б) Израиль, приступавший к Синайской горе, по всем правам семени Авраамова, составлял из себя истинно собор, церковь ветхозаветную в ее отношении к новозаветной, притом находился в особенно-высоком положении в этот момент синайского законодательства, ибо оно было откровением Божиим для всего мира 289 , кроме того он был при этом (в собирательном смысле) органом откровения Божия миру, как Сын Божий первородный (у 70-ти προττοπος) (Исх. 4:22) избранный между всеми ( Втор. 7:6 ) и таким образом был в этот величайший момент своей истории, момент посвящения своего Богу в Его не отъемлемую собственность из всех народов (сл. Втор. 7:6  и др. с Исх. 19 и Втор. 4–5 ), провозвестником (пророком) воли Божией для мира, был совокупно – «царством священников, и народом святым». Βασλειον ερατευμα, κα θνος γιον по 70-ти соотв. евр. (Исх. 19:6). В столь великий момент, когда с Израилем – семенем Авраама заключался завет ветхий (сл. Исх. 19:5  с 8 и др. Иерем. 31:31 и дал. и Евр. 8:8  и дал.), он истинно служил прообразом и Первородного Сына Божия по человечеству в благодатном царстве Христа (срав. Рим. 8:29  с Мф. 2:15 сл. так же Евр. 2:10–12,16–17 ), – в Котором к нам возглаголал на земле Отец ( Евр. 1:2 ), – священника (ερες) по чину Мелхиседекову ( Евр. 5:6  и др.) и христиан, с которыми заключен Новый Завет ( Евр. 8:8–13; 10:16–17 ), – «торжествующий собор, церковь первородных (προτοτκων), написанных на небесах (срав. толков. бл. Феодорита, стр. 646), населяющих град Бога Живого – небесный Иерусалим ( Евр. 12:23, 22 ) т. е. новозаветное царство благодати (срав. Гал. 4:26 ), провозглашающих новозаветную истину всему миру в качестве светил в нем ( Филип. 2:15 ), – представляющих собой род избранный, царственное священство, народ святой (βασιλεον ερτευμα, θνος γιον), взятый в удел, дабы возвещать (πως ζαγγελητε) совершенства Призвавшего его из тьмы в чудный Свой свет, некогда не народ, а ныне народ Божий; никогда не помилованных, а теперь помилованных ( 1Петр. 2:9–10 сн. Осии 2:25 ; Рим. 9:25 ; сн. также 1. Петр. 2:12 с Мф. 5:14,16 с. Фил. 2:15 ). В этот, повторяем, великий момент своей истории ветхозаветный Израиль ближе всего стоял к своему новозаветному первообразу 290 . Св. Церковь наша, созерцая преобразовательное значение народа Израильского при Синае в отношении к новозаветному народу Божию, прекрасно изображает это значение в следующих изречениях: «Сионе Божий, горо святая, и Иерусалим, окрест очи твои возведи, и виждь собранная чада твоя в тебе: се бо приидоша издалеча, поклонится Царю Твоему: мир на Израиля и спасение языком» 291 . Или, как почти в одинаковом тоне в одной из песней на Св. Пасху: «Возведи окрест очи твои Сионе, и виждь: себо приидоша к тебе яко богосветлая светила, от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя в тебе благословящая Христа во веки» 292 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Ев. 2:10,12), как и, будучи первенец из умерших ( 1Кор. 15:20,23 ), в воскресении сделался залогом нашего будущего воскресения и для царства славы в вечную жизнь 142 . – Вместе с тем, как от Адама было естественное рождение человечества, так и от Христа сверхъестественное, благодатное возрождение ( Иоан. 3:3,5,7,8 – срав. 1:12–13; 1Иоан. 3:9  и др. Рим. 6 г. и др. Еф. 2:1  и дал. Колос. 2:13  и д., Иак. 1:18 ; 1Петр. 1:23 143 ). Далее св. апостол проводит соотношение и между потомством перстного т. е. Адама и потомством небесного т. е. – Христа ( 1Кор. 15:48,49 ). И, таким образом, «Адам есть естественно глава всего человечества, которое составляет одно с ним по естественному происхождению от него. Иисус Христос, в Котором Божество соединилось с человечеством, благодатью соделался новой, всемогущей главой человеков, которых соединяет с Собой посредством веры», по исповеданию нашей православной церкви, (смотр. Простр. Кат. 4 чл. Симв. вер. стр. 54 144 ). Наконец, первозданного человека Господь поместил в раю, среди которого росло дерево жизни ( Быт. 2:8,9,15 ), которого плодами питаясь, человек и телом был бы безболезнен и бессмертен» 145 . Св. тайновидец Иоанн, под раем разумея царство небесное, под вкушением от древа жизни ( Апок. 2:7  сн. 22:12,14) разумеет таинственное общение верующих в царстве славы со Христом, Который Сам называет Себя жизнью и источником жизни ( Ин. 11:25 , срав. 1, 4, 5, 26 и 10:10,28 и др.). 2) Во втором отношении т. е. в истолковании св. апостолом истины Богоучрежденного союза между первым мужем и женой ( Быт. 1:27; 2:18,21 и дал. Мф. 19:4–5 и парал.) во образ тайны союза Христа с церковью, мы главное учение этого апостола находим в послании к Ефесеям 5 главе. Нам уже раньше приходилось упоминать об этом. Теперь мы раскроем лишь самое преобразовательное отношение по апостолу, которое не есть нечто «субъективное», как полагают многие западные ученые, основываясь лишь на неправильном толковании выражения св. апостола: «γ δε λγω» ( Еф. 5:32 146 ), а лежит в существе дела и подтверждается еще ветхозаветными отношениями Иеговы к церкви Своей – ветхозаветной – Израилю как мужа к своей жене или жениха к своей невесте, смотр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

33. Разве и мы, будучи преступниками заповеди Его, не слышим подобное от Него? Ведь Апостол назвал водимых Духом сынами Божиими, говоря: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий» (Рим. 8:14). А разве мы, водимые смертью, можем считаться за сынов Божиих? «Помышления плотские суть смерть» (Рим. 8:6). Водимые же Духом явно суть от плодов Духа. Плод «же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22—23). Разве мы имеем их в себе? — Скорее, все противоположное этому. И разве мы можем после сего слыть сынами Божиими? Разве мы не чада супротивника? Ведь рожденное от кого-нибудь подобно ему. Это показывает и Господь, глаголящий: Рожденное «от Духа есть дух» (Ин. 3:6). Мы же сделались плотью, похотствующей против Духа, и потому справедливо слышим от Него: «Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть» (Быт. 6:3). Как можем мы считаться христианами, не имея в себе ничего Христова? 34. Но, возможно, кто-нибудь скажет: «Я имею веру, и этой веры в Него мне достаточно для спасения». Однако ему отвечает Иаков: «И бесы веруют, и трепещут» , а также: «вера без дел мертва» (Иак. 2:19—20). Разве мы веруем в Него или верим Ему относительно будущего, не веря относительно временного и настоящего? И в силу [такого неверия] мы подчиняемся [власти] материального, живем по-плотски и ратоборствуем против Духа. А истинно верующие во Христа и через заповеди всего Его вселившие в себя говорят так: «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20). Потому страдающие за Него ради спасения всех, как строгие Его подражатели и подлинные блюстители Его заповедей, говорили: «Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим» (1 Кор. 4:12—13), поскольку они слышали слова Господа: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас» (Мф. 5:44) и так далее. И из слов, и из дел их обнаруживался действующий в них Христос. Мы же, поскольку противодействуем всем заповедям Его, преисполнились всякой нечистоты. А поэтому и стали вместо храма Божия торговым домом, вместо дома молитвы «вертепом разбойников» (Мф. 21:13; Ин. 2:16), вместо «народа святого» (1Петр. 2:9) народом грешным, вместо людей Божиих людьми, преисполненными грехами, вместо семени святого семенем лукавым, вместо сынов Божиих сынами беззакония, так как оставили заповеди Господа, попали в рабство лукавым духам вследствие своих нечистых страстей и прогневили Святого Израилева.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3634...

31, – «квасу» ст. 33, – «человеку купцу», «сокровищу», «неводу» ст. 44–47; или: оно еще только «уподобится, μοωθσεχαι, десяти девам» Мф.25и т.д. Но подобие и тождество суть два далеко неодинаковых предмета. Если Царство небесное только подобно вышеозначенным предметам, то свойственные последним признаки, как это очевидно, можно переносить на понятие Царства небесного в таком ограничении, которое требуется самою природою подобия, – не больше: «сравнение – не доказательство». Это с одной стороны. А, с другой, когда Апостол учит о Церкви, то он прямо именует ее телом Христовым: «яже есть тело Его» Еф.1:23 , есть, στ, а не подобна только телу Христову 96 ср. Рим.12:5 ; 1Кор.10:17; 12:12. 13. 27 ; Еф.4:15. 16 ; Кол.1:18. 22; 2:19 . Обратимся к притчам Христовым. Вот, например, притча Христова о Царстве небесном, «подобном закваске, которую женщина взяв положила в три меры муки, доколе не вскисло все» Мф.13:33 . Аллегорическое толкование Оригена 97 взяло от этой притчи решительно все, что только можно взять. Именем жены, по Оригену , в притче 98 называется Церковь ; под закваской разумеется Св. Дух; три меры муки означают тело, душу и дух, освящаемые закваской Св. Духа. Св. Златоуст под закваской разумеет проповедь Апостолов, преобразовавшую целый мир, что вполне согласно с Оригеновым толкованием, ибо, по словам Господа, проповедники говорят не от себя, но «Дух Отца» говорит чрез них Мф.10:20 . Так же толкует притчу и бл. Августин 99 . Сравним притчу, так истолкованную, с учением о Церкви, как теле Христовом. По учению Ап. Павла, мужья должны любить жен, как свои тела Еф.5:28 ; наши тела суть храм живущего в нас Св. Духа 1Кор.6:19 ; Церковь состоит из тела Еф.1и души 1Кор.12:13 . Изъясняя слова Апостола 1Кор.6:15 : «не веете ли, яко телеса ваша удове Христовы суть», бл. Феодорит пишет: «не так ли соединились вы со Христом, как с женихом невеста» 100 . Но брак, по словам Пр. Катехизиса, есть таинство, установленное «во образ духовного союза Христа с Церковью», именно, как с телом Христовым Еф.5:28.29 . Слова Пр. Иеремии 16:16: «послю многи ловцы», по толкованию св. Кирилла Александрийского 101 , содержат предсказание о евангельской проповеди , уловляющей в Церковь Христову все народы. Сам Господь учил словами: «подобно есть Царство небесное неводу ввержену в море и от всякаго рода собравшу» Мф.13:47 . О призвании в Церковь всех народов Ап. Петр узнал из видения «сосуда некоего», «в немже бяху вся четвероногая земли и зверие и гади и птицы небесные» Деян.10:11.12 . Но, по словам Ап. Павла Еф.2:16 , «в одном теле» Христос благоволил примирить «обоих», иудеев и язычников, т.е. все народы мира. В толковании 1Петр.2бл. Феодорит 102 под «камнями живыми» разумеет христиан, называемых так «по причине тесной связи и соединения их друг с другом». Но тоже мы читаем и у Апостола в 1Кор.6о теле, как храме Св. Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

8-й член. О браке. О браке мы веруем и исповедуем, что брак Богом утверждён (Бытия II, 24) для взаимного вспомоществования между мужем и женою, для умножения рода человеческого и для избежания блуда (I Корин. VII, 2); а именно муж должен иметь одну жену, а жена одного мужа (Еван. Mф. XIX, 4 – 6 ). Обряд бракосочетания совершается согласием родителей под благословением церкви и рукоположением духовного наставника. 9-й член. О государственном порядке. Мы веруем и исповедуем, что высшая власть в государстве Богом установлена, каковой власти мы обязаны покоряться, где это не противоречит заповедям Царя Царей ( Рим. 13:1–2 ). Так на правительство возлагается власть для наказания преступников и поощрения делающих добро ( 1Петр. 2:13–4 ). Мы считаем обязанными отдавать каждому должное, кому страх – страх, кому подать – подать, кому оброк – оброк, кому честь – честь, ибо они Божии служители, которые тем самым и занимаются ( Рим. 13:5–7 ). 10-й член. О втором пришествии. Мы веруем в пришествие Господа нашего И. Христа в силе и славе Своей одесную Бога всемогущего ( Деян. 1:10–12 и ев. Мф.25:31). Мы почитаем этот день Его откровения за венец спасения ( 1Кор. 1:7–8 ), ибо в этот день увидят все народы всю истину и чудесное величие Его и с Ним невесту Его, т. е. собрание святых (Αпοκ. XIX, 6 –10), ибо умершие во Христе воскреснут в нетленной славе и увидят Его, как Он есть, будут подобны Ему и с Ним будут царствовать (Фес. 4:13–18; 1Кор. 15:16–20, 23, 42, 43, 53 и пр. Αпοк. 20:4–6; 22:5; 5:10); мы веруем также в воскресение неправедных и в страшный суд, на который всем должно явиться, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал живя в теле, доброе или худое (2 Корин. V. 10). Неправедным будет вечное осуждение, а праведным вечное блаженство. После смерти для осужденных не предстоит никакого спасения, т. е. перехода из вечной погибели в вечную блаженную жизнь (Ев. Лyku XVI, 24 и 26). Воспоминая слова Господа нашего: „ей, гряду скоро! и с Духом и невестою», мы как действительные члены её восклицаем: „Аминь, ей гряди Господи Иисусе».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

1Ин. 5:3 ). Богопочитание без любви есть страх перед Богом, но страх рабский; истинный же страх Божий, как начало премудрости ( Прит. 1:7 ), есть собственно благоговение перед Единым и Высочайшим, а таково и есть истинное Богопочитание, растворенное любовью. И такое Богопочитание вполне утверждает и новозаветное учение, повторяя ветхозаветное: Господь Бог наш есть Господь Единый; и возлюби Господа Бога твоего» и пр. (Map. 12:29 и дал. срав. Мф. 4:10 и Луки 4:8  из Втор. 6:13 , также 22:21); сн. еще выше цитованное место 1 Посл. к Коринф., срав. также 1Петр. 2:17  с Прит. 24:21 , Рим. 13:2  и др. срав. «Простр. Кат.» 7:3 (о любви) «о первой заповеди» св. Антоний великий , на вопрос братии: «чем может человек уводить Богу?» отвечал: «исполнение закона и дела любви суть предметы самые Богоугодные. Исполняет же Закон тот, кто непрестанно славословит Бога в чистых помыслах, возбуждающих воспоминание о Боге (срав. Мар. 12:29 ) и тех благах, который Он обещал нам (ср. Евр. 11:6 ), и даровал уж на самом деле, а также приводящих на память и величие оных благ. Ибо из сего воспоминания рождается в душе человека постоянная любовь к Богу (срав. Мар. 12:29–30 ), по заповеди Писания: возлюби Господа Бога Твоего от всего сердца твоего, и от всей души твоей, и всей силой твоей ( Втор. 6:5 ). В Писании сказано еще: как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! ( Псал. 41:2  ст.). Итак, мы непременно должны совершать, исполнять сей закон в отношении к Богу, дабы и над нами оправдалось оное изречение Апостола: кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» ( Рим. 8:35 ) 433 . А из заповеди о любви к Богу необходимо вытекает и 2) Заповедь о любви к ближним (срав. цит. выше место из бл. Феофилакта на Мар. 12:29  и дал.) «что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога, и соблюдаем заповеди Его, ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его ( 1Иоан. 5:2,3 ) срав. Лехлера стр. 803.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Если, таким образом, царственное достоинство христианина осуществляется по преимуществу в исполнении «царского закона», закона любви, то, соответственно этому, наше священство духовное преимущественно выражается другою главной добродетелью христианскою – смирением и самоотвержением, – добродетелью, которая творит из всего существа нашего жертву, благоугодную Богови, которая освящает и все прочие добродетели. И тот же Иоанн Златоуст , сопоставляя нашу христианскую жизнь с ветхозаветною, с ее кровавыми жертвами, говорит: «Имеем и мы в самих себе различные жертвы, не те, которые совершаются по закону, а те, которые приличны благодати евангельской». И перечисляет затем, помимо жертвы Евхаристии, таких жертв 10: жертва мученическая (см.: Рим.12:1 ), т. е. принесение тела, или жизни, в жертву Богу; жертва молитвы (см.: Пс.140:2 ); жертва воскликновения (см.: Пс.26:6 ), или славословия; жертва правды (см.: Пс.4:6 ); милостыни (см.: Иак.1:27 ); хвалы (см.: Пс.49:14 ); проповедания (см.: Рим.15:16 ), или благовествования Христова, и особенно – жертва сокрушения духа и смирения (см.: Пс.50:19 ) 28 . И, конечно, в таком именно смысле призывал христиан и ап. Петр к этому духовному священству, когда писал им: Вы, приступая к Господу, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом ( 1Петр.2:4–5 ). И само собой понятно, что такое священство духовное не только должно быть, так сказать, затаенным идеалом для каждого верующего христианина, но и живым и действенным стремлением его, коим должна определяться и к небу возвышаться вся его собственно христианская, внутренняя жизнь. В меру сил и усердия своего, каждый из нас, кто бы он ни был, священник ли или мирянин, в одинаковой степени должен в наследственном тлене и греховной природе своей вырабатывать этот камень живой и духовный, соделываться достойным членом святой и непорочной Невесты Христовой – возлюбленной Церкви Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Православный христианин! Твердо держись всего, что хранит св. Церковь от времен апостольских, и «удаляйся от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по Преданию»! 1)     Ветхозаветное св. Предание древнее св. Писания: Быт. 18:19 ; Исх. 10:1–2 ; Евр. 11:5 . 2)     И после появления, при Моисее, св. Писания люди научились вере в Бога посредством св. Предания: Вт. 32:7; Суд. 6:13 ; Пс. 77:3–7 . 3)     Новозаветное св. Предание тоже древнее новозаветного св. Писания: Христос учил только устно, а св. Апостолы – больше устно, чем письменно: Мф. 10:7; 28:19–20; Иоан. 20; 30:21,25 ; Деян. 1:3; 20:31; 2 Иоан. ст. 12; 3 Иоан. ст. 13–14; 1Кор. 4:17; 11:34 . 4)     Нужно знать и исполнять все, и незаписанное, учение Христа и Апостолов: Мф. 28:19–20 ; 1Иоан. 2:24 ; 1Кор. 11:2 ; 1Тим. 6:20 ; 2Тим. 1:13 ; 1Фес. 2:13 ; Фил. 4:9 . 5)     Св. Предание одинакового достоинства со св. Писанием: Деян. 15:22–27, 31–32 ; 1Иоан. 2:24 . Рим. 10:4 ; 2Фес. 2:5–7, 15 . 6)     Предание передавалось в неповрежденном виде устно верным людям, способным и других научить: 2Тим. 2:1–2 . 7)     Предание нужно: а) для научения в вере: 1Петр. 5:12 ; Еф. 3:3 ; Кол. 1:3–6 , б) для удостоверения в подлинности самого св. Писания: 2Фес. 2:2 , в) для правильного толкования св. Писания: 2Петр. 3:15–16 и г) для одинакового и правильного совершения богослужения и св. Таинств: 1Кор. 14:40 ; Фил. 4:9 . 8)     Сами св. Апостолы пользовались св. Преданием: Деян. 20:35 ; Иуд. ст. 9. 14–16; 2Тим. 3:8 . 9)     Ап. Павел хвалит держащих Предание: 1Кор. 11:2 . 10)   И завещевает именем Господа Иисуса Христа удаляться от не признающих св. Предание: 2Фес. 3:6 . О Св. Писании «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим. 3:16 ) «Bce ли Апостолы? Bce ли пророки? Все ли учители? Bce ли чудотворцы? Bce ли имеют дары исцеления? Bce ли говорят языками? Все ли истолкователи?» ( 1Кор. 12:29–30 ) Вторым, по времени, источником научения людей вере в Бога и благочестивой жизни является, после св. Предания, св. Писание.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

2) Но если это действительно так, как утверждают они (еретики), то, без сомнения, подвергся (бы) осуждению праведный Ной, который осмеятеля Хама осудил быть рабом братий, и пророк Илия, осудив лжепророков, как свиней заклал при потоке; и Елисей, осудив Гиезия за принятие денег, наказал проказою; и Даниил, осудив похотливых старцев за клевету, наказал по закону Моисееву; и Петр (Ап.), прияв ключи небесного царствия, когда Анания с женою утаили часть собственного своего достояния, осудив за это, сделал, что пали они мертвыми; и Павел осудил медника Александра ( 2Тим. 4:14 ), а Именея и Александра предал сатане, да научатся не богохульствовать ( 1Тим. 1:2 ). 3) Итак, если все праведники судили, а не были сами судимы, паче же, избраны на духовное служение: то почему же не должно судить, как говорят еретики? Словами «не судите, да не судимы будете» Господь обличал фарисеев и книжников, которые судили друг друга, но не исправляли себя. Так, напр., убийцу по закону осуждали на смерть, а сами беззаконно убивали пророков; прелюбодею определяли казнь, как прелюбодею, сами же прелюбодейничали... оцеживали комаров, велбудов же пожирали». 4) Слово Божие дает нам ясное указание на то, что Сам Бог поставляет судей: «существующие власти от Бога установлены» ( Рим. 13:1 ); «Мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли» ( Прит. 8:16 ). Если же судьи судят по воле Божией, то значит, Он Сам поставляет их, и таким образом не может быть противно воле Его учреждение на земле судебных установлений и судей, которые суть «Божии слуги» ( Рим. 13:4 ; ср. 1Петр. 2:1315 ). 5) Самый суд есть дело Божие: Втор. 1:17 ; 2Пар. 19:6 . Цель установления судов – творить правое бедным и угнетенным. Втор. 16:18 ; Иов. 29:12 ; Псал. 81:4 . 6) Правдивость или верность на суде носит название «правосудия»: а) судьи должны творить правый суд потому, что их суд есть суд Божий: Втор. 1:16 ; 2Пар. 19:6–7 ; б) должны изрекать не иной суд, как изрекаемый Самим Богом в Его слове, в законах государства и в их совести;

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

796 Посылая приветствия от родных тех, кому пишет, Апостол сим показывает пример заботливости о сиротах и вдовах в их душевных нуждах. 797 В писаниях Апостольских упоминается несколько лиц с именем Гаия или Кая (по древне-латинскому произношению). Об одном из них говорится, что он отличался гостеприимством ( Рим.16:23 ), как и сей Гаий, которому пишется послание (ст. 5). Существует предание (записанное в IV веке), что странноприимец Гаий был епископом в Ефесе, после Тимофея, кончина которого определяется около начала последнего десятилетия первого века. К этому же приблизительно времени относится и написание послания. Может быть, к сему-то Гаию, переселившемуся из Коринфа, и писал Апостол Иоанн, получив некоторые сведения о его богоугодной жизни и подвигах. 798 В качестве приветствия Апостол выражает Гаию пожелание здоровья, как особенно потребного для прохождения того служения, которое он взял на себя по отношению к странникам, а также и для того, чтобы его душевные качества могли выразиться во всей полноте и влиянии на окружающих. 799 Воздав честь Гаию за его прекрасные свойства души, Апостол высказывает свое великое чувство по сему случаю, так как может быть Гаий был особенно близок Апостолу, как им наставленный или как вообще член Малоазийской церкви, так близкой душе Апостола. Вместе с сим Апостол указывает, как он узнал о доброте Гаия и его благочестии вообще, а равно и о его твердости в вере. Обо всем этом Апостол узнал от братий своих, под которыми должно разуметь благовестников веры, посылавшихся им на Евангельскую проповедь в разные концы Малой Азии. 800 Вместе с общим свидетельством о благочестии Гаия, проповедники веры засвидетельствовали об особенной благотворительности Гаия, оказанной им Апостолам, а равно и всякого рода странникам. Прием странных вообще дело важное, а вместе и нелегкое, но особенно важным было оно в древнее время, при трудности тогдашних путешествий. Вот почему еще отец верующих, Авраам, так ревновал о странноприимстве, что выходил навстречу странникам, и за то удостоился принять в лице странников Самого Господа. Восхваляя подвиг странноприимства, Апостол называет его достойным христианского звания. Особенно ценно принятие безвестных странников, какими были благовестники христианства, срвн. ( Евр.13:2 ); ( Рим.12:13 ); ( 1Тим.3:2 ); ( Тит.1:6 ); ( 1Петр.4:9 ). Глубоко чтя странноприимство, святые любили устраивать особенные приюты для странников (ксенодохии).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010