846 Григ. Б. Сл. 14, о любви к бедным. (II ч. 5 стр. 1843 г.). Сн. Сл. 27, о богословии 1 (III ч. 13 стр.). 851 Есть и в ветхом завете места, в которых вечные мучения представляются под теми же обрами. Пр. Исаия, например, говорит: и будут выходить (находящиеся в Иерусалиме небесном) и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет и огнь их не угаснет; и они будут мерзостью для всякой плоти (66, 24; сн. 34, 10; Пс. 20, 10 ). В кн. Иудеи говорится: Господь Вседержитель отмстить им (врагам царства Божия) в день суда, пощлет огонь и червей на их тела, – и они будут чувствовать боль и плакать вечно (16, 17; сн, Сир. 7, 19 ). 852 Основание для этих двух образов, как и для наименования места мучений геенной огненной, находится в следующем. Не далеко от Иерусалима находилась долина Энномова , во времена пр. Иеремии даже входившая в черту города ( Иер. 19, 2 ). Здесь во времена Манассии были сооружены особые возвышенности, на которых иудеи сожигали своих сыновей и дочерей ( Иер. 7, 31–33 ; сн. 2Пар. 33, 6 ), принося их в жертву Молоху ( 2Цар. 23, 10 ; сн. 4Цар. 16, 3 ; 2Пар. 28, 3 ). Царь Осия велел осквернить это место и оно стало кладбищем ( Иер. 7, 32 ). Впоследствии, после плена, оно было местом свалки отбросов, мертвых животных, особенно костей, и здесь горел огонь, сожигавший бывшие здесб нечистоты. Огонь был причиною названия этого места долиною огненною. Позднейшие иудеи именем этой долины, внушавшей ужас и отвращение, стали называть место пребывания нечествиых душ умерших людей, а затем слово геена стало употреблятся и вообще для обозначения места мучений нечестивых. Этим именем и И Христос часто называл место загробных мучений грешников. Постоянно горевший огонь давал основание для представления и самых мучений под образом огня неугасимого, а так как в этом месте нечистот не могло быть недостатка и в чреве, особенно если принять во внимание, что здесь иногда совершались и смертные казни, то понятным являлось и изображение мучений под образом червя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

848.  Вселюсь в них и буду ходить (2 Кор. 6. 16). 849. Преподобный Макарий. Слово 4, гл. 15. 850.  Мне отмщение, Я воздам (Рим. 12. 19). 851. Святой Исаак Сирский. Слово 37. 852.  Кто хочет идти за Мною, отвергнисъ себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16. 24). 853. Пс. 118. 38, 120. 854.  …со страстями и похотями (Гал. 5. 24). 855.  Иго Мое благо и бремя мое легко (Мф. 11. 30). 856. Преподобный Марк Подвижник. Слово о духовном законе, гл. 31. 857. Последование дванадесяти псалмов, молитва святого Евстратия. 858. Четьи-Минеи, 3 мая. 859. На этом месте впоследствии выстроена церковь во имя святого Григория Богослова. 860. Апок. 3. 18. 861. Сергиева пустыня. 862.  Море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими. Там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем (Пс. 103. 25–26; 8. 9). 863. Псалтырь с толкованиями на березе, заимствованными из святых Отцов, издания Киево-Печерской Лавры. 864.  Вы не от мира, но Я избрал вас от мира (Ин. 15. 19). 865. Ин. 15. 18. 866. 2 Тим. 3. 12. 867.  Ибо унижена в прах душа наша, и на землю повержено тело наше (Пс. 43. 26). 868.  Тишину великую (см.: Мф. 8. 26). 869.  Преходят они морскими стезями (Пс. 8. 9). 870.  Человек, достигший почета, не вразумился, уподобился он скоту несмысленному и сравнялся с ним (Пс. 48. 13). 871. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания». 872.  Нет на земле подобного ему (Иов. 41. 25). 873.  Этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем (Пс. 103. 26). 874. 6-я песнь 6-го гласа. 875. Преподобный авва Дорофей. Поучение 3, о совести. 876. Евр. 10. 22. 877. Мф. 5. 25. Преподобный авва Дорофей. Поучение 3, о совести. 878.  Верный свидетель спасает души (Притч. 14. 25). 879.  Угнетен Ефрем, поражен судом; ибо захотел ходить вслед суетных (Ос. 5. 11). 880. Лествица. Слово 18. 881.  Не знаю вас (Мф. 25. 12). 882. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания», о Пимене Великом, гл. 43. 883.  Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф. 26. 41).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

848. Вселюсь в них и буду ходить (2 Кор. 6. 16). 849. Преподобный Макарий. Слово 4, гл. 15. 850. Мне отмщение, Я воздам (Рим. 12. 19). 851. Святой Исаак Сирский. Слово 37. 852. Кто хочет идти за Мною, отвергнисъ себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16. 24). 853. Пс. 118. 38, 120. 854. …со страстями и похотями (Гал. 5. 24). 855. Иго Мое благо и бремя мое легко (Мф. 11. 30). 856. Преподобный Марк Подвижник. Слово о духовном законе, гл. 31. 857. Последование дванадесяти псалмов, молитва святого Евстратия. 858. Четьи-Минеи, 3 мая. 859. На этом месте впоследствии выстроена церковь во имя святого Григория Богослова. 860. Апок. 3. 18. 861. Сергиева пустыня. 862. Море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими. Там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем (Пс. 103. 25–26; 8. 9). 863. Псалтырь с толкованиями на березе, заимствованными из святых Отцов, издания Киево-Печерской Лавры. 864. Вы не от мира, но Я избрал вас от мира (Ин. 15. 19). 865. Ин. 15. 18. 866. 2 Тим. 3. 12. 867. Ибо унижена в прах душа наша, и на землю повержено тело наше (Пс. 43. 26). 868. Тишину великую (см.: Мф. 8. 26). 869. Преходят они морскими стезями (Пс. 8. 9). 870. Человек, достигший почета, не вразумился, уподобился он скоту несмысленному и сравнялся с ним (Пс. 48. 13). 871. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания». 872. Нет на земле подобного ему (Иов. 41. 25). 873. Этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем (Пс. 103. 26). 874. 6-я песнь 6-го гласа. 875. Преподобный авва Дорофей. Поучение 3, о совести. 876. Евр. 10. 22. 877. Мф. 5. 25. Преподобный авва Дорофей. Поучение 3, о совести. 878. Верный свидетель спасает души (Притч. 14. 25). 879. Угнетен Ефрем, поражен судом; ибо захотел ходить вслед суетных (Ос. 5. 11). 880. Лествица. Слово 18. 881. Не знаю вас (Мф. 25. 12). 882. Алфавитный патерик и «Достопамятные сказания», о Пимене Великом, гл. 43. 883. Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф. 26. 41).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

848 Святого Феофила, епископа Антиохийского († 181 г.): «когда брошено в землю зерно пшеницы или других семян, то прежде оно умирает и разлагается, потом же поднимается и встает колосом. И деревья не производят ли по велению Божию в определенные времена плоды, прежде скрытые и невидимые..? Все это производит премудрость Божия для того, чтобы и посредством сего доказать, что Бог может совершить общее воскресение всех людей». 849 Афинагора, христианского философа († 2 в.): «надлежит, по апостолу, тленному сему и рассыпавшемуся облечься в нетление, дабы, когда умершие оживут через воскресение, и опять соединится разделившееся или совершенно разрушившееся, каждый получил должное за то, что он делал, живя в теле, доброе или злое». 850 ( 2Кор.5:10 ). Святого Иринея, епископа Лионского : «в конце, когда Господь воззовет последнею трубою, восстанут мертвые, как Он говорит: настанет час, в который все мертвые, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Человеческого и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения». 851 Святого Кирилла, архиепископа Иерусалимского : «всем людям должно будет воскреснуть, но не для всех одинаково будет воскресение. 852 Все будем иметь вечные тела, но не все – подобные. Если кто праведен, получит тело небесное, в котором бы мог он, как надлежит, обращаться с ангелами; если же кто грешен, получит вечное тело, долженствующее терпеть мучение за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушаться». 853 Святого Иоанна Златоуста : «смерть не тело губит, а истребляет тление, сущность же остается вовеки, чтобы воскреснуть в большей славе, – впрочем не у всех, потому что, хотя воскресение будет общим для всех, но воскресение во славе только для живших праведно». 854 Опровержение возражений Сектанты говорят : 1) воскресение праведных и воскресение грешных людей произойдет не в одно время: как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец – Христос, потом – Христовы в пришествии Его. Α затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу ( 1Кор.15:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

9–11). Ст. 1. В первый год Кира, царя персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии 851 , возбудил Господь дух Кира,... и он повелел объявить по всему царству словесно (через глашатаев) и письменно (через указы) о дозволении Иудеям возвратиться на родину. Надлежит, во-первых, заметить, что эти начинательные слова книги Ездры суть буквальное новторение заключительных слов в книгах Паралипоменон. Знак, что эти книги находятся в теснейшей связи между собою; и что писатель их один и тот же. Надлежит, во-вторых, заметить, что год издания Кирова указа называется здесь первым только по отношению ко времени его воцарения в Вавилоне (537 до Р. X.). Между тем, Кир уже 23 года господствовал в Персии, основавши обширную империю на развалинах Ассирийского царства (в 560 г. до Р. X.). Наконец, что касается способа, которым возбудил Господь дух Кира в пользу Евреев, то кроме внутреннего и благодатного воздействия на сердце его, употреблен был, как говорит Иудейское предание 852 , и некоторый внешний способ. Именно ему показано было (может быть, пророком Даниилом) известное пророчество Исаии, в котором он почти за 200 лет называется по имени, и где Иегова, Бог Еврейский, вручает Киру власть над современными царствами земными и повелевает возвратить народ Иудейский на родину, а также воссоздать разрушенный Иерусалимский храм 853 . Пораженный сим необыкновенным пророчеством, персидский царь признал над собою руку Иеговы и благоговейно подчинился Его воле. Ст. 2. …Так говорит Кир, царь персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный... Выражение это, конечно, гиперболическое, в восточном духе; однако же, весь почти тогдашний цивилизованный мир действительно находился во власти Кира. Он управлял Персами, Мидянами, Халдеями, Армянами, Сирийцами, Арабами, малой Азией и проч... ... и он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее... По всей вероятности, Кир имеет ввиду пророчество Исаии, поразившее его до глубины души. Вот эти замечательные пророчественные слова: Иегова говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен!» и храму: «ты будешь основан!» …Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы… Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Ménant, в летописях Ассирийских царей (р. 249–250) замечает, что при настойчивости Ассирии в исполнении своих планов, полная картина известных событий получается конечно не на памятниках того монарха, который предпринял завоевание какой-нибудь страны, а на памятниках его сына и иногда внука. Так полное понятие об плане Ассирии, задумавшей подчинить себе Египет, мы получаем только на памятниках Ассурбанипала 849 , которого действия заканчивают ряд мер и походов, начатых при Саргоне 850 . Мы возвращаемся к чтению: „Исаия ходил нагой и босой три года“. По этому поводу комментатор Исаии в Англ. коммент. Библии Англ. духовенства, Кей, указывает на пунктуацию и чтение масоретов, по которым Исаия не три года ходит нагой и босой, а ходит нагой и босой: „в указание и предзнаменование на три года (вперед) об Египте и Ефиопии“. Повидимому так же понимает это место и наш комментатор Епископ Петр (Толк. на Ис. стр. 244), так как он говорит на это место пророка: пророк ходил так „в знак и предвестие того, что в течение трех лет многие Египтяне и Хусы (Кушиты, т. е. Ефиопляне) будут отведены в плен нагими и босыми“. Вероятно также надо понимать и перевод Вульгаты: „trium annorum signum“, так что действие (единое)? Исаии было предзнаменованием имеющего совершиться в течение трех лет. 5 . Тогда ужаснутся и устыдятся из-за Ефиопии, надежды своей, из-за Египта, которым хвалились. 6 . И скажут в тот день жители этой страны: вот каковы те, на которых мы надеялись, и к которым прибегали за помощью чтобы спастись от царя Ассирийского! и как спаслись бы мы? Мы говорили во вступлении и увидим ниже в главе XXII, 15–19 851 , что в Иерусалиме была партия приверженцев союза с Египтом, главой которой был некто Севна, чужеземец, быть может даже Египтянин, который имел влияние на Езекию. Исаия однако настоял на удалении его от руководительства делами. Настоящие два стиха очевидно относятся к вредному влиянию той партии, которая настаивала на необходимости сблизиться с Египтом, не понимая того, что Египет не в силах бороться с орудием гнева Божия-Ассуром.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

„Оберегать руку свою, чтобы не сделать зла“,-есть исполнение закона в широком Христовом значении: „люби ближнего как самого себя“ (Лк. 10и след. притчу до ст. 37) и, как изъяснял то Господь в нагорной проповеди Мф. 5:17–22,43–48 , „любите врагов ваших“. Что все произносимое пророчество относится к новой, имеющей быть созданною в будущем церкви, в которой всем людям есть место, то выступает, как мы уже говорили, в следующих стихах. 3 . Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: „Господь совсем отделил меня от Своего народа“, и да не говорит евнух: „вот я сухое дерево“. 4 . Ибо Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, – 5 . тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится. Комментарий Спб. Дух. Акад. (стр. 851–852) указывает, что ни прозелиты, ни евнухи не получали никогда равных с природными Израильтянами религиозных и гражданских прав, на что мы и указывали в нескольких словах вступления в эту главу, на основании Втор. 23 . В главе 56-й Исаии уже пророчествуется о том, что все эти преграды рушатся. В особенности в ст. 3 замечательны слова, влагаемые в уста евнуха: „я сухое дерево“. Может ли однако быть „сухое дерево“ в саду, насажденном Господом в обществе, в котором основания не плоть, а дух? Светочи, возженные Господом, зажигают огнем веры и любви другия души человеческие, и евнухи точно так же, как и другие, могут быть угодными Господу 1703 , как и указано в след. ст. 4–5, и они могут иметь духовных детей, привлекая к Господу и утверждая в вере братьев своих, что и известно нам из жития некоторых святых. Господь и глаголет о них, что Он даст им место „в стенах дома Его, лучшее нежели сыновьям и дочерям“. Стены дома Господня, очевидно, обозначают Церковь Христову; „имя вечное“, которое будет даровано им как и всем спасенным, есть царство Божие, ибо имена их „написаны на небесех“, „в книге жизни“ 1704 . Сыновья и дочери, с которыми сравниваются евнухи, суть сыны Израиля, мнившие иметь право на царствие Божие по праву рождения 1705 . Следующие стихи определяют права иноплеменников, т. е. всех народов, быть полноправными членами Церкви Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Благодаря проповеди диакона Филиппа, крестились мужчины и женщины; крестился даже Симон волхв, который до сих пор изумлял весь народ своим волхвованием и которому внимали все от малого до большого. Это было очень важное и радостное событие в Церкви первохристианской. Апостолы спешат на помощь к новокрещенным. Из своей среды они выбирают двух верховных Апостолов Петра и Иоанна. Пришедши сюда, Апостолы помолились о новопросвещенных братьях своих и возложили на них руки. При возложении их на каждого отдельно, каждый принимал Духа Святого. Принятие верующими Духа Святого, по молитве Петра и Иоанна, сопровождалось видимыми знаками. Может быть, то были особенные выражения духовного восторга, может быть, произошло нечто подобное тому, что было с Апостолами и верующими в день Пятидесятницы 851 . Симон волхв, видя эти чрезвычайные действия возложения рук Апостолов, принес Петру и Иоанну деньги со словами: „дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого“. Какое грубое непонимание величайшего служения Апостолов. С негодованием Петр и Иоанн отвергли эту просьбу: „нет тебе в сем части и жребия“ 852 . Св. Дееписатель не говорит, сколько времени оставались в Самарии Петр и Иоанн. Кажется, они находились среди юных христиан значительное время. Здесь благовествуют они учение Распятого, еще подробнее научают новообращенных истине Евангельской, повествуют о земной жизни Спасителя, о жизни братий Иерусалимских, повествуют обо всем, что они видели и слышали. Предостерегают Апостолы от лжеучения Симона, чтобы верующие не прельщались и по неопытности не были увлечены им. Совершают знамения и чудеса: врачуют больных, бесноватых. Конечно, народ единодушно внимал тому, что говорили Петр и Иоанн; их сердца были наполнены великою радостью, как и во время проповеди диакона Филиппа. Новопросвещенных христиан Апостолы оставляют лишь тогда, когда они увидели, что никакой волк более не расхитит и не погубит это стадо 853 . „Засвидетельствовав слово Господне, Петр и Иоанн обратно пошли в Иерусалим“.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

В ответ на это я сказал: «Уразумей, что всегда Отец существует в Сыне и Сын в Отце в Едином Божестве. Поэтому, чтобы ты знал, что Отец выполняет волю Сына, если еще сохранилась в тебе вера в Евангелие, послушай, что сказал сам Иисус, Бог наш, когда Он пришел воскресить Лазаря: «Отче, благодарю Тебя, что услышал Меня. Я знал, что Ты всегда услышишь Меня; но Я сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» 850 . И когда Он пришел на страдание, Он сказал: «Отче, прославь Меня славою, которую Я имел у Тебя Самого прежде, до бытия мира» 851 . Отец Ему с высоты небес ответил: «И прославил и еще прославлю» 852 . Итак, Сын равен Отцу по божеству, и не меньше, и ничего меньшего нет в Нем. Ибо если ты исповедаешь Бога, то необходимо, чтобы ты признавал Его целым и совершенным; если же отрицаешь Его цельность, то и не веруешь, что он есть Бог». И тот ответил: «Сыном Божиим Он начал называться, когда воспринял человеческую природу; ибо было, когда Его не было». И я в ответ: «Послушай, как говорил Давид от имени Отца: «Из чрева прежде денницы Я родил Тебя» 853 . И Иоанн-евангелист говорит: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . И это Слово стало плотию, и обитало с нами, чрез Которого все произошло» 854 . Вы же ослеплены ядом предубеждения и недостойно думаете о Боге». И тот в ответ: «Не говорите ли вы, что и Дух Святой есть Бог, и не считаете ли, что он равен Отцу и Сыну?» И я ему: «В трех – одна воля, сила и действие; Бог един в Троице и тройствен в единстве. Три лица, но едино царство, едино величие, едина сила и всемогущество». И тот возразил: «Святой Дух, которого вы считаете равным Отцу и Сыну, получается меньше Их обоих, ибо читаем, что Он был возвещен Сыном и послан Отцом. Никто ведь не возвещает о том, над чем он не властен, и никто ведь не посылает, не имея кого-нибудь ниже себя; так Он [Господь] сам сказал в Евангелии: «Если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам " " 855 . На что я ответил: «Правильно сказал Сын до страдания, что если бы Он не вернулся к Отцу победителем и после искупления грехов мира собственной кровью не приготовил бы Богу достойное жилище в человеке, не смог бы Дух Святой, Который есть Бог, войти в языческую и оскверненную первородным грехом душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Иез. 32 :19. „От (своих) вод 836 торжественно 837 сойди и усни с необрезанными“! Иез. 32 :20. Среди пораженных мечем падут с ним и уснут все сильные 838 его. Иез. 32 :21. И скажут тебе исполины: будь в глубине преисподней! кого лучше ты? сойди и лежи с необрезанными среди пораженных мечем. Иез. 32 :22. Там Ассур и все полчище его и все пораженные туда преданы, и гроб их в глубине преисподней, и полчище его вокруг гроба его: все пораженные, падшие от меча, Иез. 32 :23. Которые поместили 839 гроб его внутри 840 преисподней, и полчище его вокруг гроба его, все те пораженные, падшие от меча, которые наводили страх свой на земле живых. Иез. 32 :24. Там Елам и все полчище его вокруг гроба его, все пораженные, падшие от меча и сошедшие необрезанными в глубину земли, наводившие страх свой на земле живых. Иез. 32 :25. И несут мучение свое с нисходящими в преисподнюю, среди пораженных. Иез. 32 :26. Туда преданы Мосох и Фовел, и все полчище его вокруг гроба его, все 841 необрезанные, пораженные мечем, наводившие страх свой на земле живых. Иез. 32 :27. И уснули с исполинами, падшими от века, которые сошли в ад с оружием воинским и положили мечи свои под головы свои, и были беззакония их на костях их, ибо устрашали всех 842 в жизни своей и были ужасом для исполинов, живших на земле 843 . Иез. 32 :28. И ты среди необрезанных будешь сокрушен и уснешь с пораженными мечем. Иез. 32 :29. Там Едом и цари его и все князья Ассура, сила коих была поражена мечем 844 : они уснули с пораженными 845 , с нисходящими в могилу, Иез. 32 :30. Там все князья севера, там 846 все военачальники Ассура, которые сведены были с пораженными, пристыженные страхом своим и могуществом своим 847 , и уснули необрезанные с пораженными мечем, и понесли мучение свое с нисходящими в преисподнюю. Иез. 32 :31. Увидит их царь фараон и утешится о всей силе их 848 , фараон и пораженные мечем 849 , и вся сила его, говорит Господь Бог. Иез. 32 :32. Ибо Я навел страх Мой на землю живых 850 , и уснет среди необрезанных, с пораженными мечем, фараон и все множество 851 его с ним, говорит Господь Бог.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010