Но боюсь, как бы то единодушие и та любовь между верующими, которые были при апостолах, не стали причиной осуждения для нас 572 , ведь мы в сребролюбивом настроении храним вовсе не единодушие, не мир и не любовь. Они считали свое общим, мы же чужое хотели бы сделать своим. Мы спорим о границах владений и об имениях, словно никогда не должны умереть. Мы ждем всего с земли и ничего – с неба; всего – от нынешней жизни, ничего от будущей славы и вечного бессмертия. Не помним мы слов Господа и Спаса нашего: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» 573 .И вдругом месте: «Смотрите,– сказал Он,– и берегитесь. Ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» 574 . По этой причине мы должны быть чуждыми алчности и жадности, чуждыми зависти, несогласия, раздора; а усердствовать в мире, согласии, единодушии, чтобы иметь общность вечной жизни вместе с такими мужами, о которых сказано следующее: «И было, – говорится, – у всех верующих одно сердце, и одна душа, и все у них было общее» 575 . И потому мы должны снабжать, словно из общего имущества, страдающих от нужды братьев и бедных, ибо у нас общий и единый Бог Отец, и единый Господь Единородный Сын Божий, и единый Дух Святой, и единая вера и благодать единого крещения, через которую мы возрождаемся для Бога в жизни вечной. Слово 32. На Рождество Господа. (CCSL 9а. Chromatii Aquileiensis opera. Р. 144–147) 1 . ... " И случилось, – сказано, – в те дни, что вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Кирина Сириею. И пошли, – сказано, – все записываться, каждый в свой город» 576 . Если мы посмотрим по отдельности на все это в духовном смысле, то обнаружим немалые таинства. Ведь первая перепись всего мира была произведена тогда, когда Господь родился по плоти; ибо перепись и не могла произойти в какое-нибудь другое время, кроме того, когда родился Тот, у Кого род человеческий должен был пройти перепись 577 ; и не при каком другом императоре, кроме того, который первым принял имя «Август», ведь Родившийся от Девы был истинным и вечным Августом. Тот Цезарь Август был человеком, а Он – Богом; тот был императором земли, Он – Императором неба; тот – царем людей, Он – Царем ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Беседа 2. Евангелие от Матфея, глава 1, 18–25. «Рождество Иисуса Христа» Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж», и мы продолжаем изучение Евангелия от Матфея. Окончив разбор Родословия Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, мы переходим к описанию самого Рождества и событий, с ним связанных. И сегодня мы продолжим изучение 1-й главы от Матфея с 18-го по 25-й стих, и изучим всю 2-ю главу Евангелия от Матфея. И мы читаем: Мф.1:18 . «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго». Здесь, прежде всего, обращает на себя внимание некая двойственность повествования. Сначала, в начале главы говорится: «Родословие Иисуса Христа…» ( Мф.1:1 ), то есть говорится о Рождестве в общем смысле (вневременном) и лишь потом в частном (во временном). На эту двойственность обращает свое внимание и святитель Иоанн Златоуст . Он, пишет: «В чем же разница между рождением и происхождением? И каким образом оба (эти понятия) употребляются применительно ко Христу?... Происхождение и рождение различаются. Происхождение есть первоначальное создание Богом, а рождение – появившееся от осуждения на смерть… происхождению свойственны нетление и безгрешность, а рождению страстность» . Этими словами Иоанн Златоуст говорит о том, что в Богочеловечестве Иисуса Христа есть то, что Божественно и никак не зависит от временного, и есть Человеческое, связанное с временными обстоятельствами Его, Христа Иисуса, рождения. Поэтому, говоря о Сыне Божием, мы должны говорить о Его предсуществовании, то есть предвечном Его бытии до Его же боговоплощения на Земле. В Библии достаточно часто говориться о божественном предсуществовании Сына Божия до Его рождения в городе Вифлееме, например, сказано: «Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом; Его премудростью разверзлись бездны, и облака кропят росою» ( Притч.3:19–20 ). Эти слова можно понять и так: Бог премудрым Словом (Логосом), то есть Сыном Своим, создал небо и землю. В Новом Завете мы находим и такие слова о Сыне Божием: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» ( Кол.1:15–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Глава 3 Мф.3:1 . «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской» Мф.3:2 . «и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное » Мф.3:3 . «Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» Мф.3:4 . «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» «Когда враг свяжет сердце твое жалением пищи и пития для посетителей, скажи ему: не о хлебе едином жив будет человек... но о всяком глаголе... Божиих (Ср.: Втор. 8:3 ; Мф. 4:4 ) и вспомни Спасителя, как Он был в пустыне и со зверьми (Ср.: Мк. 1:13 ), а не с людьми, где, значит, от людей нельзя было ожидать помощи в пище и питии, звери же не могли дать ее, сами ни сея, ни жня, ни собирая в житницу (Ср.: Мф. 6:26 ), и как Он между тем полагался на Промысл Божий, яко Человек. Или вспомни Иоанна Крестителя, который тоже жил в пустыне (См.: Мф. 3:1–4 ; Лк. 1:80 ) и на пустыню одну или, лучше, на одного Бога имел надежду, отвергнув помощь человеческую. Вспомни также, что ты живешь не в пустыне, а в обществе людей, притом христиан, которые во всякое время готовы на помощь тебе и от которых ты сам ежедневно, в самом деле, получаешь помощь» 528]. «Вот и великие праздники, возлюбленные, у нас пришли: Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа и Крещение Его во Иордане. Теперь крестившийся Христос ходит по городам и селениям и говорит всем людям: покайтеся, приближибося Царствие Небесное ( Мф. 3:2 ). Ко всем нам обращены эти сладчайшие слова Господа; всех Он приглашает покаяться во грехах, чтобы все сподобились Царства Небесного, потому что без покаяния нельзя никому войти в Небесное Царствие. Да, возлюбленные, грехи всех ведут и приведут во ад, к мучениям вечным, если в них мы не раскаемся, если не возненавидим их, если не решимся жить и не будем жить по воле Господней! Оброцы греха, сказано в Писании, смерть ( Рим. 6:23 ). Итак, смотрите же, покайтеся: теперь ближе, чем когда-либо, Царствие Небесное к нам. Аминь» 365].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

“И сказал Господь Бог: вот Адам… знает добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей и не взял также от Дерева Жизни и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского Херувима и пламенный меч вращающийся, чтобы охранять путь к Дереву Жизни” (Быт. 3, 22–24). Так закрылся Рай для людей. Но вот, по прошествии многих времен, Бог, Бог Слово, становится Человеком, рождается от предуготованной и веками готовящейся к принятию Бога – Плоти Человеческой – Богоотроковицы Марии. Она стала достойной этого. Она сказала – “Да, я – раба Господня, пусть будет мне по слову твоему” (Лк. 1, 3 8 ), – “И Слово стало плотию” (Ин. 1, 14). И мы теперь празднуем, можем праздновать Рождество Бога Слова, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. И в сегодняшнем тропаре вдохновенный песнотворец как бы оборачивается в самую глубину истории, видит Рай, – Эдем, и, можно сказать, “сцепляет” (симвалло), духовно-символически соединяет эти два события, наглядно показывает: почему они едины, почему они – об одном.   Готовися, Вифлееме, – отверзися всем Эдеме!   “Отверзися всем Эдеме”. – С рождением Богочеловека Иисуса Христа открылся, “отверзся” Рай для всех, потому что грех Адама Господь взял на Себя, грехи всех людей искупил Своей крестной смертью. Он сказал благоразумному разбойнику, пожалевшему Его и увидевшему в самом большом уничижении Божество Христа, – “Ныне же со Мною будешь в Раю” (Лк. 23, 43). Так отверзся Рай, разбойник первый вошел в него. Сошел Христос во ад и всех вывел оттуда с Собой: Адама и Еву, и всех, кто захотел, – все множество живших до этого людей. И это произошло из-за Рождения Христа, из-за того, что Он пришел на землю спасти всех. И с Его Рождением открывается Рай, – так поет песнотворец.   Готовися, Вифлееме, – отверзися всем Эдеме! Красуйся, Евфрафо, — яко Древо Живота в вертепе процвете от Девы…   “Древо Живота” – это и есть древний символ. От Древа в Раю, вкушая плодов его, можно было приобрести безсмертие. Вот это Древо как бы вышло из Рая на землю и Младенцем Божественным вселилось на земле. И это Древо Жизни – Христос Бог наш! А где Бог – там и Рай. И если Бог сошел и воплотился, то и Рай теперь там, где Он сейчас на земле – в Вифлееме. И где в Вифлееме, – в вертепе: яко Древо Живота в вертепе процвете от Девы… “Процвете” – значит выросло, пустило ветви с листьями и расцвело. Откуда процвело, из чего выросло? – Из Девы! Потому что:

http://pravmir.ru/gotovisya-vifleeme/

Этим то же сказано, что и у апостола Павла: «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано (Кол 1:16). Или в другом месте: «Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих» (Евр 1, 10). Или еще: «один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (ср.: 1 Кор 8, 6). Творить, давать бытие может только Тот, Кто Сам, по естеству, есть Сущий, — Бог безначальный и бесконечный. Но чтоб опять не подать повода отделять Его от Отца и Духа Святого, святой Иоанн, углубляя мысль о Божестве Слова, прибавляет: «и без Него ничтоже бысть, еже бысть». Ни одна тварь не получила бытия без Него, помимо Его, без участия Его (свт. Иларий в трактате о Троице). Сын Божий есть Творец не особо от других ипостасей Божества, но единодейственно с Ними. Бог Слово все сотворил в общении единого Божеского творческого естества со Отцом и Святым Духом. Действия Божества вовне суть действия трех ипостасей неразделимые». ( Святитель Феофан Затворник, Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа )   В самых первых строчках Библии мы видим упоминание о Христе как о Творце Вселенной, от Которого она зависит. И при этом именно Он, участвовавший в творении Вселенной и всей природы, которую мы видим вокруг, воплотился в Младенце, родившемся в хлеву. Вот как говорится об этом в песнопениях праздника Рождества Христова:                                   Стихиры шестого часа Слыши, Небо, и внуши, земле,/да подвижатся основания,/да приимут трепет преисподняя:/яко Бог же и Творец в плотское одеяся здание,/и Иже державною рукою создавый тварь,/утробы зрится здание./О, глубина богатства, и премудрости, и разума Божия!/Яко неиспытаны судьбы Его/и неизследовани путие Его.   Слушай, небо, и внимай, земля,/да потрясутся её основания,/да охватит трепет преисподнюю:/ибо Бог и Творец вошел в образующуюся плоть,/и Создавший мощною рукою все творение/как произведение чрева созерцается./О, глубина богатства, и премудрости, и ведения Божия!/Как непостижимы суды Его/и неисследимы пути Его!   Сей Бог наш,/не вменится ин к Нему,/родивыйся от Девы, и с человеки поживе;/во яслех убогих/Сын Единородный лежащь видится человек/и пеленами повивается, иже славы Господь./И волхвом звезда возвещает в Его поклонение./И мы поим: Троице Святая, спаси души наша.

http://blog.predanie.ru/article/sotvoren...

Как? — Возмутится большинство православных. Это не про нас! Мы вот празднуем Рождество еже по плоти Господа и Бога и Спаса нашего, рождшагося во святем вертепе! Это про Ирода, про фарисеев, про иудеев, в конце концов про тех, кто не потеснился в гостинице — это их руки полны крови! А мы — совсем другое дело! Вот сорокадневный пост выдержали, все предпразднственные повечерия отстояли, все паремии выслушали, до звезды ничего не ели… и т. д. Но — увы, это именно про нас. Давайте продолжим цитаты из Пророков. Что же угодно Господу, как нам праздновать праздники Его по-настоящему? Пусть, как вода, течёт суд, и правда — как сильный поток (Ам. 5, 24). Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречётесь и будете упорствовать, то меч пожрёт вас: ибо уста Господни говорят сие (Ис. 1, 16–20). Вот накануне Нового года Правмир опубликовал исполненную глубокой болью и тревогой  статью протоиерея Алексея Уминского « Немолчащая Церковь ». Там — ровно об этом. Я хочу напомнить крайне важный эпизод из жизни св. Апостола Павла. Прощаясь с эфесскими пресвитерами, он дал им, по существу, всего одно наставление — надобно поддерживать слабых (Деян. 20, 35). И мы возвращаемся к тому, о чём я сказал выше. Если все православные будут стремиться действительно поддерживать слабых, защищать угнетаемых людей, кем бы ни был угнетатель, тогда на душе будет светло и радостно от сознания того, что праздник «проведён правильно», что он угоден Богу. Если же мы будем молчать, как будто мы живём в каком-нибудь восточном ашраме, из которого пришли волхвы, не замечать того, что происходит вокруг, не давать правдивого суда, то есть евангельской оценки, не только западному безбожному либерализму, но и отечественному антихристианскому и бесчеловечному произволу и беззаконию, а при этом пышно праздновать что бы то ни было — мне кажется, этого никак не одобрят ни пророки, ни апостолы, ни Сам Господь.

http://pravmir.ru/i-sejchas-xristu-net-m...

   из нас на душе не было никаких преступлений отступничества от Бога и Его Святой    Церкви, чтобы праздновали мы Рождество Христово с открытым и светлым лицом, чтобы свободно возносились мы к Богу, как птица, незапутавшаяся в тенетах!    Но что же делать грешным во всех сих прегрешениях? В нашей поместной церкви Херсоно-Одесской есть добрый обычай у православных говеть в сии дни рождественского поста. Призываю всех вас, возлюбленная паства моя, очистить вместе со мною души свои в таинстве покаяния.    Господь щедр и многомилостив! Он приемлет всякого кающегося, ибо Он не хочет смерти грешника, но желает, чтобы обратился он и был жив (Ueзek.XXXIII,11). Смирим себя перед Богом и дадим обещание Господу не отрекаться впредь от Него, но соблюдать Его святые заповеди. С душою очищенною приступим к святой чаше и причастимся Пречистого Тела и Крови Христовых дабы нам быть всегда со Спасителем нашим.    Родившийся от Духа Свята и Девы Марии Христос Истинный Бог наш, да сподобит нас всех быть верными Ему во все дни жизни нашей, а в жизни той, да удостоит нам вечно быть с Ним, по Его божественному слову: «Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет.» (Uh.XII,26). Аминь.    г.Харьков 1924 г. 30 ноября. Беседы на праздник «Сретенья Господня»...    «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих    в Израиле и в предмет пререканий» (Лk.II:34).    Праздник Сретения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа празднуем мы ныне. Почему он называется Сретением? Потому, что Богомладенца Иисуса в храме Иерусалимском встретил святой Симеон...    Когда исполнилось сорок дней от рождения Младенца Его Пречистой Матерью,    Он принесен был Пресвятою Девою, по обычаю иудейскому, в храм на посвящение    Богу, как написано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Богу (Исх.13:2). И в это время,    по вдохновению, в храм вошел святой старец Симеон. Ему предсказано было Святым Духом, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И Господь повелел ему идти в город, где ему будет сказано, что делать. В Дамаске его встретил апостол Анания и крестил. Через несколько дней в Иерусалиме узнали, что Савл стал последователем и ревностным учеником Христа и проповедником христианства. Так пленил его Господь и соделал Своим избранным апостолом, который многократно обходил вселенную и проповедовал христианскую веру. Апостол Павел своим просвещенным умом изучил Священное Писание и убедился сам и убеждал других, что Христос есть действительно обетованный Мессия, пришедший от Отца Небесного спасти весь род человеческий. Он понял, что, кто во Христе, тот – новое творение Божие. Он понял, что во Христе все люди спасены от греха, проклятия и смерти. В своем Послании апостол Павел говорит: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» ( Флп. 1:21 ). Эти апостольские слова есть святая истина для нас, верующих. Люди неверующие не могут понять того, что смерть есть приобретение! Для них смерть – это потеря всего. Они думают, что за гробом ничего нет. Но мы, верующие, знаем, что смерти нет, что смерть – это переход из земной жизни в другую, Вечную Жизнь. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2:9 ) – так пишет апостол Павел в Послании к Коринфянам. Для него смерть – приобретение, для него смерть – это врата в Вечную Жизнь. Но не забудем, что через эти врата смерти идут две дороги: одна – к вечной радости жить с Богом, а другая – к вечной скорби жить с диаволом. Таково учение апостольское. На Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Однажды Христос удалился на гору Фавор для уединенной молитвы. Он взял с Собой трех учеников: Петра, Иоанна и Иакова. Отойдя немного от них, Спаситель углубился в молитву. По-видимому, была ночь, и ученики, расположившись на склоне горы, заснули. Когда они очнулись от сна, их взорам предстала необычайная картина: лицо Христа излучало сияние небесного Света, одежды блистали, как снег на вершинах гор.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Апостольское чтение нынешнего дня служит как бы продолжением и пояснением, развитием Евангелия, оно излагает пред нами целый лик добродетелей христианских: милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, мир, долготерпение, снисхождение и всепрощение, и главу и корень всех добродетелей – любовь. Оно читается так: облекитесь, как избранные Божии святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто имеет на кого жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу 403 . Итак, если желаем живота вечного, будем отрешаться от пристрастия к жизни временной и к благам временным, доколе не пришло время по необходимости оставить их, – и облечемся в любовь к Богу и ближнему, которая есть совокупность совершенства; будем держаться мира со всеми, без которого никто не узрит Бога 404 , и поучаться непрестанно в славословии в храме и дома. Аминь. Званные и избранные Слово в неделю Св. Праотец Грядите, яко уже готова суть вся ( Лк.14:17 ) Сегодняшний воскресный день называется в церковном порядке неделею св. Праотец, потому что св. Церковь перед приближением праздника Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа находит справедливым почтить память праотцев Его по плоти: Адама, Сифа, Ноя, Сима, Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа и других; следующий же за этим воскресный день называется неделею св. Отец, т. е. ближайших по времени к Иисусу Христу сродников Его по плоти (и преимущественно – св. Богоотец Иоакима и Анны). Нынешний день Церковью положено читать Евангелие о званных на вечерю, потому что Иисус Христос, Которого пришествие в зраке рабием на землю или рождество Его мы будем скоро праздновать, есть тот посланный от Бога Раб по человечеству, Который приглашает нас непрестанно на вечерю велию. Под вечерию велиею разумеется будущее блаженное царство, которого уже удостоились весьма многие святые, оно называется вечерию·или ужином потому, что настанет по скончании краткого и изменчивого века сего; великою – потому, что будет блаженство неизреченно велико; и под званными на эту вечерю должно разуметь, братия, христиан, потому что все мы ; со времени совершения над нами таинства крещения вписаны в книгу живота, из которой, впрочем, очень скоро могут нас вычеркнуть, если дела наши будут несообразны с нашим званием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010