Святитель Кирилл Александрийский Жизнь Св. Кирилл является одной из крупнейших фигур в истории Церкви, блестящим богословом и иерархом, которому принадлежит главная заслуга в преодолении ереси Нестория, подготовке и проведении Ефесского Собора 431 г. (III Вселенского). Христологические формулировки св. Кирилла легли в основу догматических вероопределений этого Собора, однако впоследствии их использовали Диоскор и монофизиты, отвергшие Халкидонский Собор 451 г. (IV Вселенский). Учение св. Кирилла стало «знамением пререкаемым», а его незаурядная личность – предметом многовековых споров, возобновлявшихся с новой силой в разные эпохи. Св. Кирилл был племянником Феофила Александрийского. Он родился в Александрии и получил блестящее классическое и богословское образование. Согласно преп. Исидору Пелусиоту , св. Кирилл некоторое время жил вместе с монахами в пустыне близ Пелусиона (Письмо 1, 25). К 403 г. Кирилл уже был диаконом; в этом качестве он сопровождал своего дядю в Константинополь, где принимал участие в Соборе «Под дубом», осудившем св. Иоанна Златоуста . Неприязнь к Златоусту осталась у него надолго: в 417 г., когда Константинопольский архиепископ Аттик восстановил имя св. Иоанна в диптихах, Кирилл, тогда уже архиепископ Александрийский, решительно осудил его поступок, сказав, что не считает возможным причислить к числу иереев «отпавшего от священства мирянина Иоанна» (Никифор Каллист. Церк. ист. 14, 28). Однако в 418 г. он внял совету своего друга преп. Исидора Целусиота и вписал имя Иоанна Златоуста в александрийские диптихи, а на Ефесском Соборе 431 г. ссылался на его сочинения. После смерти Феофила главным кандидатом на Александрийскую кафедру был архидиакон Тимофей. Однако народ предпочел ему племянника почившего, и 12 октября 412 г. св. Кирилл стал архиепископом египетской столицы. Избрание Кирилла не было случайностью. В IV-V вв. в Александрийской Церкви власть почти регулярно передавалась от дяди к племяннику: после св. Афанасия архиепископом стал его племянник Петр, который был дядей Феофила; последнему наследовал его племянник Кирилл, который, в свою очередь, был дядей следующего епископа – Диоскора. К моменту интронизации Кирилла между Александрией и Константинополем существовало давнее противостояние: в свое время Петр Александрийский боролся против св. Григория Богослова и рукоположил Максима-циника на его место; Феофил боролся со св. Иоанном Златоустом и добился его низложения; впоследствии Кирилл добьется низложения Константинопольского патриарха Нестория, а Диоскор на «разбойничьем соборе» 449 г. низложит Константинопольского Флавиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

VIII. Противодействие и торжество врагов унии над ее приверженцами на соборе разбойничьем 449 хода. – Диоскор – главный вождь врагов унии. – Характеристика собора разбойничьего, обскурантизм. – Исключительное тяготение к символу никейскому и отрицательное отношение к символу константинопольскому. – Лжетолкование унии. – монофизитство. – Победа врагов унии над защитниками ее в Ефесе (440 г.). – Флавиан, Домн, Феодорит, Ива и др. страдальцы за привязанность к унии Отступник, зверь, поистине самый упорный н боговраждебный, еще не успокоился, еще не расстался с поселившеюся в нем злобой; постоянно раздражаясь ненавистью к св. церквам, он в дерзости своей обращает против догматов истины необузданные языки людей нечестивых и невежественных. Св. Кирилл. Паступил 449 год христианской эры. Церковь переживает величайший кризис. Враги унии, крайние александрийцы, противники, ожесточенные противники всего, что носило хотя малейшую печать антиохийского богословского направления, торжествуют. Но, слава Богу, не надолго! Мы говорим о соборе разбойничьем и его деяниях, или правильнее – злодеяниях. Это было удивительное время в истории церкви; события сменяют одно другое с неимоверной быстротою. Явления следуют одно за другим, как при чтении книги. Церковь сильно волновалась. Давно ли состоялась уния между александрийцами и антиохийцами, давно ли жил Кирилл, этот истый александриец, приветствовавший унию радощами своими? Но вот уже наступили новыя времена. Великое явление – разумеем унию, – считается позором церкви, друзья унии объявляются врагами церкви, православия: противники унии провозглашают себя истинными носителями истинной веры! Монофизитство также высоко поднимает свое знамя, как арианство во времена Констанция. Видя все это, можно воскликнуть с Василием Великим , пораженным в свое время бурями арианизма: „вера и церковь гибнуть!”. Но промысл Божий не дремлет, – так утешал св. Лев скорбящую церковь рассматриваемого времени, и, действительно, туча оказалась мимолетной. Душою, вождем, неутомимым деятелем монофизитства, как известно, был Диоскор, патриарх александрийский.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИЙ († после 468), архиеп. Селевкии Исаврийской, церковный писатель. Жизнь Занял епископскую кафедру Селевкии, митрополии провинции Исаврия (юг М. Азии), по всей вероятности, ок. 440 (после 431, но ранее 448 - Aubineau. 1972. P. 169-170). На Поместном К-польском Соборе (448) В. вместе с др. участниками осудил монофизитскую ересь Евтихия , однако через год, на т. н. разбойничьем соборе в Эфесе (449), проходившем под давлением Александрийского архиеп. Диоскора , принял участие в оправдании Евтихия и смещении противостоявшего ему К-польского Патриарха свт. Флавиана . На Вселенском IV (Халкидонском) Соборе (451) В. подписал «Томос к Флавиану» св. папы Льва I Великого , осуждавший Евтихия. В 458 г. В. вместе с др. епископами своей провинции направил послание имп. Льву I в поддержку решений Халкидонского Собора, протестуя против поставления на Александрийскую кафедру Тимофея II Элура , известного своими монофизитскими взглядами (послание сохр. в лат. версии: Mansi. T. 7. Col. 559-563; ActaCO. T. 2/5. P. 46-49). Сочинения Свт. Фотий , Патриарх К-польский, упоминает 15 гомилий В., а также «Деяния мц. Феклы», составленные в стихах (не путать с 2 книгами «Жизнь и чудеса св. Феклы» - PG. 85. Col. 477-618) и др. произведения ( Phot. Bibl. Cod. 168). Сочинения В. демонстрируют его широкую начитанность в античных авторах и хорошее риторическое образование. Свт. Фотий отмечает изощренность стиля В., к-рая иногда мешает естественному восприятию мысли автора. Однако, по его мнению, это обстоятельство дает писателю нек-рые преимущества для изложения сложных тем. Вероятным образцом для риторического мастерства В. являются проповеди свт. Василия Великого и свт. Иоанна Златоуста ( Aubineau. 1972). Сочинения В. оказали заметное богословское влияние на прп. Романа Сладкопевца ( Maas. 1910; Sichem. 1968). Из 41 проповеди В. (PG. 85; CPG. 6656) 37 признаются подлинными; 2 - сомнительного авторства ( Godet. 1932): «На Благовещение Пресв. Богородицы» (In sanctae deiparae annuntiationem. Or. 39//PG. 85. Col. 426-452) и «На пророка Илию» (In Eliam. Or. 11//Ibid. Col. 148-157); 2 - неподлинные: «Против иудеев» (Contra Iudaeos. Or. 38//Ibid. Col. 400-425; Tillemont. P. 344; Marx. 1941. P. 333; Fenner. P. 6) и «Похвала первомученику Стефану» (Laudatio protomartyris Stephanis. Or. 41//Ibid. Col. 461-473; Tillemont. P. 345). Особый интерес представляет проповедь «На одержимого» (De arreptivo. Or. 23//Ibid. Col. 269-277), содержащая материал по демонологии; в гомилии «На Преображение Господне» (In transfigurationem domini. Or. 40//Ibid. Col. 452-461) дается толкование природы Фаворского Света.

http://pravenc.ru/text/150679.html

Приложение I. Оглавление писем блаженного Феодорита с кратким указанием содержания их. 1 . Неизвестному. Молчание адресата касательно посланного ему Феодоритом толкования на Апостол заставляет Кирского епископа предполагать, что тот составил неблагоприятное суждение о его труде, и принуждает его обратиться с просьбою – высказать определенно свое мнение. 2 . Ему же. Хороший отзыв адресата о своих истолковательных сочинениях Феодорит считает выражением его любви, обыкновенно прикрывающей многие недостатки друзей. 3 . Епископу (Тирскому) Иринею. Указав, что решение некоторых вопросов недоступно человеку, ограниченному в своем ведении в настоящей жизни, Феодорит переходит к рассмотрению приведенной адресатом «притчи» о языческом судии, предложившем двум христианам на выбор: или принести жертву богам, или броситься в море, при чем один из них сразу выбирает последнее, а другой не соглашается ни на одно из этих условий. В ответ на просьбу Иринея – указать сравнительное нравственное достоинство обоих подвижников благочестия, Феодорит, – на основании фактов библейской истории, – отдает предпочтение второму. 4 . Приветственное по случаю праздника с благодарением Богу за ниспосланный дождь. 5 . Приветственное по случаю праздника; значение праздников для человечества после падения. 6 . Приветственное по случаю праздника, совершенного Феодоритом при всеобщем рвении народа. 7 . Феонилле утешительное по случаю смерти мужа. 8 . Евграфие утешительное по случаю смерти мужа. 9 . Неизвестному, высказавшему свое крайнее негодование по поводу несправедливого приговора (членов Разбойничьего собора) против Феодорита; Кирский епископ выражает ему свою радость, что он страдает невинно. 10 . Адвокату Илии, с просьбою помочь иподиакону Геронтию в процессе против некоего Аврамия, присвоившего что-то у некоторых лиц. 11 . Епископу Константинопольскому Флавиану, которому Феодорит выражает свою искреннюю радость по случаю осуждения (на соборе 448 г.) нечестия монофизитствующих. 12 . Епископу (Тирскому) Иринею утешительное по случаю смерти Иринеева зятя, бывшего искреннейшим другом Феодорита.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАФИЙ еп. Беритский (сер. V в.). Занимал кафедру Берита (ныне Бейрут , Ливан), первоначально находившуюся в подчинении у Тирского епископа. После 449 г. на Соборе в К-поле с согласия архиепископов Анатолия К-польского и Максима Антиохийского Е. добился для своей кафедры статуса митрополии в связи с разделением имп. Феодосием II пров. Финикия Приморская на 2 адм. единицы с центрами в Тире и Берите. В результате к Беритской митрополии присоединили еще 6 городов. Это решение не было признано Фотием, еп. Тирским, продолжавшим рукополагать в эти города епископов, к-рых Е. в свою очередь вновь низводил на степень пресвитеров. Вселенский IV Собор (451), разбиравший этот вопрос, вернул города в юрисдикцию еп. Фотия, но сохранил за Беритом статус автокефальной митрополии (ACO. T. 2. Vol. 1(3). P. 101-110; ДВС. Т. 3. С. 35-41; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 301). В ходе христологических споров Е. защищал учение свт. Кирилла Александрийского о «единой природе Бога Слова воплощенной». Выступая против Нестория , принял определения Вселенского III Собора (431), а с 435 по 447 г. был противником Ивы , еп. Эдесского, осуждение к-рого как несторианина поддержал в 448 г. Участвуя в «разбойничьем» Соборе в Эфесе (449) на стороне архим. Евтихия , Е. поддержал и низложение свт. Флавиана К-польского, за что свт. Лев I Великий , папа Римский, исключил его имя из диптихов. На IV Вселенском Соборе Е. занял примирительную позицию, отвергнув выражение «одна природа» и отозвав осуждение свт. Флавиана. Несмотря на это, представители императора сочли Е. и ряд др. архиереев виновными и предложили их низложить, однако все они, за исключением Диоскора , выразили согласие с Томосом папы Льва и были приняты Собором (ACO. T. 2. Vol. 1(1). P. 195; T. 2. Vol. 1(2). P. 92, 109; ДВС. Т. 2. С. 219-220; Т. 3. С. 6, 22). Из сочинений Е. сохранился фрагмент трактата против монофизитского Александрийского патриарха Тимофея II Элура (457-460). Этот факт опровергает свидетельство сиро-яковитского патриарха Михаила Сирийца (XII в.), к-рый сообщает, что Е. с честью принял в Берите сосланного патриарха Тимофея. Евагрий Схоластик (VI в.) цитирует в «Церковной истории» отрывок из несохранившегося послания Е. к некоему «епископу Иоанну и другому пресвитеру Иоанну», где, по-видимому, содержалось описание Халкидонского Собора. Е. также является адресатом одного из посланий Феодорита , еп. Кирского ( Theodoret. Ep. 48).

http://pravenc.ru/text/187451.html

Сайт «Православие.Ру» продолжает публикацию фрагментов новой книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Икона Свв. Отцов Халкидонского Собора Император Маркиан, действуя по совету своей супруги святой Пульхерии, в самом начале правления издал ряд актов в поддержку православных диафизитов. По его распоряжению мощи святителя Флавиана были перенесены в столицу и погребены в храме 12 апостолов. Епископы, лишенные сана «разбойничьим собором» и сосланные императором Феодосием, были возвращены из ссылки. Евтихия Маркиан приказал выдворить из его монастыря и отправить в ссылку. Архиепископ Константинополя Анатолий, поставленный Диоскором, после встречи с легатами епископа Рима выразил письменное согласие с томосом Льва Великого, дав пример другим архиереям, участвовавшим в «разбойничьем соборе», которые теперь письменно заявляли о том, что в Эфесе они под давлением и по принуждению подписывались под актами об отлучении Флавиана, Евсевия Дорилейского, Феодорита, Ивы Эдесского и Домна Антиохийского, и своими подписями свидетельствовали о совершенном согласии с томосом святого Льва. Аналогичную подпись дал и архиепископ Максим, поставленный на Антиохийскую кафедру после низложения Домна. В посланиях Льву Великому епископы Востока один за другим выражали свое единомыслие с ним. Диоскор, однако, не захотел смириться с поражением и, переоценивая свои силы, пытался противопоставить себя императору: не страшась обвинения в государственной измене, он в беседах с друзьями, о которых скоро становилось известно в Константинополе, бахвалясь, утверждал, что в Египте настоящий император – он, Диоскор, а не Маркиан. Тем самым он создавал ситуацию, удобную для того, чтобы верховной власти, отвернувшейся от монофизитов, именно его, Диоскора, а не императора Феодосия объявить главным виновником преступлений, учиненных на «разбойничьем соборе» в Эфесе. Для обвинения Диоскора и окончательного отвержения евтихианской ереси нужен был собор, и император Маркиан предложил созвать его. Но папа Лев перед лицом своего фактически уже состоявшегося триумфа и поражения монофизитов переменил отношение к созыву собора, на чем он настаивал ранее в переписке с Феодосием. Теперь он больше не видел в нем надобности и в связи с этим писал Маркиану: «Нам довольно вашей ревности о вере; мир возвращается в Церковь, а через Церковь и в государство. Удовольствуемся же тем, что внушает вам Бог, и не будем производить больше прискорбных споров, одно бесстыдство которых есть уже позор для Церкви. Будем стараться по возможности избегать поднимать нечестивые и безрассудные вопросы, которые Святой Дух учит нас заглушать при первом их появлении; нехорошо постоянно исследовать то, во что мы должны верить, как будто тут может быть место сомнению; и теперь должно быть известно, что мнения Евтихия нечестивы и что Диоскор, обвинивший Флавиана, погрешил против веры» .

http://pravoslavie.ru/51824.html

святитель Лев Великий Избранные сочинения Послания Слова и речи святитель Лев Великий Отец и учитель Церкви, богослов, проповедник, общественный деятель, активно противостоял ересям, способствовал созыву IV Вселенского Собора. Лев I Великий – папа римский (440–461). Происходил родом из Этрурии. Получил прекрасное и разностороннее образование, которое открывало перед ним блестящую светскую карьеру. Однако, стремясь к духовной жизни, он избрал иной путь и стал архидиаконом при святом папе Сиксте III (432–440), а после его смерти был избран, в сентябре 440 года, папой Римской Церкви. Это было трудное для Церкви время, когда еретики осаждали твердыню Православия своими соблазнительными лжеучениями. Святитель Лев умел совмещать пастырскую мягкость и доброту с несокрушимой твердостью в вопросах вероисповедания. Именно он явился основным защитником Православия против ереси Евтихия и Диоскора, учивших об одном естестве в Господе Иисусе Христе, и ереси Нестория Он употребил всё свое влияние для того, чтобы умирить смущаемую еретиками Церковь и своими посланиями к святым Константинопольским царям Феодосию II (408–450) и Маркиану (450–457) деятельно способствовал созыву IV Вселенского Халкидонского Собора (451) для осуждения ереси монофизитов. На Соборе, где присутствовало 630 епископов, было оглашено послание святителя Льва к уже почившему тогда святителю Флавиану, Патриарху Константинопольскому (447–449), пострадавшему за Православную веру от разбойничьего Ефесского собора в 449 году. В послании святителя Льва было изложено Православное учение о двух естествах в Господе Иисусе Христе. С учением этим согласились все присутствовавшие на Соборе епископы. Еретики Евтихий и Диоскор были отлучены от Церкви. Святитель Лев явился также защитником своего отечества от натиска варваров. В 452 году он силой своего слова удержал от разорения Италии грозного предводителя гуннов Аттилу, а в 455 году, когда предводитель вандалов Гензерих вторгся в Рим, он сумел убедить его не предавать город разрушению, не жечь зданий и не проливать крови.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010