Подношения и «почестный корм» возили не только в Москву, но и на Белоозеро, Сяму, Маслену наместнику, городовым приказчикам доводчикам, тиуну, дворскому, Вологодскому владыке и др. 15—30, 33, 34, 37, 61). Размеры и порядок уплаты «корма» значительно изменились со времен их утверждения в Белозерской уставной грамоте 1488 Памятями регламентировалась выдача продуктов старцам и работникам, плотникам и «христианам», когда они посылались на монастырские Островский, Шатрец и Звозский, а также для ловли рыбы в небольших озерках, принадлежавших монастырю, и на Белом озере, где монастырским старцам было пожаловано право на беспошлинную 31, 32, 52—55, 57, 58, 62, 64, 72, 73, 77, 89). Выловленной рыбы для монастырского потребления не хватало, и старцы вынуждены были покупать рыбу на Белом озере, в селах Карголоме, Вашках, Кивуе и в других местах. В памятях устанавливались объемы необходимой на год 7—9, 11,12). Памяти фиксировали необходимые годовые объемы соли, меда и масла, а также продукты, выдаваемые старцам и слугам, которые осуществляли покупку «потребного в казну» или выезжали на соляные 10, 13, 14, 35, 36, 60, 63, 66, 67, 69, 75, 76, 79, 84—86). Более 10 памятей определяли норму потребления при выполнении сельскохозяйственных работ 38—41, 43—46, 48—51, 70, 71, 82, 87). В состав публикации также входят: «Обиход служебникам» 80);«Устав по праздником. На которые празники дворовым людем не делати» 42); соборный приговор о взыскании денежного штрафа со слуг, «что ездят на монастырских лошадех небрежно» 68); соборный приговор «о Сорокоусте» 88); соборный приговор о выдаче солода слугам и работникам «детям монастырским» на квас вместо пива 65); памяти о сборе сыров на Петров день с околомонастырских крестьян 83), о праздничных кормах работникам и «христолюбцам» 47, 56, 74, 90), о размере оброка за ловлю рыбы на монастырь в Уломском озере 78). В настоящее время выявлено 11 списков памятей келарей (келарских памятей «о поминках и запасах») Кирилло-Белозерского монастыря: 1566, л. 2—20; там же, л. 29—42; Соф. 1477, л. 70—85; Кир.-Бел. 68/1307, л. 46–67; Соф. 1150, л. 115—137; Кир.-Бел. 84/1322 ,л. 71—98 об.; Соф. 1166, л. 1—39; Соф. 1167, л. 118—144; Кир.-Бел. 93/1331, л. 77—92; Государственный архив Тверской области (ГА ТО), ф. 1407, оп. 1, д. 81, л. 130—144, РГАДА, ф. 196, оп. 3, д. 843.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591442/

213 Самая старая русская рукопись, заключающая в себе рассматриваемую молитву, это служ. XIV в. Син. биб 601 (т. н. Киприановский), л. 122 об. 214 С таким надписанием (или подобным) эта молитва встречается в следующих рукописях XV–XVI в: Ркп. служ. Солов. библ. 1019, л. 95 об.; служ. Синод. б. 612, л. 94 об.; требн. Синод. библ. 895, л. 549 об.; требн. Кир.-Белоз. мон. (библ. СПБ. д. Акад.) 528 (723); ркп. требн. Соф. б. 1063, л. 12. 215 Ркп. треб. Синод. библ. 898, л. 549; ркп. служ. той же библ. 624, л. 94 об.; ркп. требн. Кирил.-Бел. мон. (библ. СПБ дух. Акад.) 528 (785), л. 287. 216 Иногда, вместо совершения августовского освящения воды, предписывалось окроплять храм св. богоявленской водою. Требн. ркп. Солов. библ. 1107, л. 33 об.; Синод. библ. 898. л. 549; Кир.-Бел. мон. (библ. СПБ Дух. Акад.) 528 (785), л. 287. 217 См. ркп. Синод. библ. 616, л. 197; требн. ркп. Кир.-Бел. м. (библ. СПБ Дух. Акад.) 528 (785), л. 286 об. 218 Русск. Истор. Библ., т. VI, стр. 922. Случаи закрытия оскверненного храма и даже на большее количество времени известны нам и из древнегреческой богослужебной практики. Так, если в церкви умирал человек, или рожала женщина, или животное, то таковая церковь пребывала закрытою, и в ней нельзя было совершать литургии в течении 40 дней. 221 Это предположенье подтверждается одним рукописным требником XVI в, где означенная молитва надписывается так: «на истертие церкви от пожара». Требн. рукоп. Соф. библ. 1062, л. 251 об. 222 Отсутствие рассматриваемой молитвы в южнорусских богослужебных памятниках о. прот. Никольский объясняет тем, что южнорусцы более терпимо относились к иноверцам и инославным. В подтверждение этого, автор ссылается на отзывы путешественников по России XI-XVII в. С мнением о. протоиерея вполне можно согласиться. См. его «О службах, бывших…», стр. 304. 223 Русское происхождение этой молитвы может быть подтверждено еще и следующим аналогичным фактом: в наших требниках существовала еще особая молитва «егда сука ощенится в храме» (См. ниже). Та собака почиталась нечистым животным и для обыкновенных жилищ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Одним из первых копиистов «Соборника» был кирилловский мон. Гурий (Тушин) (РНБ. Кир.-Бел. 23/1262; 141/1218, 1509 г.; РГБ. Троиц. I. 685, 1-я четв. XVI в.). По мнению Клосса, Гурий переписывал с чернового варианта, где исправления Н. находились еще не в тексте, а на полях листа (исследователь высказал предположение, что существовали 2 авторских набора сборников: черновой и беловой; эту т. зр. поддержала Романенко (см.: Романенко. 2003. С. 66-67)). Прохоров считал, что мон. Гурий и его «первый помощник» писали непосредственно с известных автографов старца, а исправления на полях возникли в результате правки полученных копий по автографу Н. Этого же мнения придерживалась Лённгрен (см.: Лённгрен. 2008. С. 80). Однако впосл. ею был обнаружен 2-й список Жития прп. Феодора Студита в автографе Н. (РГБ. Унд. 1173. Л. 25-94, 1486-1488 гг.), к-рый послужил черновиком для такого же Жития в «Соборнике» Н. (РГБ. Троиц. 684) и в копии Гурия (Тушина) (РНБ. Кил.-Бел. 23/1262). Преподобному, как считают исследователи, принадлежат 4 послания: «брату, вопросившему его о помыслех» (начало: «Похвално желание воздвигнулъ еси…», вероятный адресат - мон. Вассиан (Патрикеев)); «иному о ползе» (начало: «Еже усты къ устом бесдова…», предполагаемый адресат - мон. Гурий (Тушин)); «Къ брату, просившу от него написати ему еже на ползу души» (начало: «Писаниице твое, господине отче, еже писалъ еси къ мн…», адресат - мон. Герман Подольный); «брату с восточныя страны на ползу души» (адресат неизвестен). Автографы посланий не найдены, адресаты установлены на основе списка РГБ. Троиц. I. 188, 2-я пол. XVI в., в к-ром имена получателей надписаны над заглавием (такая атрибуция посланий поддержана Архангельским, Лурье, Лилиенфельд, Прохоровым). По мнению 1-го издателя посланий - Елагина, 1-е послание было написано для прп. Кассиана Учемского, а 3-е адресовано прп. Иннокентию (Охлябинину). По наблюдениям Прохорова, «два - а может быть, и все три Ниловых послания дошли до нас в собственноручных копиях их получателей»; список 3-го послания в рукописи РНБ.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

408 Образ этот был украшен серебреным окладом, оцененным во «вкладной книге» Кириллова монастыря в 60 рублей. «Василей Олексеевич Третьяков по отце своем Олексее Фомиче во иноцех Александре за вклад поставил в церкви образ местной Кирила чюдотворца в деянием, обложен серебром, оклад золочен, поля обложены басмами, a средина оклад чеканной, a образ стал писмом пятдесят рублев, а оклад з золотыми и с камением шестьдесят рублев» (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 93 0б.–94). 410 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 35; Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 44. – В монастырских описях 1601 и 1621 года не сделано перечня отдельных образов деисусного яруса. Но по случаю пожертвований на оклады вкладная книга Кириллова монастыря случайно упоминает о четырех иконах, находившихся в этом ярусе в XVI веке, именно: св. Архангела Михаила, св. мученика Димитрия, св. Петра и св. Павла (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 91 об., 73 об., 75; Рукоп. Соф. библ. 1152, л. 63 об.–64; см. выше прим. 373–374). 411 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 36 об.; Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 45. – В половине XVI века при игумене Афанасие были устроены оклады только «на 12 праздников». Между иконами этого яруса в XVI же веке находился образ: «Господь вечеряет со апостолы» (Рукоп. Кир. библ. 78–1317, л. 74 об., 89 об,–90; см. выше примечание 374). 413 Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 45. Указанную замену следует отнести к числу редких в истории пророческого яруса, где, обыкновенно, по среднне похищался образ Богоматери. Н. Сперовский, в статье: «Старинные русские иконостасы», Спб., 1893, стр. 81 и след., не знает исключений из последнего обычая. Образ св. Давида обыкновенно находился на левой для зрителя стороне от образа Богоматери (см. там же, стр. 84). – Вероятно, выделение иконы Богоматери из состава пророческого яруса на кирилловском иконостасе находилось в связи с образованием пядничного яруса, в котором из 48 икон в 1621 году было до 31 изображения Пресв. Богородицы (см. прим. 419) и кроме того несколько икон, имевших менее непосредственное отношение к Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Кир. мон. 73–673, л. 10). 1222 Старец Мисаил Сиземец в феврале 1619 года назван умершим (Рукоп. Кир. мон. 73–673, л. 10 об.). 1225 Вклад заупокойный по архимандрите Феофиле была сделан в августе 1619 года (Рукоп. Кир. мон. 73–673, л. 18 об.). 1227 В июле 1621 года взыскивались деньги по кабале, оставшейся после смерти старца Фаддея (Рукоп. Кир. мон. 85–685, л. 20 об.). 1228 В сентябре 1620 года после старца Митрофана Нижегородца осталось денег 26 алтын 4 деньги (Рукоп. Кир. мон. 85–685, л. 3). – Вслед за именем Митрофана в Синодике 754–1011, л. 47 об. приписано (другими чернилами): священо инока Тарасия. (из округу служби на москве). Слово «священо инока» зачеркнуто. 1229 Старец Матфей Скребнев значится умершим в ноябре 1620 года (Рукоп. Кир. мон. 85–685, л. 4). 1231 Старец Трифон «Уленменской» значится умершим в январе 1621 года (Рукоп. Кир. мон. 85–685, л. 9). 1234 В Синодике 754–1011, л. 48 после имени Ионы Бруткова иной распорядок: «Исакия. Епифания. Филофея. Иону. Закхею. Власия». 1236 Игумен кирилловский Савватий умер 22 сентября 1628 года (Рук. Кир. библ. 78–1317, л. 342 об.). – Имя игумена Савватия в Синодике 754–1011, л. 49, не упоминается. 1237 В виду разности при перечислении имен, наблюдаемой в Синодике 754–1011 сравнительно с Синодиком 759–1016, приводим выдержку из первого целиком: (л. 49) Боголепа. Парфения. Евлогия. Ефросина. [священно инока.] Ферапонта. (чюдовскои постриженик Казимеров). Аверкия. Федор (Ванромеев). Игнатия. Феодора. Аврамия (масласкан). Гедеона. [инока] Игнатия. [инока] Аврамия. [инока] Арона. Игнатия. Саватия. Патапия. Симона. Харитона. инока Матфея (л. 49 об.), Варлама. Никодима, архиепископа Корнилия. Иону. Корнилия. Ферапонта. Феофелакта. Патермуфия. (2100) Корнилия. Иону. Илинарха. Селивестра. [инока] Антония. Иова. Иосифа. Генадия. [инока] Еуфимия. [инока] Мисаила. [инока] Игнатия. [инока] Инокентия. [священнодиакона инока] Аммона. [инока] Трифона. (л. 50) [инока] Саватию. [инока] Ивана. князя инока Иону. [священно инока] Феодорита.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

О художественной стороне кирилловских окладов и оброзов надеемся сказать в другом месте. 370 Развитие этого производства становится особенно заметным в годы игуменства Матфея (1606–1615). О монастырском иконописании в его время было сказано выше. Прекрасными образцами чеканного дела того времени служат: оклад из серебра к чудотворному образу Одигитрии, выполненный в конце 1611 года (серебреником Нехорошим), оклад (1613 года) образа преп. Кирилла, писанного св. Дионисием Глушицким, и ладоница, вычеканенная в 1610 году и имеющая форму пятиглавой церкви (О построении окладов см. в приложенных ниже книгах: «приход и расход, что пошло на оклад Пречистой Богородице и чудотворцу Кирилу» – Рукоп. Кир. мон. 93–693. Описание тех же окладов см. в Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 3 и след., л. 9 и след., т. е. в описи 1621 года, и у архим. Варлаама, о. с., стр. 6–9 и 9–11. – Изображение ладоницы см. на приложенном рисунке Х-м, а также во II томе альбома рисунков к путешествию по России К. М. Бороздина, см. там рисунок VII. – Описание ладоницы, см. у архим. Варлаама, о. с., стр. 38). – При игумене же Матфее было переделано кадило, пожертвованное князем Палецким в 1544 году (Архим. Варлаам, о. с., стр. 37), и сделано другое? кадило для церкви св. Кирилла, весом в два фунта и семь золотников (Рукоп. Кир. мон. 93–693, л. 13), а в июне 1608 года серебреник Нехорошей окладывал серебром и золотил три образа пядницы да складни игуменские «путные» (т. е. дорожные) «да чашу панахидную делал» (Рукоп. Кир. мон. 29–629, л. 45). Еще в (июле 1614 года казначей покупал буру «к золотому делу» (Рукоп. Кир. мон. 39–639, л. 81 об.). – Не мало также предметов церковных было привезено игуменом Матфеем в Кириллов из Москвы (Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 271 и т. л). Из числа памятников резного искусства, выполненных при игумене Матфее, сохранился киот к образу св. Кирилла, сделанный в 161 3 / 4 году. Описание этого киота (с рисунком его) см. в статье гр. А. С. Уварова, «Киот 1614 года, в Кирилле-белозерском монастыре» (Древности, Труды моск. арх. общ., т. I, М. 1865, стр. 111–114) и в статье архим. Варлаама, о. с., стр. 11. – Акварельный рисунок киота см. в альбоме Мартынова, л. 13 (Имп. Об. Люб. Др. Письм.). – Створы киота были росписаны в августе 1614 Никитою Ермоловым (Рукоп. Кир. мон. 39–639. л. 85 и об.). – В начале XVII века (до 1621 года) был устроен резной голубь для хранения даров в алтаре Успенского собора (Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 112 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Затем, важно отметить, что берат был выдан патриарху Герасиму лишь тогда, когда он представил в правительственную казну пескезий в 3.740 аспр, по примеру своего предшественника кир Киприана. Значит, и патриархи александрийские не были освобождены от правительственного налога, не смотря на громкие фразы берата об их правах и прономиях. К тому же, налог был довольно значителен по размеру 86 ; особенно если иметь в виду бедность и задолженность александрийской патриархии в XVIII веке. Наконец, он взыскивался с александрийских патриархов ежегодно 87 . Патриарх Герасим скончался 6 августа 1788 года, – как свидетельствует Сергий Макрей 88 , – и, значит, занимал патриарший престол только пять лет, а не восемь, – как исчисляет «Дионисиевский каталог александрийских патриархов» 89 . Неверно также утверждение X. М. Лопарева, будто Герасим III «отказался от престола» 90 : он занимал его до самой кончины, вслед за которой был избран и его преемник. Наконец, Х.М. Лопарев неверно датировал период патриаршества Герасима III, ограничив его 1783–1787 годами, тогда как в действительности оно продолжалось до 6 августа 1788 года 91 . VII После кир Герасима александрийскую патриаршую кафедру занимал Парфений II Пакости (1788–1805 г.). Об избрании Парфения историк Сергий Макрей сообщает следующее. «Когда блаженнейший папа и патриарх Александрии кир Герасим 6-го [дня] того же августа месяца года] переселился по Господу, и из Египта прибыли грамоты, то по решению и избранию проживающих в Константинополе святых архиереев и благороднейших архонтов и епитропов клира и народа этого апостольскаго престола, по мнению и одобрению святейшаго вселенскаго патриарха кир Прокопия и блаженнейшаго [патриарха] Антиохия кир Даниила и блаженнейшаго [патриарха] Иерусалима кир Прокопия был после избрания всем предпочтен великий протосинкелл великой Христовой церкви кир Парфеииий и, хиротонисанный 13 сентября в храме великомученика Георгия, в патриархии, святейшим вселенским патриархом кир Прокопием во архиерея и митрополита Пилусия, был законно возведен на святейший апостольский престол Александрии» 92 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

На оной полате на один скат крыша тесовая новая выкрашена черленью» (Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 38 об.–39 об., опись 1773 года). 627 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 206 об.–226 об.–248; Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 309; Рукоп. Кир. библ. 74–1313, л. 306. 629 См. опись 1773 года (Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 38 об.–39) и выше прим. 2-е на стр. 178 и 167. 631 «Внутри болшаго монастыря меж церковию арханьгела Гавриила две полатки: одна книгохранительная, другая крепостная каменные; над теми полаты на верху на столбах каменных колоколня крыта тесом в зубец» (Рукоп. Кир. библ. 100–1336, л. 584). О третьей полате, о которой говорит опись 1773 года, в 1732 году еще не упоминается, a идет речь только о двух «книгохранительных», из которых одна была превращена в «крепостную». 632 См. прим. 624. – В 1601 и 1621 годах на колокольню «ход» был также из трапезной паперти (Рукоп. Кирил. библ. 71–1310, л. 204–2; Рукоп. Кир. библ. 74–1313, л. 304 об.). 5 Напр. Белоозеро (см. Н. П. Барсова, Очерки русск. истор. геогр., е. с., стр. 170), Вологда (А. Засецкого, о. с., М. 1780; С. Г, Гр. и Дог., т. I, 1), и друг. Сравн. статьи А. С. Верешагина, в Трудах VII археол. съезда в Ярославле, т. I, М. 1890, стр. 104 и след. – Родство русского северного населения с новгородцами подтверждается и диалектологиею (см. А. И. Соболевский, Лекции по истории русского языка. Киев, 1888, стр. 33–37 и статьи его же, Мельницкого и Герасимова), в Живой Старине, 1893–94 г. 635 Это был колокол «благовестной, повседневной», на котором (см. рукопись Соф. библ. 1468, л. 182 об.) имелась следующая надпись: «Божиею милостью и Пречистые его Богоматери честнаго ея Успения и преподобнаго отца нашего игумена Кирила белозерскова чюдотворца и всех святах молитвами и молением в времена и лета благовернаго царя великого князя Ивана Васильевича царя и государя всея Русии, владимерскаго и московскаго и новгородцкаго и пьсковьскяго и смоленскаго и тферскаго и югорскаго и перьмскаго и вятскаго и болгарскаго и иных. В лето 7000 шестьдесятаго месяца сентебря в 8-й день на память рожества Пречистыя Богородицы лить сий колокол в богоспасаемем граде Пскове, в пречестную и великую обитель, честнаго и славнаго ея Успения в Кирилов монастырь на Белоозеро благословением господина нашего игумена Афанасия, а при келаре прп Сергие, при казначее Никодиме все яже о Христе в братьею, а мастер Андреев сын Михайло пьсковитянин з детми своими Матфеем да с Кузмою. Слава севершителю всехитрецу Богу и в векы веком. Аминь. А лил тот колокол князь Петр Иванович Шуйской, в дом Пречистой и чюдотворцу Кирилу белозерскому». (Сравн. Рукоп. Ав. б. А 1 / 18 , л. 475 об.–476 и Рукоп. Кир. библ. 71–1810, л. 205).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

К близкому кругу учеников святого Григория Синаита принадлежал и бывший в переписке с преподобным Григорием Молчаливым сербский монах кир Силуан. По всей вероятности, он является тем самым святогорским Силуаном, который создал пасхалию 1355/56 годов. В рукописи монастыря святого Павла о Силуане говорится как о писателе исключительном, который был “воистину новый Силуан, сильный разумом и крепкий речью” с. 190].Кир Силуан находился в непрерывном живом общении с монахами синаитско-исихастского направления, вел активную переписку со своими единомышленниками. Собрание его писем “Эпистолии кир-Силуановы” входят в состав сборника, составленного около 1418 года. Хранятся они в монастыре Савина (рукопись 22) с. 131]. Письма кира Силуана к безымянному собеседнику исполнены размышлений о скоротечности человеческой жизни, о вечной ценности божественной любви, добра и святости. В них изложены те принципы, на которых основано синаитско-исихастское учение о духовной жизни.“Эпистолии” содержат некоторые сведения как об их авторе, так и о друзьях-подвижниках. Например, письма Силуана позволяют установить, что его духовным отцом был кир Исайя с. 198]. Есть в них сведения о преподобных Ромиле Раванницком и Григории Горняцком.Исследователь “Эпистолии” Д. Богданович предполагает, что кир Силуан писал их в Зете, куда пришел с Афона незадолго до того, как кир Исайя и преподобный Ромил покинули Святую Гору. Следовательно, эти письма могли быть написаны в период с 1369 по 1371 год с. 187]. Кроме того, Д. Богданович высказывает предположение, что письма кир Силуана адресованы святому Григорию Горняцкому — ученику и биографу преподобного Ромила Раванницкого. Так, в конце седьмого письма кир Силуан добавляет, обращаясь к собеседнику: “Еже ти рече Ромил, блюди”. Эти слова говорят о том, что получатель письма был человеком весьма близким к преподобному Ромилу, к которому и автор и адресат питали искреннее уважение и заповеди которого исполняли с. 194].Переписка кира Силуана свидетельствует о тесной духовной связи между Святой Горой и сербскими землями. Можно с уверенностью утверждать, что эта духовная связь впоследствии способствовала великой миграции святогорцев-исихастов, которая проходила в последние десятилетия XIV века через Зету в Моравскую Сербию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=871...

799 Мельница эта обозначена еще на плане 1720 года (см. лв) и существовала здесь во время описи 1773 года (см. Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 70 об.). 800 См. на плане 1720 года башню подле (позади на право) лд (т. е. солодовни) и на плане Бороздина 2, где она названа «мельничною». На плане Мартынова она уже не значится. В описи 1732–1733 года она именуется «тюремною» (Рукоп. Кир. библ. 100–1336, л. 583 об.). Еще в XVIII веке, по свидетельству описи 1773 года, «означенная науголная (что пониже мелницы) круглая башня (в ширину четыре сажени с полуаршином)... со всех сторон весма расселась и за ветхостью сверху до полов(ин)ы» была «разломана». (Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 27 об.). Следы фундамента этой башни, впрочем, можно было видеть еще недавно. 803 Рукоп. Кир. библ. 71–1310, л. 390. – В описи 1621 года (Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 455 об.): «A подле той башни зделаны воротца не велики, а ходят в них на меншой монастырь и на конюшенной дворец и к житницам». (В 1621 году на месте бывшего в 1601 году огорода находились конюшни и житницы. – Рукоп. Кир. библ. 73–1312, л. 462 об.). В XVIII веке ворота в этой части ограды отстояли на пять сажень от (угловой) палатки (в которой в 1601 году проживали рыболовы). – Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 28, опись 1773 года. 1 Последнюю для краткости будем называть «московскою» (в виду первенствующего значения Москвы в истории северного иночества). 804 Здесь разумеется, надо полагать, строение, обозначенное на плане Бороздина под 3 и несправедливо названное им «башнею банною». На остатках этого строения нет башенного возвышения. Точно также и в описи 1773 года она названа «небольшой полаткою» (в длину, т. е. по направлению от 2 к 4 – на плане Бороздина, – четыре сажени полтора аршина, в ширину – четыре сажени), на которой была простая «крыша тесовая» и следовательно не было шатра. (Рукоп. Кир. библ. 102–1338, л. 24 и об.). В описи 1732–1733 года в числе башен кирилловской ограды это строение не значится (Рукоп. Кирил. библ. 100–1336, л. 583 об.), но на плане 1720 года недалеко от житниц и от угла, образуемая стенами большого и Ивановского монастырей, показана какая то башня, которую, впрочем, можно отождествлять и с котеленною башнею (т. е. с 26 по плану Бороздина), так как последняя отсутствует на том же плане.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010