Глава Казахстанского митрополичьего округа возглавил торжества, посвященные памяти преподобного Севастиана Карагандинского 20 апреля 2015 г. 13:55 19 апреля 2015 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, день преставления ко Господу преподобноисповедника Севастиана, старца Карагандинского , митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию во Введенском кафедральном соборе города Караганды. Главе Казахстанского митрополичьего округа сослужили: епископы Каскеленский Геннадий , управляющий делами Православной Церкви Казахстана; Карагандинский и Шахтинский Севастиан ; Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий ; Кокшетауский и Акмолинский Серапион ; благочинный карагандинских храмов протоиерей Михаил Патрикеев, духовник Богородице-Рождественского монастыря архимандрит Петр (Горошко), настоятель Введенского кафедрального собора протоиерей Александр Киселев, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» города Алма-Аты протоиерей Евгений Воробьев, руководитель информационного отдела Митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов, благочинный Абайского благочиния протоиерей Александр Угольков, секретарь Карагандинской епархии протоиерей Владимир Фрейганг, духовенство епархий Митрополичьего округа. За Литургией молились настоятельница Богородице-Рождественского женского монастыря игумения Севастиана (Жукова) с сестрами обители, представители казачества, благотворители епархии, многочисленные паломники из Казахстана, России и стран СНГ. Проповедь по запричастном стихе произнес епископ Каскеленский Геннадий. После отпуста Литургии митрополит Александр поздравил с тезоименитством епископа Севастиана и игумению Севастиану. Также глава Православной Церкви Казахстана поздравил молившихся с празднованием Светлого Христова Воскресения и днем памяти небесного покровителя Караганды и всего Казахстана преподобного Севастиана. В завершение богослужения духовенство и хор исполнили стихиры Пасхи перед ракой с мощами преподобноисповедника Севастиана.

http://patriarchia.ru/db/text/4049748.ht...

Духовник Донского монастыря провел беседу о Рождественском посте Духовник Донского монастыря иеросхимонах Валентин (Гуревич) в молодежном клубе «Донской» провел беседу о Рождественском посте как предпразднестве Рождества Христова. Расширить возможности Мы знаем, что великие, двунадесятые праздники в Православной Церкви наступают не сразу, а им предшествуют предпразднства . Кроме того, не бывает и резкого перехода от праздника к будням, потому что за праздниками бывают послепразднства . Это так же, как в природе: не сразу после ночи наступает день, сначала утренняя заря, так же после дня – вечерняя заря, так же и зима, и лето – не сразу наступает лето после зимы. Так же и церковный устав сотворен с помощью Божией. Люди в сотрудничестве с Богом, в соработничестве с Богом создавали богослужения. И поэтому так же, как Господь Творец есть природы, так же он Творец есть и церковного богослужения, при посредстве человеческого творчества. Если мы посмотрим на Рождественский пост , который предшествует Рождеству , мы можем тоже назвать его таким предпразднеством. Вообще, как мы знаем, есть четыре продолжительных поста в Церкви, и каждый из них предшествует особому торжеству. Великий пост предшествует крестным страданиям и Пасхе , Успенский пост предшествует Успению Божьей Матери , Рождественский пост предшествует Рождеству Христову, и еще есть Петров – апостольский пост , который предшествует празднику апостолов Петра и Павла. Во время предпразднества уже начинают звучать песнопения и тексты богослужений, которые связаны с праздником. Так что верующие могут в течение предпразднества как-то приготовить себя, свой ум и сердце для того, чтобы наилучшим образом воспринять то духовное содержание, которое имеет отношение к этому празднику, к этому святому торжеству. И вот мы знаем, что в тропаре Преображения Господня говорится о том, что апостолы видели этот фаворский свет «якоже можаху», то есть в меру своих возможностей. И вот именно предпразднество позволяет нам расширить возможности своего ума и сердца для того, чтобы воспринять в наибольшей полноте вот этот вот свет торжества. А что касается Рождественского поста, то пост и молитва как раз и помогают наилучшим образом расширить возможности нашего восприятия, возможности ума и сердца для того, чтобы воспринять этот свет, свет Рождества Христова.

http://pravmir.ru/ieroshimonah-valentin-...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Крещенский сочельник Крещение Господне или Богоявление совершается 19 января (6 января по старому стилю). Накануне праздника Церковью предписан строгий пост, так же как и в Рождественский сочельник. В Крещенский сочельник утром совершается литургия Василия Великого, в начале которой торжественно читаются пророчества о первом Пришествии Господа Иисуса Христа. Также в этот день происходит первое Великое освящение воды - Агиасма. Именно поэтому крещенская вода называется Великая Агиасма. Она обладает удивительными свойствами - прежде всего духовными, укрепляющими и просветляющими человека. Ею освящают жилища и иконы. Крещенская вода приобретает определенные физические свойства и не портится под воздействием времени. А в народе существовало поверье, что если в полночь с 18 на 19 января прийти на реку и вырубить прорубь, вода как бы вскипает - это Дух Святой сходит на нее. На Руси в канун праздника принято было делать " иордань " (от реки Иордан): на реках вырубали большие крестообразные проруби, в верхней части которых строили ледяные скульптуры в виде креста, голубя, других христианских символов. Такая практика распространена и сегодня. Например, на Московском подворье Оптиной Пустыни после Крещенского богослужения освящается вода Останкинского пруда, после чего прихожане, в том числе и дети, купаются в нем. Литургия Василия Великого основывается на древней литургии, составленной, по преданию, апостолом Иаковом, которая была в IV в. переработана соответственно св. Василием Великим и св. Иоанном Златоустом. В дальнейшем чин Василия Великого неоднократно дополнялся: в V в. в чин литургии было введено пение трисвятого и Символа веры. Литургия Василия Великого более продолжительна. Она совершается накануне праздников Рождества Христова и Богоявления, в день памяти св. Василия Великого - 14 января (1 января ст. ст.), в первые пять воскресений Великого поста, в Великий Четверток и Великую Субботу. Чин литургии состоит из трех частей - проскомидии (подготовительной), литургии оглашенных (на которой разрешается присутствовать оглашенным) и литургии верных (на которой им не разрешается присутствовать). 18 января всегда почитался на Руси как канун одного из величайших праздников года. Этот день являлся подготовкой к Богоявлению, а потому большинство традиций и обычаев подводят итог двенадцатидневного святочного цикла. В первую очередь, в знак завершения святочного периода, в канун Крещения из дома удалялись все символы рождественских праздников, украшения и символы плодородия, такие как солома, обрядовый хлеб. У восточных и западных славян из избы выносили сено, пролежавшее на столе все святки, сербы и болгары собирали с пола рождественскую солому и развешивали ее по постройкам, в садах и огородах, иногда на плодовых деревьях и на полях, украинцы и русские развязывали и выносили из дома рождественский сноп.

http://zavet.ru/a/rss_1011337568.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Батюшка слышал крик сердца Воспоминания участников Рождественских чтений об архимандрите Кирилле (Павлове) 21.02.2020 744 Время на чтение 6 минут Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ Один из докладов монашеского направления XXVIII Рождественских чтений, посвященных 75-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, был посвящен памяти духовника Свято-Троицкой Сергивой лавры, архимандрита Кирилла (Павлова) , а тогда, в годы войны, – сержанта Павлова. 20 февраля 2017 года отец Кирилл отошел ко Господу. В день его памяти «Монастырский вестник» предлагает вниманию читателей воспоминания, которыми поделились участники чтений после доклада иеромонаха Пафнутия (Фокина). Епископ Алексий, наместник Данилова монастыря Для нас все, что связано с именем архимандрита Кирилла (Павлова), очень дорого. Батюшка для нас – это огромное солнце, которое продолжает нам светить, нас, немощных, просвещая и согревая. Это был человек, который жил рядом с нами, которого мы слышали, видели, которого, как сказано у Апостола, осязали руки наши (см.: 1 Ин. 1:1). Батюшка оказал влияние не только на каких-то отдельных людей. Это было влияние на всю Троице-Сергиеву лавру, даже на всю Церковь. Ведь отец Кирилл был духовником троих Патриархов. Когда в Лавре совершались патриаршие богослужения, то архимандрита Кирилла обязательно назначали на них служить. Я думаю, что и владыки, и духовенство знают, насколько это трудно и ответственно. Когда у отца Кирилла спрашивали, как он себя чувствует, как у него на все хватает сил, он шутливо отвечал: «Трясемся, но не сдаемся». Такой у батюшки был сильный дух, дух оптимизма, любви к Богу, к Церкви, к своему служению, к богослужению. Ведь монахи – как солдаты: «Служу Богу, Церкви и Отечеству!» При этом отец Кирилл старался, чтобы и его военный подвиг оставался незаметным. До сих пор дискутируется вопрос: кто был тем самым легендарным сержантом Иваном Павловым в Сталинграде – батюшка или кто-то другой? Отец Кирилл до самого конца сохранил эту тайну: он уходил от определенного ответа, не подтверждал ни то, ни другое. Так что этот вопрос так и остался открытым. Батюшка старался, чтобы все его подвиги были незаметны. Архимандрит Аркадий, наместник Нило-Столобенской пустыни

http://ruskline.ru/opp/2020/02/21/batyus...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Господь призывает нас через несовершенство жизни к Божественной любви» В Петербурге, в день памяти святого мученика Вонифатия, прошел традиционный крестный ход православных трезвенников 06.01.2015 507 Время на чтение 10 минут 1 января 2015 года, в день памяти святого мученика Вонифатия, в Петербурге, на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры состоялся традиционный, 15-й по счету крестный ход православных трезвенников . Активное участие в молитвенном шествии, как всегда, приняли члены Православного клуба «Бодрствование» во имя святого мученика Вонифатия, действующего при храме во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ. Всего в крестном ходе в этом году участвовало несколько сотен человек, возглавили шествие три священника. Количество крестоходцев с каждым годом неизменно увеличивается. Это говорит о том, что трезвенническое движение в Петербурге ширится, и все большее число православных осознают необходимость борьбы с винопитием и другими пороками, губящими и тело, и душу. В десять часов утра в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры началась Божественная Литургия. Многие православные трезвенники, присутствовавшие на богослужении, приобщились Святых Христовых Таин. Затем участники крестного хода двинулись к могиле священника храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала отца Александра Васильевича Рождественского (1872–1905), который в самом конце XIX столетия положил начало делу православной трезвости в Санкт-Петербурге, основав знаменитое впоследствии на всю страну Александро-Невское общество трезвости. На месте упокоения отца Александра была отслужена лития. Служил ее известный деятель трезвеннического движения в Петербурге священник Евфимий Добрянский . Обращаясь после литии с проповедью, отец Евфимий подчеркнул, что мы помним всех наших апостолов трезвости, которые потрудились в деле отрезвления народа, во благо России, в том числе и священника Александра Рождественского. «И мы тоже можем сказать, что в какой-то мере являемся его последователями, потому что в большинстве случаев здесь находятся трезвенники, которые дали зарок, обет трезвости, и наш долг – каждый год совершать паломничество на могилу апостола трезвости. Это наш ответ на намерение диавола, врага рода человеческого, который старается погубить человека. Хотя бы в трезвении мы тверды, и поэтому мы сегодня здесь. Трезвость сама по себе, как говорится, не может нам дать счастья. Но когда трезвость подтверждена верой в Господа нашего Иисуса Христа, то она становится не подвигом, а помощью нам во спасении. И отец Александр очень много потрудился в этом направлении», – отметил священник.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/01/06/go...

Закрыть itemscope itemtype="" > Куда пойдет Россия? Рождественские чтения - 2009: взгляд одного из участников 18.03.2009 442 Время на чтение 51 минут Среди различных проблем современного православного образования необходимой, но конечно, не достаточной является разработка проблемы взаимоотношения христианства и науки и особенно потому, что современное образование в школах и высших учебных заведениях полностью основано на атеистическом мировоззрении. Сегодня РПЦ стремится ввести в школы предмет " Основы православной культуры (ОПК) " . Однако все остальные предметы школьной программы (физика, биология и др.), несомненно влияющие на формирование мировоззрения учащихся, сегодня основаны, как уже сказано, на проповеди атеизма, что отражает реальную позицию министерства образования, академии наук и академии образования, упорно насаждающих западное мировоззрение, хотя с трибуны их руководители говорят иное. Поэтому то важнейшей проблемой православного образования является разработка основ православного познания мира как возрастания разума в пределах веры, но отнюдь не как ограничения веры в пределах рационализированного рассудка. Рождественские чтения 2009 года начались с торжественного Патриаршего богослужения в Храме Христа Спасителя, во время которого Святейший Патриарх Кирилл произнес в праздник Сретения Господня, проповедь, произведшую на многих сильное впечатление. " Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий... " (Лк.2. 34), - и до сего дня эти пререкания не прекращаются, поскольку явление Христа в мир не понятно рационализированному рассудку. И Святейший, как многие обратили внимание, сделал акцент на том, что заботой Церкви является спасение людей, а не решение социальных проблем, и что не все понимают этой простой истины. Действительно, жизнь Церкви не может быть понята с позиций мирского сознания, мирской власти, поскольку Церковь - это тело Христово, а не " цивилизационный, общественный и политический проект " , поскольку одно исключает другое.

http://ruskline.ru/analitika/2009/03/18/...

Москва. Музей деревянного зодчества в Коломенском. Церковь Георгия Победоносца из Рождественского (Среднего на погоста. Георгиевская церковь Карта и ближайшие объекты Деревянный храм во имя Святого великомученика Георгия Победоносца был построен на берегу небольшой реки правого притока могучей Северной Двины в ее верхнем течении. Это была холодная церковь, без печи, богослужения в ней проводились только в теплое время года. Храм стоял в центре Среднепогостского прихода, отдельно от окрестных деревень. В конце XVII в. рядом находились еще два деревянных здания: колокольня и теплая церковь Рождества Христова, считавшаяся главной на погосте – по ее посвящению назывался весь здешний церковный приход. Когда в этих местах были построены первые храмы и какими они были, неизвестно: в 1720-х гг. Рождественскую церковь XVII в. и хранившиеся в ней приходские документы уничтожил пожар. Район бассейна Северной Двины был заселен давно. Уже в X в. здесь начали селиться славяне, пришедшие большей частью с запада, из новгородских земель. Их контакты с аборигенами – «чудью заволочской», предками современных вепсов, носили в основном мирный характер. В XI в. в этих землях распространяется христианство, устанавливается система государственного управления, связанная с Новгородом. С распадом в XII в. единого древнерусского государства Новгород стал сильным независимым городом-государством с огромной территорией. Весь бассейн Северной Двины входил в самую крупную Обонежскую пятину (область) Новгородской земли. Во второй половине XV в. Новгород и его обширные владения подчинил великий московский князь Иван III, включив эти земли в состав единого Русского государства. Подвинье на протяжении многих веков осваивалось русскими людьми, привлекая их своими природными богатствами: пушниной, обширными малонаселенными землями, богатыми угодьями для рыбной ловли и охоты, густыми лесами и природными запасами дорогостоящей поваренной соли. С другой стороны, этот суровый лесной край веками оставался периферией, отдаленной окраиной русского мира. Из сохранившихся «Ведомостей о церквях» конца XVIII – начала XX в., отчетов настоятелей прихода, посылавшихся в управление Вологодской епархии, известно, что Георгиевская церковь была построена в 1685 г. на средства прихожан.

http://sobory.ru/article/?object=15943

Нижний Новгород. Церковь Собора Пресвятой Богородицы ( " Строгановская " ). Рождественская церковь Карта и ближайшие объекты Рождественская (Строгановская) церковь. Возведена на средства купца Г. Строганова, являлась домовой церковью в городской усадьбе. В 1721 г. закрыта личным указом Петра I, позже богослужения были возобновлены. Отделение Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника. Летом 2003 г. проводилась реставрация. В июле 2005 года на колокольне церкви были смонтированы башенные часы. С оригинальными, " астрономическими " часами на этой колокольне связан знаменитый эпизод в жизни изобретателя Ивана Кулибина. Будучи пятнадцатилетним подростком, он поразил сограждан тем, что починил сломанные часы. К сожалению, этот старинный механизм был утерян еще в начале XIX века. Позже на звоннице были установлены обычные часы с боем, но к началу XX века и они были не в действии. Установленный ныне механизм изготовлен в Германии фабрикой Иоганна Фридриха Войле в 1879 году (в СМИ была опубликована ошибочная информация об английском происхождении механизма). Первоначально часы располагались в Нижнем Новгороде на здании Блиновского пассажа, в нескольких сотнях метров от Рождественской церкви. После 1917 года они были демонтированы и до последнего времени хранились в Нижегородском историческом музее. В середине девяностых годов группа энтузиастов установила эти часы на колокольню Рождественской церкви (на большинстве фотографий можно заметить черные стрелки на одном из циферблатов). Однако монтаж был проведен крайне неумело, и к моменту начала реставрации церкви часы были практически не работоспособны. В 2004-2005 гг. механизм был восстановлен калужским мастером Александром Георгиевичем Красниковым. Удалось сохранить почти все детали оригинального старинного механизма, потребовалось лишь изготовить новые циферблаты. Теперь часы исправно показывают время на всех четырех циферблатах и каждый час соответствующее количество раз бъют в 80-киллограмовый колокол, расположенный под самым куполом колокольни. В 30 минут каждого часа раздается один удар. Именно поэтому нельзя называть эти часы " курантами " - они не исполняют на колоколах мелодии. Нужно отметить, что в работе часов не задействованы электроприводы, и дважды в неделю их заводит рука человека, а не бездуховная сила электричества.

http://sobory.ru/article/?object=00892

Никон (Рождественский Николай), архп. Вологодский и Тотемский Родился 4 апреля 1851 года в семье бедного причетника с.Чашникова, Верейского уезда, Московской епархии. Вот что рассказывает о своем детстве сам архиепископ Никон: «С первых дней сознательной жизни, как только я себя помню, я вижу себя на руках родителя, который носил меня чрез сугробы снежные в Божий храм; я любил ходить туда не только в праздник, но и в будни, не только на службу Божию, но и в то время, когда мой родитель – дьячек топил церковные печи. Со стен церковных смотрели на меня лики угодников Божиих, лики серьезные, благоговейные, с молитвенным выражением. В воздухе ощущался запах ладана и воска. Казалось, что в этой священной тишине незримо, но сердцу ощутимо, носились Ангелы Божии. Таинственная завеса в Царских дверях, святая плащаница за клиросом, старые, потемневшие хоругви, ряды икон, уходящие к сводам храма в иконостасе – все говорило детскому сердцу: это не простое место, это – дом Божий.·· Я не говорю об участии в богослужении прислуживанием в алтаре, пением и чтением на клиросе: скажу только, что помню себя на руках родителя с Часословом в руках; помню, как, получив эту священную книгу в первый раз, я целовал ее, детски радуясь ее «красной прописи», киноварью напечатанным строкам. Помню, что под влиянием этой радости я тут же дал обещание – стать на клирос с отцом, и затем и – прочитать шестопсалмие. Шестилетним мальчиком я уже сделал попытку к сему – увы, на первый раз не удавшуюся: тоненьким голоском прочитал я пять- шесть строк и смутился, струсил, заплакал... А старичок-батюшка из алтаря уже возглашает отцу моему: «читай сам!»...Но через неделю я уже победил себя и ликовал детским сердцем: я прочитал все шестопсалмие!»... Отроком поступил в Заиконоспасское духовное училище, где с необычайным усердием проходил курс наук, преподаваемых в училище. Будучи учеником первых классов, он прочитал Четьи-Минеи и знал множество житий святых. Тогда же на пути из училища домой в полуподвальном помещении, где остановился с мальчиком отец владыки, какой-то старец, лаская мальчика, предрек ему святительское служение. «Это наш будущий архиерей», – сказал он и удалился.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Мы вступаем в Рождественский пост. Вонмем! Пост предполагает бодрствование и внимание. Прежде всего отметим, что бодрствовать значит бороться со сном. Сон — состояние покоя, вялости, когда внимание ослабевает. В духовном смысле сон — конечный покой, покой смерти. Для верующего человека бодрствовать не значит только не спать в физическом смысле. Но бороться вообще против того, что усыпляет человека и не даёт ему видеть, что ведёт его к смерти. То, что было в древние времена, во времена Ноя, ничем не отличается от того, что мы знаем о сегодняшних. Люди женились, выходили замуж, ели, пили (Мф. 24, 38). Очень кратко определяет человеческую жизнь Христос! Так жили все день за днём и внезапно оказались среди потопа, в пучине неодолимых бед. Может быть, не случайно Господь выявляет духовное состояние этих людей словами «ели и пили»? Известно, что сон овладевает пресыщенными, а пост и трезвение содействуют бодрствованию. К бодрствованию призывает нас Церковь! Духовная жизнь у святых отцов именуется бодрствованием. У подвижников пустыни был один монастырь с таким особенным названием: «Обитель неусыпающих». Начало духовной жизни определяется святыми отцами как пробуждение. Кто помнит свои первые шаги в вере, понимает, насколько точно это слово обозначает происходящее в этот период с нами. Это выход из состояния сна, прикосновение к воскресшему Христу, восставшему от сна смерти. Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос (Еф. 5, 14), — пели первые христиане. Это значит, что Рождественский пост, как и Великий пост, как все богослужения года, содержит главную тайну христианской веры — Воплощение Божие, в котором с самого начала присутствуют Крест и Воскресение. Не случайно праздник Рождества Христова именуется Пасхой трёхдневной. И наше духовное делание заключается в следовании Христу Богу. Даром Его мы призываемся выйти из сна, выйти из тьмы, выйти из смерти. Так поступайте, — говорит апостол Павел, — зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Сон означает неверие в победу Божию — в воскресение. Может быть, эти люди не боятся, как те, кто смеялся в Афинском ареопаге над апостолом Павлом, когда он начал проповедовать о воскресшем Христе, сказать: «Об этом послушаем тебя в другой раз», подождём, что будет завтра и послезавтра, но только не сегодня, а позднее.

http://moral.ru/zagovenie/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010