5, Троп. 1). «Чуждо матерям девство, воспевает святая Церковь в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, и не свойственно девам деторождение: на Тебе же, Богородица, совершилось то и другое» (2 Кан. Пес. 9, Ирмос). Нагим обыкновенно называется тот, кто не имеет на себе никакой одежды: так точно и Единородный Сын Божий, Господь Иисус Христос в то время, как зачинался в безмужней утробе Пресвятой Девы Марии, – как истинный Бог, как чистейший Дух, был бестелесен, не имел на Себе ни малейшей части из вещественной одежды плоти. Возблаговолив во времени, но совету предвечному, из любви в падшему человечеству, воспринять на себя человеческую плоть ( Евр. 10:5–7 , 1Петр. 1:19–20 ; Апок. 13:8 ), с тем, чтобы понести в ней все слабости и немощи человечества, кроме греха, и принести удовлетворительную за грех жертву правосудию Божию ( Рим. 8:3 ), Единородный Сын Божий, Божие Слово и Ипостасная Премудрость Божия, не привнес с Собой ничего плотского с неба, не прошел чрез святую Деву, как чрез канал, – как ложно учили некоторые еретики, но, сохраняя в себе свойства Божественной природы во всей целости и нерушимости, будучи нагим – бестелесным, как Бог, – заимствовал Себе тело единственно и всецело от чистых кровей Пресвятой Девы Марии. Если бы Бог Слово явился на земле с Своею плотию, не заимствованною от человеческого существа, не облекся вполне нашим телом, а имел тело, только принесенное будто бы с неба, не единоестественное нам, то Он не мог бы быть, по учению отцев, посредником между Богом и людьми и нашим Искупителем. «Посредник, говорит святый Иоанн Златоуст , должен быть в сродстве с тем и другим, чтоб быть ему посредником» (Бес. на 1 посл. в Тим.). «Как мы могли соединиться с нетленным и бессмертным, если бы Нетленный и Бессмертный не соделался прежде тем, что и мы, дабы тленное наше поглощено было нетлением и смертное наше бессмертием», – говорит св. Кирилл Иерус. (огласит. поучен. 12). В доказательство того, что Христос не позаимствовал плоти Своей от Пресв. Девы, а только прошел сквозь Нее, как чрез канал, с телом тончайшим, небесным, еретики ссылались на слова Ап. Павла: первый человек от земли, перстень: вторый человек, Господь с небесе. Яков перстный, такови и перстнии: и яков небесный, тацы же и небеснии ( 1Кор. 15:47, 48 ). Но св. Кирилл Александрийский так отвечает еретикам: «небесным человеком называется Христос не потому, будто Он свыше и с небес принес тело, а потому, что Слово, будучи Богом, низошло с небес и сделалось подобным нам, т. е. по плоти родился от жены, не переставая и по воплощении быть тем, что было до рождения по плоти, именно небесным и с небес, и сущим превыше всех Богом» (Диал. IX).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

6:20, Тим. 1:16, 4:12, I Петр. 5:12, 2Тим. 2:2 , 1Тим. 5:22, 6:17 ). Протестантское отрицание священства, которое находится в связи с общим повреждением всего учения о таинствах в протестантизме, опирается на мысль о всеобщем священстве всех христиан: «вы род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел». ( 1Петр. 2:9 ). В этих словах апостольских, действительно, выражена мысль о некотором всеобщем помазании, присущем всему христианству. Но почему это может препятствовать или противоречить существованию нарочито поставленных разных степеней священства, опирающегося на особые дары Духа Св. чрез апостольское преемство? Для этого нельзя привести решительно никакого серьезного основания. Превращение священников в простых избранников общины, которая этим избранием всецело порождает их и передает им права служения слова и священнодействия, вносит ложный демократический принцип поставления снизу, через избрание, и тем разрушается иерархическое начало, которое держится не на избрании, но на постановлении или посвящении. 8. Внешнее единство Церкви Осуществлением иерархии вносится начало внешнего единства Церкви, наряду с внутренним. Благодаря иерархии Церковь есть организованное общество, имеющее законную власть и порядок или право: единство молитвенно-догматическое и мистическое восполняется единством каноническим. Высшая церковная власть естественно связана с саном епископским, которому в случае нужды принадлежит применение церковных кар. Таким образом, естественное строение Церкви, как организованного общества, выражается в ряде епископий, живущих полнотой жизни в своих собственных пределах. Однако эти частные епископии соответствуют множественности «святых Божиих церквей», с каковым мы встречаемся и в Слове Божием. (Ср. Откр. 1:11–20 ). «Приветствуют вас все церкви Христовы» ( Рим. 16:16 ), – слово церковь склоняется в множественном числе. Таким образом полагается основание не только единообразию церковной организации, но и ее множественности. Это соответствует тому, что Господь избрал двенадцатерицу апостолов, и эта двенадцатерица в совокупности своей представляет собой церковное верховенство, как это выразилось и при избрании нового апостола на место Иуды в восполнение двенадцати ( Деян. 1:15–26 ), причем первым органом власти вселенской церкви явился собор апостолов и пресвитеров ( Деян. 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Воины было колебались, но страх наказания поборол их робость, и голова святого была отсечена в 589 г. 29 июля. Когда наступила ночь, то тело святого было брошено за город, но христиане тайно взяли св. тело и переправили в Мцхет. Католикос Самуил, узнав об этом, весьма обрадовался и положил тело под престолом патриаршего Мцхетского собора, где оно почивает и до настоящего времени, источая исцеления. (Полное жизнеописание свв. Грузинск. церкви. М. Сабинина. Ч. 2. Стр. 79–91). 30-е число Свв. апостол от 70: Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника. Священномуч. Валентина епископа и иже с ним: Авундия, Прокула, Ефива, Аполлония. Св. Иоанна воина. Свв. мучч. Полихрония епископа, 3 епископов: Пармения, Елимы и Хрисотеля и двух диаконов: Луки и Муко, и двух мирян: Олимпия и Максима и двух князей: Авдона и Сенниса. (Обретение мощей пр. Германа соловецкого. Оконские иконы Божией матери). Св. ап. Сила подвизался в проповеди слова Божия вместе с апостолом Павлом ( Деян.15:40–41 ) и разделял с ним темничное заключение. Впоследствии он был епископом Коринфа и ревностно распространял веру Христову, подкрепляя свое учение знамениями и чудесами (Четьи-Минеи). Св. Силуан проповедовал слово Божие вместе с св. апостолом Павлом, занимая епископскую кафедру в македонском городе Солуни; Силуан много пострадал за имя Христово. ( 1Петр.5:12 ; 2Кор.1:19 ) Четьи-Минеи). Св. Крискент трудился в насаждении веры Христовой в Галатии ( 2Тим.4:10 ), проповедовал слово Божие в Галлии и потом, возвратясь в Галатию, скончался мученически в царствование императора Траяна. (Четьи-Минеи). Св. Епенет был епископом в Карфагене ( Рим.16:5 . Четьи-Минеи). О св. Андронике см. 17 мая. Священномуч. Валентина и дружины его Св. Валентин в царствование Аврелиана (270–275) был епископом города Интерамны, в Италии. Он ревностно трудился в насаждении веры Христовой, подкрепляя свое учение чудесными исцелениями. Однажды сын римского градоначальника, Авундий, впал в тяжкую болезнь, и ни один из врачей не мог помочь больному. Св. Валентин в это время был в Риме, и градоначальник обратился с просьбой о помощи к святому епископу. Пришедши к больному, святитель сказал: «если ты будешь веровать в Господа моего Иисуса Христа, то все будет возможно верующему». Больной уверовал и был исцелен; вместе с ним обратились в христианство и его сверстники: Прокул, Ефив и Аполлоний . Язычники узнали об этом, и св. Валентин после тяжелых пыток был усечен мечем. Обращенные святым епископом юноши, взяли тело его и перенесли в Интерамну; посл этого юные христиане сами стали проповедовать учение Христово; но вскоре были заключены в темницу и преданы смерти. (Четьи-Минеи). Св. Иоанна воина

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вот почему И. Христос часто говорил: «всяк возносяйся – смирится; смиряй же себе – вознесется» ( Мф.23:12 ; Лук.14:10, 18:24 ). Этими божественными словами ясно определяется евангельское отношение духовной власти в церкви, как силы нравственной и состоящей в самоотвержении, а не в превозношении, которым тщетно величаются паписты, превознося Римского епископа, иначе говоря, папу, паче всякого чтилища, даже тогда, когда он видимо не имеет власти даже над самим собою, живя узником римским. О папском главенстве Папство как система, явилось почти тысячу лет спустя после И. Христа. Поэтому ни Христос, ни св. апостолы, ни их ближайшие преемники ничего не говорили о папстве и о власти папской. Но приверженцы папства стараются найти основания для папской системы и в Св. Писании, и в Св. Предании. А так как подобных оснований в действительности нет, то их придумали, употребляя всякого рода натяжки и преувеличения. 1 . Христос возвестил духовно-нравственное учение о спасении людей в Царстве Божием, а не земное учение о жизни политической. " Князья народов, говорил Он, господствуют над ними и вельможи властвуют ими. Но между вами да не будет так, а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом, так как Сын человеческий пришел... послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:2528 ). Посему обаяние гражданской власти не должно иметь места в проповедниках учения Христова. Святость должна быть их целью и стремлением, а не обладание, которым величается земная власть. Христианство не противится власти, даже молится за нее, но его задачи имеют вечное спасение о Христе. Понимая вся это, папство прикрывает свое стремление к земной власти необходимостью главенства в церкви ради общего спасения. Но глава церкви есть Христос, что должно быть понятно всем, даже не христианам, как понятно то, что глава Буддистов – Будда, Магометан – Магомет. Христианам же ведомо еще, что И. Христос сказал: «Не называйтеся учители, Един бо у вас Учитель Христос» ( Мф.23:8 ). " Аз есмь лоза, вы же рождие» ( Ин.15:5 ). «Аз есмь пастырь добрый» ( Ин.10:11 ). Соответственно этому апостолы говорят: «Того даде Главу выше всех Церкви» ( Еф.1:22 ). И еще: «На здании на основании апостол и пророк, сущу краеугольну самому И. Христу, о Нем же всяко создание составляемо растет в Церковь Святую о Господе» ( Еф.2:20–21 ). А потому ап. Петр считает Христа единственным краеугольным камнем ( 1Петр.2:6 . Сравн. Рим.9:33 ). А ап. Павел утверждает, что основанием церкви никто не может быть кроме Иисуса Христа. «Основания иного никтоже может положити паче лежащего, еже есть Иисус Христос», говорит он в послании к Коринфянам ( 1Кор.3:11 ), которые спорили о преимущественности апостолов, говоря: я – Павлов, я – Аполлосов, я – Кифов, я – Христов....

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Павел покорил иудеев своему Евангелию, вопреки постановлению иерусалимского собора (Keim. S. 79. Holtzm. 1883. S. 155), так что иудео-христиане как бы вынуждены были отвергнуть закон Моисеев, а старейшие апостолы с этих пор начали свою контр-миссию против павлинизма (мнение Баура и его школы). Напротив, в силу принятой на себя обязанности ( Гал.2:10 ) поддерживать бедных христиан из иудеев, ап. Павел ревностно исполнял эту обязанность. Он и ранее этого условия и после него старательно заботился о помощи бедным (1Kop.16:1–4; 2Kop.8:9; Рим.15:26 и многие места в кн. Деяний 11 гл. 30 ст. и др.), что едва ли он сделал бы, если бы отделился от другой половины христианского общества. Это – во-первых. Во-вторых, коринфская партия Петра, (образовавшаяся подобно Павловой языческо-христианской партии, следовавшей в языческо-христианском направлении за Павлом), без сомнения следовала за Петром в иудео-христианском направлении, и однако она отличалась от юдаистической партии Христа, враждебной Павлу. В пользу того, что недоумение между ап. Петром и Павлом впоследствии разъяснилось к общему удовольствию, справедливо указывают на посредствующее положение между ними, с одной стороны, Марка ( Колос.4:10 ), с другой, – Силуана ( 1Петр.5:12 ) 132 . Все это приводит к мысли, что антиохийское приключение осталось без последствий, и это тем более вероятно, что Деяния совершенно умалчивают об этом событии. Обозревая вкратце содержание второй главы послания к Галатам, мы видим, что приведенные в ней два исторические факта неопровержимо свидетельствуют о независимости апостольского авторитета Павла и о самостоятельности возвещаемого им евангельского учения. В частности: 1) Ha апостольском соборе к Павлову евангелию «знаменитые» не прибавили ничего; стало – быть, оно было и осталось истинным евангелием. 2) Обличение ап. Павлом ап. Петра в Антиохии доказывает ту же мысль в гораздо большей степени. Ап. Павел сознает себя равным Петру настолько, что считает себя в праве делать ему замечание. Антиохийская речь по поводу лицемерного поведения ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Galahov/...

Христианская надежда есть ожидание тоже будущих благ: спасения и вечного блаженства. Человек уверовал в Господа Иисуса Христа, сподобился святого крещения и стал полноправным членом Святой Церкви. Для чего он все это сделал? Что бы спастись. Успокоение сердца на том основании, что Господь Бог ради заслуг Спасителя дарует верующим членам Церкви Святой обещанные спасение и вечное блаженство, и есть христианская надежда. Основания ее весьма тверды и непоколебимы. Они все находятся в Боге. Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:4 ). Если же Господь желает спасения всем, то как я могу отчаиваться в своем опасении? Божии обетования непреложны. Он не пощадил Сына Своего единородного, но, возлюбив мир, предал Его в жертву Себе, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). «Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» ( Рим.8:31–32 ). Посему то Господь наш Иисус Христос и стал основанием нашей надежды, упованием нашим. Един есть Бог , и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех ( 1Тим.2:5–6 ). Несть бо иного имене под небесем, даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам ( Деян.4:12 ). Теперь соедините вместе основы христианской надежды: Бог Отец возлюбил людей и желает им спасения. Бог всеблагой, Он нашел и средство к спасению их. Сын Божий, воплотившись, совершил это спасение Своими учением, жизнью, страданиями, смертью , воскресением и вознесением на небо. Бог Отец принял жертву Сына, как совершенно достаточную для примирения с родом человеческим. Заслуги же Спасителя пред Отцом люди должны усвоять себе чрез веру в Него. Иного пути ко спасению нет. Верующий только получает надежду на спасение по ходатайству Господа Иисуса Христа. На сих основаниях христианская надежда является твердою и непоколебимою. Таковою она и должна быть в душе верующего члена Церкви Святой. Так учит сему св. апостол Петр. «Совершенно уповайте, говорит он, на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа» ( 1Петр.1:13 ). Однако совершенное упование на спасение благодатью и на наследие царства небесного не является в душе верующего само собою. Как и вера, христианская надежда есть дар Божий. Против воли и желания человека сей дар никому не дается... От верующего христианина требуется, чтобы он искал этого дара, желал бы его и с усилиями домогался получить. Толкущему и Бог отверзает двери милосердия и ищущему дарует.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

у преосвящ. Михаила, стр.344). Истинность воскресения Иисуса Христа Апостол доказывает, прежде всего, ссылкой на свидетелей-очевидцев, которые опытно убедились в действительности этого события через явление им Воскресшего в продолжение значительного промежутка времени. Апостол не причисляет себя к этим непосредственным свидетелям-очевидцам Воскресшего Господа. Он видел Господа ( Деян.9:3 ); ( 1Кор.15:8 ), но при совершенно иных обстоятельствах: он созерцал Христа в Его небесном, божественном величии и славе, в обладание которыми Он вступил, как Богочеловек, по вознесении на небо ( Деян.19:41 ). Несмотря на это, однако, он считает возможным причислить себя вместе с Варнавою к благовестникам воскресения. И мы благовествуем вам... И в этом благовестии о воскресении Христа Апостол в доказательство его достоверности указывает на то, что обетование, или все обетования о Спасителе, которые непреложны и которые так уважались Иудеями, окончательно исполнил Бог только ныне – детям их, срвн.( 1Петр.1:12 ) –через воскресение Иисуса. Воскресение – исполнение всех обетовании о Царстве Мессии. Что такое именно значение имеет воскресение, что в нем, так сказать, Мессия в первый раз явился, как Мессия, эту мысль как более понятным языком Апостол доказывает языком ветхозаветных пророчеств (см. у Артоболевского, стр.225–226). 338 Пророчества, приводимые Апостолом в подтверждение воскресения Иисуса Христа не равнозначительны. Одно из них относится к воскресению Иисуса Христа, непосредственно, срвн. ( Деян.2:25–32 ); ( Евр.3:5 ); другое (пророка Исаии) отдаленно, а третье через глубокотаинственное его понимание в смысле отношения его к Иисусу Христу, как Сыну Божию, предвечнорожденному от Отца по божеству, срвн.( Деян.4:25–26 ), и во времени явленному таковым (т.е. Единородным Сыном, не могущим умереть навеки) по человечеству. «Слова эти понимай по отношению к вочеловечению Христа, бывшему во времени (пишет Феофилакт), так как выражения – сегодня, завтра – заключают в себе означение дней. А от Отца Сын рождается безвременно». «Воскресение же Господа есть фактическое божественное удостоверение сыновства Иисуса Христа Богу Отцу [сравн.( Рим.1:7 )]. Через воскресение Господа из мертвых, после Его уничижения и смерти, Бог соделал Сына Своего от вечности Сыном Своим во времени» (преосвящ. Михаил). «Так как они (Евреи) были одержимы страхом, как убившие Христа, и совесть осуждала их, то (Апостолы) говорят им, не как христоубийцам; и преподают им (учение) не как чуждое благо, но как их собственное. Для Иудеев весьма было вожделенно имя Давида; посему (Павел) приводит его, чтобы они, по крайней мере, таким образом признали Христа; он как бы так говорит: Сын его будет царствовать над вами, посему не отвергайте власти Его» (Златоуст, ч.II, стр.20).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Бог постановил завет с Ноем и потомством его, обещая ему, что более не будет потопа; видимым знамением сего завета поставлена радуга: " Дугу Мою, – рек Господь, – полагаю во облаце, и будешь знамение завета вечного между Мной и между землей» ( Быт. 9, 13 ). Назидательные размышления Святой Киприан в вороне, о котором говорит Моисей, видит поразительное изображение грешника, прельщенного пристрастием к миру. Его страсти – это кумиры, которым он всего себя приносит в жертву; его душа, сделавшаяся совершенно плотской, любит только тление и утешается тем, что ее оскверняет и убивает. Ценой своего вечного спасения, купив кратковременное и гибельное удовлетворение своих нечистых похотей, он успокаивает свою совесть одним исполнением некоторых внешних обрядов религии, сколько того требуют общественные приличия и его собственные выгоды. Голубь, по изъяснению Святых Отцов, изображает души святые, чистые, которые среди внешних занятий, требуемых порядком общежития, не находят во всем мире места, где бы сердце их обрело истинный покой. Страшась заразы века сего, они горят желанием возвратиться в ковчег, к истинному Ною – Иисусу Христу, Божественному Утешителю в скорбях, неразлучных с бедствиями сей жизни, которые, как потоп, отовсюду обуревают Христианина. Масличная ветвь, принесенная голубем, знаменует неизглаголанный мир, которым Святой Дух исполняет верную душу, бегущую духа мира сего. Сама ли по себе была благоприятна Богу жертва Ноя? – Нет: она была благоугодна Ему потому, что очи Его, проникающие в сокровенные изгибы сердца, видели в ней искреннюю дань покорности и благодарности сего достойного Патриарха. Мы, живущие в Новом Завете и более блаженные, нежели Ной, должны приносить Богу жертву совершеннейшую, по наставлению Апостольскому: «представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служение ваше; ...зиждитеся в храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови, Иисус Христом» ( Рим.12:1 ; 1Петр.2:5 .) Для удовлетворения наших духовных нужд есть священнодействие, превосходнейшее жертв Ветхозаветных, ежедневно повторяемое в Божественной Литургии, – жертва крестная.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Так! крест Христов убедительнее всяких других доказательств и наставлений громогласно проповедует каждому из нас: „Христианин! люби ближнего твоего; он не только брат твой, но и собрат Христу, который, усыновив вас крестом ( Гал. 4:5 ) всеверховному Отцу, даровал вам право быть чадами Божиими ( Ин. 1:12 ), удостоил высокого и достолюбезного имени братии своей ( Евр. 2:11 ), соделал вас наследниками Богу и сонаследниками Ему самому – Христу ( Рим. 8:17 ). Ближний ли, дальний ли ( Еф. 2:17 ) брат твой, да будет он близок к твоему сердцу! Помни: Христос, умиротворив все, и небесное и земное, кровью· креста Своего ( Кол. 1:20 ) примирил и вас обоих во едином теле Богови крестом, убив вражду на нем ( Еф. 2:16 ), и сказал вам: вы друзи Мои есте ( Ин. 15:14 )! Как бы ни был мал и презрителен в очах мира ближний твой, да будет он велик и достолюбезен в твоих очах! Вспомни: его ради Христос умре ( 1Кор. 8:11 ) на кресте. Блюди же, да не погибнет из-за тебя брат и друг твой по Христу. Цени его благо, временное и вечное, дороже всех сокровищ в мире. Ведай: он куплен не истленным сребром или златом, но честною кровью яко агнца непорочна и пречиста Христа ( 1Петр. 1:18,19 ), кровью, оросившею святой крест Господа твоего. Смиряй себе, по заповеди: смиренномудрием друг друга честью больша себе творяще, не своих си кийждо, но и дружних кийждо смотряйте ( Фил. 2:3,4 ), гоняясь токмо за почестью вышнего звания Божия о Христе Иисусе ( Фил. 3:14 ). Размысли: за тебя, горделивого и непокорного, сам Сын Божий смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя; темже и Бог Отец Его превознесе ( Фил. 2:8,9 ), – для тебя же, уничиженного, – чтобы в Его только превознесении ты находил утраченную тобою некогда, твою истинную славу – с чувством самоуничижения, смирения глубокого! – А отложив всякую гордость, с распростертыми любовью ко всем объятьями, терпением теки на предлежащий тебе подвиг, как бы ни казался он трудным, тяжким, скорбным, уничиженным. Взирай на начальника веры и совершителя Иисуса! Вместо предлежащия Ему радости, Он претерпел крест, о срамоте нерадив, радея о твоем единственно спасении, и одесную престола Божия седе ( Евр. 12:1,2 ). Воссядешь с Ним и ты на том же превознесенном престоле; не выпускай только из рук твоих креста Христова; стань до крове, подвизаясь противу греха ( Евр. 12:4 ), решись быть готовым положить живот свой за други своя ( Ин. 15:13 ). Переноси с истинным благодушием и совершенным незлобием самые жестокие оскорбления, причиняемые тебе другими. Помяни: Христос на кресте молился Отцу Небесному о Своих распинателях, – о тебе самом, который грехами своими так часто распинал, а может быть, и ныне второе распинаешь Христа, Сына Божия! Словом: стяжи любовь, яже вся любит, милосердствует, не завидит, не ищет своих си, не превозносится, не гордится, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит, николиже отпадает ( 1Кор.13:4–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

15:4; Map. 7:10; Рим. 7:7  и выше цитов. места); – 21:17 в Мф. 15:4, (сл. Мар. 7:10 ; – 22:27; в Деян. 23:5 ; Лев. 11:44 ; в 1Петр. 1:16 ; – Числ. 16:26 ; в 2Тим. 2:19 ; – Втор. 6:16: в Мф. 4:7 (сл. Луки 4:12 ): – 24:14 в Мар. 10:19 ; срав. так же заповеди заключ. в Маф. 5 г., 21:27; 31:33, 38 и 43 стих. 436 б) пророки: аа) как продолжатели нравственного учения, основание которого положено в Законе Моисеевом, сл. Исаии 52:11 в 2Кор. 6:97 ; Иеремии 9:23 в 1Кор. 1:31  и 2Кор. 10:17 ; Псал. 23 (34), 14–15 в 1Петр. 3:10–11 ; – 94 (95), 8 в Евр. 3:8  и дал. др.; (111 или 112:9 во 2Кор. 9:9 ); – Притчей 3:11–12 в Евр. 12:5,6,25,21 в Рим. 12:20 ; срав. толкователей на все эти новозаветные места. δδ) в смысле обетования –вообще, как побуждение к исполнению новозаветного закона, а именно: α) от временных благ, как напр. благоденствие и долголетие жизни на земле за почитание родителей Исх. 20:12  в Еф. 6:3 , причем Апостол говорит: это первая заповедь с обетованием (ст. 2) срав. св. Златоуста, бл. Феодорита и др. на это место; срав. также «Записки на посл. к Еф.» стр. 157, Москва 1838; срав. также Псал. 33 (34). 13 в 1Петр. 3, 10 ; β) вообще от надежды на то, что Бог не оставит, услышит поможет, Иис. Навин. 1:5 в Евр. 13:5 ; срав. так же Исаии 49:8 во 2Кор. 6:2 , Псал. 33 (34). 16 в 1Петра 3:12 ; – 117 (118). 6 в Евр. 13:6 ; Притчей 3:34 в Иак. 4:6  и 1Петр. 5:5 ; (срав. также Прит. 22:8  лишь по 70-ти во 2Кор. 9:7 ). А главным образом, γ) От внушения надежды на нечто высшее, как напр., на прощение грехов, Псал. 31 (32) 1–2 сл. Рим. 4:7–8 ; срав. также Иерем. 31:31–34 в Евр. 8:8–12 , сл. 10:16,17; и как на необходимое следствие этого – получение жизни т е. возвращения общения с Богом, которому препятствуют грехи и в конце концов достижения жизни вечной, сл. Лев. 18:5  с Рим. 10:5 ; Гал. 3:12  и Луки 10:28  (срав. ст. 25); конкретное, так сказать, это побуждение выражается, как обетование наследия ближе всего земли, в смысле участка, принадлежавшего прежде нечестивому Псал. 36 (37), 11 сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010