«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Статьи Собрание статей отца Александра Шмемана — великого православного богослова и пастыря XX века. Статьи, довольно грубо, можно разбить на три темы: литургическое богословие, Церковь, современное положение Православия. В данное собрание вошли следующие статьи отца Александра Шмемана: Пост и Литургия Авторитет и свобода в Церкви Богослужение в секулярный век Исповедь и причастие Богословие и богослужение По поводу богословия соборов Богослужение и таинства Догматический союз Задача православного богословия сегодня Знаменательная буря Литургическая реформа: Дебаты Литургия и эсхатология Мир в свете православной мысли и опыта Миссия Православия Можно ли верить, будучи цивилизованным? О христианской любви Обновление Освящение жизни Основополагающий вопрос О чуде Православное богослужение Православный мир: прошлое и настоящее Рождественское богослужение Православной Церкви Русское богословие 1920–1972 Светлая печаль Свобода в Церкви Святая святым Символ веры Символы и символизм византийской литургии Таинство и символ Таинство любви Церковь после апостолов Школа русского богословия Дети и Церковь Статьи Пост и Литургия Заметки по литургическому богословию Перевод Наталии Безбородовой Оригинал на сайте Schmemann.org Литургические правила Православной Церкви предписывают совершать Божественную Литургию после Вечерни в определенные дни поста. А именно: в четверг и субботу Страстной Седмицы Великого Поста, вечером накануне Рождества, Богоявления и праздника Благовещения. Как и Литургия Преждеосвященных Даров, она всегда служится после Вечерни. Как мы помним. Типикон предписывает определять время для совершения Вечерни, ориентируясь на заход солнца, но не в определенные часы дня. Всем уже давно известно, что это правило сегодня стало мертвой буквой, и исполняется лишь формально, таким образом, что не Литургия переносится на вечер, а наоборот, Вечерня совершается утром.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

186. Юбилей победы креста над язычеством Перенесемся мыслью за 1600 лет назад. Поставим себя в самом средоточии тогдашнего мира – в Риме, в том Риме, который был в то время владыкою мира, покорившим себе почти все народы земные. Что мы видим тогда? Церковь Божия зело страждет. Уже тринадцать гонений пережила она на протяжении 280 лет после своего основания – после того, как вознесся во славе ее Божественный Создатель. Кровь святых мучеников лилась рекою. Если бы, говорит один писатель, собрать все потоки ее, пролитые во времена лютых гонений, то образовалось бы новое “море Чермное”, не меньше того, какое перешли израильтяне под водительством Моисея. Христиане укрывались в горах, пещерах и пропастях земных, а в окрестностях Рима больше всего их было в “катакомбах”, в этих подземных галереях, которые тянутся на несколько сот верст, в несколько ярусов. Тут собирались они на молитву, совершали общественное богослужение тут и погребали своих страдальцев – героев веры, святых мучеников. До трехсот тысяч почивает их тут!.. Да, тяжелые времена переживала тогда святая Церковь Христова. Тяжелые, но зато и воистину поучительные на все последующие времена! Поучительные особенно для нашего дряблого, погруженного в земную суету, в земные, скорогибнущие интересы, времени! Небо, то небо, где Ангелы Божии славословят Господа немолчными песнями, где святые Божии, предстоя престолу Вседержителя, благоговейно созерцая совершенства Его, склоняются пред величеством славы Его, – это небо было так близко к земле, что верующие были в постоянном благодатном общении с ним. И в темницах святых мучеников озарял свет небесный; и под мечом палача они видели небо сие для них уже отверстым; и на кострах их уже освежала роса райского блаженства. В самой смерти своей они торжествовали уже победу над смертью, славя Господа среди ужасных мучений и радостно переходя в горний мир. Но вот, судьбами Божиими, в 313 году от Рождества Христова, в Медиолане, нынешнем Милане, властно раздается царственный голос, как пасхальный благовест: “Отныне каждый, решившийся соблюдать богослужение христианское, пусть соблюдает его свободно и неуклонно, без всякого затруднения!”

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

В праздник Рождества Христова Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя 7 января, 2014. Новостная служба Пусть Господь, родившийся в вифлеемской пещере, прикоснется к каждому из нас силой Своей благодати, дабы мы могли обрести радостный мир в этой жизни и спасение в жизни вечной. В ночь с 6 на 7 января 2014 года, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы Рождественские богослужения — великое повечерие, утреню и Божественную литургию. 7 января, ПРАВМИР. Перед началом богослужений Святейший Владыка с амвона обратился к пастве со словом, посвященным празднику Рождества и принесению в Русскую Православную Церковь Даров волхвов — одной из немногих реликвий, связанных с земной жизнью Спасителя. Приняв святыню, под пение хором тропаря Рождеству Христову Святейший Патриарх Кирилл прошел на середину храма и поставил ковчег с Дарами волхвов на уготованном месте. За Рождественскими богослужениями Его Святейшеству сослужили: архиепископ Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Подольский Тихон, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; схиархимандрит Илий (Ноздрин); архимандрит Парфений (Мурелатос), настоятель монастыря святого Павла на Святой Горе Афон; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; насельники афонской обители святого Павла в священном сане; клирики Храма Христа Спасителя и духовенство Москвы. Среди молившихся за ночным богослужением в Храме Христа Спасителя был председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев с супругой. За богослужением пел хор кафедрального соборного Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).

http://pravmir.ru/v-prazdnik-rozhdestva-...

Епифань. Собор Николая Чудотворца. Никольский собор Карта и ближайшие объекты Большой комплекс, состоящий из фрагмента старого собора (XVIII в.) с почти шатровой колокольней и соединенного с ним колоннадой нового собора (1850 г.) - величественного образца классицизма. В приходе: часть г. Епифани, Алешина слобода, Вереникина слобода, Рождественская слобода, д. Грязновка, д. Крутая, д. Красный Осетрик, д. Полунино, д. Рогозинка, д. Табол, д. Фомино. Приход образован ранее 1685 г. Каменная церковь построена в 1810-1850-е гг. Пять престолов: главный - во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийского, в приделах - во имя Архистратига Михаила и мч. Иоанна Воина, в трапезной приделы - во имя прор. Илии и в честь иконы Божьей Матери " Троеручица " . Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895, с. 280; ГАТО. Ф. 3. Оп. 17. Д. 459., л. 2 В число древних памятников архитектуры входит Никольский собор, который расположен в поселке Епифань Кимовского района. Согласно историческим летописям, сведения о Никольском соборе датируются еще XVII веком. Сначала это была деревянная церковь, на месте которой в первой половине XVIII века был построен каменный храм. Однако, в связи с начавшимся разрушением, обитель была разобрана, а на ее месте в 1810 году начали строительство Никольского собора, которое завершилось спустя сорок лет. В результате был возведен величественный и по своей красоте не уступающий столичным храмам Свято-Никольский собор. Богослужения в храме проводились вплоть до 1932 года, пока трапезную не превратили в электростанцию. Колокольня обители в это время была превращена в водонапорную башню. После Великой Отечественной войны разрушенный собор долгое время оставался без внимания. Только в июле 1999 года губернатором Тульской области было принято решение о необходимости проведения реставрационных работ Никольского собора. Несмотря на то, что восстановление уникального храма до настоящего времени не закончено и ремонтно-реставрационные работы продолжаются, в Никольском соборе, начиная с мая и до середины осени, проводятся богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=00873

Если архитекторы забыли об акустике храма, деу поможет звуковая инсталяция ЖМП 5 май 2015 /  17 июня 2015 г. 17:03 Доступное богослужение, или тайны звуковой инсталляции храма Каждому человеку, приходящему в храм, важно понимать смысл церковной службы, содержание возгласов, молитв и песнопений. Но слова порой звучат неразборчиво, быстро гаснут, не достигая слуха молящихся. Одно дело, если в этом виноваты слабый хор или плохая дикция священника. И совсем другое, если об акустике напрочь забыли проектировщики и строители храма еще на этапе его создания. Своим опытом, как профессионально «озвучить» храм, делятся священники, архитекторы и звукоинженеры. Живая речь более естественна, но… Священник Димитрий Покровский раньше служил в храме Рождества Христова в селе Варварине (XVII век), а теперь — настоятелем в Елизаветинском храме в Щербинке (Москва), возведенном в 2001 году. 300 лет назад Рождественский храм помещик строил для себя и своих крестьян, которые все помещались в одном приделе. Поэтому записанные в четверике квартеты и квинтеты звучат прекрасно. «Однако во время службы, независимо от силы голоса клира и хора, ее было хорошо слышно только перед алтарем, но в соседнем приделе уже нет. Для небольшого числа прихожан не требовалось звуковой инсталляции», — говорит отец Димитрий. Елизаветинский храм также невелик размером. И это позволяет клиру обходиться без акустических систем, что очень радует настоятеля. «По первому образованию я звукорежиссер и поэтому, наверное, слишком привередлив к звучанию. Мне не нравится, как сочетаются разные частоты и гармоники при электронном озвучивании. Акустические системы каким-то образом искажают звук, даже высокопрофессиональные. Я считаю, что живая речь для уха — более естественна. Правда, недавно был на Кипре, там в храмах и монастырях во всю пользуются микрофонами. Маленькие, незаметные микрофоны стоят и у хора, и на престоле». В Щербинке сегодня строят еще один, больший по площади, храм — в честь иконы Божией Матери «Всецарица». И, по мнению священника, установки звуковой аппаратуры там уже не избежать.

http://e-vestnik.ru/db/dostupnoe_bogoslu...

Закрыть itemscope itemtype="" > О церковном календаре 16.01.2008 478 Время на чтение 7 минут Календарь - это то, что связывает культ, прежде всего церковный год, посвященный переживаниям священной истории каждым своим днем, и культуру, все, что к ней принадлежит - словесность, искусство, этику, политику, связывает с богослужением. Народы это чувствовали, и свой календарь всегда берегли Все-таки кажется странным, что христианское летоисчисление ведется от Рождества Христова, а праздник Рождества - после Нового года. Вполне естественно, чтобы сначала было Рождество, а потом, как следствие, - Новый год. Не кажется ли вам странным, что наш почему-то новогодние праздники, самые детские праздники, которые только есть в нашей стране, детские и семейные вообще, приходятся самым неподходящим способом, образом на конец рождественского поста. В самом деле, мы так привыкли к навязанному нам календарю, что даже говорим - ну, мол, Рим у католиков, Рождество 25 декабря, а у нас - 7 января. Нет, братья и сестры, это неправда. У нас Рождество празднуется 25 декабря. Только у нас декабрь скособочили. Не праздники не на своем месте, а декабрь не на своем месте. Вот об этом и стоит поговорить. Календарь - это скелет культуры. Как предположил известный священник и профессор Павел Флоренский, культура происходит из культа, и поэтому и одного корня. Культ же это богослужение. То есть, именно не сама нематериальная вера, вероисповедание, прежде всего, существует в нашем сердце, внутри нас, а то, что зримо и материально. Культ, богослужение порождает культуру, правда потом культура может оторваться от культа, но люди все равно, как правило, принадлежат к той же самой культуре, которую породил определенный культ. Они лгут самим себе, но все равно другой культуры у них нет. Русские люди периода обязательного атеизма оставались людьми культурно-православными, восточными христианами, ибо такова была культура, она их обязывала. Даже если эти люди заявляли, что они в Бога не веруют. Но если оторвать культуру от богослужения, то культура хиреет, постепенно замирает, в конце-концов умирает, потому что живой связи больше нет. Культура все больше и больше оказывается в музее, а не в жизни.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Илл. 1. Навершие Кувуклии. Фото Анны Гальпериной ЖМП 5 май 2016 /  12 мая 2016 г. 13:50 Отдали образу пообразное В НОВОМ ИЕРУСАЛИМЕ ЗАВЕРШЕНА КОМПЛЕКСНАЯ НАУЧНАЯ РЕСТАВРАЦИЯ ГЛАВНОГО МОНАСТЫРСКОГО ХРАМА - СОБОРА ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В конце минувшего года завершен важнейший этап многолетних, беспрецедентных по объему и по степени научной достоверности реставрационных работ в архитектурном ансамбле Ново-Иерусалимского монастыря , целиком отнесенном к объектам культурного наследия федерального значения (о начальном этапе: «Светися, Новый Иерусалиме!»//ЖМП. 2012. 7 ). Государственная комиссия приняла в эксплуатацию отреставрированный Воскресенский собор — уникальный памятник, задуманный еще Патриархом Никоном. И хотя восстановление всего комплекса зданий еще продолжается (основное количество памятников — 15 — намечено завершить в текущем году), главный результат уже налицо. Нынешний реставрационный цикл — первая в череде многочисленных попыток, которую удалось успешно завершить, — преобразовал собор, считавшийся холодным на протяжении трех с лишним веков, в теплый зимний храм. Благодаря современным отопительным системам температура здесь даже в самые морозные дни теперь не опустится ниже +10°С. А значит, нежные элементы лепнины и росписей, изразцового убранства больше не будут страдать от постоянных замерзаний и размерзаний. В Неделю Фомину Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин великого освящения собора. Храм уже доступен для верующих. В ограниченном режиме здесь проводятся экскурсии для паломников и туристов, а главное — совершаются регулярные богослужения. «По патриаршему благословению в Великую субботу 2014 года я освятил собор малым иерейским чином, и мы служили здесь до 1 августа 2014 года, — рассказывает наместник обители архимандрит Феофилакт (Безукладников). — Но затем началась трудоемкая операция по демонтажу лесов в шатре ротонды, общий объем которых достигал тысячи кубометров. Спускали их с 70-метровой высоты. Конечно, совершать богослужения в таких условиях было невозможно, поэтому мы перешли в церковь Рождества Христова, расположенную у западной стены монастыря. С Рождественского сочельника 2016 года мы снова служим в главном соборе».

http://e-vestnik.ru/church/restavratsiya...

Кабаличи. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Приход села Кабаличи уже в XVII веке упоминается как один из самых древних приходов современного Брянского района, однако сведений о храме не сохранилось. Последняя деревянная церковь здесь была построена в 1705 году, но к 1760-м годам обветшала. В 1768 году по желанию и на средства помещика Ивана Никифоровича Тютчева было начато сооружение нового храма с двумя Алтарями: главным во имя Рождества Богородицы и теплым придельным во имя Ильи Пророка. Богослужения в новом храме начались в 1773 году в придельном Алтаре, а главный Алтарь храма был освящен только в 1779 году, когда были окончены все строительные и отделочные работы. До 1836 года приход состоял из села Кабаличи и деревни Глинищево. В 1836 году присоединено к нему село Балдыж с деревнями Карпиловка и Севрюково. В храме два алтаря: главный — летний, в честь Рождества Пресвятой Богородицы; придельный, в трапезной части храма — зимний во имя Святого пророка Илии. Главный Алтарь был освящен в 1779 году. В 1901 году, после капитального ремонта, храм был заново освящен. В годы коллективизации (конец 1920-х годов) храм закрыли и использовали для хозяйственных нужд. В 1994 году был воссоздан приход. Богослужения проходят во временном помещении, здание храма реставрируется. Сведения из статьи «Храмы Брянского благочиния», опубликованной в «Брянском Православном Календаре на 2006 год» (Издание Брянского Епархиального Управления) На центральной площади села Кабаличи, одного из древнейших брянских сёл, стройной свечой высокой колокольни возвышается церковь Рождества Богородицы. Говорят, что " освещая " широкие просторы этих мест, она создаёт здесь особое настроение. У церкви много обиходных названий - Богородицкая, Богородице-Рождественская, Рождество-Богородицкая. На всю округу - Кабаличи, Глинищево, Титовка - это единственный приход для верующих. Дошедший до нас каменный храм - наследник деревянных предшественников. Четыре столетия назад колокольный звон уже разносился по окрестным полям и перелескам, созывая народ на молитву.

http://sobory.ru/article/?object=05019

Подпишитесь на наш Телеграм Воздвижение Креста Господня: Крест — это «всё» христианства. Но только ли про Крест — праздник Воздвижения? Нет: главным образом он — про христианскую империю. Праздник Империи Крест Господень нашла Елена, мать императора Константина — так над Римской империей распростерся Крест. Сам же праздник «вошел в моду» после возвращения Креста из персидского «плена», когда император Ираклий победил персов. И здесь: победа христианской империи. Проиллюстрируем этот тезис отрывками из богослужения. Вот два главных церковных песнопения этого праздника: Тропарь Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу. Это современные славянские тексты. А вот перевод с оригинала на русский: Тропарь Спаси, Господи, народ Твой и благослови достояние Твое, Победы царям На варваров даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим общество. Кондак Вознесшийся на Крест волею, Тезоименитому Твоему и ныне обществу Щедроты Твои даруй, Христе Боже; Возвесели силою Твоею Верных царей наших, Победы даруя им на врагов, В союзе имеющим Твое Оружие мира– непобедимое победное знамение . Царей убрали из текста богослужения, когда они и вправду пропали из истории, то есть после Русской революции. Праздник христианской империи — как отмечать его, когда нет уже никаких христианских империй? И что вообще это за праздник? Церковь и Империя При Константине империя стала христианской — та же самая империя, что казнила Христа. Крест — орудие казни Римской империи, вознесена над этой же самой империей — при этом в Византии, к её позору, продолжали использовать распятие, как казнь. « Победу даруй нашим царям — Твоим Оружием мира (Крестом) » — победу в войне оружием мира — вот противоречие. Что общего у Церкви и Империи, которая гнала её триста лет после того, как распяла её Основателя? По мысли Аверинцева , обе — «глобалистские проекты»: рассчитаны на весь мир, универсалистичны. Эту мысль ярко раскрывает знаменитое рождественское песнопение: « Когда Август стал единовластным на земле,/прекратилось многовластие среди людей;/и с Твоим вочеловечением от Девы чистой/идольское многобожие упразднилось./Одному мирскому царству подчинились страны,/и в единое владычество Божества племена уверовали ». Всемирность — это общее. Всё остальное — различия. Обратимся к Писанию.

http://blog.predanie.ru/article/vozdvizh...

Православные встретили Рождество на Земле и в космосе Москва, 10 января 2006 г . 7 января православные христиане отметили Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В ночь на 7 января Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Рождественские повечерие, утреню и Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве . Президент Владимир Путин встретил Рождество в Якутске , где он молился в Градоякутском Преображенском кафедральном соборе. Службу возглавил епископ Якутский и Ленский Зосима. В Вифлеем , где родился Иисус Христос, приехали более 15 тысяч паломников со всего мира, в том числе из России. Рождественское богослужение возглавил Патриарх Иерусалимский Феофил. Праздник Рождества Христова отметили у самого северного купола планеты 12 российских полярников на единственной в мире дрейфующей научной станции " Северный полюс-34 " . Начальник станции Томаш Петровский сказал, что " натурные эксперименты и исследования проводятся в круглосуточном режиме " . " Час-другой выкроим, чтобы, как и весь православный мир, отметить Рождество " , – добавил он. На православное Рождество в Антарктиде российские полярники станции Беллинсгаузен пригласили коллег из национальных антарктических экспедиций Китая, Уругвая и Чили, которые расквартированы по соседству на острове Кинг-Джордж (Ватерлоо). Гости полярников-россиян выразили особое пожелание присутствовать на праздничной литургии в храме во имя Святой Живоначальной Троицы. Богослужение совершил настоятель – иеромонах Каллистрат (Романенко) из Троице-Сергиевой Лавры. Православные Каракаса пришли на Рождественскую службу в церковь Святителя Николая, построенную 60 лет назад российскими кадетами. Она расположена в восточном районе венесуэльской столицы. Священник – отец Павел Волков, которому уже 83 года, был среди трех десятков российских кадетов, прибывших после войны в Венесуэлу. Православное Рождество завершило праздники на орбите для экипажа 12-й основной экспедиции на Международную космическую станцию. У заступивших в октябре на полугодовую космическую вахту Валерия Токарева и Уильяма Макартура только пять " красных дней " календаря: новый российский праздник День народного единства, американский День благодарения, католическое Рождество, Новый год и православное Рождество. Как и миллионы землян, космонавты встретили Рождество, как и Новый год, около наряженной елочки.

http://pravoslavie.ru/15849.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010