Харьков. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Основе. Карта и ближайшие объекты Свято-Покровский храм … в 1943 году в доме одного из работников станции Основа был открыт Свято-Покровский храм, который возрождался стараниями прихожан. На сегодняшний день в Основе, на улице Зеленой, существует храм Свято-Покровский и там ведутся работы по реконструкции. Храм действует. Ибрагимова А.Р., Дюкарев В.П. Твой Храм. - X.: Факт, 2005 - 232 с.:ил. ISBN 966-637-257-6 ИСТОРИЯ ХРАМА НА ОСНОВЕ Харьковский архиепископ Филарет (Гумилевский) рассказывает, что Основа населена полковником Федором Григорьевичем Донцом, сыном первого полковника Харьковского полка Григория Ерофеевича Донца. «Первый храм в Основе был построен уже тогда, как Основа в 1713 г. приобретена покупкой у вдовы Федора Григорьевича Донца полковником Григорием Семеновичем Квиткой». Григорий Квитка-Основьяненко в семейном предании об основании Харькова оставил нам такие сведения: «По усердию своему Мася (Мария Квитка – И. Ю.) пожелала тут же, на Основе, выстроить часовню во имя Рождества Предтечи, в память того дня, в который они прибыли сюда. «Хочу, - сказала она, принеся первую в этой часовне молитву, - при жизни своей устроить храм во имя сего великого святого; но если Бог меня не удостоит того, то заповедую и приказываю сыну и роду своему непременно на этом месте устроить храм Рождества св. Предтечи в память нашего водворения здесь»… Желание Маси устроить храм в березовой роще, где основан первый шалаш для их пребывания, не исполнилось; но уже правнук их, харьковский полковник Григорий Семенович Квитка, в 1714 году соорудил там церковь во имя рождества св. Предтечи. Знаменитая березовая роща красовалась и была любимым местом гулянья харьковцев до 19 июня 1789 года. В тот день ужаснейшая буря положила в полчаса все деревья. Песок возобладал сильно до того, что господскую усадьбу и церковь должно было снести оттуда». В 1752 году вдовой полковника И. Г. Квитки Прасковьи церковь Иоанна Предтечи была перенесена на новое место. По летописи же Квиток храм сей сгорел ночью на 20 декабря 1780 г.

http://sobory.ru/article/?object=03865

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь прп. Дионисия на Афоне [Дионисиат; греч. Ιερ Μον το Αγου Διονυσου], в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, общежительный, мужской. Расположен на крутой прибрежной скале юго-зап. побережья п-ова Афон (Айон-Орос), на высоте ок. 80 м над уровнем моря, между мон-рями прп. Григория и св. Павла. В иерархии 20 афонских мон-рей занимает 5-е место, хотя в ранний период существования занимал 19-е место (согласно 3-му Уставу Св. Горы (1394)). В источниках встречается неск. названий мон-ря: Великого Комнина, Петра (т. е. скала) или Неа-Петра (новая скала), Честного Предтечи и св. Дионисия. Представитель Д. м. каждый 5-й год председательствует в Свящ. Эпистасии (см. в ст. Афон ). Игумен - архим. Петр (с 1989). Общее число братии - 53 чел., в т. ч. 8 монахов в зависимых от мон-ря келлиях. Главные праздники - Рождество св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня (7 июля), Собор Иоанна Предтечи (20 янв.), память прп. Дионисия и его учеников (25 июля), свт. Нифонта II, патриарха К-польского (11 авг.), суббота Акафиста (суббота 5-й седмицы Великого поста), вторник Светлой седмицы (крестный ход с Акафистной иконой Божией Матери). Мон-рь управляется избираемым пожизненно на общем собрании братии игуменом и герондией (духовным собором или советом старцев) из 8 членов. Ими также избирается на год орган исполнительной власти - эпитропия из 2 членов, к-рая вместе с игуменом осуществляет решения герондии как власти законодательной. Распределение властных полномочий между герондией и эпитропией касается экономических и адм. вопросов, а духовная власть принадлежит игумену. м. имеет 8 келлий в окрестностях Кареи и кафизму св. Апостолов рядом с мон-рем. Наиболее значимые келлии - Рождества Богородицы на территории Протата и св. Стефана (представительство мон-ря в Карее), а также келлия Введения во храм Пресв. Богородицы. В сев.-зап. части полуострова находится большое подворье мон-ря Моноксилит. Из 47 подворий за пределами Афона, упоминавшихся в исторических документах, в наст. время в распоряжении Д. м. осталось лишь небольшое лесное угодье на п-ове Халкидики, маленькое подворье на о-ве Айос-Эфстратиос и неск. строений в Фессалонике. Основание монастыря

http://pravenc.ru/text/178494.html

Чита. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Иоанно-Предтеченский храм в Чите находится на территории Забайкальского края в Железнодорожном районе города. Воздвижение церкви связано со строительством Транссибирской железной дороги в рамках государственной программы России. По указу императора Николая II возводились так называемые «железнодорожные» храмы по всей железнодорожной ветке Забайкальского края. Иоанно-Предтеченский храм в Чите был заложен 16 сентября 1898 года на железнодорожной станции «Чита-поселок». Средства на строительство храма выделило железнодорожное ведомство, часть денег была пожертвована баронессой Елизаветой Ивановной Кукель. В 1900 году обитель была построена и освящена во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Чин освящения совершил епископ Забайкальский и Нерчинский Мефодий. В 1906 году в результате пожара Иоанно-Предтеченский храм в Чите сгорел. Службы стали проводить в помещении бывшего Красного Креста на станции «Чита воинская». С разрешения Правящего архиерея решено было строить новую церковь рядом со сгоревшим храмом, но так как средств на закупку материалов не было, решено было построить ее из материала барака Красного Креста. Барак разобрали и перенесли на место нового храма. Отстроенное церковное здание освятили 28 ноября 1910 года. Во время реконструкции была увеличена высота, внутри здания выполнены арки, добавлены фронтоны. Наверху подставлены два венца бревен, купол над алтарной частью и колокольня. Арки сохранились и до нашего времени, благодаря им в церкви великолепная акустика. В 1927 году храм был закрыт, на Соловки был сослан настоятель - протоиерей Алексий Соболев. В 1993 году распоряжением администрации Читинской области храм возвращен Православной общине. Начались регулярные богослужения. В октябре 1997 года в храме чудесным образом обновилась Казанская икона Божией Матери. В 2002 году храм был освящен епископом Читинскими и Забайкальскими Евстафием. Храм был заложен 16 сентября 1898 года. Строительство храма было связано с государственной программой по строительству Транссибирской магистрали. Государство было заинтересовано не только в строительстве железной дороги, попутно решались и социальные вопросы и просветительские: переселенцев, рабочих, каторжных, связавших свои судьбы с железной дорогой, нужно было не только устраивать на новом месте, но и духовно окормлять этих уже очерствевших людей. С этой целью на каждой крупной станции железнодорожным ведомством строились храмы, которые в народе так и назывались «железнодорожные». На забайкальском участке Транссиба указом императора Николая II были возведены следующие храмы, входившие в 25 благочиннический округ Забайкальской епархии: ст. Чита —  Иоанно-Предтеченский храм; ст. Хилок — Николо-Александровский храм; ст. Магзон — Петро-Павловский храм; ст. Адриановка — Константино-Елененский храм; ст. Оловянная —  Сергиево-Елизаветинский храм.

http://sobory.ru/article/?object=37119

Кандалакша. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты 28 января 2000 года в городе Кандалакша заложили фундамент новой церкви, которая 26 марта 2005 года была освящена в память Рождества Иоанна Предтечи. Освятил церковь Высокопреосвяшеннейший Симон, архиепископ Мурманский и Мончегорский. В прежние времена в Кандалакше существовали и более ранние постройки храма Рождества Иоанна Предтечи. Об этом в своей статье рассказывает священник о. Ник. Попов. «Основание этого монастыря относят к 1526 г., когда лопари, обитавшие близ устья р. Нивы и Кандалакшской губы, вероятно, по убеждению препод. Феодорита Кольского, сами просили через своих старшин великого князя Василия Ивановича прислать им антиминс и священников, чтобы освятить церковь, а их самих просветить св. крещением. В ответ на эту просьбу митр. Макарий прислал к ним иерея и дьякона, которые освятили церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих крестили. По сохранившемуся преданию, монастырь этот был разрушен шведами одновременно с монастырем препод. Трифона Печенгского (1590 г.). Возможно предполагать, что он после пожара был восстановлен, а затем обращен в приходскую церковь во время повсеместного распоряжения Правительства об отобрании от монастырей вотчин, восстановлении монастыря можно судить по ходатайству попа Георгия Алексеева преп. преосвящ, Варсанофием о поправке крыши и потолков Предтеченской церкви. Об обращении его в приходскую церковь в указанную эпоху можно догадаться из того, что хранящиеся в архиве Кандалакшской церкви метрическая книга и духовные росписи не восходят ранее 1779 года, а первый священник Григорий Плотников, по свидетельству памятной книги, служили с 1763 г.». Как же выглядели эти храмы? О внешнем виде одного из них рассказывается в описи церквей Карелии тех времен: Кандалакшский район, Кандалакшская Предтеченская церковь. 1786-1801 гг. (Описание Н. Маковской 1927 г.). Впервые Предтеченская церковь была устроена вскоре после разрешения Кандалакшского-Кокуева монастыря в начале XVII века. К половине XVIII в. здание уже настолько обветшало, что на ее месте разрешено в 1780 г. строить новую. Существующая ныне церковь начата постройкой в 1786 г., но по недостатку средств строилась продолжительное время и освящена была только в 1801 г.

http://sobory.ru/article/?object=05120

Соликамск. Соликамский Иоанно-Предтеченский Красносельский женский монастырь. Храмы монастыря: Церковь Рождества Иоанна Предтечи Карта и ближайшие объекты На заседании 27 июля 2009г. Священный Синод Русской Православной Церкви, заслушав прошение епископа Пермского и Соликамского Иринарха, постановил преобразовать Иоанно-Предтеченский приход в бывшем Красном селе, ныне входящем в черту города Соликамска, в Соликамский Красносельский Иоанно-Предтеченский женский монастырь (журнал 77). Настоятельницей Соликамского Красносельского Иоанно-Предтеченского женского монастыря назначена монахиня Варвара (Сухинина), с освобождением ее от должности настоятельницы Обвинского Свято-Успенского женского монастыря. Обвинский Свято-Успенский женский монастырь Пермской епархии преобразован в монастырское подворье со статусом приписного к Соликамскому Красносельскому Иоанно-Предтеченскому монастырю. Решением Священного Синода Пророко-Ильинская женская пустынь Пермской епархии преобразована в монастырское подворье со статусом приписного к Кунгурскому Иоанно-Предтеченскому женскому монастырю. Официальный сайт Московского Патриархата http://www.patriarchia.ru/db/text/705480.html Протоиерей А. Луканин в своей книге «Церковно-историческое и археологическое описание г. Соликамска» (1882 г.) приводит следующие сведения об Иоанно-Предтеченском храме: «В селе Красном, отстоящем от Соликамска в 1 версте, находится каменная церковь во имя Иоанна Предтечи и св. мученика Иоанна Воина, приписанная в 1845 г. к Соликамскому Собору по указу Св. Синода по малочисленности прихожан. Грамота на основание этой церкви дана 22 декабря 1715 года, но заложение церкви последовало в 1721 г. Основание ея положил сам преосвященнейший Алексий, епископ Вятский и Великопермский… Строена она была первоначально на иждивение солепромышленника посадского человека Иоанна Суровцова, а кончена купцом Алексием Феодоровичем Турчаниновым, к которому перешло от Суровцова и после него от Демидова село Красное. Церковь эта двухэтажная.

http://sobory.ru/article/?object=16250

Соровское. Церковь Иоанна Предтечи. Иоаннопредтеченская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Иоанна Предтечи , Илии Пророка Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1821 и 1838. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Курганская область, Шадринский район, с. Соровское Координаты: 56.042973, 64.025442 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Соровское село находится на юго-восток от Екатеринбурга и на восток от Шадринска, в расстоянии, от первого 235 вер., и от второго 25 в. Приход расположен по течению реки Исети на низменной местности, изобилующей озерами и болотами. Климат умеренный, но не здоровый: лихорадка и тиф, обычные болезни, присущие вообще болотным местностям, - свили себе здесь прочное гнездо. Почва черноземная, местами глинистая и песчаная. Приход основан в начале XVIII столетия, что усматривается из того обстоятельства, что при церкви в настоящее время хранятся указы на имя причта сей церкви с 1720 года. Название свое приход получил от наименования реки Сора – притока Исети, на которой расположено село. В состав прихода в настоящее время входят пять деревень: Колбычева – в 2 в., Полевая – в 3 в., Чернякова – 4 в., Назарова – 6 в., и Качесова – 7 в. Прихожане все русского племени, крестьяне, по занятию – хлебопашцы. Численность их: 1726 д. м. п. и 1789 д. ж. п. Первоначальный храм в селе был деревянный в честь рождества Св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. В трапезе сего храма был придел во имя Пр. Илии. Построение сего храма было произведено с благословения митрополита Тобольского и Сибирского, так как приход сей входил тогда в состав Тобольской митрополии. Из указа Пермской Духовной Консистории от 25 Октября 1819 года за 1384 видно, «что храм сей был построен с давних лет» и к этому году пришел в ветхость: наклонился в северную сторону, внутри во многих местах в летнее время бывает течь, престол наклонился тоже на северную сторону, «потолок нагнулся и грозит падением», а посему Иустин, епископ Пермский запретил совершение богослужения в холодном главном храме, дозволив отправлять таковое в Ильинском приделе. Колокольня храма была разломана, так как угрожала своим падением причинить вред Ильинскому приделу; колокола были подвешены на особых столбах.

http://sobory.ru/article/?object=48226

Послание игумена Памфила Подготовка текста, перевод и комментарии В. И. Охотниковой Послание игумена Памфила – одно из немногих произведений древнерусской литературы, живо и эмоционально рисующее народные обряды в день Ивана Купалы. Это был древний языческий праздник в ночь с 23 на 24 июня, приуроченный к дню высшего солнцестояния, носил веселый и разгульный характер. В ночь на Ивана Купалу добывали «живой» огонь, жгли костры и прыгали через них, сжигали или топили соломенных кукол, изображающих древних божеств (Купалу, Марену), водили хороводы, собирали травы и цветы – сорванные в ночь на Ивана Купалу они считались особо целебными и чудодейственными. С древним языческим праздником совпал один из основных христианских праздников – день Рождества Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя), отмечаемый 24 июня. Купальские игрища противоречили христианским обрядам и морали, церковь пыталась бороться с языческими обычаями и верованиями, но они продолжали жить. Об этом свидетельствует и Послание игумена псковского Елеазаровского монастыря Памфила, написанное в самом начале XVI в. Возмущенный тем, что день Рождества Иоанна Предтечи все еще встречают бесовскими играми, неистовыми плясками, чародейством и распутством, Памфил пишет в Псков наместнику великого князя и вменяет ему в обязанность искоренять остатки язычества, ибо день Рождества Иоанна Предтечи подобает встречать «в чистоте и целомудрии». Известны две редакции Послания – Краткая (встречается в сборниках) и Летописная (читается в Псковской Первой летописи под 1505 г.), обе они принадлежат Памфилу. Первым, как считают ученые, появилось Послание в Краткой редакции, но оно не достигло цели: псковские наместники не проявили усердия в борьбе с остатками язычества. И Памфил вторично отправляет в Псков Послание на ту же тему, позаботившись о том, чтобы оно звучало более грозно и убедительно. В новой редакции Послания он почти дословно повторяет описание купальских обрядов, но говоря об ответственности наместников за жизнь и нравы города, о тяжких последствиях идолослужения и наказания за совершение языческих обрядов, Памфил обращается к Священному Писанию , примеры и цитаты из Священного Писания придают его словам весомость, обоснованность. Краткая редакция Послания по сравнению с Летописной производит более непосредственное и живое впечатление, хотя и в ней Памфил ведет речь в согласии с литературными канонами и законами риторики. Свободное владение разными манерами повествования и риторическими приемами характеризует его как искусного н опытного стилиста.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М.В. Шкаровский Русские обители Афона в XX веке Святая Гора Афон имеет особый статус не только в Греции, но и во всем православном мире. По преданию, гористый полуостров, имеющий 80 км в длину и 16 км в ширину, был взят под свой омофор Божией Матерью, отчего его часто называют «земным уделом Богородицы». Греческая конституция признает административную автономию расположенных здесь монастырей, а гражданский губернатор полуострова, назначаемый греческим правительством, не имеет права вмешиваться в их внутренние дела. Все афонские монастыри находятся в юрисдикции Вселенского Патриарха, вне зависимости от их национальной принадлежности. Согласно уставу на Афоне имеется 20 Патриарших ставропигиальных монастырей, из них 17 греческих: Великая Лавра прп. Афанасия Афонского , Ватопед (во имя Благовещения Пресвятой Богородицы), Ивирон (бывший грузинский Иверский монастырь в честь Успения Богородицы), Дионисиат (во имя Рождества Иоанна Предтечи), Кутлумуш (в честь Преображения Господня), Пантократор (в честь Преображения Господня), Ксиропотам (во имя Сорока мучеников Севастийских), Дохиар (во имя свв. Архангелов), Каракал (во имя свв. Апостолов Петра и Павла), Филофей (в честь Благовещения Пресвятой Богородицы), Симонопетра (в честь Рождества Христова), Ставроникита (во имя свт. Николая Чудотворца), монастырь св. Павла (в честь Сретения Господня), Ксенофонт (во имя вмч. Георгия Победоносца), Григориат (во имя свт. Николая Чудотворца), Эсфигмен (в честь Вознесения Христова), Кастамонит (во имя св. первомч. Стефана), а также русский монастырь вмч. Пантелеимона (Русик), болгарский Зограф (во имя вмч. Георгия Победоносца) и сербский Хиландар (во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы). Только эти 20 обителей имеют права собственности на Святой Горе. Помимо монастырей на Афоне находится 12 приписанных к ним перечисленных в уставе скитов (не считая фактически заселенных к началу XX в. русскими насельниками скитов Старый Русик и Новая Фиваида), а также около 200 келлий и 500 калив. Из 12 скитов два были русскими: св. Апостола Андрея Первозванного (при монастыре Ватопед) и прор. Илии (при монастыре Пантократор), два – румынскими: св. Иоанна Предтечи (Продром при Лавре прп. Афанасия) и вмч. Димитрия (Лакку при монастыре св. Павла), один болгарским – Успения Пресвятой Богородицы (Мариинский, Ксилургу при монастыре вмч. Пантелеимона), а семь греческими: вмч. Димитрия (монастырь Ватопед), Благовещения Пресвятой Богородицы (монастырь Ксенофонт), прав. Анны (Лавра прп. Афанасия), Кавсокаливия (Пресв. Троицы при Лавре прп. Афанасия), Новый скит (Рождества Пресвятой Богородицы при монастыре св. Павла), вмч. Пантелеимона (монастырь Кутлумуш), св. Иоанна Предтечи (монастырь Ивирон). В 1914 г. Константинопольский Патриарх и греческие власти отклонили просьбу России дать русским скитам статус монастырей 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Микашевичи. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Иоанна Предтечи Год постройки:Между 1936 и 1990. перестроен из костела. Архитектор:Пшибиславский Адрес: Лунинецкий р-н, г.Микашевичи, ул.Ленинская, 34 Координаты: 52.222823, 27.465477 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм переделан в конце ХХ века из костела, построенного в 1936 году. Памятник архитектуры эклектики. В советское время в костеле были открыты клуб, мебельный магазин. Здание выкуплено православной общиной в 1990 году. Микашевичи когда-то были небольшим полесским поселением. Строительство железной дороги около 1900 года, и небольшой лесозавод начинают собирать большие резервы людей из более отдаленных уголков - потому что местные жители округа смотрели на внедряемые нововведения неохотно и не хотели работать. В 1908 году был построен фанерный завод, а лесопильный завод был расширен за счет возведения кирпичных стен. В 1911 году сгорел лесозавод. В 1923 году его перестроили. Фанерный завод 2 апреля 1921 года был полностью разрушен большевиками, потому что при отступлении из Микашевич через реку Случь, которая должна была стать новой границей между Польшей и Россией по Рижскому договору, они взяли то, что можно было увести и имело ценность. Завод, запущенный в 1925 году, был заново перестроен, лесопильный завод начал увеличивать штат и набирать людей, в первую очередь рабочих. Первоначально здесь было около 300 рабочих, а в 1938 году - около 1000. Небольшое местечко постепенно превращалось в поселение с большой рабочей колонией, в которой проживало значительное польское и католическое меньшинство. Расширение фабрики обострило необходимость создание отдельного прихода и строительство костела. Окрестные села, такие как Рудня, Морщиновичи и Запросье исторически населяли католики, но из-за отсутствия постоянного священника часть жителей постепенно переходили в православие. Село Ситница оказалось наименее устойчивым к католической вере и в полном составе перешло в православие. Вышеупомянутые села принадлежат Пинской и Давид-городокской парафии, последнее - к Лахвенской. Приходские священники стараются время от времени навещать Микашевичи, совершать богослужения в рабочей комнате, а затем и в школе.

http://sobory.ru/article/?object=55106

Псков. Иоанно-Предтеченский монастырь с Завеличья (подворье Крыпецкого монастыря). Собор Рождества Иоанна Предтечи. Иоанновский собор Карта и ближайшие объекты Собор Рождества Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, 1-я пол. 12 в., ул. Горького, 1 Иоанно-Предтеченский девичий монастырь был основан в 1240 году княгиней Ефросиньей Рогволдовной — теткой известного псковского князя Довмонта. Под именем Евпраксиньи она стала первой игуменьей монастыря; погребена здесь же, в Иоанновском соборе, который с того времени стал усыпальницей псковских княгинь, (а много позднее, в 19 в., и губернаторов города). В 1921 г. монастырь был закрыт. Богослужения возобновились через 70 лет, в 1991 году. Реставрации: 1948-1949 гг. (архитектор П. Н. Максимов), 1978-1991 гг. (С. П. Михайлов, открывший фрагменты живописи 12 века). В архитектурном отношении собор уникален: это единственный базиликальный, трехнефный, трехапсидный храм в Пскове, относящийся, как и мирожский, к древним, домонгольским временам. Позакомарное покрытие, три главы шлемовидной формы, шесть столпов в интерьере указывают на новгородскую домонгольскую школу. (Псковские — двухпролетная звонница и притвор — появились позднее). В интерьере — также редкие для псковской традиции — 6 столпов и пониженные подпружные арки. В декоре используется аркатурный пояс на барабане; загадочны круглые (!) окна в восточной части четверика — таинственные иллюминаторы на этом древнем корабле веры. Он построен с небольшим отступом от берега реки Великой, против впадения в неё Псковы. По преданию, монастырь основан около 1240 года местночтимою княгиней Ефросиньей, в иночестве Евпраксией. Благоверная княгиня, дочь полоцкого князя Рогволда Борисовича и тётка князя Довмонта, была в супружестве за князем-авантюристом Ярославом Владимировичем, который являлся сыном Псковского князя Владимира Мстиславовича. Ефросинья была отвергнута злым супругом, который то воевал против немцев, то дружил с ними, наконец ушёл к рыцарям и там женился на Лифляндке. Жизнь её была трагической, видимо, не от большого счастья она постриглась в монахини, построив во Пскове Ивановскую обитель, она стала и первой его настоятельницей.

http://sobory.ru/article/?object=00257

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010