Сегодня начался Рождественский пост . Об этом особом периоде в жизни христианина мы беседуем с протоиереем Алексием Кругликом , преподавателем Сретенской духовной семинарии. — Отец Алексий, Рождественский пост длится сорок дней, и некоторые христиане с опаской ожидают, что именно в этот период обострятся их взаимоотношения с окружающими — в семье, на работе. Скажите, с чем это связано? — Пост — особое время, когда человек должен больше работать над собой, своей жизнью, душой, своим отношением к ближним и дальним, работе, молитве, Богу. И эта усиленная работа, конечно же, не всем по плечу, и потому, может быть, не сразу, но начинаются какие-то испытания. Человека редко когда учат молиться, редко учат работать над своими собственными ошибками, и потому время поста, когда человек вынужден работать над собой, может вызвать в нем неприятие, раздражение и даже ошибки. Вот и случается, что человек раздражен, ссорится с близкими, возникают конфликты и ссоры на работе. Иногда человек даже не может достоять до конца богослужения. Иными словами, работа, к которой человек не привык, но которую вынужден совершать, выбивает его из привычной жизненной колеи. И, тем не менее, если человек идет правильным путем, понимая, что ему это нужно, то по молитвам его и духовника все эти искушения будут преодолены, а сама работа принесет достойный плод. Приступая к посту, всякий человек должен быть готов к искушениям Приступая к посту, всякий человек должен быть готов к тому, что в духовной жизни называется «искушением» или испытанием. Суть в том, что пост по своей сути есть очищение своего внутреннего «я», очищение своей души. Причем не просто очищение, но и наполнение особым духовным содержанием. В наиболее затруднительное положение попадают, наверное, те люди, которые, очистив свою душу, ничем ее не наполняют. Ведь тогда по евангельскому слову, если ты очищаешь свой дом, но не наполняешь его правильным содержимым, приходят бесы, приходят искушения. — Как был установлен Рождественский пост ?

http://pravoslavie.ru/75491.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Православная отечественная культура – потери и приобретения и образ будущего Доклад на епархиальных Алатырских Рождественских Чтениях 27 ноября 2023 года 05.02.2024 68 Время на чтение 9 минут Фото: Художник Павел Рыженко Хотелось с вами бы поделиться мыслями о тех терминах, которые включены в название моего доклада и в проблематику этих Чтений. Образ будущего для всякого верующего христианина есть Царство Небесное. Как говорил Спаситель, оно « не придет … приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Человек – странник на земле. Его дом и Отечество - на небесах. Поэтому для нас будущее – это Царство Небесное. И к нему мы должны готовить себя всю свою земную жизнь. Чтобы раскрыть содержание слова « культура» нужно привлечь слово « труд». Культура – это труд по возделыванию своей человеческой природы внутри нас и по возделыванию Эдемского сада – творения Божьего вокруг нас. Каждый человек призван обрести себя, найти своё место: во-первых, в пространстве культуры – в том процессе по возделыванию Райского сада, боготварной природы; во-вторых, во времени истории – в той традиции передачи из поколения в поколение опыта возделывания собственной человеческой природы и Божьего творения. Согласно западноевропейской научно-философской традиции, под культурой понимается образ жизни. Применяя этот подход в данном контексте можно сказать, что культура есть, то каким образом человек возделывает себя и возделывает окружающий его мир. В процессе этого возделывания ключевым моментом является слово. В старославянском оно именуется глаголом. То есть той частью речи, которая раскрывает действие. Православие по-гречески и на других языках звучит ка « Ортодоксия» – т.е. правильное, прямое прославление Бога. В этом слове выражено главное предназначение человека на земле – воздавать славу Творцу от имени всякой твари. Сам этот процесс правильного прославления Бога является в духовном мире главным действием, преобразующим земной мир. Говоря современным языком богослужение – наше словесное служение Богу, каждый раз «переформатирует» этот земной, дольний мир, вознося его к чистоте и высоте горнего мира. Поэтому верующие христиане в Священном Писании называются « народом Божиим», « Царственным священством».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/05/pr...

ЦВ 3-4 (449) февраль 2011 / 18 февраля 2011 г. иерей Евгений Мурзин В 2011 году Минобороны России обещает назначить первых священнослужителей на штатные должности в Вооруженных силах. Какие проблемы стоят сегодня перед военными священниками? Какие задачи им предстоит решить? Эти вопросы оказались в центре внимания участников «военной» секции Международных Рождественских чтений. В Вооруженных силах Российской Федерации официально служит только один военный священник Русской Православной Церкви — протоиерей Александр Бондаренко, занимающий должность помощника командующего Черноморским флотом по работе с верующими военнослужащими. Остальные, даже если состоят на минимальном довольствии в соответствующей части, оформлены как психологи или заведующие полковыми клубами. Однако в 2011 году ситуация может измениться. Уже сейчас на утверждении министра обороны находятся семь кандидатур священнослужителей, которые в скором времени займут соответствующие штатные должности на российских военных базах за рубежом. Далее последуют и остальные назначения. Всего в штат Вооруженных сил планируется ввести 240 военных священников. Такой прогноз на заседании «военной» секции нынешних Рождественских чтений озвучила сотрудник управления Минобороны по работе с верующими военнослужащими Людмила Непокрытова. Несмотря на то что священники трудятся в Вооруженных силах уже без малого двадцать лет, наличие специальных должностей для священнослужителей в штатном расписании Минобороны — принципиально новое явление. И в первую очередь — для военного руководства, которое, по словам председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова, «зачастую не понимает роль и функциональное значение представителей религиозных объединений в армии». Командиры не возражают против периодических визитов священника в военную часть, совершения богослужений, духовно-нравственных бесед с личным составом, но растерянно разводят руками при мысли, что священнослужитель станет штатным сотрудником.

http://e-vestnik.ru/church/vvedenie_voen...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Кряшенская духовная миссия в Татарстане: предназначение и перспективы Доклад был прочитан на Региональных рождественских чтениях «Развитие миссионерства среди кряшен на современном этапе» (г. Заинск, Республика Татарстан, 8 декабря 2015 года) 13.02.2016 808 Время на чтение 7 минут Кряшенская духовнная миссия, как, впрочем, и православная миссия в целом, переживает глубокий системный кризис. Главная его причина - последствия атеистического диктата советского времени. Тогда не только о миссионерской работе, но даже об открытом отправлении богослужений не могло быть речи. И если верующие русские, татары хотя бы изредка, от случая к случаю посещали сохранившиеся церкви и мечети, то кряшены были лишены и этого. Одними из первых они стали жертвой сталинской национальной политики укрупнения народов, вследствие которой утратили свой этнический статус вплоть до самоназвания и возможность социально-культурного развития. Не удивительно, что в стране на протяжении полувека не функционировал ни один кряшенский культовый объект. Было полностью уничтожено всё кряшенское духовенство. Как минимум три поколения советских людей были отчуждены от церкви, от христианской культуры, духовности, нравственности. Мало что изменило постсоветское духовное возрождение. На волне демократизации общества и ликвидации последствий тоталитаризма все бытовавшие прежде запреты, конечно, были сняты.Но содействия в восстановлении разрушенной религиозной инфраструктуры кряшенам оказано не было. Имеющиеся ныне шесть приходов с отправлением богослужений на церковно-кряшенском языке и священнодействие 20 духовных лиц изкряшен, служащих в большинстве своём не в кряшенских приходах, появились не благодаря поддержке властей и интернациональной общественности республики, а, скорее всего, в силу реакции на её отсутствие. Даже то, что подавляющей части кряшенских священников удалось получить специальное духовное образование и что она в своей немногочисленной среде имеет кандидата богословия и доктора церковной истории, удручающего положения дел не меняет.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Св. Роман Сладкопевец – талантливейший христианский песнописец первой половины VI века. С его именем связано появление песнопений – кондаков. В современном значении кондак – это краткое песнопение в честь праздника или святого, по величине и литературному построению не отличающееся от тропаря, седальна, стихиры. Мы узнаем его по надписанию «кондак» и по месту его употребления во время богослужения. Но не такими были кондаки св. Романа. Это были многострофные про­изведения. В начале такого произведения полагался так называемый кукулион, или проимион ( προομιο),– своего рода предисловие, вводящее слушателей в содержание данного произведения. Заканчивался кукулион рефреном – краткой фразой, которая в дальнейшем служила окончанием для всех строф. В некоторых кондаках имеется не один, а два и даже три кукулиона. Количество строф в кондаке могло быть различно – в среднем от 18 до 24. В отдельных случаях встречается количество строф более 24. Начальные буквы строф составляли акростих, в котором указывалось имя автора – Роман, например, του ταπεινο Ρωμανο – «смиренного Романа». Метр стихосложения кондаков св. Романа сложный и своеобразный. Как известно, в античной греческой поэзии употреблялись количественные размеры: ямб, хорей, дактиль и др., в основу которых полагалось различное звучание долгих и кратких гласных. Ко времени св. Романа в греческом языке разница между теми и другими исчезла: омега стала звучать как омикрон, ита, эпсилон с йотой и омикрон с йотой звучали как короткая йота, альфа с йотой – как эпсилон. Новая система стихосложения, которой пользовался не один св. Роман, но и другие песнописцы, заключалась в том, что все строфы произведения во всех строках стихосложения должны были иметь одинаковое количество слогов и акцентация сильных слогов должна была быть во всех строфах на том же месте. Исполнялся кондак таким образом, что кукулион и все строфы пел солист – сам св. Роман, а рефрен после кукулиона и каждой строфы – все слушатели. Современный рождественский кондак «Дева днесь Пресущественнаго раждает» представляет собой кукулион кондака св. Романа на этот праздник, а икос «Едем Вифлеем отверзе» – это первая строфа кондака. Следующие за ней 23 строфы давно исчезли из богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Сортировать по Исключить новости И чем коллективизм отличается от соборности Пандемия будто поставила духовную жизнь на паузу. Мы говорим себе: «Все закончится — и мы будем, как раньше, посещать храм, причащаться, участвовать в жизни прихода и делать добро. А пока подождем». Зато зло не дремлет — достаточно вспомнить события в Беларуси или в Нагорном Карабахе. Отец Алексей Уминский объясняет, почему завтра не будет лучше, чем вчера, а значит, надо жить здесь и сейчас, не опуская руки.  — Пасхальный онлайн из вашего храма стал свежим и неожиданно сильным впечатлением. Рождественское богослужение тоже пойдет в онлайн-трансляции? — Возможно, это будет частично онлайн. Если честно, я еще не знаю. За это время многое изменилось в сознании людей. Из-за пандемии количество мест в храме ограничено, поэтому я и сейчас провожу трансляции. Их все еще смотрят такие люди, как, скажем, мой папа, которым тяжело пойти в храм, их причащают дома, поэтому это для них единственная доступная форма участия в богослужении. Но за время пандемии большинству людей трансляция стала неинтересна.  И вообще богослужение стало многим неинтересно. Я с некоторым недоумением замечаю, что в храмах очень мало людей — даже там, где настоятели не соблюдают никаких предписаний, где нет масочного режима и так далее.  — Может, люди уже наконец научились осторожности? — Не знаю… Мы в нашем храме жестко соблюдаем все необходимые меры, ради этого стали служить две Литургии — раннюю и позднюю, но у нас не набирается людей, храм всегда свободен, всегда есть места. Те, кто ходил раньше в храм, ходить в него перестали. Почему — загадка. Я этим отчасти обескуражен и, конечно, ищу причины.  Думаю, очень многие, действительно, напуганы тем, что происходит, и даже паникуют сверх меры. Чувство тревоги и паники вселилось в человека, и это лишает… тонуса какого-то. Проще не пойти, чем пойти. — Так же было всегда? — Да. Но есть всем знакомые «неблагочестивые» причины — лень вставать, выходить из дома — но зато ты преодолел себя, и это твоя личная небольшая христианская победа. Ты духовно растешь. А сейчас не ходят не потому, что лень, а потому что не нужно. Это ничего не меняет, ничего не дает. 

http://pravmir.ru/vozvrashhenie-ne-budet...

Arhiva Lociitorul Patriarhului la Eparhie de Moscova mitropolitul de Kolomna Iuvenalii a luat parte la cel de-al VIII-lea forum al regiunii Moscova „Medicina i Ortodoxia” 12 decembrie 2018 16:42 10 декабря 2018 года в Клиническом институте им. М.Ф. Владимирского (МОНИКИ) в Москве прошел VIII Подмосковный форум «Медицина и Православие», организованный Министерством здравоохранения Московской области и отделом по работе с медицинскими учреждениями Московской областной епархии . В работе форума приняли участие митрополит К рутицкий и Коломенский Ювеналий , министр здравоохранения Московской области Д.А. Матвеев, духовенство Московской областной епархии, представители сестричеств и групп милосердия Московской епархии, учреждений здравоохранения и медицинских колледжей Московской области. Темой собрания в этом году стала «Медицинская и духовная помощь подрастающему поколению». С приветственным словом к участникам мероприятия обратился директор МОНИКИ Д.Ю. Семенов. Затем началась работа секций «Духовное и физическое здоровье молодых матерей. Сохранение и развитие жизни ребенка», «Нравственные проблемы современной молодежи», «Влияние волонтерства на формирование духовно здоровой личности в современном обществе». Мероприятие продолжилось пленарным заседанием под председательством Д.Ю. Семенова. Патриарший наместник Московской епархии обратился к собравшимся с приветственным словом: «Уважаемые Дмитрий Александрович и Дмитрий Юрьевич! Возлюбленные братья и сестры! Наша традиционная встреча проходит в период Подмосковных областных Рождественских образовательных чтений, тема которых связана с молодежью, с взаимосвязью между свободой и ответственностью в жизни подрастающего поколения. Это обстоятельство повлияло и на выбор предмета нашего сегодняшнего обсуждения. Как человек старшего поколения, являющийся свидетелем трагической истории нашей Церкви в ХХ веке, не могу не радоваться тому, что в наши дни средостение между медициной и Церковью постепенно преодолевается и становится возможным соработничество медицинских работников и священнослужителей в насущном деле помощи страждущим. Каждый отвечает за свое дело: врач стремится способствовать исцелению тела, а священник — облегчить духовные страдания и помочь обрести мир в сердце. Как мне представляется, эти цели не только взаимно не противоречивы, но напротив — гармонично сочетаются друг с другом. Об этом свидетельствует опыт благодатной деятельности домовых храмов и молельных комнат при медицинских учреждениях, которые во время проводимых там богослужений всегда полны молящихся, а священнослужители постоянно востребованы как для совершения треб, так и для проведения духовных бесед с находящимися на излечении.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5321637...

Андрей Десницкий приглашает порассуждать об острых вопросах языка. Язык Библии отличается от языка святоотеческого богословия. Но еще сильнее оба они отличаются от языка современности. Спор о языке богослужения, который не стихает вот уже четверть века, — лишь частный случай куда более глобальной проблемы. Можем ли мы сегодня говорить о Боге языком трех- или даже полуторатысячелетней давности? Повторяя привычные формулировки, что мы имеем в виду? Отличаем ли мы метафору от термина? И есть ли у нас, собственно, другой язык для разговора о Боге — а если его нет, может ли он появиться и как? Готовых ответов нет. Есть желание обсудить вопросы. Лектор: Андрей Десницкий, российский библеист, переводчик, публицист, писатель; доктор филологических наук, профессор РАН Группа Вконтакте Facebook группа Каким языком говорить о Боге? Расшифровка лекции Андрея Десницкого, аудио и видео коей можно найти по адресу —  Поэт Ольга Седакова вспоминала, что ее друзья и учителя Сергей Аверинцев и Михаил Гаспаров научили ее ответственному отношению к языку: не говорить о том, о чем говорить не умеешь. Но умеем ли мы говорить о самом главном? Разбираемся вместе с библеистом Андреем Десницким, какие языковые и не только проблемы оказываются особенно актуальными в православном обществе XXI-ro века. Христос воскресе! Каким языком говорить о Боге? Хочу сразу сказать, что ответа у меня не будет, будет много вопросов, которыми я хочу с вами поделиться. Первый из них - а мы вообще хотим говорить о Боге? У меня ощущение, что большинство не хочет этого. Если это православный человек, он будет говорить о разных вещах - кто-то о святой Руси, кто-то о свободе, кто-то о постах, кто-то об иконописи - о чем мы только не говорим! А вот Рождественские чтения, которые проходят каждый год - что там о Боге, что о Христе? Практически ничего. Все, что о Боге - это в Типиконе или других хороших книгах написано, наша задача - периодически это воспроизводить без ошибок, ну и все. А мне интересно - если живые организмы, все время усложняясь, дошли до новых и новых стадий, то где тут Бог? Эволюция - инструмент в руках Бога? А зачем он тогда нужен, если она работает сама по себе? Или была макроэволюция, запущенная Богом, и микроэволюция, которая работала сама? Где Бог в научной картине мира, которая возникла в XX-XXI веке? Или мы называем Богом все, что не можем объяснить? Древние люди называли молнию Зевсом, сегодня мы не можем объяснить Большой Взрыв.

http://predanie.ru/book/219934-kakim-iaz...

В. Легойда — Я не очень понял, имеется ли в виду, что 13 сентября нужно праздновать языческий праздник Новый год? Скорее, наоборот, судя по тому, как это словесно выражено, может сложиться такое впечатление. Вы знаете, я вам свою точку зрению изложу. Конечно, не вполне понятно, что имелось в виду, всегда сложно, когда ты с человеком не говоришь. Языческий — славянский языческий? Не было, скорее всего, такого праздника. А если и был, мы об этом ничего не знаем. История празднования Нового года тоже более-менее известна. И в том числе, почему сегодня возникают такие вопросы у верующих о праздновании. Потому что есть некий праздник, который предполагает веселье, застолье. Это все попадает на пост Рождественский. В общем, как здесь быть. Связано это и с разницей календарей. И с тем, что в советское время, конечно, была задача такая идеологическая Новым годом вытеснить Рождество. Поэтому Рождественская елка превратилась в новогоднюю, Вифлеемская звезда на верхушке этой ёлки сменили на красную. И так далее, и тому подобное. Убрали из сказки Андерсена про Кая и Герду стихи, где упоминается Христос. К. Мацан — И молитву Герды «Отче наш». В. Легойда — Совершенно верно. Мне кажется, относиться нужно спокойно. Верующему человеку к любому празднику такого плана есть смысл спокойно относиться и помнить о какой-то умеренности и воздержании во время принятия пищи и пития. Людям постящимся, мне кажется, это не повод делать какое-то послабление, нарушать пост. С другой стороны, простите за невольный каламбур, сидеть с постным лицом, осуждающе глядя на то, как, может быть, твои не вполне церковные родственники что-то вкушают. К. Мацан — Осуждающе глядя в телевизор. В. Легойда — С укоризной разглядывая какого-то певца или танцора в надежде, что он почувствует твой взгляд, с учетом того, что все эти новогодние огоньки записаны за неделю или за месяц до эфиров. Вот так мне кажется. А, кроме того, некоторые люди, которые испытывают дискомфорт от необходимости с этим праздником что-то делать, не хочешь не празднуй, нет необходимости. Кто-то идет в храм. Замечательно, если есть такая потребность. В некоторых храмах ночные богослужения совершаются. Мы об этом с вашими коллегами уже в этой студии говорили. А насчет такой жесткой оценки, мне сложно согласиться с тем, что… Тут есть вот еще какой момент. В вопросе упоминается церковное новолетие в сентябре которое происходит. Но есть же календарь, мы не отрицаем, что есть новый год, мы этому календарю следуем, новогодние молебны служатся, на окончание года. Мы же сам факт не отрицаем, что год один заканчивается, другой начинается. Вот и все. Это условность. Эти границы.

http://sinfo-mp.ru/svetlyj-vecher-s-vlad...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Москве обсудили вопросы церковной помощи глухим и слепоглухим людям 08.12.2016 6 декабря 2016 года в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению состоялся пастырский семинар-совещание по развитию помощи слабослышащим, глухим и слепоглухим людям. В нем приняли участие представители Координационного центра по работе с глухими, слепоглухими и слабослышащими Синодального отдела по благотворительности, Всероссийского общества глухих, а также представители церковных общин из Москвы и Подмосковья, оказывающих помощь людям с нарушениями слуха и зрения. Синодальный отдел по благотворительности совместно с ВОГ проводит курсы обучения русскому жестовому языку для священнослужителей, рассказала в ходе семинара руководитель направления помощи инвалидам Синодального отдела Вероника Леонтьева. По ее словам, ближайшие недельные курсы пройдут в феврале-марте 2017 года в Нижнем Новгороде: в них смогут принять участие не только священнослужители Приволжского федерального округа, но и желающие из других епархий. Проведение курсов тифлосурдоперевода также запланировано в Москве, они пройдут в феврале-марте следующего года. 27 января в рамках Рождественских чтений пройдет конференция, посвященная церковной помощи глухим и слепоглухим людям. «На конференции состоится презентация видеословаря православной лексики русского жестового языка, — поделилась планами руководитель направления помощи инвалидам Синодального отдела по благотворительности Вероника Леонтьева. — В проекте приняли участие представители ВОГ и клирики храмов из девяти регионов России, поскольку нам было важно показать региональные отличия в употреблении слов и понятий русского жестового языка, и систематизировать эту информацию: всего в словарь войдут 165 слов, используемых в богослужении и на катехизаторских занятиях с людьми с нарушениями слуха». По ее словам, проект позволит понять, какие слова являются наиболее употребимыми, какие используется со средней частотой, а какие относятся к диалектным, что послужит дальнейшему развитию русского жестового языка.

http://drevo-info.ru/news/21696.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010