Церковь в честь Успения Богородицы Джорданвиллского мон-ря. Фотография. 1996 г. 14 нояб. 1948 г. архиеп. Виталием (Максименко) на нижнем этаже собора был освящен храм во имя прп. Иова Почаевского. 26 нояб. 1950 г. состоялось освящение всего Троицкого собора, к-рое возглавил Первоиерарх РПЦЗ митр. Анастасий (Грибановский) . На следующий день начался единственный в истории РПЦЗ чин мироварения . К осени 1960 г. к вост. части собора были пристроены притвор, увенчанный куполом, и величественный вход с большой двойной папертью. Над дверями написан образ Божией Матери «Знамение», на фронтоне, венчающем вход в храм, над крытой папертью - образ Св. Троицы. Пристройка и храм расписаны в одном стиле. В 1962 г. была закончена роспись притвора. С зап. стороны, слева от паперти, сооружена часовня прп. Серафима Саровского. В 1961 г. к алтарной части были пристроены понамарка и ризница, расширенные в 2001 г. Часовня во имя прп. Иоанна Рильского и св. прав. Иоанна Кронштадтского Джорданвиллского мон-ря. Фотография. 1996 г. Часовня во имя прп. Иоанна Рильского и св. прав. Иоанна Кронштадтского Джорданвиллского мон-ря. Фотография. 1996 г. В 1968 г. на монастырском кладбище была заложена, а 26 сент. 1977 г. освящена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (является также храмом-памятником во имя св. Царственных страстотерпцев и иже с ними убиенных, а также «всех в борьбе с безбожным коммунизмом за Россию живот свой положивших, в смуте умученных и убиенных»). Выполнена по проекту архит. В. Глинина в псковско-новгородском стиле. В архитектурном решении церкви автор удачно использовал древние архитектурные формы северорус. зодчества и нек-рые элементы поздней московской архитектуры. Церковь выложена из белого кирпича. Стены украшены крестиками из выдвинутых на полвершка тех же кирпичей; по углам - не очень подчеркнутые контрфорсы; окна по-старинному узкие, обрамленные наличниками и выдающимися отлогими подоконниками. Слева от входа колокольня-звонница в псковском стиле. Главка выложена чешуйками из нержавеющей стали. Крест - фигурный, наподобие крестов Благовещенского собора Московского Кремля, с полумесяцем в подножии. Центральная главка, так же как и главки над входом и колокольней, сделаны самим архитектором. Все основные работы по возведению стен, балок и сводов кровли производил инженер И. Г. Гришин и его помощник свящ. Георгий Шереметев. Роспись церкви была начата иером. Алипием (Гамановичем) и закончена архим. Киприаном (Пыжовым).

http://pravenc.ru/text/171857.html

Особенностью ранней живописи К. м. являются редкие иконографические сюжеты, напр. «Преломление хлеба в Эммаусе» (впервые в болг. искусстве) и «Избиение Вифлеемских младенцев» (в отличие от афонской традиции без образов Ирода и Елисаветы с Иоанном Предтечей). В. Пандурски считал, что последняя композиция (в 1599 в полном афонском варианте она же появилась в ц. св. Стефана в Несебыре, в XVII в.- в храмах Рождества Христова и св. Афанасия в Арбанаси и в костнице Роженского мон-ря) отражала тяжелое положение болгар во время австро-тур. войны, начавшейся в 1592 г. В росписи храма впервые изображены болг. мученики периода османского владычества Николай Новый Софийский и Георгий Новый Софийский. В ранней росписи точно переданы иерархические отличия святых, некоторые святители и пророки подобно афонским образцам изображены с позолоченными нимбами. Иконография сцен «Вход Господень в Иерусалим», «Успение Пресв. Богородицы», «Омовение ног» также отражает афонское влияние. На фресках 1816 г. повторена тематика ранней живописи, в сценах «Предательство Иуды» и «Суд Пилата» солдаты изображены в тур. фесках. Эти фрески богато украшены орнаментом и отражают тенденции времени болг. возрождения. Из фресок 1830 г. на вост. стене среднего притвора сохранились неск. сцен из цикла о жизни прп. Иоанна Рильского и его племянника Луки («Иоанн с Лукой в горах», «Иоанн с Лукой возле пещеры и идущий отец Луки», «Отец забирает Луку у Иоанна» и «Погребение Луки»), по сторонам от входа поясные изображения Христа и прп. Иоанна (справа), Пресв. Богородицы и Иоанна Крестителя (слева), над входом - образ Иоанна Рильского с надписью, к-рую П. Мутафчиев прочитал как «Стайко дьяк» ( Мутафчиев. 1973. С. 261): А. Василиев считал, что это имя изографа ( Василиев. 1965. С. 615). На сев., зап. и юж. стенах притвора сохранились сцены мытарств, к-рые на основании сходства с фресками в церквах св. Луки и Покрова Пресв. Богородицы в Рильском мон-ре иногда приписывают Томе Вишанову ( Мавродинов. 1957. С. 77). Эта живопись эпохи болг. возрождения далека от традиц. канонов и сохраняет элементы реалистического пейзажа, детали народной одежды, простонародные черты.

http://pravenc.ru/text/2462293.html

— Какова Ваша личная оценка будущего членства Болгарии в ЕС в духовном плане? — Я не могу быть источником исторического оптимизма, так как хорошо знаю историю Европы и противоречия больших и малых государств. И, как говорит Оруэлл , в ЕС будут и страны «равнее» нашей, а мы будем потерпевшей стороной, задним двором ЕС. Это означает, что молодые люди, наши лучшие кадры, уедут обогащать и без того богатые общества (уже практически десять процентов болгар живут за границей). Наша нация теряет не только количество, но и качество. И я боюсь, что ЕС «высосет» последние силы и умы Болгарии. Не мозги (потому что они есть у каждого человека), а умы. Боюсь, что в условиях добровольно ограниченного государственного суверенитета Европа будет нам навязывать и секты, и экономические ограничения. Я не хочу, чтобы ЕС был похож на бывший Советский Союз. Политики уже обеспечили свое политическое будущее, чего нельзя сказать о болгарском народе. Существует большая опасность того, что кто-нибудь в этом столетии поставит точку в истории нашего государства. Интеллектуалам следует бить в колокол, чтобы избежать этого сценария. Нужно понять, что эпоха глобализации и размывание границ могут принести малым странам не только ущерб, но даже угрозу исчезновения. — Как им тогда сохраниться? — Как сохранилась Франция, как сохранилась Швейцария. Транснациональные корпорации хотят наполнить нам желудки и промыть мозги. Национальные государства им мешают. Корпорации хотят сырье и рынок. Для них будущее болгар ясно — полные желудки и пустые головы. Надеюсь, этого не произойдет, потому что какой тогда смысл человеческого существования! Нам нужно сохраниться как болгарам, а не просто как европейцам. В прошлом году, когда отмечали День народных будителей , в одном опросе был вопрос «Кто такой св. Иоанн Рильский?». И люди не могли ответить. Они отвечали: «Мы были в Рильском монастыре, но не знаем, кто такой св. Иоанн Рильский». Неужели это не показатель? — Вы упомянули, что интеллектуалам следует бить в колокол, то есть быть будителями. Какими были будители в прошлом и каковы они сейчас? Есть вообще такие люди?

http://pravoslavie.ru/5170.html

По своду открытой галереи Захарий Зограф изобразил множество сцен из «Апокалипсис Картины Страшного суда Стены галереи занимают композиции «Страшный суд» и «Круг жизни». Над входом из северного жилого крыла во внутренний двор находится изображение «Св. Богородица с младенцем» принадлежащее также Зографу. Декоративной монументальной живописью были покрыты и наружные стены башни. Там интересная орнаментика, фигуры архангелов и святых-столпников, написанные во второй половине XIX века. Они усиливали торжественность атмосферы монастырского двора. Некоторые исследователи полагают, что эти фрески принадлежат художнику Петко Найденову из Трояна. Особую ценность представляет резной деревянный иконостас церкви Успения Богородицы. Венгерский путешественник Феликс Каниц (XIX в.) сообщал, что он изготовлен в 1839-1840 гг. резчиком Николой Матеевым. Некоторые специалисты считают, что иконы в иконостасе написаны рукой Захария Зографа, другие – что его братом Дмитрием. Подписи нет, но во всяком случае и многие иконы вне иконостаса носят типичные черты самоковской школы. Таковы «Рождество Богородицы», «Архангельский собор», «Св. Богородица с младенцем на троне», «Св. Иван Рильский», «Св. Богородица» и «Христом Вседержитель». В богатейшей монастырской коллекции находится много работ тревненских иконописцев, такие как чудотворная икона «Св. Богородица Троеручница», «Св. Никола», «Рождество Богородицы» и др. Некоторые из них, также как иконостасные царские врата, происходят из старой монастырской церкви. В первой половине XIX века (1825 г.) Кою Цоневым созданы иконы «Скорбящая Богородица» и «Страдающий Христос», а в 1836 году его сын Феодосий пишет иконы «Св. Георгий» и «Св. Димитрий» на коне. В 1836 году другой тревненский художник - Царю Захариев написал иконы «Св. Иван Рильский» и «Св. Димитрий с житием», «Рождество Св. Иоанна Крестителя» (1836 г.) и «Архангельский собор». Тревненский мастер создал и несколько иконостасных картин со сценами из Шестоднева. 29 августа 2001 г. Мы в соцсетях

http://pravoslavie.ru/39734.html

88) 106 . Охваченные пылом полемики, переводчики использовали Варлаама против латинян, а сочинения «своих» – против Варлаама. Трудно переоценить значение переводческой деятельности, осуществленной на узкой полосе времени и пространства середины – второй половины XIV в. в Болгарии 107 . Современному читателю следует напомнить, что эта деятельность была осуществлена горсткой людей (во времена наибольшего расцвета обители преп. Григория Синаита в Парории, монашеское братство насчитывало всего от 50 до 70 иноков). Что касается «искусства перевода», то вряд ли возможно не согласиться с выводом проницательного исследователя о переходе «художественных принципов перевода в особенности … стиля «плетение словес " », равно как и о том, что переводы создали ту «литературную среду, благодаря которой стали возможны творения Патриарха Евфимия, Григория Цамблака, Константина Костенечкого, а в России – Епифания Премудрого , Пахомия Серба и др.» 108 После окончательного покорения Болгарии турками (1396 г.), на некий период времени духовная жизнь болгарских монастырей почти полностью прекратилась. Лишь во второй половине XV в. они постепенно восстанавливаются и медленно возвращают себе свою исконную роль очагов духовного просвещения и хранителей мистико-аскетической традиции Православия. В эти тяжелые годы, церковные институции православных балканских народов делают попытки объединения с целью духовного противостояния завоевателям и налаживают активные связи со свободными православными странами, прежде всего, с Россией. Так, в 1466 г. Рильский монастырь заключает договор о взаимопомощи с русским Пантелеймоновским монастырем на Афоне. Существенную роль при возобновлении деятельности основной обители Болгарии сыграло перенесение мощей преп. Иоанна Рильского в 1469 г. из Тырново и возвращение их в Рильский монастырь. При активной поддержке молдавских князей в конце XV в. восстанавливается и деятельность разоренного Зографского монастыря. В правление Стефана VI Великого (1457–1504) и его наследников, восстанавливается соборный храм св.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

инна 5 января 2014, 19:24 о.Иоанн мой любимый святой,дважды была у его мощей ощущения очень теплые и такое чувство,что батюшка живой.Сейчас ждем ребеночка,если Господь даст мальчика,назовем Иваном. мария дмитриева 5 января 2014, 00:06 Я часто бываю на Карповке в монастыре. Там несколько икон батюшки Иоанна. И несколько картин начала 20 века. На одной картине батюшка читает проповедь с амвона храма и сотни людей внимательно слушают его.Я каждый раз , глядя на нее испытывала ассоциацию с картиной, которая в советское время висела в русском музее при входе (Ленин выступает на каком-то съезде и его внимательно слушают сотни людей). Я крестилась, прогоняя эту ассоциацию. Однажды мой родственник, будучи со мной в этом храме сказал: " Может это и кощунство, но тебе ничего не напинает эта картина? " " Напоминает " - сказала я, " но посмотри на дату, 1913 год, и кто у кого списывал эти восторженные лица по твоему? Когда мы выходили я посмотрела на огромую икону батюшки при входе в верхний храм . Как батюшка на меня смотрел тогда! Я испытала такую любовь и надежду и веру, что слезы брызнули из глаз. Такое счастье и уверенность в том, что мои дела не безнадежны и я встречусь с ним в царствие небесном, я не испытывала никогда. Эвели 4 января 2014, 18:14 Хорошо, что вы все эти истории собираете. Легче жить становится, прочитав. Галина Мельникова 4 января 2014, 14:39 Однажды в поликлинике я увидела молодой человек стал терять сознание, успев сказать, что очень боится вида крови, а он только что сдавал кровь на анализ из вены. Я мысленно взмолилась Иоанну Кронштадскому, и буквально тут же откуда-то появился врач и стал оказывать помощь юноше. Батюшка Иоанн всегда откликается на помощь в больницах, помогает попасть к нужному врачу, избежать врачебных ошибок, поднимает на ноги безнадежно больных. Убеждалась я в этом неоднократно. Мария Фирсова 4 января 2014, 01:02 Мне открылся праведный Иоанн Кронштадский только после посещения Рильского монастыря .Там я приложилась к мощам преподобного Иоанна Рильского, покровителя батюшки Иоанна.

http://pravoslavie.ru/67176.html

А. 18/1) Иоанна его мощи были положены в Рильском монастыре, а затем царь Петр (927-969) отправил их с почестями и похвалами в Средец (совр. София -А.Н.), где положил в новоотстроенный храм. В Хронике византийского историка Скилицы сообщается о многих исцелениях и чудесах от мощей святого. При византийском императоре Андронике І Комнине, правившем Болгарией, венгерский царь Белла ІІІ увез чудодейственные мощи в свою столицу Гран (совр. Естергом-А.Н.), где они находились до 1187 г., когда дипломатическим путем были заполучены обратно. В 1195 г. царь Иван-Асен І (1186-1196) после восстания и образования Второго Болгарского Царства перенес мощи святого в В.Тырново. Во второй половине XIV века, когда над Балканами вновь нависла турецкая угроза, мощи укрыло тырновское духовенство от поругания мусульманами. В 1469 г. при игумене Рильского монастыря иеромонахе Давиде в обитель приехал священник из Пловдива и сказал, что видел мощи в Тырново. Тогда братия монастыря обратилась за помощью к вдове султана Мурада ІІ - Марии, она вымолила у своего сына Мухамеда ІІ распоряжение о передаче святыни монахам. По дороге процессия останавливалась в г. Средец, где пять-шесть дней мощи пребывали в ротонде св. Георгия, а 29 и 30 июня оставались в Орлице. 1 июля 1469 г. рака преподобного прибыла в монастырь. - Сохранились ли, какие-то следы почитания святого в годы его отсутствия в монастыре? - Несмотря на то, что с XI по XV век мощей в монастыре не было, память святого чтилась - именно тогда составлено т. н. Народное Житие. К времени правления царя Ивана-Асена Второго (1218-1241) относится написание нового Проложного Жития и новой Службы. 1335 г. датируется его изображение в Хрелевой Куле. В XIV в. святой почитается повсеместно - появляются его изображения в Боянской церкви (XIII в.), в Земенском монастыре (1360 г.). Таким образом, как Вы видите, церковь арх. Михаила, стоявшая на паломническом пути в Рилу, сохраняла актуальность своего назначения, т.к. прп. Иоанна почитали и во времена отсутствия его мощей в Рильском монастыре.

http://pravoslavie.ru/40536.html

Активная церковно-строительная деятельность продолжается с приходом в Болгарию учеников равноапостольных Кирилла и Мефодия. В Охриде свт. Климент основал на развалинах базилики V в. монастырь вмч. Пантелеимона и построил 2 церкви-ротонды. В 900 году преподобный Наум воздвиг на противоположном берегу Охридского озера монастырь во имя святых Архангелов на средства князя Бориса и его сына Симеона. Сочиненный Наумом Охридским канон в честь апостола Андрея Первозванного свидетельствует о его особом почитании учениками Кирилла и Мефодия. По желанию князя Бориса комитом Тарадином был построен большой храм на Брегальнице в честь 15 Тивериопольских мучеников, пострадавших в Тивериополе (Струмице) при Юлиане Отступнике. В эту церковь были торжественно перенесены мощи мучеников Тимофея, Комасия и Евсевия. Это событие произошло 29 августа и было внесено в славянские календари (месяцесловы Ассеманиева Евангелия XI века и Струмицкого Апостола XIII века). Священнослужителями новопостроенного храма были поставлены ученики Климента Охридского. В царствование Симеона комит Дристр перенес из Тивероуполя в Брегальницу мощи святых Сократа и Феодора. В житии 15 Тивериопольских мучеников сообщается об активном строительстве храмов и укреплении влияния Болгарской Церкви в правление князя Бориса: «С той поры стали поставлять епископов, во множестве рукополагать священников и воздвигать святые храмы, а тот народ, что раньше был племенем варварским, стал теперь народом Божиим.… И может отныне видеть человек, что умножаются числом церкви, а храмы Божии, которые названные выше авары и болгары разрушили, вновь построили добре и воздвигли от оснований». Строительство церквей осуществлялось также по инициативе частных лиц, о чем свидетельствует кириллическая надпись Х века: «Господи, помилуй раба Своего Иоанна пресвитера и раба Своего Фому, создавших храм святого Власия». Христианизация Болгарии сопровождалась сооружением множества монастырей и увеличением числа монашествующих. Монашеский постриг принимали многие болгарские аристократы, в том числе члены княжеского дома (князь Борис, его брат Докс Черноризец, царь Петр и другие). Значительное число монастырей было сосредоточено в крупных городах (Плиске, Преславе, Охриде) и их окрестностях. Например, в Преславе и его пригородах, по археологическим данным, насчитывается 8 монастырей. Большинство болгарских книжников и церковных иерархов того времени вышли из числа насельников городских монастырей (Иоанн Экзарх, пресвитер Григорий Мних, пресвитер Иоанн, епископ Марк Девольский и другие). Одновременно стали появляться иноческие обители в горных и отдаленных районах. Наиболее известным пустынножителем того времени был св. Иоанн Рыльский († 946), основатель Рильского монастыря. Среди подвижников, продолжавших традиции аскетического монашества, прославились преподобные Прохор Пшинский (XI век), Гавриил Лесновский (XI век), Иоаким Осоговский (конец XI — начало XII веков).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

«Отчий день» всеболгарского небесного покровителя преподобного Иоанна Рыльского в Рыльском монастыре ФОТОГАЛЕРЕЯ Самый почитаемый болгарский святой, небесный покровитель Болгарии – преподобный Иоанн Рыльский – жил в IX–X в. Последние 12 лет своей жизни провел высоко в горах Рила, в тесной пещере, но, несмотря на уединение, стал основателем большого монашеского братства и обители, ставшей главным духовным центром Болгарии. На Руси (прежде всего, на северо-востоке) преподобный Иоанн Рыльский стал широко известен с конца XIV – начала XV в., в эпоху «второго южнославянского влияния». Но особое его почитание в России связано со святым праведным Иоанном Кронштадтским, крещенным в честь этого болгарского святого. В 1900-м г. в Санкт-Петербурге, на набережной реки Карповки, святым Иоанном Кронштадтским был основан Иоанновский женский монастырь, посвященный небесному покровителю батюшки. «Славой и красотой Болгарской Церкви» называл преподобного Иоанна Рыльского архиепископ Богучарский Серафим (Соболев) «Славой и красотой Болгарской Церкви» называл преподобного Иоанна Рыльского архиепископ Богучарский Серафим (Соболев), канонизированный Русской и Болгарской Православными Церквями в 2016-м году. Святитель Серафим является автором акафиста преподобному, он часто посещал эти святые места, глубоко почитал святого подвижника, призывал свою паству свято хранить его заветы, первый из которых наказывает «хранить святую веру непорочной и незатронутой никаким зломыслием, как вы восприяли ее от святых отцов, не вдаваясь в чуждые и различные учения». Болгарская Православная Церковь посвятила преподобному Иоанну Рильскому три дня в году, но этот, осенний – 19 октября/1 ноября, – стал основным и называется «Отчим днем», днем всеболгарского небесного покровителя, особенно празднично отмечаемым в святой обители Преподобного Иоанна – в Рильском монастыре. vk fb tw ok @ g+ lj Мозаика Иоанно-Рыльского монастыря в Санкт-Петербурге vk fb tw ok @ g+ lj Храм Рождества Пресвятой Богородицы Рыльского монастыря в Болгарии

http://pravoslavie.ru/148928.html

Основанный пастухом по имени Букур, стал столицей Валахии в 1459 г., во время правления Влада Тепеше (Дракулы). Столица Румынии с 1862 г. В храме св. Георгия Нового выставлены мощи румынских новомучеников. В 1711 г. император Петр I вместе с молдавскими и валашскими господарями предпринял Прутский поход против турок. Поход окончился неудачно. Валашский князь Брынковяну и три его маленьких сына были привезены в Константинополь и в 1714 г. публично обезглавлены. Их головы выставили в Городе, а тела, выброшенные в море, выловили рыбаки и погребли в монастыре на острове Халки близ Константинополя. Позднее мощи святых мучеников перевезли в Бухарест и выставили в храме св. Георгия Нового. Полдня провели в невозможном из-за жары автобусе и поезде… В монастыре Козиа Козиа (XIV в.), действующий мужской монастырь. Из прекраснейших мест Румынии по сочетанию эстетического единства удивительной природы, византийской архитектуры, совсем не похожей на ту, что мы видели в Буковине, горного ароматного воздуха и древних распевов. Основан в конце XIV в. Мирчей чел Бэтрын (1386-1418 гг.). Это типичный для сербской архитектуры, влияние которой наравне с болгарской и греческой испытала на себе румынская, однонефный триконх. Полосы лицевого кирпича чередуются с затертым раствором оштукатуренным камнем, как в Куртя де Арджеш и Рильском монастыре в Софии. Рядом с монастырем на горочке, где стоят келии монахов, как свечка горит маленькая больничная кирпичная церквушка (1542 г.) посреди поля, усыпанного белыми полевыми цветами. Автокефалия Румынской Православной Церкви была провозглашена в 1885 г., о чем свидетельствует патриарший синодальный томос, подписанный и запечатанный Вселенской Патриархией. С 1925 г. Румынская Православная Церковь имеет своего патриарха. 1986 г. на патриарший трон возведен блаженный Феоктист. Церковь в Румынии является юридическим лицом общественного права (статья 186 Устава РумПЦ). Государство оказывает Церкви значительную материальную поддержку, выделяя средства из госбюджета на зарплату клирикам и служащим РумПЦ, расходы епархиальных и патриарших центров. Церковь разделена на пять митрополий, каждая из которых, в свою очередь, состоит из 1-2 архиепископий и 1-3 епископий. Ее епархии подразделяются на 152 благочиния и имеют не менее 600 приходов каждая. Клир насчитывает 10 тысяч священнослужителей при 8500 приходах. В 133 монастырях, скитах и подворьях подвизаются около 6 тысяч иноков и инокинь. Имеется два богословских института (в Бухаресте и Сибиу) и 7 духовных семинарий. Паствы 16 миллионов. Существуют румынские епархии в Венгрии и США. Румынской Церкви подчиняются также отдельные приходы в Париже, Баден-Бадене, Вене. Лондоне, Софии, Стокгольме, Мельбурне и Веллингтоне, Иерусалиме. Согласно положению 1948 г., центральным органом управления РумПЦ является Св. Синод, состоящий из всего служащего епископата, Церковный Собор, Постоянный Синод и Национальный Церковный Совет.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010