В виду изложенного, Святейший Синод, в целях ограждения духовно-учебных заведений от несоответственного переполнения их иносословными воспитанниками, определяет: поручить Епархиальным Преосвященным: 1) подтвердить семинарским и училищным Правлениям о неуклонном исполнении Синодальных определений, от 4 Июля/17 Августа 1890 г. за 1541, от 28 Марта/18 Апреля 1891 г. за 851, от 29 Июля/6 Августа 1894 г. за 2027, от 17/30 Сентября 1893 г. за 1382 и от 28 Июня/11 Июля 1895 года за 1870, касательно приёма в духовно-учебные заведения иносословных детей, с тем, при том, чтобы семинарские Правления предоставленным им, по Высочайше утверждённому 26 Июня 1891 г. определению Святейшего Синода, от 28 Марта/18 Апреля 1891 г. за 851, правом освобождать от установленной платы за обучение беднейших из иносословных воспитанников пользовались только в исключительных случаях, с разрешения каждый раз Епархиального Преосвященного; 2) вменить в обязанность смотрителям духовных училищ: при поступлении в означенные училища иносословных детей разъяснять их родителям цель и назначение духовно-учебных заведений, определяемые первым параграфом семинарского и училищного уставов, – приготовлять детей к служению православной церкви; 3) предписать а) Правлениям духовных училищ принимать по экзамену ежегодно в училище сначала детей духовенства, на оставшиеся затем вакансии принимать по экзамену же иносословных не свыше однако 10% всего количества поступающих в училище учеников; если, по каким либо местным условиям и потребностям, окажется надобность в увеличении процента иносословных учащихся, то Епархиальным Преосвященным предоставляется входить о сем с особыми представлениями в Святейший Синод; при приёме в духовные училища иносословных, отдавать предпочтение тем крестьянским детям, которые получили подготовку в церковно-приходской школе и представят одобрительные отзывы об успехах и поведении от заведующего церковно-приходскою школою священника и учителя её; соблюдать особую осторожность при удостоении иносословных учеников перевода в духовные семинарии, при чём вменяется в обязанность смотрителям духовных училищ, при окончании училищного курса иносословными учениками, разъяснять сим последним, что поступать в семинарию должен только тот из них, кто имеет призвание и желает готовиться к служению православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Создание скриптория в мон-ре Сен-Мартен в Туре связано с деятельностью Алкуина, аббата этого мон-ря в 796-804 гг. Алкуин долгое время работал над редактированием Вульгаты, и перед ним стояла задача распространить «правильный», пересмотренный лат. текст Библии по всей территории империи. Поэтому основной продукцией турского скриптория являются Библии, однако при Алкуине они практически не иллюстрировались. Из 200 сохранившихся книг времени Алкуина иллюстрированы 6, их декорация восходит к англосакс. образцам. При аббате Фридугизе декорация Библий становится роскошнее (Евангелия из Штутгарта (Stuttg. Württembergische Landesbibliothek. HB. II 40) и Лондона (Lond. Brit. Lib. Add. 10546)); но расцвет турского скриптория пришелся на сер. IX в. При аббате Вивиане (845-851) были созданы знаменитые иллюстрированные Библии: Библия из Бамберга (Bamberg. Staatsbibliothek. Ms. bibl. I), Библия из монастыря Мутье-Гранваль (Lond. Brit. Lib. Add. 10546; 834-843 гг.) и Первая Библия Карла Лысого (Библия Вивиана; Paris. lat. 1; 845-846 гг.). По полностраничным иллюстрациям этих Библий исследователи пытаются составить представление о более древних иллюстративных циклах, напр. Пентатевхов или рим. Библий IV-V вв. (см.: Kessler. 1977; Koehler. 1930-2009. Bd. 1. S. 110, 193-212). Помимо Библий мастера турского скриптория выполнили неск. Евангелий (Berolin. SB. Theol. lat. Fol. 733; Paris. lat. 9385). Одно из лучших по качеству исполнения - Евангелие, предназначавшееся для имп. Лотаря I (Paris. lat. 266, 849-851 гг.) c его изображением на троне (Fol. 1v). После разрушения Тура норманнами в 853 г. скрипторий прекратил свое существование, но его традиции нашли продолжение в позднекаролингских рукописях, в особенности в манускриптах, вышедших из скриптория Карла Лысого. Рукописи 2-й пол. IX в. Начиная с сер. IX в. богато украшенные рукописи создавались в придворных скрипториях Лотаря I и Карла Лысого. В миниатюрах, украшающих рукописи того времени, усложняется иконография, появляются новые, более подробные иконографические схемы. Особое внимание уделялось изображениям правителя; в поисках образцов мастера, очевидно, обращались к изображениям рим. императоров.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

Мелиартычк Август Вельгельминович (р. 1832), работник метеорологической станций в Корсаковске – 114, 442 Меллер Гуго Федорович, поручик, топограф, спутник Чехова в сибирском путешествии – 28, 29, 31, 34, 751, 771 Миддендорф Алексей Федорович (1815–1894), академик, естествоиспытатель, автор известной Чехову книги – 283, 286, 628, 631, 867, 868, 888 Микрюков Карп Ерофеич, отставной квартирмейстер, сахалинский старожил, с 1860 г. старший надзиратель в Палеве – 156, 162–163, 189, 317, 497–498, 657, 714 Милевич, завед. колонизационным фондом на Сахалине – 83 Минаев, из купцов, палач в Корсаковском посту – 194, 528, 882 Минаев Илья Федорович (р. 1831), поселенец Рыковского, приемный отец Маклакова Елисея (р. 1820) – 69, 274, 402 Мицуль Михаил Семенович (1843–1884), агроном, участник экспедиции Власова (1871 г.), автор известной Чехову книги – 71, 75, 77, 108, 116, 171, 196, 200, 210, 212, 276, 277, 279, 286, 287, 305, 408, 410, 411, 526, 534, 542, 543, 544, 627, 631, 632, 656, 774, 789, 810, 811, 818, 822, 828, 840, 847, 849, 851, 852, 857, 863, 864, 865, 867, 868, 872, 874, 885, 888 Молешников Евгений (р. 1850), крестьянин из ссыльных в Мгачи, каюр – 125, 453 Мольер (Жан Батист Поклен) (1622–1673), фр. драматург – 417 «Жорж Данден» – 417 «Морской сборник», петербургский ежемесячный журнал (с 1848 г.) – 135, 290, 461, 646, 748, 802, 805, 822, 829, 830, 831, 834, 840, 841, 842, 847, 851, 852, 854, 855, 872, 887, 888, 890, 893, 894 «Морская газета», еженедельная газета (1879–1880 гг.), ред. изд. Борташевич Г. А. – 287, 289, 633, 635, 810, 868, 892 «Московские ведомости», газета, изд. в Москве в 1756–1917 г.; до 1887 г. – ред. изд. М. Н. Катков – 133, 353, 828, 829, 852, 884, 888, 889, 890 Муравьев Николай Валерьянович (1850–1908), тюрьмовед, автор известной Чехову статьи – 87, 769, 770, 817, 819, 889 Надежницкий Александр Николаевич, помощник смотрителя Корсаковской тюрьмы с октября 1888 г. – 193, 852, 878, 881 Наитаки – см. Ноитаки П. Е. Найдуш Андрей Андреевич (р. 1855), отставной солдат в Александровске, пришедший на Сахалин за женой-каторжной Найдуш Варварой Казимировной (р. 1859) – 256, 589, 860

http://predanie.ru/book/221179-iz-sibiri...

Как форма имманентной философии, она сочится жизнью, она – философия живого не по названию и видимости. В ней – голос жизни, в ней пучки самых насущных проблем. Помимо глубины и юношеского пафоса, «Философия хозяйства» отличается от любой философии жизни – хозяйственным тоном, трактованием вопросов с социологической точки зрения. Это не угловатый и непосредственно-грубый экономический материализм и не мягкое, облагороженное настроение о родстве всего. В «Философии хозяйства» – претворение отвлеченного начала, как элемента в метафизическом целом, в мировом теле: экономический материализм преодолевается, одухотворяясь в религиозном материализме. Религиозное жизнепонимание не разряжается в тихих блестках настроений одинокой личности. Оно не разбивается о мертвую природу. Личность не одинока. Природа – живой друг. Жизнь – не тень мысли, а мировое содружество, мировое хозяйство. И пережив это родство, ощутив эту мировую ласку – отшатнешься от «трансцендентально-логических сплетений», как мертвящих, от одинокого гносеологического субъекта, как вечного покойника. Такое бодрящее настроение пробуждают многие страницы «Философии хозяйства», как своеобразно-глубокой думы о мире и человеке. С. Голованенко 4. Соловьев Н.М. Несколько слов о «философствованиях» проф. Мечникова//Богословский вестник 1913. Т. 3. 12. С. 851–864 (3-я пагин.). —851— «Сорок лет искания рационального мировоззрения», по-видимому, нисколько не утомили почтенного профессора Мечникова, который недавно опять выступил в широкой публике со своими философствованиями о смерти. На сей раз это выступление не сопровождалось уже оговорками, подобными тем, какие делались им во «вступлении» к книге «Сорок лет искания рационального мировоззрения». —852— Если там он писал «не без колебаний я исполняю желание моего многоуважаемого издателя и друга Г.К. Рахманова, предложившего мне собрать мои популярные статьи... и издать их в виде отдельного тома» 4749 , то здесь почтенный профессор, уже не ссылаясь на желание какого-либо «компетентного» лица, выступает в фельетоне одной широко распространенной газеты («Русское Слово» 164) с критикой воззрений Метерлинка на смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Демидов, смотритель Карийского промысла, расследовавший в 1870-е годы преступление Красикова – 338, 685, 881 Депрерадович, начальник о. Сахалина в 1870-е гг. – 247 Дербин, смотритель рыковской тюрьмы, убитый за жестокость в 1882 г. арестантом Кудряшовым – 71, 108, 149, 476, 810 Десятилетний отчет («Обзор десятилетней деятельности Главного тюремного управления») – 133, 829, 851, 860, 893 Дефо Даниэль (1661–1731), англ. писатель. «Робинзон Крузо» – 170, 309 Джаксанбетов Ултамбай (р. 1825), крестьянин из ссыльных в Александровске, магометанин; жены – свободного состояния Батыма (р. 1823), поселка Сасена (р. 1856) – 265, 600 Дитятова Ольга Владимировна, женщ. своб. состояния, дворянка, фельдшерица Александровской больницы, жена Ландсберга К. Х. (сын Григорий, р. 1889) – 58, 265, 269, 394, 606, 862, 863 Дмитриев Михаил, ссыльнокаторжный в Корсаковске, поэт. Сохранились в архиве Чехова письма и стихи Дмитриева (ЦГАЛИ) – 201, 202, 334, 535, 680, 715, 754, 776, 812, 844, 849, 851, 876, 880 Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич (1837–1897), художник, иллюстратор известной Чехову книги А. И. Шренка – 172, 707, 840 «Доброволец», Добровольный флот основан на пожертвования. Пароходы Добровольного флота курсировали от Петербурга – Одессы до Дальнего Востока. – 70, 91, 245, 255, 256, 318, 320, 358, 364, 423, 472, 578, 591, 655, 746, 759, 760, 762, 763, 802, 806, 810, 822, 843, 873, 886 Доброславин Алексей Петрович (1842–1889), профессор-гигиенист, основатель кафедры гигиены в Петербургской военно-медицинской академии (1872) и журнала «Здоровье» – 279, 298, 642, 870, 871 Добротворский М. М., врач на Сахалине в 1860-1870-е гг., автор известных Чехову работ – 215, 216, 219, 547, 774, 841, 854, 885, 892 Догинов, б. военный матрос, сосланный за дисциплинарное преступление; на Сахалине за аналогичное преступление был судим военно-полевым судом, прикован к тачке в Воеводской тюрьме – 141, 142, 468, 528, 806, 833, 834 Долбех Яков (р. 1850), поселенец Мгачи, каюр – 125, 453 Достоевский Федор Михайлович (1821–1881), писатель – 137, 320, 424, 463, 653, 770, 783, 799, 818, 819, 829, 832, 875, 893 «Записки из Мертвого дома» – 320, 653, 875, 893 «Село Степанчиково и его обитатели» (Фома Опискин) – 137, 463, 832

http://predanie.ru/book/221179-iz-sibiri...

2. Во искушении человек познает свою немощь и окаянство, и тако смиряется. «Дадеся ми», глаголет апостол Павел, «пакостник плоти, аггел сатанин, да ми пакости деет, да не превозношуся». 3. Во искушении, ежели оно претерпится, искуситель посрамляется, яко от немощнаго человека Божиею благодатию побежден есть; а человек венчается (1:178). Искушение есть проверка духовного уровня христианина Душа, наченшая работать Богу, перво утешается и сладость Благодати Божия чувствует. Подобает ей пройти сквозь искушения, истинно ли и постоянно ли работает Господу своему и стоит ли во всяком состоянии в своей работе, то есть, едино ли усердие в счастии и несчастии, во утешении и озлоблении, в явлении благодати, и сокрытии тоя имеет. Искушение подобно огню, который злато и сребро показует, и отличает от прочиих металлов; во искушении показуется, кто есть сребро, кто злато, кто железо, кто олово, кто сено и дрова. Злато и сребро остается цело в огне, и чистейшее бывает: железо ржавчину отлагает, и цело становится; олово растопляется скоро, сено и дрова без остатка сгорают. Так и человек, в искушении находящийся (1:234). В искушении познается, кто истинно работает Богу и кто лицемерно (5:102, см. ИСКУШЕНИЕ , 404). Искушения открывают в СЕРДЦЕ кроющиеся грехи Всякая беда наипаче от самаго искуса познается. Болезнь наипаче те познают, которые страждут болезнь. Коль люто мучит человека зубная болезнь, тот только знает, кто тою мучится. Тоежде разумей и о прочих бедах телесных и временных. Тако и душевное бедствие, внутрь сердца крыющееся, наипаче во искушении познается; и чем более во искушении находится человек, тем лучше бедность и окаянство душевное свое познает. Искушение бо все открывает, что внутрь сердца кроется, якоже лекарство, называемое «рвотное», показует, что в желудке содержится (4:334) (также 4:134, см. СЕРДЦЕ , 851). Зло открывается при искушениях (4:136, см. ЗЛО , 851). Искушение приводит нас к самопознанию (5:361, см. САМОПОЗНАНИЕ , 821) (3:328, см. САМОПОЗНАНИЕ, 821) (5:357, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

X. в ассирийских памятниках встречается известие о войне Туклат-Адара II (882–851). Он ходил в Армению и Мидию, по-видимому, не для усмирения бунта, а для «распространения своих пределов». «Ассур, господин мой, произнес имя мое, распространил мою державу», говорит ассирийский царь о своем счастливом походе в Мидию. Из этого можно заключать, что Мидия прежде не была подчинена Ассирии (а если, как видно из свидетельства Ктезия, была подчинена когда-нибудь, то с течением времени освободилась и сделалась независимой). Преемник Туклат-Адара, Салманассар IV (851–826), так же совершал походы в Мидию, но поводы для них и результаты их неизвестны. Следующие ассирийские цари, конца 9-го и начала 8-го столетия, довершили было завоевание Мидии, но потом все потеряли. Мидяне, под управлением Арбака, и Халдеи, под начальством Белезиса, восстали против Ассирии, взяли и разграбили Ниневию, и объявили свободу всех царств, порабощенных Ассирией (ок. 788 г. до Р. X). Восстановитель могущества Ассирии, после этого разгрома, Феглафелассар II, почему-то не ходил в Мидию. Только преемник его, Саргон II, ходил в страну «Мадай». «Я получил значительные дани от 28 правителей городов страны Мадай. Чтобы удерживаться в стране Мадай, я воздвиг укрепления близ города Сариукина. Я занял 34 крепости страны Мадай и наложил дань лошадьми», говорит Саргон. Из приведенной надписи Саргона видно, что покоренная вновь страна была опасна Ассирии и требовала, для поддержания власти, больших затрат Ассирии. Благодаря силе и энергии Саргона, Мидия при нем не возмущалась, но со смертью его тотчас вспыхнул бунт. Сеннахирим только уже в конце своего царствования собрался восстановить свою власть в Мидии. Он там взял несколько горных крепостей, по своему положению подобных «птичьим гнездам» (срав. Ис. 10:12 ). Война в Мидии затем продолжалась до конца царствования Сеннахирима и в начале царствования Асаргаддона. По свидетельству Геродота, в правление Саргона и Сеннахирима Мидийские провинции под властью Дейока соединились и освободились от власти Ассирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Связь с царским домом видна и в рассказах о пророке Илии. Этот пророк IX в.до н.э. явно находится в оппозиции к царям Ахаву (871–852 гг. до н.э.) и Охозии (852–851 гг. до н.э.). Он обещает суровые кары за обращения к богу Ваалу ( 4Цар.1:2 –17а a ) и за убийство согражданина а , 27–29). Этот конфликт с царским домом был характерен уже для первой композиции рассказов об Илии ( 3Цар.17:1–19:18 ), хотя нужно согласиться с С. Отто (Otto) и М. Беком (Beck) в том, что Илия и Ахав не всегда были противниками (18:41–46). Некоторые из рассказов о Елисее указывают на его хорошие отношения с династией Ииуя. Сообщается, что Ииуй был помазан на царство по его инициативе В этих рассказах Елисей – советник и наставник царя и «незаменимый помощник царя, от которого зависит добрый или дурной исход внешнеполитических дел Израиля» (S. Otto). Однако в других преданиях политическое пространство становится незаметным ( ). Эти «неполитические» истории о чудесах явно возникли во внутренней среде учеников пророка. Политические и неполитические рассказы о Елисее были соединены в биографию Елисея ( 3Цар.19:19–21 ; 4:1–6, 23, 13:14–21) еще в Северном Царстве – до 722г. до н.э. С рассказами о Елисее сравнимы рассказы об анонимных пророках, поддерживающих израильского царя в борьбе против сирийцев ( 3Цар.20:1–34 ). От них отличается рассказ о Михее, сыне Иемвлая, который предсказывает, что пастух падет и овцы разбегутся ( 3Цар.22:5–38 ). В этом последнем рассказе обращает внимание то, что он был обработан в Иуде ( 3Цар.22:4, 7, 8, 18 ) точно так же, как и один из рассказов о Елисее ( 4Цар.3:7 , 11а, 13, 14). Это показывает, что североизраильские рассказы о пророках не сохранились бы, если бы они не попали на Юг после 722г. до н.э. Повествования о пророке Исаии ( 4Цар.18:17–37, 19:1–37, 20:1–11, 12–19 ) возникли изначально на его родине, в Иуде. Они стали частью не только Второй книги Царей, но и Книги Исаии ( Ис.36:1–39:8 ). Действие их происходит во времена Езекии (728–700 гг. до н.э.). Однако повесть об ассирийской угрозе и об избавлении Иерусалима (18:9, 10, 13–19, 37) написана в поддержку национальной и религиозной позиции мятежного царя Седекии (C. Hardmeier). В отличие от собраний речений Книги Исаии здесь изображается, в частности, Исаия-чудотворец (20:1–11), сходный скорее с Илией и Елисеем, нежели с тем трезвомыслящим пророком, слова которого мы читаем в Книге Исаии. За доклассическими рассказами о пророках стоят круги, которые еще не фиксируют в письменной форме отдельные изречения, но хотят продемонстрировать общее впечатление от деятельности пророка. Ответ пророчицы Олдамы на вопрос Иосии носит, конечно, ярко выраженный девтерономический характер ( 4Цар.22:15–20 ). Но заслуживающие доверия данные о супруге и месте, где жила пророчица, показывают, что божественное вдохновение не было уделом одних только мужчин. 3. Богословие

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Об этом косвенно напоминает канон 866, а также предписание, согласно которому «крещение взрослых – по крайней мере, тех, кто достиг четырнадцатилетнего возраста – поручается диоцезальному епископу» (кан. 863). в) Прочие нормы Кодекса Несмотря на недостаточность вводного канона, в остальных нормах Кодекса, касающихся крещения, вполне воспринята суть соборного учения об этом таинстве 399 . Прежде всего, это подтвержда ется тем фактом, что исходным пунктом органического структури рования данного раздела Кодекса отныне становится крещение взрослых 400 . Это ни в коей мере не отменяет законности крещения детей, что явствует из предписания канона 867 § 1, которым родители обязываются «позаботиться о том, чтобы дети были крещены в течение первых недель жизни». Однако избранная законодателем перспектива подчеркивает важность «катехумената» (кан. 851 § 1) и всех предписаний, касающихся должного приуготовления и наставления, необходимо предшествующих крещению 401 . Ответственность за такое приуготовление лежит не только на родителях, но и на крестных отце и матери (кан. 872), как и на служителе таинства крещения 402 , а также на всей церковной общине, в которой совершается крещение. Ибо ее члены в данном случае выступают как представители общины веры, гаранты веры кандидата и его стремления к церковному общению» 403 . Внутри такой перспективы, выявляющей суть таинства крещения как sacramentum fidei (таинства веры), условия его законного и действительного совершения становятся более жесткими. канон 865 предписывает соблюдать при крещении взрослого следующие четыре условия: 1) Свободное изъявление желания принять крещение; 2) Достаточное наставление в основных истинах веры и связанных с нею обязанностях; 3) Прохождение испытательного срока, или катехумената; 4) Предупреждение о необходимости покаяния в грехах. Для крещения детей церковный законодатель устанавливает три условия: 1) Согласие или просьба о крещении со стороны родителей; 2) надлежащее приуготовление к совершению таинства; 3) Наличие обоснованной надежды на то, что ребенок получит христианское воспитание и наставление 404 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

—247— сения». 851 Письмо Вл. В-ча было длинно. Он излил в нём всю свою душу, высказал все, что надумал, лежа на предсмертном одре. Но как он ни просил, как ни молил А. В-ча жениться, тот не женился. Видно, его на это причины были сильнее предсмертной мольбы умирающего брата. Время всё уносит с собой. Потекли после смерти Вл. В-ча годы, – улеглась понемногу и скорбь. А. В-ч по прежнему весь отдался своему делу. А дела только прибывало. Не прошли и два года, – А. В-чу дали новое поручение, – такое, которое потребовало для себя не мало времени, не мало и знаний и труда. В Москве с давних пор существовала библиотека, так называемая – «Синодальная». В ней было столько разных старинных книг, рукописей, бумаг и актов, что все это представляло богатейший материал для истории русской церкви, какого не могло дать ни одно книгохранилище, ни одна библиотека. 852 А между тем материал этот оставался непроизводительным: за неимением настоящего указателя к нему им почти невозможно было пользоваться. Нужда в подобном вспомогательном для ученых историков средстве чувствовалась давно. Светские лица, соприкосновенные с историческою наукою, не раз упрекали, и – вполне справедливо, духовные власти в их косности по этому делу. Наконец, инициативу его взял на себя м. Филарет. В мае 1849 года он писал к ректору Академии Алексию (Ржаницыну) : «говорят, – чужие люди предпринимают без нас для синодальной библиотеки то, о чём я давно думаю, не достигая дела, – именно составление отчетливого каталога, и даже помышляют о напечатании. Посему скажите цензорам, чтобы, если что в сем роде явится в цензуру, удержать от пропущения, без представления Св. Синоду. И я желаю знать, если что такое встретится. – Но как желательно нам самим, так как и нужно, сделать дело, за несделание которого могут укорить: то поговорите с г. Гор- —248— ским, не возьмётся ли он за сие дело с несколькими сотрудниками, которых можно было бы взять в Москве и которых дело он направлял бы и поверял, посещая Москву по временам. Займитесь сею мыслью и дайте мне ответ». 853 Письмо это решило дело. После совета с ректором А.В. взялся за него. 854

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010