3 . Содействует нам в деятельности: а) Он посылает нам помощь и подкрепление: помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю ( Пс. 120:2 ). Господь даст силу народу Своему (Пс. 28и др.). б) Он руководит и направляет нас: от Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой ( Прит. 20:24 )? Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца ( Прит. 21:2 ; срав. 16;1). в) Без помощи Его мы не могли бы ничего сделать: если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж ( Пс. 126:1 ). 4 . Наконец, Сам же назначает и предел нашей земной жизни и деятельности: дни ему определены, и число месяцев его у Тебя, если Ты положил ему предел, которого он не перейдет ( Иов. 14:5 ). Из числа Святых Отцов и учителей Церкви довольно привести изречения об этом трех знаменитейших: Василия Великого : “Не без Промысла оставлены дела наши, как знаем из Евангелия, что и воробей не падает без воли Отца нашего ( Матф. 10:29 ). А потому, если что случилось с нами, случилось по воле Сотворившего нас. И кто противостанет воле Его ( Рим. 9:19 )?” 1716 “Хотя и сокрыты от нас причины Божиих распоряжений, однако же все, что бывает по распоряжению премудрого и любящего нас Бога, как оно ни трудно, непременно должно быть для нас приятно. Ибо знает Он, как уделить каждому, что ему полезно, и почему нужно положить нам не одинаковые пределы жизни; и есть непостижимая для людей причина, по которой одни забираются от­сюда скорее, а другие оставляются дольше бедствовать в многобо­лезненной этой жизни. Почему за все должны мы покланяться Его человеколюбию”. 1717 “Все управляется добротою Владыки. Что ни случается с нами, мы не должны принимать сего за огорчительное, хотя бы в настоящем и чувствительно оно тро­гало нашу немощь. Хотя не знаем законов, по которым все, что ни бывает с нами, посылается нам от Владыки во благо, однако должны мы быть уверены в том, что случившееся с нами, без сомнения, полезно”. 1718 “Бог, без всякого сомнения, распоряжается нашими делами лучше, нежели как пред­начертали бы мы сами”. 1719

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Это потому, что не занимающимся пустыми исследованиями и не увлекающимся хитросплетенными обманами мыслей более, чем радующимся истине, открывает (истину) Дух, так как ни в злохудожну душу не внидет ( Прем.1:4 ), ни с другой стороны дозволяет драгоценным жемчужинам валяться у ног свиней ( Мф.7:6 ), но со всею благосклонностью беседует с простейшими душами, как имеющими совершенно бесхитростное движение и отказывающимися от излишнего умствования, коему постоянно и случается изумляться ( Еккл.7:17 ) и вследствие извилистости уклоняться от прямого и царского пути, ибо ходит надеяся, иже ходит просто, по слову Соломона ( Прит.10:9 ). Если же святые евангелисты имеют весьма удивительную точность в писании, – ибо не они говорят, по слову Спасителя ( Мф.10:20 ), но Дух Отца в них, то со всею основательностью превыше удивления дол- —11— жен поставить писание Иоанна тот, кто обратит взор свой на возвышенность его созерцаний, на остроту его ума и на последовательное и согласное между собою изложение мыслей. В изъяснении божественных догматов они (евангелисты) конечно сходствуют друг с другом и, как бы отправившись от черты 13 , устремляются к одной цели, но (внешний) образ слова у них слагается несколько различный. Они представляются мне подобными тем, у коих есть повеление собраться в один город, но они не согласились идти одною и тою же большою дорогою. Так, другие евангелисты, как можно видеть это (в их евангелиях), с большою точностью ведут речь о плотском родословии Спасителя нашего и или по порядку низводят потомков Авраама до Иосифа 14 , или наоборот – возводят предков Иосифа до Адама 15 , – а блаженный Иоанн не очень много позаботился о сем, но посредством как бы пламенеющего и огненного движения ума решается касаться самих превышающих ум человеческий предметов и дерзает изъяснять неизреченное и несказанное рождение Бога-Слова. Знал он конечно, что слава Божия крыет слово ( Прит.25:2 ), что божеское достоинство превыше нашего разумения и слова и что свойства божественной природы крайне трудно выражать в слове и изъяснять.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, вот как достигается истинное познание Бога! – Соблюдением всех заповедей Божиих, а вместе с тем и дознанием или испытанием Божественного Писания, знанием закона Господня. Вот почему и говорит апостол Павел, что хотя и есть такие люди, которые показывают, что они знают Бога, однако ж делами своими отрекаются от Него, будучи непокорны Ему и неспособны ни к какому доброму делу ( Тит.1:16 ). Хотя и есть такие даже, которые делают по видимости дела благочестивые, но, думая, что благочестие служит для прибытка, они, оставив путь праведный, идут по следам Валаама, который возлюбил земную награду ( 2Пет.2:15 ). Все таковые именуются в Писании людьми поврежденного ума, чуждыми истины ( 1Тим.6:5 ). Также совершенно согласно с Божиим откровением говорят и святые отцы, из коих блаженный Диадох сказал: «никто не может возлюбить Бога всем сердцем, не умягчив его страхом Божиим; а в страх Божий никто не приходит, если не освободит себя от всех житейских попечений». И Максим исповедник говорит: «чей ум привязан к какой-либо вещи, тот не любит Бога». И Симеон новый Богослов свидетельствует, что «всякое пристрастие даже к маловажной вещи истребляет воспламенившуюся теплоту сердца». Что от попечений житейских «хладеет сердце, – о том говорит и Исаак Сирин , – и душа впадает в суетные и безрассудные желания». Потому и Сам Господь сказал через пророка: не заблуждайтеся, свидетели вы сами есте, – аще есмь Бог разве Мене. Не рекох: суетного взыщите. Аз есмь Господь, глаголяй правду и возвещаяй истину. Аз Бог, и несть разве Мене спасаяй. Уразумейте же сие вси, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, и не будет избавляющего ( Ис.44:8; 45:19; 43:1 ; Пс.49:22 ). Вас, о человецы, молю, – говорит еще нам Божия премудрость – и вдаю Мой глас сынам человеческим: оставите безумие, и живи будете; взыщите разума, да поживете и во веки воцаритеся. Ибо вожделение премудрости возводит к Царству Вечному. Долгота бо жития в деснице ея, древо живота есть всем держащимся ея ( Прит.8:4; 9:6; 3:15 ; Прем.6:20 ). Блажен муж, иже послушает Мене, и человек, иже пути Моя сохранит: исходи бо Мои исходи живота: ненавидящий же Мене любят смерть ( Прит.3:34, 36 ). Потому ищите, ищите Царствия Божия и правды Его, а не временных благ, ибо они сами собою, без вашего даже старания, или при малейшем старании, приложатся вам (Ср. Мф.6:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Церковь категорически выступает против легализации любых видов немедицинского употребления наркотических веществ, в том числе так называемых «легких» наркотиков. При этом надо признать, что употребление алкоголя имеет гораздо более выраженное социальное одобрение в нашем обществе по сравнению с травой. Как убедительно донести современному молодому человеку духовный вред опьянения, даже если он  ”в меру”? Я вижу тут два основных риска. Вино и молодость двойное воспламенение для чувственности. Зачем же подливать масла в огонь? Зачем подносить трут к пылающему телу? В Писании неоднозначно сказано о вине, которое не только веселит сердце человека, но и в котором распутство ( Еф. 5:18 ). Библия многократно предупреждает: Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен. ( Прит.20:1 ) Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. ( Ис.5:11,12 ) Но и эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются. ( Ис.28:7 ) Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище. ( Прит.23:20,21 ) Теперь что касается наркотиков. Они были хорошо известны в древности и использовались язычниками. Да и до сего дня ими пользуются шаманы у нас на Дальнем Востоке Нигде ни одного доброго слова нет в Библии в адрес одурманивающих веществ, потому что они лишают человека ясного сознания и мешают нам быть храмами Святого Духа ( 1 Кор. 6:19 ). Так надо и нам относиться к этим веществам. Всеобщая эпидемия пьянства и наркомании, которую мы все наблюдаем,- самое яркое свидетельство того, что ничего доброго в этом нет. Думаю, и Вам известны люди, которые рады были бы оставить эту зависимость, но не могут. Увы, многие из них умирают или оказываются за решеткой. Лучше не начинать.

http://azbyka.ru/vopros/kakova-sushhnost...

10:7. Все ветхозаветные обетования о суде и восстановлении прежнего свершатся в День Господень. 10:8–11 Горькая весть для народов Этот раздел основан на Иез. 2– 3:3 , где Иезекииль видит протянутую к нему руку со свитком, который исписан с обеих сторон (ср.: Отк. 5:1 ) и в котором содержится послание о трех видах суда. Иезекииль съедает свиток, который сладок в его устах, но это была весть о суде над Израилем. 10:8,9. В основе этих трех стихов – тексты из Иез. 2– 3:3 ; другой современный Иоанну апокалиптический автор (4 Езд.) обращается к этому же образу, но не в столь явной форме. Грех сладок, как мед, но оказывается ядом, поскольку приводит к суду ( Прит. 5:3,4 ; ср.: Чис. 5:23–31 ); но здесь сладость- слово Господне (ср.: Прит. 24:13,14 ; раввины), а горечь – суд, о котором должен возвестить Иоанн. Об ангеле, говорящем в этом видении, см. в коммент. к Отк. 7:13,14 . 10:11. Еврейская провидица Сивилла в Сивиллиных оракулах понимала свою задачу как пророчество обо всех народах (ср.: Отк. 11:2 ). Но это было обычной вестью у многих ветхозаветных пророков, которыепроизносили обличительные пророчества против народов и к которым предсказания Иоанна гораздо ближе ( Ис. 13–23 ; Иер. 46–51 ; Иез. 25–32 ; Ам. 1,2 ). 11:1–13 Два свидетеля Иоанн использует для описания этих свидетелей язык ветхозаветных пророков (Илии, Моисея), первосвященника и царя (из книги Захарии). При буквальном прочтении можно говорить, что речь идет оновом Моисее и новом Илии, которых ожидали иудеи. Но в другом толковании эти свидетели могут рассматриваться как неотъемлемые стороны деятельности Церкви – как правители и священники ( Отк. 16;5:10 ), особенно учитывая значение светильников в других местах этой книги (1:20). 11:1. Измерение дворов в доме Божьем (21:15) было одним из путей прославления и возвеличивания здания, построение которого было призвано вознести хвалу Богу ( Пс. 47:13,14 ; Иез. 40– 42:20 ; Зах. 2:1–5 ; ср. со Сходствами Еноха, где приводятся измерения рая). «Трость» может использоваться как жезл или мера в руках руководителя строительства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

С тех пор человек, проявляя поврежденность своей души, непрестанно грешит перед Богом и за это он тоже расплачивается всевозможными бедами, болезнями и пр. Истинная духовная радость появляется у человека только тогда, когда Господь, воплотившись и пострадав во имя любви к людям, искупил их грехи и показал им путь к очищению и спасению. А печальное состояние человеческих душ при трезвом рассмотрении совершенно очевидно; для того, чтобы это понять, даже не обязательно верить во Христа; это – абсолютно объективный, внерелигиозный, непреложный факт; надо просто оглянуться вокруг и посмотреть – как, в какой грязи и злобе мы живем. Но есть великое и страшное слово – ответственность. Ответственность перед людьми и пред Богом. Хотим мы этого или нет, но за свои проступки непременно приходится платить. Есть и другие причины, по которым Господь попускает на человека всякого рода неприятности, но в любом случае делается это для того, чтобы они, эти беды, стали инструментом вразумления (а не возмездия), способом его духовного исцеления. Обратимся по этому поводу к некоторым местам Библии: «Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» ( Прит.3:11–12 ); «Раны от побоев — врачевство против зла» ( Прит.20:30 ); «Бывает унижение для славы, а иной от унижения поднимает голову» ( Сир.20:11 ); «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» ( 2 Тим.3:12 ); «сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.

http://sueverie.net/pochemu-ekstrasensor...

Иоаннис Каравидопулос Введение (Рим. 1:1–15). I. Догматическая часть (Рим. 1:16–11,36). 1 . Оправдание «от веры» ( Рим. 1:16–8,39 ): формулировка основной темы послания (1, 16–17); общая греховность всех людей, язычников (1, 18–32) и иудеев (2, 1–3,8), которые все подлежат гневу Божию (3, 9–20); откровение во Христе праведности от Бога (3, 21–31); библейский пример оправдания «от веры» в лице Авраама (4, 1–25); сотериологическое видение библейской истории: Христос и Адам (5, 1–21); освобождение верующих через таинство крещения от смерти и греха (6, 1–23); освобождение от Закона Моисеева (7, 1–25); новая жизнь верующих в Духе Божием, предвкушение будущих благ (8, 1–30); гимн любви Христовой, которым заканчивается изложение темы (8, 31–39). 2 . Спасение Израиля в конце времён: несмотря на то что Христос был отвержен Израилем, само это отвержение, по неизреченному Промыслу Божию, послужило вхождению язычников в Церковь ( Рим. 9–11 ). II. Нравственно-практическая часть (Рим. 12, 1 – 16, 25). 1 . Нравственные требования праведности Христовой ( Рим. 12, 1 – 15, 13 ). Введение: «разумное служение» (12, 1–2); дарования Божии для служения и созидания всего Тела Церкви (12, 3–8); различные увещания (12, 9–21); повиновение христианина государственной власти (13, 1–7); любовь, как «полнота» и исполнение всего Закона Божия (13, 8–13); уважение совести «немощных в вере» со стороны «сильных» (14, 1 – 15, 13). 2 . Миссионерские планы апостола Павла на ближайшее будущее (15, 14–33); приветствия (16, 1–16). Увещание воздерживаться от скандалов, разделений и всего подобного, касающееся, по всей видимости, прежде всего иудействующих (16, 17–20). Последние приветствия (16, 21–23); заключительное славословие (16, 25–27). 20.3. Цель, место и время написания Послания к римлянам   Ко времени написания Послания римлянам апостол Павел уже охватил проповедью Евангелия области «от Иерусалима и окрестностей до Иллирика 1 » ( Рим. 15:19 ), предпочитая благовествовать «не там, где [уже] было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» ( Рим. 15:20 ). В скором времени он намеревается идти в Иерусалим, чтобы доставить туда щедрые пожертвования, собранные христианами Македонии и Ахаии для братьев в Иерусалиме. И затем апостол собирается исполнить своё «с давних лет» сильное желание увидеть римских христиан и через них пройти в Испанию ( Рим. 15, 23–26 ; ср. Деян. 23, 11 ). Все эти подробности позволяют нам отнести время написания Послания римлянам к концу третьего миссионерского путешествия апостола Павла и определить местом написания Коринф (57 г.). Послание римлянам, таким образом, было написано после обширной миссионерской деятельности апостола и позже многих других его посланий. Апостол Павел уже проповедовал Евангелие в восточной части империи и после путешествия в Иерусалим намеревался перенести свою миссионерскую деятельность на Запад, с возможным центром проповеди в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

8. Отцы наши, распяв себе мир, и себя распяли миру, предавшись подвигам. А мы, хотя, повидимому, распяли себе мир, оставив мир и пришедши в монастырь; но себя распять миру не хотим, ибо любим еще наслаждения его, имеем еще пристрастие к нему, сочувствуем славе его, удерживаем в себе пристрастие к снедям, к одеждам и прочим суетностям. Однако мы не должны так делать, но как отреклись от мира и вещей его, так должны отрешиться и от самаго пристрастия к вещам тем. 9. Мы оставили мир, оставим и пристрастие к нему. Ибо пристрастия опять привязывают нас к миру и соединяют с ним, хотя бы оне касались маловажных, обыкновенных и ничего не стоющих вещей. Но если хотим совершенно измениться и освободиться от пристрастий, научимся отсекать хотения свои, — каких бы малых вещей они ни касались. Ибо ничто не приносит столько пользы людям, как отсечение своей воли; и поистине, от сего человек преуспевает более, нежели от всякой другой добродетели. Между тем, такое отсечение своей воли и своих хотений может быть поминутное. Положим, что кто либо идет; помысл говорит ему: посмотри туда и сюда, но он отсекает свое хотение и несмотрит. Встретил он разговаривающих; помысл говорит ему: скажи и ты с ними слово — другое, но он отсекает свое хотение, — и не говорит. Подошел он к кухне; помысл говорит: зашел бы спросить, что готовит повар, но он отсекает это хотение, и не заходит и проч. и проч. — Отсекая таким образом свое хотение, он приходит в навык отсекать его и, начиная с малаго, достигает того, что и в великом отсекает ее без труда и спокойно; и так начинает наконец вовсе не иметь своей воли, и чтобы ни случилось, бывает спокоен. Так отсечением своей воли приобретается безпристрастие, а от безпристрастия, с помощию Божиею, восходит и к совершенному безстрастию. 10. Некто из старцев сказал: «прежде всего нужно нам смирение». Почему же он так сказал? — Почему не сказал, что прежде всего нужно нам воздержание? Ибо Апостол говорит: подвизаяйся от всех воздержится (1 Кор. 9, 25). Или почему не сказал, что прежде всего нужен нам страх Божий? Ибо в Писании сказано: начало Премудрости страх Господень (Прит. 1, 7). Почему также не сказал, что прежде всего нужна нам милостыня, или вера? Ибо сказано: Милостынями и верами очищаются грехи (Прит. 15, 27), и еще: без веры не возможно угодити Богу (Евр. 11, 6). Почему же он, оставя все сие столь нужное, выставляет только смиренномудрие? Старец показывает нам сим, что ни страх Божий, ни милостыня, ни вера, ни воздержание, ни другая какая либо добродетель не может быть совершенна без смиренномудрия. Смиренномудрием же сокрушаются и все стрелы врага и противника. Все святые шествовали путем его и трудом. Виждь смирение мое и труд мой и остави вся грехи моя, взывает Псалмопевец; и еще: смирихся и спасе мя Господь (Пс. 24, 18; 114, 6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

А ведь наказания были неотъемлемой частью традиционной системы воспитания! Больше того, они считались не только правом, но и обязанностью родителей. «Ненаказанный сын — бесчестие отцу», — гласит народная мудрость (В. И. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка, М., «Русский язык», 1989, т. 2, с. 420). И это неслучайно, ведь наказания имели под собой глубокую религиозную основу. Позволяя ребенку безнаказанно грешить, родители потворствуют нарушению заповедей и губят детскую душу, за что рано или поздно дадут ответ перед Богом. Очень определенно и даже грозно высказался на сей счет святой Иоанн Златоуст : «А те отцы, которые не заботятся о благопристойности и скромности детей, бывают ДЕТОУБИЙЦАМИ и ЖЕСТОЧЕ ДЕТОУБИЙЦ выделено мной — авт.> , поскольку здесь дело идет о погибели и смерти души». Наказания же святой Иоанн называет «матерью спасения», говоря: «…подобно тому, как если ты видишь лошадь, несущуюся к пропасти, то набрасываешь на уста ее узду, с силою поднимаешь ее на дыбы, нередко и бьешь, что правда составляет наказание, но ведь наказание — это мать спасения. Так точно поступай и с детьми твоими, если они погрешают; связывай грешника, пока не умилостивишь Бога; не оставляй его развязанным, чтобы еще более не быть связану гневом Божиим. Если ты свяжешь, Бог затем не свяжет, если же не свяжешь, то его ожидают невыразимые цепи». «Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» ( Прит. 19:18 ), — задолго до святого Иоанна Златоуста поучал иудеев премудрый Соломон, который вообще ставил знак равенства между наказанием и… родительской любовью: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» ( Прит. 13:25 ). Очень похоже звучат и наставления из «Домостроя»: «Наказывай сына своего в юности его — и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей; и не жалея, бей ребенка: если прутом посечешь его, не умрет, но здоровей будет, ибо ты, наказывая тело, душу его избавляешь от смерти». Можно, конечно, презрительно хмыкнуть и пробормотать что-нибудь про «дремучую отсталость» — устойчивое клише советских времен, которое как бы само собой приходит в голову даже многим православным людям, стоит только при них произнести крамольное слово «Домострой». (Вот, кстати говоря, пример успешного зомбирования безо всяких новейших психотехнологий.)

http://azbyka.ru/deti/kak-pravilno-nakaz...

или, например, в Китае... или во времена средневековой инквизиции... НО! КУДА СМОТРЕЛИ ИХ МУЖЬЯ?!?! У них вообще есть мужья? Это каким надо быть …, чтобы разрешить жене заниматься подобным непотребством?!?!?! И это имеючи малых детей... Откройте Библию: Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его. Прит.12:4 Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками. Прит.14:1 Казаки, имхо, правы - «Мы требуем от участниц этой постыдной акции публичных извинений. Считаем, что государство должно применить к ним и к тем, кто стоит за ними, всю силу и строгость закона. Только так мы сможем сохранить мир в обществе, уважение к памяти предков и религиозным чувствам православных граждан нашей страны. » (см. Открытое письмо атаманов ВКО) Stanislav 26 марта 2012, 23:25 Лариса, в храм они пишли одетыми в нормальную одежду поверх своих балахонов. Никакой аппаратуры у них не было. Было снято на видео, а потом наложен звук. Тут, видимо, охрана просто не готова была к таковому. Камеры должны были снять их входящими, т.к. что доказать их пребывание в Храме на этот момент, не будет сложно. Единственное, что непонятно, почему охрана их отпустила не дождавшись приезда полиции. Тогда, они бы не отрицали своё участие в этом беспределе. Лариса 19 марта 2012, 21:52 Странно, как группа ярко одетых девушек смогла пронести аппаратуру , установить около алтаря и , собственно, спеть, Почему их никто не остановил? Тут в храме не туда наступишь , уже со всех сторон шипение. Не слишком ли Храм Христа Спасителя теперь толерантен? Сергей 19 марта 2012, 17:10 жалко мне их.. Олег 18 марта 2012, 01:51 Эти несчастные дети безусловно просто марионетки. Мне их искренно жаль. Но за кощунство во святом месте призываю побивать камнями, не взывая к государству. Ибо Церковь у нас одна, а государства меняются на глазах. Заснул в одном - проснулся в другом Церковь отделена от государства и на территории церкви, прости Господи, правослувные могут совершать за подобные поступки свой суд, беря грех на душу.

http://pravoslavie.ru/52259.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010