Такого же вдумчивого подхода ожидает от нас и слово наказание. В процессе образования и воспитания без него и в самом деле никак не обойтись; однако понимать его нужно не как истязание, а как дачу наказа, то бишь наставления. «…Кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну своему» ( Прит. 3:12 ), наставляет нас Священное Писание. Словом, наказание есть не что иное, как важная органичная составляющая этого процесса. Как же мудро поведал об этом преподобный Амвросий Оптинский : «Ещё в Ветхом Завете сказано: Сын ненаказанный — скорбь отцу и печаль матери ( Прит. 17:25 ), то есть сын, не наставленный в страхе Божием и законе Господнем. В настоящее время многие родители детей своих учат многому, часто ненужному и неполезному, но нерадят о том, чтобы наставлять детей страху Божию, и исполнению заповедей Божиих, и соблюдению постановлений Единой Соборной Апостольской Церкви, отчего дети большею частию бывают непокорны и непочтительны к родителям, и для себя, и для отечества непотребны, иногда зловредны». Господи, до чего же современно! В упомянутой уже книге Н. Левитского читаем: «Приехал в Саров помещик Теплов с женою и двумя детьми, из которых старший сын особенно любил заниматься чтением священных книг. Ласково принял отец Серафим всю эту семью, всех благословил, причём старшего сына называл “сокровище моё” и давал наставление матери не торопиться учить детей наукам, а “приготовить душу-то их прежде”. — Какая заботливость отца Серафима о добром, христианском воспитании детей!» Минует около двух столетий — и православный американец, иеромонах Серафим (Роуз) , избравший своим небесным заступником и ходатаем преподобного и богоносного отца нашего, в одном из писем своему крестнику напишет удивительные слова-пророчества: «Не доверяй своему уму, он должен быть очищен страданиями, иначе он не выдержит испытания нашего жестокого времени. Я не верю, что “логичные” пребудут со Христом и Его Церковью в наступающие грозные времена, ибо будет слишком много “различных причин”, препятствующих этому. Те, кто доверяют своему разуму, убедят себя уйти». Слепые умом мудрецы

http://azbyka.ru/fiction/russkoe-solnce-...

Может, хотя желательно не игнорировать традиции без особых на то причин. Тем более платки есть почти в каждом храме при входе. Что касается покровения головы, то это предписано лишь замужним женщинам. Цитаты о женщине «Мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах». 1Пет.3:7 «Ты же говори то, что сообразно с здравым учением… чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру; чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие». Тит.2:1, 3-5 «Жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям». 1Пет.3:1-5 «Добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его». Прит.12:4 «Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы». Прит.31:30 «Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем». Сир.25:24 «Жена добродетельная радует своего мужа и лета его исполнит миром; добрая жена — счастливая доля: она дается в удел боящимся Господа». Сир.26:2-3 «Кроткая жена — дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе». Сир.26:17 «Да не будет позволено женщинам говорить во время Божественной литургии, но, по слову апостола Павла, да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих ( 1Кор.14:34-35 )». 70 канон Трулльского собора

http://azbyka.ru/zhenshhina

Под премудростью разумеется Господь Иисус Христос (ср. 1Кор.1:24 ; Кол 2:2–3 ), Который построил дом ( Церковь – 1Тим.3:15 ; Евр.3:6 ; Мф.16:18 ), учредил семь столпов (семь таинств), принес Голгофскую жертву, установил таинство причащения и послал апостолов и их преемников звать в Свою Церковь «неразумных и скудоумных», т.е. не наученных истинам веры, смиренных, не превозносящихся своим умом (ср. Мф.11:25 ). Православные, как вступившие в Церковь Христову и принявшие ее учение, оставили свое «неразумие» ( Прит.9:6 ). Сектанты – «кощунники и нечестивые» ( Прит.9:7 ), потому что превозносятся своим разумом, глумятся над Церковью и ее таинствами и глухи к призыву Премудрости. 15) Православные, употребляя копье, вновь закалывают Христа. Копьем из просфоры вынимается часть, называемая Агнцем, крестообразно надрезывается, прободается, и этими действиями Церковь воспоминает голгофские события. Но эти воспоминания в действиях, подобно словесным воспоминаниям (напр. чтение о страданиях Спасителя из Евангелий), не есть выражения злобы на Господа Иисуса Христа, как говорят сектанты, и не имеют цели причинения Ему страданий, а служат для благоговейного «возвещения смерти Господней» (ср. 1Кор.11:26 ). 16) Зачем лжица при приобщении? Нужно приобщаться отдельно хлеба и вина (ср. Μф.26:26–27). Лжица употребляется для предосторожности во избежание пролития Святых Таин, по образу клещей, коими ангел взял уголь с жертвенника и коснулся уст пророка Исайи ( Ис.6:7 ). В таинствах нужно различать стороны существенные и несущественные, вечные и временные; способ приобщения является стороной несущественной в таинстве причащения. Неужели существо таинства может измениться при приобщении лжицею? По примеру апостолов, приобщившихся отдельно Тела и Крови, приобщаются преемники их (священнослужители Церкви); о порядке приобщения мирян в слове Божием ничего не сказано, и Церковь преподает ныне им Святые Дары лжицею. 224 17) Есть ли в Священном Писании заповедь о причащении младенцев? Есть. Господь сказал: «пейте от нее все» ( Мф.26:27 ). Церковь поступает по примеру Иисуса Христа, сказавшего: «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» ( Мф.19:14 ). Тогда приносили к Нему, чтобы Он возложил на них руки и помолился, а теперь приносят к «чаше Господней» для соединения с Ним ( Ин.6:56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

б) Дела благотворения, совершаемые в память умерших, усиливают действительность молитв за них. «Милосердием и правдою очищается грех» ( Прит.16:6 ). «Благотворящий бедному дает взаймы Господу» ( Прит.19:17 ). «Милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех» ( Тов.12:9 ). «Ибо милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму» ( Тов. 4:10 ). «Искупи грехи твои правдою и беззакония твои – милосердием к бедным» ( Дан.4:24 ). «Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным (ненадежным, скоропреходящим, не имеющим внутренней ценности), чтобы они, когда обнищаете (κλπητε), 475 приняли вас в вечные обители» ( Лк.16:9 ), т.е. делами благотворения (ср. Лк.19:8 ) можно приобрести на земле в лицо бедных и, вообще, нуждающихся в помощи друзей, которые после нашей смерти молитвенным предстательством откроют вход в Царствие Небесное (ср. Мф.25:40 ). «Здесь ( Лк.16:9 ) говорится», – объясняет святой Иоанн Златоуст , – «что нужно приобретать друзей в настоящей жизни, употребляя богатство и расточая имущество на нуждающихся; здесь заповедуется не что другое, как только щедрая милостыня. Если ты отойдешь туда, не сделав ничего такого, то никто не будет ходатайствовать за тебя. Не дружба людей ходатайствует за нас, но то, что друзья приобретены богатством; потому Господь и присовокупил: «друзей богатством неправедным», дабы ты знал, что тебя защитят самые эти дела твои: милосердие, человеколюбие, щедрость к нуждающимся. 476 Не о памятниках; не о надгробных украшениях будем заботиться. Ты собери вдовиц – вот наилучший памятник! Скажи им имя покойного; пусть все творят за него молитвы и моления. Это преклонит на милость Бога, хотя и не он сам, а другой за него совершает милостыню. Это сообразно с человеколюбием Божиим. Стоящие вокруг и плачущие вдовицы могут спасти если не от настоящей, то от будущей смерти. Многие получили пользу от милостынь, совершаемых за них другими». 477 Свидетельства древних отцов Святого апостола Иакова : «Господи, Боже, духов и всякой плоти, помяни православных (ρθоδξων), которых мы помянули и которых не помянули, от Авеля праведного до дня сего; Сам упокой их в стране живых, в Царстве Твоем, в сладостях рая, в недрах Авраама и Исаака и Иакова, св. отцов наших, откуда отбежала болезнь, печаль и воздыхание, где зрится свет лица Твоего и сияет постоянно». 480

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

И мы читаем далее: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» ( Мф. 6:22–23 ). Что для нас есть светильник? Для кого-то его светильник – его собственный мир идей, фантазий, гипотез и заблуждений. Кто-то руководствуется идеями других людей. А кто-то ищет познания от Бога. В Книге Притч сказано: «ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни» ( Прит. 6:23 ). Иными словами, всем нам необходимо руководствоваться Светом Божественного Откровения, это и будет означать «око твое… чисто… все тело твое будет светло». Подчиняя свою волю воле Создателя, мы начинаем удаляться от зла и совершенствоваться. Сама Божественная святость проявляет себя в мире как Божественный Свет, как слава Создателя, вот почему сами понятия святость и свет тождественны друг другу. Своей святостью Господь Бог как бы наполняет, освещает весь мир. Сказано: «…Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» ( Ис. 6:3 ). Слова «вся земля полна славы Его» означают: вся земля полна трисиятельной славы Его. Ап. Иоанн пишет о святости Божией: «…Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» ( 1Ин. 1:5–7 ). Некоторые верующие жалуются, что они не могут все понять сразу. Наивные! Бог не даст нам сразу полноту Своего света в этой земной жизни, иначе мы ослепнем, и не только духовно, но и физически. Как ослеп Савл, будущий ап. Павел, когда свет с Небес осиял его. Сказано: «Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» ( Прит. 4:18 ). Полный день для верующего наступит только тогда, когда угаснет для него сияние этой земной жизни и откроется свет жизни вечной. Как и сказано: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» ( 1Кор. 13:12 ). Ап. Павел называл смерть приобретением. Он писал: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» ( Фил. 1:21 ). Поэтому мы перед телами усопших зажигаем свечи. Они символизируют собою то, что для мертвого христианина угас свет этой жизни и воссиял свет Жизни Божественной.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но если надежды и чаяния избавления и спасения предъявляют Церкви Христовой и Нам – ее смиренному служителю, то и средства для спасения подобает искать и почерпать лишь в своей области. И Мы считаем, что средства для спасения Родины подобает искать и указывать не в тех или иных формах правления, не в тех или иных общегосударственных начинаниях, быть может важных, нужных и полезных, но находящихся вне Нашей области, которая вся не от мира сего, и, будучи прежде всего служителем Духа, Мы должны указывать иные, не земные, – высшие духовные начала: веру в Промысл Божий, сознание своей греховности, сознание людского бессилия, покаяние, любовь к ближним, прекращение раздоров, искренняя и горячая готовность, и не на словах только, а на деле, жертвовать всем дорогим ради спасения Родины, памятуя непреложность закона, что «праведность возвышает народ, а нечестие умаляет племена« ( Прит.14:34 ), что «семя свято – стояние мира» ( Ис.6:13 ) и что «праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней; а беззаконные будут истреблены и искоренены из нее« ( Прит.2:21–22 ). А посему в поучениях, обращениях и посланиях Наших звали Мы верных чад Наших к покаянию, к вере, любви, к прекращению междоусобной вражды, к прощению, а не к мщению. Звали и зовем к согласию классов, к тому, чтобы попытаться мирно сговориться друг с другом и принять участие в общем деле спасения Родины. Звали и зовем к насаждению реформ не путем насилия, а путем постепенного широкого нравственного влияния, просветления личности и перевоспитания общества на чисто христианских началах, без чего всякие реформы в конце концов сведутся на нет. Лишь на этих основаниях возможно спасение государства, ибо само несчастье, обрушившееся на Родину нашу, ниспослано нам за беззаконие наше, и доколе не вразумится русский народ, доколе в основание спасения своего не положит учения евангельского и не будет новую свою жизнь строить со Христом и во Христе, не отвратится от нас карающая десница Божия. И уже под безграничной милостью Божией всё глубже и глубже в сознание народа проникает убеждение в необходимости таких коренных нравственных реформ и такого очищения духа, а наша Святая Церковь становится поистине светильником в темном месте и пристанью для корабля, плывущего по бурному житейскому морю и для широких народных масс и для интеллигентских кругов, недавно еще чуждавшихся Церкви, а ныне, в лице лучших ее представителей, выступающих на работу церковную и зачастую почитающих великим счастьем принимать священный сан, становясь в ряды смиреннных служителей алтаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

перенесены из села Меркуш (по другим, Меркушина) в Николаевский монастырь (см. Екатеринб. еп.), где почивают и теперь, источая чудесные исцеления. В 1862 г. в С.-Петербурге в Синодальной типографии была напечатана служба с акафистом праведному Симеону. В 1896 г. 18 дек. в Екатеринб. еп. было празднование 200-летия со дня обретения мощей св. Симеона. 13 . Г. + Память храма святого, Христа и Бога нашего, Св. Константин Великий построил на Голгофе великолепный храм Воскресения Христова. В 335 г. 13 сент. отцы Тирского собора торжественно освятили его и вместе с тем положили ежегодно обновлять в памяти христиан освящение иерусалимского храма в честь Воскресения Спасителя празднованием этого дня. Так как св. Церковь в этот день в своих песнопениях прославляет Воскресшего Господа, то самый праздник в простом народе называется иначе – «Словущим воскресением». 172 «Память обновлений совершающе», мы, по внушению св. Церкви, должны «обновляться и, ветхаго человека отложивше, в новости жизни жительствовать», «яко да милостива обрящем Спаса и Господа». Тропарь, гл. 4. Якоже вышния тверди благолепие, и нижнюю споказал еси красоту святаго селения славы Твоея Господи, утверди сие во век века, и приими наша в нем непрестанно приносимая Тебе моления Богородицею, всех животе и воскресение. Кондак, гл. 2. Обновления Духа в сердцах, и просвещение внутренним даруй, верою совершающим священная обновления храма дому Твоего, емуже благоволила еси создатися в Твое Божественное имя, Едине во святых прославляемый. Парем. (1. 3Цар.8:22–23, 27–30; 2 . Прит.3:19–34; 3 . Прит.9:1–11 ; Утр. Ев. и на лит. Мф.16:13–18; 67 зач.; Ап. Евр.3:1–4; 307 зач.). Особенность службы этого праздника есть великая вечерня (причем кафизма положена обычная, рядовая); тогда как на утрени не поется полиелей и не читается Евангелие, а бывает только великое славословие. – Так как на великой вечере этого праздника положена рядовая кафизма (а не «Блажен муж»), то если праздник случится в понедельник, – кафизмы вовсе не бывает (ибо для вечера в воскресенье рядовой кафизмы не положено). См. Аще случится праздник сей в субботу пред Воздвижением (см. 9 сент.), ап. и ев. прежде Обновления, потом субботы пред Воздвижением; прокимен же, аллилуиа и причастен только Обновления. Рядовой ап. и св. вычитывается напреди, а ап. и ев. недели пред Воздвижением чтется в мимошедшую неделю. Если 13 сент. случится в неделю пред Воздвижением, то сперва читаются ап. и св. этой недели и рядовое под зачало, а потом Обновления.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Обилием же темничных заключений он превзошел и Павла, ибо Павлу, переменявшему одно место на другое и раскрывавшему всю силу евангелия, приходилось быть под стражей с перерывами, а этого постигло одно и непрерывное заключение с того времени, как он вынужден был оставить кафедру, пока последний день не сменил его славно. Он укрепил в себе ревность к апостольской проповеди прочих учеников Слова, ясно раскрывая перед всеми живоначальные и богопреданные речения их таинственного учения. Уподобился он мученикам, подвергавшимся опасностям за истину, решившись вынести скорее всякое поношение, чем допустить что-либо недостойное истины. Ни в чем не уступал он знаменитым отцам, бывшим прежде славных соборов, – на них и после них, и блиставших во всём, посредством чего церковь обогатилась велелепным учением о Боге. Свято и благоприлично подражая всем во всём, на сколько это возможно, усердно молясь и усиленно занимаясь божественным, просветив свой ум чистым светом священства, он —82— вознес свою душу в жертву Первому и Великому Архиерею. 89 . Но так как, будучи человеком, должен он был выполнить требование природы, то через смерть принимает отрешение от тела к Богу, которое (отрешение) впрочем следует считать не смертью , а переходом к лучшей жизни и участи, где, из первородных на небесех написанных ( Евр.12:23 ) церковь составляя хор с песнями, празднует вечный праздник. Участвуя с ними в хоре и представляя в себе ангелоподобную чистоту святости, он удостоился одинакового с ними наследования обетований. Итак, после девятилетнего без одного месяца священного и незапятнанного патриаршествования, впадши в смертельную болезнь, он ясно видел приближение кончины. Но если он некогда боялся ее из опасения перед неожиданным и быстрым ее наступлением, то теперь принимал с великою радостью, воздавая благодарение Тому, Кто связует и дарует через разрешение освобождение от зол и снова связывает, следуя Своим праведным судам. В легкие и безболезненные дни своего возлежания он не прекращал наставлений, внушая приходящим удаляться от еретической смуты, по словам пророческим ( Прит.17:22 ), иссушающей кости души и губящей надежды преданных ей ( Прит.10:2811:7 ср.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ввиду того, что этот праздник иногда попадает в великопостный период, а иногда в пасхальный, богослужебный порядок его несколько сложный. Если праздник Благовещения случится во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу какой-нибудь недели Великого поста, то всенощное бдение начинается великим повечерием. Если же Благовещение случится в воскресение или в понедельник, то тогда всенощное бдение совершается обыкновенным порядком, то есть начинается вечерней (смотри наш листок о Всенощной, номер 38). Когда Благовещение случится на Пасху, то полиелея не бывает, но канон Благовещения соединяется с пасхальным каноном и после шестой песни читается Евангелие. В стихирах (песнях всенощной) праздника Благовещения вспоминается история Благовещения Матери Божией Архангелом Гавриилом и обращается внимание на смирение Девы Марии. Говорится про непостижимость Рождества Спасителя от пресвятой Девы Марии. Матерь Божия сравнивается с «купиной» (терновый куст, который горел в Синайской пустыне и не сгорал, Исх. 3:2. Подобно этому кусту, Дева Мария осталась невредимой, приняв в Себя Бога). Сравнивается с «лествицей», виденной Иаковом (лестница, которая опиралась на землю и достигала неба, Быт. 28:12). Говорится, что благодаря рождению Господа от Богородицы небо соединяется с землею, Адам обновляется, Ева освобождается, и мы становимся причастниками Божеского естества и «церковью», т.е. храмом Божиим. Небо и земля приглашаются к торжеству и ликованию, потому что Сын Божий, сопрестольный Отцу, по Своей благости вселяется в девическую утробу и принимает человеческое естество. На вечерне читаются следующие паремии (отрывки из ветхозаветных книг): Быт. 28:10-17, Иез. 43:27, 44:1-4, Прит. 9:1-11, Исх. 3:1-8, Прит. 8:22-30. На всенощной и литургии Благовещения поется следующая молитва, именуемая тропарем. Читайте также — Благовещение: Что такое радость? Тропарь Благовещения в 2024 году Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

http://pravmir.ru/blagoveshhenie-v-2024-...

А для сего велел еще исследовать Писания: ибо вы думаете, – говорил Он им, – через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне ( Ин.5:39 ). Вечная жизнь состоит в познании истинного Бога и Его же, как сказано, Которого послал Он Иисуса Христа (Ср. Ин.17:3 ). В том живот бе ( Ин.1:4 ). Но откуда же мы можем иметь познание об этом источнике жизни вечной, как не от слов Божиих? Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор.2:11 ); от лица Его познание и разум ( Прит.2:6 ). Через рассматривание видимых творений хотя и познается бытие Бога, – присносущная сила Его и премудрость; однако ж познать Его как Спасителя душ наших, как Подателя вечной жизни, этого никто не может без откровения Божия. Одно только Божие слово открывает нам Бога Слово. Потому и святой Златоуст сказал: «познание Бога достигается посредством прилежного чтения Божественного Писания. Ибо кто читает о Боге, и Бога обрести желает, тот старается и жить богоугодно; а такая жизнь подает свет душе». Посему и Писание учит: аще взыщеши премудрости Господней, – испытаешь откровения Его, тогда уразумеешь страх Господень, и познание Божие обрящеши ( Прит.2:4, 5 ). Все мы, христиане, получаем, как наследство, веру в Господа нашего Иисуса Христа от святого крещения; но и сей великий Божий дар может ленивый и лукавый раб обратить в погибель себе, как и тот, кто получил один талант и зарыл его в землю. Ибо вера без добрых дел мертва есть ( Иак.2:20 ), как сказано; а потому и бездельный христианин мертв душою, истинной веры нет в нем. Добрые же дела оживляют веру, труды и скорби в делах богоугодных подают радость спасения; потому и сказано нам: подвизайтеся внити сквозь тесная врата; ибо тесная врата и узкий путь ведут к бессмертному животу ( Лк.13:24 , Мф.7:14 ). Напротив же, далеко от нечестивых спасение, – сказал пророк Давид пред Господом, – ибо они уставов Твоих не держатся ( Пс.118:155 ). Прельщаются и погибают, не ведуще истины Божественного Писания, и те, которые думают, что благочестие служит им для прибытка, и, хотя творят дела, указанные Богом, но ради приобретения только временных благ себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010