Или сказал: вспомнятся вместо того, чтобы сказать: удостоятся памяти или воспоминания у Бога те язычники, которые доселе были забыты (4). При сем заметь, читатель, что Давид употребил сии слова по порядку: во-первых сказал вспомнятся, потом обратятся; и наконец – поклонятся. (3) Посему Иоанн Дамаскин сказал: Познание бытия Бога насаждено Им в естество всех. Кн. 1, гл. 1, о вере. (4) Как в другом месте сказал: Изыскивающий крови от них вспомнил ( Псал.9:12 ). И поклонятся пред Ним вся отечествия язык Почему говорит об этом, когда еще не все концы земли и не все отечества язычников уверовали? На сие отвечаем, что поелику Евангельская проповедь распространилась во все пределы земли и у всех народов вселенной; и поелику из каждого народа уверовали некоторые; то посему частью он изобразил целое. Иначе еще – отечествами называет родства, а известно, что из каждого народа родственники уверовали во Христа и чрез Христа поклонились Отцу. Пс.21:29 .  Яко Господне есть царствие и той обладает языки Христос, говорит, есть Царь и Господь над народами по сказанному к Нему: дам Тебе народы в наследие Твое концы земли ( Псал.2:8 ). Посему и поклонятся Ему, освободившись чрез Него от жестокого владычества диавола 67 Пс.21:30 .  Ядоша и поклонишася вси тучнии земли Тучными называет богатых, обогатившихся благочестием и добродетелью, которые прежде были этим бездны, как мы сказали прежде: ели, говорит, они и утучнились духовными благами. Пред Ним припадут вси нисходящии в землю Падут, говорит, и поклонятся Христу люди умершие и обращающееся в землю; поелику после всеобщего воскресения, по словам Апостола, всякое колено поклонится Отцу ( Римл.14:11 ), и одни из них покорятся добровольно и с любовью, а другие невольно и по страху, как то, по Феодориту, неверные и демоны. И душа моя тому живет. Бог, говорит, оживотворил душу мою и не попустил ей умереть во грехе. Это можно разуметь в отношении к Отцу и Сыну. Иначе, душа моя, говорит, живет Богу, поелику делает угодное Ему, как напротив умерла для демона, поколику сделалась непреклонною к демонским внушениям 68 Пс.21:31 .  И семя мое поработает Ему Семя Христово или дети суть все те, которые родились у Него чрез Евангелие, или христиане, которых Он покорил Отцу 69 Возвестит Господеви род грядущий (Известно будет Господу о роде идущем).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Сей же Онисим есть тот самый, о котором написано послание к Филимону. Это даказывается именем Архиппа, на которого в послании к Филимону апостол возложил труд ходотайствовать за Онисима и которого, в послании к Колоссянам, он поощряет сими словами: рцыте Архиппу, блюди служение, еже приял еси, да довериши е (Кол.4:17) " - (И.Златоуст. Толк. посл. к Римл. Предисловие). Таким образом, в представленном обозрении Иоанн Златоуст делает только общее распределение посланий как написанных 1) до прибытия апостола Павла в Рим и 2) в самом Риме, не устанавливая строгого последовательного порядка их написания и некоторые послания опуская. На основании сего общего обозрения Павловых посланий и некоторых еще других соображений, и присоединяя сюда и все остальные послания апостола Павла, бл. Феодорит размещает их по времени написания в таком порядке: 1) Послание к Фессалоникийцам первое; 2) Послание к Фессалоникийцам второе; 3) Послание к Коринфянам первое; 4) Послание к Коринфянам второе; 5) Послание к Тимофею первое; 6) Послание к Титу; 7) Послание к Римлянам; 8) Послание к Галатам; 9) Послание к Филиппийцам; 10) Послание к Филимону; 11) Послание к Ефесеям; 12) Послание к Колоссянам; 13) Послание к Евреям; 14) Послание к Тимофею второе. " Послание к Римлянам поставлено на первом месте не по времени написания, а потому, что оно заключает в себе наиболее разнообразное учение и наиболее научает точности догматов " (Феодорит. Толков. На посл. ап. Павла. Предисловие). " Подлинное же время написания посланий потребно знать потому, что оно немало служит нам к разъяснению посланий. Например, я примечаю, что Павел к Римлянам и Колоссянам пишет хотя об одном и том же, но не одинаково. К Римлянам он пишет с большим снисхождением, например когда говорит: Изнемогающего в вере приемлите, не в сомнение помышлений (14:1), а к Колоссянам о том же предмете выражается с большею силою: Почто яко живущии в мире стязаетеся? (2:20). И вникнув в причину такой разности, я нахожу ее не в ином чем, а во времени обстоятельств.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

Трудность вопроса поэтому только каноническая, так сказать, или формально-юридическая, а не идеологическая или догматическая. Нельзя, конечно, облечь в правило на правило и заповедь на заповедь ( Ис. 28:10 ) те «учения» – идеалы или «догмы» – поведения, коими Спаситель «упразднил закон заповедей» ( Еф. 5:12 ; Кол. 2:14 ) и коим «учить и наставлять» продолжает в Церкви «Утешитель Дух Святый» ( Ин. 14:2, 16:13 ), Который, где хочет, дышет ( Ин. 3:8 ), непрерывно и благодатно обвивая таинственные глубины Церкви Соборной. Поэтому, при действительной и истинной соборности Церкви Христовой, никаких неразрешимых недоумений в отношениях Ее Самой и Ее членов к государству мирскому и не было и быть не может. Такие недоумения возможны и были и бывают только там и тогда, где и когда заглушен живой глас веяния Духа-Ходатая в Церкви и уничижена соборность ее, например, в католичестве и протестантстве. Указатель мест и слов книги Деяний и параллельных, коих касаются толкования, содержащиеся в статье. Передние цифры указывают на цитаты, задние и курсивные – на страницы I, 13 περον Апрель. 763. Ibid. καταμνειν 763–764 I, 15 χλος νομτων 763. ib. ναστς ср. 2, 2 καθμενοι Ibid. I, 18 λκησεν 763. ib. χωρον 764. I, 19 κελδαμχ Ibid. I, 15. 21 ср. 2, 1 и 4, 32. 34 π ς Ibid. I, 21–22 755–756. I, 23 ср. 15, 22 βαρσαββ ς 760. I, 15–26 ср. 6, 5–6 избрание Апостола Матфия ср. избрание диаконов (5. а) 768–769. I, 24 καρδιογνστης 764. ib. νδειξον δν ξελξω – парал. из Иосифа Флавия 765. I, 24 τπον вм. χλρον Апр. 765. I 25 τπος διος 764. II, 1 ν τ συμπληροσθαι τν μραν τς πεντηκοστς 764–765. II, 6 τατης φωνς 765. II, 1–7 на кого сошел Дух Святый Май (5. ж) 232–233. II, 46 и 5, 42 κατ ο κον Апр. 765. III, 19 νψυξις ibid III, 19–21 толкование всего места (5, е) Май 227–232. III, 26 ν τ ποστρφειν Апр. 765. IV 5 ρχοντες 760. IV, 13 νθρωποι γρμματοι 760–761. IV, 19–20 и V, 29 в связи с Матф. 22. 15–21 , Римл. 13, 1–10 ср. 1Петр. 2, 13–20 и 1Тим. 2, 2–4 (5. б) 769–770 и приложение Июль – Август, особенно стр. 511–513. Дeяh. V, 1–11 толкование (5. г) Май 222–226 X, 34–35 толкование ср. 1Тим. 4, 10 Рм. 11, 26 Мф. 7 11. 21–27 (5. д) 226–227 XIV, 11–18 Апостол Павел понимал ликаонцев и ликаонцы – Апостола Апр. 761 XV, 6 ср. 12 и др. πλθος 765. XV, 20. 29 связь πορνεα с языческим культом. Ibid. XV-я глава Деян. – Апостольский собор стр. 770–771 (5. в) я приложение 2-е, стр. 239 Май. Термин стр. 765 Апр. Mф I, 16 Июль-Август 496 примеч. Mф. V, 27–32 ,-XIX, 3–15. Eфec. V, 23–33 , – 1Kop. VII, 10–11 стр. 495. Mф V, 37. 38–39 . 500,- Mф XXII, 15. 505–506 , – 1Nemp. II, 13–14 ср. III 13–510–511, – 1Uoah. V, 19 –489,- Puм. XIII, 1–10 –506–510,– 1Kop. XV. 4 7–492, - Eфec. VI, 12 –489.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

12 Некоторым учителям церкви того времени, как напр. Ученику Оригенову – Дионисию Александрийскому (Церк. Ист. Евс. VII, 25), казалось, что по образу речи и способу представлений Апокалипсис различен от других писаний несомненно Иоанновых – Евангелия и 3-х посланий. 16 Греческих рукописей Нового Завета имеется множество; по времени происхождения они принадлежат различным столетиям, от 4-го до 16-го. 17 Новозаветные переводы являются вместе с распространением христианства. Некоторые из них очень древние, древнее самих рукописей, какие в настоящее время имеются, а потому, если только они сделаны были с греческого текста, должны иметь значение отпечатков древних, первоначальных рукописей. 18 Эти цитаты в писаниях отеческих, как скоро они приводятся с тщательностью и не случайно, нужно рассматривать как извлечения из первоначальных, древнейших рукописей. Понятно само собою, что отцы и учителя 21 Напр., πρξεις ποοτλων, Λονχ εαγγελιοτο πρξεις κοτλων α πρξετς τϖν ποτων το ϒον Λουχ το αϒϒελιοτο – и проч. 22 Златоуст в Бес. 1-й на посл. К Римл. Говорит, что тогда как апостол Павел всегда в начале своих писаний ставит свое имя, этого не делают, подобно Моисею, ни Матфей, ни Иоанн, ни Марк, ни Лука (объясняя это тем, что евангелисты лично передавали писания своим читателям, апостол же Павел писал в форме послания – письма.) Смотр. Также Тертуллиана . Adv. Marc. IV, 2,5.V. 11,17. 42 Второе издание Грисбаха (1796 г.) более или менее самостоятельно было перерабатываемо и издаваемо несколькими учеными: Шольцем, Киаппом, Тэйлем, Титтманом и др. 43 Критический пересмотр наших московских рукописей сделан был Хр. Ф. Матеем (в конце прошлого столетия), который в изданном им в Риге, на греч. и лат. (Вульгата) языке, Нов. Завета представил свод текстов из 103 москов. рукописей. 45 Единственный пример внесения в текст новых слов, каких не было в подлиннике, указывают в 1Ин 5,7,8 . Но и здесь, во-1), еще спорно, чтобы в подлиннике это место читалось не так, как оно теперь читается; во-2), прибавка слов: яко трие свидетельствующие на небеси: Отец, Слово и св. Дух, и сии три едино суть, не вносить в текст новой мысли, а только более ясно и прямо высказывает мысль здесь же данную; и следовательно, в –3), если мы здесь имеем внесение новых слов, не принадлежащих подлиннику, то это произошло не из намеренного стремления утвердить догмат, а было ненамеренным перенесением в текст заметки на полях или под строкой истолковательного характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

—489— ных во время первых уз, хотя обличают и иудаистов. Таким образом параллель в 1Пет.2:13 сл. мы имеем основание ставить в такое же отношение к Римл. 13 -й главе, в каком эта стоит к Мф.22:21–21 . Но между тем как Ап. Павел дает подробное и всестороннее раскрытие, краткого изречения Господа, применительно к жизненным потребностям христиан, – Ап. Петр лишь сокращенно и неполно излагает учение Ап. Павла, только для подтверждения его своим авторитетом «столпа» из Двенадцати Апостолов. Считаем поэтому достаточным только привести это место в переводе. Чтобы язычники не обвиняли христиан как злодеев (политических и уголовных), Апостол говорит, что они должны вести хорошую жизнь и своими добрыми делами побуждать язычников к прославлению Бога в день посещения. Одним из таких добрых дел должно быть и вполне закономерное отношение к мирскому начальству. «Подчиняйтесь всякому человеческому (государственно-политическому, мирскому, что есть «Кесарево Кесарю» в отличие от «Божие Богу») устройству (κτσει, нек. лат. ordinationi, др. creaturae – слав. созиданию, рус. начальству: ср. Рим.13:1 ) ради Господа (т. е. следуя повелению Господа: «Кесарево Кесарю и Божие Богу», а также ср. Рим.13:1–2, 6 ), царю ли как верховному (имеющему верховную власть Рим.13:1 ), или правителям, как чрез него посылаемым ( Рим. 13:3, 7–8 ; для наказания злодеев ( Рим.13:4 ) и для похвалы (одобрения) добродетельных ( Рим.13:3 ): потому что такова есть воля Божия – добротворцам обуздывать (чтобы добротворцы обуздывали) невежество неразумных людей, – как свободные и не как прикрытием зла имеющие свободу ( Гал.5:13 ), но как Божьи рабы ( 1Кор.7:21–23 ), – всех чтите ( Рим.13:7 ), братство любите, Бога бойтесь, царя почитайте, – слуги повинуясь со всяким страхом господам не только добрым и кротким, но и суровым (собств: неровным, гневливым, несправедливым), ибо это приятно (др. и слав. приб. Богу), если по совести Божией ( Рим.15:5 , – др. чт: по совести доброй и по совести Божией доброй) переносит кто скорби, страдая несправедливо. Какая же слава, если вы, совершая проступки и подвергаясь (за это) ударам, будете терпеть (за проступки

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Случается, что иные из стоящих во храме бродят мыслями своими и желаниями по распутиям мира; но за то, по слову Иисуса Христа, они и видяще не видят и слышаще не разумеют ( Лук.8, 10 ). Господь не внемлет их молитве и не исполняет их прошений, зане зле просят, чтобы удовлетворить своим вожделениям ( Иак.4, 3 ). Они приближаются к Нему усты своими, сердце же их далече отстоит от Него ( Исх.29, 13 ). Посему, выходя из храма, не выносят с собою никакого блага, выходят без семени к духовной жизни, выходят с пустотою в сердце. Будем убо внимать всему, что совершается во храме, и благоговеть пред Тем, Кто изображается в совершаемом. Но поскольку храм вещественный есть образ храма духовного, то посему все, что совершается в рукотворенном храме, должно совершаться и в нерукотворенном. Но что это за храм? – Храм сей – мы. Не веете ли, яко храм Божий есте, говорит христианам Апостол Павел ( 1Кор.3, 16 )? Бы есте церкве Бога жива ( 2Кор.6, 16 ). Следственно каждый из нас должен открывать в собственном храме дух, заключенный в образах вещественного храма, открывать значение знамений его. Каким же образом совершается сие? Видите, здесь престол Божий, устрояйте и вы сердца ваши в престол благодати, омыв их от всякие скверны греха слезами покаяния, утвердив их в вере, надежде и любви, и облачив в благолепие правды Христовой. Видите здесь таинственную бескровную жертву Христову: приносите и вы, по слову Апостола, телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови ( Римл.12, 1 ). Видите изображения святых угодников Христовых: украшайте и вы собственный храм, как духовными образами, христианскими их добродетелями. Видите горящий светильник: так да светит вера ваша и да горит любовь к Богу. Слышите слово Божие: внимайте так, чтобы оно богатно вселялось в вас ( Кол.3, 16 ), возрастало и плод приносило. Слышите побуждения к молитве: молитесь не одними устами, но и духом и умом ( 1Кор.14, 15 ). Слышите поющих: воспевайте и вы в сердцах ваших Господеви. Таким образом, пребывая во храме, вы сами освящаетесь в церковь Бош жива, сами зиждетесь в храм духовен, святительство свято возносити жертвы духовны, благоугодны Богови Иисусом Христом (Петр.2, 5). Научимся убо, посещая храм вещественный, устроят храм наш духовный на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу ( Еф.2, 20 ). Очистим его от всех скверн плоти и духа и украсим его всеми добродетелями: тогда внидет в него Царь славы, Господь наш Иисус Христос, и вселится в нем. Аминь. Слово на освящение храма 44 Образ Святителя и Чудотворца Николая прославляется в сем месте с давнего времени. Недоставало к прославлению имени Святителя прославления самого места, в котором сей Святитель подавал и подает притекающим к нему с верою помощь в нуждах и утешение в скорбях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Сол.1,7); Он присущ всему, как Бог, и всегда неотлучно с Богом прибывает; Он знает все Божие, как наше знает дух, который в нас, то есть дух человеческий живущей в нас. Ибо так сказано: «и Божия никтоже весть, точию Дух Божий» (1 Кор.2,11). А еще говорит Спаситель: «никтоже весть, кто есть Сын, токмо Отец, и ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже еще хощет Сын открыти» (Лук.10,22, Матф.11,27). Последнее место Писания подобно первому, и первое — равносильно последнему; ибо сказано: «нам Бог открыл есть Духом Своим» (1 Кор.2, 10). Итак смотри, то Отец открывает Сына, то Сын —Отца, то Дух равно — Сына и Отца. Поэтому все Божество явлено тебе, и призывается то во Отце, то в Сыне и Духе. И Апостол ясно решает тебе пророческий вопрос; он не позволяет принимать Божество за одно Лице, на основании речений, по видимому означающих, это. Ибо и он, хотя везде ясно проповедует, что лице Сына есть Зиждительное, однако же всякое созидание приписывает лицу Отца, потому что не сам ли он говорит: «един Бог Отец, из Негоже вся, и мы у Него: и един Господь Иисус Христос, Имже вся, и мы Тем» (1 Кор. 8,6)? II подобно тому, как здесь ясно сказал: един и един, и засвидетельствовал, что все приводится в бытие Сыном, в послании к Римлянам (Римл.1–1,36.) наименовал Единаго, и присовокупил, что не только» из Того», но и «Тем» приводится все в бытие. Поэтому двойственность, открываемая в двоице, или и тройственность в Троице, равно и у самого апостола, и у пророков ясно будет свидетельствовать, что, проповедуя Единицу, они не отрицают двоицы, и тем паче Троицы; но, зная единство Божества, в одном лице проповедуют три Лица. Да и в начале, при сотворении мира, видим, что Бог беседует с Сыном и Духом, как Моисей человекообразно представил Его беседующим и говорящим: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт.1,26); ибо кому говорит: «сотворим, «как не Слову и Единородному Сыну, Которым, но слову Евангелиста, «вся быша» (Иоан.1,3), и Духу, о Котором написано: «Дух Божий сотворивый мя» (Иов.33,4)? Но если не говорит явственно, о коме и с кем беседует; однако же очевидно, что не Себя одного разумеет, когда говорит: «се Адам бысть, яко един от Нас» (Быт.3,22), и еще: «приидите и сошедше смесим языки их» (Быт.11,7), чтобы ты разумел и Тех, Кого Бог счисляет с Собою.

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

Цлютъ т чада сестры твое избранны, аминь. (Ст. 1). 13. Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной. Аминь. 13 Дети сестры твоей; по всей вероятности сестры госпожи не было уже в живых, иначе бы и от неё было приветствие. – Избранной: см. примеч. к 1 ст. – Аминь; прибавлено только в исправленном тексте начала 17-го века Textus receptus. См. примеч. к 15 ст. 3-го посл. Третье соборное послание Св. Апостола Иоанна Богослова Глава 1 Приветствие и похвала Гайю (1–2), радость Апостола Любви (3–4.). Странноприимство Гайя (5.); обязанность христиан благодетельствовать странствующим проповедникам Евангелия (6–8). Противление Апостолу Диотрефа (9–10). Призывание подражать одному только добру (11 ). Свидетельства о Димитрие (12), объяснение причины краткости письма и известие о скором личном свидании (13–14). Целование (15). [Зач. з.] Старецъ возлюбленном, егоже азъ люблю воистинн. (2 1. 1Петр. 5, 1 . Римл. 16. 23 ). 1. Старец возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине. 1 . Старец: см. в примеч. к 1 ст. 2-го посл. Иоан. – Возлюбленному (1) Гаию: Гай или Кай – древне-латинское имя (Caius), значит «господин», «хозяин». В писаниях Апостольских упоминаются три Гайя: Македонянин, Дервянин и Коринфянин. О Гайях Македонянине и Дервянине рассказывается в книге Деяний Апостольских. Оба они были спутниками Апостола Павла. Гай Македонянин в третье Апостольское путешествие Павла (54–57 г. – Schaff) вместе с соотечественником своим Аристархом схвачен был чернью в Эфесе (57 г.), во время бунта серебряника Димитрия против Павла, и освобожден от опасности речью к народу одного из начальников Эфесских ( Деян 19, 22–40 ). Гай Дервянин, вместе с Сосипатром Пирровым, Вереянином, Фессалоникийцами – Аристархом и Секундом, с Тимофеем и Асийцами – Тихиком и Трофимом, сопровождал Апостола Павла из Коринфа до Асии в последнее путешествие его в Иерусалим (в 58 г. Schaff чрез Троаду, где Апостол Павел воскресил в то время некоего юношу Евтиха, который заснул на окне третьего этажа и упал на улицу, во время продолжавшейся заполночь проповеди Павловой ( Деян. 20, 2–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

1078 Это разногласие служит, однако, весьма ясным доказательством того, что уверенность в зависимости евангелия от Марка от проповеди ап. Петра с течением времени не только не слабела, но крепла. Интересны следующие фазисы развития церковного предания, представляющие восходящую прогрессию: 1. Св. Ириней († 202): евангелие от Марка есть запись проповеди ап. Петра; 2. Климент александрийский († ок. 220): оно написано, однако, без ведома ап. Петра и, став ему известно впоследствии, не встретило с его стороны ни поощрения, ни препятствия при распространении между римскими христианами; 3. Ориген († 254): оно написано под руководством ап. Петра (ς Πτρος φηγσατο); 4. Евсевий († ок. 340): оно авторизовано самим ап. Петром, с радостию утверждено им для назидания церквей (κυρωσα τε τν γραφν ες ντευξιν τας κκλησαις); 5. бл. Иероним († 420): оно продиктовано ап. Петром; Марк только записывал его слова ((Marci) evangelium, Petro narrante, et illo scribente, compositum est). 1083 Это мнение имело, сколько известно, три фазиса развития: а) утверждали, что ап. Павел именно евангелие от Луки называет своим евангелием ( Римл. 2 , κατ τ εαγγλιν μον; 2Тим.2:8 ); b) что это евангелие было продиктовано ап. Павлом, а Лукою только записано и издано (Pseudo-Athan. synops. in Athanasii opp. Evangelium secundum Lucam dictatum quidem est ab ар. Paulo, consciptum vero et editum a Luca); и с) что оно написано самим ап. Павлом (Tert. adv. Marc. IV. 5. Nam et Lucae digestum Paulo adscribere solent). 1084 Мнение Дорофея, что Лука написал евангелие по поручению ап. Петра (εθνεγρψατο δ τ εαγγλιον κατ’ πιτροπν Πτρου του ποστλου), позднее и совершенно одинокое (ganz vereinzelte), не может разрушить полного согласия древнего предания. Credner. Einleitigung in der Neue Testament. Halle. 1836. S. 147. 1085 Самые веские и очевидные доказательства этого представляет, конечно, книга Деяний Апостольских (гл. 10, особенно ст. 28:45–48; 11:18; 15.), подлинность которой не могут не отрицать сторонники тюбингенской школы; но высказанное представление об ап. Петре не может измениться в противоположное даже и тогда, когда для его оправдания мы будем пользоваться данными, представляемыми ст. 11–16 гл. 2-й поел, к Галатам, т.е. обличением ап. Павла. Он называет поступок ап. Петра, который перестал «есть вместе с язычниками, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных (т.е. некоторых от Иакова)», лицемерием. «Вместе с ним (Петром) лицемерили и прочие иудеи (конечно антиохийские, а не «некоторые от Иакова» ст. 12.), так что даже Варнава был увлечен их лицемерием (ст. 13)». Но лицемерит, конечно, не тот, кто в своих поступках руководится своим истинным образом мыслей (ср. ст. 14), а тот, кто изменяет ему, показывает себя не тем, чем он есть. А если так, то истинный образ мыслей и постоянный образ жизни (ст. 14) ап. Петра вовсе не был тождествен с убеждениями «некоторых от Иакова».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

22 сентября, 1854 г. Напрасно ты, чадо мое, малодушествуешь: любящим Господа Бога все должно споспешествовать во благо ( Римл. 8:28 ). Скорби – удел их, искушение – школа. Чем более стесняют, тем более и усерднее должны наши души выситься к небу, где радость нас ждет нескончаемая за великодушие неизменное и за доверенность детскую к мудрому водительству св. Провидения. Цель нашей жизни вне нас: зачем же быть столь близорукими нам и малодушными, когда не по нашим желаниям не то-другое делается? Смиримся, чадо, укрепимся, и потаенный сердца человек в кротко молчаливом духе ( 1Петр.3:4 ) найдет бездну утешения. И кто озлобит нас, аще благому, по слову св. ап. Петра, подобницы будем (– ст. 13)? Бросим, мой друг, все гнилые жезлы, и опремся лучше на более прочную опору – на Бога. Христос с тобою! 8 октября, 1854 г. Побеседовав с другом и сестрою твоею Ал. Еф., обращаюсь к тебе, чадо мое, с тем же словом любви, утешения, мольбы: поблагодушнее быть, подолготерпеливее, помирнее, не только к друзьям, но и к ненавидящим нас. Если скорби, лишения разного рода не смягчают нас и не могут выработать ни преданности в волю Божию, ни кротости благопокорной, то постигнуть нас может и более тяжкое горе. Смиримся же поскорее под крепкую руку Божию, а ны вознесет ( 1Петр. 5:6 ). Знаю, что не легко тебе управиться с капризным, своенравным, неукротимым и, как конь молодой, с упрямым сердцем твоим; знаю, что многого пота и самой крови быть может стоит тебе удержаться в тех рамках тесных, в кои силятся стиснуть свободный, любящий полную независимость из млада дух твой. За то, мой друг, чем труднее победа, тем и венец блистательнее. Перенося великодушно все лишения, благословляя клянущих нас и добро творя ненавидящих тебя ( Мф. 5:44 ), ты впишешь свое имя в сонм мучеников, проливших кровь за Христа; потому что муки души себялюбивой, при подвигах этих, суть адские муки, муки – тошнее мук от бичей, от мечей, от огня, от воды, коим подвергали тела, но не души мучеников, подвергали не христиане, а враги христиан, изверги человечества! Молитва твоя отзывается духом немирия, по недостатку духа любви в ней Христовой, дышащей обыкновенно кротостью незлобивою. Препровождаю тебе для чтения мои выписки: тут найдешь между прочим Слова Исаака Сирина на русском языке, полные опытности, света, соли небесной. Читай, назидайся ими и не возжаждешься ктому.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010