Из разобранного еще другого письма Студита к тому же Феодору монаху выходит, что уже в то время у студитов довольно прочно организовалась, так сказать, духовная семья – нравственно-бытовой союз отца духовного со своими духовными детьми. Из первого письма мы видели, что соблюдалось правило о единстве духовного отца, сообщавшее нравственную крепость духовной семье. Из второго письма ясно, какой характер носили епитимии, налагаемые духовными отцами. Строгий монах обвинял преп. Феодора Студита за неправильное наложение епитимии. Подвижник оправдывается: «Назначая епитимии по принуждению от самого первого дня, и притом из заключения под стражею посредством писем, ибо посредством писем же просили об этом монахи и священники, я отвечал не в виде определения, а в виде совета от меня касательно епитимии. Почему? Потому, что я не иерарх, но священник, делающй внушения своим ученикам, другим же нет 849 , а, как сказано, предлагающий им свое мнение до времени мира, с тем чтобы тогда принять то, что будет определено святейшим патриархом с утверждения святого собора к увеличению епитимии или уменьшению. И думаю, я поступил не несправедливо, простирая человеколюбиво руку падшим, впрочем не присвояя себе власти, что было бы нелепо» 850 . Итак, власть духовного отца, в данном случае пресвитера, ограничивалась семьей учеников, не простираясь далее. Границы духовной семьи определяли, следовательно, и границы духовно- отеческой власти – другими словами, пастырская и покаянная практика здесь вполне совпадали. Притом же власть духовного отца была чисто нравственная: он налагал епитимии на своих учеников как совет, а не как принудительную заповедь. Следовательно, покаяние, как и исповедь, было добровольное. Епитимии давались «различные по различным грехам». В данном случае преп. Феодор отмечает только те, которые он налагал на клириков из монашествующих, уклонившихся в ересь. «Священник или диакон, – пишет Студит, – обличенный или в подписи 851 , или в общении с еретиками, должен быть совершенно отлучен от священства, равно как и от причащения, а по исполнении епитимии причащаться Святых Тайн, но отнюдь не священнодействать до самого собора; благословлять же или молиться может как обыкновенный монах, а не священник, и притом по исполнении епитимйи». Из приведенных слов видно, что для клириков преп. Феодор употреблял как особую дисциплину (запрещение священнослужения), так и общую (епитимии). Но последнее допустимо только в монастырской покаянной дисциплине 852 . Уже было отмечено, что, оправдываясь от упреков монаха, подвижник ссылается на авторитет патриарха и епископов. Очевидно, дело покаянной дисциплины, черты которой мы собрали, было санкционировано церковной властью. Но все указанные нами черты мы уже встречали в старческом покаянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Он, впрочем, и сам это должен знать, потому что религиозность не только спасает от пустоты душевной и отрицательного отношения ко всему; но и дает ему уверенность в себе самом. Конечно, мы часто думаем, что уже сделались властелинами внешней природы; но так мы думаем, собственно говоря, в счет будущего, и это верно не только потому, что в главном мы отнюдь еще не овладели внешней природой; но и потому, что там, где мы овладели ею, она за свое порабощение платит нам новым злом – мы овладели, напр., паром и пользуемся им для движения; а она отвечает нам разного рода крушениями; и это везде так. По настоящее время человек должен смиренно сознаться, что природа слепая еще господствует над ним, и само по себе он перед нею тоже, что песчинка. Но раз он воспитал в себе веру в Бога и с этим он поднимается на высокую какую гору. Воочию видит он, что вся эта обширная вселенная со всеми ее силами и законами в свою очередь есть ничтожная песчинка пред Тем, Кто все объемлет, зиждет, сохраняет. И он видит – живо чувствует, что в нем есть душа – благодаря которой и ему не чуждо это Высшее Бытие чистого Духа, и он чрез душу свою может – ему дано входить во внутренний союз и живое общение с Высшим; а раз это есть; и тогда, не смотря на свое ничтожество: чрез Бога он может вполне спокойно, самоуверенно и смело глядеть на эту, без Бога угрожающую и способную задавить его внешнюю природу. Наконец он не может не видеть, что кроме духовного в его составе есть телесное, и оно тянет его к земле, с неизбежным в конце порабощением слепой природе. Значит, если он хочет добыть свободу и близость к Божественному, он должен жить на земле по божественным законам, среди плоти – по духу, при страстях – по законам и требованиям добродетели. И таким образом вера – религиозность – является величайшим сокровищем потому, что она до назойливости решительно и ясно ставит пред нами долг нравственного оздоровления, достигающего правды в действиях, чистоты в желаниях и чувствах. Итак, будем же, братие, у религии – к этому нас призывают священные паломничества, начиная с первого жен мироносиц и завершая паломничеством Венценосных. Возлюбим жизнь в Боге – к этому нас призывают благие дела благого самодержавия, а также и древнерусские тяготения, сложившие золотое правило: не так живи, как хочется, а так, как Бог велит. Вживаясь в веру, мы спасаем в себе человека и снискиваем себе вспомоществование божественной благодати. А вживаясь в добродетель и усовершаясь в ней, мы, значит, достойно внимаем великому завету Господа Спасителя: ходите в свете, да сынове света будете. Аминь. Читать далее Источник: Христианское чтение. 1900. 5. С. 851-856. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

845       Λουτρ – здесь: фиал в центре атриума (ср. 18; Paul. Sil. Soph. 590, с. 314–315; Mich. Thess. Soph. 2, c. 440–441), а не баптистерий. Выражение τ πριξ обозначает здесь двор атриума (ср. 11, 15,25; Evagr. h. е. 4,31, с. 234–235). См. с. 28, примеч. 70. 846 В это время известны два Мамиана (PLRE, II, Mamianus 1–2): один родом из Антиохии, домовладелец в этом регионе при Зиноне (Evagr. h. е. 3,28; Justn. nov. 159); другой – патрикий при Юстиниане, живший в Эмесе (Procop. Arc. 28,2–10; Suid., s. ν. Πρσκος). См.: Dagron G. Constantinople imaginaire... P. 223, nt. 46. 848 Как полагает Ж. Дагрон (Dagron G. Constantinople imaginaire... P. 223, nt. 47), Юстиниан вычертил на земле контур здания, задуманный или полученный через откровение (ср. 8) план – limitatio. Юстиниан здесь действует так же, как Константин в 324 году, лично проводя границы будущего Константинополя 850 Вопреки интерпретации Ж. Дагрона (Dagron G. Constantinople imaginaire... Р. 224, nt. 49), здесь ничего не говорится ни о Божественном вмешательстве, ни о сакральности места, – речь идет просто о прочности фундаментов под четырьмя подкупольными столпами (ср. Paul. Sil. Soph. 453, с. 294–295): столпы действительно были поставлены на скальном основании (см.: Emerson W., Van Nice R. L. Hagia Sophia, Istanbul... P. 407, 411–412; Iidem. Hagia Sophia: The collapse... P. 103; MainstoneR. Hagia Sophia... P. 185). 851 По мнению T. Прегера, речь здесь идет о западном портике атриума (Preger Т. Die Erzahlung vom Bau der Hagia Sophia//BZ. 1901. Bd. 10. S. 466). Ж. Дагрон полагал, что имеется в виду экзонартекс, который ниже обозначается единственным словом νρθηξ и поэтому отличается от «второго», т. е. внутреннего, нартекса (ср. 18). Под сводом, названным «нижним» ( κτω ψς), здесь подразумевается, очевидно, западный полукупол или подпружная арка. См. также: Mango С. Byzantine writers... Р. 47. 852       Автор «Сказания» смешивает патриарха Мину (536–552), при котором была в 537 г. за­ложена Св. София, с патриархом Евтихием (552–565,577–582), при котором Св. София была вос­становлена и освящена во второй раз в 562 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зрители телешоу «Голос» на Первом канале помогут подопечным православной службы помощи «Милосердие» 28 декабря 2017 г. 16:07 29 декабря 2017 года в эфире Первого канала состоится финал музыкального шоу «Голос», по итогам которого определится победитель проекта. Доход Первого канала и других партнеров, собранный в ходе зрительского голосования, будет направлен в пользу православной службы помощи «Милосердие». «В наше время, когда все подвергается сомнению, милосердие остается важнейшей ценностью, которую признают все люди независимо от возраста, веры и политических взглядов, — отмечает председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , руководитель православной службы помощи " Милосердие " . — Милосердие объединяет людей: богатых и бедных, верующих и сомневающихся, молодых и пожилых. Очень важно, что главный телеканал страны привлекает к добрым делам своих зрителей. Спасибо! Все вместе, объединяясь для помощи тем, кто в беде, мы с вами доказываем, что в этом мире есть любовь». В 2015 году зрители шоу «Голос» уже помогали службе «Милосердие». Тогда благодаря зрителям Первого канала для подопечных службы «Милосердие» удалось собрать 20 889 851 рубль. На эти средства в течение 2016 года квалифицированные сиделки и сестры милосердия обеспечили патронажный уход за 78 тяжелобольными людьми и стариками; 90 семей с тяжелобольными детьми получили помощь детской выездной паллиативной службы «Милосердие»; была оказана социальная помощь сотням бездомных людей в «Ангаре спасения» службы «Милосердие». 5 млн рублей из собранных средств были направлены на обеспечение всем необходимым 12 детей с синдромом Дауна, проживающих в Елизаветинском детском доме. 2 млн пошли на работу кризисного центра «Дом для мамы» службы «Милосердие» — этих средств хватило на два с половиной месяца работы центра, где беременные женщины находят приют и получают всестороннюю помощь. «Наша служба " Милосердие " — одна из крупнейших в России благотворительных организаций.

http://patriarchia.ru/db/text/5090352.ht...

Приноровительно к ним может быть разумеваемо и то, что далее следует: и обыдут тя, и обымут тя отвсюду [ 851 ]. Злые духи отвсюду стесняют душу, когда представляют ей на вид беззакония, не только совершенные на деле, но и в слове, и даже в помышлении: она, развлекавшаяся многим в преступлении, стесняется донельзя всем в воздаянии. Далее следует: и разбиют тя и чада твоя в тебе [ 852 ]. Душа разбивается сознанием своей виновности тогда, когда плоть, которую она считала своею жизнию, принуждена бывает возвратиться в персть. Чада ее пробиваются тогда, когда непозволительные помыслы, происшедшие от нее, рассыпаются на последнем отмщении жизни, как написано: в той день погибнут вся помышления их [ 853 ]. Эти же грубые помыслы можно разуметь и под значением камней, ибо далее следует: и не оставят камень на камени в тебе [ 854 ]. Развратная душа, присоединяя к преступному помыслу еще преступнейший, что другое делает, как не полагает камень на камень? Но в разрушенном городе не оставляется камень на камне, потому что когда душа приводится к отмщению своему, тогда рассыпается все строение помыслов ее. Надобно основательно размышлять о том, сколько страшен будет для нас час смертный, какой тогда ужас души, какое воспоминание всех зол, какое забвение протекшего счастия, какой страх и какое опасение Судии. Тогда злые духи в отходящей душе отыскивают дела ее; тогда они представляют на вид те грехи, к которым расположили ее, чтоб свою сообщницу увлечь на мучения. Но для чего мы говорим только о грешной душе, когда они приходят даже к избранным умирающим и в них отыскивают свое, если в чем успели? Среди людей был только один, Кто прежде страдания Своего безбоязненно говорит: Ктому не много глаголю с вами. Грядет бо сего мира князь, и во Мне не имать ничесоже [ 857 ]. Князь мира видел в Господе смертного человека: то подумал, что может найти в Нем что-либо свое. Но вышел без всякого греха из растления мира Тот, Кто пришел в мир без греха. Этого не осмелился сказать об отношении к князю мира сего Петр, который удостоился слышать: еже аще свяжеши на земли, будет связано на небесех; и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на небесех [ 858 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Всего в регионе зафиксировано более 2800 случаев заболевания COVID-19 26 мая. ПРАВМИР. В Башкирии более 300 медицинских работников заразились COVID-19, сообщил глава регионального Минздрава Максим Забелин. Все медики заразились, работая с больными пациентами. По словам Забелина, в регионе ведется особый реестр зараженных медработников. Всего в Башкирии выявлен 2 851 случай заболевания коронавирусной инфекцией. Ранее агентство Associated Press опубликовало информацию о том, что в России насчитывается почти 10 тысяч медиков, заразившихся коронавирусом. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 19 марта, 2024 7 марта, 2024 5 марта, 2024 1 марта, 2024 29 февраля, 2024 28 февраля, 2024 27 февраля, 2024 22 февраля, 2024 20 февраля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/bolee-300-medikov-zara...

256). Переводя, кроме того, ξδελφοι исключительно чрез двоюродные братья (р. 257), он окончательно отказывается от текста Кедрина, отвергает толкование Гергенрётера и, возвращаясь к Комбефизу, принимает установленное им чтение, дополнив его еще одним словом – τ Σεργ, т. е. δ Ερνη τ Σεργ Ερνης τς μητρς. Однако решение вопроса, предложенное Bury, едва-ли может быть признано окончательным. Соображение Гирша, выдвинутое против Гергенрётера, вовсе не имеет того веса, какое придал ему Bury: известно определенно, что Фотий занимался богословием еще до своего патриаршества, и потому его богословские письма к Сергию могли быть написаны гораздо раньше избрания на кафедру. За Bury остается один аргумент: перевод слова ξδελφοι через двоюродные братья. Несомненно, первое значение этого слова таково; но оно не единственное. Поэтому вопрос о родстве Фотия с Феодорой остается в прежнем положении и после статьи Bury. При Михаиле III обмен или переговоры о нём производились в 844, 845, 856, 859 и 860 г.г. А. А. Васильев цит. соч. Прилож. V, стр. 157 и далее. Всего удобнее отнести поездку Фотия к 856 г., так как к этому времени он занимал видное место в служебном мире; в 845 г. он был еще слишком молод. Однако то, что известно о посольстве 856 г. из арабских источников, с трудом допускает возможность участия в нём Фотия. (А. Васильев цит. соч. Прил. IV, стр. 53–54). Это посольство не было продолжительным; между тем, отправляясь к «ассирийцам», Фотий предполагал, по-видимому, пробыть там сравнительно долго, почему и оставил Тарасию «в утешение» свою Библиотеку (Biblioth. 1. с.). Далее, арабские источники называют главное лицо, стоявшее во главе посольства 856 г., Георгием и лишь его называют по имени. Представляется странным, почему византийское правительство возложило главные полномочия на этого Георгия, а не на Фотия, царского родственника и наиболее видного государственного чиновника. В. И. Ламанский, который переносит известную сарацинскую миссию Константина Философа с общепринятого 851 года на 856 и объединяет её с вышеуказанным посольством Георгия, находит в паннонском житии указание на то, что вместе с Константином в посольстве Георгия участвовал Фотий (В.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2884(876) — гибель Саула в битве у горы Гелвуи. Возвращение в Иудею из Секелага. Провозглашение Давида в Хевроне царем колена Иуды. Покорение Гисура и женитьба на дочери гисурского царя Фалмая, Маахе — матери Фамари и Авессалома. 2889(871) — Иевосфей признан царем одиннадцати колен Израиля. 2892 (868) — убийство Иевосфея. Давид объявлен в Хевроне царем всего Израиля. Завоевание Иерусалима и объявление его столицей объединенного Еврейского царства. Битвы с филистимлянами в Долине исполинов. Перенос Ковчега Завета в Иерусалим. 2882–2900(868–860) — завоевание Моава, Идумеи, филистимских городов и т. д. Создание и укрепление армии и государственного аппарата. 2909 (851) — смерть аммонитского царя Нааса. Война с Аммоном и арамеями. Первая осада Раввы Аммонитской, победа над арамеями, захват Дамаска и значительной части территории современной Сирии. 2910(850) — грех с Вирсавией. Продолжение войны против аммонитян. 2911 (849) — падение Раввы Аммонитской. Рождение и смерть первенца Вирсавии. 2912(848) — рождение Соломона. 2913 (847) — бесчестие Фамари, нанесенное Амноном. 2914 (846) — начало трехлетней засухи и голода. 2915 (845) — убийство Амнона, бегство Авессалома в Гисур. 2917 (843) — выдача семи потомков Саула гивонитянам, подвиг Рицпы. Окончание засухи. Погребение останков Саула и его сыновей. Возвращение Авессалома в Иерусалим. 2919(841) — окончательное прощение Авессалома Давидом. 2921 (839) — мятеж Авессалома. Мятеж Савея, сына Бихри. Указ о проведении переписи населения. 2922(838) — трехдневный мор. Покупка поля у иевусея Орны под строительство будущего Иерусалимского храма. 2923 (837) — болезнь Давида. Приглашение Ависаг Суннамитянки. Проведение учета материалов, собранных для строительства Храма, создание архитектурного плана Храма, распределение функций левитов и коэнов в будущем Храме и предписания о порядке храмовой литургии. 2924 (836) — попытка Адонии провозгласить себя наследным принцем. Объявление Соломона наследным принцем и помазание его на царство у источника Тихон перед жителями Иерусалима. Торжественная церемония провозглашения Соломона наследным принцем на глазах представителей всех двенадцати колен. Провозглашение публичного завещания Давида. Объявление сбора пожертвований на строительство Храма. Личное завещание Давида Соломону. Смерть Давида.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/?ful...

Тогда он, во-первых, признал себя низшим по сравнению с братом 845 , тогда, во-вторых, перед всеми поклялся никогда не противиться брату, но во всем подчиняться и разрушить крепость Галла (castrum Galli) 846 . Тогда добился от брата, что сохранит Мазовию 847 в качестве вассала (miles), а не господина (dominus). После установления таким образом мира между братьями русское и венгерское войско отправилось на родину, Болеслав же разъезжал по Польше, куда ему было угодно. (Gall. 1952. Р. 107–109) 11. [II, 39–40. Болеслав один победоносно воюет с поморянами, Збигнев не присылает ему помощи. У Болеслава рождается сын 848 .] II, 41. Итак, видя, что брат показал совершенное вероломство во всех обещаниях и клятвах и, [как человек] вредный и опасный 849 , противопоставил себя всей стране, Болеслав изгнал его из всего Польского королевства 850 , а сопротивлявшихся и оборонявшихся в крепости на пограничье страны, победил с помощью руси и венгров 851 . Так [по вине] злых советников закончилось правление Збигнева, и все Польское королевство объединилось под властью Болеслава. (Gall. 1952. Р 111) 12.       III, 4. [Болеслав воюет с поморянами, но, услышав о вторжении императора 852 в Польшу, возвращается, укрепляет переправы через Одру и высылает небольшой отряд вперед, к Глогову 853 )] Там-то, неподалеку от Глогова, Болеслав и расположился с малым войском – и неудивительно, ведь слишком долго он утомлял своих [войнами]. Там он внимал слухам и посольствам, там поджидал свои войска, оттуда рассылал в разные концы разведчиков, оттуда отправлял придворных (camerarii) за своими, за русью и за паннонцами 854 . [III, 5–15. Подробное описание хода польско-немецкой войны, которая в итоге оказывается безуспешной для Генриха V] (Gall. 1952. Р. 133) 789 Форма имени «Русь» с s(s), а не с z, с или (s)c характерна для памятников из романоязычных стран (Назаренко 2001а. С. 40–42), что может служить дополнительным подтверждением французского или венецианского происхождения Анонима. 790 Можно реконструировать три главных транзитных маршрута через территорию Древнепольского государства XI–XII вв., и все они, действительно, устремлены на восток, на Русь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Использование княжеского имени, а не крестильного демонстрирует самостоятельность св. Владимира, воспринимавшего, но не копировавшего византийский образец. Видимо, он никогда не претендовал на императорскую власть в буквальном «ромейском» смысле. Именование князя «единодержцем» и «самодержцем» у Илариона и в Анонимном сказании о свв. Борисе и Глебе отражает притязания не на самостоятельность по отношению к Византии, как иногда полагают. 850 Независимость Руси и так была очевидна. Для св. Владимира, его пасынка Святополка и его сына Ярослава речь шла об укреплении личной власти внутри страны. В литературе встречается мнение, что использование императорских регалий должно было возмутить Византию, но никогда не дискутировался вопрос, а как на это отреагировали соотечественники св. Владимира. Между тем есть явные свидетельства, что это не вызывало одобрения прежде всего в самой Руси. В той же статье 996 г. следом за церковной похвалой милосердию св. Владимира следует дружинный рассказ о том, как воины заставили князя исковать для себя серебряные ложки. За внешне забавной фабулой немудрящего рассказа стоит воспоминание о реальном недовольстве дружины, считавшей, что князь стал мало о ней заботиться. В традиции, описанной сагами, серебро раздавалось дружине в виде колец, браслетов и шейных гривен. Теперь оно шло на чеканку монеты, где князь представал в образе византийского императора. Безусловно, на пирах он восседал на пресловутом престоле, и это также вызвало обиду дружины. В статье 996 г. рассказывается и о неудачной попытке ввести гражданское византийское законодательство с его членовредительскими наказаниями и смертной казнью. Здесь противниками изменений, отвергавших традиционные денежные штрафы – виры, представлены старцы и епископы. При всей условности первого термина, 851 ясно, что под старцами летописец подразумевал представителей общины. Но поверить в то, что епископы-греки были противниками реформы по византийскому образцу, невозможно. Они явно здесь добавлены для придания законности всеобщему сопротивлению нововведениям князя. Судя по всему, князь пытался ввести Эклогу, но был вынужден отказаться от ее применения в светском законодательстве. В Церковном уставе Владимира влияние этого памятника византийской юриспруденции прослеживается. 852

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010