поиск:   разделы   рассылка Церковь как медиатор: много против, ноль за Идея использовать Церковь как общественного посредника оказывается утопичной Источник:  Московские новости Вопрос о том, что Русская православная церковь может выступить посредником в переговорах между гражданской оппозицией и властью, был поднят после рождественского интервью патриарха Кирилла на канале " Вести-24 " . Слова патриарха можно было расценить как некоторую солидаризацию – если не с настроением, то с сутью претензий к власти, высказанных на декабрьских митингах в Москве. Позднейшие выступления патриарха, впрочем, компенсировали эти впечатления. Механизмы диалога Идея использовать Церковь как общественного посредника, с одной стороны, вроде бы выглядит привлекательно. Но при ближайшем рассмотрении, а особенно применительно к нашим текущим реалиям, она оказывается утопичной и во многом провокационной. Начнем с того, что такая идея могла родиться только в обществе с неразвитыми гражданскими институтами. Зрелое гражданское общество само по себе обладает достаточными социальными механизмами, которые позволяют вести любой диалог, в принципе не прибегая к посредничеству никакого специального института. Обычно диалог обеспечивается путем стандартных демократических механизмов, к которым относятся, например, конкурентный парламентаризм и свободные СМИ. Важное условие – наличие у общества и власти соответствующей воли, а также традиции подобного диалога. Необходимость в медиаторе-посреднике может говорить о сильной степени конфликта в обществе. И тогда медиатор пытаются использовать как исключительный и нестандартный способ разрешения экстремальной или тупиковой ситуации. Другой случай – если общество организовано так, что оно лишено тех самых механизмов, которые позволяют вести квалифицированной диалог между сторонами к обоюдной пользе. Тогда требуется посредник. Скорее это наш случай. В стране с сильной вертикалью власти декоративный парламентаризм, по сути, лишен своих представительских функций. Свобода СМИ – и политическая, и экономическая – также под большим вопросом.

http://religare.ru/2_92578.html

Поярково. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Рождественская церковь Карта и ближайшие объекты Первые сведения о селе Поярково восходят к 1581 году. В писцовой книге того времени читаем: В Монаньине и в Коровине и в Быковском стану… митрополичье село Поярково на реке Клязьме… " . Ранее там стояла деревянная церковь Георгия Страстотерпца, но уже к началу XVII века она была по неизвестным нам причинам уничтожена. После разорения села польско-литовскими интервентами пустошь Поярково принадлежало дьяку Федору Апраксину (1619-1624), затем стряпчему Михаилу Ларионову (1629-1648), думному дворянину Богдану Федоровичу Нарбекову (1650-1651). В 1651 году по обменному акту село переходит во владение стрелецкого полковника Артамона Сергеевича Матвеева, который в 1662-1665 годах у большого пруда с островом и построил на свои средства упоминаемую нами каменную церковь Рождества Пресвятой Богородицы. С именем Артамона Матвеева, известного государственного деятеля XVII века, связаны наиболее интересные страницы истории села Пояркова. Родился он в семье обыкновенного дьяка, а стал одной из самых известных личностей России, другом царя Алексея Михайловича Романова. Некогда в его доме воспитывалась будущая вторая жена государя Наталья Кирилловна Нарышкина. Особых успехов Артамон Матвеев добился на дипломатическом поприще. В 1654 году он входил в состав русской делегации на Переяславской раде, в 1655-1657 годах - в состав посольства в Польшу. С1669 года он возглавил Малороссийский приказ, считая своей основной задачей присоединение к России всей Украины. В 1672 году во время переговоров с Польшей он добивается закрепления за Россией Киева. С 1671 года Артамон Матвеев руководил одновременно Посольским приказом и рядом других центральных государственных учреждений. После смерти царя Алексея Михайловича при Федоре Алексеевиче, с возвышением Милославских, Артамон Матвеев был сослан в Пустозерск. Был возвращен в Москву в 1682 году, но вскоре во время стрелецкого мятежа стал одной из первых жертв восставших.

http://sobory.ru/article/?object=00502

Предисловие Троице-Сергиева Лавра в наши дни привлекает внимание многих. Что влечет сюда людей со всех концов нашей страны, из самых отдаленных уголков ее, а также многочисленных гостей из-за рубежа? Неповторимый архитектурный ансамбль Лавры, в котором удивительно гармонично сочетаются стили самых разных эпох, от пятнадцатого до девятнадцатого века; насыщенная событиями история монастыря, видевшего в своих стенах и героя Куликовской битвы великого князя Дмитрия Донского, и сурово-деспотичного Ивана Грозного, и отряды польско-литовских интервентов, шестнадцать месяцев осаждавших эту твердыню земли русской в тяжелую годину Смутного времени, и будущего преобразователя России Петра Первого, укрывавшегося в дни своей юности за стенами Лавры от притязаний властолюбивой сестры, царевны Софьи, и мятежных стрельцов. Как в зеркале, отразилась в истории Лавры история России. Но Лавра – это не только прошлое. На ее территории и в наши дни мирно уживаются музей-заповедник, действующий монастырь  и Московские духовные школы – академия и семинария. И именно эта живая связь времен, уникальное сочетание традиций прошлого и современности так благотворно и так неотразимо действует на всех тех, кто в наши дни посещает удивительную жемчужину русской культуры. История Троице-Сергиевой Лавры начинается с ее основателя – Преподобного Сергия Радонежского (1314–1392 гг.). Его трудами и подвигами утверждалась будущая великая обитель, его святость – святость его жизни и духовная сила положили начало тому могучему влиянию, которое оказывала и продолжает оказывать Лавра на развитие отеческой истории и русской культуры. «Жития» Преподобного Сергия имеют свою историю. Древнейший вариант составлен учеником святого – Епифанием Премудрым (первая половина пятнадцатого века). Это «Житие» неоднократно издавалось в девятнадцатом-двадцатом веках по рукописям пятнадцатого-шестнадцатого веков (наиболее полное издание – Троице-Сергиевой Лавры, 1908 г.), последнее издание – в сборнике «Богословские труды», 11, 1973 г., с. 216–239, со вступительной статьей священника А. Просвирнина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Исполняющий обязанности Патриаршего экзарха Африки: еще ряд священников желают перейти в Русскую Православную Церковь Патриарший экзархат Африки начал 2024 год с самого масштабного выезда священнослужителей Русской Православной Церкви в разные страны африканского континента. В некоторых из них впервые прошли богослужения для русскоязычных верующих в праздники Рождества Христова, Крещения и Обрезания Господня. Новый глава экзархата – исполняющий обязанности Патриаршего экзарха Африки епископ Зарайский Константин – в своем первом интервью на этой должности рассказал РИА Новости об отборе священнослужителей для поездки, а также о первоочередных задачах, образовательных и миссионерских проектах Африканского экзархата. – Владыка Константин, нынешняя рождественская поездка русских священников в Африку стала самой массовой в истории экзархата. С какими трудностями пришлось столкнуться при ее организации и проведении? – Трудности были организационными, потому что в страны Африки были отправлены русские священники из разных епархий. Для каждой страны нужны прививки, документы, письма в посольство, перелет, транспорт, поэтому труд был объемный, но рутинный, технический. Значимых проблем в этих поездках не возникло. Организационно, конечно, каждая поездка – это самостоятельное событие: хотя все они состоялись в одно время, почти каждый священник направлялся не в одну страну, а в две или даже три. Всего в выезде кроме меня участвовали семь священников. Охвачено было семнадцать стран, причем в шести из них Рождественские литургии в традиции Русской Церкви служились впервые. Служили наши священники также и на Обрезание Господне, и на Богоявление. – Вы сказали, что это было духовенство из разных епархий. Как участники поездки были отобраны? – Это были добровольцы, уже известные нам священники. Мы согласовывали их участие с епархиальными архиереями. Для такой поездки человек должен иметь некий опыт выхода из зоны комфорта и в той или иной мере владеть языком: Африка – континент большой, но требуются в основном английский или французский языки.

http://mospat.ru/ru/news/91350/

Разделы портала «Азбука веры» Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь Крестителя и Предтечи Иоанна, глас 2 Память праведнаго с похвалами,/тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/показал бо ся еси воистину и пророков честнейший,/яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./Темже за истину пострадав радуяся,/благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию,/вземлющаго грех мира//и подающаго нам велию милость. Кондак Крестителю и Предтече Иоанну, глас 2 Пророче Божий и Предтече благодати,/главу твою яко шипок священнейший от земли обретше,/исцеления всегда приемлем,//ибо паки, якоже прежде в мире проповедуеши покаяние. Ссылки Сейчас в разделе 433  чел. Всего просмотров 16 млн. ©2024 Молимся по часам к содержанию О традициях поста Можно ли себе представить, что, увидь святой Ипполит Римский (II в.) практику пощения, которую мы сейчас знаем, он назвал бы её странной и парадоксальной? Можно! Ведь именно так он и его современники, включая Амвросия Медиоланского , эту практику и характеризовали. А дело в том, что со II века, под влиянием ереси монтанистов, воздержанием от скоромной пищи стали подменять понятие поста, под которым изначально понималось кратковременное воздержание от любой еды (даже «постной»). Возврат к истокам традиции позволяет снять такие недоразумения, как возможность послабления больным, путешествующим и прочим «льготным» категориям людей, а также решает проблему празднования Нового года без нарушения Рождественского поста, не переходя при этом на григорианский календарь. Неожиданные, но традиционные рекомендации пощения предлагает священник Вадим Коржевский в интервью 2020 года. Обоснования актуальности утраченной практики постов, исторические примеры различных форм пощения, рекомендации и практические советы в отношении пищевого режима содержатся в видеороликах. Ответы на вопросы 1. Что такое пост? Обычно для наших современников из православной или околоправославной среды пост ассоциируется с постными продуктами, в наборе которых нет (или почти нет) пищи животного происхождения. Для древних же существен­ным в посте считался не род пищи , а час её вкушения и, соответственно, продолжительность полного воздержания от неё .

http://azbyka.ru/chaso-slov/o-tradicziya...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» (225) – январь 2022 27 мин., 08.02.2022 Обложка : На фоне звездного неба и закатных отсветов в уже погруженной в ночную тьму пустыне - три черных силуэта всадников, передвигающихся на верблюдах. Первый из них указывает рукой на яркую светящуюся звезду (фото). Внизу надпись: ПРОСТОЕ ЧУДО СВЕТА и обозначение главной темы номера: С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ! Пролог : Михаил Кузмин . Зима («Близка студеная пора...»). Стихотворение. 1916//Фома. - – январь 2022. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. 7 января. Рождество Христово : Патриарх Кирилл. Чем праздничное веселье отличается от радости ? Из рождественского интервью телеканалу «Россия», 7 января 2021 года. Заголовок дан редакцией. Фото Виктории Демидовой//Фома. - — январь 2022. - С.4- 5. - (« 7 января. Рождество Христово »). Даты месяца : Даты месяца: январь //Фома. - – январь 2022. – С.6-7. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 14 января. Обрезание Господне. [Господь исполнил заповедь об обрезании, чтобы никто не смог сказать, будто Он пришел на землю в призрачном обличии. Обрезание плоти — это свидетельство истинного воплощения Господа. Святитель Димитрий Ростовский говорит: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека , в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник, претерпевая боль, положенную за грех » ]. Ил.: Обрезание Господне. Преображенский монастырь, Великотырновская область, Болгария. - С.6; 19 января. Крещение Господне. [...святитель Хроматий Аквилейский: « Не ради Себя Господь пожелал креститься, но ради нас, чтобы исполнить всякую правду. Ибо справедливо, чтобы тот, кто учит чему-то другого, начал это первым»...]. Фото Кристины Кормилицыной.. - С.6; 15 января . День памяти преподобного Серафима Саровского. [В этот день Церковь вспоминает представление святого старца в 1833 году. Кончина преподобного Серафима описана в книге митрополита Вениамина (Федченкова) «Всемирный светильник», отрывок из которой приводится здесь. Так же 15 января вспоминается и второе обретение мощей преподобного Серафима в 1991 году]. Фото ya-arhangelsk.ru. - С.6-7;

http://foma.ru/bibliografija-foma-1-225-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – январь 2011 17 мин., 23.01.2011 1 страница обложки – портрет Заслуженного артиста России Андрея Леонова – сына актера Евгения Леонова (фото Владимира Ештокина). См. в рубрике   «Интервью номера» статью «Живую любовь отца я чувствую и сейчас» (С.10-15). Пролог: (на заставке – Гертген тот Синт-Янс. Поклонение Младенцу. ок. 1490) Иосиф Бродский. Рождество 1963 . Стихотворение, январь 1964//Фома. - – январь 2011 . – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С. 3. Письма: Письма о Рождестве. Подборка писем и цитат//Фома. - –январь 2011. – С.4-6. – (рубрика « Письма »). В подборку включены: Евангелие от Луки 2:6-7 . Цитата: «…Когда же они были там, наступило время родить Ей…». – С.4; Иван Шмелев . « Лето Господне ». Цитата: «Синеватый рассвет белеет. Снежное кружево деревьев легко, как воздух. Плавает гул церковный…». – С.4;   Мое кудрявое чудо / Александра , Москва. – С.4; Константин Кинчев , группа «Алиса». Из песни « Рождество ». Цитата: «…Чистым январем духом воспрять. От всенощной выйти другим…». – С.4; «Колокольный» переулок / Юлия , 28 лет, Москва. – С.4-5; Клайв Льюис . « Рождество » (The Nativity, перевод Д. Якубова). Цитата: «Среди волков – я глупый, словно вол…». – С.5; Мечта о радости / Алексей , Москва. – С.5;   «Волхвы и пастухи» в Карелии / Евгения , 27 лет, Киров. – С.6; Митрополит Вениамин ( Федченков ). « Письма о двунадесятых праздниках ». Цитата: «Я ощутил, что ныне – хотя бы ныне, в эти великие праздники, - неприлично, не подобает даже думать о себе …». С.6; «Добровольный получатель» жизни / Константин . – С.6; Рождественская стихира . Цитата: « Что Тебе принесем, Христе,/яко явился еси на земли/яко Человек нас ради?/... ». - С.6.   Реклама : С.7. Колонка главного редактора: Монолог: Владимир Легойда . А вы слышали голос с неба? Чудо и православная вера. Фото Владимира Ештокина. Ил.: Хождение по водам. И. К. Айвазовский. 1888//Фома. - – январь 2011. - С.8-9. – – (рубрика « Колонка главного редактора. Монолог »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-93-y...

«С детства усвоил ощущение Рождества». Предстоятель Зарубежной Церкви – о дне рождения в Сочельник и родной стране С юных лет он мечтал служить Церкви на любом поприще 25 декабря, 2019 С юных лет он мечтал служить Церкви на любом поприще Предстоятель Русской Зарубежной Церкви митрополит Иларион (Капрал) родился в Сочельник, 6 января, но с детства привык праздновать в первую очередь День рождения Христа, а уж потом свой собственный. В интервью «Правмиру» он рассказал о детских ощущениях праздника, о жизни в монастыре и своих наставниках, о родственниках на Украине и о том, боялся ли, что первоиерархом выберут именно его. Слушаю воспоминания митрополита Илариона о дне рождения и как будто окунаюсь в ощущение рождественского праздника. Календарная близость собственного дня рождения с появлением на свет Христа, по словам митрополита, наложила отпечаток на его жизнь и является своего рода путеводителем. Возможно, именно это и было одним из тех факторов, которые помогли ему выбрать путь служения Церкви. – Мы всегда праздновали именно Рождество Христово, а не мой день рождения. Поэтому сознание, что мы встречаем Спасителя, было у меня с детских лет, и я усвоил это чувство и такую веру, – говорит он. В семье Капралов, жившей тогда в Канаде, как и в других православных домах, в сочельник держали строгий пост, так что вкусно поесть и повеселиться «новорожденный» мог только на следующий день. Однако никаких проблем у него с этим не возникало. – Мне казалось, что Святая Русь – это что-то замечательное. И когда мы праздновали Рождество, это было очень торжественное событие. И все было очень вкусно. Так что для меня пост в сочельник не был чем-то трудным. Наоборот, – рассказывает он. Владыка с теплотой вспоминает, как вся семья собиралась дома на специальную вечерю в сочельник. И, как мне кажется, с легкой грустинкой добавляет, что теперь это не получается, поскольку нынче у него понятие «семья» выходит далеко за пределы домашних стен и праздник он встречает вместе со своей паствой в храме.

http://pravmir.ru/s-detstva-usvoil-oshhu...

Священник Александр Волков: любовь к Николаю Чудотворцу записана в нашем культурном коде Церковь и Москва готовы к встрече мощей святителя Николая 13 мая, 2017 Церковь и Москва готовы к встрече мощей святителя Николая Историческое событие состоится в России в конце мая. Частица мощей святителя Николая, называемого в народе Николаем Чудотворцем и Николаем Угодником, 21 мая впервые будет принесена на российскую землю. Святой, одинаково почитаемый в православной, католической, лютеранской и англиканской церквях, в России считается покровителем моряков, путешественников, невинно осужденных и сирот. О том, как будет организован доступ для поклонения святителю Николаю в Москве и Санкт-Петербурге и как лучше верующим подготовиться к этому событию в интервью ТАСС рассказал руководитель пресс-службы патриарха Московского и Всея Руси, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Москве Александр Волков. — Отец Александр, святитель Николай Чудотворец испокон веков почитался на Руси, примером тому сотни храмов и икон с его ликом. На ваш взгляд, почему Николай Чудотворец стал, без преувеличения, одним из самых почитаемых святых? — Николай Чудотворец — святой, которого любят и знают во всем христианском мире, его чтут в Америке и Европе, Азии и Африке. Так много людей получает от него реальную помощь, что почитание этого святого давно вышло за пределы Церкви. На протяжении многих сотен лет он почитается людьми не только как святой, но и как личность, с которой ассоциируется творение добра на новогодние и рождественские праздники. Ведь Санта-Клаус, который приходит к детям по всему миру — это и есть образ святителя Николая, самого доброго и отзывчивого святого. Он почитается во всех уголках нашей страны, как вы правильно отметили, испокон веков. Свидетельства его памяти везде — от Никольской башни Московского Кремля до далекого города Николаевск-на-Амуре. Тысячи храмов и множество монастырей посвящены этому великому святому. Любовь к Николаю Чудотворцу сохраняется в культурном коде русского человека.

http://pravmir.ru/svyashhennik-aleksandr...

Семья в XXI веке и обещание верности Выступление на Рождественских чтениях 2009 года Протоиерей Александр Шаргунов Остается вопрос: возможно ли жить жизнью верности вне истинной религии? Разумеется, да. Потому что каждая душа по природе своей христианка. Существует неосознанная духовность, которая может иметь достаточно крепкую нравственность - без религии. Разумеется, многие ценности, которых инстинктивно придерживаются атеисты, имеют своим далеким источником Евангелие. Но они давно утратили с ним связь. Верность - одна из них. Может существовать мораль в культуре, где отсутствует связь с религией. Хотя в наше время это чрезвычайно редкое явление. Потому особая ответственность лежит на тех, кому дана вера в победу Христову над смертью и чья безусловная верность хранится в самом надежном месте, какое только может быть, - в безусловной любви Бога, осуществленной в любви Христа к Церкви, и дарованной в таинстве брака людям. Супружеская верность и будущее человечества не основаны на невозможности соответствия любви Христовой, но на возможности приобщиться этой единственной любви. " Мы превращаемся в соль, потерявшую соленость " Интервью " Русскому журналу " Протоиерей Александр Шаргунов Проблемы, поднятые Лефевром, во многом волнуют и Православную Церковь. В центре всего у него стоит критика либерализма. Он говорит о попытке реализовать в рамках либерализма три свободы. Во-первых, это свобода разума от всякой объективно установленной истины. Ведь истина, с точки зрения либералов, которых он отождествляет с деятелями Второго Ватиканского Собора, это то, что находится в бесконечном становлении и поиске: никто не может претендовать на исключительное обладание истиной. Во-вторых, свобода веры от догматов: невозможно принять раз и навсегда данную богооткровенную истину. В-третьих, свобода воли от закона, сдерживающие начала которого якобы несовместимы с достоинством человека и его совестью. Справедливость и актуальность этой критики Лефевра для нас очевидны. Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала " Русский Дом " - февраль 2008 г.

http://moral.ru/propoved/index.htm

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010