Новости 8 августа, 2012 8 августа, 2012 В Болгарии издано собрание музыкальных нотированных рукописей Рильского монастыря Известный болгарский церковный композитор, богослов, педагог и исследователь Петр Динев обнаружил в монастырской библиотеке 21 рукопись с музыкальной нотацией. 8 августа, 2012 В Бутово молитвенно отметили 75-летие начала массовых расстрелов По завершении богослужения епископ Савва обратился ко всем собравшимся с архипастырским словом, в котором отметил необходимость хранить память о трагических страницах истории нашего Отечества. 8 августа, 2012 8 августа, 2012 Проблема найденных эмбрионов не должна завершиться только наказанием за нарушение правил утилизации медицинских отходов, - В. Легойда В этой связи В. Р. Легойда считает важным инициировать широкую общественную дискуссию, за которой последовали бы меры, направленные на изменение циничного отношения к человеческой жизни 8 августа, 2012 8 августа, 2012 Древний храм на севере Кипра используют как отхожее место В городе-крепости по сообщениям СМИ существует много исторических памятников, которые скоро превратятся в груду камней. 8 августа, 2012 На Балтийском флоте появился первый священник Отец Константин окончил курс парашютно-десантной подготовки и уже выполнил несколько прыжков с самолета вместе с морскими пехотинцами. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/category/news/page/492...

Еще жива память об эпидемиях чумы и холеры, от которых страдал весь край. По просьбам населения два иеромонаха и один дьякон после всенощного бдения и молебна с литией вынесли чудотворный образ из монастыря. Повсюду икону встречали с почтением, священники святили воду и обходили дома, окропляя людей и животных. С благодатной помощью Божией Матери страшный мор прекратился. Икона Пресвятой Богородицы Троеручицы из Троянского монастыря Икона Пресвятой Богородицы Троеручицы из Троянского монастыря По преданию, икона эта со Святой Горы. Для православных Болгарии она – явленная болгарскому народу в тяжелые годы порабощения милость Божия. В монастырской летописи много рассказывается о чудотворной иконе Богородицы Троеручицы Троянской. Некогда один из монахов Святой Горы отправился в валашские земли. Он нес с собой чудотворную икону Богородицы – дар близким. живущим в валашской земле. Услышав, что в Троянских горах с недавнего времени подвизается благочестивый отшельник со своим послушником, святогорец пришел к нему, и они провели вмести в постнических подвигах много времени. К ним отовсюду стекались люди, чтобы поклониться святой иконе, явившей немало чудес в троянском крае. И еще много лет после все добрым словом вспоминали святогорского монаха. Когда же пришло время продолжать ему свой путь в валашские земли, он оседлал коня, перекрестился и отправился в дорогу. Но не успел он выехать со двора, как конь споткнулся и упал. В этом монах увидел Божий знак, отложил путешествие и вернулся с иконой к отшельнику. Через какое-то время он снова тронулся в путь, но на том же самом месте его конь опять упал. Так понял он: это происходит потому, что икона не хочет покидать этого места. Тогда он решил оставить икону, с глубоким поклоном и слезами умиления он простился с ней и с Богом в сердце отправился дальше один. Троянский отшельник вскоре пригласил еще нескольких братьев, они построили для чудотворной Богородичной иконы маленькую деревянную церковку и стали служить в ней. Постепенно число братии росло, были выстроены келии и странноприимница для паломников. Так и возник Троянский монастырь.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Экспозиция «Монастырское хозяйство» у Самоковских ворот включает водяную мельницу, старую монастырскую печь, предметы, связанные с хозяйственной деятельностью обители – лесным делом, скотоводством, земледелием и пр. В цокольном этаже северного монастырского крыла находится старая кухня. В ней есть 22-метровый дымоход конусовидной формы, в нижней части которого монахи и готовили обрядовый суп для гостей во время больших праздников. В Этнографическом музее и в Гостевых помещениях периода Возрождения, расположенных в северном крыле монастыря, можно увидеть ткани, национальную одежду различных этнографических областей, домашнюю утварь, подаренную монастырю из разных селений в знак уважения и благодарности. Желающие посетить его оплачивают билеты у входа в Церковно-исторический музей. Хорошо обозначенная тропа длиной почти 4 км ведет из монастыря к пещере, которую Иван Рильский избрал своим убежищем. Позже рядом с ней была построена церковь Успения Св.Иоанна Рильского, обновленная в 1820 г. В пещеру можно проникнуть по узкому коридору между церковью и скалой. Ныне рильская обитель - действующий мужской монастырь. Перед двумя монастырскими воротами созданы паркинги для стоянки автомобилей и автобусов. Здесь можно переночевать, а в книжном магазине и в лавочках Хрельовой башни, а также в районе близ комплекса можно купить иконы, альбомы, открытки, сувениры, да к тому же и изделия традиционных болгарских ремесел. Одним из самых красивых монастырей Болгарии по праву считается Рильский монастырь. Он расположен в живописном месте высоко в горах и назван в честь святого Иоанна Рыльского. Фрески на стенах храмов написаны такими яркими красками, что кажется, будто монастырь излучает свет. Он настолько хорош, что в 1983 году его включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На юго-западе Болгарии, неподалеку от границ с Македонией и Грецией, протянулся горный массив Рила. Он известен высочайшей вершиной в стране, которая называется Мусала (2925 метров). Популярность этим местам также принес Рильский монастырь, который находится в северо-западной части массива. Обитель расположена на берегу Рильской реки на высоте 1147 метров. Глядя на сочные красочные фрески, украшающие монастырь, трудно поверить, что он появился более тысячи лет назад – в первой половине X века! В 927 году его основал Иоанн Рыльский. Этот святой очень почитаем в Болгарии и считается покровителем страны. Рыльский жил в те времена, когда болгарами правил царь… Петр I. Обитель появилась в том месте, где святой Иоанн жил в пещере.

http://sobory.ru/article/?object=27842

Добри Добрев у себя дома Сельская церковь была воздвигнута мастером Ганчо Трифоновым в 1884 году и значится памятником культуры. Однако недавно байловский батюшка скончался, и теперь совершать богослужения время от времени приходит священник из соседних сел. Поэтому дед Добри сам утром отпирает церковь, а вечером запирает ее. Пришелец из прошлого – или… будущего Добри Добрев В своей аутентичной одежде – лаптях и домотканом кафтане, с длинными белыми волосами и седой бородой старец многими воспринимается как пришелец из прошлого. Он скорее напоминает самого почитаемого подвижника Болгарской Церкви – преподобного Иоанна Рильского, чем современника нынешней безнравственности и коррупции. Он как будто шагнул сюда из стародавних времен, когда царили добрые нравы, а милосердие и вера имели под собой здоровые основания. В то же время дед Добри – пришелец… из будущего в буквальном смысле этого слова, не устающий курсировать между родным селом и другими уголками, продолжая свое богоугодное дело поддержки Церкви и духовности. Когда Добри Добрев был моложе, он частенько преодолевал пешком расстояние от Байлово до Софии, а это более 25 км. Но теперь он уже не может рассчитывать на свои старенькие ноги и пользуется автобусом. Поскольку его знают очень хорошо, то водители даже не берут с него денег за проезд. Часто в том, чтобы обеспечить себя дневным пропитанием, он полагается на щедрость прохожих. Летом, случается, можно увидеть деда Добри вкушающим подаренный ему сладкий спелый арбуз. Священные миссии В последние годы дедушка Добри чаще всего ходит в собор святого благоверного Александра Невского и церковь Седмочисленных святых в Софии. Там он собирает деньги, необходимые для реставрации Байловской церкви святых Кирилла и Мефодия, – 10 тысяч левов. Он уже сделал пожертвования на обновление церквей в городе Калофере и селе Поибрене. В целом 25 тысяч левов передал старец на реставрацию Елешницкого монастыря и сельского храма в Горно Камарци. Однако самым масштабным пожертвованием, способствовавшим популяризации дела святого старца из Байлово, бесспорно, стал его вклад в храм-памятник святого Александра Невского. Весьма значительную сумму в 35 тысяч ле вов для самого большого Божиего храма Болгарии добрый дед собирал годами.

http://pravoslavie.ru/68001.html

Троянский монастырь всегда был убежищем для гайдуков и борцов за свободу Болгарии. 20-го января 1872 г. Васил Левски организовал здесь тайный монашеский комитет во главе с игуменом Макарием. А во время Апрельского восстания 1876 г. в монастыре был открыт командный пункт воевод Панайота Волова, Георги Икономова и Тома Хитрова. И сейчас келья, в которой обсуждались проблемы восстания, сохранена в том же виде. В церкви скита Св. Николая, построенного во второй половине XVIII века в двух километрах от монастыря, находится уникальный резной деревянный иконостас. На царских вратах есть подпись иеромонаха Киприана и дата – 1794 год. О датировке иконостаса говорят и несколько его икон, среди которых «Св. Николай» и «Св. Илья на колеснице», близких по манере письма тревненским мастерам. Царские врата в церкви скита Св. Иоанна Предтечи в датируются XVIII веком. Захарий Зограф Для росписи только что построенной церкви Успения Богородицы монахи пригласили в 1847 году одного из самых известных болгарских художников XIX в. – Захария Зографа из Самокова. Он расписал все внутренние стены храма, а также западную и северную часть галереи. Наряду с фресками «Христос Вседержитель», «Девять ангельских чинов», изображениями пророков, евангелистов, сцен праздников, чудес Христовых, святых-мучеников и воинов, мастер поместил на центральное место – напротив алтаря – образы Св.св. Кирилла и Мефодия, Св. Михаила Болгарина ( Михаил-воин из Патука), софийских новомучеников Св. Георгия Новософийского и Св. Николы Софийского. В различных местах (чаще всего в нишах окон) художник нарисовал несколько групповых ктиторских портретов: Петра Балюва и Спаса Маринова с супругами; паломников Василия, Димитрия и Бачо с матерью их Феодорой; Христо Петкова и Ангела Стойкова с супругами; изображение всей монастырской братии (в алтаре) и наконец – собственный автопортрет вместе с портретом игумена Филотея – в окне северной стены. Это галерея образов инициаторов строительства и росписи храма. Наряду с традиционными сюжетами росписи Захарий Зограф впервые в болгарской церковной монументальной живописи Захарий Зограф изобразил на восточной стене преддверия конные фигуры первых русских святых – князей Бориса и Глеба. В одном регистре с главными святыми помещены изображения царей Михаила (Борис I), Давида, Ивана-Владимира, Св. Параскевы Тырновской, Св. Иоанна патриарха, Св. Ивана Рильского, Св. Димитрия Басарбовского, Св. Феодосия Тырновского, которые обозначены как «болгары». На северной стене этот ряд продолжают святые Онуфрий Габровский, архиепископ Николай Охридский, Иоаким Сарандапорский, Гавриил Лесновский, Св. Лазарь из Дебел дел, сербские святые Савва и Симеон, русский святой Дмитрий Ростовский. Надпись на западной стене над входом завершается так: «Написано рукою Захария Христовича иконописца, самоковчанина».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

В 1909 г. в Л. м. действовали 6 церквей: в честь Воздвижения Креста Господня (14 сент. 1683 была обретена Леснинская икона Божией Матери ), Св. Троицы (построена над целебным источником, который забил рядом с деревом, где нашли икону), св. мучеников Виленских Антония, Иоанна и Евстафия, св. мучениц Софии, Веры, Надежды и Любови, Введения во храм Пресв. Богородицы и Воскресения Христова. На праздники Воздвижения Креста Господня и Св. Троицы в обители собирались до 25 тыс. паломников. К 1915 г. в Л. м. было ок. 500 насельниц. Игум. Екатерина также направляла группы сестер во главе с опытными монахинями в окрестные села для учреждения обителей. Так, в 1893 г. образовалась монашеская община в Теолине, в 1894 г.- мон-рь в Вирове близ Дрогичина и др. обители. Л. м. пользовался особым вниманием имп. семьи, дважды посетившей обитель. Имп. Николай II жертвовал на развитие монастыря крупные суммы. Поддерживал Л. м. материально и духовно св. прав. Иоанн Кронштадтский. История Л. м. в эмиграции Во время первой мировой войны, в 1915 г., когда военные действия приблизились к Лесне, часть инокинь эвакуировали в Петроград и разместили на подворье Л. м., в Новодевичьем жен. мон-ре в честь Воскресения Христова и в жен. мон-ре во имя прп. Иоанна Рильского, часть поселили в Серафимо-Понетаевском мон-ре Нижегородской губ. 17 авг. 1917 г. петроградская община по благословению еп. Холмского и Люблинского Анастасия (Грибановского) переехала в Вознесенский мон-рь в Жабке на р. Днестр (Бессарабия). Пребывание ее там было недолгим, и осенью 1920 г. по приглашению принца-регента Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 Югославия) Александра I Карагеоргиевича и серб. священноначалия 62 леснинские монахини прибыли в Белград. Местом их поселения стала Фрушка-Гора: сначала инокини расположились в мон-ре Кувеждин, затем - в древнем мон-ре Хопово, в последнем они пребывали более 20 лет. Несмотря на трудности существования в эмиграции, насельницам Л. м. удалось в 1920 г. в Хопове открыть сиротский приют, в котором обучалось более 500 детей. По словам митр. Амфилохия (Радовича) , усилиями леснинских монахинь «на югославской земле появились 32 женских монастыря и много маленьких, скромных, невидных обителей». После кончины 28 окт. 1925 г. игум. Екатерины общину возглавила игум. Нина.

http://pravenc.ru/text/2463595.html

Об изначальном расположении монастыря выдвигались и др. версии. И. Загорский, исходя из сообщения рукописной Триоди из б-ки Нямецкого монастыря (совр. место хранения неизв.) о постройке Килифаревской лавры царем Иоанном I Асенем после победы над греками в 1189 г. ( Загорски. 1947. С. 37), полагал, что обитель находилась ближе к Велико-Тырново. План церкви Килифаревского мон-ря План церкви Килифаревского мон-ря Название мон-ря народное предание возводит к греч. слову κεφαλ (голова, см.: Попгеоргиев. 1907. С. 427; Иречек К. Пътувания по България. София, 1974. С. 952). По др. версии, оно произошло от имени некоего Келифира, единственного выжившего во время чумы из села ( Попгеоргиев. 1907. С. 427; Миков В. Произход и значение на имената на нашите градове, села, реки, планини и места. София, 1943. С. 112). Однако М. Дамянова считала, что переход греч. слова «Кефаларево» в болг. «Килифарево» не типичен для болг. языка. По ее мнению, упоминания в Житии о нахождении мон-ря в 20 «поприщах» от столицы свидетельствует об удаленности обители от Тырнова, а приход к святому монахов из окрестностей Месемврии (совр. Несебыр) может указывать на ее расположение ближе к границе с Византией ( Дамянова. 1985). По мнению Й. Андреева, соседство обители с военным гарнизоном уберегло бы монахов от описанных в Житии тур. набегов, поэтому ученый локализует обитель в мест. Мокра юго-восточнее г. Килифарево, где подвизался сподвижник Феодосия Ромил ( Андреев. 1992). Проанализировав архитектуру собора мон-ря, исследователи предположили, что параклисы прп. Феодосия Тырновского и прп. Иоанна Рильского, расположенные в вост. части совр. храма, ранее могли быть частями алтаря большой 3-апсидной церкви, более подобающей мон-рю, чем небольшому скиту. Т. о., обитель либо возникла сразу на совр. месте, по соседству с крепостью, либо одновременно действовали 2 мон-ря - главный находился в крепости, а второй, близ реки, был основан позже из-за роста числа насельников или после разрушения крепости ( Тулешков. 1988. С. 73; Божилов, Тулешков, Прашков. 1997; Генова. 2001. С. 14).

http://pravenc.ru/text/1684620.html

Церковь во имя прп. Иоанна Рыльского и прав. Иоанна Кронштадтского. На 2-м плане — собор в честь Преображения Господня. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь во имя прп. Иоанна Рыльского и прав. Иоанна Кронштадтского. На 2-м плане — собор в честь Преображения Господня. Фотография. 10-е гг. XXI в. Новым настоятелем Н. м. братия избрала иером. (впосл. игум.) Сильвестра, и 12 февр. 1871 г. его утвердили в должности. Его преемниками были иеромонахи Азария (1878), Вениамин (1879-1892) и Филарет (90-е гг. XIX в.). 25 июля 1885 г. пожар, начавшийся при сильном ветре, уничтожил почти все строения, за исключением надкладезной часовни вмч. Никиты, риги, надвратного флигеля и обгоревших стен Всехсвятского храма. Удалось спасти антиминс из 1-й церкви, священные сосуды, а также денежные средства (Сгоревшая пустынь//Олонецкие ГВ. 1885. 61. С. 546). Братия была размещена по другим обителям Олонецкой епархии. В пустыни остались только управляющий иером. Вениамин и 3 священнослужителя. Затем Н. м. возглавлял иером. Иоанн, прибывший в Петрозаводск из верхотурского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря в 60-х гг. XIX в.; по благословению архиеп. Олонецкого Аркадия (Фёдорова) он участвовал в создании иконостаса Свято-Духовского кафедрального собора (не сохр.). Многочисленные вклады на восстановление Н. м. вносил св. прот. Иоанн Кронштадтский (Сергиев). С помощью судовладельцев и промышленников Олонецкой губ. кронштадтский пастырь почти каждое лето плавал на свою родину - в с. Сура на р. Пинеге. В это время были построены храмы в честь Преображения Господня и во имя св. Иоанна Рильского - небесного покровителя о. Иоанна, игуменский и гостиничный корпуса. На торжестве освящения Преображенского храма, которое совершили 19 июля 1892 г. соборно св. Иоанн и известный петербургский проповедник и духовный писатель прот. Василий Михайловский, присутствовали до 1,5 тыс. паломников ( Георгиевский [М. Д.]. Освящение храма Преображения Господня, в Задне-Никифоровской пуст., о. Иоанном Кронштадтским - 19-го июля//Там же.

http://pravenc.ru/text/2565546.html

Я всегда воспринимал святого Климента как одного из своих небесных покровителей – А как случилось, что обучение вы продолжили в России? Московская духовная академия, Троице-Сергиева лавра, духовный центр Руси… – Здесь все просто: будучи монахом в Рильском монастыре, по инициативе тогдашнего настоятеля и моего духовного отца, епископа Геласия (Крупнишкого), Священный Синод благословил мое обучение в Московской духовной академии. Так я оказался в России.      – Промыслительно, что священнический сан вы также приняли именно в России. Почему не на родине? – Есть такая практика: аспиранты-священнослужители из Болгарии, по предложению Болгарского Патриарха, принимают свой очередной духовный сан в Московской духовной академии, для того чтобы улучшить духовные отношения и общение между двумя сестринскими Церквями. В академии в сан иеромонаха я был рукоположен архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом), тогда ректором МДАиС, а впоследствии Митрополитом Киевским и всея Украины. Моим научным руководителем, кстати, был архимандрит Евлогий (Смирнов), впоследствии митрополит Владимирский и Суздальский. Этот человек навсегда остался в моем сознании как образец пастыря и духовника. – Ваша кандидатская диссертация была посвящена упоминанию Болгарской Церкви в периодической печати в России в конце XIX и начале XX веков. В результате анализа огромного количества источников, что особенно интересно в газетных и журнальных статьях того периода? – Русские церковные издания отражают состояние и жизнь Болгарской Церкви в этот период – период и раскола, и большого подъема духовно-просветительской работы, со строительством многих храмов, церковных и светских школ, что было практически парализовано с приходом новой коммунистической власти в нашей стране в 1944-м году.      – Что просто нельзя обойти стороной, так это серьезнейший выбор монашеского пути. Как в вашем сердце созрело такое решение? – Оно возникло во время учебы в духовной академии, при регулярных встречах со священнослужителями, при посещении монастырей... Как-то постепенно произошло. И, прежде всего, на меня повлияли мои посещения Рильского монастыря еще в качестве простого мирянина.

http://pravoslavie.ru/141825.html

Если прежде предполагалось направление на Собор делегатов от каждой высшей и средней духовной школы, то теперь высшие школы (а в современной Болгарии - это богословские факультеты) лишились права делегировать на Церковные Соборы своих представителей. Такое право оставлено лишь за средними школами (семинариями). Это решение вызвало недовольство на богословских факультетах в Софии и в Великотырново. Однако, как отмечает Портал " Двери Православия " , высшие богословские школы отчасти сами виноваты в том, что утратили свое представительство на Соборах. Декан богословского факультета Софийского университета, являвшийся делегатом Шестого Церковно-Народного Собора, прибыл в Рильский монастырь, однако вскоре после начала работы форума он покинул Собор, отправившись в командировку в Грецию. В результате во время обсуждения вопроса об участии высших школ в Церковных Соборах в зале заседаний присутствовал лишь один их представитель - священник Людмил Малев, ассистент богословского факультета Великотырновского университета, но, как говорится, " один в поле не воин " ... 16 мая стало очевидно, что рассмотреть все предлагаемые поправки к Уставу Собор не успеет. Поэтому было принято решение провести осенью 2008 года вторую сессию Собора. Дискуссии по социальным вопросам 17 мая на Соборе велась дискуссия о введении преподавания основ православного вероучения в общеобразовательных школах. Позицию епископата еще накануне Собора озвучил в одном из интервью митрополит Русенский Неофит: " В начальных классах необходимо изучать лишь святое православие, а в старших классах включить материал по сравнительному религиоведению " . При этом делегаты Собора согласились с тем, что в местах компактного проживания представителей иных вероисповеданий, изучение православия, конечно же, не должно быть обязательным. " В Болгарии есть и мусульмане. Они могут, соответственно, заниматься изучением ислама " , - пояснил позицию Собора протоиерей Ангел Ангелов. Собор также высказался против новой редакции Семейного кодекса Болгарии, в котором узаконено сожительство супругов без регистрации брака.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010