Господним пастухам из Вифлеема, сопровождалась славой Господней, которая осияла пастухов, когда ангел Господень стоял рядом с ними. Итак, весть о Рождестве Господнем передается внезапно через слово небесное и видение небесное; Бог Слово, невидимый плотскими очами, непознаваемый умом, неосязаемый руками, делается Человеком, Которого видят глаза, слышат уши, понимает ум и осязают руки. Для чего это? Для того чтобы даровать нам, людям ограниченным и смертным, славу Его безграничную и вечную. Чтобы возвести нас в Его святость, – нас, впадших в грех. Чтобы даровать нам жизнь вечную, – нам, смертным. Чтобы научить нас смиренному послушанию и благодарности Богу, – нас, непослушных и неблагодарных. Правитель мира, всемогущий и прославляемый ангелами, сделался Человеком бедным и смиренным слугой, чтобы освободить нас от рабства желания материальных благ, и от тирании гордости, и от пустой славы. Святое Евангелие от Матфея (см.: 2: 1–12), читаемое во время рождественской литургии, говорит нам о том, как Спасителя Иисуса Христа, рожденного в Вифлеемской пещере, почитают три мудреца, три волхва с Востока. Путь волхвам указывает чудесная необычная звезда, которая приводит их в Иудею, в Вифлеем. Евангелие также рассказывает нам о встрече этих трех волхвов с царем Иродом, который, услышав, что волхвы с Востока прибыли поклониться новому, рожденному недавно Царю, пришел в волнение, как и весь Иерусалим. Эта тревога Ирода достигла своего апогея в избиении 14 тысяч младенцев в Вифлееме и его окрестностях, совершенном с намерением убить новорожденного Младенца Иисуса. Но все, что написано в Святом Евангелии о Рождестве Спасителя Иисуса Христа, имеет и духовное значение.

http://pravoslavie.ru/33434.html

Поучение на неделю пред Рождеством Христовым и на день представления святого Петра, Митрополита Российского, Чудотворца («Родословие Иисуса Христа» (Мф. 1:1). «И иная книга раскрыта, которая есть книга жизни» (Откр. 20:12)) В настоящий день недельный пришли сюда в церковь два учителя с двумя книгами, чтобы поучить нас, слушатели мои возлюбленные! Два учителя: один вселенский – святой евангелист Матфей, другой всероссийский – святой Петр, митрополит и чудотворец Московский. Оба раскрыли свои книги на пользу нашу: вселенский учитель, святой Матфей, раскрыл книгу рождения человеческого: «Авраам родил, Исаак родил, Иаков родил», – и прочее. Учитель же всероссийский, святой Петр, разогнул книгу смерти человеческой, ибо в этот день составил нам празднество своего преставления. Это есть также книга родства, ибо временная смерть, или блаженная кончина, родила преподобному жизнь вечную. Пусть каждый читает ту книгу, какую хочет, я же прочитаю отчасти ту и другую. Какие же слова мне прочесть в них? Прочту следующие: в книге рождения человеческого я прочитаю слово о суете временной и смертной жизни сей, а в книге смерти человеческой прочитаю слово о блаженстве небесной бессмертной жизни, которое получил святой Петр после своей кончины. И прочитаю не только для себя, но чтобы слышали и получили пользу все, «при Господнем содействии и подкреплении слова». Любовь же вашу прошу внимательно послушать. «Родословная» В Родословной Иисуса Христа мы имеем две части: первую о праотцах, из племени которых родился Христос, и другую о Приснодеве Матери, от Которой Христос родился. Род Христов, идущий от племени праотцев, исследован, рассказан и описан, рождение же Христа от девствующей Матери неисследуемо, несказанно, доныне пребывает неописанным и вовеки будет непостижимым. Именно о нем сказал пророк: «Род же Его кто изъяснит?» ( Ис. 53:8 ). Эту вторую часть мы отложим до наступающего праздника Рождества Христова, первую же рассмотрим ныне. Вникая в эти слова первой главы книги родства Иисуса Христа, мы можем найти в них нечто сокровенное, могущее поучать и быть полезным для нас, но не всем известное. Кто, слушая одни только читаемые в ней имена, подумает, что получит от них какую-либо пользу для себя? Но он получит ее, если поищет с прилежанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Программа, или общий перечень подробного сравнительного обзора Четвероевангелия §§ Содержание §§ или статей Главы и стихи Евангелистов Матфея Иоанна I. Евангелие о пришествии в мир Христа Спасителя Предисловие Евангелия. Достоверность и цель Евангельской истории Достоверность и цель Евангельской истории 1, 1–4. (20, 31.) Предвечное рождение и воплощение Сына Божия 1, 1–18 Зачатие Иоанна Предтечи 1, 5–25 Благовещение Пресвятой Богородицы 1, 26–38 Свидание Пресвятой Девы с Елисаветою 1, 39–56 Рождение Иоанна Предтечи 1, 57–80 Родословие Иисуса Христа 1, 1–17 3, 23–37 Открытие Иосифу тайны воплощения 1, 18–25 Рождество Христово (1:18–25) 2, 1–21 Поклонение волхвов 2, 1–12 Сретение Господне 2, 22–38 Бегство в Египет, и возвращение в Назарет 2, 13–23 (2:39) Отрочество Иисуса Христа 2, 40–52 II . Евангелие об общественном служении роду человеческому Господа Иисуса Христа А. Вступление в служение искупления, и дела Христовы до первой Пасхи Иоанн Предтеча в пустыне 3, 1–12 3, 1–18 Крещение Господне 3, 13–17 1, 9–11 3, 21–23 Сорокодневный пост и искушение 4, 1–11 1, 12–13 4, 1–13 Второе свидетельство Иоанна о Иисусе Христе 1, 19–34 Первые ученики Христовы 1, 35–51 Первое чудо на браке в Кане 2, 1–11 Б. Дела Христовы от первой Пасхи до второй Первая Пасха. Очищение храма 2, 12–23 Беседа с Никодимом 3, 1–21 Третье и последнее свидетельство о Иисусе Христе Иоанна Крестителя 3, 22–36 Заключение Иоанна Крестителя в темницу 14, 3–5 6, 17–20 3, 19–20 Отшествие Иисуса Христа из Иудеи в Галилею (чрез Самарию); и беседа Его с Самарянкой Прибытие в Галилею, и второе чудо в Кане – исцеление сына Капернаумского царедворца 4, 13–17 1, 14–15 4, 14–15 4, 43–54 46–54 Призвание к апостольству Петра и Андрея, Иакова и Иоанна 4, 18–22 1, 16–20 5, 1–11 Вшествие в Капернаум; учение в синагоге, и изгнание духа нечистого 4, 13–16 1, 21– —21—28 4, 31– —31—37 Исцеление тещи Симоновой и всех Капернаумовских больных 8, 14–17 1, 29–31 4, 38–41 Исшествие из Капернаума и первое прохождение Галилеи 1, 33–34

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Закрыть itemscope itemtype="" > Крещение Господне 19.01.2009 431 Время на чтение 5 минут Как и к празднику Рождества, Церковь заранее начинает готовить верующих к празднику Крещения Господня. И тем радостнее само торжество. Что же произошло при Крещении Господа? Самое главное — это явление Пресвятой Троицы. Именно поэтому праздник также называется Богоявлением. Как и к празднику Рождества, Церковь заранее начинает готовить верующих к празднику Крещения Господня. И тем радостнее само торжество. Подготовка к празднику и Сочельник Четыре дня перед Крещением целиком посвящены приготовлению к этому празднику. В церковных песнопениях этих дней прежде всего обращается внимание на преемственность Рождества Христова и Крещения Господня, которые до середины IV века праздновались в один день — 6 января (по старому стилю). Оканчивая предпразднование Крещения, Церковь особенно подчеркивает связь этого события не только с Рождеством, но и с Воскресением Господним: «Со Мною кто в Крещении, тот и славы Воскресения со Мной насладится», — обещает Христос словами богослужения. Неоднократно говорится о том, что Христос — свет, просвещающий бывших во тьме. Этим свидетельствуется, что Крещение Господне есть начало явления Божественного света в мире. Об этом говорят и древние названия праздника: Просвещение, праздник Светов. Об этом говорят и церковные песнопения, например: «Явился еси днесь (сегодня) вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас (открылся в нас)…» В день перед самым Крещением — Крещенский Сочельник — богослужение во всем подобно Рождественскому Сочельнику. Кроме прочего, сходно в этих службах обилие ветхозаветных отрывков — здесь их даже не 8, как под Рождество, а 13. Кроме того, о Рождественском Сочельнике напоминает и предписание строгого поста в этот день — это первый постный день после праздника Рождества Христова, так во все время Святок Церковь ради великой радости не только не предписывает, но и отменяет все посты. Начало Евангелия — Иордан Что же произошло при Крещении Господа? Самое главное — это явление Пресвятой Троицы. Именно поэтому праздник также называется Богоявлением. Бог Отец свидетельствует с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Бог Сын принимает крещение по Своей человеческой природе; Дух Святой в виде голубя нисходит на Него. Этим утверждается вера в Божественную Троицу и вера в Божество Иисуса Христа. «Богоявления время, Христос явися нам во Иордане реке», — поют в храме.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010