Бесспорно, эта прекрасная икона – образец высокого, интеллектуального, изощренно эстетизированного византийского искусства. Мученик Полиевкт. Первая половина XV века. Несебр. Чудо святого Димитрия. XVI – XVII века Маленькая фигурка – епископ Киприан, чудесно спасенный Димитрием из плена Удивительная икона святого Димитрия Солунского на алом коне из церкви святого Иоанна Предтечи в Несебре – великолепная иллюстрация живой и яркой местной традиции, которую отличает свежесть восприятия и витальная энергия смелых форм и палитры. В отличие от большей части греческого поствизантийского художественного наследия, испытавшего сильное европейское влияние, болгарское искусство этого периода в силу своей вынужденной изоляции носит отчетливые черты увлечения художников древними образцами. Смелость и обобщенность форм в изображении святого Димитрия, конечно, вызывают в памяти величайшие достижения русского авангарда, почерпнувшего вдохновение и импульс для своего развития в древней иконописи. В иконе из Несебра соединены два повествования: маленькая фигурка позади святого – епископ Киприан, чудесно спасенный Димитрием из плена. А всадник на голубом коне, которого святой поражает копьем – вероятно, болгарский царь Колоян, который осадил Салоники, но внезапно умер после ночного видения святого Димитрия, нанесшего ему во сне смертельный удар. Ковчег-мощевик. 1806 Период XVIII – XIX столетий считается эпохой национального возрождения в Болгарии. Интересные иконы и церковная утварь этого времени, представленные на выставке, демонстрируют архаизирующие тенденции этого времени, ориентирующегося на искусство предшествующих веков, и в то же время черты европейских влияний. Икона «Архангел Михаил изымает душу богатого» из Рильского монастыря принадлежит к распространившейся в это время иконографии, иллюстрирующей притчу о богаче, построившем себе новые житницы. Мучимый на смертном одре богач в буквальном смысле рвет на себе бороду и наглядно скрежещет зубами, у смертного одра собрались его родные, а изобильный разноцветный архитектурный фон изображает, по всей вероятности, высокие башни Рильского монастыря.

http://pravoslavie.ru/114270.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Болгарии издан сборник, посвященный музыкальным нотированным рукописям Рильского монастыря 08.08.2012 В Болгарии вышел сборник, посвященный музыкальным нотированным рукописям Рильского монастыря , сообщают болгарские СМИ. Новый сборник «Славянские музыкальные рукописи Рильского монастыря» (Атанасов А., Куюмджиева С., Велинова В., Узунова К., Мусакова Е. Славянски музикални ръкописи в Рилския манастир. София, 2012) впервые представляет богатое собрание музыкальных рукописей обители. Оно содержит более 100 нотированных кодексов и является одним из самых больших подобных собраний в Европе. Над составлением сборника, в приложении которого опубликованы 40 цветных фотографий рукописей, работали известные болгарские музыковеды и палеографы Асен Атанасов, Светлана Куюмджиева, Вася Велинова, Елена Узунова и Елисавета Мусакова. Собрание музыкальных рукописей Рильского монастыря имеет особое значение, так как с одной стороны оно содержит все основные типы нотированных певческих рукописей, используемых в богослужебной практике Православной Церкви, а с другой — наглядно иллюстрирует один из наиболее динамичных периодов истории Восточной Европы, период Болгарского возрождения (со 2-й половины XVII в. до конца XIX в.). Начало исследованиям музыкальных рукописей Рильского монастыря в середине XX в. положил известный болгарский церковный композитор, богослов, педагог и исследователь Петр Динев, который обнаружил в монастырской библиотеке 21 рукопись с музыкальной нотацией. Это открытие позволило исследователю поднять вопрос о существовании большой певческой школы в обители, которой управлял известный болгарский книжник Неофит Рильский. Неофит Рильский был не только автором литературных художественных произведений, в том числе житий святых, но его имя в качестве автора указано над многочисленными песнопениями в рильских рукописях. Благодаря открытым рукописям стали известны имена и многих других рильских книжников, которые занималась и церковной музыкой, в том числе монахов Афанасия, Акакия, Ксенофонта, Максима, Кирилла и др. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 08.08.2012 23:37:23

http://drevo-info.ru/news/13574.html

Р., о к-ром нет др. упоминаний; язык памятника и орфография списков не содержат к.-л. архаизмов не только Х в., но и кон. XIV в. и следуют поздним церковнослав. правописным нормам, характерным для памятников XVIII-XIX вв. (русский церковнославянский со следами новоболг. языка); явными анахронизмами являются указание писца «копии 1385 г.» на то, что оригинал был написан на «кожаной бумаге» («кожаной хартии»), и употребление наряду с датировкой «от Сотворения мира» даты от Р. Х. Текст «Завета...» не содержит дополнительных сведений об И. Р., если сравнить его с Житиями и по содержанию является поучением о пользе монашеского общежительства; элементов ктиторского устава памятник не содержит. Детальный анализ текста (с особым упором на его терминологические несоответствия) и выводы о его подложности и поздней датировке были сделаны Б. Николовой и И. Добревым ( Nikolova. 2004; Она же. 2006; Добрев. 2007. С. 227-259). Важной приметой для определения датировки текста является полное отсутствие известий о нем в документах В. И. Григоровича, посетившего Рильский мон-рь в нач. лета 1845 г., интересовавшегося его историей и книжным собранием и состоявшего в переписке с иером. Неофитом (впосл. архимандрит и игумен). Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в 1-й пол. 1845 г. «Завет...» либо еще не был написан (см.: Турилов А. А., Флоря Б. Н. Христианская лит-ра у славян в сер. Х - сер. XI в. и межслав. культурные связи//Христианство в странах Вост., Юго-Вост. и Центр. Европы накануне 2-го тысячелетия. М., 2002. С. 414), либо его скрыли от рус. исследователя во избежание разоблачения подделки ( Николова. 2006. С. 162). Автором «Завета...» с наибольшей степенью вероятности следует признать его 1-го издателя, игум. Рильского монастыря Неофита, а текст рассматривать как памятник болг. церковно-общественной мысли и аскетики эпохи национального возрождения. Мощи Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах были обретены мощи И. Р., но, вероятно, это произошло еще в Х в. Позднее они были перенесены в Средец.

http://pravenc.ru/text/471475.html

прп. Иоанна Рильского, при возобновлении освященная во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского. С 1992 по 1998 г. основные службы совершались в домовой ц. преподобных Никифора и Геннадия. Настоятельницей была определена мон. Серафима (Литошко, с июня 1992), с 1995 по 2000 г.- мон. Мария (Ющенко), в авг. 1995 г. духовником назначен игум. Иларион (Кильганов, с 2014 архим.). Восстанавливались трапезная, пекарня с мастерской, было начато строительство домов для архиерея и духовника. Сестры расчистили св. источник, над которым в 2000 г. поставили часовню во имя вмч. Никиты. Летом 1996 г. стали совершаться регулярные богослужения и во Всехсвятском храме. В 1999 г. в Питкяранте была обретена храмовая икона Важеозерских святых, спасенная из обращенной в конюшню часовни. 20 марта 2001 г. сгорел надвратный Иоанновский храм (восстановлен с престолами во имя святых Иоанна Рильского и Иоанна Кронштадтского). Определением Синода от 19 апр. 2000 г. обитель переименована в Важеозерский Преображенский жен. мон-рь (ЖМП. 2000. 2. С. 22; 4. С. 8). 3 апр. 2001 г. решением Синода по ходатайству правящего архиерея Н. м. был преобразован в мужской с тем же названием, наместником стал иером. Паисий (Ковалёв), с 7 мая 2003 г.- игум. Иларион (Кильганов). К юго-востоку от Преображенской ц., на месте разрушенного братского кладбища, построены часовни в честь Новомучеников и исповедников Российских (1998-1999) и во имя прп. Сергия Радонежского (2005-2006). Отстроены братский корпус, дома для архиерея и наместника, св. ворота с часовней преподобных Никифора и Геннадия (1998) и звонницей, кирпичная ограда с запада. В 2006 г. восстановлено историческое каменное здание хлебопекарни. На озере в 2002 г. построена деревянная часовня во имя св. Иоанна Предтечи с крещальней. В 2011 г. реконструировано историческое здание братского корпуса с трапезной, башней, декорированное пропильной резьбой. Разрушение и перестройка в С.-Петербурге подворья мон-ря. Фотография. 1932 г. Разрушение и перестройка в С.-Петербурге подворья мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2565546.html

В годы господства османов, монастырь выступал в роли хранителя болгарского языка и культуры. Во времена болгарского Национального Возрождения (XVIII—XIX века), монастырь сгорел в пожаре (1778, 1833), но был восстановлен. Вся страна собирала деньги. Именно тогда территория монастыря приобрела нынешний облик. В 1844 Неофит Рильский учредил при монастыре школу. В монастыре хранятся мощи Иоанна Рыльского и чудотворная икона Богородицы «Одигитрия» («Путеводительница») с тридцатью двумя четырёхугольными перегородками с мощами святых, одна из трех самых чтимых икон в Болгарской Православной Церкви В 1976 монастырь был признан национальным историческим памятником, а в 1983 — объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. С 1991 монастырь подчиняется Священному Синоду Болгарской Церкви. 25 мая 2002 папа Иоанн Павел II посетил монастырь во время своего паломничества в Болгарию. Монастырские строения [ править править код ] Современный комплекс монастыря имеет форму неправильного четырехугольника и занимает территорию в 8800 м², центром её является внутренний двор, где расположены башня и главная церковь. Главная церковь [ править править код ] Внутреннее убранство монастырского храма Кафоликон монастыря был построен в середине XIX века (архитектор Павел Йоанов) на месте небольшой церкви 1343 года. Церковь увенчана 5 куполами, имеет три алтаря и два придела. В этой церкви расположены знаменитые фрески (в том числе и Захария и Димитра Зографов) и иконы. Заселёная часть [ править править код ] Здесь расположена древняя библиотека. В библиотеке, исключительно богатой книжным материалом, собиравшимся веками, хранятся ценные памятники болгарской письменности — около 250 рукописных книг XI—XIX вв., 9 тыс. старопечатных изданий, нотные записи, гравюры времени Болгарского возрождения. Монастырский музей [ править править код ] Музей, расположенный на территории монастыря, имеет в своём собрании 35 тыс. экспонатов. Это и богатая коллекция икон, и произведения прикладного искусства, культовые и этнографические предметы. Монастырский музей известен прежде всего Крестом Рафаила — уникальным образцом резьбы по дереву, на котором изображены 104 религиозные сцены и 650 миниатюрных фигур. Монаху Рафаилу создание этого шедевра (окончен в 1802 г.) стоило 12 лет жизни и зрения. Скиты и Метохи [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Рильский_мужск...

мон-рей, а монахи преимущественно занимались просветительской и книжной работой. С X-XI вв. известно о существовании обителей на землях, населенных сербами: мон-ря Биела возле г. Шавник, неск. обителей вокруг г. Биело-Поле (см. ст. Биело-Польские церкви ), ц. Петра и Павла в Стари-Расе близ г. Нови-Пазар (Рашская обл., Косово и Метохия). Во 2-й пол. XII в. действовали мон-ри в Арилье , Стара-Павлица (см. в ст. Павлица ) и др. В X-XI вв. в западноболг. землях зародилось пустынножительство. Первым болг. пустынником считается прп. Иоанн Рильский , который ушел в глухие леса горного массива Рила в поисках уединенной жизни: рядом с его пещерой впосл. возник Рильский монастырь . В XI-XII вв. мон-ри появились на месте подвигов пустынножителей Прохора Пшинского , Гавриила Лесновского и Иоакима Осоговского . Несмотря на утверждения нек-рых историков, что афонскую обитель Зограф болгары основали уже в X в., когда граница Болгарского гос-ва подходила к Св. Горе, ее основатель и большинство насельников в первые века существования обители скорее всего были греками. В нек-рых афонских документах упоминается, что в XI в. на полуострове существовал мон-рь Зелянос (Желянос), слав. происхождение основателя к-рого не вызывает сомнений. В нач. XI в. появились первые известия о болгарском жен. М.: Косара, дочь болг. царя Самуила , после гибели супруга серб. (зетского) кн. Иоанна Владимира приняла постриг с именем Феодора и поселилась при построенном мужем храме Пресв. Богородицы (Пречиста-Краинска или Острос, сохр. развалины; Черногория). Но в последующие века сведений о жен. мон-рях не осталось, редко встречаются упоминания о пострижении представительниц знати. Завоевание Византией Болгарии (1018-1186) изменило положение болг. М.: большие мон-ри основывались реже и, как правило, по инициативе визант. чиновников или Охридских иерархов (см. ст. Охридская Архиепископия ). В 1083 г. визант. полководец груз. происхождения Григорий Пакуриан на полученных им за службу землях близ г. Филиппополя (ныне Пловдив) основал Петрицонский монастырь . Согласно ктиторскому типику, в состав братии могли входить лишь монахи-грузины, но с XIV в. среди насельников стали преобладать греки и болгары. Впосл. этот мон-рь под слав. названием Бачковский стал одним из духовных центров Болгарии.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ СВ. ИОАННА РИЛЬСКОГО Германский мужской монастырь во имя св. Иоанна Рильского Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Расположен в Лозенской долине, в 5 км северо-восточнее с. Герман, в 15 км от Софии. Г. м. считается одним из древнейших болг. мон-рей, основан в X в., при царе Петре , в период начала распространения почитания св. Иоанна Рильского († 946). По преданию, подвижник жил в этих местах перед уходом в Рилу, при перенесении в Рильский мон-рь мощи святого были занесены на ночь в Г. м. Согласно преданию, в визант. период Г. м. получил дары от имп. Алексея I Комнина. Во время османского ига обитель неск. раз разрушалась. Во 2-й пол. XVII в. мон-рь был полностью восстановлен. В 1801 г., после набега кирджалиев, игум. Иоакимом мон-рь был обновлен. В 1818 г. игум. Антипа построил каменный однонефный храм, вкопанный в землю, и обновил жилищные постройки. Сохранилось распятие из этого храма с надписью: «Йончо даскал 1818, помени, Господи». Возможно, этот же мастер сделал и весь иконостас. Освящение новой церкви состоялось, вероятно, 19 окт. 1818 г., т. к. эта дата стоит на неск. богослужебных книгах, вложенных в мон-рь жителями окрестных сел. В 1870 г., при игум. Данииле Хиландарском (с 50-х гг. XIX в. до 1870), самоковский мастер Сотир Карастоянов сделал гравюру мон-ря с образом св. Иоанна Рильского, на к-рой вокруг святого изобразил монастырские достопримечательности: церковь с 2-скатной черепичной крышей, перед ней большое дерево, на к-ром висит металлическое клепало, колодец и крестильню с шатровидными крышами, одно- и 2-этажный келейные корпуса с широкими галереями. С 1870 по 1912 г. настоятелем Г. м. был хаджи Никифор (Попхаралампиев), к-рому помогал родной брат, мон. Кирилл. При них в 1874 г. монастырское хозяйство включало ок. 150 га нив и лугов, 50 голов крупного и 150 голов мелкого рогатого скота, водяную мельницу. После освобождения Болгарии братья обновили обитель: в 1885-1886 гг. церковь была разобрана, а на ее месте мастерами из Слатины построена новая (17×10×10 м) из обтесанного камня с декоративными 3 рядами кирпича на стенах. Внешние углы были украшены большими, гладкими каменными плитами, венчал церковь деревянный купол, обитый жестью. Позже к сев. стене был пристроен притвор длиной 10 м. 5 больших икон для иконостаса (Спаситель, Пресв. Богородица, св. Иоанн Рильский, св. Иоанн Предтеча и свт. Николай Чудотворец) летом-осенью 1886 г. написали братья Н. и И. Доспевские . Игуменский трон и иконы иконостаса старой церкви были перенесены в новую, а позже переданы в Софийский исторический музей. В 90-х гг. XIX в. Г. м. посетил болг. царь Фердинанд и посадил перед сев. вратами храма 2 секвойи, существующие и в наст. время.

http://pravenc.ru/text/164819.html

Бистрешский монастырь святого Иоанна Рыльского Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Бистрешский монастырь святого Иоанна Рыльского — средневековый болгарский монастырь, расположенный примерно в 12 км к северо-западу от города Враца, имеет статус памятника культуры. Монастырь расположен на небольшом лугу в верхнем конце одной из крутых долин, спускающихся от Балкан до Врацкого поля. Содержание История [ править править код ] Бистрешский монастырь был построен в первой половине XVI века, его небесным покровителем являлся апостол Иоанн Богослов. Из-за периода запустения обители во время османского владычества, монастырь был назван в честь святого Иоанна Пустынного. В 1928 году при повторном освящении монастырь был назван в честь святого Иоанна Рильского. Изначально монастырь располагался не в специально построенном здании, а в нескольких расположенных поблизости друг от друга пещерах, где и жили монахи. На западной стене одной из них, довольно большой по размерам, неизвестный мастер написал пять сцен из жития святого Дмитрия. К сожалению, эти замечательные образцы старой болгарской монументальной живописи раннего периода османского рабства в настоящее время почти полностью уничтожены. Но и по немногим уцелевшим фрагментам видно, что иконописец являлся одним из самых видных представителей тырновской средневековой художественной школы. В сохранившейся под изображениями надписи указаны имя Дмитрия, сына Дубова, и дата – 1540 год (скорее всего, именно в это время святая обитель была восстановлена). В скале высоко над монастырем находится монашеский скит. До недавнего времени на стенах были видны росписи с изображением святого Иоанна Рильского. В эпоху османской оккупации обитель служила убежищем для повстанцев. Дважды здание подвергалось разрушению по инициативе турецких властей и затем было вновь отстроено. Нынешний монастырь существует с XIX века. Современное состояние [ править править код ] Монастырский храм святого Иоанна Богослова – это скромная однонефная церковь с одной апсидой в алтарной части. На крыше располагается невысокая башня цилиндрической формы, увенчанная куполом. В прошлом стены храма были украшены фресками, однако позже они были оштукатурены. Сохранилась только композиция «Страшный суд», написанная на западной стене во времена, когда настоятелем церкви был иеромонах Иоас из соседнего села Озирово. Вероятно, тогда же было осуществлено последнее обновление храма. До наших дней сохранился резной деревянный иконостас 1920-го года, изготовленный трявненским мастером Петром Миньовым.

http://azbyka.ru/palomnik/Бистрешский_мо...

Рилски-Манастир. Рильский монастырь. Манастир " Свети Иван Рилски " Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно не ранее 930. Архитектор:Павел Йоанов Ссылки:   Адрес: Координаты: 42.134107, 23.340153 Проезд:Расположен на северо-западе горного массива Рила, в 117 км к югу от Софии в долине реки Рильская (левый приток реки Струма) на высоте 1147 м над уровнем моря. Изменить описание Добавить фотографии Рыльский монастырь (болг. Манастир «Св Иван Рилски.») - крупнейший ставропигиальный мужской монастырь Болгарской Церкви. Основан в конце X века. В 1983 году был включён в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО. Анжела Усманова 5 июня 2012 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Рильский монастырь это один из символов Болгарии и предпочитаемый туристический объект. Он построен в дебрях лесов гор Рила между реками Рилска и Друшлявица, на высоте 1147 м над уровнем моря. От Софии до обители почти 120 км, от Благоевграда - 41 км. Основана была Рильская святая обитель в первой половине Х в. История ее непосредственно связана с первым болгарским отшельником Св. Иоанном Рильским, оставшимся в этих местах, предавшись посту и молитве. Первоначально монастырь находился близ пещеры, которую святой избрал своей обителью. После кончины в 946 г. тленные останки этого монаха были похоронены рядом с пещерой, где он находил уединение. По приказу царя Петра (правил в 927-969 гг.) мощи Рильского чудотворца были перенесены в Средец (София) и тогда, вероятно, он был канонизирован в лик святых. Мощи были возвращены в Рильскую святую обитель в 1469 г. На протяжении веков, особенно во времена турецкого рабства, это место было средоточием духовной, просветительской и культурной жизни Болгарии. В годы Болгарского возрождения (XVIII–XIX в.) рильские монахи открыли почти 50 подворий в крупнейших населенных местах, где одни из наиболее образованных иноков проповедовали, открывали келейные школы, приводили в монастырь паломников. В 1961 г. это удивительное болгарское достояние было объявлено Национальным музеем " Рильский монастырь " , в 1976 г. - Национальным историческим заповедником, а в 1983 г. ЮНЕСКО включило этот объект в Список мирового культурного наследия. В 1991 г. государство восстановило монашеский статус обители, отменив предыдущий как «Национального музея «Рильский монастырь». В 1992 г. в 73 газеты „Державен вестник” Рильский монастырь, Хрельова башня, церковь и монастырские постройки были объявлены групповым архитектурным, художественным и историческим комплексом национального значения.

http://sobory.ru/article/?object=27842

Схимонах Павел Рильский (в миру Ралев; 1874–1949) – болгарский подвижник благочестия. Родился в набожной и многодетной крестьянской семье. В 8 лет остался без матери и вынужден был начать трудовую жизнь. Заразившись тифом в армии, молил Бога дать ему умереть в монастыре. Выздоровев и демобилизовавшись, ушел в монастырь. Подвизался на Святой Горе Афон, искусству молитвы учился у русских отшельников – старцев Вениамина, Феофила и Николая. В 1925 году был направлен в Болгарию, в Рильский монастырь. Был весьма посещаем любителями духовной мудрости как на Афоне, так и в Болгарии. Публикуемые ниже наставления схимонаха Павла Рильского взяты из работы о старце архимандрита Серафима (Алексиева; 1912–1993) – болгарского подвижника благочестия, доктора богословия, духовного писателя и поэта, борца за чистоту православной веры. Отец Серафим хорошо знал схимонаха Павла Рильского, был близок также и к архиепископу Серафиму (Соболеву) . На русский язык переведена его книга «Почему православному христианину нельзя быть экуменистом» (СПб., 1992). О «малых» грехах      Один мирянин спросил старца: – Дед Павел, не слишком ли строги святые отцы, да и Святое Евангелие тоже, когда не дозволяют даже малых грехов? Ведь жизнь была бы такой унылой без смеха и других мелких удовольствий. Схимонах Павел усмехнулся и сказал: “Малые” грехи хоть и малые с виду, но имеют силу отдалять от Бога – Малые грехи приводят к большим. Святой Исаак Сирин говорит: «Кто пренебрежительно смотрит на малый грех, тот впадет в большой». Поэтому каждый должен бояться и самых малых грехов: пустословия, смеха, курения, потому что эти грехи, хоть и малые с виду, имеют силу отдалять от Бога. А если они отдаляют тебя от Бога, ты погиб. Когда стреляешь из ружья, стоит руке чуть-чуть дрогнуть, пуля не попадет в цель. Ты скажешь: «Чуть дрогнула рука. Ну и что с этого?» Чуть-то оно чуть, но только если не попадешь в цель, награды тебе не будет. В самом начале, в момент выстрела, пуля вылетела с маленьким отклонением в сторону, но чем дальше она летит, тем больше отдаляется от цели. Так и малые грехи – вроде и незначительные, но отдаляют от Бога.

http://pravoslavie.ru/87347.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010