Кроме того. Все, что может и быть, и не быть, имеет какую-то причину; ибо само по себе оно равно расположено и к тому, и к другому. Таким образом, должно существовать нечто другое, что определило бы его либо к бытию, либо к небытию. А так как [причинный ряд] не может быть бесконечным, то должно существовать нечто необходимое: оно-то и будет причиной [бытия] всех [вещей], способных и быть, и не быть. Однако бывает и такое необходимое, у которого есть причина его необходимости; здесь тоже нельзя идти до бесконечности; значит, [в указании все более необходимых причин] мы должны дойти, наконец, до чего-то такого, что само по себе необходимо существует. Но такая вещь может быть только одна, как показано в первой книге (I, 42). И это – Бог . Следовательно, все, что не Он, должно восходить к Нему как к причине своего бытия. Далее. Бог способен создавать вещи постольку, поскольку существует актуально, как было показано выше (II, 7). Но Божья актуальность и совершенство объемлют совершенства всех вещей, как доказано в первой книге (I, 28); таким образом, Бог виртуально есть все. 17 Следовательно, Бог – создатель всего. Но это было бы не так, если бы хоть что-то, кроме Бога, было способно существовать по своей собственной природе, не будучи создано Богом. Ведь ничто не может по своей природе быть способно существовать и само от себя, и [получая бытие] от другого: потому что если его природа такова, что оно существует независимо ни от чего другого, значит, его бытие необходимо, и оно никогда не может происходить от чего-то другого. Следовательно, нет такой вещи, которая могла бы быть не от Бога. И еще. Несовершенное берет начало от совершенного, как, например, семя – от живого существа. Бог – совершеннейшее сущее и высшее благо, как было показано в первой книге (I, 28, 41). Значит, Бог – причина бытия для всех; тем более, что подобное совершеннейшее сущее может быть только одно, как уже доказано (I, 42). Это подтверждает и Божественный авторитет. Так, в Псалме говорится: «Сотворивший небо и землю, море и все, что в них» (Пс., 145:6). И у Иоанна: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть» (Ин., 1:3). И в Послании к Римлянам: «Ибо все из Него, Им и к Нему» (Римл., 11:36).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Ты, к несчастью, высоко ценишь самые раковины с жемчугом, в коих он находится; а люди Христовы, искусно вскрывши их, действительно извлекают оттуда блистающий свет истины. Ты долго и упорно сидел возле брачного чертога, но не принял Жениха, когда Он явился, и предался любви блудной. Поистине, сии люди буии и не мудри (Второзак. 32:6): будучи поставлены во главе законоположения, они однако не были записаны и на последнем месте Богопознания. Разве ты не слышал, как воспел боговдохновенный царь Давид, говоря: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг твоих ради, еже разрушити врага и местника ( Псал. 8:3 )? Ты не веришь ему, как пророку? – поверь, по крайней мере, как родному тебе, если ты только признаешь это родство хотя бы на словах, потому что на деле, как мы знаем, ты уже давно отказался от него. Ты не чтишь его, как пастыря? – побойся, как царя: ибо он умел угрожать по-царски, когда замечал нерадивых или упрямых; он имел оружие свое блестящим ( Псал. 7:13 ), пас жезлом железным и сокрушал яко сосуды скуделничи ( Псал. 2:9 ) тех, которые сопротивлялись ему по своему неразумию. Скажи с ним велегласно: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу. Для твоего наказания явился Спаситель и для твоего осуждения совершил хвалу из уст младенец. Зачем ты завидуешь себе в собственном своем спасении? почему ты являешься таким злым в воздаянии за милость? Конечно, это порочно, однако же лучше твоей злобы. Ты не веришь тому, что слышал? – поверь же тому, что видел. Неужели ты не веришь и пророку Исаии, который восклицал, говоря: языцы немотствующии скоро научатся глаголати мир ( Ис. 32:4 )? Разве не языцы немот- ствующии ясно говорят истину? Разве младенцы не научились воспевать мир? Ибо Христос есть мир наш, средостение огради разоривый ( Ефес. 2:14 ), и чрез Него мы, некогда отступив вследствие греха, примирились с Отцем и Создателем ( Римл. 5:10 ). Не Захария ли по вдохновению пророчествовал радость Сиону: радуйся зело, дщи Сионя, проповедуй, дщи Иерусалимля, се царь твой грядет тебе праведен и спасаяй, той кроток и всед на подъяремника и жребца юна ( Захар. 9:9 )? Не были ли глаза твои свидетелями предсказанного? Не слышал ли ты этого пророчества и не видел ли его осуществления? Не согласны ли дела со словами? Разве Он не кроток? разве не праведен и спасаяй? Разве Он не воссел на подъяремника? Разве немотствующии языцы громко не возвещают мир? Разве дети благоразумные не приносят Ему хвалу? Дети приносят в дар хвалу – дабы разум доказал всю неосновательность злонамеренного мнения, которое кто-нибудь, желая исказить смысл повествования, может высказать, говоря, что славословящие воспевали хвалу Господу по какому-то хитрому намерению и под влиянием своего пристрастия, – потому что природа детей не знает коварной изобретательности, не служит страсти лести, но, как благодать Святого Духа внушит им, так они и возглашают чудодеяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Пс.1:2 . Но в законе Господни воля Его, и в законе Его поучится день и нощь Он говорит: блажен не только тот, кто не участвовал ни в чем вышесказанном, но и соглашал свою волю с законом Господним, желая (только) того, и размышляя постоянно о том, что внушает закон; и согласно с этим располагал свою жизнь. Ибо таким образом и Бог узаконил чрез Моисея, говоря: «и пусть будут слова закона этого всегда во устех твоих и будешь размышлять о нем, сидя и вставая, и ложась спать, и навяжешь на руке твоей и будет непоколебимым пред глазами твоими» ( Втор.6:6 не буквально). Потом показывает рождающийся отсюда плод: Пс.1:3 . И будет яко древо насажденное при исходищах вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся елика творит, успеет Потому что так ведущий себя, как насажденный при потоке божественных слов и напояемый учением их, зеленеет и возрастает и, подобно древу насажденному при источнике вод, приносит плод – добродетели в надлежащее время и не сбрасывает листьев, то есть (не оставляет) смиренномудрия, которое прикрывает и сохраняет добродетели. Или под плодом должно разуметь от трудов собираемое духовное богатство, а под листьями согревающую надежду спасения, которой никогда не теряют и которая облегчает чувство скорбей. Справедливо же божественные глаголы сравнивают с водами, потому что они напояют и оплодотворяют души, как воды растения. Так и Христос собственное учение назвал, сказавши: «аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет; и: веруяй в Мя, реки от чрева его истекут воды живы» ( Иоан.7:37–38 ); и «иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки» ( Иоан.4:14 ). Такому человеку и Бог содействует во всем. «Ибо от Господа, сказано, стопы человеку исправляются, и пути Его восхощет зело» ( Пс.36:23 ). И апостол опять говорит: «любящим Бога вся поспешестуют во благое» ( Римл. 8:28 ). Выражение: «вся» прибавлено с основательностию, ибо успевший в этом и не желает сделать что-нибудь худое, поэтому он и получает успех во всем от Бога. Таким образом побудивши к добродетели (обещанием) благ, он укрепляет борцов указанием несчастий , когда говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   Но слушай, что говорят те: мы понесли «тяготу дне и вар» (Мф. 20:12). Правду говорят они: «язычники в период закона не несли тоготы ярма закона и однакож были уравнены с первыми в работе». Друже, говорит, Аз не обижаю тебе. Не обижает праведный Судия. А чтобы слова: хощу сему дати, якоже и тебе, ты не счел лицеприязнию, а не делом благодати, думай так: сколько бы мы ни делали, сколько бы ни трудились, мы ничего не делаем достойного цены: «вся правда человека, якоже порт нечистые» (Ис. 64:6). Все есть дело благодати, как говорит Павел: «оправдаеми туне благодатию Его» (Римл. 3:24): и «не от дел, да никтоже похвалится» (Ефес. 2:9). Дар Божий не потому, что мы не трудимся, но потому, что ничего достойного награды не можем сделать. Ибо говорится: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключимы есмы, яко еже должни бехом сотворити, сотворихом. В самом деле, ты подаешь бедному хлеб, а получаешь в наследие Царство Небесное, — видишь, что значит: хощу дати...    А далее: «аще (ужели) око твое лукаво есть, яко Аз благ есмь» (Мф. 20:15). Не сказал, что святые лукавы; напротив: «не лукавы ли вы, так как Я благ»? Ибо поистине Он благ по благости. Не по работе, следовательно, и плата: труд ничтожен, а награда велика (Ис. 64:4). Ты напоил жаждущего чашею воды, а получаешь «ихже око не виде и ухо не слыша» (1Кор. 2:9). Видишь, как Он благ. А начинает от последних к первым потому, что первые будут последними: и нареку не Мой народ народом Моим (Ос. 2:23) и потом: «дондеже (когда) исполнение (полное число) языков внидет; тогда и весь Израиль спасется» (Рим. 11:25—26) во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная энциклопедия «Азбука веры». " (http://azbyka.ru/). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " (lib.pravmir.ru).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

119 Римл. X:4. 120 Апок. XXII:13. 121 Существенное различие между духовным и иерархическим священством будет выяснено нами ниже. 122 Исх. XIX, 6: XXIII, 22. 123 Исх. XXIII:22. 124 Исх. XIX:5. 125 Исх. XIX:5. Втор. VII:6; XIV, 2. 126 Втор. VII, 6 — 8; XIV, 2; Лев. III:17 и др. 127 Исх. XXIII:25 и др. 128 Лев. VI:25, 29. 129 1 Кор. X:18. 130 Пс. XLIX:12—23; Ис. XXIX:13; LXVI, 12; Ос. VI, 6 и др. 131 Пс. L:19; Ис. LXVI, 2 и др. 132 Цар. XV:22; Ос. VI:6. 133 Мих. VI:6—8; ср. Втор. X:12; Ис. LXVI:3; I, 11, 13, 16 — 18. 134 Исх. XXXIII:20. 135 Мф. XXVII:51. 136 1 Иоанн. IV, 18. 137 Римл. VIII:15 — 16. 138 1 Кор. III:16—17; ср. VI, 19. 139 1 Корф. VI, 15 — 20. 140 Апок. III:20 — 21. 141 Напр., Деян. XXVI:18; Римл. И, 7; VIII, 27; 1 Коринф. I:2; VI, 2; 2 Коринф. I:1; XIII, 12; Еф. I, 1: II, 19; V, 3; VI, 18 и мн. др; 142 S. Leonis Magni opera, Sermo 3, ed. 1700 an, t. 1 p. 53. 143 Евр. X:14. 144 Евр. X:19 — 20. 145 Евр. X:22. 146 Евр. XIII:15. 147 Римл. XII:1. 148 Петр. II, 3 — 5, 9. 149 ποησεν μς βασιλες χα ερες τ θε Πατρ ατο («п«к. I, 6; V, 10; XX, 6.) 150 1 Корф. VI, 20; Рим. XII:I; Кол. III:17. 151 Послание к Ефесян., гл. IX стр. 380 и мн. др. 152 «ρχιερατικν τ ληθινν γνος σμαν το θεο, ς κα ατς θες μαρτυρε, επν τι ν πνπ τπ ατ κα καθαρς προσφροντες; ο δχεται δ πα οδενς θυσας θες, ε μη δι τν ερων ατο». (Творения св. Иустина «Разговор с Трифоном иудеем» гл. 116 стр. 318 — 319 русского перевода). 153 Vani erimus, si putaverimus, quod Sacerdotibus non liceat, laicis licere. Nonne et laici sacerdotes sumus» Q. S. F. Tertullian, opera omnia t. II. de exhortatione castitatis c. 7. p. 125, ed. 1787 an. 154 μες δε γνος τ κλεκτν, τ βασλειον ερτευμα, θνος γιον, λας περιοσιος — глава IV стр. 52. Творения Климента Александрийского, т. I изд. 1715 года. 155 «Aut ignoras tibi quoque, id est omni Ecclesiae Dei, et credentium populo sacerdotium datum» Audi quomodo Petrus dicit de fidelibus: genus, inquit, electum, regale sacerdotium, gens sancta, populus in acquisitionem. Habes ergo sacerdotium, quia gens sacerdotalis es, et ideo offerre debes Deo hostiam laudis, hostiarn orationum, hostiam musericorduae, hostiam pudumimiae, hostiam justitiae hostiam sanctitatis... Omnes enim quicunque unguento sacri chrismatis delibuti sunt, sacerdotes effecti sunt, sicut et: Petrus ad omnes dicit Ecclesiam: Vos autem genus electum et regale sacerdotium, gens sancta. Estis ergo genus sacerdotale et ideo accedumis ad sancta. Sed et unus quisque nostrum habet in se holocaustum suum, et holocausti sui ipse succendit altare, ut semper ardeat. Ego si renunciem omnibus quae possideo, et tollam crucem meam, et sequar Christum, holocaustum obtuli ad altare Dei; aut si tradidero corpus meum ut ardeam, habens charitatem, et gloriam martyrii consequar, holocaustum meupsum obmulu ad altare Dei... et ipse meae hostiae sacerdos efficior» — IX беседа на Левит, Origenis opera omnia Parissiis 1573 an. t. I p. 93 — 94, 97.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4062...

13 .Пиша для чрева и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое: тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Кол. 2:16 . Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу. Все, что продается на торгу, позволительно есть без исследования, а потому можно есть и свинину и проч.: 1Кор. 10:25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. 26 . Ибо Господня земля, и что наполняет ее. ( Пс. 23:1 ). 1Кор. 10:27 . Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Уничижение друг друга за пищу осуждается: Рим. 14:2 . Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Рим. 14:3 . Кто ест, не уничижай того, кто не ест, и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Римл. 14:6 . Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Пищу всегда должно принимать с благодарностью к Богу: 1Кор. 10:30 . Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю! Пища сама по себе не служит ни условием, ни препятствием к достижению Царствия Божия: Рим. 14:17 . Ибо царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. 1Кор. 8:8 . Пища не приближает нас к Богу; ибо едим ли мы, ничего не приобретаем, не едим ли, ничего не теряем. Также и вино само по себе не есть препятствие к достижению Царствия Божия: Ин. 2:7 . Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. 8 .И говорит им: теперь почерпните, и несите к распорядителю пира. И понесли. Но есть и пить на соблазн ( Рим. 14:20–21 ) предосудительно: Сир. 31:31 . Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно. 32 . Что за жизнь без вина? оно сотворено на веселие людям. 33 . Отрада сердцу и утешение душе – вино, умеренно употребляемое вовремя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

А преимущественно в доказательство своих мнений указывают они на бесноватых. Указывают на то, что Ап. Павел сказал о себе самом, что ангел сатаны был для него жалом во плоть, чтобы мучить его ( 2Кор.12:7 ), под чем разумеют они телесную болезнь. Кто не перетолковывая сих и других мест Священного Писания , может отрицать влияние демонов? Не должно также упускать из виду, что в то время против этих могущественных демонских сил ясно открылись силы Духа Божия, с которыми соединены были чудесные дары различения и изгнания злых духов. Это впрочем не ведет к той мысли, будто в наше время, когда открывается такое сильное и в таком ужасающем размере возрастающее нравственное зло, не должно допускать влияния темных демонских сил, и будто рыкающий лев не ходит более, ища, кого бы поглотить ( 1Петр.5:6–9 ). И конечно, и в наше время когда, кто либо к несчастью впадает в сети искусителя, следствием греха является зло, и как зло, оно выражается и в телесных болезнях. Но верно то, что диавол не имеет никакой разрушительной власти как над душами тех, кои во Христе, так равно и над телами, которые соделались храмом Святого Духа ( 1Ин.5:18 , 1Кор.6:19–20 ). Если мы, как чада Божии, совершенно освобождены от господства тьмы ( Кол.1:13 ), то конечно столь значительная часть нашего существа, каково тело, не может находиться во власти диавола. Он, по свидетельству Ап.Павла, делает свое дело телесно и духовно в сынах противления и неверия ( Еф.2:2 , 2Кор.4:4 ). Диавол есть только тварь, и хотя князь мира сего, но, как клеветник и обвинитель, уже осужденный и побежденный Тем, в Котором он не имел ничего, теперь может быть побеждаем одним словом веры ( Иак.4:7 ; 1Петр.5:8–9 ; Ин.16:11–33 ). Все Божеские попущения ему действовать условны и ограничены, так что он не может ни разрушить чистых оснований природы, ни противиться всемогуществу Промыслителя и Правителя всех вещей. Эти попущения имеют в виду истощить и посрамить коварство и силу диавола, и потому нужно только о Христе предать себя Богу, Его Слову и Духу, чтобы еще здесь иметь право считать себя неприкосновенными от диавола, не смотря на то, что мы остаемся способными к страданию и смерти ( 1Петр. 3:13 ; 2Сол.3:3 ; Римл.16:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Каждое богослужение начинается призывом священника прославить и воздать хвалу Богу. Таких призывных приглашений, или возгласов, три: 1. «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков» (перед началом большинства служб); 2. «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков» (перед началом Всенощной); 3. «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков» (перед началом Литургии). После возгласа чтец от лица всех присутствующих выражает словом «аминь» (истинно) согласие на эту хвалу и тотчас начинает славить Бога: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Затем, для приготовления себя к достойной молитве, мы вслед за чтецом обращаемся с молитвой к Духу Святому («Царю Небесный»), Который один может дать нам дар истинной молитвы ( Римл. 8:26 ), чтобы Он вселился в нас, очистил от всякия скверны и спас нас. С молитвою об очищении обращаемся и ко всем трем Лицам Св. Троицы, читая: «Святый Боже», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», «Пресвятая Троице, помилуй нас» и «Господи помилуй», Слава… и ныне. Наконец читаем молитву Господню, т.е. «Отче наш» в знак того, что это лучший образец наших молитв. В заключение читаем трижды: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу», и переходим к чтению других молитв, входящих в состав службы 51 . Итак, общий смысл «обычного начала» тот, что мы входящими в его состав молитвами предварительно стараемся очиститься от духовной скверны и вспоминаем главнейшие христианские истины. Схема или порядок обычного начала таковы: 1. Возглас священника. 2. Чтение «Слава Тебе, Боже наш». 3. «Царю небесный». 4. «Святый Боже» (трижды). 5. «Слава Отцу и Сыну» (малое славословие). 6. «Пресвятая Троице». 7. «Господи помилуй» (3 р.). Слава и ныне. 8. «Отче наш». 9. «Приидите поклонимся». 55. Ектении За каждой службой слышится такая молитва , которая, будучи сама по себе пространной, разделяется на несколько меньших частей или отрывков, из которых каждый оканчивается со стороны лиц, совершающих богослужение, приглашением: «Господу помолимся», «у Господа просим», а со стороны лиц, поющих или читающих, ответными словами: «Господи помилуй», «подай Господи».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

б) Свидетельство Апостолов несомненно. В начале они сомневались, испытывали, исследовали. “Мария Магдалина, по выражению одного святого Отца, менее доказала воскресение Христово своей быстрой верой, чем апостол Фома своим продолжительным сомнением.” Они засвидетельствовали факт. Они положили жизнь свою за свое свидетельство. в) Иудеи не противоречили. Апостол Петр проповедовал воскресение Господа в пятидесятницу перед всем народом. Никто не возражал против слов Петра. Весьма многие уверовали. г) На событии воскресения основана Христианская Церковь. О чём прежде всего проповедовали Апостолы? На учении о воскресении Господа основались христианские церкви. Воскресение есть величайшее чудо; но было бы еще большее чудо, если бы Церковь продолжала существовать, как теперь существует, а Христос не воскрес бы! д) Воистину Христос воскресе; невинность восторжествовала; спасительное учение Господа получило печать божественности. Возрадуемся и возвеселимся! 2. Радость о нашем настоящем воскресении от греха. Многие, можно полагать, в дни святой четыредесятницы восстали от греха. Они последовали словам Писания: “ как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни ” (Римл. 6:4). а) Что мы сделали для этой цели? Постились, молились, делали добрые дела. Без этих подвигов время поста было бы для нас напрасно. Мы приступали к таинству покаяния, исповедовали грехи свои, оправдались, очистились. Мы сподобились приобщения Святых Тайн, укрепляющих нас в обновленной духовной жизни. б) К чему это привело? Многие стали усерднее посещать храм Божий, оставили прежние грехи, начали усерднее молиться и лучше исправлять свои обязанности. Отцы семейств сделались богобоязненнее; матери начали добросовестнее заниматься воспитанием детей. Не все воскресают, но очень многие, — и это составляет пасхальную радость. 3. Радость о нашем бессмертии и будущем воскресении из гроба. Бессмертны ли мы? Воскреснет ли тело из гроба? Поистине так. а) Душа человеческая, как дух, не может исчезнуть.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Вот что говорит он, обличая уже в его время появившиеся, так называемые, «благотворительные балы»: «О нынешних благотворениях. - Ты полною мерою вкушаешь блага земныя, подаешь нуждающимся, но себя ласкаешь больше, значит делаешь добрыя дела без малейшаго самоотвержения. Не велики дела твоих благотворений . А то что еще есть? Какия благотворения мнимыя ? С благотворительной целью делают увеселения , то есть прежде всего хотят намеренно послужить своей греховной плоти, диаволу, а потом уже - ближнему и Богу. Да это, господа, вовсе не благотворение ! Одно только имя благотворения носит . «Не сотворим злая, да приидут благая?» («Не делать ли нам зло, чтобы вышло добро?» - Римл. 3, 8)». «Горе вам, насыщении ныне, яко взалчете!» «Горе вам, смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачете!» (Лук. 6, 25). Вот поистине убийственно-грозный суд нашего великого всероссийского праведника об этих мнимо-благотворительных балах и вечерах, которыми у нас заграницей так увлекаются. Неужели же и теперь, в год славного церковного прославления его мы к ним не прислушаемся? Не пора ли нам внять, наконец, голосу такого великого пастыря нашей Российской Православной Церкви, хотя бы из опасения, чтобы и на нас, привольно и безпечно живущих заграницей, не обрушились те страшные беды и несчастия, которые постигли Россию, не пожелавшую идти теми спасительными путями, какие он ей указывал? И решимся в этот год его торжественного и радостного прославления провести весь Рождественский пост и встретить Рождество Христово так, как это подобает Православным Христианам, полагая тем начало того «всеобщаго нравственнаго очищения» и «всенароднаго глубокаго покаяния» с «переменой нравов языческих на христианские», к которым он нас, православных русских людей, так пламенно, но - увы! - тогда безрезультатно призывал. Бог нам в помощь! Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 2. Re: Святый праведный отец Иоанн, Кронштадтский Чудотворец, и современные развлечения и увеселения

http://ruskline.ru/analitika/2012/01/03/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010