«История есть пророчество, обращенное в прошлое» — формулировал Ф. Шлегель. «Историческое есть лишь некоторый род символического» — так выразил это Ф. В. Шеллинг. Будучи хорошо знакомым с системами немецких философов-идеалистов, Иванов представил  своеобразное пророчество о грядущем веке: это призыв к духовному пробуждению, путь к которому лежит через покаяние и очищение от власти греха. Здесь и аллюзия на духовное возрождение России, о котором говорили русские религиозные философы и общественные деятели XIX столетия. Это и прямой намек на царствование Александра II, именуемого «царем-освободителем», начавшим крестьянскую реформу и ряд других преобразований в стране. История Картина была написана в 1837-1857 годах. Идея создания монументального многофигурного полотна на тему «Явления Мессии народу» появилась у Иванова в 1833 году, когда он жил и работал в  в качестве пансионера в Риме. Примерно в то же самое время была начата работа над эскизами и этюдами для будущей картины. Работу над большим полотном Иванов начал в 1837 году в своей мастерской в Риме. Работа над этим поистине грандиозным произведением продолжалась более двух десятилетий. В процессе создания картины были написаны многочисленные эскизы и этюды, ставшие для многих поколений художников единственной в своем роде школой живописного реалистического мастерства. Иванов поначалу называл свое сочинение просто «Явление Мессии» или «Появление Мессии». Название «Явление Христа народу» появилось только в момент ее представления в Петербурге в 1857 г. Критика Как известно, картину «Явление Христа народу», которую А. Иванов считал делом всей своей жизни, было принято неоднозначно. Критике был подвергнут необычный гигантский масштаб, а также необычная трактовка библейского сюжета. Поскольку художник опирался на в своей работе на образ Христа в книге известного протестантского теолога тюбингенской школы Д. Штраусса 1 , то сюжет был действительно изменен. Христос представленный незаметно среди огромной толпы людей символизировал присутствие Бога в человеческом сердце. Однако критики благосклонно отнеслись к Д. Штрауссу, но весьма строго к изображению Христа, Который в Православной иконографии изображался иначе – крупным планом и был центром композиции. Высказанное недовольство картиной негативно сказалось на здоровье Иванова, впоследствии он заболел холерой, ослабленный и истощенный организм не смог справиться с недугом, и художник скончался. Спустя несколько часов после его смерти пришло известие, что император Александр II высоко оценил картину в 15 000 рублей, и автору пожаловал Орден Святого Владимира.

http://azbyka.ru/art/yavlenie-hrista-nar...

Причт с 1780 г. составляли: священник, диакон, дьячок, пономарь и просвирня. В метрической книге 1780 г. подписались священник Иаков Андреев, диакон Спиридон Агафоников, дьячок Никифор Иванов и пономарь Илья Борисов. Из прежних священников известны: Сила Тимофеев (скончался 1784 г.), Спиридон Агафоников (бывший диакон), умерший в 1810 г., Павел Иванов, перешедший, в 1818 году, в Петербургский Казанский собор и бывший здесь до смерти, в должности ключаря; Димитрий Иванов Митицкий, уволенный в 1846 году и умерший 12-го января 1847 г. С 1846 г. священствовал Никифор Верольский, перешедший в 1871 г. в Новую Ладогу. После него служил Николай Иванов Папоротский, сложивший сан; Симеон Иванов Певцов, умерший здесь. Ныне служит Павел Федоров Добряков. До штатов причт пользовался ругою и платою за требы; по штатам 1844 г. причислен к 3 классу и, за вычетом 43 р. процентов с 1,114 р. сер., положенных разными лицами за поминовения и 2 копеек с рубля, в состав особого капитала, получает следующее жалованье: священник – 176 руб. 40 коп., диакон – 88 руб. 20 коп., дьячок – 61 руб. 75 коп., пономарь 52 руб. 96 коп., просвирня – 29 руб. 40 коп. сер. Дохода в год получает не более 400 руб. Земли при церкви 36 десятин. Из них: 2 дес. усадебной, 25 пахатной и 8 – сенокосной. Из них священнику дается 17 дес. 840 саж., диакону – 6 дес. 720 саж., дьячкам по 5 дес. 60 саж., просвирне – 2 дес. 720 саж. Земля находится у погоста. Кроме хлебопашества причт занимается садоводством. Церкви принадлежит деревянный, на каменном фундаменте, дом для сторожа и для приходского училища. Члены причта имели свои дома, при устройстве которых причт, с разрешения начальства, занимал деньги из церкви. Так священник Верольский занял 300 р., с обязательством уплаты в 6 лет; дьячок Константин Иларионов 60 р. на 3 года; пономарь Виктор Вознесенский 75 р. на 5 лет. В 1874 г. на попечительскую и церковную суммы устроен дом для священника и застрахован в 1,300 р. Соседние приходы: Поддубский, Гагринский, Запольский и Городецкий. Приход составляют 18 деревень. Самые большие: Городонь, Кулотино, Любенско, Полосы, Которско, Петрилово, Скирицы, Заплюсье и Замошье. Большая часть деревень находится вблизи погоста. Отдаленнейшими считаются: Городище и Лющик (в 7 верстах от церкви), Городень (в 9 вер.), Кулотино (в 13 вер.), Беглово (в 16 вер.), Полосы (в 7 вер.) Которско (в 10 вер.), Петрилово (в 15 вер.), Замошье (в 10 вер.). Ближайшие к погосту суть: Крицы, Закрупье, Шереги (усадище и деревня), Скирицы в 2 верстах, Любенско – в 4 верстах от церкви, Вечаша – в 5 и Заплюсье – в 4 верстах. Всех прихожан, по клировым ведомостям 1883 г., мужск. пола 889 и 968 женск. пола.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Евстафий Плакида (ок. 118) – великомученик Егоров Александр Ильич (18831939) – командарм Красной Армии, маршал Советского Союза Елизавета (см. Флоренская Е.А.) Елизавета Федоровна (18641918) – великая княгиня, преподобномученица Ельчанинов A.B. (см. Александр) Ермоген/Гермоген (ок. 15301612) – святитель, патриарх, священномученик Ермолова Мария Николаевна (18531928) – актриса Ершов Иван Васильевич (18671943) – певец Ефимов Адриан Иванович (19072000) – гидрогеолог Ефимов Иван Семенович (18781959) – скульптор, график Ефимова Н.Я. (см. Симонович-Ефимова Н.Я.) Ефимовы Ефрем Сирин (ок. 306373) – преподобный Ж Жегин (Шехтель) Лев Федорович (18921969) – математик, искусствовед Жуковский Николай Егорович (18411921) – профессор Московского университета, учитель П.А. Флоренского 3 Заболоцкий Николай Александрович (19031958) – поэт Завьялов Яков – литейщик, колокольный мастер (первая половина XIX в.) Зелинский Фаддей Францевич (18591944) – филолог, поэт-переводчик Зосима – священник, расстрелян 19.08.1938 в Карлаге Зосима Московский (Бутовский) (см. Зосима (Трубачев)) Зосима Соловецкий (ум. 1478) – основатель Соловецкого Преображенского монастыря, преподобный Зосима (Трубачев Зосима Васильевич, 18931938) –отец С.З. Трубачева, священномученик Зубачевский Сергей Иванович (ум. 1969) – регент в Сергиевом Посаде, автор духовно-музыкальных сочинений И Иван IV Грозный (15301584) царь Иван Калита (12961340) – великий князь Московский Иван Логгин – инок Троице-Сергиевой Лавры, распевщик (XVII в.) Иванов Александр Андреевич (18061858) – живописец Иванов Вячеслав Иванович (1866–1949) – русский поэт, теоретик символизма Иванов Константин Константинович (19071984) – дирижер Иванов Нестор – колокольный мастер (XVI в.) Иванов-Ρадкевич Николай Павлович (19041968) – церковный композитор Игнатий (Брянчанинов Дмитрий Александрович, 18071867) – архиепископ, духовный писатель, богослов Игумнов Константин Николаевич (18431948) – пианист, педагог Иерофей (Померанцев) – архиерей, обновленец ( 1920-е)

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Иванов Василий (дата рождения не установлена – сконч. после 1984, Австрия), протоиерей. Из перемещенных лиц в Австрии, состоял в юрисдикции РЗЦ, священник, рукоположение совершил еп. Стефан (Севбо), помощник настоятеля церкви в Зальцбурге (1950-е гг. после 1984), протоиерей (12.5.1965), член епархиального совета Австрийской епархии (1972нач. 1980), администратор приходов РЗЦ в Австрии (1970), больше сведений о нем не имеется. Иванов Евгений (дата рождения не установлена – 1980, Германия), протоиерей. После 2-й мировой войны жил в Германии, состоял в юрисдикции РЗЦ, священник (11.4.1965), рукоположение совершил еп. Филофей (Нарко), разъездной священник северо-западного викариатства, помощник настоятеля церкви в Дортмунде (1960-е гг.), настоятель Покровской церкви в Арнеме (Нидерланды) (1970-е гг.), вышел за штат по болезни. Архив: АГЗ. Иванов Иван Андреевич см. Иларион, иеромонах. Иванов Леонид Георгиевич см. Серафим, архиепископ . Иванов Николай Петрович (1.5.1877, г. Архангельск – 8.7.1964, Ганьи, Франция), протоиерей. Окончил Череповецкое реальное училище и Московское Алексеевское военное училище (1897), прапорщик 22-й артиллерийской бригады в Новгороде, участник 1-й мировой войны в чине командира батареи 67-й артиллерийской бригады, участник Гражданской войны в рядах Добровольческой армии на Сибирском фронте, командир отделения Черноморского дивизиона у адмирала А.И. Колчака, окончил войну в чине полковника, Георгиевский кавалер, эмигрировал в Константинополь (1920), переселился во Францию (1923), работал простым рабочим на парижских заводах, доцент на Высших военных курсах ген. Головина, одновременно был псаломщиком Галлиполийской церкви в Париже (19251930), затем Троицкой церкви в Клиши под Парижем (19321942), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), окончил Парижский Св.-Сергиевский богословский институт (1935), диакон (25.5.1942), священник (4.3.1945), рукоположение совершил архиеп. Владимир (Тихоницкий) в Св.-Александро-Невском соборе в Париже, приписан к причту Троицкой церкви в Клиши (5.3.1945), духовный руководитель молодежной организации «Витязи» (1946), настоятель домовой церкви при старческом доме в Севре (19451954), настоятель церкви при старческом доме в Ганьи (9.6.19548.7.1964), настоятель Св.-Серафимовской церкви в Шелле (20.4.19578.7.1964), протоиерей (12.4.1958), член правления «Содружества помощи русским туберкулезным имени митр. Евлогия», член правления Общества памяти о. Иоанна Кронштадтского .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Смиренный Иван Иванов Зыков. 30 ноября 1889 года. Москва. Петербургские наставники ответили так: „Прибывшие с Дону в г. С.-Петербург уполномоченные от старообрядцев беспоповцев поморского согласия, Усть-Бело-Калитвенской станицы, казаки: Пётр Мануйлов и Александр Иванов Пятибратов, которые представили нам старообрядцам, – жителям столицы, составленные на бумаге вопросы о нуждах своих с подробным изложением о религиозном последовании их Донских жителей, как ими выражено на бумаге, а именно: 22 «Мы Донские старообрядцы беспоповцы поморского согласия веру православную исповедуем и церковные обряды содержим по книгам старопечатным, таинства св. крещения и покаяния действуется духовным отцом простолюдинам, тайна брака действуется с согласия жениха и невесты по благословению родителей с участием духовного отца, при свидетелях. Действия таинств приемлем за святое и спасительное». Мы старообрядцы, жители г. С.-Петербурга сего числа соборне из членов попечителей молитвенного дома и под председательством духовных отцов, рассмотрев изложенные в грамоте Донских жителей вопросы ответствуем от божественного Писания следующее: как видно в вопросах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 12 и 18, что составившие беззаконные браки духовные отцы: Емельян Никифоров Синев, Григорий Иванов Давыдов, Семён Иванов Иванов, Иосиф Панкратьев Писарев, Димитрий Андреев Фатеев, Андрей Федоров Котов и Иван Андреев Кононов, на основании св. Евангелия от Матфея зач. 13 и 87, от Луки 82 от Марка 43 и 44; книга Кормчая: св. апостол пр. 48, 6 вселенского собора пр. 87, Василия Великого пр. 9, 35. 48 и 77, Карфагенского собора пр. 102 подлежат конечному извержению, а если кто из таковых лиц не подчинится правилам вышеуказанным, то на таковых лежит св. апостол правило 28, а составленные им беззаконные браки подлежат расторжению, аще и дети родили бы, Кормч. л. 560. На вопросы 8 и 10, не духовные лица, совершившие без духовных отцов беззаконные браки, подлежат отлучению от Церкви под епитимией и должны на общей молитве без участия чтения и пения стоять, пока расторгнутой любодейные браки.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Макарий Митрополит Московский и Коломенский «История Русский церкви». Книга 6-я Москва 1996 г.., с.81 Толстой Д. «Римский католицизм в России» С-Петербург 1876г., с.81 Макарий Митрополит Московский и Коломенский «История Русский церкви». Книга 6-я Москва 1996 г.., с.81 Макарий Митрополит Московский и Коломенский «История Русский церкви». Книга 6-я Москва 1996 г.., с.81 Макарий Митрополит Московский и Коломенский «История Русский церкви». Книга 6-я Москва 1996г. с.81 Успенский Ф. «Сношение Рима с Москвой», с.390 Филарет, архиепископ Черниговский «История Русской церкви I-V периоды» Чернигов 1862г., с.119 Толстой Д. «Римский католицизм в России» С-Петербург 1876г., с.81 Толстой Д. «Римский католицизм в России» С-Петербург 1876г., с.81 Филарет, архиепископ Черниговский «История Русской церкви I-V периоды» Чернигов 1862г., с.118 Феодосий Иванов «Церковь в эпоху смутного времени на Руси» Екатеринослав 1906г., с.73 Карташов А. В. «Очерки по истории Русской церкви», Том 2. Москва 1992г., с.60 Корольков Н. Ф. «Старец Авраамий Палицын и его деятельность в Смутное время на Руси» С-Петербург 1902г., с.18 Макарий Митрополит Московский и Коломенский «История Русский церкви». Книга 6-я Москва 1996 г.., с.645 Карташов А. В. «Очерки по истории Русской церкви», Том 2. Москва 1992г., с.62 Макарий Митрополит Московский и Коломенский «История Русский церкви». Книга 6-я Москва 1996 г.., с.83 Макарий Митрополит Московский и Коломенский «История Русский церкви». Книга 6-я Москва 1996 г.., с.84 Макарий Митрополит Московский и Коломенский «История Русский церкви». Книга 6-я Москва 1996г., с.84-85 Тальберг Н. «История Русской церкви», изд. Сретенского монастыря, 1997г.,с.306 Феодосий Иванов «Церковь в эпоху смутного времени на Руси» Екатеринослав 1906г., с.26 Феодосий Иванов «Церковь в эпоху смутного времени на Руси» Екатеринослав 1906г., с.27 Феодосий Иванов «Церковь в эпоху смутного времени на Руси» Екатеринослав 1906г., с.28 Феодосий Иванов «Церковь в эпоху смутного времени на Руси» Екатеринослав 1906г., с.29

http://ruskline.ru/analitika/2010/8/03/r...

Почему вершиной творчества Иванова считают вовсе не «Явление Христа народу» После смерти Иванова его брат Сергей попросил знакомого, художника Михаила Боткина, у которого остановился Иванов в Петербурге, срочно отправить все вещи и альбомы Александра в Рим – Сергей тогда находился в Италии. А там были акварельные «Библейские эскизы» – вершина творчества Александра Иванова, по мнению многих специалистов. Иванов писал их последние десять лет своей жизни и из-за этого почти забросил «Явление Христа народу». Он мечтал создать цикл произведений из жизни Христа, включив туда библейские сюжеты и апокрифы. Работать с акварелью Иванов впервые начал в 40-е. Сделал несколько эскизов из итальянской жизни, загорелся идеей написать запрестольный образ «Воскресение» для храма Христа Спасителя в Москве. В эскизах он соединил «западную» и «восточную» иконографические традиции, и в окончательном варианте Христос в развевающихся одеждах идет навстречу воскресшим праведникам, над Ним парят ангелы с орудиями Его страданий, а под Ним – пустые гробы. Эта тема называется «Праведники парят над пустыми гробами». Воскресение Христово. Первый эскиз. Праведники парят над пустыми гробами Воскресение Христово. Изведение из гробов Воскресение Христово Эскиз запрестольного образа для храма Христа Спасителя Но мечта Иванова не сбылась: заказ на работу получил Карл Брюллов. Иванов не отчаялся: он сделал графические сюжеты райской жизни Адама и Евы, их грехопадения и изгнания из рая. Написал серию небольших картин о днях творения – Бог и ангелы создают вселенную. Из этих работ получился бы декоративный фриз. Вскоре он познакомился с книгой немецкого писателя Д.Штрауса «Жизнь Иисуса», после которой у Иванова появится еще одна мечта – создать настенные росписи общественного здания, которое художник называл «храмом человечества». Перед зрителем должна проходить вся история человечества, рассказанная в Библии. Проект был грандиозным: художник задумал около 500 сюжетов, 22 тематических цикла, основной стержень которых – жизнь Христа. Иванов исполнил двести работ, перед этим изучив искусство и историю Египта, Финикии, Ассирии, Вавилона, Древней Византии. Но все события он пытается увидеть своими глазами.

http://pravmir.ru/creative/vsemirnyiy-sy...

До 1843 года причт составляли: священник, диакон, дьячок и пономарь; с 1843 года – священник, дьячок, пономарь и просвирня. Из прежних священников известны: 1) Василий Иванов, в 1730 годах, современный постройке деревянной церкви, 2) Самуил Иванов, известный по жалобе, поданной им преосв. Стефану на Поповского старосту, выставки Заболотья попа Симеона Саввина и на Тихвинского архимандрита Сильвестра, что они, по ложному доносу Зеленецкого монастыря иеромонаха Сергия, поступали с ним, Ивановым очень жестоко, именно: вызвали его в Тихвинское духовное правление, посадили его в конторе в железную цепь, и расспрашивали его, как разбойника, грозя бить палкой и лошадиными плетьми, каковые, по их приказанию, предварительно принесены были писцом, и что означенный Поповский староста, не сделав никакого окончательного решения дела, продержал его в Тихвине, не отпуская к месту служения, половину Великого поста, Светлую и Фомину недели. Поп Самуил Иванов жалуется на Поповского старосту и за то, что тот, по давней на него злобе, в течении 2 лет, препятствовал ему поступить, из дьячков Мотоховской церкви, к той же церкви попом, на место умершего, в 1742 году, попа Ивана Васильева, хотя он, Иванов, имел на это «выбор» от прихожан, для представления начальству; 3) Иоанн Карпов, подписавшийся на постной триоди, в 1763 г.; 4) Иоанн Иоаннов, сын Карпова, служивший с 1784 года; 5) Александр Никитин, зять Иоаннова, служивший с 1814 года; 6) Феодор Иванов, сын Иоаннова, с 1819 года; 7) Павел Троицкий, зять Феодора Иванова, служивший с 1842 по 1844 год. Потом священствовали: Василий Соколов, Василий Алексеев и Иоанн Любимов. По выходе Любимова поступил в 1872 г. Митрофан Орлов: в 1877 г. он поменялся с Городищенским священником Николаем Заборовским; когда Заборовский был уволен по расстройству ума, то поступил из Уторгощи (Луг. уезда) Василий Гостинопольский, служащий ныне. По штатам причт отнесен к 4 классу и получает в год 320 р. Прежние способы содержания зависят от расположения прихожан.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Арсений Иванов. О пришествии пророков Илии и Еноха мы с тобою опять, как и прежде, не сойдемся. У вас учат, что пророки придут чувственно, а мы с этим согласиться не можем. Я. Да ведь ты, сколько заметить можно, намерен же оставить вражду с Церковью в учении о чувственном приходе антихриста? Арсений Иванов. Об этом я пока ничего еще не говорил; твоя догадка может так и остаться догадкой. Что же касается продолжения беседы о пророках Илии и Енохе, то я откровенно сознаюсь в своем нежелании беседовать. Я. Почему же ты не желаешь? Арсений Иванов. Ты будешь говорить то же, что и прежде говорил, что пророки придут чувственно. А с этим я имею основание не согласиться. Я. Какое же ты имеешь основание к тому, чтобы отвергнуть учение Церкви о чувственном пришествии пророков Илии и Еноха на обличение антихриста и укрепление верных? Арсений Иванов. Да самое простое. Этого им и сделать по нынешним временам никак нельзя. От них прежде всего полиция потребует паспорт: кто они? Неужели думаешь ты, что наша полиция поверит, что они пророки? Ни-ни. Может, ты скажешь, что они явятся с подложным видом на жительство? Я. Я скажу только то, что ты говоришь о таком важном событии кощунственно. Но чего ожидать от беспоповца, пропитанного враждою ко всему, что несогласно с его горделивым мнением? Святые пророки – посланники Божии; явятся они в самый важный момент, переживаемый вселенною, а потом будут обладать такою силою свыше, что и если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят ( Откр.11:5–6 ). Что же может сотворить с таким чрезвычайным посланником Божиим слабая власть человеческая? Арсений Иванов. Я не то имею в виду. Святых пророков Илию и Еноха и Иоанна Богослова мы имеем на земле в Писании. Вы учите, что пророки сами явятся на проповедь , а мы уповаем на то, что закон естественный, Моисеев, и благодатный – Писанием – будут обличать антихриста и утверждать в вере христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

В заключение приведем легенду о бессмертии Порфирия Иванова, бытующую среди современных его последователей: «Иванов не умер. Все посвященные об этом знают. Его тело, по указанию тайной группы в ЦК, было перенесено в Кремль, где сотрудники биологического института, который обслуживает Мавзолей Ленина, тщательно сохранили и препарировали голову Иванова. Голова хранится в особом «имплозивном» сосуде, который, вместе с атомным чемоданчиком, передается каждому новому правителю России. Из этого сосуда Иванов объявляет свою волю кремлевским обитателям и они его слушаются. Порфирий Иванов — верховный и тайный предиктор России» . Нельзя не пожалеть о том, что своих новообращенных ивановцы столь интересной информацией не балуют, очевидно догадываясь, к каким последствиям может привести предоставление неофиту подобных сведений об их движении. Что ж, надо признать, весьма благоразумная предосторожность. В современной России движение ивановцев достаточно распространено, больше всего — среди людей, желающих любыми путями оздоровиться и ратующих за так называемое «возвращение к природе». Религиозная составляющая учения Порфирия Иванова чаще всего от начинающих ивановцев утаивается. Матерые ивановцы много говорят о здоровье, но далеко не каждому сообщают о божественных претензиях своего учителя. Однако будет справедливо, если человек, сочувствующий взглядам последователей Иванова, прежде чем окунется в омут их учения, более внимательно с ним познакомится. По мнению автора, Порфирий Корнеевич Иванов был психически больным человеком, находящимся под воздействием демонических сил. По крайней мере, с христианской точки зрения, всякий, кто объявляет себя Богом и претендует на роль Христа, в лучшем случае — психически болен, в худшем — одержим. В пользу предположения о демонической зависимости Иванова говорят и все сверхъестественные способности Порфирия Иванова, а также его заявления о том, что «природа», с которой он общался, учит воровству и убийству. На наш взгляд, обращаться за обретением здоровья к учению, созданному человеком, явно подверженным демонической одержимости, — не самое разумное занятие. Но так или иначе, став ивановцем, христианин отвергает Христа, а значит, перестает быть членом Тела Христова, Церкви.

http://sueverie.net/porfirij-ivanov-bog-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010