Арсений Иванов. Здесь святитель Златоуст учит не о кончине мира, а о скончании Церкви Христовой. Я. Это не святитель Златоуст, а ты так учишь; на него ты только сваливаешь и делаешь его участником своих заблуждений в учении Христовой Церкви. Спрошу я вас, беспоповцев: когда мир кончится? Отвечай, Арсений Иванович, на основании тобою прочитанных слов святителя Златоуста. Арсений Иванов. Тогда, когда кончится вседневная жертва Христова во всей вселенной. Я. Смотрите же и понимайте, как крепка и непобедима Церковь Христова. Мир сей, или век сей, без Христовой Церкви существовать не может. Да какой бы смысл, какая цель была бы тогда в существовании мира без Христовой Церкви? В последней трубе вострубит, и мертвии восстанут нетленни. Когда Сам Господь снидет с небесе, тогда и мертвые во Христе воскреснут прежде. Потом мы, оставшиеся в живых, т. е. христиане, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем ( 1Фес.4:16–17 ). Зачем тогда существовать миру? Тогда все кончено. Мир огню блюдом. Зачем тогда существовать миру, когда на земле не будет ни живых, ни мертвых? Арсений Иванов. Как же сказано у апостола: так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога? В которой Церкви? Я. На этот вопрос Кириллова книга отвечает следующее: в смущенной глаголю жидовской, а не в той, в которой ныне есть мы… понеже бо к жидом (антихрист) приидет, яко Христос, и от жидов прият имать быти (л.50). Арсений Иванов. Вы теперь так и верите, что антихрист к жидам придет и в их жидовской церкви сядет, а нас он и не коснется. Я. Что антихрист придет к жидам, вы, беспоповцы, это слышали не от меня, а то, что он нас не коснется, – об этом я еще не говорил. Правду о вас, беспоповцах, сказал Евтихий Алексеев: вы роетесь по всем книгам, путаетесь, сбиваетесь с пути истинного и других смущаете, а о святом Евангелии, в котором свет и жизнь наша, забыли, и слова Самого Господа оставляете в небрежении. Арсений Иванов. Из чего это ты видишь?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Из последователей пашковского лжеучения в д. Лужках стоит обратить некоторое внимание, кроме Гавриила Васильева, еще на одного крестьянина Ефима Иванова. Этот крестьянин заявил о себе, что он целых 20 лет искал «веры более подходящей», пока не обрёл ее в форме пашковщины. В истине пашковского учения он убедился в то время, когда в продолжение шести недель он находился в Бурашевской колонии (для умалишенных) и читал там Евангелие. Сделавшись пашковцем, Ефим Иванов успел уже заявить себя дерзкой и кощунственной выходкой против православной церкви. Дня за 2–3 до праздника св. Николая (6 дек.) 1890 г. он зашёл к крестьянину Николаю Иванову и высказал ему здесь свой взгляд на православных священников и на иконы в следующей грубой форме: «зачем вы приглашаете на дом священника? он – наемный пастух»; затем, указывая на стоявшие на полке св. иконы Николая чудотворца и Нила Столобенского, он выразился так: «Николка и Нилка, выбросить вон, таких мощей нет» 31 . В несомненной связи с распространением пашковского лжеучения в Новоторжском уезде находится распространение его в уезде Бежецком. Здесь наиболее резко сказалось пашковское движение в дер. Малых-Горках, Алешинской волости, где главным пропагандистом лжеучения явился крестьянин Михаил Иванов. Это – тот Михаил Иванов, о котором мы выше упоминали, как об усердном посетителе пашковца дер. Сальниц Ивана Кондратьева : у него Иванов проживал по нескольку дней сряду, – причем каждодневно собирались собрания. Очевидно и несомненно, так. обр., что между пашковцами Новоторжскими и Бежецкими существуют живые сношения, – в целях более успешной пропаганды лжеучения, чего и действительно они достигают в значительных размерах. О Михаиле Иванове пока известно, что он прежде проживал в Петербурге; здесь он состоял на службе в «Обществе поощрения духовно-нравственного чтения». С целью продажи этих книг он ездил в разные города. Вероятно, благодаря такому своему положению, он и впал в заблуждение: общество, в котором служил Михаил Иванов, очевидно, то самое, которое основано Пашковым и компанией для издания и распространения своих тенденциозных брошюр и которое было закрыто по высочайшему повелению 24 мая 1884 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Весной 1928 года Иванов подговорил слабоумного Ярыгина ограбить монахов. Уговор состоялся накануне Пасхи. Сначала сообщники отправились на Лодьмозеро, где проживал иеромонах–отшельник Алипий и разграбили там зимовья охотников, а также его келью. По счастью, отца Алипия не было дома и он остался жив. Вечером 17 апреля 1928 года грабители вышли к Волкозеру, где подвигом добрым подвизались в молитвах, посте и трудах архимандрит Вениамин и иеромонах Никифор. Бандиты считали, что именно там хранятся сокровища Соловецкого монастыря. Был вторник Светлой седмицы, день великой праздничной Недели Христовой Пасхи. Келья иноков светилась изнутри – они отправляли праздничную службу. Когда совсем стемнело и свет в доме погас, Иванов с Ярыгиным приблизились к избушке и начали через окна стрелять в монахов. Но войти к отшельникам не смогли – обуял непонятный ужас. Однако жадности хватило, чтобы проникнуть на чердак, где хранились запасы одежды, обуви. Там взяли они несколько пар сапог, два дождевика, фуфайку, нижнее белье, носки, чайник и набор рыболовных крючков… Подперев входную дверь колом, сообщники облили избушку керосином, найденным на чердаке, и подожгли. Обстрелянные святые мученики были еще живы. На следствии Иванов говорил, что слышал их крики… Степан Антонов, как и обещал, 9 июня 1928 года приехал навестить архимандрита Вениамина. На Волкозере он нашел сгоревшую избу и среди обгоревших бревен – два скелета. Найти убийц не составило труда – их выдали награбленные вещи. Следствие установило, что в лесу произошли убийство и поджог. Совершены они были с целью ограбления двумя жителями деревни Коровкинская – комсомольцем В. Ивановым и его товарищем С. Ярыгиным. Оба преступника были воспитанны при советской власти и полагали, что у архимандрита хранятся сокровища Соловецкого монастыря. Накануне праздника Святой Пасхи они сознательно собрались идти грабить монахов. Вечером 17 апреля 1928 года они вышли к Волкозеру, выждали, когда в избе погаснет свет, после чего Иванов подошел к келии и открыл стрельбу в окна. Он выпустил 4 заряда. Подталкиваемые кровавым опытом гражданской войны, преступники были уверены, что не понесут наказание. Но суд даже того времени не смог оправдать чудовищную расправу молодых парней над беспомощными монахами. Иванов был приговорен к десяти годам лишения свободы со строгой изоляцией, Ярыгин – к восьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

протоиерей Георгий Иванов ЖМП 6 июнь 2011 /  22 июня 2011 г. Протоиерей Георгий Иванов ( + 16.12.2010 ) После продолжительной болезни отошел ко Господу клирик Вологодской епархии, почетный настоятель храма апостола Андрея Первозванного в Вологде мит­рофорный протоиерей Георгий Иванов. Почившего пастыря любили и уважали не только в Вологодской епархии, но и далеко за ее пределами. Родился он в крестьянской семье в деревне Гаврилово Бежаницкого района, на древней Псковской земле. Неподалеку от его родных мест находились Святогорский и Псково-Печерский монастыри. Протоиерей Георгий всегда с любовью рассказывал о жизни насельников знаменитой Псково-Печерской обители, куда он нередко приходил на богомолье, вспоминал свою глубоко верующую бабушку. Впервые Георгий попал на службу в праздник Преображения Господня. Всё тогда понравилось 14-летнему подростку в церкви, особенно благолепие церковной службы и батюшка в белоснежной ризе... После первого посещения церковной службы Георгий мечтал стать священником. Правда, в то время молодым людям запрещалось ходить в храм, и немало унижений и насмешек претерпел будущий пастырь, когда начал помогать в алтаре, читать на клиросе. Но ничто не могло сломить его намерения служить Святой Церкви. По окончании школы он уехал учиться в Ленинград, где познакомился с игуменом Дамаскином (Быстрым), и эта встреча во многом определила дальнейший жизненный путь юноши. Он стал духовным сыном отца Дамаскина, и, когда того назначили епископом Тамбовским, Георгий Иванов переехал вслед за ним. До призыва в армию он служил алтарником Космодамиановского храма близ Тамбова. Армейские годы Георгия Иванова прошли под Ленинградом, в свободное время он ходил молиться в храм Ленинградской духовной академии, побывал на богослужениях, совершаемых митрополитом Ленинградским Никодимом (Ротовым), уважение и трепетное отношение к которому пронес через всю жизнь. Окончив воинскую службу, Георгий вернулся в Тамбов. К этому времени владыка Дамаскин был уже переведен в Вологду, и будущий пастырь поехал к своему духовному наставнику. Это было в 1975 году. Духовные отношения отца и сына сохранялись между отцом Георгием и владыкой Дамаскином до самой смерти архиерея. И ныне Господь призвал отца Георгия в мир иной накануне дня ангела владыки Дамаскина.

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

В конце 20х и 30е годы в Алма-Ате был пересыльный пункт ГПУ, куда отправляли заключенных со всей страны. Кого этапом гнали по степям, кого в поездах привозили. Если по степи гнали летом, многие погибали от жары, зимой — от холода. Обмороженных и чуть живых, их пригоняли на станцию Aлмa-AmaI. Затем заключенные получали через ГПУ распределение в лагеря, а ссыльные должны были сами являться в ГПУ за направлением и определением места ссылки. Начальником ГПУ в то время был Иванов. Мать у него была верующей, и, когда Иванов был ребенком, мать часто водила его в церковь и в монастырь. Поэтому он хорошо знал наших матушек и неплохо к ним относился. И вот этот мальчик подрос, стал комсомольцем, а потом начальником ГПУ. Ссыльные являлись в ГПУ и несколько дней ждали направления. Но людям надо где-то жить. Гостиницы для них не было, на квартиры их не берут, боятся. Куда идти? В церковь. А ночевать где? У нас. И начальник ГПУ посылает: «Вы идите прямо по улице Мещанской, там Николаевская церковь стоит, а внизу монашки живут, они всех принимают. Так вы скажите, что вас начальник ГПУ Иванов прислал». И они приходили: — Где тут монашки живут? — Здесь, а что такое? — Нас Иванов прислал к вам ночевать. — Ну, проходите, раз Иванов прислал. И епископы приходили, и священники. Но наши сестры больше уделяли внимания монахиням. Помню, были у нас сестры брянские, сестры севские, касимовские, из Дивеевского монастыря были монахини. Отец Александр всех принимал: «Да идите, всем места хватит!» Он очень любил монахов и всегда говорил: «Я так их люблю! И монахов, и монахинь!» Ни одна церковь так не принимала, как наша. Устраивали всех в подвале, где печь стояла русская. Отец Александр говорил: «Матушки, если жить негде, то хоть в подвале у нас. Сейчас сухо, можно и там переночевать». Приходили они голодные, измученные. Матушки никому не отказывали, всех кормили, всех! И не было ни одной ночи, чтобы мы одни, без ссыльных, ночевали, а только все варили, принимали, вшей обирали и обстирывали. Так вот Бог дал жить. Жили очень скудно, доходы у церкви были небольшие, но о. Александр всегда наделял нуждающихся, и матушкам, давая деньги, говорил: «Вы присматривайтесь, спрашивайте, может, кому из ссыльных обувку надо или одежонку. Это лишние у нас деньги, отдавайте, нам хватит, а там — что Господь пошлет».

http://azbyka.ru/fiction/krest-na-krasno...

Оно (это второе пространство) существует отдельно, как бы неслиянно с первым. Между Мессией и остальной группой существует незримая преграда. Христос кажется парящим над головами толпы. Он нисходит к ним, а они могут только смотреть. Эти два пространства невозможно объединить. «Смысл этой магии в том, что, рассматривая изображение, мы из близкого сразу шагаем в далекое – природа встает, возникает, является сразу как далекий образ, остающийся за магической чертой недоступности… Фигура Христа кажется и близкой и далекой. Он «здесь» и «там» одновременно. Он «на пороге как бы двойного бытия» (Тютчев). Далее Алленов пишет: «Расстояние, разделяющее зрителей «здесь» и Христа «там» невозможно мысленно измерить количеством шагов, пространство это поистине безмерно» (М. Алленов. Александр Иванов. – Москва: Трилистник, 1997). Пророческое видение А. Иванова заключено в том, что эпоха хотела и не могла удержать живое чувство единения с Богом. Но Иванову удалось передать ощущение сакральности события, не прибегая к традиционным символам — нимбам, крыльям, свечению и пр. По удивительно верному замечанию Виппера, «пространство картины является не местом действия, а временем пребывания». «Человечество на перепутье из физических сил в духовные», – так сам Иванов определил свое видение, и именно это – тема его картины. Сам А. Иванов считал, что утратил веру за 20 лет работы над холстом, но его «Библейские эскизы» говорят нам другое. Иванов потерял стереотипы веры XIX века, а на деле — он от них освободился. Хочется остановиться еще на важном изображении, помещенном художником почти в центр группы людей – автопортрете, который Иванов расположил в тени фигуры Иоанна Предтечи. Одетый в европейское, а не в библейское платье, автор соединен в одну группу с Предтечей и Иоанном Богословом, составляет с ними своего рода триумвират. Это, во-первых, Предтеча, последний пророк Ветхого Завета, Креститель, призывающий к покаянию. Во-вторых, Иоанн Богослов, символизирующий радостное приятие Благой Вести, дух Нового Завета. И сам автор, «всевидящее око», воплощающий честность, напряженную мысль, вопрошание, символизирующий новое время.

http://pravmir.ru/liliya-ratner-bogoiska...

Я. От себя ли ты это сказал или от какого-нибудь Писания? Арсений Иванов. От Писания. Я. Какое же Писание научило тебя такое иметь упование и проповедание? Арсений Иванов. Тебе уже известно, на чем наше упование утверждается, из прежних наших бесед: во время пришествия антихристова послани будут от Бога Енох и Илия по писанному в Апокалипсисе, в главе 11-й, и Иоанн евангелист с ними… Енох о законе естественном, Илия же о законе писанном, а Иоанн о законе благодати (Книга о вере, л.270 об.). Слово о законе ты объяснял ранее так, что проповедовать каждый из посланников будет то, что ему назначено. Так, помнится, ты тогда объяснял. Кажется, так? Я. Так. Вы разумеется под Енохом закон естественный, под Илиею – закон писанный, Моисеев, а под именем Иоанна Богослова разумеете благодатный закон, но отвергаете чувственное пришествие самих посланников. Что же? изменил ты разве теперь свое прежнее понятие, или доселе остался при своем заблуждении? Арсений Иванов. Выражение о законе наводит на мысль, что посланники лично о законе проповедовать будут; но вот несоообразность: зачем людям проповедь о законе естественном? Зачем о законе Моисеевом, писанном? Прейде сень законная, благодати пришедшей. Нам дико было бы слышать проповедь об обрезании, которое заменено крещением, и еще что-либо тому подобное. Я. Эта мысль тебя соблазняет и беспокоит совершенно напрасно. Знаем ли мы с тобою (да и кто знать может?), как Божественные посланники проповедовать будут? Может быть, настолько люди развратятся, что даже естественные законы извратят. Разве этого не бывает? Бывает очень часто и теперь. Человек прелагается в скотов бессмысленных и уподобляется им. Нам, христианам, не нужна проповедь о законе Моисеевом. Но к нам ли одним проповедовать придут посланники Божии? Арсений Иванов. Они придут ко всем людям. Я. Следовательно, и к евреям, которые содержат закон Моисеев писанный. Понимают ли они закон Моисеев? Арсений Иванов. Как им не знать своего закона? Я. Закон-то Моисеев знают, но поняли ли они его? Припомните времена проповеди евангельской, как Господь укорял их в их непонимании, и как озлоблялись обличениями Господа книжники и фарисеи. Евреи и сейчас нуждаются в понимании закона своего, и вот для последнего их вразумления и посланы будут пророки. Вот, Я, – сказал Господь иудеям чрез пророка Малахию, – пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием ( Мал.4:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

На самом же деле учение П.К.Иванова – это не безобидное учение о здоровом образе жизни, как пытаются представить его некоторые ивановцы, а религиозное учение, являющееся по отношению к Православию ересью, где нет места Христу, это место занято Ивановым, который почитается адептами как харизматическая личность 465 . По учению ивановцев, Христос принес соборность между людьми, а Иванов дал более высокую степень соборности людей и природы. Обожествив природу, ивановцы объединяют ее новой ипостасью Бога, слившись с которой человек получает спасение. Ивановцы отрицают бессмертие человеческой души, церковные таинства, неизбежность загробного возмездие, существование ада и рая. Они не признают церковную иерархию, утверждая, что для общения с Богом Духом Отцом через природу иерархия не нужна – «каждый ивановец сам себе поп» и только «один ходатай за нас перед Богом Духом Отцом и природою – Господь Животворящий Порфирий Корнеевич Иванов» 466 . В книгах последователей П.Иванова говорится, что П.Иванов в конце 20-х годов стал ощущать какую-то связь с природой, стал слышать внутри себя голоса, призывающие его к единению с природой. Затем 25 апреля 1933 года на Чувилкином бугре на него нашло некое «просветление» 467 , которое, по словам его последователей, было вызвано тем, что в него вселился Дух Святой (третья ипостась христианской святой Троицы), и он явился основателем новой религии, религии второго пришествия бога на землю (для христиан – нового Христа, для мусульман – махди, для буддистов – Матрейи). После данного «просветления» Порфирий приобрел особые свойства, претерпевал любой мороз и стужу, зимой и летом ходил всегда голый (в одних трусах), мог долго находиться под водой и даже исцелять некоторые болезни. Сам Иванов, не раз показывая своим ученикам на изображение распятого Христа, двусмысленно намекал о распятии «брата своего». Несмотря на такое «родство», Иванов в церковь не ходил, Богу не молился, креста боялся, своим последователям объявлял, что в Церкви все ложно. В Великий пост он угощал заходивших к нему христиан мясом, поститься же своих учеников заставлял именно в те дни, которые являются христианскими праздниками, и пощение в которые по религиозным убеждениям наказывается отлучением от Церкви 468 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

П. Гомберг; вступит. ст. «Александр Блок и Евгений Иванов» (с. 344-361)//Блоковский сб.: труды науч. конф., посвящ. изучению жизни и творчества А. А. Блока, май 1962 г./Тарт. гос. ун-т. Тарту, 1964. [Сб. 1]. С. 344-424.; 2. Ильюнина Л. А. Иванов Евгений Павлович//Русские писатели. М., 1992. Т. 2. С. 379-380. 3. Ильюнина Л. «О бедном поэте замолвите слово...»//Эл. ресурс: rusk. ru/st.php?idar=10 3908. Время посещения ресурса: 30.06. 2012, 15:49. Фетисенко О. Л . Проповедник нагорной радости («Петербургский мистик» Евгений Иванов)//Христианство и русская литература. СПб., 2006. Сб. 5. С. 323-390; 4. Она же. Евгений Иванов как читатель и «герой» Достоевского//Достоевский и мировая культура: Альманах 23. СПб., 2007. С. 145-156; 5. Она же. В. В. Розанов в дневнике и незавершенных воспоминаниях Е. П. Иванова. Письма Розанова к Е. П. Иванову/Публ. О. Л. Фетисенко//Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 2003-2004 годы. СПб., 2007. С. 439-515; 6. Она же. Александр Блок и Евгений Иванов: Переписка. Статьи. Воспоминания/Изд. подготовили В. Н. Быстров и О. Л. Фетисенко. М., 2011 (в печати). Далее ссылки на тексты стихов, напечатанных в этом издании, будут даваться после цитаты в круглых скобках. Первая цифра означает том, вторая - страницу. Максимов Д. Е. Поэзия и проза Александра Блока. Л.: Советский писатель, 1975. С. 6 - 143, 144 - 174. подтверждают гениальные вокальные циклы Г. В. Свиридова на стихи Блока: в них очевиден внимательный отбор и смысловые образные связи наиболее глубоких в религиозном отношении, здоровых и светлых произведений поэта, часть которых здесь цитировалась. Первая публикация: коллективное исследование «Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве ХХ - начала XXI века». Ред.-сост. А.Л.Казин. СПб, «Алетейя», 2016 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 6. Re: Поэма А.Блока «Двенадцать» и путь России В.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Арсений Иванов. Я основываюсь на Слове Божием: аще ин приидет (если другой придет) – выражение условное. Я. Слово аще не всегда значит если, но переводится иногда и словами: когда, хотя. В этом случае слово аще перевести можно словом когда, и тогда смысл слов Спасителя будет такой: Я пришел во имя Отца Моего, Меня не принимаете, а когда придет другой во имя свое, его примете. Какая же тут условность? Арсений Иванов. Если так, то какой же смысл антихристу приходить к жидам? Антихрист, как сын погибельный, будет искать одно, чтобы губить. А что же он найдет в жидах, чтобы погубить в них? Они и без антихриста – племя, Богом отверженное. Я. Евреи, не принявшие Христа и не уверовавшие, что Он есть обетованный Спаситель мира, доселе остаются при своем ожидании Мессии. Этим-то ожиданием и воспользуется антихрист. Они ожидают славного царя, который восстановит им земное славное царство. Каким они ожидают Мессию, таким к ним и придет антихрист. Арсений Иванов. По твоему разуму, стало быть, антихрист придет к жидам, а христиане, как жили, так и жить будут, и явление антихриста – дело, их не касающееся? Я. Этого вовсе я не говорил. К чему тут мой разум, твой разум? Основанием нашим должно быть Слово Божие, а разумом нашим – разум Церкви. Речь наша шла о том, что антихрист придет к рассеянному еврейскому народу и от него принят будет. Антихрист силен будет только в погибающих. Арсений Иванов. Если антихрист силен только в погибающих, то христианам нечего его и бояться. Я. Не бойся рече сия, – пишет святитель Златоуст, – слышав о нем (т. е. об антихристе), в погибающих бо может, и иже прежде его (антихриста) неверовавшие во Христа (Толковый апокалипсис, л.893 об.). Арсений Иванов. Не одни же жиды не веруют во Христа, а в числе погибающих разве мало христиан? Почему же бы антихристу приходить именно только 72 к жидам? Я. На этот вопрос опять ответит святитель Златоуст. Объясняя слова апостола о пришествии антихриста во всякой лести и неправде в погибающих, зане любви истины не прияша, во еже спастися им, он учит: любовь же истинную Христа нарицает, любви бо ради сущая к нам, вочеловечися, и истинным научи, являет же яко во иудеох возможет. Тии бо Христа не прияша, ниже вероваша ему (Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010