Патриарх Кирилл: Рождество коренным образом изменило жизнь и течение всей человеческой цивилизации 7 января, 2012. Новостная служба Перед началом прямой трансляции Рождественского богослужения из кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил телезрителей с великим праздником Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 7 января. ПРАВМИР. В ночь с 6 на 7 января 2012 года, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Рождественские богослужения —  великое повечерие, утреню и Божественную литургию, сообщает Патриархия.ру . Перед началом прямой трансляции Рождественского богослужения из кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил телезрителей с великим праздником Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. «Мы прикасаемся к событию, смысл которого настолько велик, что проникновение в него способно коренным образом изменить жизнь человека, как само Рождество коренным образом изменило жизнь и течение всей человеческой цивилизации, – отметил Святейший в своем обращении. – Рождество открыло новые горизонты и выявило тот смысл человеческого бытия, до которого не додумывались и которое не могли осознать даже самые выдающиеся умы древности. И смысл заключается в том, что Бог не где-то там далеко. Это не тот бог, которого боялись древние. Бог — это Тот, Кто пожелал стать человеком, Кто явился в мир, Кто реально стал человеком, одним из нас». Патриарх объяснил значение этого события для всех нас: Все это «означает, что если Бог рядом, то Ему легко протянуть руку. Даже в самые трудные безбожные годы люди, именовавшие себя неверующими, в тяжелейшие моменты жизни, как, например, поднимаясь в атаку, говорили: «Господи, спаси!» Они на ощупь искали Бога, они прикасались к Нему в экстремальной ситуации». Сегодня нам не нужно проходить через экстремальные ситуации, чтобы быть вместе с Богом, если мы этого захотим, напомнил Патриарх Кирилл.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-rozhde...

Образ Покрова Богородицы, оклад серебрян, чеканный, в киоте серебряном белом. (л. 55) Образ Спаса Нерукотворенного, оклад серебрян резной, венец сканный, с финифтью, в киоте серебряном белом. Образ святых жен мироносиц, оклад золот, сканный, во главе Спасов образ. Складни на кипарисе – Распятие Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, на той же цке Василий Великий , Григорий, Иоанн Златоуст , Антипа, на затворах Сергиево видение, на другом затворе образ Пресвятой Богородицы Владимирской да Иоанна Предтечи, апостола Матфея, Петра и Алексея, Ионы, святых Пятницы и Екатерины, оклад и венцы серебрян золочен, резной. Складни – образ Спасов да образ Пресвятой Богородицы, оклад серебрян золочен, сканный. (л. 56) Складни – резаны на кипарисе, образ Рождества Христова да Усекновение честной Главы Иоанна Предтечи, на затворах Благовещения, царя Константина и матери его Елены. Образ Вседержителя Спаса, вырезан на кости, венец финифть зелена, в венце 4 искорки яхонтовых червчатых, в киоте костяном, с раковинами жемчужными. Складни двунадесять праздники 29 икон, оклад серебрян золочен, чеканный, венцы резные. Складны – образ Спаса Вседержителя, на другой стороне Иоанна Богослова, оклад серебрян золочен, резной, в главах херувимы. (л. 57) Складни – образ Пресвятой Богородицы Владимирской, оклад серебрян золочен, венец и цата золотые, да венец и ожерелье и рясы низаны жемчугом мелким, сканным, в рясах 6 лаликов да две серьги, кольца и сени золотые с яхонты лазоревыми и с зерны жемчужными, в венце 9 яхонтиков червчатых да 9 бирюзок, да 9 зерен жемчугу гурмицкого, да в низаном венце 4 лалика, да в цате 2 яхонта червчатых, да бирюза, на другой стороне образ Николая Чудотворца Зарайского да Алексея митрополита, венцы золотые, в венцах 2 яхонтика да 4 бирюски, в киоте серебряном белом, затворы золочены. Образ Пресвятой Богородицы, за слюдою, оклад серебрян, золочен, с простыми камешки, греческого дела. Образ, – на камне вырезан Георгий да Федор Стратилат, оклад серебрян, сканный, – с финифты, во главе Спасов образ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Дирекция государственного учреждения культуры г. Москвы «Государственный музей керамики» и «Усадьба Кусково XVIII в.», на территории которого находится один из старейших приходских храмов столицы, отказала верующим в праве отметить, как полагается по уставу Русской Православной Церкви, престольный праздник их прихода. И это происходит не впервые. Испорченный праздник Кусково. Церковь Спаса Всемилостивого и колокольня. Фото Алексея Трошина В разные годы дирекция музея запрещала всенощные бдения на Преображение, на Успение и Рождество Божией Матери, сокращала число служб перед Пасхой… По благословению архиепископа Истринского Арсения эти службы служились около закрытых дверей храма. Только лишь капризом нынешних хозяев Кусково можно объяснить тот факт, что 13 августа нынешнего года, в преддверии праздника Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста ГосподняСпаса Всемилостивого, в этом храме было вновь запрещено всенощное бдение. В очередной раз верующим испортили праздник, причем тот, который на Руси издревле отмечался с особым благоговением. (Что уж говорить о праздниках «менее значительных», которые не утверждаются в графике богослужений дирекцией музея!) Спас Всемилостивый – это так называемый первый Спас. К августу поспевал первый мед. Его освящали в церкви в этот день и благословляли вкушение, отчего праздник еще называется «Спасом медовым». Второй Спас – 6/19 августа – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа («Спас яблочный»). А третий – 16/29 августа, в попразднство Успения Пресвятой Богородицы, – перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа (Спас Нерукотворный). Празднество Спаса Всемилостивого в Русской Церкви, как известно, соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. Известие о великом событии сохранилось в хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир киевский и вся Русь августа 1-го». «В 1164 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский выступил против камских болгар, – пишет Евгений Поселянии. – Перед сечею укреплял он себя молитвою пред чудотворною иконою Богородицы «Владимирскою», писанною, по преданию, евангелистом Лукою, и пред честным крестом. Победил.

http://pravoslavie.ru/566.html

3) Холщевый – ¼ аршина ширины и 1 / 4 аршина высоты, от сотворения мира 7061, от Рождества Христова 1552 г. в храм Преподобного Александра Свирского , с св.мощами; с изображением креста осмиконечного на горе, с копием и тростию и надписями: «Царь Славы, IC. ХС. HI. КА, копие губа». Надпись около краев всех сторон следующая: «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви преподобного отца нашего Александра Свирского , священа церковь сия при благоверном Царе и Великом Князе Иване Василевиче всея Руси и при Архиепископе Серапионе великого Нова града и Пскова лета 7100 года июля в 3 день на память преподобного отца нашего Афанасия Афонского ». Пришивных углов не имеет, а на месте их дыры от гвоздей, коими антиминс был прибит к престолу 265 . 4) Холщевый – ширины 3, высоты 4 вершка; от сотворения мира 7075 (от Р. X. 1567 г.) окт.; в храм Положения честныя ризы Богородицы; с изображением на мешечке с мощами четыреконечного креста на подножии и словами около его: IC. ХС. ЦР. СЛ. Надпись не кругом антиминса, а сперва по ту и другую сторону мешечка со св. мощами и потом внизу под ним, следующая: «Лета 7075 месяца ω си олта(рь) освяти(ся) великаво Господа Спаса нашего IC ХС.....влцы ....шея Богородицы Честнаг… нея положна риза при Царе и Великом Князе Иоане Василевиче всея Руси и ....чадех Царевиче Иване…..Феодору при Архиепископе Александре на память Покрова святей Богородицы и святого апостола ……анна(нии) и……романа певца Кондакорева…….Мешечек для мощей и наугольники пришиты с исподней стороны. (См. рисунок на листе В). 5) Холщевый – шириною 4 1 / 8 и высотою 4 вершка, 7134 (1626) года, с изображением семиконечного креста с тростию и копием с губою, на подножии, с словами около креста: «ЦРЬ СЛА, IC, ХС, НИ, КА, КОП., ТРОСТ.» Надпись по ту и другую сторону мешечка с мощами и под ним – изображения креста, следующая: освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви Пресвятыя Владычице нашея Богородицы и Приснодевы Мария честного и славного ея Покрова в лето 7134…….бря при благоверном Царе…..Князе Михаиле………доровиче всия России и при Патриархе Филарете и при Архиепископе Павле Пскопском и Изборском. Мешечек с св. мощами и наугольники пришиты с лицевой стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

22 декабря 1882 г. Мир тебе и благословение от рождшегося Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, матушка М., если ты жива. А если ты умерла – вечная тебе память и упокоение со святыми, иде же радость и сладость несказанная, невооброзимая! Думаю, что ты уж там, потому что в маленьком письме сказала несколько раз – умираю, умираю, совсем умираю, умираю взаправду. Потому и думаю, что ты теперь ликуешь и славишь Родшегося там с Ангелами. А если, паче чаяния, ты еще не совсем умерла, то поздравляю тебя со всерадостным Рождеством Спаса и Избавителя нашего от вечные смерти, и горестей, и болезней, и ада, и от всего неприятного. А так как у Господа нет мертвых, а все живы Ему, то значит, мертвая ли ты или живая, а все-таки мы празднуем вместе Родшегося Спаса Иисуса Христа, ибо ныне небо и земля свеселятся. А пропоем мы с тобою на подобен Ангельския силы: «Горы сладость да каплют; се бо приходит Бог от юга – языцы покаряйтеся, радуйтеся пророцы, патриарси взыграйте, человецы восплещите руками, крепкий и великий князь Христос рождается, Царь небес на землю приходит». Вот радость-то православным – и небу, и земле! И потому, во всяком случае, тебя поздравляю и желаю срадоваться с небесными силами. Христос рождается – славите! 140. Скорби – начало славы 14 апреля 1883 г. Христос Воскресе! Преподобная М. Светися, светися, новый Иерусалиме! Слава бо Господня на тебе возсия. Откуда же новый Иерусалим взял новую славу? От страданий Господних. Он разукрасил этот новый город Своим Гефсиманским потом, Своею Голгофскою кровью. И вышел дивный Сион! И потому теперь Святая Церковь приглашает всех верующих исходить навстречу Жениху. «Приступим свещеноснии, исходящу Христу из гроба, яко Жениху, и спразднуем Пасху Божию». Гроб прежде был страшен, а как полежал во гробе Христос – он стал чертогом царским; скорби и болезни были страшны и безотрадны, а как вечная любовь испила до дна чашу скорбей и самую даже тяжкую чашу смерти, тогда болезни и скорби засияли паче сапфира и злата, паче звезд небесных, паче луны и солнца. Потому что ими украшался сам Бог богов, Сам Царь царей. И носящий эти украшения-язвы есть истинный подобник Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

«Новоначального места пустынного общежительного пребывания церкви Всемилостивого Спаса Нерукотворного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Преподобного отца нашего Александра Свирского чудотворца Царского Богомолья нищие чернцы: чёрный поп Лаврентий, да Келарь старец Филарет, да старец Иеремей, да старец Макарий Рудак, да старец Иов, да старец Герасим, да старец Иаков, да старец Антоний, да старец Филомей, да старец Моисей и вся братия, уповая на милость Пребезначальной Троицы, и призывая в помощь Херувимского Владыки Матерь нашу, Надежду и Заступницу, Госпожу Владычицу Богородицу и Преподобного отца нашего Александра Свирского чудотворца и всех Святых, по благословению Начальника этой обители Господина нашего отца и Великого старца Иоасафа, потому что он престарился и многими скорбями одержим, и по совету вкладчиков выбрали и возлюбили той же обители постриженника в Строители старца Иосифа, и будучи ему в монастыре Всемилостивого Спаса строить и радеть и попечение иметь елико сила о церкви Божией, и ведать ему всё монастырское строение и казну церковную и денежную и хлебную. Мы же, убогие, ему челом бьём как отцу своему и как истинному пастырю словесного Христова стада, а не наёмнику, чтобы ему милость явить к нашей бедности и заблуждению и быть над нами, бедными и нищими, пастырем и учителем, а нам пред ним во всём иметь покорение и послушание, и быть повинным и неропотным, преслушания и прекословия не иметь во всём, и жить по монастырскому чину и по преданию Святых Апостолов и Святых Отцов общежительного пребывания и по своему иноческому обещанию, что дали пред Богом и Ангелами Его Святыми; ему же, Государю нашему, Отцу Великому старцу Строителю Иосифу, тщание иметь о церковном пении и о трапезном председании и о монастырском благочинии, также и о нашем душевном спасении и о телеси пищей и одеждой, и миловать и заступать нас как отцу присных чад своих, сколько свыше наставит его всемогущая и всесильная десница Вседержителя Бога. И безвинно и яростно не нападать, от гнева и злопомнения воздержаться. Если который брат падёт в некое прегрешение, и ему, Государю нашему отцу, Апостольски говоря, исправлять такового духом кротости, по слову Господню 59 , до седмидесят крат седьмерицею прощать впадающим в согрешения 60 ; если же некие от нас начнут жить бесчинно и не по монастырскому чину и не по преданию Святых Отцов общежительного пребывания, преобидя страх Божий, и, облёкшись в бесстыдство, послушав злых воль своих, начнут быть Государю нашему отцу Строителю Иосифу сопротивны, непослушны и прекословны и начнут жить самочинно, и ему, Строителю Иосифу таковым возбранять и запрещать без всякого страха. Если же не послушают его наказания и в чувство не придут, и таковых смирять нещадно. А нам, братии, которые в совести и в любви духовно о Христе со Строителем Иосифом пребудут, на таковых бесчинников стоять вседушно воедино, и его Строителя Иосифа бесчинником (бесчинникам) ни в чём не поддать, да в том ему и излюб дали».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010