Устав особо предупреждал против лености и расслабления, ибо скитский инок большую часть времени находился в одиночестве. Нерадивым и ленивым посвящена целая глава Устава. Нерадение о своем установленном правиле ведет к «слепоте и помрачению ума. И от сего конечное нечуствие и незнание своему неразумию. С ними же и намнога и горшая последуют» (РНБ. Кир.-Бел., 25/1102, л. 229). В то же время Устав указывает и на меру: «Но яко всяко дела мера украшает яко вся иже выше меры начинаете, от бесов суть таковая» (РНБ. Кир.-Бел., 25/1102, л. 228 об.). Повседневно полагалось на день и на ночь отпевать по «полпсалтыря», молитв шестьсот или тысячу, поклонов триста или шестьсот; неграмотные вместо Псалтири должны были вычитывать шесть тысяч молитв, и за «полпсалтыря» – три тысячи (РНБ. Кир.-Бел., 25/1102, л. 213). Это правило «Устава скитского жития» совпадает с афонским. Архимандрит Нижегородского монастыря Досифей, побывавший на Афоне в конце XIV в. (на столетие раньше преподобного Нила), сообщает, что афонские монахи, которые отдельно живут в кельях, всякий день прочитывают половину Псалтири и по 600 молитв «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Если кто хочет прибавить, то в его воле. Сверх того полагают от 300 до 500 поклонов. Незнающие грамоты совершают семь тысяч молитв Иисусовых, кроме поклонов и церковного правила. Архимандрит Досифей пишет, что в его время на Руси вся Псалтирь вычитывалась в монастырях только Великим Постом и в другие посты, «но святогорцы живут не так: они одно правило держат во всю жизнь» 81 . К XVI в. в русских монастырях уже было известно это правило Афонской Горы. В библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря, куда поступали новые переводы богослужебных и святоотеческих книг из монастырей Афона и Царьграда, имелся, например, сборник богослужебный и патристический XV в. (ныне: РНБ. Кир.-Бел., 34/1111), где на листах 315–316 об. переписано правило архимандрита Досифея (несколько кирилловских сборников включают в себя описание афонских уставов: РНБ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

д. 3) Добавление или опущение союзов «и», отдельных слов, замена «а» на «да»: 3 полти ветчины — 4 косяки солонины — 3 полти ветчины да 4 косяки солонины; на Покров да на Дмитриев день не делают — на Покров, на Дмитриев день не делают; как целизну взорами, и робятам — как целизну взорам, робятом и т. д. 4) Разное написание цифр: 1800 численого — 1000 и 8 сот численного; десять пластей судоков — 10 пастей судоков; по 4 проты вялые – по четыре пруты вялые и т. д. Употребление местоимений в разной форме: и в Каргополе ее купят болши — и в Каргополе ей купят болши; двем — двема; две рыбы — дву рыби др. 5) Бóльшая часть разночтений относится к категории «лингвистических». Это — чередование гласных и согласных, изменение падежных окончаний в именах существительных и прилагательных, выражение сказуемого в разных формах: с старцем — старцом; рыбы едебной — рыбы едобной; семяни — симяни; вишней — вешней; чяша — чаша; з старцы — с старцы; росхожих — розхожих; доводчики — довотчики; приказчиком — приказщиком; росхожих — розхожих; с медвяным — с медвяном; суща язевого — суща язеваго; на Воже озере — на Вожи озере и др. 6) К категории смысловыхразночтений отнесены: пропущенный или добавленный текст, разный ассортимент и количество выдаваемых продуктов, различное написание географических названий. В примечаниях также подведены варианты по следующим рукописям (в скобках даны сокращения): Погод. 1566, л. 2—20 (Погод.1), л. 29—42 (Погод. 2); РГАДА, ф. 196, оп. 3, д. 843 (М 843); Соф. 1477, Кир.-Бел. 68/1307 (Кир.-Бел. 68), Соф. 1150; Кир.-Бел. 84/1322 (Кир.-Бел. 84); Кир.-Бел. 93/1331 (Кир.-Бел. 93); Соф. 1166; Соф. 1167; ГА ТО, ф. 1409, оп. 1, л. 81 (Тв.).   Кирилло-Белозерский монастырь уже при жизни прп. Кирилла в XV в. стал центром духовной культуры Русского государства, а во 2-й половине XVI в. – вторым после Троице-Сергиева монастыря владельцем обширных земель. В1559 г. его вотчины находились в 8 уездах, за ним числилось 2650 крестьянских дворов, в 1601 г. – в 11 уездах (Белозерском, Вологодском, Пошехонском, Угличском, Ростовском, Дмитровском, Костромском, Бежецком Верхе, Клинском, Коломенском и Московском) – 928 «живущих поселений», более 3 тыс.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591442/

На протяжении всей жизни в Кирилловом Белозерском мон-ре, в особенности в последние десятилетия, Г. активно занимался перепиской книг. По его свидетельству, сохранившемуся в рукописи РНБ. Соф. 1468. Л. 182, к 71-му году он переписал не менее 37 книг. К наст. времени ок. 2/3 их выявлено (преимущественно в находящихся в РНБ собраниях Кирилло-Белозерском и Софийском). Казакова сообщает сведения о 23 книгах, переписанных Г. или при его участии ( Казакова. 1970. С. 249-253). Среди них - труды по аскетике (Постнические слова прп. Исаака Сирина (РНБ. Кир.-Бел. 64/189), Слова прп. Симеона Нового Богослова (Там же. 36/1113), Поучения прп. Феодора Студита (Там же. 85/210) и др.), сборники житий (Там же. 23/1262, 141/1218, РНБ. Соф. 1395 и др.), богослужебные рукописи (РНБ. Кир.-Бел. 255/512, 790/1047, 568/825 и др.). Приведенные Казаковой данные не являются окончательными: с одной стороны, дополнительные сведения о переписанных Г. книгах сообщают комментаторы монастырской описи 1601 г. (Сборник смешанного содержания - РНБ. Соф. 1462; см.: Опись 1601 г. С. 312. К 144), с другой - Н. В. Синицына считает Постнические слова прп. Исаака Сирина (РНБ. Кир.-Бел. 64/189) и сборник со Словами прп. Симеона Нового Богослова (Там же. 36/1113) совр. копиями со списков Г. ( Синицына. 1974. С. 107, 110). Г. был профессиональным книгописцем, владевшим как минимум 2 типами книжного письма (литургическим полууставом и курсивным «александрийским» письмом), к-рые он функционально разграничивал. Первым Г. писал богослужебные книги, вторым - четьи книги и вспомогательные тексты (оглавления, предисловия, указатели) в литургических рукописях. Нек-рые писцовые навыки и приемы Г. указывают на время (и, возможно, на место) его обучения книжному письму. Таковы, напр., массивное киноварное декоративное письмо и вязь заголовков, известные в таком виде в рус. рукописях и на иконах приблизительно со 2-й четв. XV в.; их облик достаточно архаичен для времени наиболее активной книгописной деятельности Г. (что, однако, не дает оснований определять их как «чрезвычайно неумелые, грубые, сильно отличающиеся от традиционных» - Синицына. 1974. С. 101). По наблюдениям Синицыной, Г. сотрудничал в книгописании с известным каллиграфом Исаком Собакой во время пребывания последнего в Кирилловом Белозерском мон-ре на рубеже XV и XVI вв. ( Синицына. 1974. С. 110, 112-113).

http://pravenc.ru/text/168384.html

Т. 1. 100; видимо, дети умерли в младенчестве). Е. В. Романенко, М. А. Шибаев Книжные труды К. Согласно описи Кириллова мон-ря 1601 г., в келейной б-ке К. находилось 12 книг, именно с них начинается описание книжной казны. Большая часть книг, принадлежавших К., сохранилась в переплетах XVI в. Вероятно, тогда и были сделаны на них записи: «книги чюдотворца», а сами книги выделены из общего массива (в кон. XV в. книги К. еще специально не отмечались). Первым описал сборники К. архим. Варлаам (Денисов). Местонахождение книг К. установлено в результате исследования Г. М. Прохорова и Н. Н. Розова: ГРМ. Др. гр. 12 и 13 (Евангелия), 17 (Псалтирь), 14 и 15 (Канонники), РНБ. Кир.-Бел. 38/163, XII, XIII, XV (сборники), ГИМ. Муз. 3711 (Канонник), КБМЗ. 403 (сборник канонический), 405 (Святцы). В древнейшей описи монастырской б-ки кон. XV в. 2 кодекса считались принадлежащими К.: Святцы (КБМЗ. 405), «Лествица с Дорофеем» (РНБ. Кир.-Бел. 38/163). Согласно устному монастырскому преданию, зафиксированному архим. Варлаамом, письму К. принадлежала «Книга от Никонских правил» (КБМЗ. 403; Варлаам (Денисов). 1860. С. 4. Примеч. 12). Первые книги для монастырской б-ки преподобный мог принести из Симонова мон-ря. Самая ранняя датированная рукопись, дошедшая до нас из б-ки Кириллова Белозерского мон-ря: ГРМ. Др. гр. 15. В 8°, 1407-1408 гг.- это Канонник, принадлежавший, по преданию, К. Канонник помимо точной датировки не содержит информации о создании книги в Кирилловом мон-ре. Игумену мон-ря скорее всего принадлежал также Требник (Постригальник и Погребальник), к-рый по филиграням датируется кон. XIV - нач. XV в. (РНБ. Кир.-Бел. 5/5; ркп. уникальна: написана частично на бумаге и пергамене, что указывает на ее древность). В сборниках К. находятся древнейшие списки таких переводных сочинений, как: Устав скитского жития («Предание уставом иже на внешней стране пребывающим иноком, рекше Скитьскааго жития правило о келейном трезвении и катадневном пребывании, еже мы прияхом от отец наших») (РНБ. Кир.-Бел. XV. Л. 69-100; XII. Л. 255-273 об.), «От посланий преподобнаго отца Никона о глаголемых тайных книгах» (Там же. XII. Л. 319-324 об.), «Галиново. На Ипократа» (Там же. Л. 215-235), исихастские сочинения («Зачяло умныя молитвы и въниманию» - Там же. Л. 327-329), большое число канонических текстов.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

По подсчетам Н. К. Никольского , 2-е настоятельство К. продолжалось с апр. 1466 по 1471 г. Если принять мнение И. А. Голубцова, что в хронологических расчетах следует «держаться включительного счета лет», то окончание игуменства К. в Кирилловом мон-ре нужно датировать 1470 г. (Филофей управлял монастырем в 1465-1466; см.: Там же. С. 282). П. М. Строев полагал, что К. был настоятелем 22 года без перерыва, а игум. Филофей сменил его в 1469 г., с этим мнением не согласились Никольский и Голубцов. И. М. Концевич ссылался на Четьи-Минеи, в которых в день памяти прп. Иоасафа Каменского было отмечено: «игумен Кассиан управляет монастырем Каменным с 1469 г.» ( Концевич. 2002. С. 110). Однако совр. исследователям этот источник неизвестен, указанная же дата представляется вторичной по отношению к справочнику Строева. Г. В. Семенченко полагал, что игум. Филофей сменил К. на посту игумена весной 1461 г. (сразу же, как только его брат Трифон стал Ростовским архиепископом) и оставался им до весны или нач. лета 1462 г. Эта т. зр. не подтверждается перечнем игуменов Белозерского монастыря и монастырскими актами. Она была оспорена С. Н. Кистерёвым, считавшим допустимым «22 года игуменства Кассиана... отсчитывать от начала 1447 г., когда он после получения нового назначения игуменом Трифоном мог… исполнять обязанности игумена, ожидая официального поставления. Руководство монастырем... в позднейшем списке игуменов зачтено в общем сроке в 22 года» ( Кистерёв. 1998. С. 65). По мнению исследователя, К. был игуменом с нач. 1447 г. до лета-осени 1469 г., Филофей являлся настоятелем в 1463-1464 гг. Уточнить время игуменства К. помогают записи в монастырских книгах. Инок Варсонофий, переписавший в Белозерском мон-ре в 1459 г. Лествицу Иоанна Синайского, в записи сообщил, что он трудился «повелением господина игумена Касиана в десятое лето игуменства его» (РНБ. Кир.-Бел. 36/161. Л. 354). В записях на др. книгах К. упоминается как игумен в 1452 г. (РНБ. Кир.-Бел. 1/1240), 25 авг.- 9 нояб. 1462 г. (РНБ. Кир.-Бел. 295/552), в 1467 г. (РНБ. Кир.-Бел. 296/553).

http://pravenc.ru/text/1681245.html

Ф. 304. 16), Псалтири (1424 г., ГРМ. Др./гр. 17) и Сборнике слов и житий, составленном иноком Мартинианом (нач. 20-х гг. XV в., РНБ. Кир.-Бел. 19/1096. Л. 2 об.; см.: Вздорнов. 1966. С. 140; Он же. 1980. С. 129 Соловьева. 1984. С. 223-224, 230). Разделка с использованием желтой, киноварной, коричневой, синей краски напоминала о богато иллюминированных золотом византийских рукописях с изощренными изображениями церковной архитектуры. Рукописи из К. Б. м., созданные на заре его существования, отличались художественным оформлением и повтором в текстах определенных фраз-«формул». В Евангелии Христофора 1417 г. (ГРМ. БК 3268) Вздорнов отмечает начальные слова послесловия («Края достигох, о отци и сыне и дусе святем взмагаем святаго Евангелия божественоую книгоу сию гроубыми и недобреными алфавиты...»), к-рое с несущественными отличиями повторяется в неск. достоверно установленных кирилловских рукописях. Как считает исследователь, эта деталь дает основание относить Евангелие 1417 г. к числу рукописей, написанных в К. Б. м., поскольку в рукописях, созданных в других мон-рях, подобное послесловие не встречается ( Вздорнов. 1980. С. 128 Оно свидетельствует, что переписчики, ученики и сподвижники прп. Кирилла остро ощущали творческий дух обители. В рукописях К. Б. м. сохранились образцы художественно исполненной орнаментики в наиболее распространенных стилях поздневизант. времени - неовизантийском и балканском. Сложные, с легкой росписью, геометрические сочетания кругов в заставках балканского образца встречаются в рукописи Евангелия-тетр (70-е гг. XV в., РНБ. Кир.-Бел. 44/49. Л. 100), Псалтири с восследованием (XV в., РНБ. Кир.-Бел. 55/289. Л. 188), Апостола (XV-XVI вв., РНБ. Кир.-Бел. 96/101. Л. 35); они, как правило, проще своих болг. протографов по рисунку и цветовой разделке, часто исполнены без помощи циркуля. Книгописцам были известны и сложные варианты такого стиля, когда внутрь заставки помещалась крестообразно расположенная надпись с названием или начальными словами текста, как в рукописи Слов прп.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Неизвестно время, когда Г. сблизился с прп. Нилом Сорским, скит к-рого находился неподалеку от монастыря, и стал одним из его ближайших учеников и последователей. Прп. Нил адресовал Г. одно из посланий, сохранившееся в автографе последнего (РНБ. Кир.-Бел. 142/1219) и служащее ответом на заданные Г. старцу письменно вопросы «о помыслех блудных, како противитися им», «о хулнем помысле», «како отступити от мира», «како не заблудити от истиннаго пути». Во время пребывания в Кирилловом Белозерском мон-ре Вассиана (Патрикеева) Г. познакомился с ним и, вероятно, поддерживал отношения и позднее, когда князь-инок переехал в Москву. Возможно, через посредство Вассиана (хотя столь же вероятен вариант сановных родственников) Г. получил известность при великокняжеском дворе - вел. кн. Василий III Иоаннович подарил ему Евангелие 80-х гг. XV в. с 4 миниатюрами, изображающими евангелистов (РНБ. Кир.-Бел. 28/33), работы изографа Феодосия (сына Дионисия ) или мастера его круга, представляющими (наряду с аналогичными миниатюрами из Евангелий изографа Феодосия 1507 г. и Исаака Бирева 1531 г.) один из шедевров рус. книжной иллюстрации 1-й трети XVI в. ( Свирин А. Н. Древнерус. миниатюра. М., 1950. С. 78-91). К концу жизни Г. являлся весьма опытным и авторитетным старцем: в летописных заметках на кирилло-белозерской рукописи (РНБ. Соф. 1451. Л. 190 об., 262) под 1526, 1532 и 1536 гг. специально сообщается о смерти его учеников Герасима, старца Симеона Сташского и Филофея ( Казакова. 1970. С. 247-248. Примеч. 17). Еще один ученик Г., Серапион, известен как книгописец: в 1541 г. он переписал Псалтирь (РНБ. Кир.-Бел. 6/11; Опись 1601 г. С. 296. К 58). Савва , еп. Крутицкий, в Житии прп. Иосифа Волоцкого так характеризует Г.: «Старец многолетен и честен... иже живый житием крепким, зело храня предания и заповеди святаго чюдотворца Кирила во всем» (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 497). День смерти Г. отмечен летописной заметкой в монастырской рукописи (РНБ. Соф. 1451. Л. 190). Из лит. трудов Г. известны несохранившееся послание к прп. Нилу и отчасти краткий летописец в составе сборника РНБ. Соф. 1468, включающий ряд известий по истории Кириллова Белозерского мон-ря в XV - 1-й четв. XVI в. (изд.: Казакова. 1961. С. 198-200).

http://pravenc.ru/text/168384.html

Гласовые обозначения вводятся в текстовую строку и зачастую выписываются красными чернилами. Встречаются М. путевого распева , записанные путевой нотацией. Напр., славник Успению св. Анны (25 июля) «Иже от неплодных чресл» в рукописи РНБ. Q.I.186. Л. 577 об., гласы 8, 4, 8 - те же, что и в знаменных рукописях РНБ. Кир.-Бел. 665/922, 579/836, РГБ. Ф. 379 66. Л. 388. М. вошли в образцовые певческие кодексы кон. XVI-XVII в. Они встречаются в Стихирарях «Дьячее око» РНБ. Кир.-Бел. 596/843 и РГБ. Ф. 379. 63-66. Замечательная своей полнотой рукопись инока Христофора 1604 г. РНБ. Кир.-Бел. 665/922 содержит стихиры на 23 окт. ап. Иакову «Первааго пастыря» (Л. 93 об.; гласы 8, 4, 8); на 21 мая святым Константину и Елене «Свете пресветелыи» (Л. 290 об.; гласы 5, 1), на 27 июля вмч. Пантелеимону «Придете мучениколюбцы» (Л. 366; гласы 5, 1). После исправления певч. книг во 2-й пол. XVII в. М. встречаются крайне редко (напр., стихира прп. Антонию Сийскому в ркп. РНБ. Капелла. О. 4 (70-е гг. XVII в.) - гласы 6, 8, 5, 1, 8, 6). М. упоминаются в трудах отечественных ученых с нач. ХХ в.- прот. В. М. Металлова , Преображенского. Нек-рые М. опубликованы. М., содержащиеся в кодексах БАН 34.7.6 и Ath. Chil. 307, в Благовещенском и Типографском Кондакарях, изданы вместе с факсимильным воспроизведением рукописей в сер. «Monumenta musicae Byzantinae». Фотовоспроизведения М. имеются в книгах прот. В. Металлова (1912) и Н. С. Серёгиной (1994). Трем песнопениям посвящены статьи ( Карастоянов. 1991; Серегина. 1991; Тутолмина. 2000). Однако обобщающего труда по М. в наст. время не существует. Изд. и лит.: Металлов В. М., прот. Русская симиография. М., 1912. Прил.: Палеогр. Атлас. Табл. IX, XXVII-XXVIII, XXXIII-XXXV, LII-LIV, LVIII; Преображенский А. В. Греко-рус. певческие параллели XII-XIII вв.//De musica: Временник. Л., 1926. Вып. 2. С. 60-77; Fragmenta Chiliandarica Palaeoslavica. A: Sticherarium: Codex monasterii Chiliandarici 307/Praef.: R. Jacobson. Cph., 1957. (MMB. Ser. princip.; 5a); Der Altrussische Kondakar " . Giessen, 1976. T. 2: Blagovešenskij Kondakar " : Facs./Hrsg. v. A. Dostál u. H. Rothe unter Mitarbeit v. E. Trapp. (BGLS; Bd. 8. T. 2); Карастоянов Б. П. Стихира Борису и Глебу «Плотьскую богатяща...» - выдающийся образец древнерус. певческого искусства//Муз. культура Средневековья. М., 1991. Вып. 2. С. 12-14; Серегина Н. С. Неизвестная стихира на освящение храма Георгия в Киеве по спискам XII в.//Там же. С. 14-17 [публ. стихиры «Яко звезда на небеси» по списку РНБ. Соф. 384]; она же. Песнопения русским святым. СПб., 1994. C. 40-42, 97, 106; Тутолмина С. Н. Утраченные стихиры на чин христосования: История текста и редакций//Древнерус. книжность: Редактор и текст. СПб., 2000. С. 329-346 [публ. и анализ славника «Ангели возыграитеся»]. (Опыты по источниковедению; 3); Sticherarium Palaeoslavicum Petropolitanum: Codex Petropolitanus BAN 34.7.6/Ed.: N. Schidlovsky. Cph., 2000. (MMB. Ser. Princip.; 12).

http://pravenc.ru/text/2563868.html

Кир. мон. 54–654, л. 21 об.). 1206 Старец Даниил Донской умер, вероятно, в июле 1615 года (Рукоп. Кир. мон. 54–654, л. 12). – В Синодике 754–1011, л. 45 об. – начиная с Даниила имена писаны иными чернилами. 1207 Старец Варлам Боровитин числится умершим в октябре 1615 года (Рукоп. Кир. мон. 59–659, л. 3). 1208 Старец Иона Кемский значится умершим в ноябре 1615 года (Рукоп. Кир. мон. 59–659, л. 5 об.). 1210 «Лета 7124 (1616) году, Генваря в 5 день, на память святых Мученик Феопемта и Феоны, преставись раб Божий Царь Семион Бекбулатович, во иноцех схимник Стефан» (Древн. Росс. Вивл., изд. II, ч. XIX, стр. 385, надгробие в Симонове монастыре). Занесен в Синодик – как бывшей инок кирилловский. 1211 Старец Васиан (sic) Кожевник значится в числе умерших в апреле 1616 года (Рукоп. Кир. мон. 59–659, л. 16 об.). В Синодике 754–1011, л. 46: «Васиана». 1212 Старец Феогност Болховитин значится умершим в мае 1616 года (Рукоп. Кир. мон. 59–659, л. 18 об.). 1213 Старец Симеон Сороярский значится умершим в июле 1616 года (Рукоп. Кир. мон. 59–659, л. 20 об.). 1214 В приходн. кн.за августа 1615 г. замечено, что «после старца Константина Бирилева осталось денег 57 " (рублев? – Рукоп. Кир. мон. 54–654, л. 14 об.). 1215 Старец Герман значится умершим в октябре 1617 года (Рукоп. Кир. мон. 70–670, л. 4 об.). – В приходной книге Кириллова монастыря (за 1617–1618 года) в декабре 1617 года значится еще умершим старец Нектарий Сиземец, не упомянутый в Синодике (Рукоп. Кир. мон. 70–670, л. 6 об.). 1216 Старец Матфей Ворбозомский значится умершим в апреле 1618 года (Рукоп. Кир. мон., 70–670, л. 11 об.). 1218 Старец Иов Чапкин значится умершим в августе 1618 года (Рукоп. Кир. мон. 70–670, л. 18 об.). 1219 Старец Филипп Крашенина в книгах за декабрь 1618 года назван умершим (Рукоп. Кир. мон. 73–678, л. 7). 1220 Старец Арсакий Федосьина Городка в книгах за декабрь 1618 года назван умершим (Рукоп. Кир. мон. 73–673, л. 8). 1221 Священник Кирилла Алимпиев в книгах за февраль 1619 года назван умершим (Рукоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

О том, что употребление молитв «спальных» — это живая и развивающаяся традиция русской книжности XV–XVI вв., говорит разнообразие молитв, которые присоединялись к исходному ядру из пяти текстов. В качестве примера сравним состав чина молитв в сборнике прп. Кирилла Белозерского (перв. четв. XV b.) и в Псалтири с восследованием государева посольского дьяка Митрофана Фёдоровича Карачарова , которая писана в 1507 г. в великокняжеской книгописной мастерской Москвы. В обоих списках добавлена молитва «Вседержителю, Слово Отчее» (2-я в современном чине), однако в сборнике Карачарова число добавлений больше: в конце чина встречаем молитвы Кресту и прп. Иоанна Дамаскина — те же, что завершают современное последование. Как сообщает запись в Псалтири Митрофана Карачарова, в 1526 г. он принял постриг в Пафнутиевом Боровском монастыре с именем Марко . Видим, что Псалтирь служила ему в качестве сборника келейного правила как в миру на государственной службе, так и в монашестве.   Пополнение состава молитв «спальных» в рукописях   ГИМ. Син. 329 Чудовский устав третья четверть XV в. РНБ. Кир.-Бел. XV Сборник прп. Кирилла Белозерского (нач. XV в.) РНБ. Кир.-Бел. 1/258 Псалтирь с восследованием государева дьяка М.Ф. Карачарова (1507 г.) 1. Боже вчный и царю всякого создания 1 1 2. Ангеле Христов, хранителю мой святый 5 4 3. Господи Боже наш, аще что согрших — 3 4. Благаго Царя благая Мати 6 5 5. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, ради честнейшия твоея Матере 2 7 Окончание (Взбранной Воевод…) + +   Дополнительные молитвы по Кир.-Бел. XV и Кир.-Бел. 1/258 3. Вседержителю, Слово Отчее 2. Вседержителю, Слово Отчее 4. Помощнице моему спасению 6. О, преблагий Отче, во имя Единородного Сына   8. Да воскреснет Бог (молитва Кресту)   9. Господи… не уже ли ми гроб будет постеля сия   Подводя итог историческому обзору, скажем, что закреплением московской традиции молитв «спальных» стала публикация данного чина в Псалтири с восследованием и в Каноннике, начиная с первых изданий этих книг в 1625 г. и 1636 г. соответственно. Здесь находим восемь молитв, среди которых новым для нас оказывается лишь собрание кратких молитв свт. Иоанна Златоуста по 12 часам ночи (в нынешней традиции помещены все 24 молитвы). В таком составе чин издавался вплоть до упомянутого в начале статьи нового типа Канонника (М., Печатный двор, 1679), начиная с которого в московских изданиях стали помещать молитвы «на сон грядущим», а также молитвы утренние в составе, заимствованном из сборника частной молитвы «Полуустав» (Киев, тип. Лавры, 1643), инициатором издания которого был митр. Киевский Пётр (Могила).

http://bogoslov.ru/article/6172339

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010