Мотохово. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Мотохово, Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Приделы вмч. Георгия и Покрова. Закрыта в 1938 г. Село Мотохово находится в 150 верстах от Петербурга и в 70 от Новой Ладоги, в лесу, среди болот, у ручья Ключно и у речки Черной, впадающей в Волхов. Как окруженное болотами и лесами, оно иногда называется " островом " ; называется также " Захожи " , так как при набегах шведов народ " заходил " сюда и скрывался в лесах. Название Мотохово производят от того, что здесь когда-то живали " мотали " или ворожеи. Из хранящихся при церкви двух указов преосвященного Феофана, архиепископа Новгородского и Великолуцкого, от 2 октября 1780 г. за 807 и от 28 ноября 1782 г. за 168 видно, что прежняя деревянная, во имя Рождества Иоанна Предтечи, построенная в 1701 г. церковь в июле 1730 г. сгорела от пожара, перенесенного из ближайшего леса и что на ее месте в 1731 г. построена другая, во имя того же святого, деревянная церковь, существующая до ныне. По сказаниям старожилов церковь эта уцелела от пожара, бывшего в 1818 г., сгорели только некоторые церковные вещи и почти все церковные документы. Вместо этой обветшавшей церкви был в 1851-1852 гг. построен каменный храм во имя Иоанна Предтечи при участии священника Василия Алексеева и усердием прихожан. Постройка стоила 16 198 руб. 50 коп. В 1858-1859 гг. усердием священника Иоанна Любимова и прихожан построена вокруг церкви и кладбища каменная, на пространстве 140 саж. ограда с деревянною решеткою, на сумму в 2 286 руб. 37 коп. В 1860 г. усердием тех же лиц церковь украшена священными изображениями на стенах и купол. Эта работа стоила 600 руб. сер. В ветхой деревянной церкви антиминс освящен епископом Венедиктом 1842 г. апреля 5, подписан митрополитом Серафимом. В ней замечательны: бывшие Царские двери, с ликами Богородицы с веретеном в руках, Архангела Гавриила с жезлом и 4 евангелистов с пером и книгою, но без символических животных; бывшие боковые двери, с изображениями " двуличными " Михаила и Гавриила; продолговатый образ Тайной Вечери; картина страшного суда; поясной образ Иоанна Предтечи с крыльями.

http://sobory.ru/article/?object=02425

Москва. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском. Карта и ближайшие объекты В 1801 году построена каменная церковь в стиле русского классицизма. Убранство храма подверглось переделке в 40-х годах XIX века. Сохранились иконостасы того времени. В 80-х годах XIX века с двух сторон колокольни были созданы пристройки. После революции 1917 года церковь продолжала действовать, сюда был перенесён престол закрытой церкви Спаса Нерукотворного Образа в Гиреево. В храме находится чтимая икона Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " , икона Иоанна Предтечи, где находится частичка мощей. http://i-hram.ru/ Официальный сайт Рождества Иоанна Предтечи, пророка и крестителя Господня, в Ивановском церковь (улица Сталеваров, дом 6, строение 1–2). Первый храм во имя Рождества Иоанна Предтечи в селе Ивановское по-видимому существовал уже в XVI в., поскольку село с этим наименованием впервые упоминается в 1576 г. В 1665–1667 гг. здесь выстроили деревянную церковь, которую украсили образами, выполненными иконописцами Сергеем Рожковым «с товарищами». Существующий ныне храм с трапезной и колокольней возвели в 1801 г. в стиле классицизма. Он имеет сферический купол, увенчанный небольшой главкой на четырхугольном барабане, украшен пилястрами, с севера и юга – портиками тосканского ордера и треугольными фронтонами. Колокольня – трехъярусная. В храме были сохранены те же приделы, что и в прежней деревянной церкви, – святителя Василия Великого (перенесен в 1997 г. в новопостроенный крестильный храм) и великомученика Георгия Победоносца. Ограда относится к XIX в., церковь окружает небольшое кладбище, на котором сохранились надгробия XIX в. В советские годы храм не закрывался. В 1941 г. него перенесли престол из соседней церкви Спаса Нерукотворного Образа в Гиреево, ставший приставным до возобновления богослужений в храме Спаса. В 1990 г. были сделаны пристройки к колокольне. В 1990–1992 гг. была проведена реконструкция храма, расширена трапезная, устроена новая ризница. Среди святынь сохраняется чтимая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

http://sobory.ru/article/?object=03359

Торопец. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Церковь Иоанна Предтечи Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь построена в 1703-1704 г.г. на месте Ивановского женского монастыря, о котором известно, что он уже существовал в 1540 году и был очень беден. В монастыре жили священник, игуменья и 25 монахинь, как сказано в писцовых книгах «питаются от церкви и от мира». Церковь относится к типу бесстолпных одноансидных храмов. Отличается полукруглой формой апсиды и наличием своеобразного фигурного покрытия сводов. Такие покрытия — доминирующие в городе. Широко применявшиеся в Торопецком строительстве XVII-XVIII веков, они берут, по-видимому, свое начало из культового зодчества Украины. Размерами, пропорциями и расположением (в хитросплетении старинных улочек, практически во дворах жилых домов) напоминает псковские храмы. Не действует, частично покрыта лесами, но реставрация, по-видимому, не ведется. В период с октября по декабрь 2007 года было проведено визуально-инструментальное обследование технического состояния несущих и ограждающих конструкций а также декора фасадных стен здания - объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения «Церковь Рождества Иоанна Предтечи. 1703 г.», расположенного по адресу: Тверская обл., г. Торопец, ул. К. Маркса. Заказчиком проведения указанных работ является настоятель церкви Рождества Иоанна Предтечи протоиерей Георгий (Фролов Ю. Н.). Работы по обследованию проводились ООО «ИСКОН» на основании лицензии РПК 1715 от 20.07.2007 г., выданной Федеральной Службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура, приказ 40 от 20.07.07 г.). Целью обследования являлся сбор данных для оценки технического состояния конструкций и обоснования возможности их дальнейшей безопасной эксплуатации. Выполненный на основании проведенного обследования проект реставрации храма успешно прошел согласование в Росохранкультуре; на объекте ведутся ремонтно-реставрационные работы. Работы ведутся ООО " Аркада " , имеющим большой опыт в строительстве и реставрации храмов.

http://sobory.ru/article/?object=04359

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Братееве (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] По документам Патриаршего приказа 1628 года известно, что церковь Святого Иоанна Предтечи села Коломенского в приселке Братееве в начале XVII столетия была деревянная, «построенная исстари». По-видимому, она была двупрестольная, т.к. в записных книгах Патриаршего казенного приказа за 1706 г. указывалось, что 29 октября названного года в церковь Иоанна Предтечи и в придел Архистратига Михаила той же церкви выданы 2 антиминса. К 1731 году церковь либо обветшала, либо (есть такие утверждения) сгорела. На том же самом месте был возведен каменный фундамент, на который поставлена привезенная из подмосковного села Рождественно деревянная церковь. По списанию 1887 года она была одноэтажной, одноглавой; покрыта железом. Стены снаружи и внутри обшиты тесом и покрашены с наружной стороны белилами. В церкви находилось два престола: главный- в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и боковой- священномученика Власия (последний устроен в 1880 году в трапезной на иждивение церковного старосты К. Т. Болховитинова). Церковь имела двухъярусную колокольню, нижняя часть которой была сооружена из белого камня, верхняя – из дерева, обшита тесом и окрашена белилами. На колокольне имелось 3 колокола. Среди достопримечательностей храма отмечались древние иконы – Усекновения честной главы святого Предтечи и Пророка Иоанна, Святителя Николая чудотворца, Жен-мироносиц; древня плащаница, резное распятие (по преданию приплывшее по реке Москве), кафельные Царские Врата, оловянная дарохранительница, Евангелия 1701 и 1748 годов и Синодик с 24 гравированными изображениями на 38 листах, в котором были занесены имена благотворителей – дворян Нормоновых, княжны Голицыной и многих других. Из святынь упоминались частицы мощей Священномученика Антипы и преподобных отцов Антония и Феодосия Киево-Печерских, хранившихся в особом серебряном вызолоченном ковчеге.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Усекновен...

Глубоково (погост Иванова Гора). Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Табличка на воротах гласит, что это ныне Патриаршее подворье. В настоящее время кровля колокольни, на которой располагался шпиль и крест, видимые на фотографиях 50-х годов - разобрана, из верхнего яруса торчит арматура, по-видимому, идет подготовка к установке вновь изготовленного шпиля и креста. Будем надеяться, что они не повторят печально известное завершение колокольни величественной Спасской церкви в соседнем Райсеменовском, прекрасно видимой от Ивановой Горы на высоком противоположном берегу Нары. С сайта www.kultmetro.ru: " По церковному преданию, Сергий Радонежский во время одного из посещений оказался на месте погоста Иванова Гора, где своими руками посадил дуб. Это дерево просуществовало до конца 19 столетия, когда от него остался громадный пень. Диомид Митрофанович Хутарев, основатель текстильной фабрики, задумал поставить на месте произрастания этого дуба звонницу со специально заказанным колоколом весом в 550 пудов 16 фунтов. Поднятие колокола состоялось 29 марта 1984 г. Д.М. Хуторева прихожане почтили поднесением иконы Нерукотворенного Спаса. Колокольня церкви Иоанна Предтечи входила в состав церковного комплекса на Ивановой горе. К этому же комплексу принадлежали: церковь во имя Рождества святого Иоанна Предтечи, трапезная, хозяйственные церковные постройки. Но время и людское безразличие не пощадили памятники архитектуры. Только высокая стройная колокольня и комплекс хозяйственных церковных построек напоминают о былом величии. В настоящее время идет процесс восстановления колокольни церкви Иоанна Предтечи. Уже готовы проекты шпиля высотой в 6 м и креста – 4 м, а также колоколов " . Хоть колокольня этой церкви на Ивановой горе пока ещё  в строительных лесах, впечатление производит колоссальное. И не только потому, что она – одно из самых высоких сооружений в Подмосковье (высота колокольни – 76 метров). Высокое кирпично-каменное сооружение выглядит на редкость изящно и даже как то воздушно. И арки, и проёмы, и даже колонны выглядят тонкими лучами, уходящими вверх. Но реставрация зданию явно не помешает – всё таки оно отметило 115 ю годовщину. Грандиозная надвратная колокольня построена по проекту 1895 года на средства фабриканта Д. М. Хутарёва в неовизантийском стиле. Она только на два аршина ниже, чем колокольня Ивана Великого в Московском Кремле.

http://sobory.ru/article/?object=08653

Принесение десницы Иоанна Крестителя в Россию Фото Андрей Толкунов. Православие.Ru С 7 июня по 16 июля по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II из Монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в Цетинье (Сербия и Черногория) Фондом Всехвального апостола Андрея Первозванного на каноническую территорию Русской Православной Церкви принесена великая святыня православия – десная рука Святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Жители России, Украины, Белоруссии смогут прикоснуться к ковчегу с кистью, которую Иоанн Креститель возложил на главу Спасителя в миг Богоявления и Крещения в водах Иорданских Сына Божия. Десница Иоанна Крестителя, с 1799 по 1918 годы хранившаяся в России (Санкт-Петербурге и Гатчине) и являвшаяся собственностью Российской Императорской семьи, из-за революционных потрясений последние полвека пребывала в Сербии и Черногории, считаясь утраченной и была обретена лишь в 1993 году. В сопровождении представителя Святейшего Патриарха Сербского, десница будет на время принесена для поклонения в Москву, Нижний Новгород, Чебоксары, Екатеринбург, Челябинск, Саратов, Владикавказ, Ростов-на Дону, Минск, Санкт-Петербург, Киев. Сохранилось описание десницы Иоанна Предтечи, принадлежащее боярину Борису Петровичу Шереметеву (1652–1719), будущему генералу-фельдмаршалу Русских войск и Андреевского кавалера. Вот как он описал ее в своих записках о девятидневном путешествии на Мальту в 1698 году, где он был посланником Петра I: " Мая 8 числа боярин в церкви Святого Иоанна Предтечи, в которой того дня был гранд магистр, и все кавалеры слушали Литургию и все причащались. По окончании Литургии выносили с процессию и пением руки святого Великаго Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, и сподобились все ее целовать... Та Святого Предтечи рука по запястья, и видом мощи весьма преудивительны являются, как будто недавно умершего человека. Показуют же оную руку всенародно годом немногажды " . На нетленной Святой кисти Пророка нет мизинца и среднего пальца. С 1200 года мизинец находился в Константинополе в храме Святого Пророка Иоанна Крестителя в известном своим строгим благочинием Студийском монастыре, расположенном на берегу Мраморного моря. При завоевании Константинополя турками храм был превращен в мечеть, а мизинец попал в собрание святынь султана и поныне пребывает в музее Стамбула в ковчеге, имеющем форму руки. Средний перст десницы Иоанна Крестителя был принесен в начале XIII века Святителем Саввой, Архиепископом Сербским Цареградскому Патриарху Герману II и основателю Никейской Империи Феодору I Ласкарису (1204–1222).

http://pravoslavie.ru/17615.html

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 8 июля 2023 года 25. Суббота. Прмц. Февронии. Блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев. Прп. Далмата Исетского . Служба отдания Рождества Иоанна Предтечи (см. в Минее 25 июня) и прмц. Февронии не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения службы отдания Рождества Иоанна Предтечи (см. в Минее 25 июня) в соединении со славословной службой блгвв. кнн. Петра и Февронии (Б) . А. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Предтечи (см. в Минее 25 июня), глас 4й 3, и преподобномученицы, глас тот же 3. «Слава» – Минеи, глас 8й: «Виждь Елисаветь…», «И ныне» догматик, глас 3й: «Како не дивимся…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2й: «Велия Креста Твоего, Господи, сила…», 3й: «Велия мученик Твоих, Христе, сила…», 4й: «Пророцы, и апостоли Христовы…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава, и ныне» Минеи, глас 6й: «Елисаветь зачат…». По Трисвятом тропарь Предтечи (см. в Минее 25 июня), глас 4й. «Слава» тропарь преподобномученицы, глас тот же, «И ныне» Богородичен воскресный, глас 3й: «Тя, ходатайствовавшую…». На утрене на «Бог Господь» тропарь Предтечи (см. в Минее 25 июня), глас 4й (дважды). «Слава» тропарь преподобномученицы, глас тот же, «И ныне» Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…». Кафизмы 16я и 17я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50й. Каноны: В храме Господском, Богородицы и святого – канон Предтечи (см. в Минее 25 июня) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), преподобномученицы на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что данное мнение В. Розанова не находит подтверждения в богослужебных книгах (в т. ч. и в старопечатной традиции) .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Иконы святых Святой Иоанн Предтеча Святой Иоанн, Предтеча и Креститель Господа, занимает в церковном богослужении особое место. Его памяти посвящен вторник каждой литургической недели, а на следующий день после Крещения Господня празднуется его Собор (7 января ст. ст.). Церковь вспоминает также не только день его смерти (29 августа ст. ст.) и обретение и перенесение его останков, как это совершается в отношении других святых, но также и его Зачатие (24 сентября ст. ст.) и Рождество (24 июня ст. ст.), как и Зачатие и Рождество Богоматери. Иоанн Креститель – самый великий из рожденных женами, но меньший в Царстве небесном больше его ( Мф.11:11 ). Служение Предтечи принадлежит еще Ветхому Завету. Ему надлежало умаляться перед Христом, Которому должно расти ( Ин.3:30 ). Святой Иоанн предшел перед Мессией в духе и силе Илии ( Лк.1:17 ), таинственного предтечи второго и славного пришествия Христова. Но если Илия сводил огонь с неба, то Предтеча первого Его пришествия не сотворил никакого чуда ( Ин.10:41 ). Он был больше пророка ( Мф.11:9 ); он был вершиной ветхозаветной святости, но перед Тем, Кто шел после него, он никаким внешним знаком не проявил своего посланничества и был лишь гласом вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу ( Ин.1:23 ). Илия, взятый на небо в огненной колеснице, должен вместе с Енохом вернуться на землю, чтобы умереть как свидетель (см.: Откр.11:3–10 ). Иоанн Предтеча уже завершил свое свидетельство мученичеством еще до того, как Христос исполнил дело спасения. Уже после Вознесения Господня Церковь , приняв благодатное крещение Духом Святым и огнем с небес ( Мф.3:11 ), воздаст почитание Предтече Христа. Она признает истинное величие Иоанна Крестителя, который есть после Богоматери величайший из людей. На иконах Деисуса по сторонам от Христа Вседержителя изображаются Пресвятая Богородица и друг Жениха ( Ин.3:29 ). Наша икона (Россия, XVI в.) написана, как и соответствующая ей Икона Богоматери, для трехчастной иконы Деисус. Изображенный в полфигуры Предтеча склонен к левой стороне иконы: он смотрит на Христа. Левая его рука в жесте молитвы, правая же показывает верующим раскрытый свиток со словами его проповеди покаяния: ...покайтеся, приближибося царствие небесное Уже бо и секира при корени древа лежит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо ( Мф.3:2, 10 ). Поверх одеяния из верблюжьего волоса (см.: Мф.3:4 ) Иоанн Предтеча одет в темный гиматий. Его Длинные волосы падают на плечи, борода растрепана: это человек пустыни, прообраз великих христианских отшельников. Аскетические черты его лика соответствуют строгости его проповеди покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Москва. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках. (в Сокольническом отделении работного дома) Карта и ближайшие объекты Храм был заложен в 1915 году, освящение главного престола в честь Рождества Иоанна Предтечи состоялось 15 января 1917 года. Нижний придел апостола Матфея был освящен 10 июня 1917 года. В целом генеральный план местности с постройками во владении Сокольнического отделения Работного дома и детского приюта им. доктора Ф.П.Гааза сформировался в 1915 году в виде круга, храм распологался в центре всего комплекса. В 1918 году производилась опись имущества храма, в дальнейшем, вплоть до 1922 года осуществлялись попытки его закрытия. Что и прозошло 30 января 1923 года, когда было принято постановление о закрытии храма Иоанна Предтечи в Работном доме. Были вывезены богослужебные сосуды и другие предметы из драгоценных металлов. Иконостасы и хоругви были переданы в храм Пресвятой Богородицы, который впоследствии был уничтожен. Церковь была обезглавлена, уничтожена фреска над входом, сняты колокола. С 50-х годов ХХ-ого века на данной территории находился электромеханический завод. В помещениях храма был размещен термогальванический цех, здание было доведено до крайне тяжелого состояния. Со стороны алтаря в храм была встроена котельная, с трех сторон были сделаны пристройки. С момента постройки храма ни разу не проводились ремонтные работы. Во многих местах отсутствовала кровля, имелись пробоины. Постройка северной линии также находилась в аварийном состоянии. Со 2-ого октября 1998 года храм и все относящиеся к нему здания были переданы Русской Православной Церкви и получили статус Подворья Патриарха Московского и всея Руси. С 2000 года встроенная в храм котельная и все имущество бывшего завода, после его банкротства, стали частной собственностью другого предприятия. И на данный момент храм находится на его территории. В настоящее время ведется упорная и последовательная работа по возрождению Патриршего подворья храма Рождества Иоанна Крестителя. Информация с сайта храма. http://www.podvorie-sokolniki.ru

http://sobory.ru/article/?object=03914

Санкт-Петербург. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Церковь Рождества Иоанна Предтечи при Пажеском Его Величества корпусе Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Иоанна Предтечи при Пажеском Его Величества корпусе Пажеский корпус для детей из знатных дворянских семей был основан в 1759 и действовал вплоть до Февральской революции. В 1810 его перевели с Миллионной на Садовую улицу, в барочный дворец, возведенный Б. Растрелли для гр. М. И. Воронцова. У графа в юго-восточном флигеле была церковь прп. Михаила Малеина (или свв. Климента Римского и Петра Александрийского), освященная 25 ноября 1758 в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны. Церковь сохранялась и после покупки дворца в казну и закрылась только в 1799, когда Павел I, отдав дворец Мальтийскому ордену, поручил Кваренги создать вместо первоначальной церкви новый просторный храм на 1000 человек в честь святого покровителя ордена. Он был освящен 21 июня 1801 и разместился на втором этаже главного здания. Тот же зодчий возвел при корпусе католическую церковь, т. н. „Мальтийскую капеллу“ (церковь св. ИОАННА ИЕРУСАЛИМСКОГО при Пажеском Его Императорского Величества корпусе). Колонны в православном храме были отделаны искусственным синим и желтым мрамором, лепной карниз позолочен, на потолке и стенах рельефом изображены мальтийские кресты. Из прежней церкви в новую взяли: Острожскую Библию 1580 года, прижизненный портрет свт. Димитрия Ростовского, напрестольный золоченый крест с мощами апп. Андрея, Стефана и др. Павел I подарил прекрасные облачения из малинового бархата с шитыми серебром мальтийскими крестами и чеканную дарохранительницу из серебра весом более пуда. На стенах храма висели доски черного мрамора с именами павших воспитанников. Дважды – в 1875 и 1900 – в церкви производился реставрационный ремонт, а в 1901 на фронтоне был сделан новый крест и звонница с семью колоколами. В 1883 арх. М. Н. Парунов предложил выстроить во дворе Пажеского корпуса копию иерусалимской часовни Гроба Господня, но этот проект не был осуществлен.

http://sobory.ru/article/?object=19769

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010