Свмч. Киприан Карфагенский , в одном из трактатов затрагивает эту тему: “Есть нечистые блудящие духи, которые, погрязши в мирских пороках и чрез пристрастие к земному отделившись от силы небесной, не престают — сами погибшие — губить, сами развратные — распространять разврат. Поэты знают их под именем демонов, и Сократ рассказывал, что он от демона получает наставления и управляется его произволом” (свмч. Киприан Карфагенский. Книга о суете идолов//Творения. М.: Паломник, 1999). «Правда мужей правыхъ избавитъ ихъ» ( Прит.11:6 ), «cnacehie же праведныхъ от­ Господа» ( Пс.36:39 ), — необходимым условием для спасения человека является праведность:  «Праведность ведет к жизни… плод праведника — древо жизни» ( Прит.11:19,30 ).  Праведность человека не в его внешнем совершенстве, сумме знаний и жизненном успехе, а в его отношении к Богу, богобоязненном поведении, в покаянии и готовности к смирению, в уповании на Бога:  «бýду непорóченъ съ Нимъ и сохранюся от­ бeззakóhiя мо­егó» ( Пс.17:24 )  — восклицает царь и пророк Давид. При этом, в отличии от внешнего формального благочестия, подлинной  «праведностью от Бога по вере» ( Флп.3:9 )  является праведность, сопряженная с верою, «поверил Авраам Богу, и это вме­нилось ему в праведность» ( Рим.4:3 ).  Жизнь праведника ведет ко спасению посредством его веры: не внешним  «законом даровано Аврааму, или семе­ни его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры» ( Рим.4:13 ). На протяжении своих посланий Апостол Павел многократно указывает на тщетность формальной человеческой праведности (вне веры), которая может даже противостоять познанию правды Божией, так иудеи: «не ра­зу­мея праведности Божией и усиливаясь по­ставить соб­с­т­вен­ную праведность, они не по­корились праведности Божией» ( Рим.10:3 ) . До Крестной жертвы Господа все человечество по смерти сходило в шеол, Спаситель при нисхождении вывел из узилища не все человечество, но  «из ада извлек   души святых » (прп. Ефрем Сирин. Толкование на книгу Второзаконие. 1. 34) (Предание об освобождении от уз ада именно верных отраженное в учении как Восточной, так и Западной Церкви не догматизированно в Восточной Церкви, как и не догматизированно, например, учение о творении Богом мира «из ничего», о тварности и бессмертии человеческой души, учение о мытарствах и т.д., подробне см. http://blagolub.livejournal.com/10243.html ) :

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

То, что Он воскрес из мертвых, доказывает, что грех побежден. После Своего воскресения Иисус отправил Своих учеников возвестить об этой победе и о прощении грехов во имя Его ( Лк. 24: 47 ; Ин. 20: 3 ). У Павла богословие греха изложено преимущественно в главах Рим. 1 – 8 . Бог гневается из-за грехов, совершаемых людьми против Бога и друг против друга ( Рим. 1: 18–32 ). Источник греха – неверие. Не прославляя и не благодаря Бога, люди обречены на идолопоклонство, безумие и вырождение ( Рим. 1: 21–25 ). Иногда Бог позволяет греху разрастаться беспрепятственно, до тех пор, пока люди не исполнятся всяческого беззакония ( Рим. 1: 26–32 ). Воображаемый оппонент Павла приводит несколько возражений на эти обвинения ( Рим. 2: 1 – 3: 8 ). Павел отвечает, что, хотя и не каждый грешит настолько тяжко, каждый отступает от того, что считает справедливостью ( Рим. 2: 1–3 ). Если кто-либо исповедует, что привержен завету, имеет ведение и поэтому находится в особых отношениях с Богом, Павел спрашивает, живет ли он в соответствии со своим знанием Божия закона ( Рим. 2: 17–29 ). Все грешники, заключает он, и все стоят в безмолвии, ибо все виновны и ответственны перед Богом ( Рим. 3: 10–21 ). Перечни грехов у Павла охватывают весь спектр неправедных дел, от убийства до злоречия. Несмотря на употребление Павлом термина плоть («греховная сущность» в некоторых переводах), сравнительно немного грехов в этих списках имеют плотскую природу; большинство связаны с разумом или с речью ( Рим. 1: 28 ; Гал. 5: 19–21 ). Как и Иисус, Павел настаивает, что грех – это сила внутри человека, а не просто деяние. Грех порабощает многих, кого Христос не освободил, и ведет их к смерти ( Рим. 6: 5–23 ); поэтому неверующие не могут угодить Богу ( Рим. 8: 5–8 ). Грех не отпускает даже искупленных ( Рим. 7: 14–25 ). Однако принципиальное освобождение от греха приходит благодаря оправданию верою в Иисуса; так что нет осуждения тем, которые во Христе Иисусе ( Рим. 3: 21 – 4: 25; 8: 1–4 ). Дух Божий обновляет верующих и укрепляет их в их трудах ради этого избавления ( Рим. 8: 9–27 ). В остальной части Нового Завета по большей части повторяются темы из Евангелия и трудов Павла. Иаков отмечает, что грех начинается со злых желаний ( Иак. 1: 14; 4: 1–4 ) и, созрев, рождает смерть ( Иак. 1: 15 ). Это и другие библейские указания подразумевают, что беззаконие набирает свою силу благодаря повторениям. Когда человек совершает грех, это может стать, благодаря повторениям, привычкой, пороком и чертой характера. Когда человек подражает грехам других, нечестие может институциализироваться. Все правительство может стать коррумпированным; целая индустрия может основываться на обмане или злоупотреблениях. Общество может облачиться в ткань лжи. Так, один грешник поддерживает другого, и стремление к лживой дружбе с миром делает человека врагом Бога ( Иак. 4: 4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Деян.23:11, 18:9 )? . Только как истинный Бог и Господь Иисус мог через Своих святых апостолов творить Божественные дела и являть Божественное учение Своего Евангелия. Святой апостол Павел называет Христово Евангелие Евангелием Божиим (εαγγλιον Θεο) (см. Рим.1:1 ). «Если, следовательно, проповедь о Христе есть Божие Евангелие, как тогда Христос – не Бог?» Иисус Христос как Сын Божий сильно засвидетельствован Духом Святым, особенно в воскресении из мертвых (см. Рим.1:4 ). Как Иисус мог Сам воскреснуть из мертвых, если Он не Бог, и не Жизнь, и не Воскресение? Он воскрес из мертвых не как обычный человек, а как Тот, Кто сильнее и превыше смерти, ибо Он есть Жизнь и Бог. Если Христос – не Бог, как тогда Его Евангелие может быть «силой Божией ко спасению всякому верующему» (ср. Рим.1:16 )? «Ведь если мы вообще уверовали в Него, то уверовали как в Бога». Если Христос – не Бог, как тогда в день Страшного Суда «Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа, по благовествованию» ( Рим.2:16 ; ср.: Рим.2:2–11, 14:10 )? Если Христос – не безгрешный Бог, то разве мог Он Своею Кровию отпускать грехи и даровать оправдание верующим в Него как в истинного Бога (см. Рим.3:24–25, 5:1–2, 5–10 ). Если Христос – не Бог, то неужели бы тогда Его благодатью и праведностью пришло всем людям оправдание к жизни; и неужели бы «благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом» ( Рим.5:17–18, 21 )? Если Христос – не Бог, то разве мог Он верующих в Него наделить благодатью и силой ходить в новой жизни, поступая праведно, свято и безгрешно, чтобы концом их веры была «жизнь вечная во Христе Иисусе» (см. Рим.6:1–22 )? Если Христос – не Бог, как тогда закон Духа жизни в Нем освобождает от закона греха и смерти, побеждает грех и смерть – так что человек, мертвый для греха и смерти, живет праведностью Божией (см. Рим.8:2–13 )? Если Христос – не Бог, то как подает Он Духа усыновления и как через Него мы становимся наследниками Божиими и Ему сонаследниками (см. Рим.8:15–17 )? Если Христос – не Бог, как тогда Он воскресил Себя из мертвых, вознесся с телом на небо, восседает во плоти одесную Бога Отца и молится за нас (см. Рим.8:34 )? «Разве не очевидно, что Христос – Бог, если, любя Его, мы любим Бога всяческих?» Как Христос – не Бог и не Господь, если апостол Павел, столько раз видевший воскресшего Господа, утверждает, что Он есть «сущий над всем Бог» ( Рим.9:5 )? Как Христос – не Бог, если христоносный апостол называет Его Господом и Богом всех, именем Которого спасается всякий в Него верующий (см. Рим.10:9–13, 13:14, 14:8–9 ; 1Кор.1:2–3 ; 2Кор.1:2, 3 ; Гал.1:3 ; Еф.1:2–3 ; Флп.1:2 ; Кол.1:2 ; 1Фес.1:1, 3 ; 2Фес.1:2, 7, 8, 12, 2:16, 3:6 ; 1Тим.1:1–2, 12, 14 ; 2Тим.1:2, 2:8 ; Флп.3:3 )? Как Христос – не вечно Живой Бог, если все мы изыдем на суд пред Него и каждый из нас даст Ему как Богу ответ за Себя (см. Рим.14:10, 12 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

в. Живо описывает их, то есть, жизнь их гнуснейшую верным пред глаза полагает. Иуд.8–13 . г. Наказание им будущее из пророчества Енохова доказывает. Иуд.13–16 . д. Предсказание, от апостолов бывшее, верным воспоминает. Иуд.17–19 . 3) Увещавает верующих во Христа пребывати непоколебимыми в вере, в любви и молитве, исправляти других и убегати нечистоты. Иуд.20,23 . 4) Присовокупляет заключение, содержащее славословие. Иуд.24,25 . VIII. Места особливого примечания достойные Иуд.4,6,15,19,20,21,24,25 . § 18. О Послании святого апостола Павла к римлянам I. Церковь , к которой писано сие послание Апостол Павел сие послание к Римской писал Церкви, или собранию в Риме истинною верою ко Христу прилепившихся. Рим.1:7 . Что касается до внешнего состояния сея Церкви, то она состояла из иудеев обрушившихся ( Рим.2 :17с; 4:1; 7:1), и из язычников ( Рим.11 :13с). Сих число превышало число оных, как явствует из каталога святых, читаемого в Рим.16 : ибо их имена почти все или греческие или латинские, и по большой части такие, из которых ни мало не видно, что они были иудеи, (смотри Рим.16:14,15 ). Что такие верующих число не мало было, но велико, то из того же самого каталога явствует: ибо вероятно, что многие из них множеством верных были окружены ( Рим.16:5,10,11,14,15 ). Внутреннее же состояние хотя процветало ( Рим.1:7,8; 15:14; 16:9 ); однако некоторыми заблуждениями не неизбыточествовало; ибо не только иные во зло употребляли свободу евангельскую ( Рим.3:8; 6:7,15; 8:12; 13:12; 14:1 ); но и несогласие происходило между иудеями и язычниками; ибо иудеи гордились преимуществом Завета ( Рим.3:27,29 ), побуждали к исполнению закона обрядного ( Рим.14:2,3,5 ) и язычников, не хотевших повиноваться закону обрядному, презирали ( Рим.14:2 ); а язычники иудеев, яко отриновенных от Бога, на место коих они приняты, гнушались ( Рим.11:17 ) и свободу христианскую употребляли во зло ( Рим.14; 15:1–3 ). II. Язык Послание сие апостол Павел писал на греческом языке, и то потому, что греческий язык все римляне, даже самые женщины и непросвещенной народ, разумели и имели во употреблении.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

1Ин. 5:3 ). Богопочитание без любви есть страх перед Богом, но страх рабский; истинный же страх Божий, как начало премудрости ( Прит. 1:7 ), есть собственно благоговение перед Единым и Высочайшим, а таково и есть истинное Богопочитание, растворенное любовью. И такое Богопочитание вполне утверждает и новозаветное учение, повторяя ветхозаветное: Господь Бог наш есть Господь Единый; и возлюби Господа Бога твоего» и пр. (Map. 12:29 и дал. срав. Мф. 4:10 и Луки 4:8  из Втор. 6:13 , также 22:21); сн. еще выше цитованное место 1 Посл. к Коринф., срав. также 1Петр. 2:17  с Прит. 24:21 , Рим. 13:2  и др. срав. «Простр. Кат.» 7:3 (о любви) «о первой заповеди» св. Антоний великий , на вопрос братии: «чем может человек уводить Богу?» отвечал: «исполнение закона и дела любви суть предметы самые Богоугодные. Исполняет же Закон тот, кто непрестанно славословит Бога в чистых помыслах, возбуждающих воспоминание о Боге (срав. Мар. 12:29 ) и тех благах, который Он обещал нам (ср. Евр. 11:6 ), и даровал уж на самом деле, а также приводящих на память и величие оных благ. Ибо из сего воспоминания рождается в душе человека постоянная любовь к Богу (срав. Мар. 12:29–30 ), по заповеди Писания: возлюби Господа Бога Твоего от всего сердца твоего, и от всей души твоей, и всей силой твоей ( Втор. 6:5 ). В Писании сказано еще: как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! ( Псал. 41:2  ст.). Итак, мы непременно должны совершать, исполнять сей закон в отношении к Богу, дабы и над нами оправдалось оное изречение Апостола: кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» ( Рим. 8:35 ) 433 . А из заповеди о любви к Богу необходимо вытекает и 2) Заповедь о любви к ближним (срав. цит. выше место из бл. Феофилакта на Мар. 12:29  и дал.) «что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога, и соблюдаем заповеди Его, ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его ( 1Иоан. 5:2,3 ) срав. Лехлера стр. 803.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

22:18–19), тот не должен покушаться вводить новое от себя, а должен довольствоваться тем, что прежде возвещено святыми. Итак, не крайнее ли безумие — отваживаться на то, что не принято ни в общем употреблении, ни в языке Писаний? Ибо, какой отец или какая мать, с благосердою и нежною любовью к своему детищу, будет называть его порождением, оставив обыкновенное приветствие: «сын мой», или «чадо»? «Чадо», сказано, «иди в виноград» (Мф. 21:28). И в другом месте: «Бог усмотрит Себе агнца» на заколение, «сын» (Быт. 22:8). Подобным образом говорит Исаак: «ты ли сын мой» (Быт. 27:24)? Еще: «наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его» (Прит. 3:11). Также: «сын мудрый радует отца» (Прит. 10:1). То же и во многих местах. Но нигде не видно, чтобы кто–нибудь называл дитя свое порождением; и это по той явной причине, что «сын» и «чадо»суть имена приличные существам одушевленным, а слово «порождение» редко к ним прилагается. Порождением можно назвать и выкидыш, еще не получивший образа; но он не достоин называться чадом. Порождениями именуется и плоды земные, но не чадами. «Не буду пить», сказал Господь, от порождения винограда «этого» (Мф. 26:29). А об одушевленных существах редко где найдем употребляемым это название; и где употребляется оно в этом смысле, там говорится, как всякий может видеть, о таком животном, которое предано на поругание и представляется в пример злости. Ибо сказано: «змеи, отродье змеиное!» (Мф. 23:33). Поэтому–то, думаю, и общее употребление речи находит это наименование низким, и божественное Писание явно отвращается от него, особенно в отношении к единородному Сыну Божьему. Писание не допускает даже и названия «чадо», так как в нем заключается много человеческого. Апостол повсюду именует Господа Сыном, а также и другими различными наименованиями прославляет Его, называя и Первородным (Рим. 8:29; Евр. 1:6), и Образом (2 Кор. 4:4), и Сиянием (Евр. 1:3); но избегает названия «порождение». Если же он, или кто другой из верховных проповедников слова, употребляет это выражение, то пусть Евномий докажет это, и мы позволим ему уничтожить все сказанное нами.

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

Должно на Бога надеяться и от Него чаять полезнаго. Котву надежды (Евр. 6, 19) в могущем спасать Боге утверди, и от Него ожидай избытия искушений в благопотребное время. Ибо, как говорит Апостол верен Бог, иже не оставит нас искуситися паче, еже можем, но сотворит со искушением и избытие (1 Кор. 10, 13). Слушай, что и еще говори Писание: — Скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование. упование же не посрамит (Рим. 5, 3-5). Претерпевый до конца, той спасется (Мф. 24, 13). — В терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21, 19). — Всяку радость имейте братие моя, егда во искушения впадаете различна, ведяще, яко искушения вашея веры соделовает терпение: терпение же дело совершенно да имать, яко да будете совершенни и всецели, ни в чемже лишени. Иблажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его (Иак. 1, 2-4, 12). — Недостойни страсти нынешняго времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18). — Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою: И изведе мя от рова страстей, и от брения тины, и постави на камени нози мои, и исправи стопы моя: и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему (Пс. 39, 1-4). Пишет и блаженный Симеон Метафраст: «душа, ята будучи узами любви к Богу, ни во что вменяет страдания, но услаждается прискорбностями и цветет в злострадании. И когда ничего не страдает за Возлюбленнаго, тогда еще более мнится страдати. и бежит от утешения, как от муки». 17) О страхе Божием, что Он двояк: один новоначальных, другой совершенных. Не поленимся теперь помянуть и о двояком страхе Божием. так как святые отцы. в порядке добродетелей, страх Божий ставят после веры. О первом страхе Божием, — новоначальных. Знай же, возлюбленнейший мой, что страх Божий двояк: один новоначальных, а другой — совершенных. — О первом страхе так написано: начало премудрости страх Господень (Пс. 110, 10; Прит. 1, 7); приидите, чада, послушайте Мене, страху Господню научу вас (Пс. 33, 12); страхом Господним уклоняется всяк от зла (Прит. 15, 27), и идеже страх, ту заповедей соблюдение. — И преподобный Исаак говорит: «Страх Божий есть начало добродетели. Он почитается порождением веры, и сеется в сердце, когда ум отстранится от суетности мирской, чтобы собрать влающиеся мысли свои от разсеяния непрестанным углублением в будущее возустроение всяческих» (Сл. 1 сначала); также: «начало истинной жизни в человеке — страх Божий; а он не терпит пребывать в душе вместе с разсеянием мыслей» (тамже стр. 4); еще: «умудрись же в основание шествия своего положить страх Божий, и в немногие дни станешь у врат царствия, не кружась по пути» (тамже стр. 7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

в) поскольку Бог существует независимо от условий пространства: то в уме Божиим нет представлений чувственных и познание Его – познание без образов, знание предметов не по их явлениях, а по внутренней сущности; Аще утаится кто в сокровенных и Аз не узрю ли его? рече Господь. Еда небо и землю не Аз наполняю ( Иер. 23:24 ). § 30. Премудрость Божия Премудрость Божия есть совершеннейшее знание наилучших целей и средств и такое же уменье прилагать последние к первым. И естественный разум при рассматривании устройства мира, при размышлении о судьбе народов и каждого человека, убеждается в высочайшей премудрости Вседержителя. «Одна травка или одна былинка достаточна занять всю мысль твою разсмотрением искусства, с какими она произведена, разсуждал Василий в. 137 . Еще более прибавим к тому, требуется мудрости для того, чтобы миры нравственный и физический сохраняли гармонию между собою. И языческие мудрецы благоговели пред мудростью Творца и Промыслителя мира 138 . Св. писание а) называет Бога единым премудрым ( Рим. 14:26 . Тим. 1:17) и источником мудрости для всех: Господь дает премудрость, и от лица Его познание и разум ( Прит. 2:6 . Иак. 1:5 ). б) Ветхозаветное откровение указывает на миф, как на зерцало премудрости Божией. Так Давид восклицает: яко возвеличишася дела твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси ( Пс. 103:24 .  Иер. 10:12 .  Прит. 3:19 ). в) В новом откровении дело премудрости Божией есть совершение спасения нашего, во Христе. Апостол говорит: мы же проповедуем Христа распята, иудеемеубо соблазн, еллином же безумие, самим же званным Христа – Божию силу и Божию премудрость ( 1Кор. 23:24 ). После разсмотрения плана спасения иудеев и язычнников восклицает: о глубина богатства и премудрости и разума Божия яко не испытаны судове Его и неизследовани пути Его ( Рим. 11:33 ). § 31. Воля Божия; предмет хотений ея; ея свойства Жизнь Божия обнаруживается умом, обнаруживается и волею. Как ум Божий есть всесовершенный, так и воля Божия есть самая совершенная. Она есть то свойство Божие, по которому Бог сообразно высоким помыслам ума своего желает только доброго и свои хотения выполняет без всякого препятствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Пытки и различные формы унижения подследственных (ОСК РПЦ. IX.2) Ненависть и злоба по отношению к кому бы то ни было, включая себя, пожелание человеку зла и проклятье ( 1Ин.3:15 ; Рим.1:29 ) Жестокосердие и недружелюбие ( Рим.1:31 ). Жестокосердие – жестокость, как особенность характера, связанная с ожесточением сердца, то есть с состоянием личности, при котором такие естественные для человека душевные чувства (качества) как сердечность, любовь и сострадание к ближнему проявляются крайне незначительно или не проявляются вовсе. Недружелюбие, как грех, всегда мотивировано каким-либо дурным стремлением (например, человек избегает дружбы с людьми, потому что считает их всех недостойными себя, презирает людей) Злонравие – постоянная сердитость и злючесть, проявляемые в непрестанных вспышках гнева, брани и ссорах; когда человеку нельзя ничем угодить и он всегда будет недоволен ( Рим.1:29 ) Непрощение обид, злопамятность ( Мф.18:34-35 ; Рим.1:31 ) Неправедный гнев – желание мести человеку или группе людей, мотивированное злобой или другим греховным стремлением ( Мф.5:22 ) Такой гнев становится тяжким грехом при условии , что у гневающегося присутствует осознанное желание убить ближнего или нанести ему серьезный ущерб. Устраивание козней ближнему, злые замыслы ( Рим.1:29 ; Прит.24:8 ) Месть – причинение зла кому-либо, чему-либо за нанесенный ущерб, оскорбление и т. п. ( Мф.5:39 ; Рим.12:19 ) Не следует путать греховную месть и справедливое воздаяние за действия несправедливого (противозаконного) характера. Последнее морально оправданно, если осуществляется в рамках закона и не мотивировано желанием причинить зло. Оскорбления и угрозы, сознательно мотивированные злобой или другим греховным стремлением ( Мф.5:22 ; Рим. 1:30 ). Относительно других оскорблений Церковь учит: « Те, на ком лежит обязанность наставлять других, если от избытка сердечного чувства скажут какое-нибудь оскорбительное слово согрешившему, не в обиду или в унижение, а в духовное назидание ближнего; и таковые не только не отлучают себя от этого блаженства, но еще и исполняют свой долг » (Прав. исповедание. Ч. 2, вопр. 35).

http://azbyka.ru/idi-i-vpred-ne-greshi

5. Бедствия, которым подвергаются праведники, и счастье грешников, часто зависят от людей, от их несправедливости или пристрастия, – от их свободной воли. Но Бог, как вообще не стесняет свободы Своих тварей, так не желает ее стеснять и в этом случае. Потому-то и сказал Спаситель ученикам Своим: поминайте слово, еже Азе рех вам: несть раб болие Господа своего; аще Мене изгнаша, и вас изженут ( Ин. 15 : 20 ), и Апостол предсказал: вси хотящи благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут ( 2Тим. 3:12 ). 6. Настоящая жизнь есть только время подвигов, как для праведников, так и для грешников, а воздаяние должно быть уже по окончании подвигов. Оно и будет, это праведнейшее воздаяние, в жизни другой, загробной, где праведники просветятся, яко солнце в царствии Отца их ( Мф. 13 : 43 ), а грешники предадутся во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его ( Мф. 25 : 41 ). 7. Известно наконец, что не все праведники бедствуют на земле и не всегда; напротив, часто они наслаждаются благами жизни, и дворы праведных видимо благословляются Богом ( Прит. 3:33 ). Равным образом и грешники не все здесь благоденствуют и не всегда, но часто страждут от самых своих грехов ( Прем. 11 : 17 ), часто терпят заслуженные наказания от людей, часто клятва Господня обязательна для всех в домах нечестивых ( Прит. 3:33 ). § 70. Способы промышления Божие о человеке и переход к следующей части Способы промышления Божия о человеке многочисленны и разнообразны; но все они относятся к двум главнейшим, из которых один называется способом естественным, а другой сверхъестественным. Естественный способ промышления Божия о людях состоит в том, что Бог хранит их, содействует им в доброй деятельности и направляет их к последней цели их бытия средствами естественными, например: а) когда с небесе нам дождь дает, и времена плодоносна, и исполняет пищею и веселием сердца наша ( Деян. 14:17 ); б) когда наставляет нас на путь истины и добра через нашу совесть, как в язычниках, иже являют дело законное написано в сердцах своих, спослушествующей им совести ( Рим. 2:15 ); в) когда наказывает грешников естественным образом, чтобы их вразумить и исправить ( 1Кор. 11:32 ), или чтобы их казнью вразумить и исправить других ( 2Пет. 2:6 ); г) когда препятствует нам творить зло, удаляя случаи ко греху, как видно из примера Саула ( 1Цар. 19:11 ); д) когда устраивает обстоятельства так, что из худых действий проистекают для людей благие последствия, чему пример известен из истории Иосифа ( Быт. 50:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010