25 января 2023 года, в день памяти мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.      Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с замечательным событием — с проведением Рождественских чтений в городе Москве, которые всегда начинаются общей молитвой в этом соборном храме. Иногда недоброжелатели обращают некий упрек в адрес Церкви Православной — чаще не в наш адрес, а в адрес иных Поместных Православных Церквей — ввиду невозможности для мирян участвовать в жизни Церкви. Может быть, где-то этот упрек соответствует реальности, я знаю такие примеры; но этот упрек не по адресу, если он обращен к Русской Церкви. Ведь Русская Церковь — единственная из всех Поместных Православных Церквей, которая не просто вовлекла мирян в активную жизнь на всех уровнях — приходском, епархиальном, общецерковном, — но также дает возможность выслушать голоса мирян, когда многие из них собираются в Москве на Рождественские чтения. Действительно, в каком-то смысле это собор мирян, и многие из замечательных мыслей, которые здесь высказываются, затем находят отражение в реальной церковной жизни. Когда мы начинали эту практику проведения широкомасштабных Рождественских чтений, были голоса, которые предупреждали, что всякое может произойти: некие оппозиционные настроения получат площадку в рамках Рождественских чтений, и это принесет урон Церкви. Но я был убежден, что все зависит от целеполагания. Если человек с чистым сердцем, с хорошими мыслями приезжает в Москву, чтобы вместе со своими братьями и сестрами, вместе с епископатом и духовенством, вместе с Патриархом поразмышлять о жизни Церкви; если ему есть, что сказать, чтобы содействовать укреплению нашей веры, улучшению нашей работы, возрастанию веры православной в сердцах людей. Ведь наша общая работа направлена на то, чтобы молодежь и дети просвещались светом Христовой истины, чтобы у Церкви был диалог с разными секторами общественной жизни, чтобы при активном участии Церкви принимались решения в связи с событиями, происходящими в обществе и стране.

http://pravoslavie.ru/150645.html

291. Ангельская радость пастырского сердца Кто не знает, кто не умилялся сердцем при чтении трогательных притч Господа нашего о потерянной драхме и о заблудшей овце, в заключение коих Божественный Учитель говорит: тако радость бывает пред ангелами Божиими о едином грешнице кающемся. Небо – царство света и радости; небожители – ангелы Божии выну видят лице Отца Небесного и присно радуются радостью райской; но их печалят грехи наши, потому что мы сами грехами оскорбляем величие Божие и губим самих себя. Скорбь ангельская есть плод любви их к нам, грешным, отсюда же и радость их при обращении хотя бы единого грешника в покаянном чувстве к Богу. Мы живем в юдоли плачевной, в земле изгнания из рая; радость – редкая гостья на земле. Правда, Апостол говорит: всегда радуйтеся, но ведь это – та радость, о коей и Господь сказал: радости вашея никтоже возмет от вас – радость общения с Богом и недрах Церкви святой, в мирной совести, в благодатном приосенении Духа Божия. Господь сказал: царствие Божие внутрь вас есть, а Его Апостол объяснил еще, что оно есть правда, мир и радость о Дусе Святе. Блажен, кто радуется сею радостью о Господе! Но чтобы стяжать ее, нужно очищение сердца от страстей, ибо сказано: несть радоватися нечестивому... Но Господь так милостив, что не лишает нас иногда порадоваться и чужою радостью, по заповеди Апостола: радоватися с радующимися и плакати с плачущими ( Рим. 13:15 ). И как же бывает отрадно, когда Бог пошлет такой случай порадоваться! Вот такой случай, к сожалению, редкий. Кто-то из г. Казани прислал мне вырезку из тамошней газеты «Казанский Телеграф». В газете пишет почтенный батюшка, настоятель Троицкой тюремной церкви г. Казани, священник о. Димитрий Шишокин и сообщает вот такие факты: «Весной прошедшего 1914 года я заметил резкую перемену в настроении одного арестанта К-го: он стал постоянно ходить к богослужению и подавать на проскомидии записки со множеством имен о здравии. Эти записки разнообразились именами, но оканчивались, как помню, так: «Помяни, Господи, всех, кого я погубил».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

54. О тонком яде, проникающем в нашу духовную журналистику Не могу я, за недостатком времени, следить за нашей периодической литературой, за газетами и журналами так исправно, как это было бы нужно по нашему времени, но и без того почти не проходит дня, чтобы не попадалось на глаза то или другое доказательство постепенного, так сказать, перевоспитания наших православных взглядов, а затем и понятий в нашем обществе – притом не том безбожном обществе, которое приходится причислить к культурным язычникам, а в среде людей, считающих себя, и не напрасно, религиозными и православными. Бывало, лет десять-двадцать назад, если встретишь что-либо в духовном журнале, противоречащее православным воззрениям, то уже это «режет глаза»: смотришь, в том же или другом подобном журнале скоро появляется и опровержение такого уклонения от заветных преданий родной Церкви. А ныне – увы – если бы кто вздумал заниматься такими опровержениями, то у него не достало бы ни времени, ни сил на такой геркулесовский подвиг. Поневоле молчишь, по пословице: «На всякий роток не накинешь платок». Одним словом – «свобода»! Чего же вы еще хотите? И пишут, и печатают все, кому только не лень, не справляясь ни с мнением Церкви, – хотя и именуют себя православными, – ни даже со здравым разумом. Ко всему можно привыкнуть, но вот чего душа не выносит, вот что особенно бьет по сердцу – это когда человек, которого привык уважать за его литературные труды, за его служение святой матери-Церкви художественным пером, когда такой человек, в унисон с иудействующими газетами начинает как бы подслуживаться духу времени и идти в разрез с прямым учением Церкви в вопросах веры или церковной дисциплины. Ради чего это? Я прошу моих читателей прочитать вот эту выдержку из «Русского Паломника» 52, 1910 г.): «Теперь в этом Шамордине страждет одна женская глубокая душа. Она любила брата, инокиня Мария, в миру графиня Мария Николаевна Толстая. Она знала, как сильны были его религиозные чувства. И как отрицать их, когда в его произведениях написано столько вдохновенных страниц из церковно-православной жизни русского сердца? Я сам слышал от нее, как графа Толстого и в годы его отрицания влекло к Церкви, как его можно было видеть потихоньку зашедшим к богослужению в московских церквах и простаивавшим службу, притаившись, до конца. И как противоречит этому богоборству это примирительное паломничество в Оптину! Но насилие над его душой окружающих не дало ему вернуться в Церковь ! Будем верить, что между душой старца, осыпанной столь великими милостями Божиими, и его Богом, в последние часы догорающей жизни, неведомо ни для кого, произошла великая тайна, – что Бог , сторожащий душу человека и до последнего мгновения борющийся за ее спасение, призвал к себе эту скорбную мятущуюся душу, что радостно она прильнула к ногам Христовым и в том обрела себе покой и спасение».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

5 января 2021 года — замечательный день в моей жизни. Два с половиной года я не приезжала в Псково-Печерский монастырь. Первый раз в этой прекрасной обители я оказалась в 1979 году, и это посещение подарило мне встречу с замечательным батюшкой и духовником — архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). Отец Иоанн был и остаётся всеми любимым пастырем и мудрейшим наставником, явившим пример истинной христианской жизни. Зачастую своим добрым советом батюшка разрешал сложные проблемы приходящего к нему человека, ему был открыт Промысл Божий о каждом, кто к нему обращался. Отец Иоанн был истинным пастырем и отцом, добрейшим человеком. Поистине Псково-Печерский монастырь стал для меня землёй обетованной. В этом святом месте абсолютно всё пропитано теплом и радостью: древние монастырские храмы, Богом зданные пещеры, камушки на святых дорожках, уютные переулки, внушительные деревья и маленькие белочки — всё это навсегда оставило яркое впечатление в моем сердце. Несмотря на то, что отца Иоанна физически нет с нами, он всё равно незримо присутствует в этой святой обители, и по молитвам этого святого человека я снова оказалась в Свято-Успенской обители спустя три года. Оказавшись в монастыре в преддверии Рождества, мой взор встретила удивительная красота украшенной яркими огнями и Рождественскими экспозициями площади: ёлка, рождественский вертеп, гирлянды лампочек, мерцающие подобно звёздочкам в небе. Всё это создает рождественское настроение, и сердце наполняется радостью и уютом, ожидая Рождества Христова — встречи со Спасителем Мира. Проходя монастырские храмы, нельзя не заметить принесённые людьми в дар родившемуся Богомладенцу праздничные цветы и ели, которые придают храмовому пространству необыкновенно тёплую и домашнюю атмосферу, привлекая людей на Рождественское богослужение. И даже в Богом зданных пещерах была создана подобная атмосфера, ведь праздник Рождества Христова является великим событием как для земной, так и для Небесной Церкви. С тех пор, как я посещала обитель в последний раз, здесь появилась совершенно замечательная богатая церковная лавка с широким ассортиментом духовной литературы, различных церковных предметов и комфортной атмосферой.

http://pravoslavie.ru/136758.html

7 января 2021 года, в праздник Рождества Христова, на телеканале «Россия» состоялся показ традиционного Рождественского интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы политического обозревателя ВГТРК, ведущего программы «Вести» А.О. Кондрашова.      — Ваше Святейшество, спасибо Вам огромное за возможность пообщаться традиционно с Вами в день Рождества Христова. — Благодарю Вас. Спасибо. — Позвольте сразу первый вопрос. Трудный, необычный выдался нам прошедший 2020 год. Что это было? Наказание, испытание — что нам послано? — Совершенно справедливо это явление называть пандемией. Пандемия в переводе с греческого — это «весь народ». Действительно, весь народ, весь род человеческий подвергся этой опасности. В прошлом уже бывали разного рода эпидемии, часто очень грозные. Взять, допустим эпидемию чумы в Западной Европе — она унесла жизнь половину жителей Европы, это было страшное испытание, потому и назвали эту страшную эпидемию чумы пандемией. Ну, и сегодня это слово применяется по назначению, потому что нет такого места, где можно было бы по-настоящему укрыться от этой болезни. Другими словами, из ряда вон выходящий феномен, связанный с распространением опаснейшего вируса, и потому не должно быть несерьезного и поверхностного отношения к тому, что происходит. К сожалению, до сих пор в быту иногда распространяется такое мнение, будто это где-то там, а я никогда не заболею. Заболевают сегодня все — и высокопоставленные люди, и работающие, и неработающие, и пенсионеры, и молодые, поэтому требуется особое отношение каждого человека к этой болезни. А опыт учит нас, в том числе исторический опыт: когда общество способно принимать соответствующие консолидированные противоэпидемические меры и употреблять необходимые средства, эпидемии останавливаются. Так было даже в старину. Если взять эпидемию XVII века — началась чума в Москве, которая привела к страшным последствиям. Большое количество священников просто умерли, некому было совершать богослужения, храмы закрылись; более того, невозможно было хоронить людей — на церковных кладбищах было запрещено хоронить тех, кто умер от чумы.

http://pravoslavie.ru/136611.html

Arhiva De ziua pomenirii Sfântului Cuvios Mrturisitor Sebastian de Karaganda eful Districtului mitropolitan din Kazahstan a sfinit biserica de jos a catedralei episcopale în construcie „Sfânta Treime” din Karaganda 22 octombrie 2018 18:43 22 октября 2018 года, в день памяти святого апостола Иакова Алфеева, празднование в честь обретения мощей преподобноисповедника схиархимандрита Севастиана Карагандинского — последнего Оптинского старца и небесного покровителя Казахстана, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил великое освящение нижнего храма строящегося Свято-Троицкого кафедрального собора во имя преподобноисповедника Севастиана города Караганды. За богослужением великого освящения и Божественной литургией Предстоятелю Православной Церкви Казахстана сослужили: епископ Талдыкорганский Нектарий , епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан , епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион , епископ Петропавловский и Булаевский Владимир , духовник Богородице-Рождественского монастыря архимандрит Петр (Горошко), настоятель Введенского кафедрального собора архимандрит Анатолий (Киселев), секретарь епархиального управления протоиерей Владимир Фрейганг, благочинный Карагандинского церковного округа протоиерей Александр Угольков, руководитель отдела Казахстанского митрополичьего округа по связям с общественностью, ключарь Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты протоиерей Александр Суворов, руководитель отдела по связям с общественностью Карагандинской епархии протоиерей Михаил Патрикеев, ключарь Успенского кафедрального собора Астаны протоиерей Димитрий Байдек, ключарь Петропавловского храма Алма-Аты протоиерей Кирилл Шкляр, руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), помощник главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, протодиакон Николай Гринкевич, руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин, духовенство Карагандинской епархии. На богослужении в храме для молитвенного поклонения и духовного укрепления верующих пребывал ковчег с честной десницей преподобного Севастиана Карагандинского. Песнопения исполнил хор Карагандинской епархии под управлением В. Тесленко.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5288853...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " " );@import url( " " );@import " " #063624ae4d Закрыть «Я не знаю: кому и зачем это нужно?» «Демарш», которого не было Леонид Болотин   Павел Тихомиров   15:40 09.01.2024 1070 Время на чтение 10 минут Фото: Питер Брейгель. Перепись в Вифлееме. Фрагмент В тлг-канале официального представителя МВД Ирины Волк был опубликован дежурный материал , который, тем не менее, вызвал большую информационную волну: «В торжествах в 6 тысячах населенных пунктов Российской Федерации приняли участие более 1,4 млн человек». Из чего был сделан вывод, который потом звучал «из каждого утюга»: «Количество прихожан РПЦ уменьшилось вдвое»! Одним из первых на эту информацию отреагировал о.Павел Островский, опубликовавший в своём блоге следующий комментарий: «Ну почему бы для начала не перепроверить свою отчетность с компетентными людьми, чтобы так не «лажать» на самом высоком уровне? Если на Рождество Христово в храмы пришло только 1.4 млн человек, то не сложно посчитать, что в среднем на одно православное молитвенное помещение в России (21.849 помещений) пришло 64 человека. Ну, ведь это очевиднейшая брехня! Мне кажется, что официальному представителю МВД РФ Ирине Волк надо бы внимательнее подходить к той статистике, которую ей подсовывают подчинённые. Тем более, что все прихожане храмов особо не заметили сотрудников МВД на праздник Рождества Христова – в том смысле, что полицейские сидят обычно в машине около территории храма, но никак не бегают с калькулятором, чтобы подсчитать количество прихожан». Таблица из Тлг-канала " Советский патриот " Достаточно подробно по этому поводу высказался постоянный автор «Русской Народной Линии» историк Леонид Евгеньевич Болотин: «У нас в Успенском Храме посёлка Щапово (Новая Москва) только на Рождественской Службе утром было около трехсот прихожан, к Причастию храм был битком от людей, причём большинство сняли куртки и шубы, сложили вдоль стен, на подоконниках горами, так как одетыми люди просто не поместились бы. Детей причащалось примерно 35-40. А потом к концу службы приехали отпевать какого-то влительного богача или высокопоставленого чиновника за сотню народу, когда мы вышли все, они стали заходить. Так что я думаю, за 7 Января храм посетило ещё и помимо службы в общей сложности значительно свыше полутысячи человек из жителей поселка, так как храм в Праздники открыт весь день. Настоятель храма Отец Георгий Еврастов читает вслух у Престола записки о здравии все, какие подают – и заказные, и простые, и поданые на длительный срок. В Рождество он читал их более получаса, притом звучало более сотни имён воинов и воевод, читал и большую молитву о даровании Победы, в общем я в уме смог упомянуть за то время не только всех своих Сродников, Духовных, Друзей, Соратников, но и многие десятки Знакомых вспомнил, которых не видел или не общался почтой, телефоном годами, а то и десятилетиями.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/09/ya...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть itemscope itemtype="" > О неприятной статистике Ситуацию с уменьшением числа верующих, посетивших Рождественскую службу, может исправить повторение патриотической позиции Патриархов Сергия и Алексия Первого в Великую Отечественную войну Кирилл Фролов   14:35 09.01.2024 1133 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора МВД опубликовало статистические данные, согласно которым, Рождественские богослужения посетило на 1 миллион человек меньше, чем обычно. Что случилось? Может, это заказной антицерковный соцопрос? Но МВД – не «Левада-центр», впрочем, всякое может быть, поэтому встреча Святейшего Патриарха с В. Колокольцевым и введение института военных священников в МВД и Росгвардии, безусловно, необходимы. Есть банальная причина – мороз и далеко не везде есть храмы шаговой доступности, даже в Москве эта проблема решена лишь частично. Поэтому в мороз не все, особенно те, у кого нет автомобиля, могли дойти до храма. Но дело не только в морозе. На нововоссоединенных территориях, в первую очередь, на Донбассе, люди не ходят в церковь по причине проукраинской позиции руководства Донецкой и особенно Северодонецкой епархий. Вот что мне написал священник, окормляющих бойцов в зоне СВО: «В октябре прошлого года мы устраивали детский праздник в Стаханове, и туда пришел местный батюшка Николай с детками. Мы разговорились, и я посетовал, что местные священники мало участвуют в окормлении военнослужащих на линии фронта. И отец Николай сказал, что с этим здесь не просто. Местная церковная иерархия на Донбассе, особенно на освобожденных территориях, занимает проукраинскую позицию, хотя внешне может и не заявлять об этом. Многие епископы надеются на то, что киевская власть ещё вернется. Так Северодонецкий митрополит Никодим затягивает с переводом храмов епархии на российскую регистрацию, и это в канун зимы, когда храмы могут попросту остаться без отопления.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/09/o_...

     Кругом лежит снег, в воздухе витает манящий запах мандаринов. Скоро Новый год ... Люди устремляются в магазины, закупают подарки и продукты для себя, близких и друзей. В этой предновогодней кутерьме не все помнят о том, что Церковь тоже готовится к встрече своего главного зимнего праздника — Рождества Христова. Готовится, во-первых, через богослужение, в котором постепенно появляются отголоски грядущего торжества. Во-вторых, Церковь предлагает своим верным чадам, украшающим свои жилища, также позаботиться и об украшении своей души. Рождественский пост — прекрасное время для того, чтобы, очистив наши души от греха, украсить их разнообразными добродетелями. Однако последний месяц уходящего года дарит нам не только возможность вычистить сор и украсить как внешнее, так и внутреннее жилище. Именно в это время нам представляется удивительная возможность своими руками сотворить чудо. Поясню, о чем я. Зимняя пора — это резкое снижение температуры, гололедица и метели. Конечно, все эти сопутствующие предпраздничному настроению и снежным развлечениям минусы нас не сильно расстраивают. Каждое утро мы начинаем с термометра и, сообразуясь с его показаниями, соответствующим образом одеваемся. Конечно же, в это холодное время года мы стремимся в той или иной мере проявить свою заботу о людях, животных и даже растениях. Мы укутываем елочки, «репостим» и ставим «лайки» в соцсетях под картинками с замерзающими птицами и животными, переводим через скользкую дорогу старичков. Проявлению доброты к зверятам в студеную пору нас учат со школы, как учат, впрочем, и переводить старушек через дорогу. Однако есть ещё кое-кто, кто также нуждается в нашей помощи. Скажите, часто ли вы встречали в интернете картинку, на которой изображен замерзающей человек «без определенного места жительства» с припиской: «Не дадим замерзнуть нашим соотечественникам!» или «Помни: зимой холодно не только тебе!». А теперь вспомним, как часто зимой мы встречали подобные картинки, но ... с кошечкой или собачкой в качестве главного действующего лица. Вот и получается, что, спеша уберечь от мороза братьев наших меньших, мы словно не замечаем наших самых что ни на есть обычных братьев и сестер. Как трогательны истории взятых с мороза котят, но как мало примеров взятых и согретых людей! И это при том, что каждый год сотрудниками МЧС, скорой помощи и полиции регистрируется немалое количество обмороженных и, увы, замерзших людей...

http://pravoslavie.ru/75818.html

  разделы   рассылка  распечатать Игорь Лунев Живое предание: опыт новомучеников и исповедников Российских Источник:  Татьянин День В Санкт-Петербурге в рамках епархиальной Рождественской выставки в Митрополичьем корпусе Александро-Невской лавры прошел круглый стол " Живое предание: из опыта новомучеников и исповедников Российских " , на котором прозвучали доклады Александры Будановой о епископе-катехизаторе Макарии (Опоцком), Игоря Феденко о свящнномученике митрополите Серафиме (Чичагове) и Анастасии Наконечной о Союзе православных братств в Петрограде в 1920-22 гг. Также собравшимся были предложены вопросы, имеющие особое значение для современной церковной жизни – все они были связаны с темой новомучеников и исповедников. О причинах, побудивших организовать этот круглый стол, рассказывает член Свято-Петровского малого православного братства Анастасия Наконечная: – Мы считаем осмысление жизненных путей святых новомучеников и исповедников Российских одной из самых важных тем в Церкви. Нам кажется важным не просто узнавать о жизни тех или иных новомучеников, а воспринимать их опыт, отличный от опыта православных христиан в синодальный период. И вот после октябрьского переворота 1917 года по благословению Святейшего Патриарха Тихона в разных городах возникло немало православных братств, многие члены которых позже стали теми самыми новомучениками и исповедниками. Появившийся тогда в Петрограде Союз православных братств был не воинствующим, его задачей было объединять людей на основе молитвы, любви. Люди много трудились для Церкви, учились или преподавали в богословских учебных заведениях (Богословском институте, на курсах, в кружках), поддерживали семьи репрессированных, а в праздники встречались на ночных богослужениях, потом устраивали общие трапезы, и все это под покровительством митрополита Вениамина (Казанского) и часто в его присутствии. – Православные братства, епископ Макарий (Опоцкий) и митрополит Серафим (Чичагов) – почему именно о них вы решили поговорить на круглом столе " Живое предание " ?

http://religare.ru/2_98894.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010