Иосифе великого Соборника. «Сице кождо нас в дому некоем особочинением, еже по добродетели прикладствующе ему устроения закалает агнец, и причащается тоговы плоти, и насыщается Иисусом, комуждо бо свой бывает агнец Иисус Христос , якоже кождо вмещати, и ясти того может по мере, яже в комуждо веры, овому убо сице, овому же сице» 850 . Место это, отрывочно взятое, так же очень непонятно, и, по-видимому, дает мысль о причащении плоти и насыщении Иисусом каким-то особочинением еже по добродетели. Но, если понимать приведенное место как учение о каком-то духовном причащении тела и крови Господней, то, каким образом каждому бывает свой агнец по мере веры: «овому сице, овому же сице», – тогда как, – по Апостолу, – мы все от единаго хлеба причащаемся 851 , и хлеб сей, – говорил Спаситель, – плоть моя есть 852 ? В св. причащении тела и крови Господней каждый насыщается, таким образом, единым Агнцем – Христом, независимо от веры приемлющего, и только вкушающий недостойно суд себе яст и пиет 853 . Затем, и закаляется сей Агнец – Христос не в простом дому, а в храме Божием, не каждым из нас, а лицом имущим хиротонию, и не особочинением, а по чину принятому церковию. Ясно, что в приведенном месте речь идет собственно не о причащении или вкушении пречистого тела и животворящей крови Христовой каким-то непостижимым духовным способом, а о нравственном единении со Христом чрез веру и добрые дела, – как и ублаж. Феофилакта в выше рассмотренно свидетельстве. Слова: «причащается тоговы плоти и насыщается Иисусом», составляют лишь образное вырежение. Действительно, если прочитать рассматриваемое место в связи и не отрывочно, то смысл его будет совершенно понятен. Ранее говорится о ветхозаветной пасхе и о заклании в каждом дому пасхального агнца. Толкователь слова св. Григория Богослова на св. пасху рассуждает о том, какая могла быть цель, что агнец пасхальный велено было закалать в каждом доме, тогда как агнец ветхозаветный был прообразом единого Агнца – Христа? – и находит смысл и цель чисто нравственную.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

А между тем мы имеем множество безыменных и именных, точных и общих, дословных (даже с соблюдением стихотворного размера) и небуквальных цитат из писателей языческих – греческих и латинских. Аналогия тут полная с Иустином и другими греческими апологетами. Напротив, – полемические сочинения: Adversus Marcionem (Oehler, II. p. 45 sq.), Adversus Praxean (ib. p. 653 sq.), Adversus Jadaeos (ib. 701 sq.) сплошь все почти состоят или из буквальных выдержек письменного евангельского и апостольского текста (также и Ветхозаветного), или из точных ссылок на писания и имена писателей, – что объясняется конечно задачею этих сочинений и характером обличаемых в них лжеучений. Точно также, сравнительно небольшие, рассуждения нравственного–догматического характера: De monogamia (ib. 1. 761 – 787), De Pudititia (ib. 791–847), De Exhortatione castitatis (ib. 737–757), De Jejunio (ib. 851–879), De Carne Christi (ib. II. 425–464), De Resurrectione Carnis (ib. 467–551), можно сказать, чрез край переполнены всевозможными выдержками из Ветхого и Нового Завета. Таким образом полная аналогия между греческими апологетами и Тертуллианом устраняет всякую возможность объяснять употребление у них Нового Завета вообще и евангелий в частности как-либо иначе, кроме особых литературных приемов и задач тогдашней христианской апологии пред язычеством. (Литературная зависимость апологетов одних от других конечно не устраняет нашего объяснения). При всем том, в заключение, необходимо указать на то, что у Иустина все-таки несравненно больше прямых и точных указаний на евангелие, чем в названных сочинениях Тертуллиана . Вывод и отсюда – ясен и бесспорен. 295 Уже церковно-богослужебное употребление Писания, засвидетельствованное для Западно-Римской церкви Тертуллианом (Apolog. Gap. XXXIX, Oehler 1, 256), как для Восточной – Иустином (Apol. 1. 67. М. 6. 429. В. Otto. 184–186), предполагает необходимость латинского перевода как Ветхого так и Нового Завета одновременно с латинскою литургией, т. е. по меньшей мере в первой четверти 2-го века.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Итак: Христос для невидимого Бога был видим образом в сфере видимого. Другими словами: – это выражает, что Искупитель был видим Богом. Такими наблюдениями нам неотразимо внушается, что естество Христово истинно божественно, поскольку без этого было бы невозможно точное воспроизведение. Последнее покоится на природном сродстве всецелой божественности и устраняет тварную ограниченность. Отсюда второе определение, что Сын Божий перворожден всея твари (I, 15). Этим тезисом писатель ограждает свое предшествующее утверждение, а в нем заявлялось, что Христос был носителем для на Отца. По этой причине между нами обязательна натуральная близость, чтобы не было контраста обнаружения с его предметом. Неизбежно, что для сего потребно особое отношение внутренней солидарности. Частнейшие его черты угадать уже не трудно. Миру «исповедует» Бога только воплощенный Господь ( Uh. I, 18 ).Это гласит, что первый сам по себе не способен проникать в сферу божества по своей тварной не самобытности. Если Искупитель не страдает этой немощью, то мы должны думать, что Он не тварный. После этого для Сына остается единственный способ в рождаемости. Но она важна в Богочеловеке потому, что устраняет средостение невидимости, создаваемое тварностью. Поэтому разумеемый акт будет принадлежать к области невидимого, когда все обнимается чистой божественностью в ее непостижимой замкнутости. Бесспорно, что рождение оказывается предваряющим творение, которое было позднейшим. По этим наблюдениям выходит, что главнейшее ударение падает на качественную сторону, 849 а хронологический момент заимствуется из нее и играет соподчиненную роль. Сын был рожденным и потому прежде всякой твари. Следовательно, соотношение по времени ничуть не вводит Христа в разряд тварного, но решительно исключает из этой категории, 850 ибо Его превосходство покоится на индивидуальном отличии рожденности, 851 – по контрасту ее с сговорённостью. Напротив, малейшее приображение тварности сопровождалось бы обычным результатом не дальнозоркости и устраняло бы саму возможность для «иконизации». Вот почему и выдвигается этот оттенок, который удостоверяет, что Сын был раньше творческого процесса и всех его продуктов. 852

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

9. 16 ноября 2022 года Президиумом Верховного Суда РФ утвержден Обзор судебной практики по спорам, связанным с самовольным строительством. Обзор основан на судебной практике по спорам о признании права собственности религиозных организаций на самовольные постройки. В частности, Обзор подтверждает неприменимость понятия «самовольная постройка» и процедуры признания права собственности на них к некапитальным (нестационарным) объектам. Обзором установлено, что использование здания, возведенного на земельном участке, предоставленном для размещения объектов религиозного назначения под культурно-просветительские, образовательные цели, непосредственно не связанные с разрешенным использованием земельного участка, не может быть истолковано как основание для признания его самовольной постройкой, что позволяет беспрепятственно использовать возведенные на земельном участке объекты недвижимости для осуществления социально ориентированных видов уставной деятельности религиозных организаций. Пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрит Мелхиседек (Артюхин) представил вниманию участников собрания краткий отчет о работе Информационной службы СОММ в уходящем году, данные которого отразили сотрудничество информационной службы Отдела с епархиальными пресс-службами и монастырями. В 2022 году на сайте «Монастырский вестник» в разделе «Новости епархиальных монастырей» было опубликовано 1122 новостных материала. В разделе «Публикации» — 35 интервью с игуменами епархиальных обителей и 16 статей о епархиальных монастырях. В электронную базу данных монастырей, расположенную в разделе «Монастыри» на портале «Монастырский вестник», в 2022 году добавлены страницы 163 монастырей, подворий и скитов семи епархий. Всего к настоящему моменту в базу внесены данные о 851 монастыре, 475 подворьях и скитах 167 епархий Русской Православной Церкви и 36 ставропигиальных обителях. Продолжается развитие УоиТиве-канала «Монастырский вестник». Канал имеет 5000 подписчиков. 248 000 человек просмотрели размещенные ролики канала. Наибольшее количество просмотров традиционно набирают проповеди митрополита Каширского Феогноста и рубрика «Размышления о современном монашестве» — краткие рассуждения руководителей и насельников монастырей об актуальных проблемах монашества. Страница «Монастырского вестника» ВКонтакте в настоящее время имеет 8400 подписчиков. За 2022 год на странице были размещены 460 публикаций. 23 000 человек отметили посты страницы как понравившиеся так называемыми «лайками», 579 человек прокомментировали публикации, 3620 публикаций отмечены репостами. Telegram-kahaл «Монастырский вестник» к настоящему моменту имеет 570 подписчиков. В 2022 году на канале размещены 645 публикаций, которые прочитали 273000 человек. Количество подписчиков канала «Монастырский вестник» на ЯндексДзен перешагнуло за 2025 человек. В уходящем году на платформе размещено 410 публикаций.

http://patriarchia.ru/db/text/5990847.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Москве пройдет акция против парадов содомитов 12.05.2011 851 21 мая в 13-00 на Болотной площади пройдет акция против извращенцев. «В очередной раз Запад через " Европейский суд по правам человека " предписывает России узаконить содомский грех и разрешить проводить гей-парады. Чувствуя их поддержку, уже 28 мая российские извращенцы намерены выйти на улицы Москвы и потребовать, чтобы осуждаемую всеми традиционными религиями мерзость объявили " новой нравственной нормой " . Если это произойдет, то следующим шагом будет легализация " однополых семей " и усыновления ими нормальных детей, а за " нетолерантное " отношение к извращенцам станут сажать по 282 статье, как " за разжигание розни " . Вместе с тем, продолжаются попытки лоббистов " ювенальной юстиции " протащить законы, направленные против семьи», - говорится в поступившем в редакцию РНЛ сообщении пресс-службы «Народного Собора». Как пишут организаторы акции, «если мы промолчим сегодня, то завтра все это введут, якобы, " с нашего молчаливого согласия " ». «Как тогда мы будем смотреть в глаза своим детям? В какой стране обречем их жить?!», - говорится в сообщении. «Мы призываем придти на митинг и заявить свою гражданскую позицию: против гей-парадов, пропаганды извращений через СМИ, легализации однополых " семей " и усыновления ими нормальных детей; против ювенальных технологий разрушения семьи и изъятия детей " за бедность " вместо помощи семьям; за традиционную семью, естественное право родителей воспитывать детей и социальную ответственность государства. Митинг проводит Движение " Народный Собор " при содействии «Объединенного общественного комитета в защиту семьи, детства и нравственности». Митинг разрешен. Участие организаций, символика и лозунги допускаются по согласованию с оргкомитетом. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть

http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/12/v_...

756 Cod Theod. lib. 1. Nov. 7, 16, 42, 57, ef. Labb. T. V. Concil. Constant. Sub. Menna act. 5. Epism. S. Gregor. M. ad orient. 760 См., напр., Сардик. Соб. пр. 3; послание папы Льва ко 2-му Ефес. Соб. (Деян Всел. Соб. в русск. пер. т. III. стр. 27). Того же папы посл. Собору Халкидонскому (Там же, стр. 52). 770 Жерсон.: Tractat, de modis uniendi al reform, eccles. с. 10. Dupin. T. II. p. 174; Петра д " Айли Monita de necess. reform. Dupin. appendix. ad tom. II. p. 295. 772 Ioann. Gers. Tractat de modis uniendi ac reform, eccles. in concil. universal, c. 5 et 9. Dupin. II. 168, 172 et 173. 839 Можно заметить, что еще в книге о церковной иерархии, священство прямо называется таинством (μυστριον ιερατικν τελεισεων). De eccles. hierach. c. 5. n. 1–3. 848 4-е правило I Вселенскою Собора: «Епископа поставляти наиболее прилично всем, тоя области, епископам. Аще же сие неудобно, или по надлежащей нужде, или по дальности пути: по крайней мере, три во едино место да соберутся, а отсутствующие, да изъявят согласие, посредством грамот, и тогда совершати рукоположение. Утверждати же таковые действия в каждой области подобает ее митрополиту». 849 З-е правило VII Вселенского Собора: «Всякое избрание во епископа, или пресвитера, или диакона, делаемое мирскими начальниками, да будет недействительно по правилам. А, имеющий произвестися во епископа, должен избираем быти от епископов, яко от Св. Отец в Никее определено в правиле. Утверждати же таковые действия в каждой области подобает ее митрополиту». 850 19-е прав. I Всел. Собора: «О бывших павлианами, но потом прибегнувших к кафолической Церкви, постановляется определение, «чтобы они все, вообще, вновь крестимы были. Аще же которые в прежнее время к клиру принадлежали: таковые, явясь беспорочными и неукоризненными по перекрещении, да будут рукоположены епископом кафолической Церкви. Аще же испытание обрящет их неспособными к священству, надлежит им изверженным быти из священного чина». 851 2-е прав. IV Всел. Собора: «Аще который епископ за деньги рукоположение учинит и непродаваемую благодать обратит в продажу, и за деньги поставит епископа, или хорепископа, или пресвитера, или диакона, или иного коего от числящихся в клире, или, вообще, произведет за деньги в какую-либо церковную должность, ради прибытка своего: таковый, быв обличен, да будет подвержен лишению собственной степени; и, поставленный им, отнюдь, да не пользуется купленным рукоположением или производством, но да будет чужд достоинства, или должности, которые получил за деньги». 5-е прав. VII Всел. Собора: «Аще который епископ за деньги учинит рукоположение и непродаемую благодать обратит в куплю, и за деньги поставит кого-либо из, числящихся в причте, или произведет, вообще, в какую-либо церковную должность, то дерзнувший на сие, быв обличен, да подлежит лишению собственной степени, а поставляемый, отнюдь, да не пользуется купленным поставлением, или производством, но да будет чужд достоинства, или должности, которые получил за деньги».

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Соч.: Il Dialogo/Ed. G. Cavallini. R., 1968. Siena, 19952; Le Lettere di Caterina da Siena/Ed. P. Misciatelli. Firenze, 1939-1947. 6 vol.; Epistolario di St. Caterina da Siena/Ed. E. Dupré Theseider. R., 1940; Le Orazioni/Ed. G. Cavallini. R., 1978; Opera omnia: Testi e concordanze/Ed. F. Sbaffoni. Pistoia, 2002. CD-ROM. Ист.: BHL, N 1702-1709; ActaSS. Apr. Vol. 3. P. 851-978; Raimondo da Capua. S. Caterina da Siena: Vita. Siena, 19784; Leggenda minore di S. Caterina e lettere de " suoi discepoli/Ed. F. G. Grottanelli. Bologna, 1868; Caffarini Tommaso. Leggenda minore di S. Caterina da Siena/Ed. E. Franceschini. Mil., 1942; idem. Supplemento alla vulgata legenda di S. Caterina da Siena/Ed. A. Tantucci. Lucca, 1754; Fontes vitae S. Catharinae Senensis historici/Ed. M. H. Laurent, F. Valli. Siena; Firenze; Mil., 1936-1942. 21 vol.; Processus contestationum super sanctitate et doctrina S. Catharinae de Senis// Martène E., Durand U. Veterum scriptorum et monumentorum... amplissima collectio. P., 1729. N. Y., 1968r. T. 6. P. 1239-1382. Библиогр.: Zanini L., Paterna M. C. Bibliografia analitica di St. Caterina da Siena: 1910-2000. R., 1971-2003. 5 vol. Лит.: Герье В. И. Катарина Сиенская//ВЕ. СПб., 1892. Т. 5 9. С. 5-56; 10. С. 429-496; то же//Символ. Париж, 2002. 45. С. 97-227; Fawtier R. Catheriniana//Mélanges d " archéologie et d " histoire de l " École Française de Rome. P., 1914. Vol. 34. P. 3-96; idem. S. Catherine de Sienne: Essai de critique des sources. P., 1921. Vol. 1: Sources hagiographiques; 1930. Vol. 2: Les œuvres de St. Catherine de Sienne; Bernadot M.-V. St. Catherine de Sienne au service de l " Église. P., 1941; Grion A. S. Caterina da Siena: Dottrina e fonti. Brescia, 1953; Perrin J.-M. Catherine de Sienne: Contemplative dans l " action. P., 1961; Atti del Simposio intern. Cateriniano-Bernardiniano: Siena, 17-20 aprile 1980/A cura di D. Maffei e P. Nardi. Siena, 1982; Champdor A. Catherine de Sienne et son temps. Lyon, 1982; Antoni Cl. G. Sistemi stilistici ed espressione mistica: Saggi sulla tradizione cateriniana.

http://pravenc.ru/text/189615.html

Таким образом, на основании представленных нами свидетельств можно заключить, что рассматриваемый акт получил свое начало при совершении крещения не ранее третьего века. Но и в это время, на первых порах помазание елеем, кажется, не было явлением повсюдным, а было введено в употребление только в восточной церкви. Прямым доказательством этого служит тот именно факт, что западные писатели и памятники христианской литературы данного времени ничего не говорит нам об употреблении помазания елеем при крещении в церквах запада. Мало того, и в восточных церквах, на первых порах этот акт не был самобытным или самостоятельным. В это раннее время в практике восточной церкви. помазание елеем только заменяло собою заклинания 850 , как мы уже имели случай заметить. Подтверждение этого можно видеть в том, что о заклинанях упоминают западные писатели, и, наоборот, умалчивают восточные. Кроме того, с таким предположением тем более можно согласиться, что ; Ипполит в Арабских правилах ставит, помазание елеем вслед за отрицанием и самое вещество помазания называет «елеем заклинания». «Крещаемый, пишет он, обратившись лицем к западу, говорит: отрекаюся от тебя, сатана, и всей прелести твоей, по произнесении им этого, священник помазывает его елеем заклинания, совершивши над последним сначала молитву, для изгнания из него злого духа» 851 . Согласно с такою заметкою, очевидно, помазание крещаемого служило в это время в восточной церкви объективным дополнением субъективного акта отречения и, следовательно, вполне заменяло собою заклинание, – в действительном смысле этого, слова. – Это предписание Ипполита, с которым соглашается наш взгляд, нужно заметить, нисколько не противоречит, а напротив, согласно с свидетельствами Апостольских Постановлений о помазании крещаемого. Правда по свидетельству последнего памятника помазание стоит на другом месте в целом чиие крещения, – именно пред самым крещением и после исповедания веры и при том ничего не говорится о заклинании. Но первое вовсе не изменяет сущности дела; что же касается до второго, то оно устраняется следующим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Иоанно-Богосл.-Череменецкий, С. – Пет. г., II, 838. Иоанно-Златоуст.-Медведев-Псковский, I, 293. Иоанно-Предт.-Астраханский, II, 842. Иоанно-Предт.-Введ.-Междугорск., Тоболь. г., I, 224. Иоанно-Предт.-Казанск., II, 843. Иоанно-Предт.-Ростк.-Новг., II, 1135. Иоанно-Предт.-Псковский, II, 841. Иоанно-Предт.-Свияжский, II, 844. Иоанно-Предт.-Суджанская, II, 839. Иоанно-Предт.-Торопецкий, I, 222. Иоанно-Предт.-Тульский, I, 223. Иоанно-Предт.-Устюжский, II, 840. Ионы Климецкого, Олон. г., I, 249. Иорданский-Киевский, II, 982. Иосифов-Волоцкой или Волоколамс., Моск. г., II, 845. К Казан.-Богород., Казан. г., I, 55. Казан.-Богор.-Жадов., Симб. г., I, 240. Казан.-Богород.-Костромск., II, 847. Казан.-Богород.-Ломовский, Пенз. г., II, 651. Казан.-Богород.-Мокшанский, I, 56. Казан.-Богород.-Нижнеломов., II, 652. Казан.-Богород.-Сызранский, II, 650. Казан.-Воронинская, Тамб. г., II, 737. Казан.-Иоанно-Предтеч., II, 843. Казан.-Калужский, II, 854. Казан.-Касимовский, II, 851. Казан.-Климентовский, Олон. г., II, 846. Казан.-Коротоякский, II, 849. Казан.-Лысковский, Нижег. г., II, 855. Казан.-Николаевский, II, 968. Казан.-Рыльский, II, 1098. Казан.-Рябинина, Волог. г., II, 848. Казан.-Рязанский, I, 238. Казан.-Спасо-Преображенск., II, 1167. Казан.-Тамбовский, II, 852. Казан.-Успенский, II, 1299. Казан.-Федоров.-Троиц., I, 555. Казан.-Шатрищегорский, Калуж. г., II, 856. Казан.-Юхнов, II, 857. Казан.-Ядринский, II, 850. Казан.-Ярославский, II, 853. Казацкий-Николаев.-Змиевс., II, 1000. Калужский-Казан.-Богород., II, 854. Калязинский-Троиц.-Макар., II, 1271. Каменец-Подольский-Троиц., I, 513. Каменного-Городища-Елабужский, II, 1267. Каменные Ограды-Псковский, II, 983. Каменская-Никодимова-Троиц., Черниг. г., I, 304. Каменский-Успен., Черн. г., I, 243. Кандалашский, Арх. г., II, 858. Капитоновская-Княгинина, Волог. г., II, 859. Капшин-Знамен., Твер. г., I, 203. Карачевская-Тиханова-Воскр., Орл. г., II, 1219. Карачевский-Введен., II, 700. Карачунский – Богород. – Сретен., Ворон. г., II, 655.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В ожидании приятного свидания с вами, имею честь быть " … 1-го апреля писал я ему же: «Ваше высокоблагословение, достоуважаемый Александр Васильевич ! Письмо ваше от 31-го марта и при нем статью о Паисии Лигариде 845 получил я сегодня в 7-м часу вечера и последнюю тотчас же отправил к о. Владимирскому. 846 Можно надеяться, что книжка выйдет к празднику; остановка теперь собственно за этою статьей. Сегодня утром был у меня Семен Сергеич 847 , и мы с ним рассуждали об этом деле. Относительно статьи Н.П. Гилярова 848 , которую вы, без сомнения, получили, владыка не сделал мне никакого замечания. Сегодня, после вечерни, был я на Троицком подворье по делу о Петре Симоновиче 849 , которому потрудитесь передать прилагаемую при сем записку. Я читал святителю наши замечания на известные проекты. 850 Владыка остался ими вполне доволен и выразил искреннюю благодарность членам Комитета. Приятным долгом поставляю передать вам, и прочим сотрудникам нашим эту архипастырскую благодарность. Предполагавшийся по этому же делу другой Комитет в Москве до сих пор еще не составлен: но владыка, выслушавши наши замечания, решил вовсе не составлять этого Комитета, а ограничиться только тем, чтобы, созвавши до десяти Московских протоиереев, прочитать и наши замечания и заставить их подписаться под ними. Подробно и не без удовольствия рассказывал мне святитель о своем торжестве над врагами церковной собственности 851 : но ни слова не сказал об удовлетворении наших нужд. Я также удержался от напоминания ему о сем. Много и еще интересного было говорено между нами на этот раз, между прочим, и о Минском жидовском торжестве. У преосвященного Леонида сегодня обнаружилась лихорадка, и, кажется, перемежающаяся: Это – добрый признак, по замечанию врачей. Но бедный наш о. Порфирий 852 крайне изнемогает, по свидетельству о. Игнатия, который вчера посещал его. А назад тому с неделю, или две, он до того был слаб, что ему запрещено было даже много говорить. Деньги Редакционного Комитета, которых он надеялся получить не более, впрочем, ста рублей, он уже определил было на свое погребение. Помолитесь, пожалуйста, о его здоровье преподобному Сергию.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010