3) Холщевый – ¼ аршина ширины и 1 / 4 аршина высоты, от сотворения мира 7061, от Рождества Христова 1552 г. в храм Преподобного Александра Свирского , с св.мощами; с изображением креста осмиконечного на горе, с копием и тростию и надписями: «Царь Славы, IC. ХС. HI. КА, копие губа». Надпись около краев всех сторон следующая: «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви преподобного отца нашего Александра Свирского , священа церковь сия при благоверном Царе и Великом Князе Иване Василевиче всея Руси и при Архиепископе Серапионе великого Нова града и Пскова лета 7100 года июля в 3 день на память преподобного отца нашего Афанасия Афонского ». Пришивных углов не имеет, а на месте их дыры от гвоздей, коими антиминс был прибит к престолу 265 . 4) Холщевый – ширины 3, высоты 4 вершка; от сотворения мира 7075 (от Р. X. 1567 г.) окт.; в храм Положения честныя ризы Богородицы; с изображением на мешечке с мощами четыреконечного креста на подножии и словами около его: IC. ХС. ЦР. СЛ. Надпись не кругом антиминса, а сперва по ту и другую сторону мешечка со св. мощами и потом внизу под ним, следующая: «Лета 7075 месяца ω си олта(рь) освяти(ся) великаво Господа Спаса нашего IC ХС.....влцы ....шея Богородицы Честнаг… нея положна риза при Царе и Великом Князе Иоане Василевиче всея Руси и ....чадех Царевиче Иване…..Феодору при Архиепископе Александре на память Покрова святей Богородицы и святого апостола ……анна(нии) и……романа певца Кондакорева…….Мешечек для мощей и наугольники пришиты с исподней стороны. (См. рисунок на листе В). 5) Холщевый – шириною 4 1 / 8 и высотою 4 вершка, 7134 (1626) года, с изображением семиконечного креста с тростию и копием с губою, на подножии, с словами около креста: «ЦРЬ СЛА, IC, ХС, НИ, КА, КОП., ТРОСТ.» Надпись по ту и другую сторону мешечка с мощами и под ним – изображения креста, следующая: освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви Пресвятыя Владычице нашея Богородицы и Приснодевы Мария честного и славного ея Покрова в лето 7134…….бря при благоверном Царе…..Князе Михаиле………доровиче всия России и при Патриархе Филарете и при Архиепископе Павле Пскопском и Изборском. Мешечек с св. мощами и наугольники пришиты с лицевой стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

" Храните, братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца " (от марта). Там же, в другом месте сказано: " День Рождества Христова да празднуют, в оньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру " . Во II столетии на день Рождества Христова 25 декабря указывает святитель Климент Александрийский. В III веке о празднике Рождества Христова, как о бывшем прежде, упоминает святой Ипполит Римский, назначая чтение Евангелия в этот день из 1 главы от Матфея. Известно, что во время гонения христиан Максимианом, в 302 году, никомидийские христиане в самый праздник Рождества Христова сожжены были в храме в числе 20000. В том же веке, когда Церковь после гонения получила свободу вероисповедания и сделалась господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова находим во всей Вселенской Церкви, как можно видеть это из поучений святого Ефрема Сирина, святителей Василия Великого, Григория Богослова, святителя Григория Нисского, святителей Амвросия, Иоанна Златоуста и других отцов Церкви IV века на праздник Рождества Христова. Святитель Иоанн Златоуст в слове своем, которое он говорил в 385 году, называет праздник Рождества Христова древним и очень древним. В том же веке на месте пещеры Вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа, равноапостольная царица Елена соорудила храм, о великолепии которого много старался державный ее сын. В кодексе Феодосия, изданном в 438 году, и Юстиниана - в 535, излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. В этом смысле, вероятно, Никифор Каллист, писатель XIV века, в своей истории говорит, что император Юстиниан в VI веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле. В V веке Анатолий, патриарх Константинопольский, в VII - Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII - святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в IX - преподобная Кассия и другие, которых имена неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, употребляемые ныне Церковью для прославления светло празднуемого события.

http://zavet.ru/kalendar/rx-004st.htm

6) Холщевый – 3 5 / 8 вершка ширины и 3 6 / 8 высоты, от сотворения мира 7138 (от Рождества Христова 1630), в храм Успения Пресвятыя Богородицы, без всякого рисунка. Вверху же, в меру квадратного вершка, место для св.мощей. Надпись не кругом, а в средине антиминса следующая: «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии честного славного ея Успения лета 7138 мая 30-го на память преподобного отца нашего Иеакия Далматского, при благоверном Царе Государе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче всея Руссии, и Царевиче и Вел. Князе Алексии и при Митрополите Ростовском Варлааме. Имеет углы, пришитые на лицевой стороне. 7) Холщевый – в ширину 1 / 4 аршина, в высоту ¼ аршина, от сотворения мира 7138, от Рождества Христова 1630 г.; со св.мощами; в храм Святителя Николая Чудотворца; с изображением шести-(или лучше пяти-)конечного креста на подножии с тростию и копием и словами около креста: Царь Славы, ИС, ХС, НИ, КА., КОП, ТР.» Под подножием: «М.Л.Р.Б.». Надпись у краев антиминса, кругом, следующая: «Освятися олг…..в храме иже во святых отца нашего Николаи Архиепископа Мирлики чудотворца……...Архангела Михаила, при благоверном Цари и Господине Великом Князи Михаиле Феодоровичи всея Росси и при благоверном Цари и Князе Алексеи Михаиловичи…….и при Митрополите Киприяне Великого Нова града и Великих Лук. Особенность этого антиминса семиконечный крест – и надпись вокруг его. Наугольников не было, а на углах дыры от гвоздей. (См. рис. на листе Г). 8) Холщевый – и 4 1 / 2 вершка ширины и 4 1 / 2 вершка высоты; от сотворения мира 7149, от Рождества Христова 1641 г., со св. мощами, в храм Великомученицы Параскевы Пятницы; с изображением осмиконечного креста на подножии, копием, тростию, адамовою главою и с надписями около креста: «Царь Славы, ИС, ХС, НИ, КА, КОП. ТРОСТЬ», под подножием: «Г. А.» Надпись вокруг антиминса, около краев его следующая: «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви святыя Великомученицы Параскевы нареченыя Пятницы. Священа бысть церковь сия в лета 7149 февраля в 8-е на память святого Великомученика Феодора Стратилата при благоверном Царе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче всея Руси, при освященном Митрополите Афонасие Великово Новагорода и Великолуцкого, присвященнице храма……. (См. рисунок Д). Мешечек для св. мощей и наугольники пришиты с нижней стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Церковь и деятели культуры должны рука об руку работать над сохранением культурного и духовного наследия России, подчеркнул Предстоятель. В качестве положительного примера такого сотрудничества Святейший Патриарх привел Соловецкий музей-заповедник: 19 ноября 2009 года приказом министра культуры РФ директором музея был назначен наместник Соловецкого ставропигиального монастыря архимандрит Порфирий (Шутов). С коротким сообщением о сотрудничестве Церкви и Министерства культуры выступил А.А. Авдеев. Глава Росимущества Ю.А. Петров рассказал о взаимодействии Церкви и государства в вопросе возвращения церковного имущества. Утром 6 января, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь. В Покровском храме обители Предстоятель совершил Великую вечерню и Божественную литургию святителя Василия Великого. В ночь с 6 на 7 января, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, богослужение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. За богослужением в Храме Христа Спасителя молились Президент РФ Д.А. Медведев с супругой, представители высших органов государственной власти и тысячи верующих. После причащения духовенства ключарь кафедрального храма протоиерей Михаил Рязанцев огласил Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви. 7 января, в день праздника Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Великую вечерню в кафед-ральном соборном Храме Христа Спасителя. На Великую вечерню было вынесено старинное напрестольное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны, переданное по завещанию покойного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима из Иосифо-Волоцкого монастыря в дар Храму Христа Спасителя. По благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II Евангелие выносится только дважды в год: на Великую вечерню в день праздника Рождества Христова и на Пасхальную Великую вечерню.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Памятниками существования в селе Тутани монастыря служат доныне существующие в Вознесенской церкви упомянутого села: 1) Напрестольное Евангелие в лист, напечатанное при патриархе Иоакиме в 1678 г. На этом Евангелии находится надпись: В лето 7191 г. (1688 г.) марта в 8 день вкладом в Троицкий (?...) " ) Тутанский Вознесенский монастырь в церковь Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Рождества Пресвятые Богородицы и Приснодевы Марии и преподобного Отца нашего Ксенофонта Троицкого Ту­танского монастыря деревни Кумордина крестьянин Иван Константинов с детьми своими, с Меркурием, с Перфильем, с Григорьем, по всем своим родителям, того Тутанского монастыря при строителе старце Илии Селивачеве с братиею " .-2) Старинная икона, изображающая второе пришествие I. Христа и Его страшный суд (икона размером 1 арш. 5 верш, в длину и 1 арш 9 верш, ширины). На оборотной стороне надпись: Лета 7200 (1692) года октября в 1 день состроен сей образ Страшного суда и второго пришествия Господа нашего I. Христа во обитель в Тутанский монастырь и построил сей образ крестьянин Стефан Васильев, сын Куклин, деревни Перехожи намирское подаяние. — 3) Синодик, написанный некиим Андреем, по повелению архимандрита Дионисия (настоятеля Троице-Сергиевой Лавры, см. о нем 12-й). В этом Синодике написано: " Помяни, Господи, душу усопшего раба твоего священно-архимандрита Дионисия, повелевшего написать сей Синодик в Тутанский мох) Вознесенский Тутанский пастырь к церкви Вознесения Господа Бога и Спаса нашего I. Христа и к Пречистой Богородице, к честному её рождеству и преподобному отцу нашему Ксенофонту чудотворцу " . Предисловие к сему Синодику оканчивается молитвенным призыванием Пречистые Богородицы и преподобного отца нашего и чудотворца Ксенофонта, начальника обители сея " . Тело преп. Ксенофонта Тутанского под папертью Рождество-Богородицкой монастырской церкви, что видно из описи 1642 г., в коей написано; " в вотчине Троице-Сергиевой Лавры в тутанском монастыре под папертью церкви Рождества Пресвятая Богородицы находится гроб преподобного Ксенофонта " .

http://pravicon.com/info-2748

Начало празднования Рождества Христова относится ко временам апостольским. В своих постановлениях, хранимых Церковью, апостолы засвидетельствовали и точную дату этого праздника: «Храните, братия дни праздничные, и во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятого месяца (т.е. декабря, т.к. первым месяцем в то время был март)». Сам факт, что Рождество Христово совпадает с днем, когда в природе солнце поворачивается на лето и постепенно возрастает его светоносная сила, для христиан лишний раз свидетельствовало, что сама природа в образе земного солнца прославляет явление в мир своего Творца – Господа нашего Иисуса Христа, который, подобно Солнцу, разгоняет тьму неверия и смерти. Поэтому в одном из главных рождественских песнопений Христос именуется « Солнцем правды, пришедшим с востока». Неслучайно наши предки верили, что в праздник Рождества Христова, как важнейший и радостный церковный день, в небе « играет солнце», а в рождественскую ночь по городам и селам зажигали костры, в ознаменование победы божественного света над бесовской тьмой. И самый день этот считали началом зимы. В одном рукописном сборнике XVII столетия замечается: « Месяца декемврия в 25-й день еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, отселе начинается зима». Важнейшим из обычаев, относящихся к празднику Рождества Христова, бесспорно, был обряд славления Христа. Христославление – это святочный обряд, осмысляемый в народном сознании, как приход волхвов по случаю Рождества Иисуса Христа. Соответственно славление Христа приурочивалось к первому дню Рождества, реже – ко второму. По большей части утром, но иногда и в течение всего дня, славильщики ходили по домам и пели христославления. В праздник Рождества Христова, когда раздавался благовест к литургии, сам Патриарх со всем духовным синклитом приходил славить Христа и поздравлять царя в его палаты; оттуда все шли с крестом и святою водой к царице и другим членам царского семейства. В расходной книге Чудова монастыря в 1645 г.

http://ruskline.ru/opp/2021/01/11/rozhde...

В главном алтаре этого храма на правой стороне сохранилась храмосозданная грамота за подписью Преосвященного Гавриила. Этой грамотой разрешается генерал-майорше Шульгиной на своей усадьбе в селе Курыничи соорудить в 1828 году каменный храм в честь и славу Господа Бога, Спаса нашего Иисуса Христа – вместо сгоревшего в том году деревянного храма. От сгоревшего в селе Курыничи деревянного храма сохранилось, кроме Образа Спасителя, евангелие, напечатанное при патриархе Андриане. Курыничский образ Спасителя чествуется не только прихожанами села Курыничи, но известен и за пределами прихода. Ежегодно некоторые села и деревни берут образ, служат молебны и обносят его с крестным ходом вокруг своих жилищ». Об этой иконе см. также выше статью о селе Клыково Козельского уезда. В «Ведомости о церкви Спасской Перемышльского уезда Калужской епархии села Курынич» за 1915 год сказано, что церковь с каменной оградой была построена в 1830 году вдовой генерал-губернатора Петрограда Марией Михайловной Шульгиной. Церковь каменная, вся теплая, отапливалась духовой печью. Каменные же были колокольня, церковная сторожка и ограда вокруг церкви. Церковь трехпрестольная: • во имя Всемилостивого Спаса Избавителя, • в честь Рождества Пресвятой Богородицы, • в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Была часовня каменная, находилась в сельце Богородицком, построенная на месте бывшего там храма Успения Пресвятой Богородицы. При храме имелась библиотека на 95 томов книг для чтения. Приход кроме села Курыничи (43 двора) состоял еще из 5 деревень: Сикирки (65 дворов), Богородицкое (51 двор), Петрищенки (33 двора), Окатово (36 дворов) и Аграфеновка (41 двор). Всего было 269 дворов, прихожан 841 мужского пола и 921 женского пола. В приходе были школы: • земская в селе Курыничи, в ней в 1915 году обучалось 55 мальчиков и 15 девочек, • церковноприходская школа в Богородицком, в ней в 1915 году обучалось 25 мальчиков и 10 девочек, помещалась в собственном доме. Ближайшие церкви: на востоке Успенская в селе Озерском в 8 верстах, на западе Тихвинская в селе Акулове в 7 верстах, на севере Знаменская в селе Куров ском в 7 верстах и на юге Троицкая церковь в селе Бурнашеве в 8 верстах.

http://sobory.ru/article/?object=07413

Село Черкизово в 7093 (1585) г. находилось в Московском уезде, Горетова стана, в числе вотчин царевича Ивана Ивановича и царицы Леониды. В селе изстари существовала церковь во имя Рождества Христова деревянная «на каменное дело». Потом это село было причислено к дворцовому ведомству. В приходных книгах Патр. Каз. Приказа под Загородскою десятиною за 7136 (1628) г. написано: «Церковь Рожества Христова в государеве дворцовом селе Черкизове, у пруда, дани 3 алт. 3 ден., по наказу гривна, и апреля в 8 день на нынешней 136 год те денги взято». За последующие 1635-1680 г. платилось церковной дани рубль 7 алт. с деньгою, заезда гривна. В писцовых книгах 7139 и 7140 (1631-1632) г. написано: «Государево дворцовое село Черкизово, по обе стороны пруда, а в селе церковь Рождество Христово древяна клетцки, на церковной земле 4 дв.: попов, дьячков, просвирницын и пономарев; пашни церковные середние земли 7 четвертей в поле, а в дву потомуж, сена церковнаго от пруда, что в селе, вниз по обе стороны ручья, по Бурцовской мост, что на большой дороге, 50 копен; да пустошь церковная Федоровская, а в ней пашни перелогом и лесом поросло 2 четверти в поле, а в дву потомуж, сена 30 копен; а владеет тою церковною пустошью поп с причетники; да в селе ж крестьянских и бобыльских 23 дв». В 7154 (1646) г. в селе числилось крестьянских и бобыльских 31 дв., в них 67 челов.; при Рождественской церкви находились: «во дв. поп Ларион Федоров (1646 — 1649 г.), во дв. пономарь Никифорко Игнатьев, во дв. просвирница Овдотьища». В 7157 (1649) г. этим селом владел Богдан Федорович Нарбеков; после его смерти оно снова было причислено к дворцовому ведомству. В писцовых книгах 7189-7190 (1681-1682) г. Рождественская церковь описана в следующем порядке: «Село Черкизово, по обе стороны пруда, а к нему припущено в пашню пустошь Горина, а в селе церковь во имя Рожества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа древяна клетцки, около церкви с трех сторон паперть, на паперти две лестницы входных, церковь и паперть и над лесницею крыто тесом, в церковь двои двери, в церкви царския двери, сень и столбцы, по правую сторону царских дверей: образ Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в киоте, оклад серебреной басемной золочен, 13 венцов серебреных резных золоченых, перед образом свеча поставная восковая, надсвечник жестяной, образ Нерукотвореннаго образа Спасова; по левую сторону царских дверей: образ Пресв.

http://sobory.ru/article/?object=03155

«Память святых и праведных Иосифа Обручника, царя Давида и Иакова, брата Господня» — праздник посвящен трем иудейским праведникам, сыгравшим особую роль в Священной истории спасения: родоначальнику мессианской династии Давиду († ок. 970 до н. э.), а также двум Его ближайшим родственникам — «юридическому» отцу Иосифу и сводному брату Иакову (вероятно, сыну Иосифа от первого брака). Этот праздник приходится на первое воскресенье после Рождества. Если же Рождество приходится на воскресенье — то на следующий день, вместе с Собором Богородицы. «Память Святых младенец (младенцев) четыренадесяти (четырнадцати) тысяч, иже в Вифлееме от Ирода избиенных» (29 декабря/11 января) — вспоминаются первые невольные мученики будущей Христианской Церкви. Их судьба — символ всегда гонимого миром Христианства. «По плоти Обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (1/14 января) — праздник основан на благовестии евангелиста Луки (см. 2: 21). Он продолжает тему Рождества и воплощение и вочеловечение Сына Божия, ставшего Сыном человеческим. Св. Епифаний Кипрский († 403) указывал, что «Христос Бог, сошедший с неба и пребывавший в утробе Девы Марии обычное для чревоносимых младенцев время, был обрезан в восьмой день». «Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (6/19 января) — смысл торжества Богоявления сосредоточился на крещении Иисуса Христа в Иордане. Отсюда и его второе название. При этом «Богоявление» стало пониматься как раскрытие тайны Триединого Бога: звучащий с небес глас Бога Отца, выходящий из воды Сын Божий и, нисходящий в виде голубя (горлицы), Святой Дух. Особенностью богоявленской службы является обряд освящения воды. Он совершается дважды: накануне праздника Богоявления (в Крещенский сочельник) и в самый день праздника после литургии. Первая традиция восходит, вероятно, к древнехристианской практике массового крещения оглашенных после Утренней службы Богоявления, со временем превратившейся в традицию воспоминания крещения Самого Иисуса Христа. Вторая традиция великого водоосвящения связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Спасителя.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=0&iid=20...

Уже в седьмой день Рождественского поста – 21-го ноября по старому стилю – совершается торжественное празднование Входа (или Введения) во Храм Пресвятой Богородицы. Это великий Богородичный праздник, принадлежащей к числу так называемых «двунадесятых» праздников, который является как бы преддверием праздника Рождества Христова. «В храме Божиии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает»,  поется в тропаре этого праздника, и самое событие это именуется  «благоволения Божия предображением»,  так как Рождество Христово было следствием того, что Пренепорочная Дева Мария была введена в храм Божий и получила в нем Свое духовное воспитание, сделавшее Ее достойным сосудом воплощения от Нее Сына Божия. Вот почему с этого дня на всенощном бдении всех воскресных и праздничных дней поется ликующее рождественское песнопение, подготовляющее нас к радостной встрече Рождества Христова:  «Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите! Христос на земли, возноситеся! Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися!»   (1-ый ирмос рождественского канона). С особенным замиранием сердца выслушивают верующие эти слова, предвещающие скорое наступление великого и радостного праздника «еже по плоти Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», хотя он еще и не так близок. И далее, чем ближе к этому празднику, тем более мы слышим в Богослужении слов, напоминающих нам о его приближении. Так, 2-го декабря празднуется память св. пророка Аввакума, который, «став на Божественней страже, «уразумел Божие пришествие» и возопил со страхом: «Гооподи, услышах страшное пришествие Твое, и воспеваю Тя, плоть бренную от Девы понести восхотевшаго». На другой день 3-го декабря св. Церковь чествует память св. пророка Софонии, который «прорече спасительное пришествие Христа Бога нашего, и языком всем спасение провозвести». В день памяти св. Николая, Архиепископа Мирликийского, чудотворца, 6-го декабря поется на вечерни предпразднственная стихира Рождества Христова, начинающаяся словами: «Вертепе благоукрасися...», а затем и другие предпразднственные стихиры, воспевающие приближение Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010