Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг. Иван Рилски] (Х в.), прп. (пам. болг. 18 авг., 19 окт., 1 июля; пам. рус. 19 окт.), наиболее почитаемый святой в Болгарии и Республике Македонии, болг. отшельник, чудотворец, считается основателем Рильского монастыря . Исторические сведения об И. Р. Прп. Иоанн Рильский. Икона. 1335-1343 гг. (Музей Рильского мон-ря) Прп. Иоанн Рильский. Икона. 1335-1343 гг. (Музей Рильского мон-ря) Оснований для датирования жизни И. Р. весьма мало. Чрезвычайная популярность святого при недостаточности исторических известий о нем стала причиной многочисленных необоснованных гипотез и домыслов относительно его биографии и истории почитания как в церковной, так и в научной лит-ре (критику нек-рых из них см.: Добрев. 2007. С. 330-354). Визант. агиограф Георгий Скилица связывает жизнь И. Р. с правлением визант. императоров Константина VII Багрянородного (913-959) и Иоанна I Цимисхия (969-976), а Жития И. Р. болг. происхождения - с правлением болг. царя св. Петра (927-970). Поэтому, исходя из сведений Жития, что И. Р. скончался в 70-летнем возрасте, исследователи предполагают, что святой род. ок. 876-880 гг. В «Завете Иоанна Рильского» сообщается, что в 941 г. святой поставил игуменом Рильского монастыря Григория, но это известие не может считаться достоверным из-за позднего происхождения источника. 946-й (6454) как год смерти И. Р. встречается лишь в поздних печатных «Святцах с летописью» (1-е изд.: М., 1646) и через их посредство - в поздних летописях (напр., в Мазуринском летописце кон. XVII в.: ПСРЛ. 1968. Т. 31. С. 39). В болг. лит-ре 946-й как год кончины И. Р. появился в связи с распространением в XVII-XVIII вв. в Болгарии рус. печатных книг (Прологов и Святцев). Жизнь Биографические сведения об И. Р. в Житиях весьма скудны. Он род. в зажиточной семье в с. Скрино (впервые упом. в документах в 1347) близ г. Средец (ныне София). С детства отличался набожностью и целомудрием.

http://pravenc.ru/text/471475.html

На могиле И. М. стали совершаться многочисленные чудеса и исцеления. После того как святой явился во сне одному монаху и наказал прекратить нестроения в мон-ре св. Апостолов, церковный Собор постановил открыть могилу. Мощи И. М. были обретены нетленными. Очевидно, до нач. XIII в. почитание И. М. носило местный характер, поскольку даже дни его смерти и перенесения мощей были приурочены к памяти прп. Илариона Великого ( Евтимий. 1990. С. 262). 21 окт. 1204 либо 1206 г. болгарский царь Калоян (1196-1207) перенес их в Тырново, вероятно, в храм в честь Вознесения Господня (см.: Николова Б. Православните църкви през бълг. средновековие, IX-XIV в. София, 2002. С. 103), но позже болг. царь Иоанн Асень II (1218-1241) поместил мощи в новый тырновский храм во имя 40 мучеников, к-рый был построен в честь победы болгар над греками в 1230 г. Однако по неустановленным причинам почитание И. М. в Болгарии, вероятно, имело ряд отличий от почитания др. болг. святых, мощи к-рых с XIII в. находились в Тырнове - прп. Иоанна Рильского , прп. Параскевы (Петки) и прп. Филофеи Тырновских. Позднейшие данные о местонахождении мощей довольно противоречивы. По сведениям В. И. Григоровича , ссылавшегося на рассказы очевидцев, ок. 1845 г. мощи И. М. находились в гробнице в той же церкви, обращенной в мечеть ( Григорович В. И. Очерк путешествия по Европ. Турции. М., 18772. София, 1978р. С. 148; Донесения В. И. Григоровича о его путешествиях. Каз., 1915. С. 187). По др. сведениям, мощи И. М. во время тур. завоевания были спрятаны, а в XIX в. перенесены в К-поль (см.: 1965. С. 41). Однако анонимная визант. хроника 72а сообщает, что после завоевания Тырнова (1393) тур. султан Баязид I «нашел тело святого Илариона Чудотворца епископа Моглена и подарил его господарю Константину, который сидел в Жиглово и отнес его в святой монастырь Таксиарха в Сарандапор (см. Осоговский монастырь )» ( Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. W., 1975. Bd. 1. S. 560-564; 1979. Bd. 3. S. 114-116; Док-ти за политическата история на средновек. България XII-XIV вв./Сост.: И. Лазаров, И. Тютюнджиев, П. Павлов. Вел. Търново, 1990, 19922. С. 88-89). В настоящее время местонахождение мощей неизвестно. Агиография

http://pravenc.ru/text/389221.html

11. Исихазм в Болгарии Исихазм в Богларии: Встреча славянского слова с греческим богомыслием Представляемая нами библиография «Исихазм в Болгарии», помимо своей прямой, главной темы (Мистико-аскетическая традиция Православия, ее первоисточники и исследования) освещает и целый ряд смежных тем: 1) история монашества в Болгарии, у истоков которой стоит деятельность св. преп. Ивана (Иоанна) Рыльского (ок. 876 – 18.VIII. 946), основателя Рильского монастыря и святого покровителя Болгарии; 2) монастырская культура, «система» болгарских монастырей; 3) связь Болгарии с Афоном, преимущественно с обителью Св. Георгия Зографа (Зографским монастырем); 4) религиозное и культурное возрождение Болгарии в XIV в., в эпоху непосредственно перед турецким завоеванием; 5) деятельность Тырновской школы, жизнь и труды ее вдохновителя св. патр. Евфимия (ок. 1320/1330 – ок. 1402, тырновский патриарх 1375–1393); 6) влияние болгарской литературы на литературы стран Slavia Orthodoxa, т. наз. «второе южнославянское влияние». В библиографию не включены работы узкопрофессионального (исторического, лингвистического и пр.) характера, а также исследования, лишь мельком и попутно касающиеся основной темы. Нами учтены работы, опубликованные до конца 2002 г. Описание русских и болгарских публикаций XIX – нач. XX в. приведено к нормам современной орфографии. Свыше 80 % названий описаны de visu. Наибольшее место в библиографии занимают публикации источников и исследования религиозных, культурных и литературных процессов, или точнее, трех сторон единого процесса, что протекал в Болгарии в середине – второй половине XIV века. Неудивительно: болгарская духовная культура того времени была неотъемлемой частью Byzantian Commonwealth («византийского сообщества» – термин Д. Оболенского), а болгарские монахи и книжники – активными участниками возрождения и расцвета мистико-аскетической традиции Православия, одними из основных деятелей «исихастского интернационала», главными посредниками при распространении в православных странах – Сербии, Румынии, России – идей и практики исихазма, исихастской литературы. Более чем символично то, что монастырь Пресв. Богородицы в Парории, основанный в 1325 г. преп. Григорием Синаитом (1255–1346), находился на границе Византии с Болгарией (в горном массиве Странджа, на юго-востоке нынешней Болгарии; точное местонахождение неизвестно).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В 1914 г. поступил в Софийскую духовную семинарию, к-рую окончил в 1920 г. В 1920-1923 гг. студент Богословского фак-та Белградского ун-та. 30 дек. 1923 г. в кафедральном соборе св. Недели в Софии пострижен в монашество с именем Кирилл, на следующий день рукоположен во диакона. Недолго работал в канцелярии Софийской митрополии, с 1 февр. по 18 сент. 1924 г. воспитатель в Софийской семинарии. В 1924 г. поступил на философский фак-т Загребского ун-та, в 1925 г.- на богословский фак-т Черновицкого ун-та, где в 1927 г. получил степень доктора богословия. С 1 апр. по 15 сент. 1926 г. секретарь канцелярии Рильского монастыря, затем учитель-воспитатель в Софийской семинарии. В 1928-1929 гг. изучал философию в Вене и Берлине. 22 июня 1930 г. в домовом храме Софийской семинарии рукоположен во иерея. С 5 дек. 1931 по 1 сент. 1932 г. протосинкелл Софийской митрополии. 9 янв. 1932 г. возведен в сан архимандрита. С сент. 1932 по март 1935 г. начальник Культурно-просветительского отдела Синода Болгарской Православной Церкви (БПЦ), до мая 1938 г., секретарь Синода. 12 июля 1936 г. в храме-памятнике св. блгв. кн. Александра Невского в Софии хиротонисан во епископа с титулом «Стобийский». 15 мая 1938 г. избран, 29 мая канонически утвержден митрополитом Пловдивским. С 1939 по 1945 г. управлял Маронийской епархией. В 1939 г. назначен начальником военного болг. духовенства. В начале второй мировой войны обещал, что если фашисты начнут вывозить болг. евреев в концлагеря, то он ляжет на рельсы под поезд. Благодаря его протестам тысячи болг. евреев избежали смерти, за что в 2002 г. израильский мемориал Яд Вашем присвоил ему звание «Праведник народов мира». 14 окт. 1944 г. после гос. переворота 9 сент. был арестован, но в марте 1945 г. отпущен. С 3 янв. 1951 по 10 мая 1953 г. наместник-председатель Синода БПЦ. После восстановления на III Церковно-народном Соборе БПЦ Патриаршества 10 мая 1953 г. из 3 кандидатов большинством голосов (104 голоса из 107) К. был избран патриархом. Мн. исследователи полагают, что его избрание произошло при поддержке коммунистических властей Болгарии и по протекции Москвы.

http://pravenc.ru/text/1840309.html

Врачешский монастырь: монашеское возрождение в Болгарии HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Александра Никифорова Врачешский монастырь: монашеское возрождение в Болгарии «Поезжай во Врачеш, там настоящий монастырь, один из самих больших в Болгарии - 8 человек, соблюдают афонские традиции, поют древние распевы. Там похоронена старица Кассиана - стоишь в часовенке, и рядом с иконкой Богоматери Врачешской - фотография матушки, молишься им обеим. На душе легко, как в крипте у нашего батюшки Серафима». «Любите друг друга и вы придете в эти блаженства». Мать Кассиана Врачеш. Монастырь Севастийских мучеников. / На мои сетования о церковной жизни в Болгарии, отец Николай из храма свт.Николя в Софии посоветовал: «Поезжай во Врачеш, там настоящий монастырь, один из самих больших в Болгарии - 8 человек (в знаменитом Рильском всего 5 – А.Н.), соблюдают афонские традиции, поют древние распевы. Там похоронена старица Кассиана - стоишь в часовенке, и рядом с иконкой Богоматери Врачешской - фотография матушки, молишься им обеим. На душе легко, как в крипте у нашего батюшки Серафима (Соболева)». В субботу после утренней службы и треб о.Николай отвез нас на автовокзал, откуда уходит автобус на Ботевград (Ловченская митрополия). Оттуда местным - до села Врачеш, а после - по горному, очищенному струями проливного дождя и наполненного свежим ароматным воздухом, ущелью пешком. «Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога…» В закатных лучах мы достигли монастыря. Вечернее богослужение уже окончилось. В храме на лесах писал фрески художник, ему помогала девчушка с серьезным красивым лицом. В притворе, где сейчас временно из-за реставрационных работ в храме совершают службы, благолепие - иконочки, мерцание свечей, тканные половички на полу и на скамьях. Врачеш. Виды монастыря. Об этом монастыре вы не прочтете ни в путеводителе, ни в историческом справочнике. Спрашиваю сестер, почему. «О нас стали говорить совсем недавно. Мы всегда старались оставаться в тени.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Закрыть itemscope itemtype="" > Собор надежд и разочарований 22.05.2008 336 Время на чтение 11 минут В последние дни болгарские средства массовой информации активно комментируют итоги состоявшегося на минувшей неделе Шестого Церковно-Народного Собора Болгарской Православной Церкви. Портал Богослов.Ru предлагает вниманию читателей аналитический обзор принятых Собором решений. Церковно-Народный Собор является высшим законодательным органом Болгарской Православной Церкви (БПЦ). При этом особенностью развития Церкви в Болгарии во второй половине XIX - ХХ вв было то, что Соборы эти созывались лишь в исключительных случаях. Так за период с 1870 по 1997 год состоялось лишь четыре Церковно-Народных Собора (1871, 1921-22, 1953, 1997). Несмотря на то, что в Уставе БПЦ, принятом в 1953 году, предусматривался созыв Соборов раз в четыре года, эта норма в условиях коммунистического режима не была реализована. Лишь Четвертый Церковно-Народный Собор, работавший в Софии со 2 по 4 июля 1997 года, принял специальное решение сделать наконец созывы Соборов регулярными. И действительно, Пятый Церковно-Народный Собор состоялся через четыре года - в 2001 году. Однако созыв Шестого Церковно-Народного Собора, который предполагалось провести в 2005 году, неоднократно откладывался. В результате он был созван лишь в мае 2008 года, то есть спустя почти семь лет после предыдущего церковного форума. В результате Шестой Церковно-Народный Собор стал первым Собором, проводимым после принятия в Болгарии нового Закона о вероисповеданиях (2003) и преодоления раскола, омрачавшего церковную жизнь более десяти лет (1992-2004). Уже сам этот факт обусловил повышенное внимание журналистов к церковному форуму. Кроме того накануне открытия Собора в СМИ просочились слухи, что на Соборе ожидается добровольная отставка Патриарха Максима по состоянию здоровья. Также еще до начала Собора было известно, что делегаты займутся исправлением Устава БПЦ, многие нормы которого явно устарели. Начало работы Собор открылся 14 мая в Рильском ставропигиальном мужском монастыре. На открытии присутствовал Президент Болгарии Георгий Прванов. В своем обращении к участникам Собора он назвал Святейшего Патриарха Максима " истинным стражем Болгарской Православной Церкви " . Эти слова Президента окончательно развеяли слухи о возможной отставке Патриарха. Приезд Прванова в Рильский монастырь явился еще одной демонстрацией нынешней болгарской властью своей солидарности с канонической БПЦ. Напомним, что прежний президент Болгарии Петр Стоянов приглашал на официальные государственные мероприятия (в том числе и на собственную инаугурацию) исключительно раскольнических иерархов. После прихода к власти Г. Прванова государство отказалось от поддержки раскольников, и именно благодаря активному вмешательству власти в церковный конфликт раскол был преодолен.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ БРАДАТЫЙ [болг. Йосиф Брадати] († ок. 1757-1759, Рильский мон-рь), болг. иером., книжник. Биографические сведения об И. Б. скудны и спорны. Источники относят его рождение к 1690-1695 гг. или к 1714 г. Согласно одной приписке, И. Б. происходил из рода Разсукановых из г. Елена, но, судя по западноболг. особенностям языка и географии его деятельности, более вероятно, что он род. в Зап. Болгарии, в г. Разлог. Упоминаются его пребывание в детском возрасте в Пловдиве (возможно, это была учеба в греч. уч-ще) и путешествия в «чужие земли» (вероятно, в соседние, балканские регионы). И. Б. принял монашеский постриг в Рильском мон-ре. Как таксидиот (сборщик пожертвований) этой обители он объехал мн. города и села в Зап. (города Враца, Самоков, Видин, села Хрелово (ныне Релёво), Оризари близ Пловдива) и Центр. (города Стара-Загора, Габрово, Свиштов) Болгарии. В нек-рых местах задерживался на длительное время, проживая в монастырских метохах или в частных домах, что позволило ему хорошо узнать условия жизни и религ. взгляды болгар. Отсутствие упоминаний об И. Б. позже 1755 г. (последний известный датированный автограф) позволяет полагать, что он вскоре умер. Предположения об идентичности И. Б. и скевофилакса Рильского мон-ря иером. Иосифа (1770), игум. Иосифа из Разлога (после 1780) или Иосифа Хиландарского (автора сочинения о пользе чтения для человека) неубедительны. Книжная деятельность И. Б. заключалась в составлении «Дамаскинов» (см. ст. «Дамаскин» ) - сборников религ. содержания, предназначенных для домашнего чтения. Помимо традиционных для таких сборников фрагментов из сб. «Сокровище» митр. Навпактского и Артского Дамаскина Студита И. Б. включал в них тексты Свящ. Писания, творения св. отцов (в основном святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого, прп. Ефрема Сирина), молитвы, жития и рассказы о чудесах святых, а также оригинальные поучения. Поучения И. Б. и подобранные им тексты не только служили духовному просвещению и защите христ. вероучения от языческих верований, но и были призваны поддержать болгар в условиях угрозы ислам. ассимиляции и содействовать сохранению их религ. и национальной идентичности в повседневной жизни. Адаптированные им для широкой болг. аудитории тексты содержат лингвистические особенности перехода от позднего церковнославянского к разговорному новоболг. языку и отражают культурно-исторические условия жизни болгар в сер. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/673661.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Нмч. Онуфрий Габровский. Роспись в Рильском мон-ре. 1845 г. [Болг. Онуфрий Габровски] (в миру Матей; ок. 1786, с. Габрово - 4.01. 1818, о-в Хиос), болг. нмч. (пам. 4 янв.). Род. в богатой семье Делчо (впосл. принял монашество на Афоне в мон-ре Хиландар с именем Даниил) и Анны и получил строгое воспитание. В возрасте 8-9 лет в обиде на родителей за наказание после проступка он публично заявил, что примет ислам. С большим трудом родители спасли ребенка от обрезания, к-рое совершалось в подобных случаях. Мальчика направили в Троянский монастырь , откуда, достигнув совершеннолетия, он ушел на Афон в мон-рь Хиландар. Там принял монашество с именем Манассия и был рукоположен во диакона. Затем он перешел в скит св. Иоанна Предтечи Иверского монастыря на Афоне и стал учеником старца Никифора, к-рый ранее подготовил к мученичеству монахов Евфимия Нового из Димицаны и Игнатия († 1814), а также Акакия Нового († 1816). Подобно этим и др. новомученикам , мон. Манассия пожелал претерпеть мученичество и очистить свой юношеский грех отречения от Христа. После 4 месяцев аскетической жизни, когда готовность претерпеть мучения окрепла, он принял великую схиму с именем Онуфрий. Старец Никифор решил направить О. Г. на о-в Хиос вместе с опытным мон. Григорием, ранее сопровождавшим Евфимия, Игнатия и Акакия на их мучение в Стамбул. В болг. версии Жития нмч. Онуфрия уточняется, что святой хотел пострадать в г. Тырново, где в детстве отрекся от Христа, но по благословению К-польского патриарха сщмч. Григория V , в то время находившегося в заточении в Иверском мон-ре на Афоне, местом мученичества был выбран Хиос. На этом острове ранее уже прославились новомученики Марк († 1801) и Ангелис († 1813). О. Г. и мон. Григорий прибыли на Хиос 29 дек. и провели 7 дней в молчании, молитве и посте, ожидая пятницы, когда мученик планировал пойти в тур. суд и открыто исповедать веру во Христа «в суде нечестивцев». Григорий остриг ему бороду и волосы и крестообразно помазал маслом из церковной лампады. О. Г. поклонился мощам мн. святых, в т. ч. новомучеников, и причастился на литургии Преждеосвященных Даров. В суд он пришел в зеленой чалме и красной обуви. Открыто исповедав Христа, О. Г. осудил ислам, а затем бросил чалму на пол. О. Г. схватили, заковали в вериги и бросили в темницу. Ему предложили признать Коран священной книгой, чтобы избежать наказания. После отказа О. Г. отрубили голову. Казнь состоялась на берегу моря, на месте мучения нмч. Марка. О. Г. было 32 года. Чтобы воспрепятствовать почитанию останков О. Г. как мощей, их вместе с одеждой бросили в море. Обстоятельства обретения его мощей неизвестны, ныне их частица хранится в ц. Успения Пресв. Богородицы в Габрове (Болгария).

http://pravenc.ru/text/2581423.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИДИНСКАЯ ЕПАРХИЯ [болг. Видинска епархия] Болгарской Православной Церкви; кафедра в г. Видин. Объединяет приходы и мон-ри на территории Видинской обл. Болгарии. Разделена на 5 наместничеств: Видинское, Кульское, Ломское, Белоградчикское и Берковицкое (г. Монтана). Правящий архиерей - митр. Дометиан (Топузлиев) . По данным на сер. 2003 г., в епархии действуют 195 церквей, в к-рых служат 102 священника. Кафедральный собор во имя вмч. Димитрия (г. Видин). Монастыри Действующие: Добридольский во имя Св. Троицы муж., XIX в.; Изворский в честь Успения Пресв. Богородицы жен., XII в.; Клисурский во имя святых Кирилла и Мефодия муж., XII в.; Лопушанский во имя св. Иоанна Предтечи муж., X в.; Раковицкий во имя Св. Троицы муж., X-XI вв.; Чипровский во имя св. Иоанна Рильского муж., X в. В мон-рях в сер. 2003 г. проживали 14 монахов и 1 монахиня. Недействующие: Албутинский скальный близ с. Раброва, был основан в XIII в., сейчас в нем располагается музей, и Брусарский (XI в.), действует как приход. На территории В. е. ранее действовали и др. мон-ри: напр., из жития свт. Феодосия Тырновского известно о мон-ре во имя свт. Николая в с. Акчар (совр. Арчар). История В первых веках по Р. Х. земли совр. В. е. входили в состав рим. провинции В. Мёзия, в к-рой христианство распространилось благодаря проповеди учеников ап. Андрея. В III-IV вв. на берегу Дуная возник укрепленный рим. лагерь Бонония (совр. Видин). При изменении адм. деления балканских владений Римской империи в IV в. эти земли вошли в состав диоцеза Дакия префектуры Иллирик. В IV в. существовала епископская кафедра в Кастра Мартис (совр. г. Кула), а в IV - нач. VII в. епископия Аквы (севернее Видина, совр. территория Сербии) и митрополия Ратиария (совр. Арчар, Видинская обл.). В Сардикийском Соборе (343/4) участвовали 2 епископа - Аквийский Виталис и Кастра-Мартисский Молв. При нашествии гуннов в 412 г., а затем славян Ратиария была полностью разрушена, а Бонония получила у славян новое название Бдин (или Быдин). Кафедры в этот период были упразднены.

http://pravenc.ru/text/158410.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ ОСОГОВСКИЙ [Сарандапорский, «от Славищ»] (кон. XI - нач. XII (?) в.), прп. (пам. болг. 16 авг.), отшельник. Житие И. О.- единственный источник, к-рый содержит весьма скудные сведения о преподобном. Повествование не имеет стройной композиции и начинается с обширного богословского введения. Далее следует краткая часть, которая играет роль тематического ключа и посвящена св. западноболг. отшельникам - Иоанну Рильскому , Прохору Пшинскому и Гавриилу Лесновскому . В биографической части опущены даже такие распространенные агиографические топосы, как сведения о родителях и детстве И. О., повествование начинается с приходом преподобного (подобно сщмч. Игнатию Богоносцу) «с запада» в Осоговские горы (Осоговске-Планине, долина р. Сарандапор (ныне Крива), Македония). В с. Градац (недалеко от совр. г. Крива-Паланка) от местного болярина И. О. услышал о пустынной горной местности Бабин-Дол на р. Скупица и поселился там, решив стать отшельником. Здесь его нашли 2 охотника, и он чудесным образом помог им поймать богатую добычу (это единственное чудо при жизни святого, о к-ром упомянуто в Житии). Один из охотников вернулся, чтобы поблагодарить И. О., и тогда преподобный попросил через некоторое время еще раз прийти к нему. Когда охотники пришли в следующий раз, то нашли уже тело отшельника, похоронили его и, до тех пор пока их роду «всем от жития прешедшу», навещали могилу. Почитание Более подробно в Житии рассказывается о возникновении почитания преподобного и о строительстве церкви в его честь. Во время правления греческого царя Мануила (визант. имп. Мануил I Комнин (1143-1180)) овдовевший иерей Феодор поселился отшельником в местах, где жил И. О. Феодор постригся в монахи с именем Феофан, возглавил собравшуюся вокруг него братию и «по мале же времени» построил во имя И. О. церковь, основав т. о. Осоговский монастырь . Феофан стал молиться, чтобы ему было открыто местонахождение мощей святого, и тотчас в свете молний ему было указано место, от к-рого исходило благоухание. После этого чуда монахи прославили своего покровителя, воспевая многократно «Радуйся» и отслужив торжественную службу. Через нек-рое время святой явился во сне Феофану и повелел переложить его тело из могилы в раку, но тот не решился этого сделать. Когда святой вторично явился игумену во сне, тот выполнил повеление и торжественно положил его мощи в раке в церкви. От святыни стали совершаться многочисленные исцеления. Житие заканчивается рассказом о чудесах И. О. Повествование имеет в основном назидательный характер и призывает мирян почтительно относиться к обители, а монахов воздерживаться от краж, брани и драк, тайноядения во время поста и изъятия частиц мощей святого. В белградском списке Жития попытка похищения частицы мощей И. О. приписывается мон. Арсению, а в скопской редакции отнесена ко времени правления визант. имп. Иоанна III Дуки Ватаца (1222-1254).

http://pravenc.ru/text/468939.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010