– Об этом можно говорить бесконечно…      Рильский ставропигиальный мужской монастырь расположен на юго-западе Болгарии и считается крупнейшим в стране. Основан он в Х веке преподобным Иоанном Рильским Чудотворцем, покровителем нашего народа. Считается крупнейшим религиозным центром на Балканах после Афона. Отмечает три престольных праздника: 1 июля – перенесение мощей преподобного Иоанна Рыльского из Тырново (это старая столица Болгарии) в Рыльскую обитель в 1469-м году, 18 августа – день преставления святого – и 19 октября – перенесение мощей святого из монастыря в Средец. Здесь же покоятся и мощи преподобного Иоанна Рильского в монастырской церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Согласно преданию, святой Иоанн отошел ко Господу 18 августа 946 года и сначала был погребен в каменной гробнице, сохранившейся до нашего времени в храме в четырех километрах к северу от обители. Через 40 дней после кончины Иоанн был похоронен учениками, но все это время его тело оставалось нетленным (оно нетленно и по сей день) и источало благоухание. А от мощей святого люди получали исцеления. Преподобный явился игумену Рильского монастыря и повелел перенести его мощи в город Средец (ныне София), где тогда находился Патриарх Болгарский Дамиан (927–972). Наказ святого был исполнен: мощи перенесли в Средец, где от них получили исцеление византийский Император Мануил I Комнин и его приближенный Георгий Скилица. Венгерский король Бела III захватил Средец во время венгеро-византийской войны (1183–1185) и перенес их в Венгрию. В 1187-м году святыня вернулась на родину, а в 1469-м году, по просьбе монахов Рильского монастыря, их смогли перенести в обитель. Интересно, что частица мощей Иоанна Рильского попала на Русь вместе с Григорием Цамблаком, ставшим позже Митрополитом Киевским. О деснице святого существует целое предание. Русский исследователь Владимир Качановский, посетивший Болгарию в 1881-м году, записал следующую песню, услышанную от местных: «Рильцы отломали правую руку святого Иоанна и унесли ее в Россию».

http://pravoslavie.ru/141825.html

29 мая 2010 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил собор и принял участие в заседании Общественно-попечительского совета по возрождению храма в центральном нефе собора. В тот же день храм посетил патриарх К-польский Варфоломей. Патриарх Кирилл совершил 1-ю патриаршую литургию в соборе 20 нояб. 2010 г. и освятил крест на куполе. Правый придел храма было решено посвятить св. Иоанну Кронштадтскому, алтарь в крипте, где будут трапезная, приемная и покои патриарха,- прп. Иоанну Рильскому. Ход работ находился под надзором Комиссии по художественному убранству Морского собора, возглавляемой еп. (ныне архиеп.) Гатчинским Амвросием (Ермаковым) (заместитель - председатель епархиального архитектурно-художественной комиссии проф. архим. Александр (Фёдоров)), в ее состав вошли преимущественно специалисты из Ин-та им. И. Е. Репина АХ. Проект реставрации и воссоздания иконостаса выполнен коллективом «Моспроект-2» под рук. А. Н. Оболенского и А. О. Самойлова (иконы написаны в мастерских «Ковчег» и «Ставрос», Ярославль); проект убранства и росписи - под руководством художников Н. В. Нужного (ООО «Вифания»), Н. Селивёрстова и К. Константинова (в 2011-2013 работали более 200 живописцев). Помимо реставрации и реконструкции исторической живописи выполнены новые росписи в тех частях здания, где их не было. Созданные в основном по образцу мозаик мон-ря Осиос Лукас в Греции, они включают богатый орнаментальный декор, имитируют фактуру мозаики, представляют образы Спасителя, композиции на темы праздников, фигуры ангелов и др. Своды трапезной покрыты изображениями райских птиц, якорей, виноградных лоз, в медальонах - виды российских храмов и монастырей. Были выполнены более 300 эскизов для икон в технике перегородчатой эмали для главных дверей и хоросов. Воссозданы в традиц. свинцово-паечной технике витражи в подлинных металлических оконных рамах на стекле амер. и германского производства: «Распятие с предстоящими» с сев. стороны и «Чудесный улов» с южной - в окнах 1-го яруса, «Деисус» - в зап. окне (2012, А. И. Яковлев, Ю. И. Зенин). Колокола отлиты на воронежском колокололитейном заводе им. В. Анисимова. За работы в соборе 27 марта 2014 г. золотые медали РАХ были вручены А. Н. Оболенскому, Н. В. Нужному, А. О. Самойлову. К святыням собора относятся частицы мощей свт. Николая, прп. Сергия Радонежского, прмц. вел. кнг. Елисаветы и инокини Варвары, свт. Иннокентия Иркутского (в новонаписанной житийной иконе), прав. Феодора (Ушакова), а также иконы Божией Матери «Державная» и свт. Николая.

http://pravenc.ru/text/2566176.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Но болгары отплатили грекам и не раз. В Софии, придя в крупный центр византийских исследований Дуйчева, где хранится самое значительное рукописное греческое собрание в Болгарии и, листая каталог с пометами на полях «монастырь Предтечи в Серрах», «монастырь Касиница», я ужаснулась. Несколько лет назад я училась в Институте балканистики в Салониках. 15 августа (Успение Богородицы) у греков государственный праздник, никто не работает. Мы с моей подругой и еще одной ирландкой, изучавшей византийскую архитектуру, решили поехать на Успение в знаменитый монастырь Иоанна Предтечи, расположенный высоко в горах около г. Серры в греческой Македонии, основанный в 1270 г. Здесь после падения Византии (1453 г.) доживал свой век последний св. византийский патриарх Геннадий Схоларий, здесь он и похоронен – в храме выставлены для поклонения его мощи. Дивные красоты природы сочетаются с красочной архитектурой, в храме сохранились древние иконы XIV в. Так вот, когда мой взгляд упал на эти пометы в каталоге, я вдруг вспомнила, как по сей день монахини вспоминают жестокость болгар: «Это было начало XX в. 1916-1917 гг. Ворвались, издевались над монахами, грабили, иконы и драгоценности, золото, рукописи – все увезли в Софию, монастырь полностью разорили. Сейчас заново приходится все отстраивать – 10 лет как возрождается обитель». Как-то стояла вечером на службе в Русской церкви и пела. Батюшка:–«Ты что поешь так? Иди на клирос.» Там я познакомилась с Олей, с которой в воскресный день мы отправились в Рильский монастырь. Преподобный Иоанн Рыльский Иоанн Рыльский (946, пам. октября 19/ноября 1) – небесный покровитель Болгарии, самый почитаемый болгарский святой. По почитанию с ним, пожалуй, может сравниться только батюшка Серафим. Изображение (на фреске или иконе) св. Иоанна можно встретить в каждом болгарском храме. Родился во второй половине IX в. в селе Скрино. В детстве был пастухом, постриг принял в ближайшем монастыре, потом ушел в рильские леса, где основал монастырь. Рильский монастырь (X в.) – главная святыня Болгарии, несчастнейшая обитель.

http://pravoslavie.ru/39688.html

мон-рях. Болг. христиане рассчитывали на помощь единоверных слав. народов, особенно рус. С XVI в. Россию регулярно посещали болг. иерархи, настоятели мон-рей и проч. духовные лица. Одним из них был упомянутый выше Тырновский митр. Дионисий (Рали), доставивший в Москву решение К-польского Собора (1590) об учреждении Патриаршества в России. Монахи, в т. ч. игумены Рильского, Преображенского, Лясковского, Билинского и др. мон-рей, в XVI-XVII вв. испрашивали у Московских Патриархов и государей средства на возобновление пострадавших обителей и защиту от притеснений турок. Поездки в Россию за милостыней на восстановление своих обителей совершили игумен Преображенского мон-ря (1712), архимандрит Лясковского мон-ря (1718) и др. Помимо щедрых денежных милостыней на мон-ри и церкви из России в Болгарию привозились слав. книги, прежде всего духовного содержания, не дававшие угаснуть культурно-национальному сознанию болг. народа. В XVIII-XIX вв. с ростом хозяйственных возможностей болгар выросли пожертвования мон-рям. В 1-й пол. XVIII в. были возобновлены и украшены мн. монастырские храмы и часовни: в 1700 г. возобновлен Капиновский мон-рь, в 1701 г.- Дряновский, в 1704 г. расписана часовня Св. Троицы в мон-ре Пресв. Богородицы в с. Арбанаси под Тырновом, в 1716 г. в том же селе была освящена часовня мон-ря св. Николая, в 1718 г. возобновлен (на том месте, где находится сейчас) Килифаревский мон-рь, в 1732 г. обновлена и украшена церковь Роженского мон-ря. В то же время создавались великолепные иконы тревненской, самоковской и дебрской школ. В мон-рях создавались раки для св. мощей, оклады икон, кадильницы, кресты, потиры, подносы, свещницы и др., что обусловило их роль в развитии ювелирного и кузнечного дела, ткачества, миниатюрной резьбы. Церковь в период «болгарского возрождения » (XVIII-XIX вв . ) Мон-ри сохраняли свою роль национально-духовных центров и в период возрождения болг. народа. Начало болг. национального возрождения связано с именем прп. Паисия Хиландарского . Его «История славяно-болгарская о народах, и о царях, и о святых болгарских» (1762) явилась своеобразным манифестом патриотизма.

http://pravenc.ru/text/149675.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Его похороны стали общественно значимым событием. Невзирая на сильный мороз, в Кронштадт устремились тысячи паломников. По завещанию И. К. местом его погребения должен был стать храм прор. Илии и прав. Феодоры (небесных покровителей его родителей) в крипте с.-петербургского Иоанновского жен. монастыря на Карповке. Еще в 1904 г. И. К. ходатайствовал перед императором и получил разрешение императора и митр. С.-Петербургского Антония (Вадковского) быть погребенным в Иоанновском мон-ре в качестве исключения из существовавшего законодательства. И. К. просил, чтобы его тело в С.-Петербург сопровождал еп. Гдовский сщмч. Кирилл (Смирнов) , а отпевание совершил митр. Антоний (Вадковский). Гроб с останками И. К. был выставлен в кронштадтском Андреевском соборе, всю ночь на 22 дек. шло прощание с пастырем, непрерывно совершались панихиды. Заупокойные службы по завещанию И. К. совершал еп. Гдовский Кирилл. Утром 22 дек. после литургии и панихиды траурная процессия направилась по льду Финского зал. к железной дороге в Ораниенбаум. Гроб везли на катафалке в сопровождении 94-го Енисейского полка, несколько военных оркестров и более чем 20 тыс. чел. В Ораниенбауме гроб был помещен в вагон специального траурного поезда и доставлен на столичный Балтийский вокзал, откуда намного увеличившаяся процессия двинулась на Карповку. По пути следования служились литии или панихиды. Во время частых остановок желающие прощались с усопшим, поскольку вход в Иоанновский монастырь был ограничен. Одна из остановок была у здания Синода, гроб был внесен в помещение, и была совершена лития. По особому повелению государя для совершения литии на нек-рое время траурное шествие остановилось у Зимнего дворца. В монастырском верхнем соборе на Карповке несколько архиереев во главе с митр. Антонием и в сослужении ок. 60 пресвитеров и 20 диаконов отслужили литургию и чин отпевания. Затем гроб был перенесен в нижнюю церковь-усыпальницу, помещен в беломраморную гробницу и закрыт массивной мраморной плитой с изображением креста, Евангелия и резной митры. В 1911 г. на гробнице был помещен образ прп. Иоанна Рильского работы академика живописи Н. П. Шаховского. Перед образом горела неугасимая лампада. На гроб от имени имп. Александры Феодоровны обер-церемониймейстером Двора гр. В. А. Гендриковым был возложен крест из цветов. На груди почившего лежал венок, присланный вдовствующей имп. Марией Феодоровной. 25 дек. 1908 г. поклониться гробнице прибыли вел. княгини Милица и Анастасия Николаевны - супруги вел. князей Петра и Николая Николаевичей. В рескрипте от 12 янв. 1909 г. на имя митр. Антония (Вадковского) имп. Николай II назвал почившего «великим светильником Церкви Христовой» и «молитвенником Земли Русской» (Высочайший рескрипт//ЦВед. 1909. 3. С. 11-12).

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Протестовали болгарские иерархи и против депортации евреев из Македонии и Фракии, но на этот раз они оказались бессильны что-либо сделать, так как эти евреи не были болгарскими гражданами. Их депортация началась 23 февраля, через несколько дней на пути в Рильский монастырь митрополит Стефан был потрясен действиями властей в отношении евреев Эгейской Фракии. Владыка тут же отправил царю телеграмму с просьбой, чтобы «изгоняемых из Беломорья евреев везли через Болгарию как людей, а не как животных, и облегчили их невыносимый режим с пожеланием не изменять его в Польше». На эту телеграмму последовал ответ, что выполнение просьбы митрополита «возможно и необходимо», относительно милосердной перевозки евреев через Болгарию царь обратился к немецкому командованию . В конце концов на занятых болгарскими войсками территориях Югославии и Греции почти все еврейское население было интернировано и передано немецким органам СД, которые отправили его в лагеря смерти на территории Польши, где уцелели лишь немногие . По пути перевозки этих страдальцев через Болгарию православное духовенство помогало им продуктами и вещами. Для набора намеченной цифры в 20 тыс. правительство Филова вскоре приступило к акциям уже в болгарских городах Кюстендил, Дупница, Горна Джумая, Пазарджик и Пловдив по насильственному сбору евреев, которые по предварительно составленным спискам подлежали депортации как «нежелательные элементы». 28 февраля, вернувшись из Рильского монастыря, митрополит Стефан поехал служить праздничную Литургию в Дупницу, но город был мертвый и пустой, – в эти дни должна была начаться депортация евреев, они находились под домашним арестом, и местные болгары в знак протеста также перестали выходить на улицу, добровольно посадив себя под арест. Митрополит срочно позвонил премьер-министру и после продолжительной беседы получил заверение, что принятое решение о депортации будет отменено (что вскоре и произошло). В проповеди после Литургии Владыка похвалил дупничан за их христианское отношение к еврейским согражданам и пожелал им и дальше жить в дружбе и вместе отстаивать свое право на свободу в родном городе .

http://bogoslov.ru/article/2241382

Священник Владимир Шмалий в течение отчётного учебного года совмещал преподавание в МДАиС с исполнением обязанностей секретаря Синодальной Богословской комиссии, начальника научно-богословского отдела Учебного комитета и консультанта Отдела внешних церковных связей. Кроме того, он принял участие в работе Богословской конференции РПЦ «Учение Церкви о —422— человеке», на которой выступил с докладом «Проблематика пола в свете православной антропологии», и в работе семинара «Философская этика и христианское нравственное богословие» в институте философии Российской академии наук, где прочитал доклад: «Статус этики в христианском богословии». Отец Владимир участвовал также в заседании Смешанной комиссии по диалогу РПЦ с Ближневосточными Ориентальными Церквами, в заседании комиссии Конференции Европейских Церквей «Церкви в диалоге» (Трондхайм, Норвегия), в диалоге РПЦ и Евангелической церкви Германии (Мюльхайм, Германия) и в консультации европейских богословских факультетов в Граце, сопровождая ректора МДАиС архиепископа Евгения в его поездке в Австрию. Свящ. Леонид Грилихес участвовал в Международной конференции в Рильском монастыре «Ветхий Завет в христианской традиции» (Болгария), в Богословской конференции РПЦ «Учение Церкви о человеке». На Богословской конференции ПСТБИ на секции «Христианский восток» прочитал доклад на тему: «Проблемы семитской реконструкции притч Евангелия от Матфея». Автор и редактор ряда статей по библеистике в «Православной энциклопедии», проводил ряд семинаров в Библейском кабинете. Продолжал работу Греческий кабинет при МДАиС. В рамках Кабинета для обеспечения учебного процесса на резографе Академии была издана подготовленная иеромонахом Дионисием (Шленовым) «Хрестоматия по латинской христианской литературе со словарём» и составленное иеромонахом Тихоном (Зиминым) «Учебное пособие по греческому языку» (первые 15 уроков). В отчётном году были опубликованы (совместно с ГЛК Ю. А. Шичалина) 1-я часть учебника древнегреческого языка и учебник латинского языка, составленный преподавателем Н. И. Колотовкиным. Сотрудники Кабинета занимались переводом с новогреческого языка учебника по патрологии проф. Афинского университета С. Пападопулоса и исследования А. Тахеаоса «Кирилл и Мефодий».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Рильском монастыре Опустошительный пожар в начале XIX в. вновь уничтожает древний монастырь. Но это было уже время болгарского национального Возрождения, и на его восстановление жертвует вся страна. На собранные средства в 1816 г. начинается возведение новых монастырских зданий, и он приобретает нынешний облик. Строительство растянулось на целых тридцать лет. Весь комплекс монастыря занимает прямоугольную территорию, а ее центром является внутренний двор, где расположена средневековая башня и главная церковь. Уникально архитектурное оформление выходящих в монастырский двор фасадов зданий, представляющих собой ажурное переплетение системы галерей и придавших внутреннему пространству особенный колорит. В северном крыле здания была обустроена большая монастырская поварня, с интересным инженерным решением, печь которой венчает огромный 24-метровый конус, проходящий через все этажи с несколькими рядами арок и завершающийся небольшим куполом. Строительство главной церкви монастыря во имя Пресвятой Богородицы велось в период 1834–1837 гг. под руководством архитектора Петара Ивановича. Она была возведена на месте утраченного храма, сгоревшего во время последнего пожара. Церковь представляет собой сочетание разных архитектурных стилей: трехнефной базилики, крестово-купольного храма и итальянской купольной церкви. Ее внутреннее пространство удалосьзначительноувеличитьзасчет возведения двух апсид и двух больших притворов. Венчает ее 5 куполов, а внутри она имеет три алтаря. Внутреннее оформление церкви отличается нарядной декоративностью и особой красочностью отделки. Росписи стен создались в период 1840-1848 гг. известными живописцами той эпохи, в том числе и великим Захарием Зографом, отличавшимся особой реалистичностью изображения. Портретная галерея двадцати ктиторов, отпустивших значительные средства на строительство монастыря, во многом способствовали последующему созданию светского болгарского портретного искусства. В связи с этим искусствоведы считают фрески главной церкви Рильского монастыря началом новых плодотворных исканий в религиозной живописи XIX в.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010