Ямное. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Иоанновская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Ямное - село Суземского района Брянской области, Новопогощенского сельского поселения, в 8 км к северу от села Новая Погощь, в 15 км к северо-западу от Суземки, на левом берегу Неруссы. Возникло во второй половине XVIII века как слобода при постройках упраздненной в 1766 году Яменской Предтечевой пустыни; бывшее дворцовое владение. Приход церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи (бывшей недостроенной монастырской) с 1777 (каменная, упоминается до 1940-х годов, не сохранилась). В 1898 была открыта церковно-приходская школа. Населенные пункты Брянского края. О.Р. Вязьмитин. Брянск. 2010. С.352 Яменская Предтеченская пустынь Эта давно исчезнувшая обитель возникла в глубине дремучих лесов юго-восточной части Трубчевского уезда в 1680-е годы. Более точная датировка основания этой пустыни по разным источникам расходится – от 1680 до 1688 года; также неизвестно, кто был её основателем. Яменская пустынь была устроена «на государевой пустовой земле», за которую обитель ежегодно платила в казну оброк по одному рублю. Первые сведения о пустыни датируются началом 1700-х г.г., когда её монахи сообщали, что «в прошлых годех в Трубчевском уезде близ реки Неруссы построена была церковь во имя святого пророка и Предтечи Иоанна Крестителя и в прошлых же давних годех ту церковь воинские люди сожгли, а после того на том же месте построена часовня и подле той часовни в той Предтечевой пустыни живем мы пять человек монахов». Под «воинскими людьми» мог подразумеваться как государственный отряд, охраняющий дворцовые земли от самовольного заселения, так и вооружённые разбойники, из числа тех, которых местные жители связывали с неким легендарным Кудеяром. Именно в эту пору, около 1700 года, к упомянутым монахам присоединился пришедший из неизвестных мест иеромонах Тимолай. Будучи сторонником более строгих монашеских правил, Тимолай решил построить храм обители в максимально труднодоступном месте – как бы на острове, ограниченном с трёх сторон водой, а с четвёртой (южной) – болотом. Назвавшись строителем монастыря, он смог получить из Москвы необходимые благословительные грамоты и в 1701-1703 г.г. возвести и освятить небольшой деревянный храм во имя Рождества Иоанна Предтечи. Сюда же, на «остров», он велел переселиться и всей братии, которая до того жила рядом на более возвышенном месте, рядом со своей бывшей часовней, убранство которой Тимолай перенёс в новоустроенный храм.

http://sobory.ru/article/?object=54523

Разделы портала «Азбука веры» В наши дни (и это уже многовековая практика) может служиться одна из трех литургий: свт. Иоанна Златоуста , свт. Василия Великого и свт. Григория Двоеслова . Есть дни, когда литургии вовсе быть не должно. Литургия свт. Иоанна Златоуста служится, так сказать, по умолчанию, вне особых условий. Литургия свт. Василия Великого совершается 10 раз в году: в рождественский и крещенский сочельники, в день памяти самого святителя, в воскресенья Великого поста (с 1 по 5е), а также в Великий Четверг и в Великую субботу. Литургия свт. Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров) – это не вполне литургия: на ней не происходит освящения Даров. Фактически это вечерня, на которой совершается причащение. Служится она по средам и пятницам Великого поста (на 5й седмице – еще и в четверг), а также в первые три дня Страстной седмицы. Кроме того, она совершается также в тех случаях, когда праздник 1го и 2го обретения главы Иоанна Предтечи (24 февраля по церковному календарю) и память 40 мучеников Севастийских (9 марта) приходится на понедельник, вторник или четверг (за исключением 1й седмицы поста); было бы логично распространить это правило на память свт. Григория Двоеслова (12 марта), однако обычно этого не происходит. Наконец, литургия не совершается в среду и пятницу Сырной седмицы, в Великую пятницу, а также в пятницу, предшествующую праздникам Рождества Христова и Богоявления в том случае, если эти праздники приходятся на воскресенье или понедельник (а их сочельники, соответственно, – на субботу или воскресенье). Относительно канунов тех величайших праздников (Пасхи, Богоявления и Рождества Христова) следует заметить, что литургия, которая совершается в эти дни, соединяется с вечерней: сначала служится вечерня, которая затем переходит в литургию свт. Василия Великого (и по уставу, во всех трех случаях эта служба должна иметь место во второй половине дня, а не утром, как это обычно у нас бывает). Поскольку литургический день начинается с вечерни, можно сказать, что литургия свт. Василия Великого, совершаемая в канун Пасхи, Богоявления и Рождества, относится уже к самому празднику. Точнее, это первая праздничная литургия – а вторая служится утром, и это литургия свт. Иоанна Златоуста . Да, общеизвестно, что двух литургий в один день быть не может, но именно так среди других дней церковного года выделены три этих праздника.

http://azbyka.ru/liturgiya-ioanna-zlatou...

43. 1416 г. сентября 23. Его же грамота псковскому духовенству с решениями по некоторым вопросам церковной дисциплины Из рукописи Румянц. Музея 204. л. 401–406, с указанием разночтений списка, находящегося в сборнике синодальной библиотеки 562, л. 413 об.–417. Издана была, по тем же спискам, в Ι-м томе Актов Исторических под 22. А си грамота, еже от рождества Господа нашего Иисуса Христа и до Крещения тая 12 дней мяса ясти, и о службе Благословенье Фотия, митрополита киевского и всея Руси, в Псков, к собору Святой Троицы и к собору Святой Софии, великому священническому и иноческому чину. О чада о Господи возлюбленные нашего смирения! Многу ползу имамы душевную, слыша ваше исправление пред Богом и о вашем вверенном вам от Бога стаде святого людства, еже како достойно попечение имеете о их спасении, в богоугодие их пасуще, еже благодатью Христовой, и уверены суть во всем, красящеся своим православием , о Господе возлюбленные мои чада! А что ми, сынове священники, пишете свою грамоту, с своими сослужебниками 1900 , с попами, о церковных делах, хотяще с желанием рассуждение приять известно, по правильному извещению, от нашего смирения: ино о сем молюсь человеколюбцу Господу 1901 Богу, да даст вам во всем разум благодати своей, благое мудрствовать, но повелйению его пасуще Христово стадо. И первое убо, сынове, пишете ми, еже слышите от изначальных 1902 православной веры, еже от Рожества Господа нашего Иисуса Христа даже и до Крещения, тая 12 дней мяса ясти: ино, сынове, повеленно 1903 от Богоданного 1904 нам Нового Закона и от святых правил, та единонадесять дней, за един день, млеко и мяса ясти; а в другойнадесятый день, в канон 1905 Богоявления, мяса не ясти, ни рыбы повелено от святых правил, но токмо сухоядь. 1906 А что, сынове, пишете, что на Преполовление праздника Владычня и на Усекновение главы Иоанна Предтечи мясо и млеко у вас ядят: ино бы, сынове, то от сих мест у вас не было; тыя бо дни божественные правила святых Отцов повелевают православным крестьянам чисто хранить 1907 , а мяса и млека не ясти никакоже; понеже день великий есть Преполовенья праздника Владычнего, еже и повезде во православных христианах тыя дни чисто хранятся, и мяса и млека не ядят 1908 ; а другый день сетовальный нам о убийстве и о усекновении честной главы Иоанна Предтечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Айн – Карем – Горний град Иудов Храм Рождества Иоанна Предтечи Из ближайших окрестностей Иерусалима русские паломники чаще всего посещают Айн- Карем – «Горний град Иудов», как называет его Евангелие. Это место рождения святого Крестителя и Предтечи Господня Иоанна. Поселок расположен на расстоянии 10 км к юго-востоку от Иерусалима. Сегодня это в черте города. Спустившись с горы, пустившись с горы Герцля, дорога начинает пологий подъем вверх, на первый хребет Иудейских гор. И почти сразу открывается справа живописнейшая панорама плодоносной долины Айн-Карема (само название означает в переводе с арабского «Источник в винограднике»). Это место памятно для православного читателя по трогательным событиям, описанным в Евангелии от Луки. Сюда пришла Богородица Мария, узнав, что станет Матерью Богочеловека, навестить Свою двоюродную сестру Елизавету, здесь воспела Свой знаменитый гимн «Величит душа Моя Господа». Здесь, под горой, доныне бьет чтимый даже и мусульманами источник, к которому ходила за водой Пресвятая Дева... На месте дома праведных Елизаветы и Захарии, где родился Предтеча, еще в византийские времена был воздвигнут храм. Русский паломник XII в. игумен Даниил уже застал здесь то ли монастырь, то ли замок, построенный крестоносцами: «Есть место то городом отделано каменным, и церковь над пещерою, где родился Иоанн Предтеча». После изгнания крестоносцев церковь была обращена мусульманами в конюшню, но, несмотря на это, даже по прошествии более трехсот лет стены храма были совершенно целы и раз в году, в праздник Рождества Предтечи, здесь совершалось католическим духовенством богослужение. В 1621 г. представитель францисканского ордена, Фома из Наварры, убедил местных правителей уступить место рождения Крестителя францисканцам. Назначенный в Иерусалим новый, легко поддавшийся подкупу кадий (судья), призвав к себе мусселима (иерусалимского градоначальника), муфтия (церковного главу) и других виднейших представителей администрации, прибыл в Айн- Карем, осмотрел развалины и, сидя на мягком диване, под тенью олив и смоковниц, меж кустами роз, у «Источника Марии» (он существует и сейчас), начал свой суд. Он призвал Фому с несколькими монахами и в их присутствии объявил, что, конечно, лучше возвратить это место, посвященное столь чтимому и великому пророку, христианам, чем быть в нем конюшне, а потому он и отдает эти развалины с прилежащим участком земли в вечное владение францисканцам – с обязанностью выстроить для жителей особую конюшню.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Белобережский Санаторий. Иоанно-Предтеченская Бело-Бережская мужская пустынь. Карта и ближайшие объекты Бело-Бережская обитель основана в 1714 году как Бело-Бережский Предтеченский Скит в урочище Белые Берега Брянского уезда Орловской губернии, в живописном предместье города Брянска, монахом Серапионом, в схиме Симеоном (+1741). 9 февраля 1721 года последовал Указ императора Петра I об устроении вместо Скита Пустыни, назначении ее строителем монаха Серапиона и построении в ней деревянного храма в честь Рождества Святого Иоанна Предтечи. В 1755 году вместо деревянного был воздвигнут каменный двухэтажный четырех-Престольный храм во Имя Святой Живоначальной Троицы с приделами: Владимирской иконы Божией Матери; Святителя Николая Чудотворца и Рождества Святого Иоанна Предтечи. В 1777 году Пустынь была упразднена и приписана к Брянскому Петро-Павловскому монастырю. В 1800 году начальником Пустыни был назначен ученик Афонских и Молдавских старцев старец Василий (Кишкин, +1831), который стал возобновителем обители. В 1804 году Пустынь была вновь включена в штатные монастыри на своем содержании, настоятель ее носил титул строителя. С 1804 по 1808 год строителем обители был Преподобный Лев Оптинский. В 1847-1856 годах была возведена каменная пятиярусная колокольня с часами, а в 1878 году в монастыре освятили новый пятиглавый двухэтажный каменный соборный храм в честь иконы Божией Матери " Троеручица " . При Пустыни был устроен Скит с деревянным храмом. К 1916 году в монастыре было 9 храмов и 32 корпуса: настоятельский, братские, трапезные, больничный, гостинный, странноприимный, различные мастерские (иконописная, бондарная, слесарная, маслобойная и др.), конный и скотный дворы. В середине XIX века в обители подвизалось около 200, а к 1916 году — около 400 человек братии. Главной Святыней монастыря была икона Божией Матери " Троеручица " . Этот образ был принесен в Пустынь строителем старцем Серапионом 12 июля 1824 года. От него источались многие чудотворения. В праздничные дни Пустынь посещало до пяти тысяч Богомольцев. Обитель славилась безвозмездным гостеприимством, в голодные годы безплатное питание предоставлялось 300-400 неимущим. Монастырь имел большую библиотеку и архив. В 1918 году началась конфискация имущества обители. Братия объединилась в трудовую коммуну и продолжала совершать Богослужения. С 1920 года в стенах монастыря разместилась детская трудовая колония, и из обители выселили всю братию. С 26 июля 1924 года в обители прекратилось Богослужение. Все монастырские храмы были разрушены, на месте Соборного храма в честь иконы Пресвятой Богородицы " Троеручица " построено здание детского санатория. От монастырской ограды осталась одна башня и небольшой участок стены, разрушена также большая часть монастырских корпусов.

http://sobory.ru/article/?object=07563

Благодаря стараниям СМИ создалось впечатление, что все русские стремятся отмечать не праздник Рождества Предтечи и Крестителя Господня, а некий праздник «Ивана Купала». При этом с авторитетностью заявляют, что это праславянский праздник. Однако древние славяне никогда о «Купале» не слыхивали. Упоминание о нем появилось только в XVII веке! А теперь Википедия : «Общепринятую точку зрения о дохристианских истоках праздника критикует современный историк В. Я. Петрухин. Происхождение названия Дохристианское название праздника неизвестно. Название “Иван Купала” имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель, поскольку эпитет Иоанна переводится с греческого как “купатель, погружатель” (греч. βαπτιστς). Выбор именно глагола “купать” для перевода эпитета “креститель” был обусловлен и собственно славянскими представлениями: праслав. “kpati” обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах. Божество «Купала» впервые упоминается в поздней Густынской летописи (XVII век) и является плодом недоразумения: летописец, зная о “бесовских игрищах” на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога. Впоследствии это недоразумение было повторено переписчиками, а затем и ранними исследователями славянской мифологии, в результате чего в славянском пантеоне появилось новое “божество”. “Бесовские” имена начали тиражироваться в русской позднесредневековой книжности как имена “богов” под влиянием польской историографии. На деле же Купала божеством никогда не являлся и мог появиться в народных представлениях лишь как фольклорная персонификация праздника, отразившаяся, к примеру, в песнях. Церковь о народной обрядности Празднование новомесячий возжиганием костров и прыжками через них осуждает ещё 65-е правило Трулльского собора (692 год), приводя в пример языческие обряды ветхозаветного царя Манассии. Феодор Вальсамон (XII век) в своём комментарии к этому правилу детально описывает празднование Рождества Иоанна Предтечи в Константинополе:

http://pravoslavie.ru/95109.html

Вашка. Церковь Николая Чудотворца. Приписные часовни: Часовня свв. Апп. Петра и Павла в дер. Щербинино Часовня свт. Николая Чудотворца в дер. Никольское Казанская часовня в дер. Плечёво Карта и ближайшие объекты Село Вашка, при речке Вашке, стоит на Московско-Ярославском шоссе близ границы Ярославской губернии; находится в 120 верстах от губернского города и в 24 от уездного. Земли еще в XV ст. даны были архимандриту Московского монастыря Феодосию, старцем Германом Александровичем Окороковым. В переписных книгах 1678 г. на землях Чудова монастыря перечисляются: село Ермолино, деревни: Кирхова, Погост, Слободка Вашка и Одерихино, в которых считалось 84 двора крестьянских и 35 бобыльских, в них 442 человека, 1 двор пустой и 1 двор рыбных ловцов. По писцовым книгам 1628 – 29 гг. в селе Ермолине значится церковь во имя Рождества Христова. В дер. Погост в тоже время была другая церковь во имя Николая чудотв., при ней показан придел в честь св. Алексия Митрополита Московского. В 1722 г. по просьбе стольника Димитрия Семеновича Родышевского и капитана Гаврилы Михайловича Редрикова разрешено было при Николаевской церкви построить отдельную церковь во имя Алексия Митрополита. В 1737 г. Николаевская церковь от молнии сгорела, но св. иконы, антиминс и престол вынесены были в целости; на другой же церкви разломана была в это время крыша и также все из нее было вынесено. Новой церкви, вместо сгоревшей, не было построено, а исправлена и освящена только теплая церковь во имя св. Алексия Митрополита. В 1776 г. с разрешения Преосвящ. Антония, епископа Переславского, на средства бригадира И. И. Родышевского и приходских людей была начата постройка каменного храма. В 1782 г. был устроен придел и освящен во имя св. Иоанна Предтечи, главный же храм был освящен в 1786 г. в честь св. и чуд. Николая. Этот храм в значительно измененном виде существует и в настоящее время. Престолов в нем четыре: в холодном - в честь св. и чуд. Николая, в приделах теплых - в честь Рождества Христова, Архистратига Михаила и св. Иоанна Предтечи.

http://sobory.ru/article/?object=08475

Врастают в землю ковыли Отправив жизни требы. А я все дальше от земли, Все ближе, ближе к небу. И не пугает слово «смерть». Молюсь о том с тревогой, Чтоб не уйти, не умереть В вражде, в разладе с Богом, Чтоб сердца впадины гатить, Служа не звонкой лире. Но дни последние прожить С людьми в любви и мире. д. Горелово Перед сражением Быть холодам по народным приметам, – Мечутся сиверы. Зарево – кровь. Что еще в мире дороже, чем эта К Родине милой сыновья любовь. Храм Рождества Иоанна Предтечи, Теплой молитвой согреты сердца – В этой большой очистительной сечи Если стоять, то стоять до конца. Вот преклонили главы в покаянье Под освещенную епитрахиль, Благословляя на подвиги брани, Всем отпускает Всевышний грехи. С телом и кровью Христовой едины, В вере своей православной тверды… Бог осенит удалую дружину. Бог не попустит смертельной беды. Псков, Храм Рождества Иоанна Предтечи Думы о родине Вдали от гроз, от вьюги белой, Я вижу явственней стократ Твои безкрайние пределы, Землею тощей на закат. Во мгле морозной, осиянной Холодным заревом светил, Чтоб выжить … и богоданно Трудами жить, найду ли сил? Вернешься ль к удали посконной? Иль неминуем черный рок? Глядят избушки отрешенно Лицом печальным на восток. И как лекарство от недуга, Минеи-Четьи с года в год Моя духовная подруга Всю ночь листает напролет. А на покров пустынно-снежный Роняют звезды тайный свет… Спаси, Господь, мой край мятежный От одиночества и бед! Если нет в окрестностях церквушки А растет кругом трава-топтун, Значит, богорадные старушки Брашно не поставят на канун. Если паремии поученья По вечернем входе не слышны, Быть в округе тле и запустенью И не миновать стране сумы. Если песнопений благозвучье Сердца не возрадует очей, Набегут грозы шальные тучи И погубят проблески лучей. Если епитимьи самой строгой В храме не возложат за грехи, Значит, далеко еще до Бога, Значит, будут ложными стихи. д. Горелово Николай Переяслов Кто обитает в жилище Твоем? Кто на святую взойдет Твою гору?.. Господи! Только тому, кто вдвоем

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Глава I Многочисленность Московских Кремлевских дворцовых церквей и причина того. Церкви: Благовещения Пресв. Богородицы, Рождества Пресв. Богородицы, Сретения Господня, Великомученицы Екатерины, Преподобномученицы Евдокии, Воскресения Христова, Нерукотворенного Спасова образа – «за золотою решеткою», Великомученика Иоанна Белоградского, Св. Иоанна Предтечи, Положения ризы Пресв. Богородицы, Похвалы Пресв. Богородицы, Нерукотворенного Спасова образа, «что у царевен на сенех», Успения Пресв. Богородицы, Сошествия Св. Духа и Св. Апостолов Петра и Павла. История происхождения каждой из этих церквей. Внешнее и внутреннее устройство, ризница. Служение патриарха и других высших духовных лиц. Посещения для молитвы особами царской фамилии. Многочисленность Московских Кремлевских дворцовых церквей и причина того Приступая к исследованию вопроса о Московских Кремлевских придворных церквах в XVII веке, мы, прежде всего, не можем не остановиться на многочисленности оных, особенно во второй половине сего столетия. В то время как до 1628-го было лишь четыре придворных церкви – во имя Благовещения Пресв. Богородицы, Рождества Ея, Сретения Господня и Великомученицы Екатерины, в конце XVII века, кроме указанных церквей, находим еще церкви: соборные – во имя Нерукотворенного Спасова образа и Живоносного Христова Воскресения, новую церковь во имя Нерукотворенного Спасова образа, Риз-положения, Похвалы Пресвятой Богородицы, Успения Пресв. Богородицы, Сошествия Св. Духа, Св. Апостолов Петра и Павла и Св. И. Предтечи. Все указанные церкви в официальных документах XVII в. обозначались как в собственном смысле придворные, в отличие от других ружных церквей, того же Кремля, принты которых также содержались на средства государя, терминами: «что у Великого Государя», «государыни», или «у благородных царевен» – вверху или «на сенех» 6 . Что касается причины существования столь многих церквей в Кремлевском дворце, то ее отчасти можно усматривать в преобладании у нас на Руси в XVII в. религиозного интереса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Закрыть itemscope itemtype="" > Игумен Иоанн (Ермаков): «Патриарха Кирилла заказал режим Порошенко» 07.07.2017 1638 Время на чтение 3 минуты Настоятель Патриаршего подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках игумен Иоанн (Ермаков) в своей проповеди в день престольного праздника Рождества пророка Иоанна Предтечи и столетия со дня освещения храма, особым образом отметил личный вклад Святейшего Патриарха Кирилла в великое дело освобождения подворья от влиятельных и алчных частных арендаторов, которые, в свое время, завалили власти города Москвы и суды различных инстанций лживыми доносами и исками на общину, сообщает портал «Россия Православная» . Тогда митрополит Кирилл, ныне Святейший Патриарх, лично вмешался в ситуацию, что позволило вернуть храм Святой Матери Церкви. Также отец Иоанн прямо с амвона обличил лживую публикацию «Кремль отвернулся от РПЦ» информационного агентства «Федерал пресс» с заголовком («клонирована» антицерковным и антироссийским порталом «Кредо.ру» и целым рядом прочих компрадорских изданий под названием: «Прощание с Кремлем. Похоже, в АП РФ сложился консенсус относительно роли и места Патриарха Кирилла»), заявив, что нельзя недооценивать опасность этой дезинформации, призванной столкнуть лбами двух столпов России - Президента Владимира Путина и Патриарха Кирилла. Любой удар по Патриарху Великой, Малой и Белой России и самому патриаршеству, как институту - это удар не только по Русской Церкви, но и по Российскому Государству, его духовному и национально-государственному суверенитету, лично по Президенту Великой России. Также игумен Иоанн отметил, что пропаганда порталом «Кредо.ру» от имени АП РФ свержения Патриарха Кирилла, «падения его рейтинга» и необходимости ставки на альтернативное православие - это дискредитация Российского Государства, ибо любое измышление любого альтернативного православия - это раскол нации и государства. Игумен Иоанн отметил, что за этими публикациями стоит персоналия главного редактора портала «Кредо.ру» Александра Солдатова, который не вылезает из Киева и работает в тесной координации с администрацией Порошенко. Таким образом, отметил отец Иоанн, «Патриарха Кирилла заказал режим Порошенко, а Солдатов пытается перевести стрелки с Порошенко на Путина».

http://ruskline.ru/politnews/2017/iyul/7...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010