– В том-то и дело, мой милый, что со словом – «святой», «святую» – мы соединяем разные с вами понятия. Оттого у нас, православных, слово это стоит на своем месте и имеет смысл; у вас же, штундистов, оно является пустым, несуществующим звуком. По вашим понятиям, «святой» значит «безгрешный», «Святая Церковь » – общество непорочных христиан, каковым, к удивлению, вы себя почитаете. Стали мы проверять ваши понятия от Слова Божия, – оказалось, что безгрешных христиан не было даже при Апостолах, быть не может и, следовательно, нет среди вас. Таким образом, вы по-пустому прикладываете к своему обществу то наименование, какое прилично одному Господу ( Откр. 15, 4 ; Мк. 10, 18 ). Другими словами: вы обольщаетесь , «не зная Писания, ни силы Божией» ( Мф.22:29 ). Мы, православные, неповинны в ваших заблуждениях. Церковь святою мы именуем, но не за безгрешность людей. Мы веруем в ее святость потому, что Един «Свят Господь Бог наш» – Глава Церкви православной ( Ин. 8, 46 ; 2Кор. 5, 21 ; Евр. 4, 10 ; 1Петр. 2, 22 ; Дан. 9, 24 ); свято учение Его ( Ин. 7, 16 ; 1Тим.6:13 ; Рим. 1, 2 ; 2Тим. 3, 15 ; Пс.118:138–140 и др.), на котором устрояется наша «святейшая вера» ( Иуд.1:20 ); свята благодать Божия, живущая в Церкви и врачующая немощных людей ( 2Кор.12:9 ; 1Кор.15:10 ; Рим.5:17–21 ; Тит.2:11–12 ); святы таинства, чрез которые эта Божественная благодать подается верующими ( 1Кор.4:1 ; Мф.3:11 ; Деян.1:8 ; Тит.3:5–6 ; Мф.26:26,28 ; 1Кор.10:16 ; 1Кор.11:23–28 ; Евр.10:29 и др.). А сами веруюшие? Они » освящены от Духа» ( 1Петр. 1, 2 ) «во Христе» ( 1Кор. 1, 2 ), « призваны к чистоте и святости » ( Рим. 1, 7 ; 1Кор. 1, 2 ; 1Сол. 4, 3–7 ; Деян. 26, 18 ; 1Петр. 2, 9 ; Еф. 4, 1 ), и постоянно « освящаются все от Единого» – Господа Иисуса Христа ( Евр. 2, 11 ). В этом смысле они, действительно, «род избранный, царственное освященство, народ святой, люди взятые в удел» ( 1Петр. 2, 9 ). Но «святой народ» – не то же, что «безгрешный», «непорочный» народ. «Святым» народом именовались в древности евреи ( Исх. 19, 6 ; Прем.10:15 ; 1Мак. 14, 42 ); однако Писание всех их «заключило под грехом» ( Гал. 3, 22 ; Рим. 3, 9 и др.). Также и христиане святы не потому, что безгрешны, а потому, что они освящены и освящаются Христом во Св. Духе .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Но единство верующих было бы абсолютно непонятно, если бы Церковь только освящала и очищала верующих, не входя в имманентное общение с ними, хотя, сдругой стороны, столь же непонятна была бы святость Церкви, если бы мы признали имманентное участие грешных (хотя бы и вечно очищаемых) людей в самом существе Церкви. Эта проблема разрешается различием в искуплённом человечестве двух сторон: искуплённой идеальной сущности, образа Божия и совершенствующегося эмпирического характера, подобия Божия. Эта идеальная сущность, составляя самое вещество Тела Христова, свята и чиста, тогда как другая, эмпирическая сторона освящается и лишь постольку принадлежит к телу Христову, ассимилируется Телом Христовым, поскольку уподобляется образу Божьему. Но каждый из верующих носит святыню в душе своей, и этой святыней он вчленяется в Тело Христово, чрез неё получая от этого Тела освящающую энергию 679 . Поэтому сказано 680 : «Бога святите в сердцах своих» ( 1Пет.3:15 ). Ибо верующие «приняли не духа мира сего» ( 1Кор.2 ,:12), но Духа Святого ( Деян.1:8, 8:18, 10:44, 11:15, 19:2, 19:6 ); Дух славы, Дух Божий почивает на них ( 1Пет.4:14, 1:11 ), живёт в них ( Рим.8:9 ; 1Кор.3:16 ; ср. Ин.7:39 ), изливается на них ( Деян.2:17 ) и даётся им ( 1Ин.4:13 ). Живя в верующих, Дух Святый научает их ( Лк.12:12 ), вдохновляет их ( Деян.2, 4, 7, 55, 4, 8 и проч.), утешает ( Деян.9:31 ), обнадёживает ( Рим.15:13 ), внушает, что говорить ( 1Кор.2:13 ; Деян.21:4 ), даёт Свои силы и причастие Себя ( Евр.2:4, 6:4 ), ведает сокровенное человека ( 1Кор.2:11 ), напоевает всё существо верующих ( 1Кор.12:13 ). Поэтому верующие именуются святыми ( 1Кор.6:2 ; 2Кор.13:12 ; Флп.4:22 ; Кол.3:12 ; Евр.3:1 ; Мр.8:38 ; Рим.15:26 ; 2Кор.1:1 ; Еф.3:18 ; 1Фес.3:13 ; Откр.13:7 ; Деян.9:13, 9:32 ; Иуд.3 ; Рим.1:7, 15:25, 31, 16:2 ; 1Кор.1:2, 16:15 ; 2Кор.8:4, 9:1 ; Еф.1:1, 15 ; Кол.1:4 ; Еф.5:3 ; Флп.1:1 ; Кол.1:2, 26 ; 1Фес.5:27 ; 1Тим.5:10 ; Тит.2:3 ; Флм. 5 ; Евр.6:10 ; Откр.11:18 ; Деян.9:41, 26:10 ; Иуд.14 ; Рим.8:27, 12:13, 16:15 ; Евр.13:24 ; 1Кор.14; 16:1 ; 2Кор.9:12 ; Еф.1:8, 38, 4:12, 6:18 ; Кол.1:12 ; 2Фес.1:10 ; Флм.7 ; ; 1Петр.3:5 ),освященными ( Евр.10:14, 10:10, 2:11 ; 1Кор.1:2 ; 2Тим.2:21 ; Ин.17:19 ; Иуд.1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Притч.20:9 ; Сир.31:11 ). Эту истину признаёт и страдалец Иов. Он восклицает: «нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду» ( Иов.15:16 ). А пр. Иеремия так описывает развращённость своих современников: «Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости» ( Иер.9:5 ). Отсюда он заключает: «лукаво сердце человеческое и крайне испорчено; кто узнает его?» ( Иер.17:9 ср. Дан.9:5,20 ). В Новом Завете греховность человеческой природы изображается в чертах ещё более ярких. Господь проповедь Свою начал призывом людей к покаянию ( Мф.4:17 ; Мк.1:5 ). Раньше И. Христа, о покаянии же во грехах учил Иоанн Предтеча ( Мф.3:5–10 ). Он говорил людям, что все «неверующие в Сына» уже осуждены и «гнев Божий» пребывает на них ( Ин.3:36 ср. Еф.2:3 ; Рим.2:5 ). Почему это? – Потому что люди «все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим.3:9–23 ), все под клятвою закона ( Гал.3:10 ). Они «проданы греху» и делают лишь то, к чему влечёт их порочное сердце ( Рим.7:14,19,20,23 ). По этой причине Апостолы, ходя в мире, прежде всего благовестили всем народам покаяние и прощение грехов ради крестных заслуг Сына Божия ( Лк.24:47 ; Ин.20:23 ср. Деян.2:38 ; Рим.6:6 ; Гал.5:24 и др.). Нам скажут, что после смерти Христовой мы – уже не рабы греха ( Рим.6:19 ; Тит.3:3 ) и живём под благодатью ( Рим.6:14 ). –Верно. Однако послушайте, что пишут Апостолы облагодатствованным христианам. «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что... все мы много согрешаем» ( Иак.3:1–2 ), Ап. Иоанн ещё сильнее выражает ту же мысль: «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что мы не согрешили, то представляет Его (Христа) лживым, и Слова Его нет в нас» ( 1Ин.1:8,10 ). – Смотрите: кто настаивает на своей непорочности перед Богом, тот забывает «слово» самого Господа. А «слово» это гласит, что «никто не благ, как только один Бог» ( Мк.10:18 ). И в Откровении написано: «кто не убоится тебя, Господи, и не прославит Имени Твоею? Ибо Ты един Свят» ( Откр.15:4 ср. Мф.27:24 ; Ин.8:46 ; 2Кор.5:21 ; Евр.4:15 ; 1Петр.2:22 ). Если же Господь «един свят», значит – люди все с недостатками и пороками (Ср. Иов.9:30,31,15:14–16 ). Но откуда же в нас эта страшная сила греха, которая, по учению Ап. Павла, постоянно противится добрым желаниям нашим и делает необлагодатствованных людей «пленниками закона греховного?» ( Рим.7:15–23 ). Слово Божие отвечает нам, что порочные склонности мы получаем наследственно, путём плотского рождения от Адама. «Как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, – пишет апостол, – так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» ( Рим.5:12 ср. 1Кор.15:21,22,48,49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святость церкви. Церковь , как великое тело ее главы-Богочеловека, одушевляемое Духом Святым, как невеста Христова, свята т. е., чиста, непорочна, в учении – непогрешима. Источник и основание святости церкви находится в ее главе – Святейшем Святых, и невидимом правителе – Духе Святом, от Которых святость и освящение таинственно и постоянно изливаются на все тело церкви. Иначе, – святость в церкви идет сверху вниз, от главы церкви к его телу, а не от самих членов тела церковного к своей главе. Иисус Христос для того и предал Себя на смерть, чтобы представить церковь , как невесту Себе, не имущу скверны, или порока, или нечто от таковых ( Еф. 5:25–27 ), – избавить ны от всякаго беззакония, очистить Себе люди избранны, ревнители добрым делом ( Тит. 2:14 ; сн. Кол. 1:22 ); с тем учил и пострадал, чтобы церковь Его, освятясь Его учением и жизнью, не жила более для греха, а для Бога ( 1Тим. 2:14 ; Иоан. 17:19 ; 1Петр. 2:5. 9 ). Дух Святой, всегда в ней пребывающий со всеми освящающими благодатными дарами ( Рим. 8:14–17 ), освящает ее чрез святое и святящее людей слово Божие ( Иоан. 17:17–19 ), чрез святые и освящающие нас таинства ( Еф. 5:26 и пр.) и действиями в сердцах побуждает к подвигам самоотречения и святости ( 1Кор. 3:16–17 ; Рим. 8:1–15 ). Но церковь , святая по своему основанию, обитанию в ней источника святости и освящения всех верующих, свята и по плодам своим. Аще ли начаток свят, то и примешение; и аще корень свят, то и ветви ( Рим. 11:16 ). На краеугольном камне-Христе все здание, слагаясь стройно, растет в церковь (ες ναν – храм) святую о Господе, а верующие созидаются в жилище Божие (ες κατοικητριον το Θεο) Духом ( Еф. 2:21–22 ). Она состоит из членов, омытых банею водною и освященных ( 1Кор. 6:11 ; Евр. 10:10 ; Деян. 20:32 ). Верующие во Христа суть народ Божий, избранный, народ святой, царственное священство (ερτευμα; 1Петр. 2:9–10 сожителе (πολται – сограждане) святым и приснии (οκεοι) Богу ( Еф. 2:19 ), чада света ( Еф. 5:9 ; 1Сол. 5:5 ), святые ( Рим. 1:7 ; 1Кор. 1:2 ; Еф. 4:12 ; 1Тим. 5:10 ; Евр. 3:1 ), храмы Божии и храмы Духа Святаго ( 1Кор. 3:16–17; 6:19 ; 2Кор. 6:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

17:21); еще в другом месте: «тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпускали их» ( Деян. 13:3 ) 24 . На первом Вселенском соборе, бывшем в 325 г. в Никее, богоносные отцы уже упоминают о святой Четыредесятнице, как общеизвестном в Церкви посте, и в правиле 5 говорят так: «За благо признано, чтобы в каждой области дважды в год были соборы: один перед Четыредесятницей, а другой около осеннего времени». Шестой Вселенский собор, подобно первому, упоминает о Великом посте в 29 правиле, говоря: «Поскольку нас ничто не побуждает оставлять благоговейную строгость, то, последуя Апостольским и отеческим преданиям, определяем, что не подобает в Четыредесятницу, в четверг последней седьмицы разрешать пост и тем бесчестить всю Четыредесятницу». Тот же шестой Вселенский собор в правиле 12 говорит так: «во все дни поста св. Четыредесятницы, кроме суббот и недель (воскресных дней) и св. дня Благовещения, литургия да бывает не иная, как преждеосвященных даров». В 56 правиле тот же собор говорит: «Увидали мы также, что в Армянской стране и в иных местах в субботы и воскресные дни св. Четыредесятницы, едят некоторые сыр и яйца. Того ради за благо признано и сие, дабы Церковь Божья во всей вселенной, следуя единому чину, совершала пост и воздерживалась, как от всего заколаемого, так и от яиц и сыра, которые суть плод и произведение, от чего воздерживаемся. А если кто не будет сего соблюдать, то клирики да будут извержены, а миряне да будут отлучены. Православный христианин! Неверующие люди со всех сторон искушают тебя к нарушению постов христианских, – искушают и словами, и примером разнузданной невоздержанной своей жизни, но ты твердо храни данное тебе Христом оружие, против козней диавола, храни телесный пост, но не забывай и о духовном, без которого он не принесет тебе пользы, и к которому зовет нас св. Церковь словами высоконазидательного своего песнопения: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем: дадим алчущим хлеб, и нищие бескровные введем в домы, да приимем от Христа Бога велкую милость». 1) Пост установлен еще в раю: Быт. 2:16–17 ; определенные дни для постов установлены Богом при Моисее и после него: Лев. 16:29 ; Зах. 8:19 . В Новом Завете постился Сам Христос: Мф. 4:2; учил, как должно поститься: Мф. 6:16–18 и заповедал поститься Своим ученикам: Мф. 9:15; 17:19–21. Постились в Новом Завете пророчица Анна: Лк. 2:36–37 ; Иоанн Креститель: Мр. 1:6  и св. Апостолы: 2 Нор. 6:4–5; 11:27; пророки и учители: Деян. 13:1–3 . Апостолы заповедали и христианам поститься: 1Кор. 7:5 ; 1Петр. 2:21 ; 1Кор. 4:16 ; Фил. 3:17 . 2) Пост установлен для обуздания греховной плоти и борьбы с диаволом: 1Петр. 2:11; 5:8 ; Иоан. 1:14–15; 4:1 ; Гал. 5:17 ; Рим. 7:19–25; 6:12–13 . Пс. 34:13 ; Мф. 17:19–21. 3) Св. Писание делает различие в пище постной и скоромной: Исх. 12:8; 23:15 ; Чис. 6:1–4 ; Дан. 10:2–3 ; Рим. 14:21 ; 1Кор. 8:13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Церковь Христова есть церковь святая. 1) Святость поставляется необходимым свойством церкви: а) В св. писании. По учению писания, Христос для того и предал. Себя на смерть, чтобы омыть людей кровью Своею от грехов ( Еф. 5, 25 – 27 ); с тем учил и пострадал, чтобы церковь Его, освятясь Его учением и жизнью, не жила более для греха, а для Бога ( 1Тим. 2, 14 . Иоан. 17, 19 , 1Петр. 2, 9 ); Дух св., освящая ее таинствами и действием в сердцах, побуждает к подвигам самоотречения и святости ( 1Кор. 2 , 1G, 17. Рим. 8, 1. 14. 1 Иоан, 5, 13). Таким образом церковь Христова называется храмом или домом Божиим ( 1Петр. 2, 3. 4, 17 . Еф. 2, 21 ), невестою Христовою ( Εф. 5, 12 – 32. 2 Корин. 11, 2). Верующие во Христа суть народ избранный, народ святой ( 1Пет. 2, 9 ), чада света ( Еф. 5, 9 . 1Сол. 5, 5 ), святые ( Рим. 1, 17 . Еф. 4, 12 . 1Тим. 5, 10 ). Напротив враги церкви называются синагогою сатаны (Апокал. 2, 9. Евр. 3, 9 ). б) Так учила отцы церкви. Ерм писал: «Бог Своею мощною силой создал святую Свою церковь » 605 . Пророк, говорит Кирилл алекс. называет церковь свою святым градом. Ибо она освятилась не служением закону,– ничтоже бо соверши закон, но тем, что соделалась сообразною Христу, соучастницею божественного естества, т. е. чрез причастие св. Духа, которым и запечатлены мы в день избавления» 606 . Соответственно сему церковь называется у отцов домом Божиим 607 святым телом Господним 608 святою оградою 609 , полнотою благодати 610 , где совершается освящение человека учением и таинствами 611 . 2) В каком виде святость оставляет признак истинной церкви? Так как церковь по своему составу (§ 289) есть видимая и невидимая, состоит, из духа и тела: то сколько естественно, чтобы при ее святости были в ней слабые члены люди грешные, столько необходимо, чтобы были лица с высшею чистотою. Не исключаются первые. Так показывает а) св. писание. Господь Иисус сравнивает церковь Свою с полем, где вместе с пшеницею растут и плевелы, которых не исторгают, пока не наступила жатва (Мат. 13, 24 сл.), с неводом, который захватывает рыбу всякого рода (ст. 47), с вечерею, в которой принимают участие и недостойные (Мат. 22, 2. 13). Остави нам долги наша, так предписал всем молиться Спаситель (Мат. 6, 12). И апостолы предлагали увещания, ввели постановления для немощных членов церкви ( 1Кор. 1, 10. 4, 18. 21. 6, 6 1Иоан. 2, 1 . Иак. 5, 16 ). Св. Павел говорит: Христос искупил церковь , да освятит ю ( Еф. 5, 20 ). След. Святость – еще цель, которой достигать должна церковь , данными ей средствами, и след. напрасно требуют от нее, чтобы все члены ее были уже святы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет»; тогда подвизавшиеся на земле в борьбе со злом за правду и добро услышат глас Божий: «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» ( 2Петр. 3:13 ; От. 20:10–13; 21:1 и 4–7). Вот почему и Церковь Христова, молясь всегда «о мире всего мира», в нужных случаях благословляет оружие и христолюбивое воинство на брань, моля Бога о даровании победы над врагами веры, царя и отечества. 1) Господь научает людей смотреть на войну, как на великое зло: 1Пар. 22:2–9 . 2) Но Он же Сам употребляет это зло, как орудие наказания народов за их неверие и нечестие: Числ. 31:1–18 ; Исх. 33:22–33 ; Числ. 31:1–18 . 3) Св. Иоанн Креститель признавал дозволительной военную службу, следовательно, и войну: Лк. 3:14–15 . 4) Военную службу и войну признавали дозволительными Христос: Мф. 8:5–13. 18:35–36 и св. Апостолы: 1Тим. 1:18 ; 2Тим. 2: 4 ; 1Кор. 9:7 ; Евр. 11:32–33 ; Рим. 13:4 ; 1Петр. 2:13–15 ; Деян. 10:1–2 . 5) Злу противились Христос: Мф. 23 гл. Иоан. 2:13–16; 18:22–23 ; и св. Апостолы: 1Кор. 5:1–5 ; 1Тим. 1:20 ; Деян. 22:24–30; 25:10–12; 5:1–5 . 6) Война началась раньше начала мира между злыми и светлыми духами (Иса. 14 гл. 12–15: по толкованию Иоанна Златоуста ) противодействие злу началось еще в раю: Быт. 3:24 , продолжалась на земле: Иуд. 9 ст. Зах. 3:2 , она продолжается: 1Петр. 5:8–9 ; Иак. 4:7  и будет продолжаться истинными последователями Христа до конца мира, когда закончится великой борьбой добра со злом и победой над ним для торжества добра и правды вечной: От. 20:10–15; 21:1–7 и 2Петр. 3:13 . О душе человеческой, ее духовной природе и сознательном состоянии после смерти человека «И создал Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душой живой» ( Быт. 2:7 ). «И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который и дал его» ( Екл. 12:7 ). «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк. 20:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Уже самое миротворение соединено в Библии с «добро», – в частности для человека «дыхание жизни» и «душа живая» заключала в себе и блаженство бессмертной жизни в раю. В Новом Завете достаточно указать на связь блага и блаженства с вечной жизнью Царства Небесного в блаженствах, начинающихся нищенством духа и приобретением его в Царстве Небесном, продолжающихся зрением Бога, наследием земли и сыновством Божиим, и оканчивающихся великою наградою на небесах (т. е. вечною и блаженною жизнью в Царстве Небесном (Ср. Лк.14:15 Тит.2:13 Откр.19:9 , – 20:6. А как благ и блажен один только Бог, то Он же один и имеет истинное бессмертие и вечную жизнь 1Тим.6:16 . Ср. Мф.16:16 , – 22:32 Лк.20:38 Деян.14:15 Рим.9:26 Откр.1:18 , – 4:9 др. 2) Вера: сия есть вечная жизнь, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и Коего послал Ты Иисуса Христа Ин.17:3 ср. Лк.10:28 и преимущественно у Ин.3:15–16, 36 , – 4:36, – 5:24–40, – 6:40–47, – 20:31 Рим.1:17, – 2:7 Гал.3:11 Евр.10:38 , – 1Тим.1:16 , – 4:8. 3) Спаситель – Богочеловек Сам есть Жизнь и, как и Бог Отец, имеет жизнь в Себе Самом Ин.1:4 , – 5:26, – 1Ин.1:2 , – 5:20, – вместо райского древа жизни воды из скалы и манны, питавших людей внешне и телесно, Спаситель есть вода и хлеб и виноградная лоза – живые, питающие духовно, в жизнь вечную, и претворяющие человека в новочеловека по Богочеловеку Ин.4:14 , – 6:27 дал. 10:10–28, – 11:25, – 14:6–19, – 17:2, – 1Ин.4:9 , – 5:11–16 Деян.3:15 Рим.5:10–17, 18–21 , – Кол.3:3–4 , – 2Кор.13:4 , – 2Тим.1:1–10 Евр.7:10–25 др. 4) Спасение: вечная жизнь есть конечная цель спасения человека Ин.6:40–44, 55 Рим.6:22–23 , – 1Тим.1:2 , – 3:7, – 6:12–19 др. 5) Церковь – Тело Богочеловека – Спасителя ведет своих членов от земной жизни в Царство Небесное – к жизни вечной: см. отдел о Церкви. Вечная жизнь, вместе с другими основными понятиями, составляет главное содержание евангельского и всего вообще новозаветного учения. Мф.7:14 , – 18:8–9, – 19:17 Деян.2:28 , – 5:20, – 11:18, – 13:46–48, – Фил.2:16 , – 1Петр.3:7 , 2Петр.1:3 , – 1Ин.1:2 , – 2:25, – 3–14 др.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

У ап. Павла встречаются выражения, что Иисус Христос предал Себя на смерть за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония ( Тит. 2:14 ), но подобными выражениями обозначается тоже, что Иисус Христос умер за нечестивых ( Рим. 5:6 ), т. е. что смерть Христова искупает от грехов именно грешных людей, а грешны, по апостолу, все люди ( Рим. 3:9; 5:12–15 ; ср. Гал. 3:22–23 ). В своих писаниях он обличает иудеев, которые думали, что Мессия явился для спасения одних только иудеев ( Рим. 3 и 5 гл.). II. Спасительная сила заслуг Христовых простирается на все грехи. Грехи всего мира принял на Себя наш Искупитель и за все грехи наши понес наказание, – как за грех, которым все согрешили в Адаме, так и за те, которые произошли или могут произойти от него, а поэтому кающиеся и верующие во Христа кровью Его очищаются от всех грехов. Ап. Иоанн пишет: кровь Иисуса Христа очищает нас от всякаго греха ( Иоан. 1:7 ; сн. 2:1–2). По словам ап. Павла, Иисус Христос дал есть Себе за ны, да избавит ны от всякаго беззакония ( Тит. 2:14 ; сн. Рим. 5:16 ). Ни едино ныне осуждение сущим о Христе Иисусе ( Рим. 8:1 ). Ведомо да будет вам, мужие братие, говорит он иудеям, яко Его ради вам оставление грехов проповедается: и от всех, от нихже не возмогосте в законе Моисееве оправдитися (закон осуждал за многие грехи на смерть), о сем всяк веруяй оправдается ( Деян. 13:38–39 ). Он умер однажды для греха вообще, чтобы нам уже не быть рабами греха вообще ( Рим. 6:10 ). III. Спасительная сила смерти Христовой простирается на все времена, настоящие, прошедшие и будущие. Искупление совершилось во времени, но в очах Божиих Иисус Христос – Агнец Божий, закланный от сложения мира ( Апок. 13:8 ). Первосвященник вечный. Бог с клятвой утвердил служение Мессии и от вечности принял ходатайство жертвы Его, имевшей совершиться во времени ( Пс. 109:4 ; Евр. 7:21. 25 ). Поэтому и принесенная Им жертва имеет ходатайственную силу на вечные времена, – за людей всех времен и за грехи от начала падения человечества до кончины мира. В противном случае подобало бы Ему множицею (πολλκις – не один раз) страдати от сложения мира, т. е. если бы смерть Его не имела силы вечной. Но Он единою (παξ) в кончину веков, во отметание греха (ες ϑτησιν μαρτας) жертвою Своею явися ( Евр. 9:26 ; сн. 1Петр. 3:18 ), и единым приношением совершил есть во веки освящаемых (10:14). Его жертва приобрела вечное искупление (9:12).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

(Исаии 52:11) И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель (сл. 2Сам. 7:14 ; Иер. 3:19; 31:33  и дал., Осии 2:1  и др.» ( 2Кор. 6:14–18 ). Или, как в том же типологическом смысле, св. Апостол Павел в другом месте своих посланий определяет это существенное различие семени и семени в церкви Христовой в согласии с помянутым толкованием св. Иуды (история Корея); твердое основание Божие состоит (στηκεν – установилось и пребывает в этом устойчивом положении), имея печать (σφραγδα в типологическом значении) сию: познал Господь сущих своих; и: да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господне ( Числ. 16:5,26 ; 2Тим. 2:19 ). б) Что было в общем состоянии ветхозаветного народа Божия, тоже самое выражалось и на частных представителях по новозаветному толкованию. И здесь постоянная взаимная встреча порождений семени погибели с отраслями семени праведного. Саул и Давид ( Деян. 13:21–22 ) во время Самуила (там же ст. 20; сл. 7:45–46 и Евр. 11:32 ) и после смерти последнего Давид и Авессалом с другими врагами первого ( Псал. 21 , сл. Мф. 27:35,43,46; Map. 15:34; Ин. 19:24 ; Евр. 2:12 ; срав. также Псал. 17:49,57 сл. Рим. 15:9 ; Псал. 33:13  и дал. в 1Петр. 2:3; 3:10–12 , Псал. 40 , сн. Ин. 13:18  и Деян. 1:16 ; Псал. 68 , сл. Ин. 15:25; 2:17; 19:28 ; Рим. 11:9–10; 15, 3 ; Мф. 23:38 ; Луки 13:35 ; Деян. 1:20 ; Псал. 108 ; Деян. 1:20  срав. еще к тому и Псал. 139:4  в Рим. 3:13  и Псал. 142:2  в Гал. 2:16 ) Соломон ( Евр. 1:5  сн. 2 Самуил. 7:14 и Евр. 1:8–9 сл. Псал. 45:7–8 ) и его враги и вообще «пророки и праведники» со своими гонителями и даже убийцами (срав. Мф. 5:12; 23:30–31,35,37 и пар., Деян. 7:51–52 , Рим. 11:2–4 ), как напр. Исаия и Ахав с Иезавелью ( Рим. 11:2–4 ), Исаия и нечестивый (хотя после и раскаявшийся) сын благочестивого Езекии Манасия (срав. Евр. 11:37  и бл. Феодорита на это место, именно на выражение «перепиливаемы»; св. наша Церковь в память этого пророка также соединяет с его именем имя и Манассии), 3ахария сын Варахии и Иоас, повелевший убить его (Мф. 23:25 и пар. срав. Евр. 11:37 349 ), Даниил с тремя отроками и Навуходоносор (сл. Евр. 11:34 350 ) и другие многие, о которых всех, по словам Апостола, недостало бы и времени повествовать ( Евр. 11:32 ), – все это были частные представители, следовательно, вместе и типы новозаветного семени погибели, то предсказывая собой определенные лица церкви новозаветной, то вообще отнесясь к уверовавшим и неуверовавшим во Христа в смысле новозаветного толкования. Более определенными из этих прообразов в отношении к новозаветным их первообразам поставляются в новозаветном толковании цари: Давид и Соломон – и пророки–Илия и Иона, на которых, как увидим, вместе с тем завершается и постепенно раскрывавшееся в раннейшие периоды развитие ветхозаветных прообразов – Христа – Истинного семени, как семени Авраамова, а теперь и Давидова (Мф. 1 глава) по плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010