Народу предоставлено было полное право выбирать подсудимого), КОТОРОГО ХОТЕЛИ . У Пилата явилась мысль: воспользоваться этим обычаем, чтобы освободить Иисуса Христа. БЫЛ ТОГДА У НИХ ИЗВЕСТНЫЙ своими преступлениями УЗНИК , НАЗЫВАЕМЫЙ ВАРАВВА . Это был разбойник, заключенный в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство вместе с другими мятежниками. И вот, наряду с этим-то убийцей Пилат и поставил нашего Господа: «Неужели, – думал он, – Иудеи предпочтут Иисусу возмутителя и убийцу?» ИТАК , КОГДА СОБРАЛИСЬ ОНИ , СКАЗАЛ ИМ ПИЛАТ: я знаю, что по обычаю надобно для праздника освободить одного узника; слышу, что вы хотите просить свободы Варавве. Не препятствую, но предлагаю на выбор и Другого: КОГО ХОТИТЕ , ЧТОБЫ Я ОТПУСТИЛ ВАМ: ВАРАВВУ, ИЛИ ИИСУСА , НАЗЫВАЕМОГО ХРИСТОМ , Царя Иудейского? «Если не хотите отпустить Его как невинного, – говорит святитель Златоуст, – то отпустите хотя бы как виновного – ради праздника». ИБО ЗНАЛ , – замечает святой евангелист, –  ЧТО ПРЕДАЛИ ЕГО ИЗ ЗАВИСТИ . «Видишь ли, – говорит святитель Златоуст, – извращение порядка? Обычай был такой, чтобы народ просил об осужденных, а игемон должен был отпускать. Теперь же делается наоборот: игемон требует этого от народа, и однако они не укрощаются, а еще более свирепеют, подымают крик, неистовствуют от зависти»... И таким-то людям Пилат предлагает делать выбор между Вараввой и Иисусом Христом, отказываясь сам решить это дело: где же правосудие, которым так хвалились древние Римляне? По всему видно, что Пилат скоро будет другом и Каиафе, как он уже подружился с Иродом! Так все грешники соединяются против Иисуса Христа: злобные лицемеры и безстыдные саддукеи, образованные книжники и необразованная чернь, воины и слуги, знатные люди и народная толпа... Называя Иисуса Христом, Царем Иудейским, Пилат, может быть, хотел образумить Иудеев: честь народная требовала дать свободу и жизнь тому Человеку, все преступление Которого состояло в наименовании Царем Иудейским. Пилат не сообразил того, что враги Господа могли толковать его слова так, как бы он смеялся над народом, испрашивая свободы для Царя Иудейского... В то время, когда Пилат таким образом уже склонялся на сторону врагов Иисуса Христа, он получил особое предостережение не делать зла неповинному Узнику. МЕЖДУ ТЕМ , КАК СИДЕЛ ОН НА СУДЕЙСКОМ МЕСТЕ , ЖЕНА ЕГО , имя которой было, по преданию, Клавдия Прокула, ПОСЛАЛА ЕМУ СКАЗАТЬ: НЕ ДЕЛАЙ НИЧЕГО ПРАВЕДНИКУ ТОМУ , ПОТОМУ ЧТО Я НЫНЕ ВО СНЕ МНОГО ПОСТРАДАЛА ЗА НЕГО .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Скачать epub pdf Глава 16. Святые иконы в первом столетии по Рождестве Христовом. Нерукотворенный образ Спасителя На восток от Иерусалима в Малой Азии, между реками Тигром и Евфратом, стоит город Орфа. В древности он назывался Едессою и был столицею небольшого государства Осроены. Во дни земной жизни господа нашего Иисуса Христа Авгарь 27 или князь этой страны, по имени Ухомо, поражен был неизлечимою страшною болезнию – проказою. Узнав о чудесах Иисуса Христа, он просил Его письмом, посланным с Ананею, посетить его и исцелить от болезни. Спаситель, взяв плат, отерся им, изобразил при этом на нем лик Свой и послал его к едесскому князю, обещая совершенно исцелить его после через одного из Своих учеников. Князь с благоговением принял святой образ Господа, поклонился ему, облобызал его и почувствовал большое облегчение от болезни. По вознесении Господа, святой Фаддей, один из 70 апостолов, пришел к Авгарю и совершенно исцелил его от болезни. Князь поместил святой убрус в стене города над главными вратами его. Святой образ прославился великими чудесами и многие христиане из отдаленных стран стали путешествовать в Едессу для поклонения этой святыне. В седьмом столетии по Рождестве Христовом Осроеною завладели арабы – мусульмане, но не препятствовали христианам путешествовать для поклонения святому образу. В десятом веке греческий император Роман 1-й возымел пламенное желание перенести эту святыню в столицу свою – Константинополь. Но арабский эмир не соглашался отдать ее; тогда греческие войска, опустошив окрестные места Едессы,, осадили и стеснили этот город. Мусульмане выдали святой убрус посольству императора. Это было в 944 году по Р. X. Во время перенесения святого образа к Царьграду совершались чудеса и многие больные получили от него исцеления. Святыня прибыла в столицу греческой империи ко дню Успения Богоматери. На другой день сего праздника, в 16 день месяце августа, после крестного хода, весьма торжественно императорскою фамилией, священноначалием и народом совершенного в столице и по суше и по морю, святой образ поставлен в храме фаросском. Во время этого крестного хода, как говорит писатель, несомненно современный событию 28 , «один расслабленный, издавна страдавший ногами, опираясь на своих слуг, приподнялся немного, чтобы увидеть божественную икону, и лишь только увидел, тотчас же почувствовал крепость в ногах, сам собою пробежал и, лобызая кивот, велегласно прославил Бога и перед всеми исповедал чудо, над ним совершившееся». С сего времени установлено совершать празднование нерукотворенному образу Спасителя в 16-й день месяца августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > 7 января – Рождество Спасителя в Вифлееме и рождение Империи в Риме 09.01.2014 420 Время на чтение 4 минуты 7 января мы празднуем величайший из двунадесятых праздников – Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Одновременно и в связи Рождеством, хотелось бы высказать мысль о теснейшей связи судеб Римской империи с Церковью. Поскольку Христос, по свидетельству евангелиста Луки, записался в Римскую власть, т.е. объявил Себя подданным Римской империи, божественная благодать через Христа перешла на Рим, превратив его в мистический образ неразрушимого христианского Царства. «Инако же Ромеиское Царьство неразрушимо, яко Господь в Римскую власть написася», — утверждает, например, старец Филофей. Евангелие от Луки сообщает нам: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2: 1-7). Таким образом, Святое Семейство, Иосиф и Мария, жившие в Назарете, оказались в Вифлееме, подчиняясь указу императора Августа о переписи населения всей Римской империи, причем перепись происходила по городам и весям рождения людей. Вифлеем был родным городом Иосифа и потому, согласно пророчествам, Господь Иисус Христос родился в Вифлееме. Евангельский сюжет еще раз подтверждает и усиливает тезис о божественном происхождении Римской империи, пространства которой стали первоначальными пространствами христианской проповеди и царство римлян в силу этого стало священным. Важно и то, что Империя совпадает по времени с приходом Спасителя на землю. Общепризнанно, 27 год до Р.Х. считается годом основания Римской Империи, со времени императора Октавиана Августа. И в это государство, являющееся идеалом своего времени, в этот мир явился Спаситель для того, чтобы свет христианства проник не только в каждую частную душу, но и переродил само общество.

http://ruskline.ru/special_opinion/7_yan...

Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 25 декабря/7 января Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение . Лк.2:14 Ночь... Тихая, безмятежная, благодатная, неповторяемая ночь. Иерусалим, Вифлеем и их окрестности – все объято крепким сном. Только пастухи не спят, привычно охраняя свои стада в поле. Ни одним звуком не нарушается торжественная ночная тишина. Даже стада бессловесных животных – и те, казалось, застыли в своей неподвижности и насторожились. Вся природа как бы замерла в ожидании чего–то необычного, величественного, чудесного. И вот до слуха пастухов из глубины небес доносится чудное пение: Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение. Это святые Ангелы Божии слетели с небесных высот на землю и прославляют родившегося от Пречистые Девы Марии Спасителя мира. Пораженные чудесным пением, пастухи получают от Ангела весть о рождении Божественного Младенца в знакомом для них вертепе, приходят туда, находят Его лежащим в яслях и поклоняются Ему. На поклонение Ему пришли из далекой Персии мудрые волхвы и принесли в дар новорожденному Младенцу золото, ладан и смирну. Чудесная звезда привела их: «И се, звезда, юже видеша на востоце, идяше пред ними, дóндеже пришедши ста верху, идеже бе Отроча» ( Мф.2:9 ). О Вифлеемская звезда! Не для одних только волхвов стала ты звездой путеводною, но и для всех нас, верующих во Христа, – для всех, кто подобно волхвам пришел сюда, чтобы поклониться родившемуся Младенцу Иисусу. Богатые дары принесли Ему волхвы, а что мы можем принести Ему в дар и можем ли? Да, можем. И не только можем принести Ему духовные дары – молитву и славословие, но и дары вещественные, дары милосердия. Его, Божественного Младенца, нет с нами телесно, но с нами Его братья, о которых Он Сам говорит: «Понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» ( Мф.25:40 ). Кто же эти братья Христовы? Все нуждающиеся, обездоленные, все голодные, больные, отверженные, бесприютные и из них, прежде всего, малые дети.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Слово Святейшего Патриарха Алексия на открытии XV Рождественских образовательных чтений 29 2007 р. 11:28 29 января, в Кремлевском дворце съездов состоялось открытие XV Международных Рождественских образовательных чтений. С приветственным словом к участникам Чтений обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, Многоуважаемые Представители Государственной власти, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствуем участников XV Рождественских образовательных чтений и поздравляем с минувшими Великими праздниками, к которым приурочено проведение настоящего форума — Рождеством Бога и Спасителя мира Иисуса Христа и Крещением Господним. В этом году проходят пятнадцатые Рождественские образовательные чтения, которые стали традиционным общественно-церковным форумом, собирающим для обсуждения важнейших тем духовно-нравственного развития общества и проблем современного образования широкий круг лиц из разных уголков нашего Отечества, ближнего и дальнего зарубежья. Рождественские чтения зародились в начале нового исторического периода бытия Русской Церкви, периода приобретения свободы, в том числе свободы проповеди веры. Именно благодаря Чтениям началось широкое обсуждение с представителями науки, педагогическими коллективами, общественными организациями, силовыми структурами актуальных проблем духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Минувшие годы продемонстрировали общественную значимость данного форума, показателем чего является постоянное увеличение числа людей, участвующих в его работе. Если на Первых Чтениях, прошедших в 1992 году, присутствовало всего несколько сотен человек, то в прошлом году число участников превысило 12 тысяч, было прочитано более тысячи докладов. Таким образом, Рождественские чтения можно назвать крупнейшим ежегодным образовательным форумом, проводимым в России. Последнее десятилетие прошедшего века и первые годы нынешнего XXI столетия ознаменовались всесторонним возрождением Русской Православной Церкви, ожили сокрытые до времени внутренние силы верующего народа, по всей Руси вновь открылись тысячи храмов и сотни монастырей.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204391...

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии XV Международных Рождественских образовательных чтениях Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствуем участников XV Рождественских образовательных чтений и поздравляем с минувшими Великими праздниками, к которым приурочено проведение настоящего форума - Рождеством Бога и Спасителя мира Иисуса Христа и Крещением Господним. В этом году проходят пятнадцатые Рождественские образовательные чтения, которые стали традиционным общественно-церковным форумом, собирающим для обсуждения важнейших тем духовно-нравственного развития общества и проблем современного образования широкий круг лиц из разных уголков нашего Отечества, ближнего и дальнего зарубежья. Рождественские чтения зародились в начале нового исторического периода бытия Русской Церкви: периода приобретения свободы, в том числе свободы проповеди веры. Именно с чтений началось широкое обсуждение с представителями науки, педагогическими коллективами, общественными организациями, силовыми структурами актуальных проблем духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Минувшие годы продемонстрировали общественную значимость данного форума, показателем чего является постоянное увеличение числа людей, участвующих в его работе. Если на Первых Чтениях, прошедших в 1992 году, присутствовало всего несколько сотен человек, то в прошлом году число участников превысило 12 тысяч, было прочитано более тысячи докладов. Таким образом, Рождественские чтения можно назвать крупнейшим ежегодным образовательным форумом, проводимым в России. Последнее десятилетие прошедшего века и первые годы нынешнего XXI столетия ознаменовались всесторонним возрождением Русской Православной Церкви, ожили сокрытые до времени внутренние силы верующего народа, по всей Руси вновь открылись тысячи храмов и сотни монастырей. В настоящее время гораздо больше людей, особенно молодых и среднего возраста стало приходить в храмы. По данным исследований, за последние два десятилетия верующий человек в России помолодел почти на 20 лет. Если в середине 80-х годов средний возраст верующих был равен 62-63 годам, то сейчас 44-45. Вера стала действительно немаловажной составляющей жизни десятков миллионов россиян.

http://pravoslavie.ru/news/20575.htm

иером. Макарий Симонопетрский Рождество по плоти Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 681 Когда первый римский император Октавиан Август (30 до Р.Х.–14 по Р.Х.) 682 , находясь на вершине могущества и подчинив Риму почти все народы известного тогда мира, решил провести перепись своих подданных, он невольно явился орудием в руках Божественного Провидения, исполнившего через него Свой великий замысел. Ведь объединив в границах своей огромной державы множество народов, весьма различных по обычаям и языку, император, сам того не ведая, приготовлял их к принятию благовестия о Триедином Боге и открывал путь ко всемирному шествию Евангельской вести, согласно обетованию Божию: Дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе ( Пс 2,8 ). Эта первая в истории западного мира перепись пророческим образом знаменовала написание имен избранных в книге жизни (ср.: Фил 4,3 ; Откр 21,27 ) и конечное исчезновение многобожия 683 . Помимо того, императорский указ, объявленный в Палестине во время правления в Сирии наместника Квирина, послужил во исполнение пророчества о том, что Мессия родится в колене Иудином, в Вифлееме, родном городе царя Давида (см.: Мих 3, 2 ), поскольку Иосифу, который жил тогда в Назарете Галилейском, пришлось направиться в Вифлеем, на родину своих отцов, для того чтобы там быть внесенным в перепись. Туда же вместе с ним отправилась и Пресвятая Дева Мария, почитавшаяся в глазах людей его женой и готовившаяся вскоре произвести на свет дитя. Придя в Вифлеем, они увидели, что число людей, прибывших для переписи из самых разных мест, весьма велико и места в гостинице нет. Им пришлось располагаться на ночлег за городскими воротами, в пещере, служившей стойлом для домашних животных. В ту же ночь Деве Марии пришла пора родить. Иосиф, как мог, устроил ее на мягкой соломе, возле стоявших тут же осла и вола, а сам поспешил отправиться на поиски повивальной бабки 684 . По пути он заметил, что вся природа внезапно будто замерла, как бы погрузившись в оцепенение: летящие птицы застыли в воздухе, люди и животные прекратили движение, даже течение вод остановилось. Бесконечный ход вещей и событий, влекущий все сущее от рождения к смерти и замыкающий его в своем суетном вращении (ср.: Пс 38, 6–7; 102, 13 ; Еккл 1 и сл.; Ис 40, 6 ), вдруг будто бы приостановился, ибо в эту самую минуту в поток времен нисходила Вечность: Предвечный Бог являлся миру в облике новорожденного Младенца, и вместе с Ним рождалось новое измерение времени и всей человеческой истории. На короткое время прервав привычный бег, время тут же возобновило свой обычный ход, а вместе с ним и все сущее в мире вернулось в обычное русло.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ныне обветшавшему моему естеству обновление приходит, исцеляется язва Адамова злонравия. Ныне светозарный луч, с небес идущий, освещает, и адских узников вечных на свет выводит, мучителю чрево пронзив. Ныне уже пророческие предсказания свершились, завершение Закона, Христос, во чрево девичье вселился и ныне родился, сбылось предреченное Исайей-пророком, говорившим: «Вот Дева во чрево примет и родит Сына, и наречет имя ему – Эммануил, что значит «С нами Бог»«. И : «Спасет людей своих от грехов», от первого человека погибель самим собою исцелит. «Ибо пришел, – сказано, – Сын Божий отыскать и спасти погибшего», и на «плечи взвалив», привести его к сущим , чтобы тщетно гибнущее вновь достигло полноты совершенства. Господнее Рождество, о нем пророк Иеремия сказал: «Это Бог наш, иной не уподобится ему, воплощен во всяком из творений, и даст Сыну своему. После того на земле явился и среди людей жил». И вот ныне да увидим, возлюбленные, рождающегося в вертепе богатейшего Царя всего сущего. И пеленами спеленут, как младенец, «одевающий небо облаками, а мглою – море». Ныне в пещере возлежит тот, кого провозвестила явившаяся на небесах звезда; этой звездою, словно устами, говоря, небо знаменовало Бога превечного, родившегося в Вифлееме ради спасения всего земного, , которая волхвам наставницей стала. Придя по ее движению, они поклонились ему, раскрыв богатства свои, одарили его златом, и ладаном, и мирром, как Царя всех. Да и как не подивимся, верные, долгому хождению персидских мужей и о даре предвидения их. И не стыжусь я по Божественному Писанию пророчествами называть то, что предвозвестили они грядущее во плоти Божество и человечество, знаменовав это приношением своих даров. Ибо они, раскрыв сокровища свои, принесли ему злато, и ладан, и мирро: золото, как подобающее царю, человеческое и божественное в нем проявляя в единстве, – воистину, совершенным Богом и человеком явился. Ладан же – как Богу, потому что из него аромат благовония – фимиам, да каждением его Богу честь воздаем. И мирро – это масло, которым умащают иудеи мертвых. И тем провозвестили они воскресение Господа нашего Иисуса Христа на третий день, о чем и евангелист свидетельствует: этим умащением и женщины, пришедшие ко гробу, хотели умастить тело Иисусово. И уже исполнилось для нас запечатленное мудрецами – халдейскими юношами, пришедшими из дальней Персидской земли. И сбылись слова певца Давида, сказавшего: «Эфиопия, Тарсис, Аравийский полуостров, Сава, Мидина» – всю землю придержащие поклонились тебе, Спаситель, родившийся от Девы на искупление грехопадения Адамова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

II. Талмудическое сказание о рождении Иисуса Христа «Некто Пандира, человек ученый и весьма опытный в волшебстве, – так кощунствует, Талмуд, – полюбил Мариам, (Марию). Узнав, что она была обручена с благочестивым Иойхонаном, Пандира, при посредстве волшебства, принял вид Иойхонана и предстал пред Мариам в качестве жениха... Настоящий же Иойхонан, хотя и узнал об этом, но, любя Мариам и зная ее невинность и чистоту, решился навсегда оставаться обручником ее, не вступая в права мужа». В другом месте Талмуд говорит, о рождестве Иисуса Христа совсем уже иначе. Он представляет, его сыном Марии Магдалины занимавшейся уборкой волос. Далее Талмуд говорит следующее: когда Иисус вырос, то отдан был в школу знаменитого раввина Иегуда-Бен-Перахье и с самого детства обнаруживал удивительную способность к учению так, что не только учившиеся с ним в школе товарищи его, но и учитель и старцы удивлялись его разуму и быстрым успехам в науках. Последние даже возненавидели его и особенно не любили за то, что он, встречаясь с ними, не воздавал им надлежащей почести. Иисус Христос со своей стороны, видя пренебрежение к себе старейшин израильских, решился оставить Иерусалим; особенно родилась в нем эта мысль тогда, когда он узнал, что ему есть возможность прославиться и уподобиться самому Богу». Здесь, между прочим, нужно заметить, что евреи, на основании Талмуда, верят, что каждый день бывает такое мгновение, в которое Бог бывает очень милостив и выполняет всякую молитву к Нему, вознесенную в это мгновение; и наоборот, в каждом дне есть мгновение, в которое Господь бывает так строг, что если мы кого-либо клянем, то Он наказывает проклинаемого. Но эти мгновения, продолжает Талмуд, никому не были известны. Иисус узнал о них, и поэтому обратился с такою молитвою к Богу; (Егу рецойног шеэхие элогай), т. е. да благоугодно будет пред Тобою, чтобы я стал Богом! Молитва эта была услышана и с неба последовал баскол (голос) «будешь Богом, только не сейчас, а после смерти». Непосредственно, после этого уверения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Глава IV. Христос в изображении Цельса Историческая личность Христа. Эллинские параллели. Теоретически-философское обсуждение вопроса о возможности снисхождения (Воплощения) Бога в мире и человеке. Ветхозаветные пророчества о Христе и критическая их оценка Христос появился немного лет тому назад, возвестил Свое учение и был признан христианами за Сына Божия 528 . Составители родословной возводят Его происхождение к первому человеку и к иудейским царям, но это одно высокомерие, не оправдываемое фактами 529 . Своей родиной Он имел иудейскую деревню и родился не от девы, а от бедной женщины-поденщицы, которая была изгнана супругом 530 , и после того как нарушена была супружеская верность, начала порочно блудить и родила Иисуса от какого-то римского солдата Пантеры 531 . Иисус по причине бедности стал заниматься поденной работой в Египте, изучил некоторые волшебства, какими славились египтяне, и, возвратившись из Египта и сильно возгордившись своим искусством волхования, объявил Себя Сыном Божиим 532 . Не была ли мать Иисуса красива, и не за красоту ли ее соединился с ней Бог, не способный проникаться любовью к тленному телу? Да и не было ли непристойным для Бога избрать предметом своей любви ту, которая не обладала даже достатком и не была царского рода, так как никто ее не знал, даже соседи? А когда она навлекла на себя гнев со стороны плотника и была изгнана им, ей нисколько не послужили к спасению ни божественная сила, ни слово убеждения; ясно, что в данном случае нет ничего, что имело бы отношение к царствию Божию 533 . По слову Иисуса, халдеи, побуждаемые Его рождеством, пришли поклониться к Нему как Богу, когда Он был еще младенцем, причем объявили об этом (событии) Ироду-четвертовластнику, который послал убить детей, рожденных в это время, думая таким образом уничтожить и этого (младенца Иисуса) из боязни, как бы Он, придя в зрелый возраст, не занял царства 534 . И зачем нужно было унести Его в Египет, когда Он был еще ребенком: чтобы не убили Его? Но Богу не свойственно бояться смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010