стене притвора ц. Печской Патриархии (1565); в ц. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница (1568); в мон-ре Ораховица в Хорватии (1594); на сев.-зап. пилястре притвора в Троицкой ц. Плевлянского мон-ря (1592); в ц. мон-ря Благовещения Кабларского мон-ря (1632), и в др. Появление этих изображений обычно связывают с восстановлением Печской Патриархии (1557). Неск. изображений И. Р. сохранилось в Румынии: в ц. вмч. Георгия в с. Воронец (1550) - на сев. стене нартекса; в монастыре Тисмана (1564) - в нижнем регистре на южной стене нартекса. Его изображения есть также в митрополии в Сучаве, в монастырской церкви в Молдовице, и др. В иконописи одно из наиболее ранних изображений И. Р. датируется 1-й пол. XIV в. Икона с поясным образом святого, держащего в правой руке крест, а в левой свернутый свиток, по мнению Г. Парпулова, была написана в 1335-1343 гг. для ц. во имя И. Р., располагавшейся на верхнем этаже Хрельевой башни (Музей Рильского мон-ря; см.: Byzantium: Faith and Power (1261-1557)/Ed. H. С. Evans. N. Y.; New Haven, 2004. P. 194-195. Cat. 114). С крестом и свитком И. Р. представлен и на житийных иконах из СНХГ и из Рильского монастыря. Его изображали также с Т-образным (игуменским) посохом как главу монашеской общины, напр.: на иконе кон. XVII в. (Музей Рильского мон-ря) - необычной чертой этой иконы является изображение И. Р. в клобуке; на иконе XVIII в. (Музей Рильского мон-ря) - на кисть руки и посох сделана вотивная накладка из серебра; аналогичная икона работы несомненно того же мастера, но без серебряных накладок находится в местном ряду главного храма скита Пресв. Богородицы (Ксилургу) на Афоне. Образ И. Р. с крестом и четками в руках (в числе др. святых, рядом со свт. Афанасием Александрийским) представлен на правом поле иконы «Богоматерь Умиление» происходящей из ц. Пресв. Богородицы в Софии (XVIII в., СНХГ). Вместе с юным племянником Лукой И. Р. изображен на иконах XVII в. (София. Национальный археологический музей) и XVIII в. (Музей Рильского мон-ря; см.

http://pravenc.ru/text/471475.html

Характерна деятельность живописца иеромонаха Пимена Зографского (Софийского), работавшего в конце XVI — начале XVII века в окрестностях Софии и в Западной Болгарии, где он украсил десятки храмов и монастырей. В XVII веке были восстановлены и расписаны церкви в Карлуковском (1602), Сеславском, Алинском (1626), Билинском, Трынском, Мисловишицком, Илиянском, Искрецком и других монастырях. Болгарские христиане рассчитывали на помощь единоверных славянских народов, особенно русских. С XVI века Россию регулярно посещали болгарские иерархи, настоятели монастырей и прочие духовные лица. Одним из них был упомянутый выше Тырновский митрополит Дионисий (Рали), доставивший в Москву решение Константинопольского Собора (1590) об учреждении Патриаршества в России. Монахи, в том числе игумены Рильского, Преображенского, Лясковского, Билинского и других монастырей, в XVI–XVII веках испрашивали у Московских Патриархов и государей средства на возобновление пострадавших обителей и защиту от притеснений турок. Позднее поездки в Россию за милостыней на восстановление своих обителей совершили игумен Преображенского монастыря (1712), архимандрит Лясковского монастыря (1718) и другие. Помимо щедрых денежных милостыней на монастыри и церкви из России в Болгарию привозились славянские книги, прежде всего духовного содержания, не дававшие угаснуть культурно-национальному сознанию болгарского народа. В XVIII–XIX веках с ростом хозяйственных возможностей болгар выросли пожертвования монастырям. В первой половине XVIII века были возобновлены и украшены многие монастырские храмы и часовни: в 1700 году возобновлен Капиновский монастырь, в 1701году — Дряновский, в 1704 году расписана часовня Святой Троицы в монастыре Пресвятой Богородицы в селе Арбанаси под Тырновом, в 1716 году в том же селе была освящена часовня монастыря святителя Николая, в 1718 году возобновлен (на том месте, где находится сейчас) Килифаревский монастырь, в 1732 году обновлена и украшена церковь Роженского монастыря. В то же время создавались великолепные иконы тревненской, самоковской и дебрской школ. В монастырях создавались раки для святых мощей, оклады икон, кадильницы, кресты, потиры, подносы, свещницы и многое другое, что обусловило их роль в развитии ювелирного и кузнечного дела, ткачества, миниатюрной резьбы.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

24 и 29 мая 1855 г. Тульский и Белёвский еп. Димитрий (Муретов) освятил 3-престольный Никитский храм с широкой трапезной и колокольню (при этом одноименная деревянная церковь 1696 г. сохранялась как кладбищенская). В 60-х гг. XIX в. на средства А. И. Тупицыной (в схиме Анны; † 1903), тульского почетного гражданина Н. Н. Добрынина, купца А. М. Василькова и др. благотворителей в Никитской ц. проводились ремонтные работы: перестелены полы, вставлены новые рамы, в Георгиевском приделе поставлен новый иконостас с позолоченной резьбой, в Ильинском приделе обновлен старый иконостас. Весной 1888 г. на средства московского фабриканта М. В. Моргунова храм был заново оштукатурен. Вероятно, после ремонтных работ Никитская ц. была вновь освящена (хранившиеся в алтаре атласные антиминсы были подписаны: в юж. Георгиевском приделе - архиеп. Никандром 27 марта 1888, в Ильинском - архиеп. Никандром 11 июня 1891, в Никитском приделе - еп. Тульским и Белёвским Иринеем (Ордой) 28 нояб. 1893). Храм во имя вмч. Никиты. Фотография. 2012 г. Храм во имя вмч. Никиты. Фотография. 2012 г. К 1900 г. основной придел Никитского храма украшал резной позолоченный 6-ярусный иконостас (1848) с чтимыми Печерской иконой Божией Матери (в медной посеребренной ризе с 4 серебряными позолоченными венцами), Казанской иконой Божией Матери (чеканной работы, в сребропозлащенной ризе, с позолоченными венцами, в серебряном окладе) и др. В Георгиевском и Ильинском приделах стояли 3-ярусные резные позолоченные иконостасы (1865) с иконами, в т. ч. прор. Илии («в медно-посеребренной ризе, с крупными французскими стразами и в золоченном венце»), преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, свт. Льва Катанского и прп. Макария Египетского, а также образа Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (в вызолоченных ризе, венцах и короне). Среди др. святынь Никитского храма - Ярославская икона Божией Матери, иконы св. равноап. кн. Владимира (подарена в 1888 В. К. Саблером), вмч. Феодора Стратилата и прп. Иоанна Рильского, святых Космы и Дамиана («на цынке»), а также живописный образ вмч. Димитрия Солунского, выполненный насельницами ( Геронтий (Кургановский). 1909. С. 128-138).

http://pravenc.ru/text/1683975.html

Прекрасная сохранность монастыря объясняется тем, что ему всегда покровительствовали цари, жалуя большие суммы на его поддержание. Обитель наиболее процветала с XII по XIV века. Потом произошло сильное землетрясение, и монастырь пришлось изрядно перестроить. Тогда он превратился в неприступную крепость. Однако это не спасло от турков, которые разграбили его и частично разрушили постройки. Возрождение обители началось только в середине XV века. Тогда у турецкого султана удалось получить разрешение на помощь от афонского монастыря Святого Пантелеймона. Решением этого сложного вопроса занимались братья Давид, Теофан и Йоасаф из города Кюстендил. Важным моментом стал перенос в Рилу мощей Иоанна Рыльского, которые хранились в разрушенной турками болгарской столице Тырново. После этого Рильские горы снова стали местом паломничества. Пожертвования на восстановление монастыря поступали, в частности, из Москвы от Русской православной церкви. Помогали также сербская, румынская и греческая церкви. В Болгарию везли иконы, церковную утварь, книги. В период османского ига Рильский монастырь стал местом, где удалось в полной мере сохранить болгарский язык и культуру. Обитель показала пример успешного сопротивления. Впоследствии монастырь дважды горел, но был полностью возрожден. Деньги на восстановление собирали всем народом. Свой нынешний облик он обрел в результате очередной перестройки после пожара 1833 года. Тогда при обители учредили церковную школу. До наших дней из самых древних сооружений сохранились Хрельова башня, трон епископа и резные ворота. В 70-е годы прошлого века Рильский монастырь получил статус национального памятника истории, а чуть позже был взят под охрану ЮНЕСКО. В плане монастырь имеет форму неправильного четырехугольника. Он расположен в крохотной долине, которую со всех сторон окружают горы. Создается впечатление, что обитель полностью отрезана от мира. Если бы не ряды окон монашеских келий в четыре этажа, стены монастыря можно было бы принять за крепостные. В общей сложности постройки занимают площадь около 9 000 кв. метров!

http://sobory.ru/article/?object=27842

Вышел в свет 61-й том «Православной энциклопедии» Москва, 10 июня 2021 г.      Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» выпустил в свет очередной, 61-й том «Православной энциклопедии», сообщает Патриархия.ru . Новый том продолжает публикацию статей на букву «С». Открывает настоящее издание статья об архиерее старообрядческой Белокриницкой епархии архиепископе Московском и Владимирском Саватии (Стефане Левшине), том завершает материал об известном шведском ученом и духовидце Эмануэле Сведенборге. Особое место в томе принадлежит теме Санкт-Петербурга, статья о котором содержит подробный исторический очерк. Отдельные статьи посвящены Санкт-Петербургской митрополии, а также Санкт-Петербургской и Ладожской епархии. Значительное внимание уделено старообрядческим общинам Северной столицы, положению Армянской Апостольской Церкви, а также Римско-Католической Церкви, англикан, лютеран, реформатов и представителей многих иных конфессий. Том содержит статью об истории Санкт-Петербургской духовной академии (СПбДА) — уникальном учебном заведении, родоначальницей которой была Славянская школа, действовавшая с 1721 года. Читатель сможет многое узнать о профессорах, работавших в СПбДА, организации учебного процесса, преподавании богословских, философских и исторических дисциплин, деятельности кафедр. В том вошли статьи о Санкт-Петербургской Троице-Сергиевой мужской пустыни, женском монастыре преподобного Иоанна Рильского г. Санкт-Петербурга, Смольном Новодевичьем монастыре. Другой важный российский город, которому уделено внимание в 61-м томе, — Самара. Подробная статья посвящена истории Самарской и Новокуйбышеской епархии. Немалое внимание авторы материала уделили вопросам миссионерства на территории епархии, вопросам церковной благотворительности и служения. В статье про Самарскую область значительное внимание уделено истории различных конфессий, церковной архитектуре. Том также содержит статьи о Самарском в честь Воскресения Христова мужском монастыре, Самарском в честь Иверской иконы Божией Матери женском монастыре и Самарском пустынном в честь святителя Николая мужском монастыре.

http://pravoslavie.ru/139841.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Болгарии сегодня открылся VI Церковно-народный Собор 06.10.2008 6 октября в самом знаменитом монастыре Болгарии - Рильском - открывается вторая сессия VI Церковно-народного Собора . Она проходит в закрытом режиме: журналистов пустили только на первые минуты церемонии открытия - чтения тропаря св. Иоанну Рильскому. В конце сессии, 11 октября, состоится пресс-конференция. В Рильском монастыре собрались все архиереи Болгарской Православной Церкви . На предыдущей сессии отсутствовал митрополит Западно- и Центрально-Европейский Симеон, который в это время был на лечении в США. Однако на вторую сессию приехал и он. На прошлой сессии некоторые архиереи высказали недовольство по поводу присутствия женщин среди обслуживающего персонала Собора. Поэтому на нынешней сессии команду поменяли: сейчас в нее входят только мужчины, главным образом из Софийской духовной семинарии имени св. Иоанна Рильского. На второй сессии Собора будет обсуждать поправки к уставу Болгарской Православной Церкви. Обсуждение обещает быть трудным. Оно началось еще на предыдущей сессии - в мае. Однако тогда делегаты решили, что обсуждать каждое предложение по отдельности - слишком трудоемко, поэтому летом они обсуждали новый проект устава по епархиям, а свои предложения отправляли в Синод Болгарской Церкви. Избранная Собором комиссия под руководством митрополита Варненского и Великопреславского Кирилла обсуждала эти предложения с юристами, отсеивая заведомо неприемлемые. Поправки к проекту предложили 10 епархий из 15: Софийская, Варненская и Великопреславская, Видинская, Врачанская, Ловчанская, Неврокопская, Русенская, Сливенская, митрополия США, Канады и Австралии и болгарская епархия Западной и Центральной Европы. 17 сентября архиерейская комиссия собралась в Троянском монастыре, чтобы создать консолидированный проект, учитывающий предложения епархий. Однако выработать единый текст не удалось: теперь эту задачу придется решать делегатам Собора. Делегатам раздали примерно по 200 страниц, отпечатанных в три колонки: старый текст устава, проект нового текста и поправки к нему, предложенные епархиями. Regions.ru/Двери.Бг Редакция текста от: 06.10.2008 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/5644.html

Слава чудотворной иконы Богородицы Троеручицы распространилась далеко за пределы края, ибо святыня подавала исцеление идущим к ней с верой: больные излечивались, прокаженные очищались, немые начинали говорить, а расслабленные – ходить. Каждому помогала икона в его бедах, и не только христиан, но даже турок не оставляла в беде, когда они к ней прибегали с верой в ее помощь. Она спасла местное население от землетрясения и от чумы 1837 года. Эпидемия охватила весь край, от нее страдали все: и христиане, и евреи, и турки. Люди бежали из городов и сел в виноградники, чтобы в них найти укрыться от болезни, но и там умирали. Жители городов Лов и Сопот искали спасения под покровом Божией Матери, в Троянской обители. Наступил праздник Успения Пресвятой Богородицы. Местные старейшины советовали игумену закрыть ворота и не пускать на праздник паломников, чтобы пришлые больные не заразили здоровых. Но игумен отвечал: «Не могу, чада, этого сделать, потому что и эти наши братья-христиане в нужде своей приходят в монастырь, чтобы исповедоваться, причаститься. Как же можно их не пустить? Но вы не бойтесь, веруйте в Матерь Божию, она нас обережет и сохранит от чумы». Некоторые остались в монастыре, но большинство – среди них и часть монахов – разбежались по горным деревням.Игумен и оставшаяся братия отслужили всенощной бдение, Божественную литургию, и Пресвятая Богородица оберегла их от болезни. Те же, что убежал в леса, умерли. «Великое чудо явила Пресвятая Богородица! – восхищается летописец. – Оставшиеся в монастыре братия встречали паломников, среди которых были и больные, служили им, но никто не умер. Матерь Божия их оберегла. Беженцы из Ловеча и других мест оставались в монастыре, пока не прекратилась чума, и вернулись в дома свои с великой благодарностью Богородице». Искусные мастера создали гравюры и списки с иконы; церковные живописцы расписали новую церковь. И прославили Богородицу Милующую. И тот, кто приходит в монастырь с верой, получает благодатную помощь Троянской Богородицы Троеручицы.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В конце XV века в Рильском монастыре работали монахи-переписчики и составители сборников Спиридон и Петр Зограф; для хранившихся здесь Сучавского (1529) и Крупнишского (1577) Евангелий в монастырских мастерских были изготовлены уникальные золотые переплеты. Книгописная деятельность велась также в монастырях, расположенных в окрестностях Софии - Драгалевском, Кремиковском, Сеславском, Лозенском, Кокалянском, Куриловском и других. Драгалевский монастырь был возобновлен в 1476 году; инициатором его обновления и украшения стал зажиточный болгарин Радослав Мавр, портрет которого в окружении семьи был помещен среди росписей преддверия монастырского храма. В 1488 году иеромонах Неофит с сыновьями, священником Димитром и Богданом, на собственные средства построили и украсили церковь св. Димитрия в Бобошевском монастыре. В 1493 году Радивой, богатый житель пригорода Софии, возобновил церковь св. Георгия в Кремиковском монастыре; его портрет также был помещен в преддверии храма. В 1499 году была вновь отстроена церковь св. апостола Иоанна Богослова в Поганове, о чем свидетельствуют сохранившиеся ктиторские портреты и надписи. В XVI–XVII веках крупным центром письменности стал Этропольский монастырь Святой Троицы (или Варовитец), основанный первоначально (в XV веке) колонией сербских рудокопов, существовавшей в близлежащем городе Этрополе. В Этропольском монастыре были переписаны десятки богослужебных книг и сборников смешанного содержания, богато украшенных изящно выполненными заглавиями, виньетками и миниатюрами. Известны имена местных книжников: грамматика Бойчо, иеромонаха Данаила, Тахо Грамматика, попа Велчо, даскала (учителя) Койо, грамматика Иоанна, резчика Маврудия и других. В научной литературе даже существует понятие этропольской художественно-каллиграфической школе. Мастер Недялко Зограф из Ловеча в 1598 году создал для монастыря икону Ветхозаветной Троицы, а через 4 года расписал церковь расположенного неподалеку Карлуковского монастыря. В Этропольском и окрестных монастырях были написаны серии икон, в том числе с изображениями болгарских святых; надписи на них были сделаны на славянском языке. Аналогичной была деятельность монастырей на периферии Софийской равнины: неслучайно эта область получила название Софийская малая святая гора.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Совершена хиротония нового епископа Болгарской Православной Церкви 26 марта 2007 г. 15:31 24 марта Патриарх Болгарский Максим в патриаршем кафедральном соборе святого Александра Невского в Софии хиротонисал в викарного епископа Величского архимандрита Сиония (Радева), сообщает сайт «Двери.Бг». На хиротонии присутствовали митрополиты: Врачанский Калинник, Видинский Дометиан, Варненский и Великопреславский Кирилл, Великотырносвски Григорий, Русенский Неофит, Плевенский Игнатий, Доростольский Иларион, Пловдивский Николай, епископы Деволский Феодосий, Маркианопольский Константин и Адрианопольский Евлогий, Стобийский Наум и Знепольский Иоанн, архимандриты и священники со всей страны, бывший премьер Симеон Сакскобурготский, директор дирекции по вероисповеданиям при Совете министров Болгарии Иван Желев, представители министерства образования и региональной инспекции по образованию Софии, учителя и учащиеся Софийской духовной семинарии и Богословского факультета Софийского университета. Как сообщает сайт «Двери.Бг», епископ Величский Сионий (Радев Стефан Стефанов) родился 18 ноября 1969 года в Софии. Закончил гимназию с углубленным изучением немецкого языка в Софии. После прохождения военной службы поступил в Софийскую духовную семинарию св. Иоанна Рильского, которую окончил в 1990 году. В 1994 году закончил богословский факультет Софийского университета св. Климента Охридского. В 1995-1996 гг. стажировался в Эрлангене (Германия). 5 июня 1991 года в Клисурском монастыре во имя Кирилла и Мефодия пострижен в монашество митрополитом Видинским Доментианом (Топузлиевым). 22 июня того же года рукоположен во иеродиакона, 23 июня — во иеромонаха. С 1992 по 1995 года игумен Клисурского монастыря во имя Кирилла и Мефодия. С 1996 года преподаватель литургики в Софийской духовной семинарии. 15 июля 1996 года назначен ректором Софийской семинарии. 29 июня 1998 года Патриархом Максимом в Долно-Лозинском монастыре во имя Петра и Павла возведен в сан архимандрита. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/219852.htm...

В начале 1920-х гг. Всеволод Дмитриевич познакомился с управлявшими русскими приходами и монастырями в Болгарии (в юрисдикции Русской Православной Церкви за границей) епископом Серафимом (Соболевым). Свидание с владыкой определило всю дальнейшую судьбу Всеволода Дмитриевича – он стал одним из его ближайших духовных детей и учеников. Вскоре В. Д. Шпиллер начал материально поддерживать епископа Серафима и проживавшего в Болгарии в 1925–1931 гг. архиепископа Феофана (Быстрова). Владыка Серафим благословил Всеволода Дмитриевича оставить работу в английской концессии и поступить в 1927 г. на богословский факультет Софийского университета св. Климента Охридского. На 2-м курсе В. Д. Шпиллер приступил к научной работе. Сферой его интересов стали взаимоотношения государства и Церкви, правовое положение Церкви в государстве и обществе и разделение сфер внутрицерковного и церковно-общественного в жизни Церкви. После окончания 3-го курса, летом 1930 г. по благословению епископа Серафима Всеволод Дмитриевич поступил послушником в Рильский монастырь. Там он попал на послушание к святому старцу Евлогию, жившему в обители с 6 лет. Отец Евлогий учил Всеволода, как отвергнуть себя, взять крест и следовать за Христом. Так, когда старец узнал, что В. Д. Шпиллеру было очень тяжело видеть кровь, он дал ему послушание трудиться на скотобойне, нося на себе окровавленные туши. Благодаря послушанию, через смирение и молитву, спустя полгода у Всеволода Дмитриевича, по его свидетельству, началась «духовная жизнь». Осенью 1931 г. владыка Серафим вернул В. Д. Шпиллера в мир, сказав ему: «Все, что нужно в монастыре, ты уже получил, теперь женись, становись священником и иди на болгарский приход, а со временем поедешь в Россию». Возвратившись в Софию, Всеволод Дмитриевич окончил университет, некоторое время учился и в русском Богословско-пастырском училище при монастыре святых Кирика и Иулиты. 6 мая 1934 г. он женился на Людмиле Сергеевне Исаковой. 20 июня того же года архиепископ Серафим рукоположил Всеволода Дмитриевича во диакона, а на следующий день – во иерея. В связи с «отсутствием тогда свободных вакансий в ведении управляющего русскими православными общинами» по соглашению владыки Серафима с болгарскими церковными властями о. Всеволод в августе 1934 г. был назначен приходским священником болгарской церкви Успения Божией Матери в городе Пазарджике Пловдивской епархии, где прослужил около 10 лет. Местные жители, в основном занятые сельским хозяйством, в церковь ходили по праздникам, и о. Всеволоду часто приходилось служить в полупустом храме. Он также преподавал в гимназии и сельскохозяйственном институте различные предметы: Закон Божий, логику, психологию, русскую литературу, пропедевтику, историю и другие предметы, был членом, а потом и председателем церковного суда.

http://sedmitza.ru/lib/text/6346355/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010