После обзорной экскурсии по музею Матроны Московской состоялась высадка памятной аллеи, посвященной 15-летию канонизации блаженной. 2 мая. ПРАВМИР. Дом-музей блаженной старицы Матроны Московской открылся на ее родине, в селе Себино Кимовского района Тульской области. Об этом сообщают «Тульские известия» . Торжественной церемонии открытия музея предшествовал пасхальный крестный ход. После обзорной экскурсии по музею Матроны Московской состоялась высадка памятной аллеи, посвященной 15-летию канонизации блаженной. Завершилась церемония открытия праздничным концертом. Напомним, идея создания музея была инициирована жителями Кимовского района и поддержана властями». Блаженная Матрона родилась в 1885 году в Тульской губернии. От рождения она была не просто слепой — у нее совсем не было глаз, но девочка обладала даром духовного зрения. Согласно житию, с ранних лет ей были ведомы не только человеческие грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По ее молитвам люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. В 1925 году Матрона перебралась в Москву и прожила в ней до конца своих дней. 2 мая 1952 года завершился земной путь Матроны. Перед своей кончиной она сказала: «Все, все приходите ко мне, рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть и слышать и помогать вам». В октябре 2004 года на Архиерейском Соборе Матрона Московская была причислена к лику общецерковных святых. Мощи святой Матроны находятся в Покровском женском монастыре Москвы. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 октября, 2023 4 сентября, 2023 8 марта, 2022 18 мая, 2021 30 октября, 2020 2 мая, 2020 2 мая, 2020 7 марта, 2020 6 марта, 2020 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира»

http://pravmir.ru/na-rodine-matronyi-mos...

Литература: Рудакова Л.П. Каменная часовня в дубовой роще в память обстрела Сестрорецка 14 июня 1855 г.//Бранденбургские чтения. Вып. 2, СПб, 2007. Яковлев В.Д. Мой Сестрорецк. Записки краеведа о жизни родного города. Сестрорецк, 2006. Архив ВИМАИВиВС, Ф.27. Оп. 16. Д. 66. Л. 1. Из статьи «Часовня во имя святых апостолов Петра и Павла и святителя чудотворца Николая в Сестрорецке» на сайте АБ «Литейная часть-91», дата обращения – 11.09.2014. Освящение часовни состоялось 6 сентября 2014 г. сайт СПб митрополии , дата обращения - 11.09.2014.  http://www.citywalls.ru/house25406.html Мемориальная часовня во имя апостолов Петра и Павла и святителя Николая Чудотворца была освящена осенью 1858 года в память о событии времён Крымской войны. 14 июня 1855 года селение Сестрорецк подверглось часовому массированному обстрелу с кораблей англо-французской эскадры. По молитвам прихожан Петропавловской церкви и жителей селения, собравшихся в момент нападения в храме и горячо молившихся в храме об избавлении от вражеской напасти, совершилось чудо. Сестрорецкий завод, строения и жители не пострадали, ранен был лишь один человек. В память о чуде избавления священник Петропавловской церкви Павел Лабецкий на свои средства (на месте ранения) устроил часовню. Позднее сложилась традиция ежегодно в ближайший к 14-му июня воскресный день к часовне из Сестрорецка совершать крестный ход. Под покровительством святых апостолов Петра и Павла город жил в течение 300 лет, будучи участником как славных, так и трагических событий российской истории. В наши дни Сестрорецк обрёл ещё двух небесных покровителей, служивших в храме святых апостолов Петра и Павла: Николая (Клементьева), епископа Сестрорецкого и пресвитера Григория Себаринова, последнего настоятеля сестрорецкого Петропавловского собора, закрытого и разрушенного в 1931 году. Они причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Священномученик Николай (Клементьев) служил и имел кафедру в сестрорецком Петропавловском соборе с июня 1924 года и до момента ареста, 18 декабря 1925 года. Даже в самые лютые годы испытаний, физических болезней, владыка Николай, не мыслил своей жизни без веры, без благодатного дара священства. Архиепископ Николай был приговорён к высшей мере наказания и 31 декабря 1937 года в 24 часа, в новогоднюю ночь - расстрелян. Он прошёл свой земной путь служения Богу и людям с удивительным смирением и самоотверженностью, не отступив от истинной веры под угрозами богоборческих властей. Архиерейским собором Русской Православнрй Церкви (13-16 августа 2000 года) архиепископ Великоустюжский и Сестрорецкий Николай (Клементьев) включён в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.

http://sobory.ru/article/?object=31437

Фото с сайта novodev.narod.ru До 1921 года он жил в Черниговском скиту Троице-Сергиевой лавры. В январе 1922-го патриарх возвел его в сан митрополита, а весной ему заочно вынесли первый официальный приговор: «два года в Архангельском концлагере». Но арестовали почему-то только в конце сентября. В тюрьме владыка тяжело заболел, его выпустили, но потом все-таки выслали в Архангельскую область. Срок он отбыл, вернулся в Москву, но там его снова арестовали. Спас снова патриарх Тихон – он ходатайствовал за владыку в ОГПУ, и через пару месяцев того выпустили, но из Москвы велели уехать. «С того момента, когда я уже что-то помнила, я знала, что у меня есть необыкновенный дедушка, который все время сидит где-то по тюрьмам. Вернулся он в Москву только в 1925 году, и с этого времени я с ним иногда общалась. После ссылок, лагерей и тюрем он в течение двух лет (1926 — 1928) находился в монастыре под Шуей. Дед мой там служил, он был хорошим музыкантом, он создал хор, проводил спевки. Я при всем этом присутствовала», – рассказывала его внучка, будущая первая настоятельница возрожденного Новодевичьего монастыря игумения Серафима. «По каким-то ему одному ведомым причинам дедушка не давил на меня религиозно-духовным авторитетом: не заставлял ходить в церковь, читать богословские книги, исполнять молитвенное правило… По-видимому, он предоставлял мне полную свободу в выборе жизненного пути в те тяжелые годы, которые выпали на долю моего поколения», — писала она в своих воспоминаниях. Высшая академия пастыря В 1928 году митрополит Серафим получил назначение на Ленинградскую кафедру и возглавлял ее до 1933-го, даже когда при выдаче паспортов ему отказали в ленинградской прописке и вынудили перебраться в Тихвин. Это были годы фактического разгрома церкви: приходские храмы массово закрывались, большинство оставшихся заместителю патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию не подчинялись, монашескую жизнь в Ленинграде фактически ликвидировали…      Владыке Серафиму было уже сильно за 70, физически он сильно сдал, а, судя по ненависти к нему властей, новый арест был не за горами. В 1933-м Временный патриарший синод уволил его на покой, и последним его пристанищем стали две комнаты в дачном домике недалеко от станции Удельная под Москвой.

http://pravoslavie.ru/109036.html

Матушка Наталия Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 27 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 Страницы жизни православной Москвы 20–90-х годов ХХ в. На северо-восточной окраине Москвы, в Лосинке, на обочине Ярославского шоссе стоит храм во имя святых мучеников Адриана и Наталии. В этом храме в течение 40 лет (1953–1994) служил добрый пастырь отец Владимир Соколов, которого с теплой признательностью по сей день вспоминают прихожане. Батюшка всецело принадлежал храму, весь лик священника светился радостью, своим великолепным тенором он возносил ликующую песнь хвалы Господу, будучи настоятелем, за ранней обедней читал “Апостола”, а когда не служил всенощную, то читал и пел с певчими. Вместе с отцом Владимиром клиросное послушание несла его матушка, Наталия Николаевна. Те, кто бывал тогда в храме, единогласно свидетельствуют: “Так, как читала часы Наталия Николаевна, никто не читал”. Слово читала тут неуместно: из глубины ее сердца лилась молитва, полная любви, благодарности и умиления, вся душа матушки как бы распахивалась перед Спасителем мира. Казалось, так молиться можно только в глухом скиту, порвав все связи с миром, а Наталия Николаевна жила в Москве, была матерью многочисленного семейства. Автобиографическая повесть матушки Наталии делает понятным феномен семьи Соколовых и приоткрывает завесу над будничной жизнью народа Божиего в советскую эпоху. Н. Н. Соколова родилась 8 сентября 1925 года в семье Пестовых. В жизни ее отца, Николая Евграфовича Пестова (1892–1982) сбылись провидческие слова отца Алексия Мечева, сказанные им на допросе в ГПУ: “Верующими не родятся, а становятся. Вот, может быть, пройдет время, и Вы уверуете в Бога, захотите стать священником, придете ко мне” 1 . Далекий от христианства, член коммунистической партии, начальник Всеобуча приуральского Военного округа (1919–1921), окружной военный комиссар Н. Е. Пестов пережил в начале 1921 года глубокое внутреннее потрясение, после чего уволился из рядов РККА, в скором времени нашел свой путь к Богу, познакомился с отцом Алексеем Мечевым и стал ревностным членом Маросейской общины. Позднее Николай Евграфович рассказывал в своем дневнике о том событии, которое переломило его жизнь:

http://pravmir.ru/matushka-nataliya/

11 См.: Демидов С. С. Из ранней истории Московской школы теории функций//Историко-математические исследования. Вып. 30. М., 1986. С. 124–130. 16 См.: Соль земли, то есть Сказание о жизни старца Гефсиманского скита иеромонаха Аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным Павлом Флоренским//Священник Павел Флоренский . Сочинения в четырех томах. Т. 1. М., 1994. С. 571–637. 17 См.: Кулигина А. П. А. Флоренский//Православные священники – собиратели русского фольклора. М., 2004. С. 212–236; Флоренский П. А. Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда. Издание Костромской губернской ученой архивной комиссии. Кострома. 1909. 25 Игумен Андроник (Трубачев). Голубка моя бедная...//Литературный Иркутск. 1989. Октябрь. С. 14. 33 См.: Трубачева М. С., [Трубачев А. С.]. Из истории охраны памятников в первые годы Советской власти. Комиссия по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой Лавры в 1918–1925 годах//Музей. Сб. 5. М., 1984. 34 См.: Флоренский П. А. Вопросы электроматериаловедения во Всесоюзном электротехническом институте (ВЭИ)//Социалистическая реконструкция и наука. 1932. Вып. 8. 36 См.: Письмо П. А. Флоренского В. И. Вернадскому 21 сентября 1929 года//Богословские труды. Сб. 24. М. ,1983. С. 230–231. 38 См.: Половинкин С. М. Реальность 1920– 1930-х годов и «Мнимости в геометрии» священника Павла Флоренского//Энтелехия. Кострома, 2000, 2. С. 67–77. 44 За время лагерной жизни отец Павел постоянно писал семье (сохранилось 150 писем). По цензурным соображениям, а также чтобы не травмировать семью и сохранять бодрое мировосприятие, отец Павел ничего не пишет об ужасах лагерной жизни. Обо всем, что касается Церкви, отец Павел пишет иносказательно: Высшая Воля (вместо Бог), Воплощение (вместо Воплощение Христово), постоянно думаю о вас (вместо молюсь), «я принимал удары за вас, так хотел и так просил Высшую Волю» (вместо принес себя в жертву, молился Богу), «сижу и думаю, что вы сегодня, вероятно, собрались все вместе» (вместо «сегодня Пасха и я молитвенно с вами»), «пишу 20-го и, следоват., вспоминаю Посад» (вместо: сегодня день Святой Троицы) и т. д. Причины иносказательности – в особой слежке за отцом Павлом и в его нежелании открывать свой внутренний мир чужим глазам. Письма представляют собой смиренное самосвидетельство исповеднического пути и уникальный источник по православной педагогике.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Филиппов А. Послание патриарха Тихона к духовенству от 25 сент./8 окт. 1919 г. М., 1920. Чистович И. А. Санкт – Петербургская духовная академия за последние 30 лет. СПб., 1889. Ширяев Б. Неугасимая лампада. М., 1991. Периодика Американский православный вестник, 1903 – 1907. Бакунина Э. Н. О последних днях патриарха Тихона//Вестник русского христианского движения во Франции. 1975. 115. Вестник Виленского Св. – Духовского Братства, 1914 – 1916. Вешнева М. А. Это память о днях в Донском...//Юность. 1990. N° 9. Всероссийский церковно – общественный вестник, 1917–1918. Известия ЦК КПСС. 1990. 4. Литовские епархиальные ведомости, 1914 – 1916. Любимов Н. Неувядаемый цвет//Москва. 1993. 7. Михайловский В. В России на краю... Из дневников 1917 – 1920 – х годов//Москва. 1993. 2. Московские церковные ведомости, 1917 – 1918. Новиков Н. Родословное древо святителя Тихона//Московский церковный вестник. 1992. N° 4. Одинцов М. Жребий пастыря//Наука и религия. 1989. N° 1, 4 – 6. Православный благовестник, 1900 – 1907. Псковский городской листок. 1891. N° 93, 96. Революция и Церковь , 1919 – 1924. Свет России. Московские воспоминания 1923 – 1927//Православная беседа. 1993. N° 2. Странник. 1893. N° 12; 1897. N° 6, 7. Трубецкой Г. Памяти св. патриарха Тихона//Путь. Париж, 1925, сентябрь. Холмско – Варшавский епархиальный вестник, 1892 – 1898. Церковные ведомости и Прибавления к церковным ведомостям, 1917 – 1918. Ярославские епархиальные ведомости, 1907 – 1914. Архивные материалы и рукописи Архив Министерства безопасности Российской Федерации, следственное дело патриарха Тихона, т. 2, 3, 5 – 29 (1 – й том утерян, 4 – й выдавать запрещено). Архив Министерства безопасности Российской Федерации, следственное дело митрополита Вениамина (Казанского). ГАРФ, ф. 130, оп. 2; ф. 55, оп. 1, д. 409; ф. 336, оп. 1; ф. 393, оп. 2, д. 1851; ф. 543, оп. 1; ф. 691с, оп. 1; ф. 1235, оп. 56, 95; ф. 1065, оп. 1 – 4; ф. 5263, оп. 1; ф. 5446с, оп. 55; ф. 5853, оп. 1; ф. 5972, оп. 1, д. 21а; ф. 6343, оп. 1; ф. Р – 1034, оп. 1 – 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В Тульской области, на родине святой Матроны Московской планируется создать музей ее памяти. Открытие музея запланировано на 22 ноября. 12 сентября. ПРАВМИР. В Тульской области, на родине святой Матроны Московской планируется создать музей ее памяти. Открытие музея запланировано на 22 ноября. В настоящее время в селе Себино Кимовского района Тульской области возводится деревянный дом, где будет расположен музей, сообщили «Интерфаксу» в среду в областном правительстве. Мощи святой Матроны находятся в Покровском женском монастыре Москвы. Блаженная Матрона родилась в 1885 году в Тульской губернии. От рождения она была не просто слепой — у нее совсем не было глаз, но девочка обладала даром духовного зрения. Согласно житию, с ранних лет ей были ведомы не только человеческие грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия. По ее молитвам люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. В 1925 году святая Матрона перебралась в Москву и прожила в ней до конца своих дней. 2 мая 1952 года завершился ее земной путь. В октябре 2004 года на Архиерейском Соборе Матрона Московская была причислена к лику общецерковных святых. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 марта, 2022 2 мая, 2020 2 мая, 2020 7 марта, 2020 6 марта, 2020 2 мая, 2019 27 августа, 2018 15 августа, 2018 8 марта, 2018 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/na-rodine-svyatoj-matr...

Казанская икона Возвращение Казанского собора: беседа с историком Михаилом Шкаровским Конечно, он был центром молитвенной жизни и отчасти центром социальной помощи. Советская власть запретила Церкви все виды деятельности, кроме богослужебной, еще декретом 1918 года. Но вопреки этому богадельня при Казанском соборе для престарелых женщин просуществовала до 1925 года. Община храма все эти годы оставалась довольно многочисленной и насчитывала несколько тысяч прихожан. При соборе активно действовал приходской совет. Осторожно, с постоянной оглядкой по сторонам, велась миссионерская и благотворительная деятельность. Сравнение Казанского собора с собором святого Петра не правомерно До начала празднования 200-летия Казанского собора остается совсем немного времени. Торжества в Петербурге — военный парад, концерты и научная конференция — пройдут с 20 по 25 сентября. Но успеют ли реставраторы закончить все работы к юбилею? Два праздника Почему молодой праздник День Народного Единства установлен 4 ноября и как эта дата связана с Казанской иконой Божией Матери? Об этом мы беседуем с клириком храма Казанской иконы Божией Матери на Красной площади священником Игорем Фоминым. Казанская икона Божией Матери: как Отечество от врагов отстояли Неумолимо сокращались последние часы жизни России. Слишком много «случайностей» должно было совпасть, чтобы дело Святейшего Патриарха Гермогена увенчалось успехом. Еще при жизни Святитель успел распорядиться, чтобы в ополчение была принесена Казанская икона Божией Матери... Великая Заступница [Видео] В Нижнем Новгороде формируется второе ополчение, собирают рати со всей Руси. И приходит рать из Казани — приносит с собой список Казанской иконы Божией Матери. Казанская икона Божией Матери: как Отечество от врагов отстояли Не только государственным мужам и дружинам указывала путь икона – по доброй традиции именно этой иконой благословляют на брак молодых родители, длинным списком чудес сопровождается этот образ Богоматери – один из самых любимых на Руси.

http://pravmir.ru/tag/kazanskaya-ikona/p...

Круговорот трагических событий 1917 года захватил и Московскую Академию. Пришедшие к власти атеисты, начиная притеснения Церкви, обрушили первый удар на ее духовные школы – академии и семинарии. Уже в 1918-1919 годах последовало физическое вытеснение этих учебных заведений из их законных помещений различными государственными учреждениями. Так здание МДА заняли прибывшие из Петрограда Высшие офицерские электротехнические курсы. В результате Академия прекратила свои занятия в Троице-Сергиевой Лавре и переместилась в Москву, где в различных помещениях в невыносимых экономических и политических условиях просуществовала несколько лет вероятно до 1925 года. В связи с провокационным декретом Советского Правительства об изъятии церковных ценностей многие преподаватели Академии подверглись репрессиям и претерпели мученическую кончину . Светильник русского богословского образования казалось, навсегда погас вместе с прошлой дореволюционной Россией. Но Богу было угодно, чтобы в лоне Русской Церкви вновь насадился священный вертоград, которому надлежало стать духовным рассадником пастырства для нивы Христовой на земле Святой Руси. Еще не отгремели орудия Великой Отечественной войны, как была заложена основа к возрождению духовной школы. После известного приема 4 сентября 1943 года в Кремле членов Синода, Правительство положительно отнеслось к идее учреждения богословских школ для кадрового пополнения образованных кандидатов священства. История возрождения Московской Духовной Академии связана с именами Святейших Патриархов Сергия и Алексия По поручению Патриарха Сергия в конце 1943 года решением Синода был утвержден проект организации высшей и средней богословских школ. И уже 14 июня 1944 года состоялось торжественное открытие Православно-богословского института и Богословско-пастырских курсов. Одна из древнейших московских святынь – Новодевичий монастырь стали кровом и пристанищем для возрождавшихся духовных школ. Процесс становления этих школ длился несколько лет. Это был путь искания форм, в которые должна была облечься деятельность новой системы духовного образования. И к третьему по счету учебному году (1946/47) в духовных школах Москвы произошли важные преобразования: Московский Богословский Институт и Богословско-пастырские курсы согласно резолюции Патриарха Алексия от 31 августа 1946 года были преобразованы в Московскую Духовную Академию (высшая школа) и Московскую Духовную Семинарию (средняя школа) под руководством одной администрации. Сроки обучения в Академии и Семинарии были установлены по 4 года .

http://pravoslavie.ru/193.html

Монастырь был окончательно закрыт. Отец Никон перебрался в Козельск и поселился на квартире, где уже жил оптинский монах Кирилл (Зленко). Здесь отец Никон стал принимать духовных детей, навещал монахинь Шамординского монастыря, которые расселились небольшими общинами по квартирам, вел с ними духовные беседы, отвечал на их вопросы и как-то во время беседы сказал: «Духовный отец только, как столп, указывает путь, а идти надо самому. Если отец духовный будет указывать, а ученик сам не будет двигаться, то он никуда не уйдет, а так и сгниет у этого столпа» . Служил отец Никон в Козельске в соборе. В его обязанность входило вести отношения с администрацией музея, образовавшегося на территории Оптиной пустыни, и он старался сохранить все, что возможно, из книг и церковного имущества. Многое музей из монастырского имущества по распоряжению властей распродавал с торгов, в частности священнические облачения, и отец Никон выкупал их для духовенства, приезжавшего из самых разных концов страны; он купил облачения для протоиереев Петра Павлушкова [m] , Петра Чельцова [n] и Иоанна Речкина [o] . В день памяти своего святого покровителя мученика Никона, 28 сентября 1925 года, отец Никон сказал своим духовным детям: «Сказано в Евангелии: “И  вы же свидетельствуете, яко искони со Мною есте” [Ин. 15, 27]. Обратите внимание на эти слова и вникните в их смысл. Потому и свидетельствовали о Господе Иисусе святые апостолы, а за ними святые мученики и вообще святые угодники Божии, что они, как говорит Сам Христос, искони, то есть всегда, были с Господом. Они всегда неразлучно пребывали с Господом, всегда они хранили усердно Его святые заповеди, всегда памятовали о Нем, во всем всегда творили Его святую волю. И если мы всегда будем с Господом, то и мы будем иметь силу и  мощь свидетельствовать о Нем, и мы будем иметь мужество, твердость и крепость исповедовать Его, и исповедовать не только языком, но и самою жизнью своею. Будет дана и нам благодать благодушно переносить всякое злострадание, всякую тяготу и превратность жизни ради Господа нашего Иисуса Христа...

http://fond.ru/kalendar/522/nikon/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010